Грибы.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Гудков Николай Васильевич

Методическая разработка позволяет познакомить учащихся с морфолого-анатомическими, физиологическими особенностями представителей грибов, их значением в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Загадочный мир грибов: морфолого-анатомическое строение, жизненные процессы и значение в природе (6 класс)

Основные технологии, используемые на уроке:

  • модульного обучения;
  • коллективной  мыследеятельности;  
  • проблемного обучения.

Цель: познакомить учащихся с морфолого-анатомическими, физиологическими особенностями представителей грибов, значением их в природе.

Задачи:

Образовательные:

  • обеспечить в ходе урока усвоение нового  материала о строении и процессах жизнедеятельности грибов; их видовом многообразии;
  • продолжить формирование умения работать с текстом учебника, решать познавательные задачи.

Развивающие:

  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное в ходе беседы, при работе с текстом учебника и дополнительным материалом;
  •  формировать и развивать систему исходных абстракций «организм», «популяция», «сообщество»; конкретизировать ряд эколого-биологических понятий при изучении видового разнообразия и значения грибов в природе;
  •  развивать умения работать с учебными проблемами и заданиями на основе которых исходные абстракции конкретизируются (соотносятся друг с другом).

Воспитательные:

формировать у учащихся мировоззренческий вывод о связи строения организма и среды обитания, целостности и структурной организованности природных сообществ.

Оборудование: таблицы «Строение грибного организма», Презентация слайд «Грибы», результаты опыта по разведению плесневого гриба, Цифровой микроскопы; раздаточные карточки для работы по теме.

Ключевые понятия: Эукариоты. Гифы. Мицелий. Хитин. Гликоген. Гетеротрофы. Сапробионты. Редуценты. Паразиты.  Микориза. Спорынья. Склероции. Хищничество. Заболевания: дерматоз, молочница, Ржавчина злаковых. Хлебопечение. Виноделие. Пивоварение. Сыроварение. Соевое тесто. Соевый соус. Соевый творог. Антибиотики. Отделы грибов: зигомицеты, аскомицеты, базидиомицеты, Неподвижные споры. Диплоидные споры полового размножения. Гаплоидные споры вегетативного размножения. Плодовое тело - вторичный мицелий.

Методы, приемы и средства.

Ход урока

1. Актуализация знаний и опыта учащихся по теме «Грибы». 

Постановка проблемных вопросов. 

– Кто из вас знает, что такое грибы? Что вы о них знаете? Где вы с ними встречались? Перечислите названия грибов, которые вы знаете. Где растут грибы?

– Кто может нарисовать гриб и рассказать о его строении?

– Отберите из предметов, разложенных на столе те, которые вы считаете грибами (на столе разложены муляжи различных шляпочных грибов, палочка дрожжей, ацидофильный грибок, заплесневелый кусок хлеба)

Оказывается, в бытовой практике мы знаем о грибах не так уж и много, а некоторые наши знания носят искаженный характер, например, представление о строении гриба, о местах их произрастания, о видах грибов.

2. Сообщение общей цели и ожидаемых результатов при изучении темы. 

Изучая данную тему, вы значительно расширите свои знания о грибах, об их огромном разнообразии (демонстрируем плакат или план урока), узнаете много интересного и удивительного о строении грибов, о способах размножения, о роли грибов в природе, о пользе и опасности для человека.

3. Сообщение плана изучения темы, методов проведения, конкретных целевых установок и эталонов контроля. 

Далее сообщаем учащимся, что тема рассчитана на два урока, называем темы уроков, методы их проведения, ориентируем на результат усвоения темы. С этой целью выдаем каждому ученику “зачетный лист” с перечнем понятий, которые необходимо усвоить  по данной теме, вопросов на воспроизведение и понимание изученного, а также некоторого количества нестандартных задач, требующих более глубокого понимания и самостоятельности мышления.

4. Предъявление алгоритма характеристики грибов как последовательности изучения учебных элементов программы.

Дадим общую характеристику грибов, которую будем составлять по плану:
1) количество видов;
2) распространение;
3) особенности: способ питания, содержание веществ, рост, размножение;
4) строение.…
     Перед описанием каждого из пунктов предлагаем вначале детям высказать свое мнение. После этого учитель излагает научную информацию сам или дети обращаются к тексту учебника. Основные положения ученики записывают в тетрадь.
     Итак, общая характеристика грибов.

 Элемент 1.

Проблемный вопрос.

1. Количество видов.

Кто догадается, сколько в природе существует видов грибов?

 Оказывается их более 100 тысяч. Записываем это в тетрадь.

Элемент 2.

Проблемный вопрос.

2. Распространение.  Повсеместно.

На вопрос: “Где растут грибы?” вы мне ответили: “В лесу”. И вы правы. Но, оказывается, грибы встречаются не только в лесу. Многие водятся в таких местах, где вообще нет лесов. Раньше думали, что в африканской пустыне Сахаре грибы не растут. Казалось бы, что в условиях, где очень сухой воздух и совсем нет влаги, а вместо влажной земли – раскаленный песок, грибы расти не могут. Но ботаники насчитали в этой пустыне 28 видов грибов.

Грибы проникли и на Крайний Север, где большую часть года земля стынет под снегом и льдом.

Показываем иллюстрации грибов: решеточника красного, цветохвостника Алгера, растущих в тропиках и пустынях; диктофоры сдвоенной, самой быстрорастущей, распространенной в Сибири и Приморье.

Элемент 3.

Проблемный вопрос. Проблемное изложение. Проблемный вопрос.

3.Особенности. 
Попробуйте вначале сами назвать особенности, которые отличают грибы от других растений.
А теперь запишем все особенности грибов в системе (по мере появления новых терминов и понятий обращаемся к ним в “Зачетном листе”).
а) Гетеротрофный способ питания – питание готовыми органическими веществами.
Проявляется в следующих вариантах:
– сапрофиты – за счет разложения отмерших растительных остатков: опавших листьев, веток;
- симбионты – получают питательные вещества от корней древесных пород, так как вступают с деревьями в своеобразную форму сожительства (симбиоз);
- паразиты – поселяются на живых тканях растений и животных, поражая их и вызывая заболевания.
б) Отсутствуют хлорофилл и пластиды.
в) Клеточная стенка содержит хитин и полисахариды.
г) Основное запасное вещество – гликоген.
д) Неподвижность.
е) Неограниченный рост
.

Поясняя этот пункт, приводим пример открытия, сделанного в 1992 г. биологами М. Смитом из США и Дж. Андерсоном из Канады. Они обнаружили в северных лесах американского штата Мичиган исполинский гриб вида Armillaria bulbosa. Гриб этот раскинулся на 15 га леса, а его масса оценивалась в 100 тонн. Гриб–гигант растет на корнях леса. Нити грибницы, словно щупальца, простираются от одной корневой системы дерева к другой, паразитируя одновременно на всех деревьях не менее полутора тысячелетия, сменив не одно поколение деревьев–хозяев. Единство исполинского живого организма ученые доказали с помощью генетического анализа. Пробы, взятые из разных мест грибного образования, указали на полную его генетическую идентичность. Совершенно определенно можно сказать, что гриб развился от одной единственной споры.
ж) Размножение с помощью спор.
з) Поглощение веществ из окружающей среды путем всасывания.
Анализируя приведенные особенности, предлагаем детям сформулировать основную особенность грибов:
– Подумайте, какой класс живой природы характеризуется признаками а–г?
– Правильно - это признаки общие с животными.
– А признаки д–з ? – Общие с растениями.
Записываем основную особенность грибов – наличие сходства как с растениями, так и с животными.

Элемент  4 .
Проблемное изложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Проблемный вопрос.
Проблемное изложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Проблемный вопрос.

4. Строение.
Демонстрируем слайд грибницы шампиньона с плодовыми телами.
То, что мы видим и собираем, не само растение, а всего лишь его часть – плоды или плодовые тела, что–то вроде огурца или яблока. Само же растение скрывается под землей. Если мы его увидим, очень удивимся: ничего похожего на обычное растение. Какие–то длинные тонкие нити, от которых расходятся во все стороны белые паутинки (гифы). Это не корни! Это и есть основное тело гриба – грибница (мицелий)!
Такому растению трудно прожить в одиночку. Листьев у него нет, а значит нет и зеленого пигмента – хлорофилла, без которого растению не обойтись. Грибу приходится искать помощи. Нити грибницы (гифы) растут от клубочка – центра в разные стороны. Тянутся они к молодым, сильным корням деревьев, проникают внутрь корешков и подключаются к сосудам, по которым текут живительные соки. Недостающие грибу вещества он будет теперь получать от дерева.
В пункте «Строение гриба» учащиеся записывают: «Тело гриба – грибница (мицелий), представляющая собой сеть тончайших нитей – гифов.»
Как вы думаете, грибница приносит дереву вред, питаясь его соками, или пользу?
Долгое время люди думали, что грибница губит деревья, иссушает их. Когда буря валила деревья, все видели: корни густо оплетены нитями грибницы. «Это гриб ослабил деревья»,– говорили крестьяне.– «Высосал их соки. Вот они и повалились». Оправдать грибницу помог случай. Около 100 лет назад в южной степи, неподалеку от нынешнего города Донецка, лесоводы решили вырастить лес. Заготовили желуди, посеяли в лунки, поливали водой. Желуди дали всходы, но через некоторое время стали вянуть и погибли.
Лесоводы обратились за помощью к ученым. Ученые обследовали погибшие дубки и обнаружили, что в почве нет грибных нитей. В следующий раз при посеве желудей добавили в лунки земли, взятой из старой дубравы с нитями грибницы. На этот раз дубки прижились, и лес дожил до наших дней.
Об аналогичном явлении рассказал Павел Лапков в телепередаче «Растительная жизнь». Известно, что в прибалтийских лесах широко распространен красивейший кустарник – вереск. Удивляет то, как ему удается разрастаться такими пышными кустами на чрезвычайно обедненных песчаных почвах. Было обнаружено, что корни вереска густо оплетены нитями грибницы.
Как вы думаете, какое значение имеет симбиоз гриба и корней деревьев?
После высказанных учащимися предположений приходим к выводу, что зеленые листья шлют подземному другу солнечные дары – сахар, образовавшийся в результате фотосинтеза, а благодарная грибница делится лишней водой, синтезирует и посылает дереву витаминные и минеральные добавки, помогающие дереву лучше питаться и быстрее расти.
Такой особый тип симбиотических отношений между грибом и корнями деревьев называется микориза (записывают в тетрадь и находят в перечне понятий и терминов для усвоения).

Элемент 5.
Проблемный вопрос.

5. Особенности шляпочных грибов. 
Обращаемся к опыту детей. Выясняем, какие шляпочные грибы дети знают, обратили ли внимание, какими особенностями отличаются одни грибы от других. Предлагаем поработать с грибов и обнаружить различные части.
Первое отличие, которое учащиеся обычно называют, это – съедобные и несъедобные грибы. Выясняем, можно ли по каким –то определенным внешним признакам дифференцировать грибы на съедобные и несъедобные. Рассматривая соответствующие грибы в атласе (плакате) и муляжи, дети приходят к отрицательному ответу. Значит такие грибы нужно запомнить.
Существенное же отличие, которое обнаруживается как у съедобных, так и у несъедобных грибов – это строение нижней поверхности шляпки гриба: она может быть трубчатая или пластинчатая. Эта нижняя поверхность, образующая споры, называется
гименофор.

Проблемный вопрос.

Продолжение темы начинаем с загадки. Хозяйка решила испечь хлеб. Взяла пшеничной муки, добавила в нее воды и соли, замесила тесто. Смазала сверху яичным желтком. Поставила в печь. Вынула через определенное время хлеб из печи. Тесто хорошо пропеклось, покрылось румяной корочкой, только вместо пышного хлеба получилась жесткая лепешка. Отчего так получилось?

3. Поиск ответа в учебнике и самоконтроль по зачетному листу.

Дети догадываются, что хозяйка забыла добавить дрожжи. А что такое дрожжи?
Записывают в тетради: «Дрожжи». В учебнике Пономарёвой  «Биология, 6 класс» в тексте «Дрожжи» учащиеся ищут ответы на вопросы:

строение дрожжей;

способы размножения;

как происходит почкование;

почему дрожжи называют сахарными;

значение дрожжей для человека.
В тетради учащиеся записывают: «Плесневые грибы –мукор, пеницилл». Находим их в таблице терминов в «Зачетном листе». Выписываем из учебника их основные признаки и свойства.
Предлагаем сравнить эти грибы и назвать признаки различия между ними.

4. Проблемный вопрос и проблемное изложение.

Самостоятельный поиск информации в учебнике.

Проблемное изложение.

Обращаемся к детям: «Кто знает, чем знаменит гриб пеницилл?»
Дополняем текст учебника рассказом о пенициллине.

Эта история началась с позеленевшей от плесени корки апельсина. На что может годиться эта корка? Только выбросить. Но вот, свыше ста лет тому назад петербургскому профессору Полотебнову пришлось осматривать больного, на руке у которого не заживали гнойные раны. Профессор решил лечить его своим способом. Соскоблил с апельсина зеленоватую плесень, приготовил из нее мазь и приложил к ранам. И случилось чудо – через два дня раны зажили. С тех пор профессор стал лечить этой мазью и других больных. Но что за сила таится в зеленой плесени, Полотебнов не знал.
Разгадать эту загадку удалось только через полвека. Помог случай.
Английский ученый
Флеминг давно изучал микробы, живущие в почве. В тот день, продолжая опыт, он взял плоскую чашечку, в которой выращивались микробы, и удивился. В открытой чашечке завелась зеленоватая плесень. На том месте, где она поселилась, микробов не было. Не было их и вокруг плесени. Микробы отступили. «Похоже, что плесень выделяет какое–то вещество, которое убивает микробов» – подумал Флеминг. Опыты подтвердили догадку ученого. Так был открыт пожиратель микробов – грибок пеницилл. Из него выделили лекарство, которое в честь грибка назвали пенициллином. Это лекарство помогло спасти миллионы людей, страдающих разными тяжелыми заболеваниями. Теперь пенициллин дополняет целое семейство лекарств со схожими свойствами. Возможно, кто–то из вас знает,  как называются эти лекарства? Да, все эти лекарства носят общее название – антибиотики (от слов «анти» – против, «биос» – жизнь).
Из учебника выписываем определение антибиотиков в тетрадь.
Грибы–паразиты.
Выписываем в тетрадь (и находим в «зачетном листе») названия грибов–паразитов: спорынья, головневые грибы, мучнисто–росяные, ржавчинные, трутовик.
Даем их краткую характеристику, работая с учебником и иллюстрациями.
Учитель дополняет текст учебника рассказом о спорынье, иллюстрируя картиной:
– Если увидите в ржаном колосе черные «рожки», знайте – это и есть спорынья. В старину при виде этих рожек крестьяне в страхе крестились. Им казалось, что из колосьев лезут рогатые черти. А черт, как известно, не к добру. «Бесовские проделки» могли кончиться плохо: стоило рожкам даже в ничтожном количестве попасть в муку, как хлеб становился ядовитым.
Но нет худа без добра. Со временем вредным грибком заинтересовались ученые и выяснили: из него можно получить замечательное лекарство. Оно останавливает самое сильное кровотечение. С тех пор «чертовы рожки» стали выращивать на специальных полях – там, где они не мешают посевам ржи.

Изучив все группы грибов – шляпочные, плесневые, грибы–паразиты, дети могут привести в систему знания о способах размножения грибов. Коллективно называя эти способы, записываем в тетрадях:
Способы размножения грибов:
а) вегетативное – частями мицелия, почкованием;
б) бесполое – спорами, образующимися в особых выростах мицелия или на концах специализированных гиф;
в) половое – слиянием половых клеток.


В заключении урока проводим проверку усвоенных знаний и выставляем оценки, а также напоминаем детям о домашнем задании.



Предварительный просмотр:

ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ по  теме “Грибы” 

ученика(цы) 6-го класса ––––––––––––––––––

 

Вопросы и задания для самоконтроля и итогового контроля.

самооценка 

I

Термины и понятия. 

  

1

Симбиоз.

 

2

Паразитизм.

 

3

Сапрофиты.

 

4

Гетеротрофный способ питания.

 

5

Гифы.

 

6

Микориза.

 

7

Мицелий (грибница).

 

8

Гименофор.

 

9

Споры.

 

10

Шляпочный гриб.

 

11

Мукор.

 

12

Пеницилл.

 

13

Антибиотики.

 

14

Дрожжи.

 

15

Спорынья.

 

16

Головневые грибы.

 

17

Мучнисто–росяные грибы.

 

18

Трутовики.

 

 

Итоговая оценка.

 

II

Вопросы и задачи.

 

1

К каким организмам по типу строения относятся грибы? 

  

2

Способы питания, характерные для грибов.

 

3

Какие признаки делают грибы похожими на животные организмы?

 

4

Общие признаки грибов и растений.

 

5

Какие грибы имеют одноклеточное строение?

 

6

Какие грибы имеют и грибницу и плодовое тело?

 

7

Где у различных грибов образуются споры?

 

8

Как размножаются грибы вегетативно?

 

9

Почему дрожжи называют сахарными грибами?

 

10

Что такое почкование дрожжей и как оно происходит?

 

11

Что общего между мукором и пенициллом?

 

12

Что такое антибиотики и из чего их получают?

 

13

Что называют микоризой и каково ее значение?

 

14

Каково значение трутовика в лесном хозяйстве?

 

15

Какой убыток сельскому хозяйству наносят грибы–паразиты

 

16

Каковы приспособления у грибов–паразитов к размножению?

 

17

Меры борьбы с паразитическими грибами.

 

18

Собрали плоды малины и земляники и оставили их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, а через несколько дней он забродил. Что могло вызвать брожение сока?

 

19

Белая плесень мукор относится к одноклеточным грибам, а сизая плесень – к многоклеточным. По каким признакам можно отличить грибные нити этих грибов?

 

20

В клетках грибов, даже зеленых сыроежек, отсутствуют хлоропласты. Какие предположения можно сделать о питании этих организмов?

 

21

Известно, что белки и зайцы способствуют распространению в лесах шляпочных грибов. Каким образом они это делают?

 

22

Наряду с грибами–паразитами растений в природе существуют и грибы–паразиты животных и человека. Где чаще всего поселяются грибы–паразиты на теле человека? Почему трудно избавиться от грибковых заболеваний?

 

 

Итоговая оценка.

 

Строение шляпочного гриба



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Загадочный мир грибов».

Задание 1. Обозначь части гриба. Из чего состоит грибница?

Задание 2. Найди правильный ответ.

  1. По способу питания грибы похожи на животных, т.к.:

а) способны к фотосинтезу,

б) автотрофные организмы

в) гетеротрофны и поглощают пищу путём всасывания.

  1. Основная часть гриба называется:

а) симбиозом,

б) микоризой,

в) мицелием.

  1. К пластинчатым грибам относят:

а) подберёзовик,

б) шампиньон,

в) масленок.

  1. Симбиоз грибницы с корнем называется:

а) мицелием,

б) плодовым телом,

в) микоризой.

  1. С помощью чего НЕ могут размножаться грибы:

а) спор,

б) мицелия,

в) семян?

  1. Белый пушистый налет на хлебе – это гриб …

а) пеницилл,

б) трутовик,

в) мукор.

  1. Гриб, питающийся органическими  веществами живых организмов, это :

а) дрожжи,

б) фитофтора,

в) мукор.

  1.  Гриб-кистевик, из которого вырабатывают лекарство, это:

а) пеницилл,

б) трутовик,

в) мукор.

  1. Микроскопические грибы, издавна применяемые человеком для изготовления кваса, это:

а) фитофтора,

б) дрожжи,

в) мукор.

  1. Дрожжи размножаются:

а) спорами,

б) почкованием,

в) мицелием.

  1. Гриб-паразит, поражающий хлебные злаки , это:

а) фитофтора,

б) трутовик,

в) головня.

  1. Споры какого гриба, попав с мукой в пищу, могут вызвать отравление:

а) спорынья,

б) трутовик,

в) головня?

  1. К заболеваниям человека, вызываемым грибами, относят:

а) туберкулез,

б) стригущий лишай,

в) ангина.

  1. Плодовое тело гриба … имеет форму копыта:

а) спорыньи,

б) трутовика,

в) головни.

15.Симбиоз грибницы и корней дерева называется:

а) мицелий,

б) плодовое тело,

в) микориза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

Тест разработан по материалам пп. 42-43 учебника природоведения Пакуловой В.М. для 5 класса....

Грибы как царство живой природы. Грибы нашего леса. 6 класс

1. Он в осиннике родился. Как в траве ни притаился,Все равно его найдем: шляпка красная на нем.                            ...

«Царство грибы. Отдел настоящие грибы».

раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, живо...

Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».

Урок разработан с применением  модульной технологии, по авторской программе Пасечника....

Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс

Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....