Кружок " Тропинка к своему Я"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Киселева Наталья Александровна

Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_tropinka_k_svoemu_ya.docx42.01 КБ

Предварительный просмотр:

 «Все великое начинается с малого»

Пояснительная записка

Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения. В настоящее время можно выделить 2 основных объекта общей проблемы.

Первый из них касается известной хаотичности и противоречивости развития экономики, второй самого человека, уровня его подготовленности к осознанному использованию современных достижений в производственных и бытовых сферах.

Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности людей так, как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения.

Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде -экологическим.

Пути реализации целей школьного экологического образования могут быть самыми разными: экологизация учебных дисциплин, создание интегрированных курсов, введение в практику обучения специального предмета раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды, а также дополнительные занятия с учащимися во время кружковой деятельности.

В процессе обучения и воспитания учащихся важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологических функций веществ, их двойственная роль в живой природе и последствия загрязнения для организмов, причинах нарушения биогеохимических циклов.

Для реализации экологического подхода необходимо проанализировать учебную программу по таким предметам как биология, география, химия, физика и др.. Особое внимание необходимо обратить на вопросы, вызывающие серьезную обеспокоенность за состоянием окружающей среды. Это глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсических тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклеогидами, истощение природных ресурсов планеты.

Экологический подход необходимо реализовывать и через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при изучении производств и проведении ролевых игр.

Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем. возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию с учащимися приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Задачи с экологическим содержанием создаются учителем с определенной целью, а именно формирование экологических знаний и ответственного отношения к природе. Роль задач в процессе обучения определяется, прежде всего, тем, что цели обучения предмету не сводятся только к овладению определенными методами и способами решения задач; через решение задач происходит усвоение предметной действительности. Полноценный результат обучения будет достигнут при условии применения знаний в ходе решения задач. При таком подходе, решение задач выступает как цель и как средство обучения.

Кружок разработан на 3 года по 1 часу в неделю для детей от 11 до 13 лет

Цели программы:

  1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
  2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
  3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.
  4. Озеленение школьного участка

               Задачи:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научиться применять на практике полученные знания.
  • формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
  • развивать творческую деятельность по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям:
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
  • эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.
  • Озеленение школьного участка

Методы обучения:

К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.


Календарно- тематический план

1 час в неделю, всего 35 часа 5 класс 1 год

№ п/п

Дата  

Кор-ка

Наименование темы занятия

Примечание, задание

Тема 1. Введение.

1.

 Определение темы работы кружка  

Тема 2. Зеленый пояс Земли.

2

Растения - необходимое условие здоровья человека.

Изучения растений

3

Выбор растении для работы. И место их посадки

4.

Разработка клумб

5.

 Правила посадки  растений

Тема 3. Жизнь под землей.

6.

Почва - среда жизни растений и организмов.

7.

Состав и структура почвы. Плодородие почвы.

8.

Выбор почвы для растений

Тема 4 . Посев рассады

9.

Группы растений по их хозяйственному  значению.

10.

Посев семян хризантемы

11.

Посев семян анютины глазки

12.

Посев семян цинний

13.

Определения прогревания почвы

14.

Определения поступления освещения

15.

Прорастания семян

16.

Прорастания семян

17.

Прорастания семян

18.

Прорастания семян

19.

Прорастания семян

20.

Прорастания семян

21.

Определение условий всхожести семян

22.

Подсевания семян ( по необходимости)

23.

Прорастания семян

24.

Прорастания семян

25

Прорастания семян

26

Прорастания семян

27

Рост рассады

28

Поступление солнечного света

29

Проверка влажности почвы

30

Пикирование рассады

31

Пересадка рассады по емкостям

32

Высадка растений по мере вырастания

33

Высадка растений по мере вырастания

34

Уход за растениями

35

Вывод по окончанию проекта


Календарно- тематический план

1 час в неделю, всего 35 часа 6 класс 2 год

№ п/п

Дата  

Кор-ка

Наименование темы занятия

Примечание, задание

Тема 1. Введение.

1.

 Определение темы работы кружка  

Тема 2. Зеленый пояс Земли.

2

Растения – необходимые для человека.

Изучения растений

3

Выбор растении для работы.

4.

Изучение условий существования растений.

5.

Изучение правил сбора, использования  растений

Тема 3. Жизнь под землей.

6.

Почва и ее изменение.

7.

 Плодородие почвы.

8.

Выбор почвы для растений и посадки

Тема 4 . Посев рассады

9.

Группы растений по значению.

10.

Посев семян ноготки

11.

Посев семян анютины глазки

12.

Посев семян хризантем кустистой

13.

Определения прогревания почвы

14.

Определения поступления освещения

15.

Прорастания семян

16.

Прорастания семян

17.

Прорастания семян

18.

Прорастания семян

19.

Прорастания семян

20.

Прорастания семян

21.

Определение условий всхожести семян

22.

Подсевания семян ( по необходимости)

23.

Прорастания семян

24.

Прорастания семян

25

Прорастания семян

26

Прорастания семян

27

Рост рассады

28

Поступление солнечного света

29

Проверка влажности почвы

30

Пикирование рассады

31

Пересадка рассады по емкостям

32

Высадка растений по мере вырастания

33

Высадка растений по мере вырастания

34

Уход за растениями

35

Вывод по окончанию проекта

Календарно- тематический план

1 час в неделю, всего 35 часа 7 класс 3 год

№ п/п

Дата  

Кор-ка

Наименование темы занятия

Примечание, задание

Тема 1. Введение.

1.

 Определение темы работы кружка  

Тема 2. Зеленый пояс Земли.

2

Распределение обязанностей по растениям.

Изучения растений

3

Выбор растении для работы.

4.

Изучение условий существования растений.

5.

Изучения данных о растениях

Тема 3. Жизнь под землей.

6.

Структура почвы.

7.

Изменение  состава под воздействием окр. среды

8.

Выбор почвы для растений и посадки

Тема 4 . Посев рассады

9.

Выбор растений для посадки

10.

Посев семян хризантем

11.

Посев семян бархоцев

12.

Посев семян цинеррарии

13.

Определения прогревания почвы

14.

Определения поступления освещения

15.

Прорастания семян

16.

Прорастания семян

17.

Прорастания семян

18.

Прорастания семян

19.

Прорастания семян

20.

Прорастания семян

21.

Определение условий всхожести семян

22.

Подсевания семян ( по необходимости)

23.

Прорастания семян

24.

Прорастания семян

25

Прорастания семян

26

Прорастания семян

27

Рост рассады

28

Поступление солнечного света

29

Проверка влажности почвы

30

Пикирование рассады

31

Пересадка рассады по емкостям

32

Высадка растений по мере вырастания

33

Высадка растений по мере вырастания

34

Уход за растениями

35

Вывод по окончанию проекта

Тематическое планирование

Наименование темы

Количество

часов

Форма

проведения

занятия

Образоват.

продукт

Сроки проведения

Теория

Практика

план

факт

Вводное занятие.

Цели и задачи, план работы кружка.

1

Беседа

конспект

Зеленый пояс Земли.

Изучение и построение работы с растительным миром

4

Беседа

Конспект

Жизнь под землей.   Изучение о строении почвенного слоя Земли о его структуре и значемости. 

3

1

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

 Посев рассады.  Изучение структуры и размещение цветов. Выбор видов цветов для работы Выращивание и и уход за растениями . Вразные периоды роста растений.

3

22

Рассказ с элементами беседы. Практические занятия

Оформление результатов занятия.

Подведение итогов работы кружка (1ч).

Представление  результатов работы. Анализ работы.

1

Представление  результатов работы.

Результаты работы. Отчёт о проделанной работе.

Всего: 35 ч

12

23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок «Тропа выживания»

Кружок «Тропа выживания» предназначен для формирования системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выживания в природной среде в случае экстремальной ситуации. Рабочая программа...

Тропинка к своему Я

Занятие для 10-11 классов...

Тропинка к своему Я

Тропинка к своему Я...

Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 1 класс.

Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и  программы «Жизненные навыки» под  ред. С.В. Кривцовой.Цель курса психо...

Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 2 класс.

Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и  программы «Жизненные навыки» под  ред. С.В. Кривцовой.  Цель курс...

Календарно-тематическое планирование "Тропинка к своему Я" ( ФГОС) 5, 6 класс

Календарно-тематическое планирование психологических занятий в рамках внеурочной деятельности " Тропинка к своему Я"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов....