Кружок «Тропа выживания»
рабочая программа по обж по теме

Козлова Людмила Борисовна

Кружок «Тропа выживания» предназначен для формирования системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выживания в природной среде в случае экстремальной ситуации. 

Рабочая программа кружка создана на основе примерной программы курса «Осно­вы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. Для учащихся государственных учебных общеобразовательных заведений РФ» (В.Н.Латчук, М.: Дрофа, 2010) и дает возможность учащимся расширить свои знания и приобрести практические навыки поведения, необходимые для выживания в природной среде в случае экстремальной ситуации.

Программа кружка строится на основе формирования целостного представления об опасностях природной среды и предполагает привитие знаний и умений распознавать и оценивать опасные факторы, определять способы защиты, от них, ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь. Кроме того, содержание кружка направлено на формирование ряда физических качеств и психических черт личности, необходимых для решения вопросов выживания в различных аварийных ситуациях.

Отличительной чертой данного кружка является его ярко выраженный прикладной характер. Его усвоение обучающимися возможно только через постоянный тренинг. Цель любого занятия -  не только и не столько сообщить соответствующий объем знаний, сколько выработать достаточно твердые умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_tropa_vyzhivaniya.doc408.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Человечество достигло огромных высот в техническом прогрессе: мир опутан сетью железных дорог, линиями телекоммуникации и электросетями, самолеты позволяют преодолевать расстояние за часы, тогда как еще век назад на преодоление этих же расстояний требовались месяцы. Человечество подчиняет себе природу стихийных явлений и учиться их предсказывать. Но и современная система защиты дает сбой, и тогда человек, отправившийся в путешествие, остается один на один с природой. Только в таких ситуациях человек понимает, что природа не покорилась ему, но лишь несет бремя человечества, использующего ее богатства в своих целях и дающего взамен слишком мало.

Человек может попасть в экстремальные ситуации по целому ряду причин. Это авиакатастрофа, кораблекрушение, потеря ориентации группой туристов, поломка систем связи в турпоходе или просто попытка победить природу в одиночку в этих и во многих других случаях человек может выжить сам и спасти своих товарищей, правда для этого потребуется очень много. Выживание в природе можно сравнить с войной. Вокруг вас разрываются снаряды, свистят осколки и пули; каждый шаг может стать последним: мины, а вы простые солдаты. Выжить здесь вам помогут знания военного дела,  навыки разминирования, воля к жизни и чувство самосохранения; эти качества помогли нашим дедам победить в тяжелейшей войне ХХ столетия – в Великой Отечественной войне. Примерно то же потребуется и от вас, если вы вдруг окажетесь участником аварийной посадки самолета или вертолета в малонаселенной местности, потеряете маршрут или из-за трагических обстоятельств лишитесь снаряжения и продуктов в походе.

Кружок «Тропа выживания» предназначен для формирования системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выживания в природной среде в случае экстремальной ситуации.  

Рабочая программа кружка создана на основе примерной программы курса «Осно вы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. Для учащихся государственных учебных общеобразовательных заведений РФ» (В.Н.Латчук, М.: Дрофа, 2010) и дает возможность учащимся расширить свои знания и приобрести практические навыки поведения, необходимые для выживания в природной среде в случае экстремальной ситуации.

Программа кружка строится на основе формирования целостного представления об опасностях природной среды и предполагает привитие знаний и умений распознавать и оценивать опасные факторы, определять способы защиты, от них, ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь. Кроме того, содержание кружка направлено на формирование ряда физических качеств и психических черт личности, необходимых для решения вопросов выживания в различных аварийных ситуациях.

Отличительной чертой данного кружка является его ярко выраженный прикладной характер. Его усвоение обучающимися возможно только через постоянный тренинг. Цель любого занятия -  не только и не столько сообщить соответствующий объем знаний, сколько выработать достаточно твердые умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Цель программы: приобретение знаний и умений выживания в условиях вынужденной автономии в природной среде.

Задачи программы:

  • привитие знаний и элементарных навыков безопасного поведения в природных условиях;
  • формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности;
  • выработка навыков аналитического поведения в жизнеопасных ситуациях;
  • систематизация знаний о факторах риска в природной среде;
  • формирование первичных навыков в природной среде.

Продолжительность программы: данная программа рас считана на 1 год обучения.

Объем программы: 70 часов, по 2 часа в неделю.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно ориентированного подхода (обращения к субъективному опыту обучающегося, то есть к опыту его соб ственной жизни; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
  • природосообразности (учитывается возраст обучающего ся, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предпо лагающий выполнение заданий различной степени сложности);
  • сознательного усвоения обучающимися учебного мате риала;
  • систематичности, последовательности и наглядности обучения.

В процессе обучения используются следующие методы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практический.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • групповая.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закреп ляющий знания по данной теме;
  • рубежный, который проводится после завершения изуче ния каждого блока;
  • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое зна чение имеет коллективный анализ. При этом отмечаются наибо лее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению заданий, разбираются характерные ошибки.

Контроль может осуществляться в следующих формах:

  • текущий контроль;
  • выполнение практических занятий;
  • тематический контроль.

Знания по курсу учащиеся могут усваивать на трёх уров нях:

Первый уровень - знания-знакомства. На этом уровне уча щиеся должны среди нескольких понятий, ситуаций правильно найти тот ответ, который предъявлен для опознания;

Второй уровень - знания-копии. Учащиеся должны воспро извести сведения о тех или иных понятиях самостоятельно, без опоры, а также применять знания о них в стандартных (знако мых) ситуациях.

Третий уровень - знания-умения, навыки. Учащиеся должны уметь решать поставленную задачу в ситуациях, не всегда стан дартных, за определенный промежуток времени.

Планируемый результат: 

  • приобретение учащимися навыков правильного анализа и адекватного поведения в жизнеопасных ситуациях, психической устойчивости в условиях повышенной опасности;
  • формирование умения выживать при автономном существовании в природной среде.

Программа будет завершена одно-двухдневным походом на природу с целью проверки сформированности навыков выживания в природной среде, умения анализировать и принимать целесообразные решения в опасных ситуациях.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-

во

час

Теоретические занятия

Практические занятия

часы

часы

1

Понятие об автономном существовании в природных условиях

18

12

6

2

Схема действий в послеаварийный период и ориентирование на местности

10

8

2

3

Обеспечение выживания в условиях  вынужденной автономии в природной среде

12

8

4

4

Организация питания и водопотребления в условиях автономного существования в природной среде

14

12

2

5

Первая медицинская помощь в аварийных условиях

10

2

8

6

Защита от опасных животных и насекомых

4

2

2

7

Защита творческих проектов

2

2

-

Итого

70

Содержание курса

Тема 1. Понятие об автономном существовании в природных условиях.        

Возможные случаи автономного существования человека в природной среде. Факторы риска и выживания. Тактика выживания.

Тема 2. Схема действий в послеаварийный период и ориентирование на местности. 

Последовательность действий при вынужденной автономии. Психологический аспект выживания. Физическая подготовка как фактор выживания. Подача сигналов бедствия. Поиск людей. Сущность ориентирования на местности. Различные способы определения сторон света. Выбор направления движения. Выдерживание курса.

Тема 3. Обеспечение выживания в условиях вынужденной автономии в природной среде.

Сооружение временного укрытия из подручных материалов. Использование различных подручных средств для изготовления предметов, необходимых для обеспечения выживания. Способы добычи огня и устройство бивака.

Тема 4. Организация питания и водопотребления в условиях автономного существования в природной среде.        

Виды и способы изготовления примитивной посуды. Поиск и использование водоисточников, организация питьевого режима.  Использование дикорастущих съедобных растений, плодов, ягод, грибов. Рыбалка как наиболее доступный источник продуктов питания. Самодельные рыболовные снасти. Продукты животного происхождения. Охота и охотничьи снасти. Нетрадиционные продукты суши и моря. Ядовитые растения и первая медицинская помощь при отравлениях.

Тема 5. Первая медицинская помощь в аварийных условиях.

Возможные травмы в аварийных ситуациях разного рода. Само- и взаимопомощь при ранениях, ожогах, кровотечениях, тепловых ударах, обморожениях, переломах. Реанимационные мероприятия. Профилактика возможных заболеваний в условиях автономного существования. Лекарственные растения и их использование.

Тема 6. Защита от опасных животных и насекомых.

Опасные животные. Правила безопасного поведения в природной среде. Ядовитые змеи. Ядовитые насекомые. Первая помощь при укусе змей и ядовитых насекомых.

Тема 7. Защита творческих проектов.

Факторы риска и выживания в различных климатографических зонах. Способы выживания в условиях вынужденной автономии в различных климатографических зонах

Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

проведения урока

Наименование разделов и

тем уроков

Всего

часов

Из них

Лабораторные  (практические) работы

Формы контроля

Примечание

1.

Понятие об автономном существовании в природных условиях

18

6

1

Цели задачи  и содержание программы обучения

2

2

Факторы риска

2

3

Факторы выживания

2

4-5

Тактика выживания

4

2

6

Общая схема действий в первые минуты аварии

2

7

Физическая подготовка как фактор выживания

2

2

8-9

Роль психической устойчивости человека в условиях автономного существования

4

2

2.

Схема действий в послеаварийный период и ориентирование на местности

10

2

10

Правила подачи сигналов бедствия

2

11- 12

Ориентирование на местности

4

2

13

Поиск людей

2

14

Послеаварийный переход

2

3.

Обеспечение выживания в условиях вынужденной автономии в природной среде

12

4

15

Изготовление самодельного походного снаряжения и примитивной одежды и обуви

2

16- 17

Укрытия для защиты от неблагоприятных климатических воздействий

4

2

18

Необычное использование обычных вещей

2

19- 20

Способы добычи огня и обустройство кострового бивака

4

2

4.

Организация питания и водопотребления в условиях автономного существования в природной среде

14

2

21

Изготовление примитивной посуды

2

2

22

Поиск и использование водоисточников. Организация питьевого режима

2

23

Использование для питания дикорастущих съедобных растений, плодов, ягод, грибов

2

24

Ядовитые растения и грибы. Оказание первой медицинской помощи при отравлении

2

25

Рыбалка как наиболее доступный источник продуктов питания

2

26

Продукты животного происхождения. Охота и охотничьи снасти

2

27

Нетрадиционные продукты суши и моря

2

5.

Первая медицинская помощь в аварийных условиях

10

8

28

Возможные травмы в аварийных ситуациях разного рода. Само- и взаимопомощь при переломах.

2

2

29

Само- и взаимопомощь при ранениях, кровотечениях

2

2

30

Само- и взаимопомощь при ожогах,

тепловых ударах, обморожениях

2

2

31

Реанимационные мероприятия.

2

2

32

Профилактика возможных заболеваний в условиях автономного существования. Лекарственные растения и их использование

2

6.

Защита от опасных животных и насекомых

4

2

33

Опасные животные. Правила безопасного поведения в природной среде.

2

34

Ядовитые змеи. Ядовитые насекомые. Первая помощь при укусе змей и ядовитых насекомых

2

2

7.

Защита творческих проектов

2

35

Особенности выживания в различных климатических зонах (защита творческих проектов)

2

ИТОГО

70

Требования к уровню подготовки

После окончания курса обучения учащиеся

должны знать:

  • факторы риска и выживания при возникновении автономии;
  • тактику выживания;
  • различные способы подачи сигналов бедствия;
  • различные способы ориентирования;
  • способы добычи огня и устройство бивака;
  • способы добычи воды и водоисточников;
  • опасных животных и насекомых;

должны уметь:

  • использовать различные подручные средства для обеспечения выживания;
  • оказывать первую медицинскую помощь в условиях автономного существования себе и другим;
  • изготавливать примитивную посуду;
  • организовывать питание в условиях автономного существования.

ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся:

Волович, В.Г. Академия выживания / В.Г.Волович. – М.: Толк, 1995

Ильичев, А.А.  Популярная энциклопедия выживания. – М.: Изд-во ЭКСМР-Пресс, 2002.

Михайлов, В.С., Фатеева, Е.М. Добрая каша семьи не портит. – М.: Медицинско-оздоров. кооператив «Шанс», 1991.

Физкультура для всей семьи / сост. Т.В.Козлова, Т.А.Рябухина – м.: Физкультура и спорт, 1989.

Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника /под ред. С.К.Шойгу. – М., 2004.

Для учителя:

Агаджанян, Н.А., Катков, А.Ю. Резервы нашего организма. – М.: Знание, 1990.

Волович, В.Г. Академия выживания / В.Г.Волович. – М.: Толк, 1995

Волович, В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В.Г.Волович. – М.: Знание, 1990

Гостюшин, А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А.В.Гостюшин. – М.: Зеркало, 1994

Ильичев, А.А.  Популярная энциклопедия выживания. – М.: Изд-во ЭКСМР-Пресс, 2002.

Лекарственные растения средней полосы европейской части России / сост. Н.Г. Кучина – М.: Изд-во «Планета», 1992

Лукоянов, П.И. Самодельное туристическое снаряжение. / П.И.Лукоянов. – Н.Новгород, 1997

Некляев, С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы. / С.Э. Некляев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2005. – № 11; 2005. - № 12

Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Ч. 1. – Самара: Изд-во Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1994

Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: сборник элективных курсов / авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова, Е.Г.Хаустова. – Волгоград: Учитель, 2009

Основы безопасности жизнедеятельности.автономное существование в природных условиях. 9 класс: элективный курс / авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007

Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях / сост. А.И. Гомончук / методическая разработка для студентов педагогических университетов. – Волгоград: 1998

Поляков, В.В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В.В.Поляков, Е.А.Сербаринов. – М., 1992

Справочник лекарственных растений. – М., 1999

Учебник спасателя / под ред. Ю.Л. Воробьева. М., 1997

Согласована

Зам. директора по УВР МОУ СОШ № 4

_____________________Н.А.Смолякова

«_____»________________2012 г.    

Утверждена

 
Директор  МОУ СОШ № 4

____________О.В.Мишина  
 
приказ от_________№ _______

Комитет по образованию администрации МО Щекинский район

Муниципальное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №4»
 
 


Дополнительное образование

Кружок «Тропа выживания»

 

Преподаватель – организатор ОБЖ: Тимофеева Л.Б.

 
 

Рассмотрена на заседании ШМО

преподавателей – организаторов ОБЖ, технологии, физического воспитания

             протокол  от «    » __________ 20__ года № __

2012/2013 уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок " Тропинка к своему Я"

Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран....

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

доклад для педсовета "Воспитание и социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого гражданина в учащихся, посещающих кружок «Азбука выживания»»

В своей внеурочной работе «Азбука выживания» руководствуюсь принципом «Выживание – это прежде всего деятельность разума». Необходимость подготовки в области  выживан...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза....

Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора»

Экологическая тропа «По тропинкам школьного двора"        Экологическая тропа – это маршрут на местности, который специально оборудован для целей экологического об...