Календарно - тематическое планирование по биологии для 6 класса.
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Гордеева Вера Александровна

Календарно - тематическое планирование по биологии для 6 класса составлено из расчёта 2 часа в неделю. Всего - 70 часов.

Учебник- "Биология.6 класс. Под редакцией И. Н. Пономарёвой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kal.-tem.plan-e_6b.docx40.83 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование     6 класс

урока

Дата

Содержание (раздел, тема урока)

Кол-

во часов

Кол-во

л/р,

пр/р

При-

меча-

ние

ВВЕДЕНИЕ

1

1

Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Многообразие органического мира. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений.

1

I. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ

6

2

Многообразие растений: культурные и дикорастущие, однолетние и многолетние, лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. (данные по Тульской области)

1

3

Основные органы растений. Семенные и споровые
растения. Цветковые растения.

1

4

Лабораторная работа  1 «Знакомство с цветковыми растениями». Лабораторная работа 

 2 «Споры  у папоротника».

1

5

Признаки живых организмов, их проявление у растений. Растение как живой организм и как биосистема. Признаки растений. Органы растений. Растения как живой организм и как биосистема.

1

6

Условия жизни растений. Основные экологические факторы. Четыре среды жизни растений. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам.

1

7

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений». Наблюдение за ростом и развитием растений.

1

II. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИИ.

5

8

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Лабораторная работа  3 «Знакомство с приемами работы с увеличительными приборами и лабораторными инструментами».

1

9

Особенности строения и жизнедеятельности растительной клетки. Разнообразие растительных клеток. Лабораторная работа  4 «Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом».

1

10

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление. Дыхание, питание. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды.

1

11

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений.

12

Органические и неорганические вещества клетки.

Накопление солнечной энергии в органических веществах.

1

III. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИИ

18

1. СЕМЯ

3

13

Внешнее и внутренне строение семян. Типы семян, их разнообразие. Лабораторная работа  5 «Строение семени однодольного и двудольного растения».

1

14

Условия прорастания семян. Всхожесть семян, длительность ее сохранения.

1

15

Значение семян для растений в природе, в хозяйственной деятельности человека

1

2. КОРЕНЬ

3

16

Внешнее строение корня. Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа  6 

« Строение корня у проростка тыквы». Опыты по изучению состава почвы.

1

17

Внутренне строение корня. Зоны корня. Кончик корня - апекс и корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их значение.

1

18

Значение корней в связи с выполняемыми функциями. Видоизменение корней.

1

3. ПОБЕГ

8

19

Побег. Строение и значение. Вегетативные и генеративные побеги.

1

20

Почка - зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение почек. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвлений. Лабораторная работа  7 «Строение вегетативных и генеративных почек».

1

21

Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Разнообразие листьев. Мякоть листа и покровная ткань. Лабораторная работа  8 «Внешнее строение листа».

1

22

 Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа. Постановка опытов по изучению процессов жизнедеятельности растений (испарения, газообмена).

1

23

Стебель. Внешнее и внутреннее строение. Узлы и междоузлия. Рост стебля. Годичные кольца.

1

24

Лабораторная работа 9. «Внешнее и внутреннее строение стебля».

   1

25

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные, надземные и подземные.

1

26

Видоизменения подземных побегов. Лабораторная работа  10. «Внешнее строение корневища и клубня».

1

4. ЦВЕТОК И ПЛОД

4

27

Цветок, его значение и строение. Мужские и женские части цветка. Биологическое значение соцветий. Лабораторная работа  11. «Знакомство с типами соцветий».

1

28

Цветение и опыление растений. Лабораторная работа  12 «Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений».

1

29

Плод. Разнообразие и значение плодов.

1

30

Взаимосвязь клеток, тканей, органов – основа целостности растительного организма. Экскурсия. Жизнь растений зимой.

1

IV. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ

11

31

Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Удобрения органические и минеральные.

1

32

Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла. Автотрофы и гетеротрофы.

1

33

Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства в атмосфере кислорода и углекислого газа.

1

34

Дыхание растений. Зависимость процесса дыхания от условий окружающей среды.

1

35

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Лабораторная работа  13 «Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде».

1


36

Половое и бесполое размножение растений, биологическое значение. Понятие об оплодотворении у растений и образование зиготы.

1

37

 

Вегетативное размножение у растений, значение в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки,

размножение тканями.

1

38

Использование вегетативного размножения. Лабораторная работа 14 «Черенкование комнатных растений».

1

39

Рост и развитие растений. Направление роста. Понятие об онтогенезе. Этапы развития растения.

1

40

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Распознавание органов, систем органов растений.

1

41

Повторение темы: «Основные процессы жизнедеятельности растений».

1

V. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ

10

42

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчинённость. Основные систематические единицы (категории таксонометрические): вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отряд), царство. Вид - основная единица систематики.

 1

43

Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

1

44

Лабораторная работа  15 «Определение одноклеточных водорослей в аквариуме».

1

45

Главные признаки основных отделов. Отдел Мохообразные. Общая характеристика, размножение, развитие. Значение в природе и народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений. Лабораторная работа  16 «Изучение внешнего вида мохообразных растений. Распознавание мхов». Особенности многообразия, строения и жизнедеятельности мхов Тульской области.

1


46

Главные признаки основных отделов. Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов. Размножение и развитие папоротников. Былой рассвет папоротникообразных. Значение и охрана современных папоротников. Лабораторная работа  17 «Изучение внешнего вида папоротников. Распознавание папоротников». Особенности многообразия, строения и жизнедеятельности папоротников Тульской области.

1

47

Главные признаки основных отделов. Отдел Голосеменные растения. Хвойные растения в регионе» школы. Семенное размножение сосны. Значение хвойных растений. Лабораторная работа  18 «Изучение внешнего вида хвойного растения. Распознавание хвойных». Особенности многообразия, строения и жизнедеятельности голосеменных Тульской области.

1

48

Главные признаки основных отделов. Отдел Покрытосеменных растений. Общая характеристика. Деление цветковых растений на классы однодольных и двудольных. Лабораторная работа  19 «Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений».

1

49

Семейства двудольных растений (Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные), их значение. Особенности многообразия, строения и жизнедеятельности растений Тульской области.

1

 50

Семейства однодольных растений (Лилейные, Луковые, Злаки). Особенности многообразия, строения и жизнедеятельности растений Тульской области.

1

51

Распознавание покрытосеменных. Повторение темы: «Основные отделы царства растений. Классификация растений».

1

VI. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МНОГООБРАЗИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

4

52

Понятие об эволюции растительного мира. Усложнение растений в процессе эволюции.

1

 53

Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

1

 54

Сорта растений, причины их многообразия. Селекция растений. Биологические основы выращивания культурных растений.

1

55

Дары Старого и Нового Света. Распознавание сельскохозяйственных культур.

1

VII. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ

3

56

Бактерии - характеристика, особенности строения и жизнедеятельности. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах и эукариотах.

1

57

Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Лабораторная работа  20 «Рассмотрение внешнего вида бактерии сенная палочка».

1

58

Значение бактерий в природе и для человека. Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

1

VIII. ЦАРСТВО ГРИБЫ. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРИБОВ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ. ОСОБЕННОСТИ

СТРОЕНИЯ. ЛИШАЙНИКИ

3

59

Общая характеристика. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы, дрожжи. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы, их распознавание. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лабораторная работа  21 «Изучение строения плесневых грибов, изучение внешнего вида плодового тела гриба трутовика».

1

60

Многообразие и значение грибов. Использование грибов в биотехнологии. Грибы возбудители заболеваний растений, животных, человека. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

1

61

Лишайники - комплексные организмы. Особенности строения, питания, размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

1

IX. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

7

62

Понятие о биогеоценозе, экосистеме, растительном сообществе. Характеристика природного сообщества как биосистемы (на примере Тульской области).

1

63

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Роль и место растительного сообщества в экосистеме (на примере Тульской области).

1


64

Смена природных сообществ на примере березняк - смешанный лес - ели (на примере Тульской области).

1

65

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болота как примеры естественных природных сообществ (на примере Тульской области).

1

66

Растения в природе и жизни человека. Охрана растительного мира. Красная книга. Биоэтика и живые организмы. Роль школьников в охране природы. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана.

 1

67

Экскурсия. Весна в жизни природного сообщества.

1

68

Практическая работа по благоустройству растительных сообществ вокруг школы. Задание на лето.

1

X. Резервное время

2

69

Практические работы по благоустройству школьной территории.

1

70

Озеленение. Приемы выращивания и размножения растений, ухода за ними.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ, рассчитана на 2 часа классных занятий.Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы ...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс. Планирование разработано к учебникуИ.Н. Пономарева «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс. Планирование разработано к учебникуВ.М. Константинов «Биология. Животные», М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2002г....

Календарно- тематическое планирование по биологии 8 класс

Календарно- тематическое планирование по биологии 8 класс. Планирование к учебникуА.Г. Драгомилов «Биология. Человек», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС. (10 КЛАСС)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО  БИОЛОГИИ 11 КЛАСС ДЛЯ ЗАОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕНИХ ШКОЛАХ...