Главные вкладки

    Календарно - тематическое планирование по биологии для 6 класса.
    календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

    Гордеева Вера Александровна

    Календарно - тематическое планирование по биологии для 6 класса составлено из расчёта 2 часа в неделю. Всего - 70 часов.

    Учебник- "Биология.6 класс. Под редакцией И. Н. Пономарёвой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kal.-tem.plan-e_6b.docx40.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование     6 класс

    урока

    Дата

    Содержание (раздел, тема урока)

    Кол-

    во часов

    Кол-во

    л/р,

    пр/р

    При-

    меча-

    ние

    ВВЕДЕНИЕ

    1

    1

    Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Многообразие органического мира. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений.

    1

    I. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С РАСТЕНИЯМИ

    6

    2

    Многообразие растений: культурные и дикорастущие, однолетние и многолетние, лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. (данные по Тульской области)

    1

    3

    Основные органы растений. Семенные и споровые
    растения. Цветковые растения.

    1

    4

    Лабораторная работа  1 «Знакомство с цветковыми растениями». Лабораторная работа 

     2 «Споры  у папоротника».

    1

    5

    Признаки живых организмов, их проявление у растений. Растение как живой организм и как биосистема. Признаки растений. Органы растений. Растения как живой организм и как биосистема.

    1

    6

    Условия жизни растений. Основные экологические факторы. Четыре среды жизни растений. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам.

    1

    7

    Экскурсия «Осенние явления в жизни растений». Наблюдение за ростом и развитием растений.

    1

    II. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИИ.

    5

    8

    Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Лабораторная работа  3 «Знакомство с приемами работы с увеличительными приборами и лабораторными инструментами».

    1

    9

    Особенности строения и жизнедеятельности растительной клетки. Разнообразие растительных клеток. Лабораторная работа  4 «Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом».

    1

    10

    Жизнедеятельность клеток. Рост и деление. Дыхание, питание. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды.

    1

    11

    Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений.

    12

    Органические и неорганические вещества клетки.

    Накопление солнечной энергии в органических веществах.

    1

    III. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИИ

    18

    1. СЕМЯ

    3

    13

    Внешнее и внутренне строение семян. Типы семян, их разнообразие. Лабораторная работа  5 «Строение семени однодольного и двудольного растения».

    1

    14

    Условия прорастания семян. Всхожесть семян, длительность ее сохранения.

    1

    15

    Значение семян для растений в природе, в хозяйственной деятельности человека

    1

    2. КОРЕНЬ

    3

    16

    Внешнее строение корня. Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа  6 

    « Строение корня у проростка тыквы». Опыты по изучению состава почвы.

    1

    17

    Внутренне строение корня. Зоны корня. Кончик корня - апекс и корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их значение.

    1

    18

    Значение корней в связи с выполняемыми функциями. Видоизменение корней.

    1

    3. ПОБЕГ

    8

    19

    Побег. Строение и значение. Вегетативные и генеративные побеги.

    1

    20

    Почка - зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение почек. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвлений. Лабораторная работа  7 «Строение вегетативных и генеративных почек».

    1

    21

    Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Разнообразие листьев. Мякоть листа и покровная ткань. Лабораторная работа  8 «Внешнее строение листа».

    1

    22

     Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа. Постановка опытов по изучению процессов жизнедеятельности растений (испарения, газообмена).

    1

    23

    Стебель. Внешнее и внутреннее строение. Узлы и междоузлия. Рост стебля. Годичные кольца.

    1

    24

    Лабораторная работа 9. «Внешнее и внутреннее строение стебля».

       1

    25

    Многообразие побегов: вегетативные и генеративные, надземные и подземные.

    1

    26

    Видоизменения подземных побегов. Лабораторная работа  10. «Внешнее строение корневища и клубня».

    1

    4. ЦВЕТОК И ПЛОД

    4

    27

    Цветок, его значение и строение. Мужские и женские части цветка. Биологическое значение соцветий. Лабораторная работа  11. «Знакомство с типами соцветий».

    1

    28

    Цветение и опыление растений. Лабораторная работа  12 «Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений».

    1

    29

    Плод. Разнообразие и значение плодов.

    1

    30

    Взаимосвязь клеток, тканей, органов – основа целостности растительного организма. Экскурсия. Жизнь растений зимой.

    1

    IV. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
    ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ

    11

    31

    Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Удобрения органические и минеральные.

    1

    32

    Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла. Автотрофы и гетеротрофы.

    1

    33

    Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства в атмосфере кислорода и углекислого газа.

    1

    34

    Дыхание растений. Зависимость процесса дыхания от условий окружающей среды.

    1

    35

    Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Лабораторная работа  13 «Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде».

    1


    36

    Половое и бесполое размножение растений, биологическое значение. Понятие об оплодотворении у растений и образование зиготы.

    1

    37

     

    Вегетативное размножение у растений, значение в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки,

    размножение тканями.

    1

    38

    Использование вегетативного размножения. Лабораторная работа 14 «Черенкование комнатных растений».

    1

    39

    Рост и развитие растений. Направление роста. Понятие об онтогенезе. Этапы развития растения.

    1

    40

    Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Распознавание органов, систем органов растений.

    1

    41

    Повторение темы: «Основные процессы жизнедеятельности растений».

    1

    V. ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ЦАРСТВА РАСТЕНИЙ

    10

    42

    Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчинённость. Основные систематические единицы (категории таксонометрические): вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отряд), царство. Вид - основная единица систематики.

     1

    43

    Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

    1

    44

    Лабораторная работа  15 «Определение одноклеточных водорослей в аквариуме».

    1

    45

    Главные признаки основных отделов. Отдел Мохообразные. Общая характеристика, размножение, развитие. Значение в природе и народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений. Лабораторная работа  16 «Изучение внешнего вида мохообразных растений. Распознавание мхов». Особенности многообразия, строения и жизнедеятельности мхов Тульской области.

    1


    46

    Главные признаки основных отделов. Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов. Размножение и развитие папоротников. Былой рассвет папоротникообразных. Значение и охрана современных папоротников. Лабораторная работа  17 «Изучение внешнего вида папоротников. Распознавание папоротников». Особенности многообразия, строения и жизнедеятельности папоротников Тульской области.

    1

    47

    Главные признаки основных отделов. Отдел Голосеменные растения. Хвойные растения в регионе» школы. Семенное размножение сосны. Значение хвойных растений. Лабораторная работа  18 «Изучение внешнего вида хвойного растения. Распознавание хвойных». Особенности многообразия, строения и жизнедеятельности голосеменных Тульской области.

    1

    48

    Главные признаки основных отделов. Отдел Покрытосеменных растений. Общая характеристика. Деление цветковых растений на классы однодольных и двудольных. Лабораторная работа  19 «Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений».

    1

    49

    Семейства двудольных растений (Розоцветные, Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные), их значение. Особенности многообразия, строения и жизнедеятельности растений Тульской области.

    1

     50

    Семейства однодольных растений (Лилейные, Луковые, Злаки). Особенности многообразия, строения и жизнедеятельности растений Тульской области.

    1

    51

    Распознавание покрытосеменных. Повторение темы: «Основные отделы царства растений. Классификация растений».

    1

    VI. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МНОГООБРАЗИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ

    4

    52

    Понятие об эволюции растительного мира. Усложнение растений в процессе эволюции.

    1

     53

    Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

    1

     54

    Сорта растений, причины их многообразия. Селекция растений. Биологические основы выращивания культурных растений.

    1

    55

    Дары Старого и Нового Света. Распознавание сельскохозяйственных культур.

    1

    VII. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ

    3

    56

    Бактерии - характеристика, особенности строения и жизнедеятельности. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах и эукариотах.

    1

    57

    Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Лабораторная работа  20 «Рассмотрение внешнего вида бактерии сенная палочка».

    1

    58

    Значение бактерий в природе и для человека. Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

    1

    VIII. ЦАРСТВО ГРИБЫ. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРИБОВ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ. ОСОБЕННОСТИ

    СТРОЕНИЯ. ЛИШАЙНИКИ

    3

    59

    Общая характеристика. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы, дрожжи. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы, их распознавание. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лабораторная работа  21 «Изучение строения плесневых грибов, изучение внешнего вида плодового тела гриба трутовика».

    1

    60

    Многообразие и значение грибов. Использование грибов в биотехнологии. Грибы возбудители заболеваний растений, животных, человека. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

    1

    61

    Лишайники - комплексные организмы. Особенности строения, питания, размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

    1

    IX. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

    7

    62

    Понятие о биогеоценозе, экосистеме, растительном сообществе. Характеристика природного сообщества как биосистемы (на примере Тульской области).

    1

    63

    Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Роль и место растительного сообщества в экосистеме (на примере Тульской области).

    1


    64

    Смена природных сообществ на примере березняк - смешанный лес - ели (на примере Тульской области).

    1

    65

    Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болота как примеры естественных природных сообществ (на примере Тульской области).

    1

    66

    Растения в природе и жизни человека. Охрана растительного мира. Красная книга. Биоэтика и живые организмы. Роль школьников в охране природы. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана.

     1

    67

    Экскурсия. Весна в жизни природного сообщества.

    1

    68

    Практическая работа по благоустройству растительных сообществ вокруг школы. Задание на лето.

    1

    X. Резервное время

    2

    69

    Практические работы по благоустройству школьной территории.

    1

    70

    Озеленение. Приемы выращивания и размножения растений, ухода за ними.

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)

    Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ, рассчитана на 2 часа классных занятий.Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы ...

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс. Планирование разработано к учебникуИ.Н. Пономарева «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....

    Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс

    Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс. Планирование разработано к учебникуВ.М. Константинов «Биология. Животные», М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2002г....

    Календарно- тематическое планирование по биологии 8 класс

    Календарно- тематическое планирование по биологии 8 класс. Планирование к учебникуА.Г. Драгомилов «Биология. Человек», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

    Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

    Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

    КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС. (10 КЛАСС)

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО  БИОЛОГИИ 11 КЛАСС ДЛЯ ЗАОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕНИХ ШКОЛАХ...