Урок по теме "Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания".
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Вахитова Евгения Владимировна

Конспект урока по теме "газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания" можно применять на уроках в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazoobmen_v_lyogkikh_i_tkanyakh.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания.

Цель урока: Сформировать понимание учащимися сущности процесса дыхания.

Образовательные задачи: Изучить механизм газообмена в лёгких и тканях. Выяснить, как происходит регуляция процесса дыхания.

Развивающие задачи: Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи. Логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Воспитательные задачи: Воспитывать научное мировоззрение. Бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: плакаты, муляж, учебник.

Тип урока: урок новых знаний.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  • Что называют дыханием?
  • Для чего организму нужен кислород?
  • Из каких органов состоит дыхательная система?
  • Какое строение имеют лёгкие?
  • Что называют диафрагмой?
  1. Новая тема.

  Вступительное слово учителя:  Задержите воздух на несколько секунд. А теперь глубоко вздохните.

???   Что же происходит с воздухом после того как он попал в дыхательную систему?

  Он попадает в лёгкие. Идёт процесс вентиляции лёгких.  Кровь, которая попадает в лёгкие венозная, она бедна кислородом и насыщена углекислым газом. Воздух в альвеолах наоборот богат кислородом, а углекислый газ в нём значительно меньше. Поэтому по закону диффузии кислород из альвеол устремляется в кровь, где соединяется с гемоглобином. Углекислый газ из крови, где его в избытке проникает в альвеолы  и удаляется из лёгких.

    По кровеносной системе кислород попадает в ткани и клетки.

    Концентрация кислорода в артериальной крови больше, чем в тканевой жидкости. В результате кислород свободно переходит из крови в тканевую жидкость и в ткани, а затем в клетки. Углекислый газ наоборот переходит из тканей в кровь.

   Весь процесс можно оформить в виде таблицы и рисунков.

Этапы

Структуры, обеспечивающие дыхание

Механизм дыхания

Вентиляция легких

Органы дыхания

Межреберные мышцы

Диафрагма

Чередование процессов вдоха и выдоха

Вдох: сокращение межреберных мышц и диафрагмы

Выдох: расслабление межреберных мышц и диафрагмы

Газобмен в легких

Альвеолы легких

капилляры

За счет разности парциального давления – диффузия газов

Транспорт газов

Органы кровообращения

Соединяется с гемоглобином

Газообмен в тканях

Капилляры

Клетки тела

Диффузия газов за счет разницы давлений

Какие изменения происходят с лёгкими, мышцами, диафрагмой при вдохе и выдохе.

Отразим это в форме таблицы (самостоятельная работа с учебником стр. 143)

Дыхательные движения

Состояние дыхательных мышц

Состояние

диафрагмы

Состояние

лёгких

Вдох

Наружные межрёберные мышцы сокращаются и поднимают рёбра

Диафрагма сокращается и становится плоской

  • Грудная полость увеличивается
  • Лёгкие расширяются
  • Давление в лёгких становится ниже атмосферного
  • Воздух устремляется в лёгкие

Выдох

Внутренние межрёберные мышцы сокращаются и опускают рёбра

Диафрагма расслабляется и становится выпуклой

  • Рёбра опускаются
  • Грудная полость возвращается в исходное положение
  • Уменьшается объём лёгких
  • Давление в лёгких увеличивается
  • Воздух выталкивается из лёгких наружу

Работу дыхательной системы контролирует дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозге. Регуляция дыхания происходит рефлекторно, но под контролем коры  полушарий большого мозга. Это легко доказать: каждый из нас может легко задержать дыхание, изменить частоту дыхательных движений.

  1. Закрепление.

Беседа по таблице.

  1. Домашнее задание. Стр.142-144 Сообщения
  • Влияние никотина на органы дыхания.
  • Гигиена воздуха.
  • Как надо дышать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Дыхание» Урок 1. Газообмен в легких и тканях Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях

Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ...

Урок "Регуляция дыхания"

Урок биологии в 8 классе. Проблемное изложение материала на основе самонаблюдений учащихся. Использование материалов ЕК ЦОР....

Урок биологии "Дыхательные движения. Регуляция дыхания", 8 класс

Урок преследует следующие цели:-сформировать у учащихся знания о дыхательных движениях;- нервной и гуморальной регуляции работы органов дыхания.- продолжить формировать активную позицию по вопросу вед...

Конспект урока по теме "Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания"

Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникативных технологий (кабинет 3D)...

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

•Значительное влияние на дыхательный центр осуществляет химический состав крови, особенно его газовый состав. Например, накопление углекислого газа в крови раздражает хеморецепторы и рефлекторно возбу...

Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "

ехнологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "...

Урок №3. "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды". Индивидуально-групповая методика.

Технологическая карта к уроку "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды"...