Рабочая программа 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Глаголева Галина Павловна

Рабочая программа 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 46

с углубленным изучением отдельных предметов

Рассмотрено  

на заседании МО

Протокол № ___        

от _____  ___________ 2014г.

Согласовано 

на  заседании НМС        

Протокол № ___        

от ___  ___________ 2014г.

  1. Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №46

с углубленным изучением

отдельных предметов

__________  Н.Ф.Иванисов

от ____  ___________2014г.

  1. Рабочая программа

по биологии

на 2014 – 2015 учебный год

Ф.И.О. учителя: Глаголева Галина Павловна 

Классы:  6А, 6Б, 6В, 6Г, 6Д, 6Е,         

По учебному плану  1 час в неделю

Количество часов на 1 полугодие:

6А - 16ч.; 6Б - 16ч.; 6В - 16ч.; 6Г – 16ч.; 6Д - 16ч.; 6Е - 16ч.

Количество часов на 2 полугодие:

6А - 19ч.; 6Б - 19ч.; 6В - 19ч.; 6Г – 19ч.; 6Д - 19ч.; 6Е - 19ч.

Количество всего часов по программе: 35 часов

        


Пояснительная записка

         Типовая рабочая программа по биологии для обучающихся 6 классов составлена с учетом Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по биологии для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, базовый уровень обучения под редакцией И.Н. Пономаревой («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005),  учебного плана МБОУ СОШ № 46 с УИОП на      2014 – 2015 учебный год.

 Нормативные документы: 

1.  Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

2.  Примерная программа по биологии основного  общего образования  (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007)

3. Авторская программа по биологии для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, базовый уровень обучения под редакцией И.Н. Пономаревой («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005).

Цели:

•   социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

•  приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

•    ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

•  развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

•  формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Задачи:

обучения:

- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентности;

- продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков

- продолжить развивать у детей общеучебные умения;

развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер;

воспитания: способствовать воспитанию социально-успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей.

Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

•  овладение научным подходом к решению различных задач;

• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

                                                                                                                                                            Место учебного предмета в учебном плане

Программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом (БУПом) МБОУ СОШ № 46 с УИОП на 2014-2015 учебный год для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 6  классе.

                                                                                                                                                      Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. В программе полностью сохранен минимум теоретического и практического материала. Практические и лабораторные работы являются частью урока и проводятся после объяснения темы.  Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих  умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально – ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий, грибов  в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата  эволюции и как основы ее устойчивого развития, навыков практической деятельности. Программа направлена на развитие у учащихся экологической культуры, воспитания патриотизма. Изучение материала данного курса построено с учетом развития основных биологических понятий, преемственно от темы к теме и является логическим продолжением курса  природоведения 5-го класса. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.       

Формы организации образовательного процесса:

  • традиционные уроки (урок изучения новых знаний, урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний);
  • уроки с игровой состязательной основой (игра, соревнование, турнир, эстафета и т.д.);
  • уроки – публичные формы общения (конференция, дискуссия, аукцион, ярмарка, телепередача, консилиум и т. д.);
  • уроки, имитирующие деятельность учреждений (суд, следствие, учёный совет, патентное бюро и т.д.)
  • уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-вернисаж, спектакль, студия, салон и т.д.);
  • уроки на основе исследовательской деятельности (научная лаборатория, круглый стол, мозговая атака и т. д.);
  • уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (смотр знаний, собеседование, урок-консультация, урок-практикум, урок моделирования, урок-беседа и т. д.)
  • лабораторные работы;
  • экскурсии;
  • заочные мультимедийные и видеоэкскурсии.

Образовательные  технологии, используемые на учебных занятиях:

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • исследовательские методы обучения;
  • технология разноуровневого дифференцированного обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • технология проектного обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии критического мышления.

   Виды и формы контроля:

- устный опрос в форме беседы;

- тематическое тестирование (приближенное к заданиям ГАИ-9 и ЕГЭ);

- лабораторный контроль;

- индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);

- индивидуальные домашние задания (письменные и устные);

- промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых        

  заданий (приближенных к заданиям ГАИ-9 и ЕГЭ). 

Результаты освоения учебного предмета

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.                                                                                                                      Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих    личностных результатов:

1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;

2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;

4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.

Предметными результатами становятся:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения,  растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений,  ухода за ними; проведения наблюдений

5. В эстетической сфере:

•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

1.  Наука о растениях - ботаника

Изучив материалы главы, учащиеся смогут охарактеризовать:

-предмет науки ботаники;

-особенности строения растительного организма;

-разнообразие растений на Земле.

Научатся:

-сравнивать семенные и споровые растения;

-обьяснять особенности растительного организма;

-обьяснять роль органов растения в его жизнедеятельности.

2. Органы растений

Изучив материалы главы, учащиеся смогут охарактеризовать:

-строение и разнообразие плодов и семян;

-значение корня и побега в жизнедеятельности растения;

-строение и функции листа;

-строение и биологическое значение цветка.

Научатся:

-исследовать органы растений под лупой;

-сравнивать семена двудольных и однодольных растений;

-определять принадлежность растений к цветковым или споровым;

-обьяснять различие двух групп семенных растений.

3.Основные процессы жизнедеятельности растений

Изучив материалы главы, учащиеся смогут охарактеризовать:

-процессы минерального (почвенного) и воздушного питания растений;

-дыхание и обмен веществ у растений;

-размножение и оплодотворение у растений;

-рост и развитие растительного организма.

Научатся:

-сравнивать и различать дыхание и фотосинтез;

-вегетативно размножать комнатные растения;

-выбирать удобрения при уходе за растениями.

4. Многообразие и развитие растительного мира

Изучив материалы главы, учащиеся смогут охарактеризовать:

-значение науки ситематики;

-основные отделы царства Растений;

-разнообразие групп растений на Земле;

-этапы развития растительного мира;

-причины появления разнообразия растений.

Научатся:

-давать правильное название растению;

-устанавливать принадлежность растения к определенному отделу;

-отличать покрытосеменные растения от голосеменных;

-называть признаки цветковых растений, относящихся к классам двудольных и однодольных;

-сравнивать особенности первых наземных растений с современными растениями.

5. Природные сообщества

Изучив материалы главы, учащиеся смогут охарактеризовать:

-представителей живого мира, населяющих природные сообщества;

-различные природные сообщества;

-биогеоценоз и экосистему.

Научатся:

-описывать структуру природного сообщества;

-выявлять приспособленность разных видов к жизни в природном сообществе;

-обьяснять причины изменения природного сообщества;

-сравнивать естественные и культурные природные сообщества.

Основные требования по биологии к знаниям и умениям

учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

  1. особенности строения и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов;
  2. способы размножения растений, бактерий, грибов;
  3. основные этапы развития растительного мира;
  4. сведения о таксономических единицах;
  5. взаимосвязь растений с факторами окружающей среды;
  6. роль растений,  бактерий, грибов в природе, значение их  жизни человека, в н/х;
  7. взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;
  8. охраняемые растения своего региона, мероприятия по охране;
  9. основные культурные растения своей местности.

Учащиеся должны уметь:

  1. вести наблюдения, ставить опыты с растениями;
  2. проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями;
  3. ухаживать за растениями, выращивать их;
  4. соблюдать правила поведения в природе;
  5. готовить микропрепараты, пользоваться увеличительными приборами;
  6. работать с учебником, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, заполнять таблицы, схемы;
  7. применять полученные знания на практике.

Содержание программы

6 класс

(35 часов 1 час в неделю)

1. Введение. Общее знакомство с растениями.  (3 ч)

Царства органического мира и место растений в ней. Наука о растениях - ботаника. Начало изучения растений. Oбщие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Общие признаки растений. Строение растений. основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов.  Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях.

 Демонстрации:

Классификация организмов.

Многообразие видов растений.

Приспособление растений к среде обитания.

Лабораторная работа № 1                                                                                                       «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового  растения»

2. Клеточное строение растений (3 ч)

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура   труда и техника безопасности в работе. 

Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом) вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных  клеток по форме, размерам.

Понятие о тканях. Растение — многоклеточный организм. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения.  

Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Демонстрации:

Строение растительной клетки.

Ткани растительного организма (на примере покрытосеменных).

Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата»                                                                                        Лабораторная работа № 3 «Рассмотрение клеток кожицы лука».                                   

     

3. Органы цветковых растений (9 ч)

Семя

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых рacтений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.                                                                                                                                                            

Условия  прорастания семян.  Глубина заделки  семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

  Демонстрации:

Строение семени однодольного и двудольного растения.                                               

 Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени фасоли».                                                                                                                                        

       Корень

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.

Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.

Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие  воздушные, ходульные, досковидные, присоски, втягивающие).

Демонстрации:

Типы корневых систем.

Анатомическое строение корня.

Видоизменения корней.

 Лабораторная работа №5:

«Строение корня у проростка тыквы»

Побег

Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.. Разнообразие листьев и их значение для растений.

Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля.

Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.

 Демонстрации:

Строение вегетативных и генеративных почек.

Внешнее строение листа.

Типы листьев.

Анатомическое строение листа.

Видоизменения листьев.

Строение побега.

Типы побегов.

Анатомическое строение стебля древесного растения.

Видоизменения побегов.

 Лабораторная работа № 6 «Строение вегетативных и генеративных почек»    

 Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение листа»                                                         

 Лабораторная работа № 8 «Внешнее и внутреннее строение стебля»                             

 Лабораторная работа №  9 «Внешнее строение корневища и клубня»                           

Цветок и плод

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные,  вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

Демонстрации:

Строение цветка.

Типы соцветий.

Типы плодов.

Приспособления растений к распространению плодов и семян.                

Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий»

       4.Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)

       Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).

Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез - процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.

Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания pacтений от условий окружающей среды. Обмен веществ - обеспечение связи организма с окружающей средой.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вeгетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканям.

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений.

Демонстрации:

Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.

Результаты опытов, иллюстрирующих роль воды в жизни растений.                         Лабораторная работа № 11« Знакомство с растениями разных экологических групп по                                                                   отношению к воде»                                                                                                                         Лабораторная работа №12: «Черенкование комнатных растений»

5. Основные отделы царства растений (8 ч)

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства и виды. Название вида.

Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей.

Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов  как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.

Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в  природе и для человека.

Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Семенное размножение хвойных растений на  примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.

Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие  покрытосеменных растений.  Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.

Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные(Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые (изучаются  по выбору учителя одно или два семейства).

Демонстрации:

Строение одноклеточной водоросли.

Многообразие водорослей.

Строение и размножение кукушкина льна.

Строение и размножение папоротниковидных.

Строение хвойных растений.

Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной.

Многообразие  голосеменных растений.

Отличительные признаки однодольных и двудольных растений.

Растения разных отделов, семейств, видов (таблицы, гербарии).

Лабораторная работа №13 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

Лабораторная работа №14 «Изучение внешнего строения папоротниковидных растений»                                                                                                                                                                   Лабораторная работа № 15 «Изучение внешнего вида хвойных растений».  Лабораторная работа № 16 «Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений»

 6. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. (1 ч)     

Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе эволюции. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный  характер эволюции.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.

Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных  растений).

Демонстрации:

Этапы эволюции растений. Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову.

             7. Царство бактерий (1 ч)

             Общая характеристика бактерий. Строение бактерий, питание, размножение, образование спор. Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно – кислые, болезнетворные бактерии.

 Демонстрации: 

Строение бактерий                                                                                                                                             Многообразие бактерий

 8. Царство Грибы. Лишайники. (2 ч) 

 Общая характеристика, многообразие и значение грибов. Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Дрожжи. Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и  ядовитые). Лишайники – симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Питание, размножение. Значение лишайников.

Демонстрации:

Строение плесневых грибов

Строение шляпочных грибов

Дрожжи

Строение лишайников

Лабораторная работа № 17 «Изучение строения плесневых грибов»                                              

            9. Природные сообщества (2 ч)                                                                                                                                                     

Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз — совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.

Приспособленность  растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов).  Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

Тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Количество лабораторных работ

Введение. Общее знакомство с растениями.  

3

1

Клеточное строение растений

3

2

Органы цветковых растений

9

7

Основные процессы жизнедеятельности растений

6

2

Основные отделы царства растений

8

4

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.

1

Царство Бактерий

1

Царство Грибы

2

1

Природные сообщества

2

Итого

35

17

1 полугодие

16

13

2 полугодие

19

4


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке

Планируемые результаты

Элемент дополни- тельного содержания

Требова- ния к условиям

Тип урока

1

Введение. Общее знакомство с растениями.  

3

1

Ботаника - наука о растениях. Мир растений.

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ.

1

1

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ 

Многообразие живых организмов

Царства живой природы

Наука ботаника.

Культурные и дикорастущие

растения. 

Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы.

Роль растений, их охрана.

Называть основные царства живых организмов.

Давать определение термину ботаника

Объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Растительный мир ХМАО

Культурные и дикорастущие растения.

Таблицы.

§1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

.

2

Растение – живой организм. Строение растений. 

Лабораторная работа № 1

«Знакомство с внешним строением цветкового и спорового  растения»

1

2

Лабораторная работа № 1 «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового  растения»

Вегетативные органы

Генеративные органы.

Низшие и высшие растения.

Семенные и споровые растения. 

Растение – живой организм (биосистема).

Распознавать и описывать основные органы растения Распознавать и описывать жизненные формы растений.

Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей.

Доказывать, что растение – живой организм (биосистема).

Гербарии, таблицы

§2, 3

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

3

Условия жизни растений. Среды жизни растений.

1

3

Экология- наука о среде обитания

Экологические факторы.

Факторы среды. Абиотические и биотические факторы

Знать условия жизни растений, экологические факторы, абиотические и биотические факторы

Влияние факторов среды на жизнь растений

Компьютер, проектор, электронные материалы

§4, 5

Комбинированный урок

2

Клеточное строение растений.

3

4

(1)

Увеличительные приборы.

Лабораторная  работа № 2 «Приготовление микропрепарата».

1

4

Знакомство с увеличительными приборами.  Правила работы с микроскопом. 

Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата»

Рассматривание микропрепаратов под микроскопом.»

Знать строение микроскопа и правила пользования микроскопом. Уметь пользоваться микроскопом. Готовить влажные микропрепараты. Называть клеточные структуры и их значение.

микроскоп предметные стекла, пипетки, препарировальные иглы, лупа

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

§6

5

(2)

Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельность клетки. Лабораторная  работа № 3

 «Рассмотрение клеток кожицы лука»

1

5

Строение растительной клетки.

Функции основных частей клетки.

 Лабораторная работа № 3 «Рассмотрение клеток кожицы лука».

Особенности строения клеток  мякоти листа.

Жизнедеятельность клетки:

поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы,

деление и рост.

Распознавать и описывать:

- клеточное строение кожицы лука, мякоти плода;

- деление клетки, рост

Называть клеточные структуры и их значение. Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа. Объяснять возможность определения по внешнему виду растения состояние процессов его жизнедеятельности.

Знать особенности роста, деления, дыхания, питания клетки.

микроскоп микропрепараты, таблица    §7, 8

Комбинированный урок.

6

(3)

Ткани растений и их виды.

1

6

Многообразие типов клеток

Ткань Ткани растений: образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая.

Функции основных видов тканей

Распознавать и описывать  строение и функции тканей растений.

Давать определение термину ткань. Объяснять последствия для растения  при нарушении покровной ткани.

Ксилема. Флоэма.

Компьютер, проектор, электронные материалы

Таблица

§9

Комбинированный урок.

 

3

Органы цветковых растений    

9

7

(1)

Семя, его строение и значение для растений.

Лабораторная  работа № 4 «Изучение строения семени фасоли»

1

7

 Актуализация знаний.

Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени фасоли». Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.

Двудольные. Однодольные.

Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.

Прорастание семян, проросток и его строение.

Значение семян для растений как орган его размножения и распространения.

Назвать значение семян.

Давать определение терминам двудольные и однодольные растения.  

Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка. Знать условия прорастания семян. Уметь проращивать семена.

Роль  абиотических факторов на прорастание семян в условиях ХМАО

Таблица, семена фасоли, лупа

§10,11, 12

Уроки изучения и первичного закрепления новых знаний.

8

(2)

Корень и его внешнее и внутренне  строение.

Лабораторная  работа № 5

 «Строение корня у проростка тыквы»

1

8

Значение корня в жизни растения.

Виды корней, корневой системы, их развитие.

Внешний вид корня.

 Лабораторная работа № 5

« Строение корня у проростка тыквы».

Внутреннее строение корня.

Рост корня. Значение корней и их разнообразие.

Распознавать и описывать:

- виды корней,

- зоны корня.

Сравнить типы корневых систем.

Различать корневые системы однодольных и двудольных растений

Таблица, проростки тыквы

§13, 14, 15

Комбинированный урок.

9

(3)

Побег. Строение и значение побега. Лабораторная  работа № 6

«Строение вегетативных и генеративных почек»

1

9

Побег – сложный орган. Строение побега: стебель, лист, почки. 

Узлы и междоузлия на стебле. Листорасположение, листовая мозаика. Виды почек: пазушные, верхушечные. 

Лабораторная работа № 6

« Строение вегетативных и генеративных почек»

Значение стебля.

Распознавать и описывать на живых объектах строение побега. Доказывать, что почка – видоизмененный побег.

Отличать вегетативную почку от генеративной почки.

Таблица, почки

§16, 17

Комбинированный урок.

10

(4)

Лист – часть побега, его внешнее и внутреннее  строение. Значение листа в жизни растений. 

Лабораторная  работа № 7 «Внешнее строение листа»

1

10

Функции листа. Строение листа.

Лабораторная работа № 7

«Внешнее строение листа» Простые и сложные. Жилкование.

Клеточное строение  листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц). Столбчатая  и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна).

Видоизменения листьев – приспособления к условиям  жизн

Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа. Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев.

Таблица, листья

§18, 19

Комбинированный урок.

11

(5)

Стебель, его строение и значение. Лабораторная  работа № 8 

«Внешнее и внутреннее строение стебля»

1

11

Функции стебля. Строение стебля.

Лабораторная работа № 8

«Внешнее и внутреннее строение стебля» 

Внешнее строение стебля.

Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина.

Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань.

Рост стебля в толщину.

Называть функции стебля.

Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля.

Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.

Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения.

Таблица, комнатные растения

§20

Комбинированный урок.

12

(6)

Многообразие стеблей. Видоизменения подземных побегов. Лабораторная  работа № 9 

«Внешнее строение корневища и клубня

1

12

Многообразие стеблей. Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.  Лабораторная работа №  9

« Внешнее строение корневища и клубня»

Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги. Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов

Доказывать, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.

Таблица, корневище клубень

§21, 22

Комбинированный урок.

13

(7)

Цветок, его строение и значение. Цветение и опыление растений. Лабораторная  работа № 10

«Типы соцветий».

1

13

Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Обоеполые и раздельнополые цветки.

Однодомные и двудомные растения. Соцветия. 

Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий» ( кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка) Биологическое значение соцветий. Функции цветка.

Цветение и опыление растений.

Распознавать и описывать по рисункам:

- строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений;

- типы соцветий. 

Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей.

Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

Сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений.

Насекомые – опылители  ХМАО 

Таблица, гербарии

§23, 24

Комбинированный урок.

14

(8)

Плод. Разнообразие и значение плодов.

1

14

Функции плода. Строение плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.

Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Приспособленность семян к распространению.

Давать определение термину покрытосемянные.

Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов.

Приводить примеры растений с различными типами плодов.

Выделять приспособления для распространения плодов.

Разнообразие плодов растений ХМАО

Компьютер, проектор, электронные материалы

§25

Комбинированный урок.

15

(9)

Растительный организм как живая система.

1

15

Растение – биосистема.

Признаки взаимосвязи органов.

Называть признаки взаимосвязи органов.

Доказывать, что растение – биосистема.

Объяснять влияние окружающей среды на растения.

Таблица

§26

Урок обобщения и систематизации знаний.

4

Основные процессы жизнедеятельности растений  

6        6

16

(1)

Корневое питание растений.

1

16

Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей. Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость.

Калий: рост подземных побегов, холодостойкость.

Характеристика минеральных удобрений.

Описывать механизм почвенного питания.

Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растений.

Объяснять влияние удобрений на растения

Влияние удобрений на рост и развитие организмов.

Компьютер, проектор, электронные материалы §27

Комбинированный урок

17

(2)

Воздушное питание растений -фотосинтез. Космическая роль зеленых растений.

Повторный инструктаж по        ОТ и ТБ.

1

17

Повторный инструктаж по ОТ и ТБ.

Лист – специализированный орган воздушного питания. Фотосинтез. Этапы фотосинтеза Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты. Автотрофы и гетеротрофы. Успешность протекания. воздушного питания.  Космическая роль зеленых растений.

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ.

Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ.

Объяснять космическую роль зеленых растений.

Загрязнение окружающей среды и скорость протекания процесса фотосинтеза.

Компьютер, проектор, электронные материалы

§28, 29

Комбинированный урок.

18

(3)

Дыхание растений и обмен веществ.

1

18

Состав воздуха.

 Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Стадии дыхания. Выделение энергии в процессе дыхания. 

Взаимосвязь фотосинтеза и

дыхания.   Обмен веществ и его значение для растения. 

Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений.

Выделять приспособления растений для дыхания.

Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания.

Необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Компьютер, проектор, электронные материалы

§30

Комбинированный урок.

19

(4)

Значение воды в жизни растений. Лабораторная  работа № 11

« Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде»

1

19

 Значение воды в жизни растений. Этапы и механизмы водообмена.

Экологические группы по отношению к воде.

 Лабораторная работа № 11

« Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде»

Называть этапы водообмена.

Распознавать и описывать растения различных экологических групп.

Загрязнение водоемов и их влияние на жизнь растений.

комнатные растения

§31

Комбинированный урок.

20

(5)

Размножение и оплодотворение у растений.

1

20

Размножение растений: половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения.

Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений.

Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножения.

Отличать оплодотворение от опыления.

Влияние окружающей среды на формирование зародыша организма.

Компьютер, проектор, электронные материалы

§32

Комбинированный урок.

21

(6)

Вегетативное размножение растений.

Лабораторная  работа № 12 «Черенкование комнатных растений»

1

21

Вегетативное размножение. Его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком. 

Лабораторная работа № 12

«Черенкование комнатных растений»

Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно.

Называть способы вегетативного размножения.

Распознавать и описывать способы вегетативного размножения.

Наблюдать за развитием растения при вегетативном размножении.

таблица

комнатные растения

§33, 34

5

Основные отделы царства растений  

8

22

(1)

Понятие о систематике растений.

1

22

Многообразие растений. Систематика. Вид – единица классификации. Систематические группы. Бинарные названия видов на латинском языке.

Давать определение термину систематика, вид. Объяснять необходимость использования бинарных названий на латинском языке.

Компьютер, проектор, электронные материалы

§37

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

23

(2)

Водоросли. Общая характеристика, многообразие и значение водорослей.

1

23

Основные признаки водорослей..

Слоевище, ризоиды.

Зеленые, бурые, красные водоросли.

Места обитания и распространение.

Значение водорослей в природе и в жизни человека

Давать определение термину низшие растения.

Распознавать водоросли различных отделов.

Распознавать и описывать внешнее строение водорослей.

Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека.

Сравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли.

Приспособленность водорослей к водной  среде  обитания.

Компьютер, проектор, электронные материалы

§38,39

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

24

(3)

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. 

Лабораторная  работа № 13 «Изучение внешнего вида моховидных растений »

1

24

Общая характеристика Моховидных. 

Лабораторная работа № 13

«Изучение внешнего вида моховидных растений»

Изменения в строении растений в  связи с выходом на сушу.

Высшие споровые растения.

Многообразие Моховидных.

Значение Моховидных.

Давать определение термину высшие растения.

Распознавать и описывать:

- строение мхов,

- растения отдела Моховидные.

Выявлять приспособления в связи с выходом на сушу. Объяснять происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей.

Разнообразие моховидных ХМАО

таблица

гербарии

§40

Комбинированный урок.

25

(4)

Отдел Папоротниковидные.

Общая характерис- тика и значение. 

 Лабораторная  работа № 14 «Изучение внешнего строения папоротни- ковидных растений»

1

25

 Общая характеристика Папоротниковидных.

Лабораторная работа № 14

«Изучение внешнего строения папоротниковидных растений»

Многообразие Папоротниковидных.

Значение Папоротниковидных.

Давать определение термину высшие растения.

 Распознавать и описывать:

- строение папоротников;

- растения отдела Папоротниковидные

Папоротнико видные

ХМАО

таблица

гербарии §41

Комбинированный урок.

26

(5)

Отдел Голосемен- ные. Общая характеристика и значение. 

 Лабораторная  работа № 15 «Изучение внешнего вида хвойных растений» 

1

26

 Общая характеристика Голосеменных

Лабораторная работа № 15

«Изучение внешнего вида хвойных растений». Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Многообразие голосеменных. Значение Голосеменных.

Давать определение термину голосеменные растения. Распознавать растения отдела Голосеменные растения.

Описывать процесс размножение сосны. Распознавать и описывать строение хвои и шишек наиболее представителей голосеменных.

Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги.

Разнообразие голосемен- ных ХМАО Фитонциды.

Таблица, гербарии

§42

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

27

(6)

Отдел Покрытосе- менные. Общая характеристика и значение. 

Лабораторная  работа № 16  «Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений»

1

27

Особенности строения покрытосеменных. Классы Двудольные и Однодольные.

Жизненные формы. Многообразие Покрытосеменных.

Лабораторная работа № 16

«Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений»

Давать определение термину  покрытосеменные  Распознавать растения отдела Покрытосеменные.

Распознавать и описывать строение цветкового растения. Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы:

- покрытосеменные и голосеменные растения;

- однодольные и двудольные растения.

Разнообразие       покрытосеменных ХМАО.

Таблица, комнатные растения

§43

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

28

(7)

Семейства класса Двудольные

1

28

Признаки класса Двудольные.

Значение растений основных семейств класса Двудольные.

Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово - ягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения.

Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейства класса Двудольные.

Определять принадлежность растений к классу Двудольные.

Компьютер, проектор, электронные материалы

§44

Комбинированный урок.

29

(8)

Семейства класса Однодольные.

1

29

Признаки строения растений семейств: Злаки и Лилейные.

Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные.

Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и декоративные  растения

Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки. Определять принадлежность растений к классу Однодольные. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений.

Доказывать принадлежность лилейных растений и злаков к классу однодольных.

Компьютер, проектор, электронные материалы

§45

Комбинированный урок.

6

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.  

1

30

Понятие об эволюции растительного мира. Эволюция высших растений.

1

30

Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира.

Приспособления к условиям существования.

Дикорастущие и культурные растения.

Многообразие и происхождение культурных растений.

Центры происхождения культурных растений.

Называть основные этапы эволюции растительного мира.

Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше. Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений. Приводить примеры культурных и дикорастущих растений. Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Называть центры происхождения культурных растений. Описывать происхождение и значение растений на выбор. Объяснять способы расселения культурных растений.

Компьютер, проектор, электронные материалы

§46, 47

Урок обобщения и систематизации знаний.

8

Царство Бактерий  

1

31

Бактерии. Общая  характеристика, многообразие и значение бактерий в природе и в жизни человека.

1

31

Общая характеристика бактерий. Строение бактерий,

питание, размножение, образование спор.

Многообразие бактерий.

Значение бактерий в природе и жизни человека. 

Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно – кислые, болезнетворные бактерии.

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.

Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий.

Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки.

Выделять особенности строения бактерий различных групп.

Объяснять роль бактерий.

Компьютер, проектор, электронные материалы

§50, 51, 52

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

9

Царство Грибы. Лишайники      

2

32

(1)

Царство Грибы. Общая характеристика, многообразие и значение грибов.

 Лабораторная  работа № 17 «Изучение строения плесневых грибов»

1

32

Признаки царства Грибы.

Строение грибов: грибница, плодовое тело.

Разнообразие грибов по способу питания.

Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Дрожжи. 

Лабораторная работа № 17

«Изучение строения плесневых грибов»

Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и  ядовитые).

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать строение плесневых грибов.

Сравнивать грибы с растениями и животными. Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в ХМАО Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Называть способы питания многоклеточных грибов.

Выделять различия между трубчатыми и пластинчатыми шляпочными грибами. Объяснять роль грибов в природе

Таблица, микроскоп микропрепараты

§53, 54

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

33

(2)

Лишайники. Общая характеристика и строение.

1

33

Лишайники – симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни.

Питание, размножение. Значение.

Распознавать и описывать строение лишайника.

Объяснять возможность роста лишайников в бесплодных местах.

Компьютер, проектор, электронные материалы

§55

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

10

Природные сообщества  

2

34

(1)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме.

1

34

Природное сообщество. Биогеоценоз, его определение

Видовой состав организмов растительного сообщества на примере елового леса, дубравы, тайги. Влияние условий среды на сообщество. 

Называть основные типы природных сообществ. Приводить примеры естественных сообществ. 

Описывать видовой состав природных сообществ. Давать определения понятиям биогеоценоз и экосистема.

Рассмотреть тайгу как экосистему

Компьютер, проектор, электронные материалы

§56, 59

35

(2)

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

1

35

Приспособленность организмов в сообществе.

Условия обитания в сообществе.

Смена природных сообществ. Роль растений в круговороте веществ. Многообразие природных сообществ

Выявлять приспособленность организмов к факторам среды обитания. Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ.

Компьютер, проектор, электронные материалы

§57, 58


Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения

Материально-техническое обеспечение

  • гербарии
  • коллекции семян.
  • набор готовых микропрепаратов по разделу «Ботаника»
  • микроскопы
  • комплект таблиц по разделу «Ботаника»,
  • видеофильмы
  • телевизор
  • комплект мультимедийного оборудования.

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учащихся

  1. И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.   Рабочие тетради № 1, 2  для 6 класса.   Изд –во  «Вентана- Граф» 2013 год.
  2. А.М.Былова, Н.И. Шорина. Экология растений. Учеб. Пособие.  Изд – во «Вентана- Граф» 2012 год
  3. И.Н.Пономарева Экология растений с основами биогеоценологии. Просвещение. 2008 год.

Литература для учителя

  1. И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, Л.В. Симонова.  Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Методическое пособие. 6класс. Изд-во «Вентана- Граф» 2012год.
  2. И.Н.Пономарева Экология.  Книга для учителя.  Изд – во «Вентана- Граф» 2011 год
  3. И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Дидактические карточки для 6 класса. Изд –во  «Вентана- Граф» 2010год.
  4. Г.С. Калинова и др. Дидактические карточки. Растения. Грибы. Лишайники. . 6класс. Изд –во Школа – Пресс, 2011 год.
  5. И.Н.Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова . Общая методика обучения биологии. М. Академия, 2012 год.
  6. Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл. Методическое пособие. Дрофа. 2012 год.

Информационное обеспечение  

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2006 г.
  2. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6 – 9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
  3. 1 С: Школоа.. Биология. 6 класс  - ООО 1 «С» 2007 - 2011г.
  4. Биология 5 – 9 Живой организм – ООО «Дрофа» 2008
  5. Электронные презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...