Рабочая программа 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Глаголева Галина Павловна

Рабочая программа 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 46

с углубленным изучением отдельных предметов

Рассмотрено  

на заседании МО

Протокол № ___        

от _____  ___________ 2014г.

Согласовано 

на  заседании НМС        

Протокол № ___        

от ___  ___________ 2014г.

  1. Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №46

с углубленным изучением

отдельных предметов

__________  Н.Ф.Иванисов

от ____  ___________2014г.

  1. Рабочая программа

по биологии

на 2014 – 2015 учебный год

Ф.И.О. учителя: Глаголева Галина Павловна 

Классы:  7А, 7Б, 7В, 7Г, 7Д.         

По учебному плану  2 часа в неделю

Количество часов на 1 полугодие:

7А - 32ч.; 7Б - 32ч.; 7В - 32ч.; 7д - 32ч.;

Количество часов на 2 полугодие:

7А - 38ч.; 7Б - 38ч.; 7В - 38ч.; 7Д - 38ч.

Количество всего часов по программе: 70 часов


Пояснительная записка

           Типовая рабочая программа по биологии для обучающихся 7 классов составлена с учетом Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по биологии для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, базовый уровень обучения под редакцией И.Н. Пономаревой («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005),  учебного плана МБОУ СОШ № 46 с УИОП на      2014 – 2015 учебный год.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: 

1.  Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

2. Примерная программа по биологии основного  общего образования  (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007)

3. Авторская программа по биологии для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, базовый уровень обучения под редакцией И.Н. Пономаревой («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005).

Цели:                                                                                                                                          - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

 -  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

-  иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.

Задачи

обучения:

- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентности;

- продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков

- продолжить развивать у детей общеучебные умения;

развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер;

воспитания: способствовать воспитанию социально-успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей.

Общая характеристика курса биологии

Курс биологии  направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, особенностях животных, их строении, процессах жизнедеятельности, многообразии, роли в природе и жизни человека. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

• овладение научным подходом к решению различных задач;

• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

                     Место учебного предмета в учебном плане                                                             Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 70 (2 ч в неделю) в 7  классе.

           Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Курс биологии 7-го класса имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, зоогеографии, экологии, содержание которых дидактические переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники 6 кл. и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. Данный курс построен на новой содержательной основе - биоцентризме в раскрытии свойств живой природы и ее закономерности, разнообразии уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и как явления культуры.                                                                          Особенностью данной программы является:                                                                                                                                                             1. Увеличение  объема экологического  содержания,  за счет резервного времени.                                                                                                                                          2. Усиление   внимания   к  изучению   биологического  разнообразия  как исключительной ценности органического мира.                                                                                                                                    3. Изучение живой природы родного края и бережного отношения к ней, охрана природы.                                                                                                                                                                                         4. Обновление содержания основных биологических понятий с позиции современных достижений науки и практики.                                                                                                                                      5. Ориентация учащихся на активное самостоятельное познание явлений
живой природы, развитие творческих умений и навыков.                                                                                    
6. Весь материал научно обоснован и систематизирован и разделен на отдельные темы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Практические и лабораторные работы формируют умения и навыки осуществлять наблюдения, делать выводы, сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи.                                                                           Распределение времени на изучение тем связано с объемом изучаемого материала, где также учитывается объём изучения местного регионального компонента. Региональный и экологический компонент предусматривает изучение местных условий окружающей среды и животный мир ХМАО.

        В   процессе  изучения  биологии  в   7-ом  классе     учащиеся  знакомятся  с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира. У учащихся складывается представление:                                                                -  о целостности животного организма как биосистемы;                                                            -  о взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой;     -  о согласованной  деятельности   всех   органов,   осуществляемой   нервной системой;
-  о связи животных с окружающей средой.

      Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим. Особое внимание в курсе сосредоточено на реализацию основополагающих понятий   и   ее   развитии,   на   реализацию   воспитывающего   обучения   и осуществлении деятельностного подхода в обучении

Формы организации образовательного процесса:

  • традиционные уроки (урок усвоения новых знаний, урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний);
  • уроки с игровой состязательной основой (игра, соревнование, турнир, эстафета и т.д.);
  • уроки – публичные формы общения (конференция, дискуссия, аукцион, ярмарка,       телепередача, консилиум и т. д.);
  • уроки, имитирующие деятельность учреждений (суд, следствие, учёный совет, патентное бюро и т.д.)
  • уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-вернисаж, спектакль, студия, салон и т.д.);
  • уроки на основе исследовательской деятельности (научная лаборатория, круглый стол, мозговая атака и т. д.);
  • уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (смотр знаний, зачёт, собеседование, урок-консультация, урок-практикум, урок моделирования, урок-беседа и т. д.)
  • лабораторные работы;
  • экскурсии;
  • заочные мультимедийные и видеоэкскурсии.

Образовательные  технологии, используемые на учебных занятиях:

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • исследовательские методы обучения;
  • технология разноуровневого дифференцированного обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • технология проектного обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии критического мышления.

Виды и формы контроля:

- устный опрос в форме беседы;

- тематическое тестирование (приближенное к заданиям ГАИ-9 и ЕГЭ);

   устные зачёты;

- лабораторный контроль;

- индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);

- индивидуальные домашние задания (письменные и устные);

- промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых        

  заданий (приближенных к заданиям ГАИ-9 и ЕГЭ). 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 Программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и  навыков, универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты освоения учебного предмета

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

1) овладение на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

2) осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

3) сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в биологической среде – среде обитания всего живого.

4) овладение практическими умениями использования приборов и инструментов для изучения животных и окружающего мира.

Метапредметными результатами являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;

4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

  • основные черты сходства и отличия животных и растений;
  • основные виды животных своей местности;
  • биологические и экологические особенности животных своей местности;
  • связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания;
  • сравнительные морфолого-анатомические  характеристики изученных типов животных;
  • связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями;
  • особенности индивидуального и исторического развития животных;
  • роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами ценоза и факторами среды;
  • значение животных в природе и жизни человека;
  • законы об охране животного мира.

Учащиеся должны уметь:

•        пользоваться лабораторным оборудованиям;                                                               •        готовить микропрепараты;

  • определять принадлежность животных к систематическим категориям;
  • вести наблюдения за животными ставить простейшие опыты.

Содержание учебного курса.

 7 класс

  1. Общие сведения о мире животных (7 ч)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы Уральского региона.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций и учреждения Среднего Урала в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных Уральского региона. Красная книга Среднего Урала.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

2. Строение тела животных (3 ч)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1 «Строение животной клетки»

3. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные (4 ч)

        Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы Уральского региона.

Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №2 «Строение инфузории-туфельки»

4. Подцарство Многоклеточные животные (46)

      1.Тип кишечнополостные (3 ч)

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе. Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

  1. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 ч)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №3 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость»

  1. Тип моллюски (4 ч.)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины. Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение. Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение. Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа№4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

  1. Тип членистоногие (7 ч)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых Свердловской области.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №5 «Внешнее строение насекомого»

Тип хордовые (34 ч)

Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные (1 ч)

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 ч.)

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение для экономики Свердловской области. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах Уральского региона. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности  передвижения рыбы».

Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных в Свердловской области.

        Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

        Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Класс Птицы (8 ч)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к  условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц на Среднем Урале. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №7 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Лабораторная работа№8 «Строение скелета птиц».

Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных на Среднем Урале. Исторические особенности развития животноводства Среднего Урала.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реаклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №9 «Строения скелета млекопитающих».

  1. Развитие животного мира на Земле (3 ч.)

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.

Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Памятники природы, заповедники и заказники Среднего Урала и муниципального образования.

Тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов

Количество лабораторных работ

Общие сведения о мире животных

7

Строение тела животных

3

1

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные

4

1

Подцарство Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные

3

Типы: Плоские черви, Круглые черви, и Кольчатые черви

6

1

Тип Моллюски

4

1

Тип Членистоногие

7

1

Тип Хордовые

34

4

  1. Подтип Бесчерепные
  2. Подтип Черепные. Рыбы
  3. Класс Земноводные, или Амфибии              
  4. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии              
  5. Класс Птицы
  6. Класс Млекопитающие, или Звери

1

5

4

4

8

10

Развитие животного мира на Земле

3

Заключение  

1

Итого

70




Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке

Планируемые результаты

Элемент дополнительного содержания

Требования к условиям

Тип урока

1.

Общие сведения о мире животных.

7

1

Зоология - наука о животных. 

Первичный инструктаж по ОТ. и ТБ.

 

1

1, 1

Первичный инструктаж по ОТ,ТБ

Зоология - наука о животных.  Многообразие животных, их   распространение.  

Дикие и домашние животные.

Черты  сходства и различия животных и растений.

Значение животных.

Выявлять признаки сходства и различия животных и растений.

Приводить примеры различных представителей царства Животные.

Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах и жизни человека.

презентация§ 1

Изучения нового материала

2

Среды   жизни   и места    обитания животных.  

1

2, 1

Среды жизни и места обитания     животных.

Приспособленность животных к средам  и местам обитания.

Давать определение понятию

место обитания животного. Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них. Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания по плану.

Многообразие животного мира ХМАО.

Чучела животных, таблицы, рисунки,

§2 с 10-13

Комбини- рованный

3

Взаимосвязи    животных в природе.

1

1, 2

Взаимосвязи     животных: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз, квартирантство.

Знать взаимосвязи внутри природных сообществ, конкретизировать понятие борьба за существование. Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными.

Взаимосвязи между организмами внутри биоценозов ХМАО.

Таблица «Биогеоце- ноз»

§2 с 13-15

Комбини- рованный

4

Природные сообщества. Место и роль животных в природных сообществах.

1

2, 2

Природные сообщества.

Место и роль животных в природных сообществах.

Пищевые связи в природных сообществах. Цепи питания. Экологические ниши.

Причины колебания численности животных в природных сообществах. Природные сообщества Сургутского района.

Многообразие животного и растительного мира природных сообществ.

Знать определения понятий биоценоз и экосистема. Называть естественные природные сообщества.

Характеризовать место и роль животных в природных сообществах. Устанавливать трофические связи, строить цепи питания, определять экологические ниши организмов Сургутского района. Знать многообразие животного и растительного мира природных сообществ.

Природные сообщества Сургутского района.

фильм «Природ-ные сообщества»

§2 с 15-17

Комбини- рованный

5

Классификация животных  и основные систематические группы.

1

1, 3

Классификация животных.         Значение классификации      животных.  

Краткая история развития зоологии. Методы изучения животных.

Называть систематические категории. Отличать классификацию растений от классификации животных. Объяснять   значение   классификации животных.

Трафареты с системати ческими единицами.

§ 3

Комплекс- ного при-менения

6

Влияние человека на животных.

1

2, 3

Зависимость жизни животных от человека.

Охрана животного мира:      заповедники, заказники, памятники природы,  природный национальный парк.

Приводить  примеры  воздействия человека на численность и разнообразие животных. Называть    животных,    исчезнувших в результате деятельности человека. Описывать меры охраны редких животных. Прогнозировать последствия исчезновения животных.

Охраняемые территории ХМАО

презентация § 4

Комплекс- ного при-менения

7

Краткая история развития зоологии.

1

1, 4

Основные этапы развития зоологии, роль Аристотеля, К.Линнея, Ч. Дарвина

Характеризовать этапы развития зоологии, роль Аристотеля, К.Линнея, Ч. Дарвина

Портреты ученых, Сообщения об ученых-биологах

§ 5

Изучения нового материала

2

Строение тела животных

3

8

(1)

Клетка.

Лабораторная работа № 1  «Строение клетки»

1

2, 4

Клетка   как  структурная единица организма.  

Цитология - наука о строении клетки. Особенности животных клеток.

 Лабораторная работа № 1 «Строение клетки»

Основные процессы жизнедеятельности клетки.

Перечислять   основные   органоиды клетки. Называть роль в клетках основных органоидов. Отличать клетки животных от клеток растений. Распознавать на рисунке основные    органоиды животной клетки. Объяснять,  почему животные могут питаться только готовыми органическими веществами.

Таблица «Строение клетки»

§ 6

Изучения нового материала

9

(2)

Ткани.

1

1, 5

Ткань. Виды   тканей:   эпителиальная, соединительная,     мышечная, нервная.

Особенности строения основных   видов тканей, их роль в организме.

Знать определение термину

ткани. Называть основные виды тканей. Объяснять, почему у животных есть нервная ткань. Характеризовать       основные виды тканей.

Таблица «Типы тканей»

§ 7

Изучения нового материала

10

(3)

Органы и системы

органов.

 

1

2, 5

Орган - часть организма.

Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная,  дыхательная, выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная,  половая.

Знать определение терминам орган, система органов. Называть системы органов. Характеризовать строение и функции систем органов  Доказывать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязано.

Таблица «Внутренне строение млекопитающего»

§ 8

Комбини- рованный

3

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные

4

11

(1)

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

1

1, 6

Общая  характеристика    простейших    как одноклеточных  организмов.

Тип Саркодовые. Среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности: движение,      питание, выделение, дыхание, размножение

Называть среду обитания и способ передвижения. Описывать условия образования цисты. Распознавать по рисункам и описывать органоиды амебы. Объяснять способ питания и выделения, размножения. Доказывать, что клетка амебы является самостоятельным организмом.

Таблица «Простейшие», микроскоп, микропрепараты.

§ 9

Изучения нового материала

12

(2)

Класс Жгутиконосцы.

1

2, 6

Одноклеточные и колониальные   жгутиконосцы.

Среда обитания и условия жизни. Особенности строения  и жизнедеятельности.

Автотрофное и гетеротрофное питание.

Распознавать по рисункам и описывать органоиды эвглены зеленой.

Называть условия обитания и способ передвижения. Объяснять, почему вольвокс относят к одноклеточным организмам. Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными. Выделять черты усложнения у эвглены зеленой.   

Таблица «Простейшие» микроскоп, микропрепараты.

§ 10

Комплекс- ного при-менения

13

(3)

Тип инфузории.  Лабораторная работа № 2 «Строение инфузории-туфельки»

1

1, 7

Среда обитания. Особенности     строения и жизнедеятельности инфузорий: гетеротрофное питание, половой процесс.

 Лабораторная работа № 2

«Строение инфузории-туфельки»

Выявлять  особенности внешнего и внутреннего строения инфузории-туфельки. Называть функции органоидов

Распознавать по рисунку и описывать  строение инфузории-туфельки. Характеризовать особенности размножения у инфузорий. Сравнивать различных представителей простейших.

Таблица «Тип простейшие § 11

Комплекс- ного при- менения

14

(4)

Многообразие простейших.

Паразитические простейшие  

1

2, 7

Типы простейших: саркодовые,   жгутиконосцы, инфузории. Жизненный цикл малярийного плазмодия.

Роль простейших в природе и жизни человека

Знать типы простейших. Характеризовать роль простейших в природе и жизни человека.

Знать пути заражения паразитическими одноклеточными животными. Знать меры борьбы и профилактики заражения одноклеточными паразитами.

презентация

§ 12

Комбини- рованный

4

Подцарство многоклеточные животные   Тип Кишечнополостные   

46

3

15

(1)

Тип   Кишечнополостные.   Пресноводная гидра.

1

1, 8

Признаки типа Кишечнополостные:   лучевая симметрия, наличие   кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. Жизненные формы кишечнополостных: полип  и медуза.

Образ жизни, внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятель- ности пресноводной гидры.

Значение кишечнополостных

Называть признаки типа Кишечнополостные. Объяснять значение термина организмы. Характеризовать размножение: бесполое и половое.

Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела. Объяснять процесс регенерации пресноводной гидры. Характеризовать процессы жизнедеятельности  пресноводной гидры.

Таблица «Кишечно полостные»

§ 13

Изучения нового материала

16

(2)

Морские   кишечнополостные.

1

2, 8

Классы   кишечнополостных: гидроидные, сцифоидные,    коралловые полипы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать

представителей типа Кишечнополостные. Выявлять роль кишечнополостных в природе и жизни человека.

Таблица «Тип Кишечно-полостные» §14

Комбини- рованный

17

(3)

Общая характеристика типа кишечнополостных, значение в природе и жизни человека

1

1, 9

Общая характеристика типа кишечнополостных, значение в природе и жизни человека. Обобщение, систематизация и проверка знания и умений учащихся по темам «Простейшие» и «Кишечнополостные» животные.

Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Распознавать и описывать

представителей типа Кишечнополостные.

Доказывать принадлежность представителей к одному типу.

Характеризовать тип Кишечнополостные. Обобщать, систематизировать и проверять знания и умения.

Таблицы, микропрепараты, микроскопы

Комбини- рованный

5

Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви.  

6

18

(1)

Тип Плоские черви.

Класс Ресничные черви.

1

2, 9

Признаки типа Плоские черви: трехслойность, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная,     половая, нервная). Размножение.      

Называть функции систем внутренних органов. Распознавать по рисункам и таблицам системы органов. Распознавать   животных типа Плоские черви. Характеризовать  поведение белой планарии. Доказывать усложнение строения плоских  червей по сравнению с кишечнополостными. Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

Таблица «Плоские черви» § 15

Изучения нового материала

19

(2)

Разнообразие плоских   червей: сосальщики  и цепни.

1

1, 10

Плоские черви - возбудители     заболеваний человека и животных. Цикл  развития паразитических червей. Меры  защиты  от заражения. Класс Сосальщики.

Класс Ленточные черви.

Сравнивать свободноживущих и паразитических плоских червей.

Выявлять приспособления к паразитизму. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. Знать меры предупреждения заражения. Характеризовать по плану тип Плоские черви.

Таблица «Цикл развития плоских червей» §16

Комплексного при-менения знаний

20

(3)

Тип Круглые черви.

1

2, 10

Образ жизни.

Особенности строения.

Наличие первичной полости тела.

Значение круглых червей в природе  и жизни человека.

Распознавать и описывать животных,    принадлежащих к типу Круглые черви.

Объяснять меры профилактики заражения. Характеризовать образ жизни круглых червей.

Таблица «Тип Круглые  черви» §17

Изучения нового материала

21

(4)

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

1

1, 11

Общая характеристика типа Кольчатые черви. Образ жизни.

Особенности строения.

Вторичная полость - целом.

Замкнутая кровеносная система.

Гидроскелет.

Класс Многощетинковые черви.

Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви. Распознавать по рисункам и называть системы органов.

Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей.

Таблица «Кольчатые черви» §18

Изучения нового материала

22

(5)

Малощетинковые черви. Лабораторная работа № 3

«Внешнее строение дождевого червя; передвижение, раздражимость»

1

2, 11

Образ  жизни   и  особенности       строения дождевого червя. Лабораторная работа № 3

«Внешнее строение дождевого червя; передвижение, раздражимость».

Значение в природе и жизни человека.

Описывать приспособления для жизни в почве. Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании. Характеризовать по плану тип Кольчатые черви. Определять     принадлежность кольчатых червей к классам.

Малощетинковые, обитающие на территории ХМАО.

Таблица «Кольчатые черви» живые дождевые черви,

§ 19

Комплексного при-менения знаний

23

(6)

Многообразие и значение кольчатых червей.

1

1, 12

Многообразие и значение кольчатых червей. Пиявки

Обобщение по темам Плоские Круглые и Кольчатые черви.

Описывать многообразие кольчатых червей. Объяснять их значение в природе. Выявлять особенности строения пиявок. Обобщить знания по изученной тем

Таблица «Кольчатые черви», влажные препараты, электронные материалы

§ 20

Комбини-рованный

6

Тип Моллюски.

4

24

(1)

Общая  характеристика        типа Моллюски.

1

2, 12

Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела).

Системы   внутренних органов.     Появление дыхательной системы.

Процессы жизнедеятельности

Распознавать и описывать

животных типа моллюсков. Выделять особенности строения и функций моллюсков. Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков. Сравнивать строение  моллюсков и кольчатых червей.

Таблица «Тип Моллюски» § 20

Изучения нового материала

25

(2)

Класс   Брюхоногие моллюски.

1

1, 13

Особенности строения.

Многообразие и практическое       значение брюхоногих моллюсков.      

Определять принадлежность моллюсков к классам. Узнавать системы  органов брюхоногих моллюсков. Объяснять значения в природе и в жизни человека.

Выделять приспособления

брюхоногих моллюсков к среде обитания.

Таблица «Тип Моллюски» § 21

Комбини-рованный

26

(3)

Класс Двустворчатые моллюски.

Лабораторная работа № 4  «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

1

2, 13

Особенности строения.    

Строение раковины.

Лабораторная работа № 4  «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

Механизм образования жемчуга.

Многообразие и практическое       значение двустворчатых моллюсков.  

Определять принадлежность моллюсков к классам. Распознавать системы  органов двустворчатых моллюсков. Выделять приспособления двустворчатых    моллюсков к среде обитания. Сравнивать     двустворчатых и брюхоногих моллюсков. Выявлять сходство и различия в строении раковин моллюсков. Объяснять значение двустворчатых моллюсков.

Таблица «Тип моллюски»,

раковины моллюсков, § 22

Комплекс ного при-менения знаний

27

(4)

Класс Головоногие моллюски.

1

1, 14

Внешнее и внутреннее строение,  процессы жизнедеятельности головоногих моллюсков

Многообразие и практическое       значение головоногих моллюсков.      

Выделять особенности строения головоногих моллюсков. Называть функции головоногих моллюсков. Характеризовать представителей   классов моллюсков. Определять принадлежность моллюсков к классам.

Моллюски, встречающиеся в ХМАО

презентация § 23

Комбини-рованный

7

Тип Членистоногие.

7

28

(1)

Общая  характеристика     членистоногих.    

Класс Ракообразные.

1

2, 14

Общая  характеристика членистоногих.    

Внешний скелет, отделы тела,   смешанная полость тела.

Образ жизни и внешнее строение ракообразных.  

Системы    внутренних органов.

Распознавать животных типа Членистоногие. Описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Распознавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности внутреннего строения ракообразных. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. 

Ракообразныевстречающиеся на территории ХМАО.

Таблица «Строение речного рака»

 § 24

Изучения нового материала

29

(2)

Класс Паукообразные.

1

1, 15

Образ жизни  и особенности       строения паукообразных.

Системы внутренних органов.

Поведение и особенности   жизнедеятельности.

Ловчие сети различных видов пауков.

Многообразие паукообразных. Клещи.    Значение паукообразных.

Описывать:

- внешне    строение    паука-крестовика;

- жизнедеятельность пауков.

Доказывать, что паукообразные - животные сложной организации.        

Характеризовать  значение паукообразных.

Представители класса паукообразных встречаю- щиеся на территории ХМАО

Таблица «Строение паука-крестовика»

§ 25

Комбини-рованный

30

(3)

Класс Насекомые.      Особенности строения и жизнедеятельности.

Лабораторная работа № 5  «Внешнее строение насекомого».

1

2, 15

Образ жизни и особенности      внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания      наземного типа.

Лабораторная работа № 5  «Внешнее строение насекомого».

Типы ног у насекомых.

Типы ротовых аппаратов.               Смешанная полость тела.

Жизнедеятельность и поведение.

Раздельнополые организмы.   Внутреннее оплодотворение.

Приводить примеры  насекомых с различным типом ротового аппарата.

Выявлять приспособления

насекомых к среде обитания. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером   употребляемой пищи. Сравнивать по выделенным критериям. Узнавать системы  внутренних органов.

Выделять особенности  внутреннего строения насекомых. Сравнивать внутреннее строение  насекомых  и   паукообразных. Описывать поведение насекомых.                  

Таблица «Строение насекомого, коллекции насекомых,

§ 26

Комплексного при-менения знаний

31

(4)

Типы развития и многообразие насекомых.

1

1, 16

Развитие насекомых: с неполным и с полным превращением.    

Стадии  развития с неполным и   полным превращением.

Насекомые с неполным превращением

Насекомые с полным превращением

Описывать стадии  развития насекомых.

Приводить примеры насекомых с полным и неполным превращением. Перечислять признаки  отрядов насекомых. Выделять особенности развития насекомых.

Фильм «Многообразие насекомых» § 27

Комбини-рованный

32

(5)

Общественные насекомые – пчёлы и муравьи. Полезные насекомые.     Охрана насекомых.

1

2, 16

Пчелы и муравьи - общественные насекомые.

Одомашненные насекомые: пчела       медоносная, тутовый шелкопряд. Значение  насекомых в природе и   жизни человека. Охрана насекомых.

Знать о биологических особенностях муравьев, пчел, особенности полиморфизма, редкие и исчезающие виды насекомых. Описывать практическое значение пчеловодства. Приводить примеры продуктов пчеловодства и их использования человеком.  Доказывать, что тутовый шелкопряд - домашнее животное. Характеризовать меры по охране насекомых.

Фильм «Пчелиная семья»

§ 28

Комбини-рованный

33

(6)

Насекомые - вредители   культурных растений и      переносчики заболеваний человека.

Повторный инструктаж по ТБ и ОТ.

1

1, 17

Повторный инструктаж по ТБ и ОТ.

Насекомые - вредители   культурных растений и      переносчики заболеваний человека.

Отрицательное  значение        насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы человека с   насекомыми: физические, химичес- кие, агротехнические, биологические.

Приводить примеры насекомых-вредителей  и описывать их развитие. Называть насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний человека. Знать меры борьбы с вредными насекомыми.

Коллекция насекомых- вредителей

§ 29

Комбини-рованный

34

(7)

Обобщение по теме

«Тип Членистоногие»

1

2, 17

Обобщение и систематизация знаний о членистоногих, как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных животных.

Обобщить и систематизировать знания по изученной теме.

Таблица, коллекция насекомых, § 25 – 29

Обобще-ния знаний

8

Тип Хордовые.  

34

35

(1)

Общие  признаки хордовых.

Подтип Бесчерепные.

1

1, 18

Признаки хордовых: хорда -  внутренний скелет, нервная трубка,   пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость.

Особенности строения подтипа бесчерепных, как низших хордовых, черты приспособленности к среде обитания.

Знать общую характеристику хордовых животных, Характеризовать особенности строения ланцетника. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

Таблица «Тип Хордовые» § 30

Изучения нового материала

Подтип Черепные.

Класс Рыбы.

5

36

(1)

Подтип Черепные.      Надкласс Рыбы. Лабораторная работа № 6  

«Внешнее строение рыбы»

1

2, 18

Общие признаки подтипа Черепные. Особенности внешнего строения  на  примере костистой рыбы.

Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

 Лабораторная работа № 6  

«Внешнее строение рыбы»

Знать общую характеристику черепных животных. Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб, их приспособленность к среде обитания. Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Характеризовать функции плавников рыбы.

Выявлять особенности строения рыб

Таблица «Строение рыбы», рыбы

§ 31

Изучения нового материала

37

(2)

Внутреннее строение рыбы.

1

1, 19

Системы внутренних органов:          опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная.

Знать расположение внутренних органов в полости тела рыб. Распознавать по рисунку системы внутренних органов. Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб. Выделять особенности строения рыб.

Таблица «Строение рыб»

§32

Комбини- рованный

38

(3)

Особенности размножения рыб.

1

2, 19

Органы размножения.

Размножение   и развитие рыб.

Места нагула и нереста у проходных рыб.

Особенности   поведения.

Называть тип оплодотворения у большинства рыб. Приводить примеры   проходных рыб. Выделять особенности строения и функций органов размножения рыб. Объяснять значение миграций в жизни рыб.

Сезонные явления в жизни рыб в пойме реки Обь

Фильм «Сезонные изменения в жизни рыб» §33

Изучения нового материала

39

(4)

Основные систематические группы рыб.

1

1, 20

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы (русский осетр, белуга, стерлядь).

Двоякодышащие и кистеперые        рыбы. Значение их в происхождении     наземных позвоночных животных.

Приспособления рыб к разным    условиям обитания.

Называть представителей класса хрящевых   и  костных рыб. Распознавать и описывать наиболее распространенные виды рыб, обитающие в водоемах ХМАО. Перечислять особенности строения кистеперых и двоякодышащих рыб. Сравнивать различные отряды костистых рыб. Доказывать, что хрящевые рыбы - древняя группа рыб.

Наиболее распространенные виды рыб, обитающие в водоемах ХМАО.

Таблица «многообразие рыб», презентация

§34

Комбини-рованный

40

(5)

Промысловые рыбы.

Их использование и охрана.

1

2, 20

Практическое значение рыб.  Основные группы  промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, карпообразные. Рациональное  использование,    охрана и  воспроизводство рыбы.  Прудовое хозяйство.

Называть представителей промысловых рыб. Называть рыб, разводимых в прудах, и описывать их практическое значение. Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека. Доказывать практическую значимость разведения рыбы. Объяснять биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации.

Обосновывать приемы рационального ведения рыболовства.

Редкие и исчезающие виды рыб в ХМАО.

Фильм рыболовство и охрана рыб. §35

Обобще-ния и систематизации

Класс Земноводные

4

41

(1)

Среда обитания и  строение земноводных.

1

1, 21

Общая характеристика класса.

Места обитания и образ жизни.

Внешнее строение лягушки.       Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура.

Описывать внешнее строение земноводных. Выявлять приспособления  к жизни на суше и в воде. Сравнивать скелет земноводных и костных рыб. Выделять особенности строения земноводных.

Фильм «Земновод- ные» §36

Изучения нового материала

42

(2)

Строение и деятельность   внутренних органов земноводных.

1

2, 21

Системы  внутренних органов:      пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная,      нервная.  

Обмен веществ и энергии.

Распознавать по рисунку системы внутренних органов. Описывать строение и функции систем внутренних органов.

Сравнивать строение систем внутренних органов. Объяснять, почему у  земноводных хуже развит мозжечок, чем у рыб.

Таблица «Внутреннее строение лягушки» §37

Комплексного при-менения знаий

43

(3)

Годовой жизненный

цикл и происхождение земноводных.

1

1, 22

Влияние сезонных изменений в природе на жизнь земноводных.

Годовой жизненный цикл. Размножение.

Внешнее оплодотворение.

Развитие лягушки с метаморфозом. Сходство  личинок  земноводных с    рыбами.

Происхождение земноводных.

Сравнивать размножение и развитие рыбы и лягушки. Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных. Сравнивать головастика и взрослую особь. Объяснять проявление метаморфоза у головастиков.

Таблица «Развитие земноводных» §38

Комбини-рованный

44

(4)

Многообразие и значение   земноводных.

1

2, 22

Многообразие  земноводных. Отряды: Хвостатые (тритоны, саламандры) и Бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки, квакши).

Отряд Червяги.

Значение земноводных в природе и   жизни человека.

Охрана земноводных.

Называть: места обитания земноводных;

основные отряды.

Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни.

Характеризовать  роль амфибий в природе.Указывать причины сокращения и меры по охране.

Фильм «Многообразие земно- водных»

§ 39

Комбини-рованный

Класс Пресмыкающиеся

4

45

(1)

Внешнее строение и     скелет пресмыкающихся.

1

1, 23

Общая характеристика.

Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Строение скелета.

Называть   приспособления   в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни. Объяснять название класса  Пресмыкающиеся. Сравнивать: внешнее   строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона; скелет ящерицы и ужа.

Таблица «Строение пресмыкающегося»

 §40

Изучения нового материала

46

(2)

Внутреннее строение и  жизнедеятельность пресмыкающихся.

1

2, 23

Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга.

Обмен веществ: питание, дыхание и выделение.

Размножение и развитие.

Поведение.  

Выявлять усложнения в строении систем органов. Распознавать по рисункам системы внутренних органов. Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся. Выделять особенности размножения, способствующие сохране- нию потомства. Характеризовать по плану земноводных и пресмыкающихся.              

Таблица «строение пресмыкающегося»

 §41

Комплекс-ного при-менения знаний

47

(3)

Многообразие пресмыкающихся.

1

1, 24

Отряды класса Пресмыкающиеся:        чешуйчатые (ящерицы и змеи), черепахи.

Ядовитые змеи

Меры первой помощи.

Называть известные виды пресмыкающихся различных отрядов. Распознавать и описывать представителей отрядов пресмыкающихся. Перечислять общие признаки класса Пресмыкающиеся.

Многообразие рептилий  обитающих на террито- рии ХМАО

Фильм «Пресмыкающиеся» §42

Комбини-рованный

48

(4)

Значение       пресмыкающихся. Происхождение        пресмыкающихся.

1

2, 24

Роль  пресмыкающихся в природе и жизни человека.  

Охрана пресмыкающихся. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Разнообразие древних пресмыкающихся.

Причины их вымирания.

Знать происхождение пресмыкающихся. Приводить примеры древних пресмыкающихся.

Называть причины вымирания ящеров.

Объяснять:

- роль пресмыкающихся в жизни человека и в природе;

- необходимость охраны  пресмыкающихся.

презентация §43

Комбини-рованный

Класс Птицы

8

49

(1)

Среда обитания и внешнее строение птиц Лабораторная работа № 7   «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

1

1, 25

Общая характеристика класса Птицы.

Среда обитания птиц.

Особенности внешнего строения     птиц. Приспособленность  к полету.     Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися.

Лабораторная работа № 7   «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц. Описывать      приспособления внешнего строения для полета. Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц.

Чучело птицы.

§44

Изучения нового материала

50

(2)

Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 8 «Строение скелета птицы»

1

2, 25

Скелет птиц.

Приспособленность к полету:   срастание и пневматичность костей.

Мышцы.Приспособленность к полету. Лабораторная работа № 8 «Строение скелета птицы»

Называть особенности строения скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. Характеризировать изменения скелета птиц в связи с полетом.

Модель скелета птицы.

§45

Комплексного при-менения знаний

51

(3)

Внутреннее строение птиц.

1

1, 26

Системы  внутренних органов птиц. Приспособления к полету. Интенсивный обмен веществ.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.  Выделять   приспособленность систем внутренних органов птиц к полету.  Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. Объяснять, почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями; причины интенсивности обмена веществ.

Таблица «Внутреннее строение птицы»

§46

Комплексного при-менения знаний

52

(4)

Размножение и развитие птиц.

1

2, 26

Органы размножения.

Развитие яйца и зародыша.

Выводковые и гнездовые птицы.

Называть этапы развития яйца и зародыша. Выделять особенности  строения органов размножения, связанные с полетом. Устанавливать соответствие

между частями яйца и их функциями. Характеризовать типы развития птиц. 

Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами. Приводить примеры птиц различных экологических групп

Фильм «Типы развития птиц», § 47

Комплексного при-менения знаний

53

(5)

Годовой жизненный  цикл  и сезонные явления в жизни птиц.

1

1, 27

Поведение птиц на различных этапах годового цикла.

Птицы  оседлые, кочующие и    перелетные.

Описывать сезонные явления в жизни птиц. Характеризовать значение гнезд в жизни птиц. Называть причины появления у птиц инстинкта перелета.

Размножение и развитие птиц ХМАО

Фильм «Типы развития птиц», § 48

Комбини-рованный

54

(6)

Многообразие птиц.

1

2, 27

Систематические группы птиц. Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы.

Называть экологические группы птиц. Приводить примеры птиц различных экологических групп. Определять           особенности строения  птиц различных экологических групп; систематические группы птиц: надотряды: Пингвины,     Страусообразные, Типичные птицы.

Фильм «Экологические группы птиц», §49

Комбини-рованный

55

(7)

Значение и охрана птиц.   Происхождение птиц.

1

1, 28

Роль птиц в природе и в жизни человека.

Охрана и привлечение птиц. Промысловые птицы, их  рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Происхождение птиц.

Перечислять роль птиц: в природе и жизни человека. Приводить примеры хозяйственных групп и пород кур. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц. Находить сходства в строении птиц и пресмыкающихся.

Фильм «Охрана и привлечение птиц», §50

Комплексного при-менения знаний

56

(8)

Обобщение   по  темам   «Класс   Пресмыкающиеся   и Класс Птицы»

2, 28

Обобщение знаний. 

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.

Обобщение знаний по изученной теме. Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.

презентация

Обобщения  и систе-матизации знаний

Класс Млекопитающие, или Звери

10

57

(1)

Внешнее строение млекопитающих. Среды жизни и места обитания.

1

1, 29

Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания.

Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шёрстный покров. Железы   млекопитающих.

Называть общие признаки млекопитающих. Перечислять функции желез млекопитающих. Описывать строение кожи. Выделять особенностей внешнего строения. Сравнивать внешнее строение млекопитающих и рептилий.

Таблица «Строение млекопитающих»,  §51

Изучения нового материала

58

(2)

Внутреннее строение   млекопитающих. Лабораторная работа № 9    «Строение скелета млекопитающих»

1

2, 29

Особенности внутреннего строения. Усложнение строения опорно-двигательной и нервной системы.

Особенности внутреннего строения. Лабораторная работа № 9    «Строение скелета млекопитающих»

Перечислять особенности строения скелета. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных млекопитающих. Выделять особенности внутреннего строения.

Таблица «Строение млекопитающих»,скелет кролика, §52

Комплексного при-менения знаний

59

(3)

Размножение и развитие   млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

1

1, 30

Размножение и развитие.

Забота о потомстве.

Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Приводить примеры заботы о потомстве.

Находить черты  сходства  в размножении  пресмыкающихся и млекопитающих. Доказывать преимущества живорожде- ния и вскармливания детенышей молоком. Характеризовать по плану размножение и развитие зародыша.

Фильм «Размножение и развитие млекопитающих», §53

Комбини-рованный

60

(4)

Происхождение и    многообразие млекопитающих.

1

2, 30

Предки млекопитающих - древние  пресмыкающиеся.    

Многообразие млекопитающих Подкласс Первозвери или  Однопроходные.

Подкласс Сумчатые.  

Перечислить черты сходства млекопитающих и пресмыкающихся.

Описывать строение и жизнедеятель- ность однопроходных и сумчатых.

презентация § 54

Комбини- рованный

61

(5)

Высшие, или плацентарные звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и   Зайцеобразные, Хищные.

1

1, 31

Многообразие млекопитающих. Биологические особенности представителей отрядов  Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и   Зайцеобразные, Хищные.

Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Находить черты сходства между отрядами Грызуны и

Зайцеобразные. Выделять особенности отрядов. Доказывать принадлежность к классу млекопитающие.

Млекопитающие ХМАО

Фильм «Многообра зие млекопи тающих» 

§ 55

Комбини-рованный

62

(6)

Высшие, или плацентарные звери: Ластоногие и

Китообразные, Парноко- пытные и Непарнокопыт- ные, Хоботные.

1

2, 31

Признаки отрядов: Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и  Непарнокопытные,    Хоботные. Строение органов пищеварения у жвачных и нежвачных.

Выделять особенности отрядов.

Доказывать принадлежность к классу млекопитающие. Сравнивать отряды млекопитающих.

Млекопитающие ХМАО

Фильм «Многообра зие млекопи тающих» 

§ 56

Комбини-рованный

63

(7)

Высшие, или плацентарные звери: Приматы.

1

1, 32

Признаки отряда Приматы.

Сходство человекообразных обезьян   с человеком.

Семейства отряда Приматы.

Называть общие черты строения приматов. Доказывать, что обезьяны - наиболее высокоорганизованные животные. Сравнивать человекообразных обезьян и человека.

Фильм «Приматы» § 57

Комбини-рованный

64

(8)

Экологические группы млекопитающих.

1

2, 32

Среда обитания: наземная,      почвенная, водная, воздушная. Экологические группы: водные, роющие, летающие, млекопитающие         наземно-древесного образа жизни.

Перечислять основные экологические группы зверей. Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп.

Таблица «Экологические группы животных»

§ 58

Комплексного при-менения знаний

65

(9)

Значение млекопитающих         для человека.

1

1, 33

Домашние звери: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, домашние        свиньи, домашние лошади. Охотничье-промысловые звери. Охрана млекопитающих: заказники, заповедники, зоопарки, акклиматизация.

Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих.

Распознавать и описывать домашних зверей. Называть промысловых животных. Объяснять роль млекопитающих в природе и жизни человека.

Млекопитающие ХМАО, находящиеся под охраной

Фильм «Охрана животного мира на Земле», § 59

Комплексного при-менения знаний

66

(10)

Обобщение по теме «Млекопитающие»

1

2, 33

Обобщение, контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.

Обобщение, контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.

презентация

Обобщения и систе- матизации

9

Развитие животного мира на Земле

3

67

(1)

Доказательства эволюции       животного мира. Учение

Ч. Дарвина об эволюции.

1

1, 34

Понятие об эволюции.

Учение Ч. Дарвина.

Доказательства  эволюции. Многообразие животных - результат эволюции.

Естественный отбор и наследственная изменчивость.

Называть факторы эволюции.

Приводить доказательства эволюции животного мира. Объяснять многообразие животных, как результат эволюции. Объяснять роль наследствен- ной изменчивости и естественного отбора.

портрет Ч.Дарвина.

Таблица «Эволюционное древо животных», § 60

Изучения нового материала

68

(2)

Основные этапы развития   животного мира на Земле.

1

2, 34

Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточности, систем органов. Происхождение и эволюция    хордовых.

Выход позвоночных на сушу. Расцвет пресмыкающихся.

Расцвет птиц и зверей.

Называть основные этапы развития животного мира на Земле.

Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов.

Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных.

Таблица «Развитие животного мира на Земле», § 61

Комплексного при-менения знаний

69

(3)

Современный животный мир.

1

1, 35

Современный животный мир.

Уровни организации жизни.

Называть основные этапы развития животного мира на Земле. Выявлять черты усложнения у животных в ходе эволюции. Обобщить знания по изученной теме.

Таблица «Эволюционное древо животных», § 61

Комплекс ного при-менения знаний

70

Заключение

1

2, 35

Обобщение, контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.

Обобщение, контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.

презентация

Обобщения и систе- матизации знаний


Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения

Материально-техническое обеспечение

  • коллекции животных,
  • влажные препараты,
  • скелеты животных,
  • раковины морских и пресноводных моллюсков,
  • наборы различных типов перьев,
  • чучела птиц,
  • набор готовых микропрепаратов по разделу «Животные»,
  • микроскопы,
  • записи голосов птиц,
  • иллюстрации с изображением животных,
  • комплект таблиц по разделу «Животные»,
  • комплект мультимедийного оборудования.
  • видеофильмы
  • телевизор

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учащихся:

  1. Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь/ Под ред. В.М. Константинова. – В 2-х ч.- М.: Вентана-Граф, 2000.
  2. Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология. Экология. Животные: Сб.заданий и задач с ответами: пособие для учащихся основной школы. – М.:Мнемозина, 2000.        

Литература для учителя

  1. Сборник нормативных документов. Биология/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
  3. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии/Сост. В.С.Кучменко. – М.: Дрофа, 2001.
  6. Программно-методические материалы: Биология 6-11 класс/Сост. В.С. Кучменко. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 2001.
  7. Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.
  8. Биология. Животные. 7 класс: Поучроные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина/ Авт. –сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2005.
  9. Васильева Г.Д. Зоология: Проверочные карточки и тесты. 7-8 классы. – М.: Рольф, 2001.
  10. Игошин Г.П. Уроки биологии в 7-м классе. Развернутое планирование. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004.
  11. Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.
  12. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
  13. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Экология. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2003.
  14. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7,8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.
  15. Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология: Сб. тестов, задач и заданий с ответами: По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов. – М.: Мнемозина, 1998.
  16. Пименов А.В., Пименова Е.А. Биология: Дидактические материалы к разделу «Животные». 7-8 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
  17. Пугал Н.А., Трайтак Д.И. Кабинет биологии. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.

 Информационное обеспечение

  1. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2006 г.
  3. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6 – 9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
  4. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Анатомия и физиология человека. – «Просвещение», 2002 г.
  5. Тренажёр по биологии. Пособие к экзамену. 18 вариантов ЕГЭ. – «Меридиан», 2001-2004 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...