Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Глаголева Галина Павловна

Планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 46

с углубленным изучением отдельных предметов

Рассмотрено  

на заседании МО

Протокол № ___        

от _____  ___________ 2014г.  

Согласовано 

на  заседании НМС        

Протокол № ___        

от ___  ___________ 2014г.

  1. Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №46

 с углубленным изучением

отдельных предметов

____________  Н.Ф.Иванисов

от ____  ____________2014г.

  1. Рабочая программа

                          по биологии

на 2014 – 2015 учебный год

Ф.И.О. учителя: Глаголева Галина Павловна

Классы: 9А, 9Б, 9В, 9Г, 9Д,         

По учебному плану 2 часа в неделю

Количество часов на 1 полугодие:

9А- 32ч.; 9Б — 32ч.; 9В — 32ч.; 9Г- 32ч.; 9Д — 32ч.; 9Е – 32ч.

Количество часов на 2 полугодие:

9А- 38ч.; 9Б — 38ч.; 9В — 38ч.; 9Г- 38ч.; 9Д — 38ч.; 9Е – 38ч.

Количество всего часов по программе: 70 часов


Пояснительная записка

Типовая рабочая программа по биологии для обучающихся  классов составлена с учетом Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по биологии для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, базовый уровень обучения под редакцией И.Н. Пономаревой («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005),  учебного плана МБОУ СОШ № 46 с УИОП на      2014 – 2015 учебный год.

 Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: 

1.  Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

2. Примерная программа по биологии основного  общего образования  (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007)

3. Авторская программа по биологии для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, базовый уровень обучения под редакцией И.Н. Пономаревой («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005).

 

Цели:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Задачи

Обучения:

- условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей;

- усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования;

-  добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

- продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы  через лабораторные работы.

Развития:

 создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы; особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение  достигать поставленной цели.

Воспитания: 

способствовать воспитанию совершенствующихся социально - успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие  коммуникативной  компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих.                                               

                                 Общая характеристика учебного предмета

             Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы

Место предмета в базисном учебном плане

            Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 70 (2 ч в неделю) в  9  классе.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Выпускник научится:

• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;                                                                               • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

Формы организации образовательного процесса:

  • традиционные уроки (урок усвоения новых знаний, урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний);
  • уроки с игровой состязательной основой (игра, соревнование, турнир, эстафета и т.д.);
  • уроки – публичные формы общения (конференция, дискуссия, аукцион, ярмарка,       телепередача, консилиум и т. д.);
  • уроки, имитирующие деятельность учреждений (суд, следствие, учёный совет, патентное бюро и т.д.)
  • уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-вернисаж, спектакль, студия, салон и т.д.);
  • уроки на основе исследовательской деятельности (научная лаборатория, круглый стол, мозговая атака и т. д.);
  • уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (смотр знаний, семинар, зачёт, собеседование, урок-консультация, урок-практикум, урок моделирования, урок-беседа и т. д.)
  • лабораторные работы;
  • экскурсии;
  • заочные мультимедийные и видеоэкскурсии.

Образовательные  технологии, используемые на учебных занятиях:

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • исследовательские методы обучения;
  • технология разноуровневого дифференцированного обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • технология проектного обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии критического мышления.

Виды и формы контроля:

- устный опрос в форме беседы;

- тематическое тестирование (приближенное к заданиям ГАИ-9 и ЕГЭ);

   устные зачёты;

- лабораторный контроль;

- индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);

- индивидуальные домашние задания (письменные и устные);

- промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых        

  заданий (приближенных к заданиям ГАИ-9 и ЕГЭ). 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА.

1. Введение в основы общей биологии (3ч) 

      Биология как наука о живой природе. Биологическое разнообразие — непреходящая ценность для человечества.
      Методы исследования в биологии. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент и моделирование.
      Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и в культуре общества.

2. Основы цитологии  (11 ч)

      Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Строение клетки. Основные части клетки. Наука о строении и функционировании клетки — цитология.
      Особенности клеток растений, животных, грибов и бактерий. Ткани живых организмов (растений, животных, грибов).
      Органы и системы органов как основа целостности многоклеточного организма. Организм как биосистема.
      Проявление свойств живого организма. Питание, дыхание, движение, рост, развитие, регуляция жизнедеятельности организма. Обмен веществ и его этапы. Размножение организмов.

 Лабораторная работа № 1. «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов» Лабораторная работа № 2. «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

       Деление клетки — основа размножения, роста и развития организма.
       Наследственность как свойство организмов. Гены и хромосомы.

Лабораторная работа № 3. «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (13 ч)

       Наследственность и изменчивость. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости в практике растениеводства и животноводства.

Лабораторная работа № 4. «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях»

 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)   

       Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных. Профессии, основанные на знании о строении, размножении и уходе за растениями, животными и грибами.

6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 ч) 

      Многообразие организмов: одноклеточные, многоклеточные и неклеточные. Прокариоты и эукариоты, царство бактерий. Их многообразие и значение в природе.
      Царства живых организмов в системе органического мира. Бактерии. Растения. Животные. Вирусы.
      Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Понятие о виде и популяции. Признаки вида. Популяция как форма существования вида.

7. Учение об эволюции (9 ч)
      История учения об эволюции живого мира. Теория Ч. Дарвина об эволюции. Современное учение об эволюции — синтетическая теория эволюции (СТЭ). Движущие силы и результаты эволюции. Образование новых видов. Приспособленность организмов к условиям среды. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Основные направления эволюции.
      Биологическое разнообразие живого мира как результат эволюции и как основа устойчивости биосферы. Видовое, генетическое разнообразие биосферы. Сохранение биологического разнообразия — важная научная и социальная проблема современного общества.
      Понятие об основных структурных уровнях организации живого мира. Структурные уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
      Охрана природных ресурсов — видового, генетического и экосистемного биоразнообразия. Система средств защиты и расширенного воспроизводства биологических ресурсов.                                                                                                        
Лабораторная работа № 5. «Изучение  морфологического критерия вида»   Лабораторная работа № 6. «Изучение изменчивости у организмов»

8. Происхождение человека (6 ч)

      Представление о месте и особенностях человека в системе органического мира. Доказательства эволюции происхождения человека.

9. Основы экологии (14 ч)

      Среда как источник ресурсов (вещества и энергии) и информации в органическом мире.
      Экология как наука о взаимоотношениях организма и среды. Экологические факторы среды обитания, их влияние на организмы. Адаптации организмов к различным экологическим факторам.
      Взаимодействие организмов в природе — конкуренция, хищничество, симбиозы, паразитизм, мутуализм.
      Экосистемная организация живой природы. Понятие о биогеоценозе, биоценозе, экосистеме и природном сообществе. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистеме.
      Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме как основа единства и целостности экосистем.
      Особенности агроэкосистемы. Структура и устойчивость агроэкосистем. Влияние человека на живые организмы в экосистеме.
      Биосфера как глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере и ноосфере. Эволюция биосферы. Роль живого вещества в биосфере. Концепция устойчивого развития биосферы.
      Экологические проблемы биосферы, их влияние на жизнь людей и их решение. Последствия деятельности человека в экосистеме.
      Ответственность человечества за сохранение жизни на Земле и сохранение биосферы.
 
Лабораторная работа № 7. «Приспособленность организмов к среде обитания» 

Лабораторная работа № 8. «Оценка качества окружающей среды».

Планируемые результаты изучения учебного предмета

 знать/понимать:

      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  уметь:

      • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • соблюдения мер профилактик

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Тематический план курса

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Количество лабораторных работ

Введение в основы общей биологии

3

Основы учения о клетке

11

2

Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез)

5

1

Основы учения о наследственности и изменчивости

13

1

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

Происхождение жизни и развитие органического мира

4

Учение об эволюции

9

2

Происхождение человека

6

Основы экологии        

14

2

Итого

70

1 полугодие

32

2 полугодие

38


Календарно-тематический план

п\п

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке

Планируемые результаты

Элементы дополни

тельного содержания

Требования к условиям

Тип урока

1

Введение

3

1

Биология-наука о живом мире. Вводный инструктаж

по ТБ и ОТ.

1

1, 1

Вводный инструктаж по ТБ и ОТ

Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле.

Биология — система разных биологических областей науки.

Роль биологии в практической деятельности людей

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование.

Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами

Называть и характеризовать различные научные области биологии.

Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей

Объяснять назначение методов исследования в биологии.

Характеризовать и сравнивать методы между собой.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Особенности окружающей среды, климатические условия Севера.

Портреты ученых биологов

§ 1

изучения и первичного закрепления новых знаний

2

Общие свойства живого

1

2, 1

Биологическое разнообразие.

Признаки живых существ.

Сравнение свойств живых организмов со свойствами тел неживой природы.

Называть и характеризовать признаки живых существ.

Сравнивать свойства живых организмов со свойствами тел неживой природы, делать

выводы

Таблица по общей биологии

§ 2

Комбинирован-ный

3

Многообразие форм живых организмов.

1

1, 2

Среды жизни на Земле и многообразие их организмов.

Клеточное разнообразие организмов и их царства.

Вирусы — неклеточная форма жизни.

Разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни организации жизни

Называть четыре среды жизни в биосфере.

Характеризовать отличительные особенности

представителей разных царств живой природы.

Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

Объяснять понятие «биосистема».

Называть структурные уровни организации жизни

Таблицы по общей биологии, научно – популярная литература § 3

Комбинирован-ный

2

Основы цитологии

11

4 (1)

Цитология — наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

1

2, 2

История цитологии.

Многообразие типов клеток:

свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки.

Называть отличительный признак различия клеток прокариот и эукариот.

Приводить примеры организмов прокариот и эукариот.

Выделять существенные признаки жизнедеятельности клетки свободноживущей и входящей в состав ткани.

Называть имена учёных, положивших начало изучению клетки

Загрязнение окружающей среды, болезнетворных бактерий и вирусы.

Таблица по общей биологии «Строение клетки»

§ 4

изучения и первичного закрепления новых знаний

5 (2)

Химический состав клетки.

1

1, 3

Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток Неорганические и органические вещества клетки.

Содержание воды, минеральных солей углеводов, липидов, белков в клетке и организме

Их функции в жизнедеятельности клетки

Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки.

Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке.

Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы.

Электронные материалы

§ 5

изучения и первичного закрепления новых знаний

6 (3)

Органические вещества клетки. Белки.

Лабораторная работа №1: «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов»

1

2, 3

Строение и свойства белка

Структура белка

Функции белков

Лабораторная работа №1: «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов»

Давать определение основным понятиям.

Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: >продукты, богатые белками; >нахождение   молекулы  ДНК  в клетке; >мономер нуклеиновых кислот. Приводить   примеры   белков, выполняющих  различные  функции.

Влияние факторов окружающей среды на гомеостаз клетки.

Электронные материалы

таблица

§ 6

изучения и первичного закрепления новых знаний

7 (4)

Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты

1

1, 4

Нуклеиновые кислоты

Строение нуклеиновых кислот

Функции нуклеиновых кислот

Перечислять    виды     молекул РНК и их функции. Характеризовать: функции белков и нуклеиновых кислот. Объяснять:>причины многообразия функций белков; >почему белки редко используются в качестве источника энергии. * Сравнивать строение молекул ДНК и РНК.

Таблица «строение нуклеиновых кислот», Электронные материалы

§6

изучения и первичного закрепления новых знаний

8 (5)

Строение клетки. Лабораторная работа № 2 «Многообразие клеток эукариот.

Сравнение растительных и животных клеток»

1

2, 4

Разнообразие клеток живой природы.  Вирусы

Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями

Лабораторная работа № 2 «Многообразие клеток эукариот.

Сравнение растительных и животных клеток»

Различать основные части клетки.

Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки.

Сравнивать особенности клеток растений и животных.

Рассматривать, сравнивать и зарисовывать клетки растительных и животных тканей.

Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Таблица «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение бактериальной клетки и вируса»

§7

Комбинирован-ный

9 (6)

Органоиды клетки и их функции.

1

1, 5

Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения и функции

Выделять и называть существенные признаки

строения органоидов.

Различать органоиды клетки на рисунке учебника.

Объяснять функции от дельных органоидов

в жизнедеятельности растительной и животной клеток

таблица «Строение клетки»

§8,

Комбинирован-ный

10 (7)

Обмен веществ – основа существования клетки.

1

2, 5

Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке.

Равновесие энергетического состояния клетки — обеспечение её нормального функционирования

Определять понятие «обмен веществ».

Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция».

Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии.

Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма

Влияиние факторов окружающей среды на процессы жизнедеятельности клетки.

Таблица «Энергетический обмен клетки», , Электронные материалы

§9

Комбинирован-ный

11 (8)

Биосинтез белков в живой клетке

1

1, 6

Понятие о биосинтезе.

Этапы синтеза белка в клетке.

Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков

Определять понятие «биосинтез белка».

Выделять и называть основных участников

биосинтеза белка в клетке.

Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке.

Отвечать на итоговые вопросы

Таблица по общей биологии «Биосинтез белка» Электронные материалы

§10

Комбинирован-ный

12 (9)

Биосинтез углеводов - фотосинтез.

1

2, 6

Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке.

Две стадии фотосинтеза:

световая и темновая.

Условия протекания фотосинтеза и его значение

Определять понятие «фотосинтез».

Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения.

Характеризовать значение фотосинтеза для

растительной клетки и природы в целом

Влияние загрязнения окружающей среды на скорость протекания процесса фотосинтеза у растений.

Таблица «Фотосинтез», Электронные материалы

,

§11

Комбинирован-ный

13 (10)

Обеспечение клеток энергией

1

1, 7

Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией.

Стадии клеточного дыхания: бескислородный (ферментативный, или гликолиз) и кислородный.

Роль митохондрий в клеточном дыхании

Определять понятие «клеточное дыхание».

Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы.

Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма.

Выявлять сходство и различие дыхания и фотосинтеза

Таблица «Этапы энергетического обмена»

§12

Комбинирован-ный

14 (11)

Обобщение по теме: «Основы учение о клетке»

1

2, 7

Обобщение изученного материала

Контроль знаний обучающихся

Оценка  и коррекция знаний учащихся

Таблицы «Энергетический и пластический обмен», «Строение клеток»

Обобщения и систематизации

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5

15 (1)

Размножение живых организмов

1

1, 8

Типы размножения: половое и бесполое.

Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы.

Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения.

Смена поколений— бесполого и полового — у животных и растений

Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов.

Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы.

Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира.

Выявлять и называть половое и

бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника.

Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и животных.

Раскрывать биологическое преимущество полового размножения

Таблица «Строение половых клеток»

§13

Комбинирован-ный

16 (2)

Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа № 3 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

1

2, 8

Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

Клеточное деление у прокариот — деление клетки надвое.

Деление клетки у эукариот.

Митоз. Фазы митоза.

Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки.

Лабораторная работа № 3 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»

Характеризовать значение размножения клетки.

Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения.

Давать определение понятия «митоз».

Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот.

Давать определение понятия «клеточный цикл».

Называть и характеризовать стадии клеточного цикла.

Наблюдать, описывать и зарисовывать делящиеся клетки по готовым микропрепаратам.

Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Таблица «деление клетки», Электронные материалы

§14

Комби- нированный

17 (3)

Образование половых клеток. Мейоз.

1

1, 9

Понятие и диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке.

Женские и мужские половые клетки-гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза.

Понятие о сперматогенезе и оогенезе

Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов.

Давать определение понятия «мейоз».

Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы.

Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез».

Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза

Влияние экологических факторов на созревание и оплодотворение половых клеток

Электронные материалы

§15

Комби- нированный

18 (4)

Индивидуальное развитие организмов — онтогенез.

1

2, 9

Понятие об онтогенезе.

Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный.

Стадии развития эмбриона: зигота, дробление, гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму

органогенез.

Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды.

Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения

Давать определение понятия «онтогенез».

Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза.

Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма.

Различать на рисунке и таблице основные стадии развития эмбриона.

Сравнивать и характеризовать значение этапов развития эмбриона.

Объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды.

Объяснять на примере насекомых развитие с полным и неполным превращением.

Называть и характеризовать стадии роста и развития у лягушки

Таблица «Развитие организмов»

§16

Комби- нированный

19 (5)

Обобщение по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)»

1, 10

Обобщение изученного материала

Контроль знаний обучающихся

Контроль и коррекция знаний.

Обобщения и контроля знаний

4

Основы учения о наследственности и изменчивости

13

20 (1)

История развития генетики. Основные генетические понятия.

1

2, 10

Начало исследований наследственности организмов.

Первый научный труд Г. Менделя и его значение.

Достижения современных исследований наследственности организмов.

Условия для активного развития исследований наследственности в ХХ в.

Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству Набор хромосом в организме.

Ген и его свойства.

Генотип и фенотип.

Изменчивость и её проявление в организме

Характеризовать этапы изучения наследственности организмов.

Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя.

Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости

Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость».

Объяснять механизмы наследственности и изменчивости организмов.

Давать определение понятия «ген».

Приводить примеры проявления наследственности и изменчивость организмов.

Давать определения понятий «генотип» и «фенотип»

Портрет Г. Менделя словарик с перечнем основных понятий генетики

§17, 18

изучения и первичного закрепления новых знаний

21 (2)

Генетические опыты

 Г. Менделя. I и II законы Менделя.

1

1, 11

Методы в исследованиях Менделя

Первый закон Менделя.

Второй закон Менделя.

Давать определения понятиям: гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.

Приводить   примеры  доминантных  и   рецессивных  признаков. Воспроизводить     формулировки правила единообразия и правила расщепления.

 Описывать: > механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм неполного доминирования.

Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.

Электронные материалы §19

изучения и первичного закрепления новых знаний

22 (3)

Решение задач по моногибридному скрещиванию.

1

2, 11

Решение задач по моногибридному скрещиванию.

Полное и неполное доминирование

Анализирующее скрещивание

Анализировать   содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Определять: >по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; >по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

§19, задачи

практикум

23 (4)

Решение задач на анализирующее скрещивание и неполное доминирование

1

1, 12

Решение задач на анализирующее скрещивание и неполное доминирование

Составлять: >схему моногибридного скрещивания; >схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять: >по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; >по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

§19, задачи

практикум

24 (5)

Дигибридное скрещивание видов. Третий закон Г. Менделя

1

2, 12

Скрещивание по двум признакам.

Третий закон Менделя

Анализирующее скрещивание.

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: >содержание       определений основных понятий; >схему дигибридного скрещивания.

Электронные материалы §20

изучения новых знаний

25 (6)

Решение задач по дигибридному скрещиванию.

1

1, 13

Решение задач по дигибридному скрещиванию.

Составлять схему дигибридного скрещивания.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

§20, задачи

практикум

26 (7)

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

1

2, 13

Сцепленные гены

Кроссинговер

Полное и неполное сцепление

Давать   определение   терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация.

Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены. Объяснять    причины    перекомбинации     признаков     при сцепленном наследовании.

Электронные материалы §21

изучения и первичного закрепления новых знаний

27 (8)

Взаимодействие генов и их множественное действие.

1

1, 14

Понятие о гене.

Типы влияния генов.

Условия проявления признаков

Давать   определения   терминам. Приводить примеры: аллельного   взаимодействия генов; неаллельного    взаимодействия генов.

Называть   характер   взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена.

Влияние факторов окружающей среды на генотип организма

Электронные материалы §22

изучения и первичного закрепления новых знаний

28 (9)

Определение пола. Наследование  признаков сцепленных с полом.

1

2, 14

Неодинаковость хромосом.

Механизм определения пола.

Наследование, сцепленное с полом.

Давать   определение   термину

аутосомы. Называть: >типы хромосом в генотипе; >число   аутосом   и   половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить примеры наследственных   заболеваний,   сцепленных с полом. Объяснять: >причину   соотношения полов 1:1; > причины проявления наследственных заболеваний человека. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Решать   простейшие   генетические задачи.

§23ко

Комби- нированный

29 (10)

Наследственная изменчивость

1

1, 15

Понятие об изменчивости и её роли для организмов.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Типы наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная, комбинативная.

Выделять существенные признаки изменчивости.

Называть и объяснять причины наследственной изменчивости.

Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов.

Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости.

Давать определение понятия «мутаген».

Влияние радиации УФ лучей. Загрязнение атмосферы на возникновение мутаций.

Фильм «Мутационная изменчивость»

§24

Комби- нированный

30 (11)

Другие типы изменчивости.  

Лабораторная работа № 4

«Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях»

1

2, 15

Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности.

Знакомство с примерами ненаследственной

изменчивости у растений и животных.

Лабораторная работа № 4

«Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях»

Выявлять признаки ненаследственной изменчивости.

Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости.

Сравнивать проявление ненаследственной

изменчивости у разных организмов, делать выводы.

Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки изменчивости организмов на примере листьев клёна и раковин моллюсков.

Обобщать информацию и формулировать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Комнатные растения, картинки животных и растений

§25

Комби- нированный

31 (12)

Наследственные болезни, сцепленные с полом. 

1

1, 16

Группы наследственных болезней

Генные болезни и аномалии.

Хромосомные болезни.

Диагностика заболеваний.

Безопасность жизнедеятельности.

Объяснять причины возникновения некоторых генетических болезней.

Характеризовать наиболее известные наследственные заболевания.

Электронные материалы §26

Комби- нированный

32

(13)

Обобщение по темам «Основы учения о наследственности и изменчивости»

1

2, 16

Обобщение изученного материала

Контроль знаний обучающихся

Контроль и коррекция знаний.

Обобщения и контроля знаний

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

33 (1)

Генетические основы селекции организмов. Повторный инструктаж          по ТБ и ОТ

1

1, 17

Повторный инструктаж по ТБ и ОТ.    Понятие о селекции.

История развития селекции.

Селекция как наука.

Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез.

Селекция растений, животных, микроорганизмов.

Использование микробов человеком, понятие о биотехнологии

Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей

Влияние абиотических факторов на появление модификационной изменчивости

Доп. научная литература по теме «селекция растений»

§27

изучения и первичного закрепления новых знаний

34 (2)

Особенности селекции растений.

1

2, 17

Особенности культурных растений

Методы селекции растений.

Достижения селекционеров нашей страны.

 

Давать  определения  понятиям порода, сорт. Называть   методы   селекции растений. Приводить примеры сортов культурных растений. Характеризовать      методы селекции растении. Объяснять роль биологии   в практической       деятельности людей и самого ученика. Использовать     приобретенные   знания   в   практической деятельности  для   выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. 

Акклиматизация и выведение новых пород домашних животных и сортов культурных растений в условиях Крайнего Севера.

Электронные материалы §28

Комби- нированный

35 (3)

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

1, 18

Исследования Н.И.Вавилова.

Учение о центрах происхождения культурных растений.

Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции. Объяснять: > причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; >значение для  селекционной работы закона гомологических рядов; >роль биологии    в практической   деятельности   людей   и самого ученика.

Таблица «Центры происхождения культурных растений»

§29

Комби- нированный

36 (4)

Особенности селекции животных

1

2, 18

Цели селекции животных

Из истории одомашнивания.

Методы селекции животных.

Современные методы селекции животных.

Давать определения понятиям порода, сорт. Называть методы селекции животных.

Приводить  примеры  пород животных.

Характеризовать  методы селекции животных. Объяснять роль биологии   в практической       деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания   в   практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за  ними.

Выведение новых пород животных с учетом климатических условиях ХМАО.

Фильм «Селекция животных»

§30

Комби- нированный

37 (5)

Основные направления селекции микроорганизмов

1

1, 19

Использование микробов человеком.

Методы селекции микроорганизмов:

-генная инженерия

-клеточная инженерия.

Давать определение понятиям: биотехнология, штамм.

Приводить примеры использования    микроорганизмов    в микро -биологической   промышленности. Объяснять роль биологии   в практической       деятельности людей и самого ученика. Анализировать     и     оценивать значение  генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической   и  других отраслей промышленности.

Фильм «Селекция микроор- ганизмов»

§31

Комби- нированный

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

4

38 (1)

Представление о возникновении жизни на Земле

1

2, 19

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни

Выделять и пояснять основные идеи гипотез

о происхождении жизни.

Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера

Научно – популярная литература,

§32

Комби- нированный

39 (2)

Современная теория возникновения жизни на Земле.

1

1, 20

Биохимическая гипотеза А.И. Опарина.

Условия возникновения жизни на Земле.

Гипотеза Дж. Холдейна

Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении жизни Опарина и Холдейна, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов

Электронные материалы §33

Комби- нированный

40 (3)

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

1

2, 20

Особенности первичных организмов.

Появление автотрофов — цианобактерий.

 Изменения условий жизни на Земле.

Причины изменений.

Появление биосфер

Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении жизни Опарина и Холдейна, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов

Рассмотреть биологический круговорот веществ в климатических условиях региона ХМАО

Таблица «Круговорот веществ» Электронные материалы

§34

Комби- нированны

й

41 (4)

Этапы развития жизни на Земле

1

1, 21

Общее направление эволюции жизни.

Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу.

Этапы развития жизни

Выделять существенные признаки эволюции жизни.

Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле.

Различать эры в истории Земли.

Характеризовать причины выхода организмов на сушу.

Описывать изменения, происходящие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов.

Таблица по биологии «Развитие жизни на Земле», Электронные материалы

§35

Комби- нированный

7

Учение об эволюции

9

        

42 (1)

Идея развития органического мира в биологии

1

2, 21

Возникновение идей об эволюции живого мира.

Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка

Выделять существенные положения теории

эволюции Ж.-Б. Ламарка.

Аргументировать несостоятельность законов,

выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов.

Характеризовать значение теории эволюции

Ламарка для биологии

Портреты ученых К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Аристотеля.

§36

Комби- нированный

43 (2)

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

1

1, 22

Исследования, проведённые Ч. Дарвином.

Основные положения эволюции видов, изложенные Дарвином.

Движущие силы процесса эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор.

Результаты эволюции.

Значение работ Ч. Дарвина

Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Дарвина.

Характеризовать движущие силы эволюции.

Называть и объяснять результаты эволюции.

Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина

Портрет Ч. Дарвина, Электронные материалы

§37

Комби- нированный

44 (3)

Современные представления об эволюции органического мира.

1

2, 22

Популяция как единица эволюции.

Важнейшие понятия современной теории эволюции

Выделять и объяснять основные положения

эволюционного учения.

Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов.

Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную единицу

Фильм «Изменения внутри популяци軧38

Комби- нированный

45 (4)

Вид, его критерии  и структура

Лабораторная работа № 5 «Изучение  морфологического критерия вида»

1

1, 23

Вид — основная систематическая единица.

Признаки вида как его критерии.

Лабораторная работа № 5 «Изучение  морфологического критерия вида»

Популяции — внутривидовая группировка родственных особей.

Популяция — форма существования вида

Выявлять существенные признаки вида.

Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания.

Сравнивать популяции одного вида, делать выводы.

Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

Изменение численности в зависимости от климатических условий ХМАО

§39

Комби- нированный

46 (5)

Процессы видообразования

1

2, 23

Видообразование.

Понятие о микроэволюции.

Типы видообразования:

географическое и биологическое

Объяснять причины многообразия видов.

Приводить конкретные примеры формирования новых видов.

Объяснять причины двух типов видообразования.

Анализировать и сравнивать примеры видообразования (судак, одуванчик), приведённые

в учебнике

Фильм «Видообразование»

§40

Комби- нированный

47 (6)

Макроэволюция – результат  микроэволюции.

1

1, 24

Условия и значение дифференциации вида.

Понятие о макроэволюции.

Доказательства процесса эволюции:

палеонтологические, эмбриологические,

анатомо-морфологические

Выделять существенные процессы дифференциации вида.

Объяснять возникновение надвидовых групп.

Приводить примеры, служащие доказательством процесса эволюции жизни на Земле.

Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию

§41

Комби- нированный

48 (7)

Основные направлении эволюции

1

2, 24

Прогресс и регресс в живом мире.

Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов

Давать определения понятий «биологический прогресс» и «биологический регресс».

Характеризовать направления биологического прогресса.

Объяснять роль основных направлений эволюции.

Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции.

Называть и пояснять примеры ароморфоза,

идиоадаптации и общей дегенерации

Влияние климатических условий ХМАО на появление аромофорзов у растений и животных

§42

Комби- нированный

49 (8)

Основные закономерности биологической эволюции.    Лабораторная работа № 6     

«Изучение изменчивости у организмов»

1

1, 25

Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, непрограммированное развитие жизни, адаптации, появление новых видов.

Лабораторная работа № 6

«Изучение изменчивости у организмов»

Называть и характеризовать основные закономерности эволюции.

Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих её общую направленность.

Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств организмов и наличия их изменчивости.

Записывать выводы и наблюдения в таблицах.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

§43

Комби- нированный

50 (9)

Обобщающий урок по теме: «Учение об эволюции»

1

2, 25

Обобщение знаний.

Оценка  и коррекция знаний учащихся

Обобщение знаний.

Оценка  и коррекция знаний учащихся

Трафареты, тесты – задания, дополнительная литература.

Обобщение знаний

8

Происхождение человека                    ( антропогенез)

6

51 (1)

Эволюция приматов

1

1, 26

Эволюция приматов.

Ранние предки приматов.

Гоминиды.

Современные человекообразные обезьяны

Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид.

Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника.

Находить в Интернете дополнительную информацию о приматах и гоминидах

Фильм «Эволюция человека»

§44

Изучение новых знаний

52 (2)

Доказательство эволюционного происхождения человека

1

2, 26

Накопление фактов о происхождении человека.

Доказательства родства человека и животных.

Важнейшие особенности организма человека.  

Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека.

Общественный (социальный) образ жизни — уникальное свойство человека

Характеризовать основные особенности организма человека

Сравнивать по рисунку учебника признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян.

Доказывать на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека

§45

Комби- нированный

53 (3)

Ранние этапы эволюции человека

1

1, 27

Ранние предки человека.

Переход к прямохождению — выдающийся

этап эволюции человека.

Стадии антропогенеза: предшественники,

человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек

Различать и характеризовать стадии антропогенеза.

Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека

Фильм «Эволюция человека»

§46

Комби- нированный

54 (4)

Поздние этапы эволюции человека.

1

2, 27

Ранние неоантропы — кроманьонцы.

Отличительные признаки современных людей.

Биосоциальная сущность человека.

Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом

развитии человека.

Характеризовать неоантропа — кроманьонца

как человека современного типа.

Называть реша щие факторы формирования и развития Человека разумного.

Обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека

Вторая часть фильма  «Эволюция человека»

§47

Комби- нированный

55 (5)

Человеческие расы, их родство и происхождение.

1

1, 28

Человек разумный — полиморфный вид. Понятие о расе.

Основные типы рас.

Происхождение и родство рас

Называть существенные признаки вида Человек разумный.

Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания.

Выявлять причины многообразия рас человека.

Характеризовать родство рас на конкретных примерах.

Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный

Рассмотреть равноправие и сотрудничество многонационального народа ХМАО»

Научно-популяционная литература по теме «происхождение человека»

§48

Комби- нированный

56 (6)

Человек как житель биосферы. Влияние человека на природу Земли.

1

2, 28

Человек — житель биосферы.

Влияние человека на биосферу.

Усложнение и мощность воздействия

человека в биосфере.

Сохранение жизни на Земле - главная задача

человечества

Выявлять причины влияния человека на биосферу.

Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу.

Приводить конкретные примеры полезной и губительной деятельности человека в природе.

Аргументировать необходимость бережного

отношения к природе

Научно- популярная литература. периодическая печать.

§49

конференция

9

Основы экологии

14

57 (1)

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.

1

1, 29

Среды жизни и экологические факторы. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная.

Условия жизни организмов в разных средах.

Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные

Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле.

Называть характерные признаки организмов —

обитателей этих сред жизни. Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания. Распознавать и характеризовать экологические факторы среды

Экологические условия и климат ХМАО региона.

Таблицы с изображением животных в разных средах обитания

§50

Комби- нированный

58 (2)

Общие законы действия факторов среды на организмы.

1

2, 29

Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора.

Влияние экологических факторов на организмы.

Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм

Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Называть примеры факторов среды.

Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника.

Выделять экологические группы организмов.

Приводить примеры сезонных перестроек

жизнедеятельности у животных и растений

Оптимум и минимум факторов среды ХМАО доп. сведения по климатическим условиям ХМАО.

Таблицы с изображением животных в разных средах обитания

§51

Изучение новых знаний

59 (3)

Приспособленность организмов к действиям факторов окружающей среды. Лабораторная работа № 7 «Приспособленность организмов к среде обитания»        

1

1, 30

Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации.

Разнообразие адаптаций.

Понятие о жизненной форме.

Экологические группы организмов

 Лабораторная работа № 7 «Приспособленность организмов к среде обитания»

Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов.

Называть необходимые условия возникновения и поддержания адаптаций.

Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа»

Рассмотреть частные приспособления у животных и у растений обитающих в регионе ХМАО.

Комнатные и гербарные экземпляры растений

§52

Комби- нированный

60 (4)

Биотические связи в природе.

1

2, 30

Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пищи.

Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм.

Связи организмов разных видов.

Значение биотических связей

Выделять и характеризовать типы биотических связей.

Объяснять многообразие трофических связей.

Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм,

хищничество, конкуренция, приводить их примеры.

Объяснять значение биотических связей

Рассмотреть биотические связи внутри биоценозов ХМАО.

Фильм «взаимоотношения организмо⻧53

Комби- нированный

61 (5)

Популяции

1

1, 31

Популяция — особая надорганизменная система, форма существования вида в природе.

Понятие о демографической и пространственной структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность

Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида.

Объяснять территориальное поведение особей популяции.

Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений

между особями в популяции.

Анализировать содержание рисунка учебника, иллюстрирующего свойства популяций

Фильм  «популяция – элементарная структура вида»

§54

Комби-нированный

62 (6)

Функционирование популяции во времени.

1

2, 31

Демографические характеристики популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структура популяции.

Популяция как биосистема.

Динамика численности и плотности популяции.

Регуляция численности популяции

Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе.

Характеризовать причины колебания численности и плотности популяции.

Сравнивать понятия «численность популяции»

и «плотность популяции», делать выводы.

Анализировать содержание рисунков учебника

Изменение количества особей разных видов в зависимости от абиотических факторов внешней среды

§55

Комби-нированный

63 (7)

Сообщества

1

1, 32

Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания.

Главный признак природного сообщества — круговорот веществ и поток энергии.

Понятие о биотопе.

Роль видов в биоценозе

Выделять существенные признаки природного сообщества.

Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши.

Понимать сущность понятия «биотоп».

Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз».

Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биоценозе

Рассмотреть природное сообщество, характерное для ХМАО - тайга

Таблица по общей биологии

§56

Комби-нированный

64 (8)

Биогеоценозы экосистемы и биосфера.

1

2, 32

Экосистемная организация живой природы. Функциональное различие видов в экосистемах (производители, потребители, разлагатели).

Основные структурные компоненты экосистемы.

Круговорот веществ и превращения энергии —основной признак экосистем.

Биосф ра — глобальная экосистема.

В.И. Вернадский о биосфере.

Компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество.

Роль живого вещества в биосфере

Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как экосистемы или биогеоценоза.

Характеризвать биосферу как глобальную экосистему.

Объяснять роль различных видов в процессе

круговорота веществ и потоке энергии в экосистемах.

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Характеризовать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере.

Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника

Фильм «биоценоз Дубравы» Фильм «Биосфера и ее границы»

§57

Комби-нированный

65 (9)

Развитие и смена биогеоценозов

1

1, 33

Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов.

Первичные и вторичные смены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний о смене природных сообществ

Объяснять и характеризовать процесс смены

биогеоценозов.

Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы.

Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы.

Обсуждать процессы смены экосистем на примерах природы родного края

Рассмотреть влияние действия человека на смену биосистем в ХМАО.

Фильм «Смена биогеоценоза» Таблица по биологии «Биохимический цикл углерода»

§58

Комби-нированный

66 (10)

Многообразие биогеоценозов

(экосистем).

1

2, 33

Обобщение ранее изученного материала. Многообразие водных экосистем (морских, пресноводных) и наземных (естественных и культурных).

Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы

Выделять и характеризовать существенные признаки и свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем

Объяснять причины неустойчивости агроэкосистем.

Сравнивать между собой естественные и культурные экосистемы, делать выводы

Рассмотреть круговорот веществ и пищевые связи внутри биогеоценоза тайги

Дополни- тельная литература, §57-58

Обобщения знаний

67 (11)

Основные законы устойчивости живой природы

1

1, 34

Цикличность процессов в экосистемах.

Устойчивость природных экосистем. Причины устойчивости экосистем: биологическое разнообразие и сопряженная численность их видов, круговорот веществ

и поток энергии, цикличность процессов

Выделять и характеризовать

Существенные причины устойчивости экосистем.

Объяснять на конкретных примерах значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы.

Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах.

Объяснять на конкретных примерах понятия

«сопряженная численность видов в экосистеме» и «цикличность»

§59

Комби-нированный

68 (12)

Экологические проблемы в биосфере.       Охрана природы. Лабораторная работа № 8 «Оценка качества окружающей среды»

1

2, 34

Обобщение ранее изученного материала.

Отношение человека к природе в истории человечества.

Проблемы биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия.

Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое

образование населения.

Лабораторная работа № 8 «Оценка качества окружающей среды»

Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере.

Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия.

Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего региона и биосферы в целом.

Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе.

Выявлять и оценивать и степень загрязнения помещений.

Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Рассмотреть редкие и исчезающие виды растений и животных ХМАО. заповедники и заказники Тюменской области.

Научно – популярная литература, периодическая печать, показывающая влияние человека на природу.

§60

практикум

69 (13)

Экскурсия в природу

«Изучение и описание экосистемы

своей местности»

1

1, 35

Экскурсия в природу

«Изучение и описание экосистемы

своей местности»

Описывать особенности экосистемы своей местности.

Наблюдать за природными явлениями, фиксировать результаты, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе

Бинокль, блокнот, карандаш.  Отчет

Экскур сия

70 (14)

Обобщение по теме «Основы экологии»

1

2, 35

Краткое подведение итогов содержания темы 5.

Ответы на вопросы, выполнение заданий для самостоятельной работы.

Обсуждение проблем, названных в учебнике

Поиск дополнительной информации в электронном ресурсе.

Краткое подведение итогов содержания курса

 Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение достижений обучающихся по усвоению материалов курса биологии 9 кл.

Отвечать на итоговые вопросы по теме 5.

Обсуждать проблемные вопросы

Находить в Интернете дополнительную информацию о работе учёных по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений.

Отвечать на итоговые вопросы по темам 1–5 учебника

§50-60

Обобщения знаний


Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • гербарии
  • коллекции семян.
  • набор готовых микропрепаратов по разделу «Общая биология»,
  • микроскопы
  • комплект таблиц по разделу «Общая биология»,
  • видеофильмы
  • телевизор
  • комплект мультимедийного оборудования.
  • ноутбук
  • принтер

Учебно-методическое обеспечение

 литература для учащихся:

  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. "Биология" (М., "Вентана-Граф", 2010г.)
  2. Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся» (М., «Просвещение», 2004 год)
  3. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира»  

          (М., «Наука», 2009 год)

  1. Киселева Э. А.  Книга для чтения по дарвинизму (М., «Просвещение», 2005г.)

 литература для учителя:

  1. Биология 9 класс: Поурочные планы по учебнику И.Н. Пономарёвой /авт. сост. Г.В. Чередникова Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Биология «Общие закономерности» 9 кл. Технологические карты уроков, автор В.Н. Семенцова методическое пособие, С.Петербург «Паритет», 2012 год;
  3. Биология. Сетевое планирование, 5 -11кл, автор В.Н. Семенцова, методическое пособие,  С. Петербург «Паритет», 2012год;
  4. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии»                 (М., «Просвещение», 2004год)
  5. Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии»                                (М., «Просвещение», 2013 год)
  6. Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»

(«Аквариум» ГИППВ, 2013 год)

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах» (Москва, «Мир», 1993 г)
  2. Быков В. Л. «Цитология и общая гистология»(Санкт-Петербург, СОТИС,1998)
  3. Ауэрбах Ш. «Генетика» (Атомиздат, 2005 год)
  4. Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 2009 год)
  5. Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике»(М,2007г)
  6. Грант В. «Эволюция организмов»  (М., «Мир», 2012 год)
  7. Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)
  8. Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология» (М., «Просвещение», 2008год
  9.  газета «приложение к 1 Сентября, биология
  10.  журнал «Биология в школе».

Информационное обеспечение образовательного процесса

  1. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2006 г.
  3. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6 – 9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
  4. 1 С: Школоа.. Биология. 9 класс  - ООО 1 «С» 2007 - 2011г.
  5. Биология 5 – 9 Живой организм – ООО «Дрофа» 2008
  6. Тренажёр по биологии. Пособие к экзамену. 18 вариантов ЕГЭ. – «Меридиан», 2013-2014 гг.
  7. Электронные презентации.

8.    Интернет.




        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...