Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Остроухова Светлана Анатольевна

Урок биологии в 8 классе по теме «Витамины». Содержание урока научно, прослеживаются межпредметные связи с географией, химией,  связи  с жизнью,   применяется опережающее задание: подготовка сообщений учеников «Забытое открытие Н.И.Лунина», «Как сохранить витамины».  Содержание урока подобрано в соответствии с типом, методы, приемы и средства целесообразны и разнообразны.

Методы, применяемые на уроке, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vitaminy.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа пос. Шумовский муниципального района Большечерниговский Самарской области

Урок по теме

                                                                                                 Подготовила и провела

                                                                                                 учитель биологии

                                                                                                 Остроухова С.А.

П. Шумовский  2014г.

 8 класс.

Учебник «Человек» Н.И. Сонин

Урок № 52 по тематическому планированию.

Тема урока «Витамины»

Тип урока:  Урок  изучение нового материала      

Цели урока:

  • Углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержании их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ.
  • Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов.
  • Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме,  работать с дополнительной литературой. развитие творческой активности учащихся, формирование интереса к предмету.

Методы: словесные - объяснение, наглядные – просмотр диафильма,  таблица, самостоятельная работа учащихся по заданиям

Оборудование: таблица «Суточные нормы витаминов», диафильм «Витамины»

План урока.

Этапы урока

Приемы и методы

Время

Организационный момент

Беседа

1мин.

Изучение нового материала

Физкультминутка

1.Объяснение учителя

2. Сообщение ученика

3. Просмотр диафильма

4. Самостоятельная работа по изучению нового материала, заполнение таблицы.

25минут

Закрепление материала

Физкультминутка

1. Обсуждение   таблицы

2. Рассказ учителя

3. Сообщение ученика

4. Ответы на вопросы

10 минут

Подведение итогов

Беседа

3минуты

Домашнее задание

Беседа

2минуты

Ход урока

     1. Организационный момент.

Цель: проверка готовности к уроку,  постановка целей, активизация мыслительной деятельности учащихся.

11. Изучение нового материала.

Цель: Углубить и обобщить знания о витаминах; изучить  роль  витаминов в обмене веществ, показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов.

1.Вступительное слово учителя. 

Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. У мореплавателей развивалась цинга, или скорбут. Десны распухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками.  Болезнь называли цингой. В команде Васко  Да Гама, открывшего в 15 в. морской путь из Европы в Индию вокруг Африки, от цинги погибло 100 моряков из 160. Цинга явилась причиной смерти 248 из 265 членов экипажа кораблей Магеллана во время его кругосветного путешествия. Цинга погубила легендарного мореплавателя Витуса  Беринга, героя – полярника Г.Я.Седова, и многих других.

От цинги погибало моряков больше, чем от морских сражений и кораблекрушений. Особенно страдали моряки в северных экспедициях.

В народе цингу умели лечить с давних пор плодами шиповника, «сосновым пивом» - настоем хвои и молодых побегов сосны. Из практического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину.

Долгое время оставалось неизвестным, что содержится в этих продуктах и предотвращает цингу. И только позже было доказано, что причиной цинги является нехватка витамина С.

Основным и надежным поставщиком витамина являются облепиха, черная смородина, сладкий перец, апельсины, лимоны. Витамин С участвует в окислительно – восстановительных реакциях в тканях, в обеззараживании токсичных веществ.

2. Сообщение учащегося «Забытое открытие Н. И. Лунина».

Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым открыл русский ученый-врач Николай Иванович Лунин. Молодой ученый Дерптского университета исследовал роль минеральных веществ в питании. Искусственными смесями, полученными лабораторным путем из химически чистых веществ, Н. И. Лунин кормил мышей. В диету включались минеральные соли. Мыши без минеральных солей гибли на одиннадцатый день, так же как и те, которым к искусственной еде добавляли соль и соду. Тогда Н. И. Лунин решил проверить, как себя будут чувствовать мыши, если в их искусственные «обеды» включать все необходимые минеральные соли. Через некоторое время мыши тоже все погибли. Другая партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова.

У ученого возникла мысль: значит, в искусственных смесях чего-то не хватает, и сделал предположение, что это какие-то неизвестные вещества, которые в ничтожно малых количествах обязательно присутствуют в таких естественных продуктах, как молоко. Опыты Н. И. Лунина были повторены позже в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опытов подтвердились.

       Так впервые научно было доказано, что в состав пищи входят неизвестные вещества, позже названные витаминами. Исследования Н. И. Лунина долгое время были малоизвестны, и их забыли.

3. Просмотр  презентации «Витамины»

Физкультминутка

(проводит физорг класса)

Стоя около парты.

Упражнение 1. И.п. – основная стойка. Медленно подняться на носки, руки вверх, прогнуться, вернуться в и. п.

Упражнение 2. И.п. – руки на поясе. Сделать три пружинистых наклона вперед, доставая до пола руками, вернуться в и. п.

Упражнение 3. И.п. – руки за головой, локти вперед. Локти развести в стороны, прогнуться, вернуться в и.п.

   4. Самостоятельная работа   учащихся с текстом учебника на с. 166-167.

 Задание: прочитав текст учебника стр. 166 – 167, составьте таблицу      «Витамины».

Название витамина

Где содержится

Значение для организма

Болезни при авитаминозе

Физкультминутка для глаз. (Проводит учитель)

Не поворачивая головы, посмотреть на дверь, на окно, вверх, вниз. Повторить 3 раза. Закрыть глаза, слегка нажать пальцами на глазное яблоко.

III. 3акрепление знаний.

Цель:  Закрепить полученные в ходе объяснения и выполнения самостоятельной работы знания. Первичная проверка усвоенных знаний.

1.Обсуждение сообщений, прочитанного в учебнике и увиденного в презентации,  написанного в  таблице  «Витамины».

2. Рассказ учителя о суточных нормах витаминов (по таблице)

Суточная норма витаминов для человека от 0,1 до 0,15 г Это крупинка величиной с просяное зерно. Потребность  организма в различных витаминах различна. Например суточная норма витамина   С -  50мг, а витамина D -  0,01мг, а для взрослого человека всего 0,003мг. Для большей части витаминов  потребность каждого их них в сутки 2 -3 мг вполне достаточна. Избыток  витаминов может быть вреден. Например чрезмерное употребление  витамина А вызывает поражение печени, судороги, способствует отложению солей в суставах. Особенно  вредно превышение нормы потребления витамина D, избыток его вызывает отравление. Большие дозы витамина К тоже вызывает  отравление и могут привести к чрезмерной свертываемости крови. Изб витамина РР вызывает зуд кожи. Избыток витаминов  С и группы В  вреда не причиняют и их излишки выводятся  через органы выделения.

3. Сообщение учащегося  «Как сохранить витамины»

Витамины широко распространены в природе, но они очень нестойки. Витамины В1 , В2 , С растворяются в воде, окисляются на воздухе, быстро разрушаются при нагревании. Кипятить овощи долго не следует, а лучше при варке залить их кипятком и варить с закрытой крышкой. Отвар из овощей богат витаминами С и В1 , его можно добавлять в супы. Витамин С разрушается при соприкосновении с медью, железом, поэтому хранить овощи и фрукты лучше в эмалированной или пластмассовой посуде. При долгом хранения витамин практически разрушаются полностью, поэтому лучше их употреблять в свежем  виде, а хранить в замороженном.

4. Вопросы для учащихся: 

1. Кто  впервые доказал наличие в пище веществ, названных позже витамина?

Ответ:    Впервые доказал наличие особых веществ в пище русский ученый Лунин.

2. К каким выводам пришел Н. И. Лунин в результате своих экспериментов?

Ответ:  В результате экспериментов Лунин пришел  к выводу, что какие-то неизвестные вещества, обязательно присутствуют в таких естественных продуктах, как молоко.

3. Что такое витамины?

О т в е т:  Витамины - это различные органические вещества.

Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому недостаток витаминов вызывает нарушение обмена веществ.

Большинство витаминов образуется в растениях, и только очень немногие имеют животное происхождение. Обычно человек получает витамины с пищей.

    4. Что такое авитаминоз?

О т в е т:  Различные нарушения в работе организма, связанные с недостатком витаминов, называются авитаминозом.

   5. Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?

О т в е т:  Питательные вещества и витамины выполняют в организме разные функции: питательные вещества являются строительным материалом и источником энергии, а витамины входят в состав биологических катализаторов - ферментов, или сами являются ферментами, которые ускоряют химические процессы в организме.

      6. Выполните задания в рубрике «Рассмотрите рисунок»  на с. 169 учебника.

- Назовите продукты питания; укажите, какими витаминами они богаты.

Ответ:

  1. Помидор, лук, шпинат, фасоль, горох - содержат каротин, из которого в печени человека образуется витамин А.

2) Картофель, капуста, лимон, черная смородина, шиповник источник витамина С.

  1. Молоко, рожь, овес, рис - источник витаминов группы В.

4) Рыба, рыбий жир, печень, сливочное масло, яйца - источник

витамина D.

 IV.  Заключительное слово учителя,  подведение итогов урока.

Цель: сделать вывод, подвести итог урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с вами с удивительными веществами – витаминами. Выяснили, что витамины – органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности организма. Узнали,  в каких продуктах содержаться витамины, как их сохранить, как предохранить организм от недостатка и избытка витаминов.

Ученики вашего класса к сегодняшнему уроку, используя дополнительную литературу,  подготовили интересные сообщения. Я думаю, что на уроке вы узнали много нового и интересного. Кто хочет прочитать о витаминах дополнительно, может обратиться к стенду «Интересно, увлекательно».

Выставление оценок за сообщения, ответы на вопросы, выборочно за составленную таблицу.

    V. Задание на дом:  текст учебника на с. 166-167, пересказывать, стр. 168 – 169 ответить на вопросы.

Дополнительный материал (На стенде)

В 1890 году  голландский врач Эйкман  на о. Ява  наблюдал у местных жителей страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, расстраивалась походка, затруднялись движения. Ноги были будто связаны цепями. Называлась болезнь «бери – бери», что означало  «оковы».  Заканчивалась болезнь параличом и смертельным исходом. Заболевание это связано с недостатком в организме витамина В1  - тиамина. Этот витамин не откладывается про запас, поэтому нужно чтобы он поступал в организм каждый день. Содержится витамин в семенах бобовых растений, в зародышах семян зерновых и в их оболочках. В очищенных и обработанных семенах этого витамина содержится мало. Содержится тиамин  в дрожжах, в яичном желтке, в печени. Из витаминов группы В образуются в организме ферменты, принимающие участие в обмене веществ.

Этот витамин участвует в процессах  обмена кальция и фосфора в организме человека. Эти процессы важны при формировании скелета, от них зависит рост, осанка человека. Особенно важную роль витамин D играет в растущем организме. При недостатке витамина дети становятся беспокойными, раздражительными, плачут, плохо спят. На их  коже развиваются опрелости, гнойнички. Кости теряют прочность, становятся мягкими, появляется слабость мышц. Все это приводит к деформации грудной клетки, черепа, позвоночника, задержке прорезывания зубов. Дети и взрослые получают витамин  с животной пищей. Много его содержится в печени трески, рыбных продуктах, яйцах, молоке, сливочном масле. Витамин D может синтезироваться в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей, на солнце.

Этот витамин входит в состав светочувствительного белка, обеспечивающего работу наших глаз. В случае  продолжительного дефицита витамина А в пище у человека нарушается сумеречное зрение. Это заболевание называется «куриная слепота». Этот витамин участвует в формировании покровного эпителия и слизистых оболочек. При его  недостатке   усиливается ороговение кожи, затрудняется пото -  и салоотделение, образуются угри, кожа становится сухой, воспаляется, волосы становятся тусклыми, ногти – ломкими. Из животных продуктов по содержанию витамина А  1–е место занимает рыбий жир. Много витамина в печени, сливочном масле, куриных яйцах, сметане, твороге, молоке. В растительных продуктах – в моркови, абрикосах, томатах содержится вещество каротин, из которого синтезируется витамин А  в нашем организме.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида

Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....

Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"

Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...

Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"

Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...