Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность
опыты и эксперименты по биологии на тему

Горовая Светлана Николаевна

     В школьном учебном процессе основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах и как самостоятельный курс  в нашей школе он не ведется, поэтому стараюсь максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением компонента образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ  ПРЕДМЕТА  БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(из опыта работы)

Учитель  биологии высшей категории

                                                         Горовая Светлана Николаевна

г. Бийск Алтайского края

       В школе работаю 27 лет, в том числе в средней школе №1 – 3 года. Мой опыт работы по решению экологических проблем через исследовательскую деятельность формировался в течение 7 лет в условиях средней общеобразовательной школы.

     В школьном учебном процессе основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах и как самостоятельный курс  в нашей школе он не ведется, поэтому стараюсь максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением компонента образовательного учреждения. Поэтому появление опыта обусловлено необходимостью разрешения следующих противоречий:

  • Между растущим потоком информации связанной с экологической ситуацией в мире с ограниченными рамками учебного процесса.
  • Между руководящей ролью учителя и стремлением учеников к самостоятельному овладению знаниями.
  • Между стремлением учащихся к получению знаний посредством решения проблем через исследовательскую деятельность путем научного анализа.
  • Между растущим интересом учеников к экологическим проблемам и поиску «рецептов» выхода из создавшегося положения.

Из данных противоречий вытекает цель, над которой я работаю: формирование экологических знаний и умений у учащихся через исследовательскую деятельность.

     То есть, формирование экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности с включением регионального компонента, где предусмотрены программные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности и влияние ее на здоровье человека. Хочется надеяться, что поиск в решении экологических проблем, будет более успешным у тех, кто сегодня сидит за школьными партами.

    При реализации отдельных экологических проблем в создании единой, целостной системы я пытаюсь, выстраивать систему экологического образования, начиная с начальной школы, используя связь детей:

   

    начальная школа                        среднее звено

    старшее звено                             среднее звено

    старшее звено                             начальная школа

 

   Такое межвозрастное общение детей является тем мостиком, который реализует поставленные цели и задачи и самое главное, помогает привить детям бережное отношение к окружающей среде и задуматься над будущем нашей планеты, т.е. от частного к общему.

    В системе экологического образования отражены следующие принципы:

  • Междисциплинарность
  • Интегративность
  • Непрерывность
  • Краеведческий подход к изучению и решению экологических проблем
  • Единство интеллектуального восприятия окружающей среды
  • Побуждение к активному творческому поиску своих индивидуальных решений

      Моей задачей является создание системы экологического образования и воспитания в школе. Первым звеном является начальная школа, а среднее  звено и старшее  звено помогут им познакомиться с экологическими традициями школы, например, в операциях:

  • желтый лист
  • клумба
  • береги воду
  • тепло в школе
  • экономь электроэнергию
  • береги лес (отношение к учебникам и тетрадям)
  • кормушка (вывешивают кормушки и кормят птиц)

задействованы все учащиеся  школы. Среднее и старшее звенья принимают участие в акциях по профилактике СПИДа, наркомании, табакокурения и алкоголизма. Ведется исследовательская  работа где изучается экологическая обстановка микрорайона школы, самой школы  и составляется экологический паспорт микрорайона.

Практический выход:

  • выставки рисунков и плакатов в рекреациях школы и участие на городских и краевых
  • проведение конкурсов рефератов, сочинений, стихотворений
  • выступления, связанные с экологической проблемой на научно практических конференциях как на уровне школы, так и города

     (II место «Сердечно- сосудистая  деятельность учащихся школы №7»    

     Экология и медицина)

  • проводим интегрированные уроки

Помощь в создании системы экологического образования оказывает детский эколого- биологический центр (консультации), наркологический диспансер (беседы с учащимися) и МУ МЦ «Родина»

    Все это реализуется в системе моей авторской программы «Экологический практикум школьника в условиях городской школы»

Перед собой я ставлю следующие задачи:

  • формировать экологические знания в учебном процессе школы через изучение экологических проблем региона;
  • способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы;
  • осмыслению взаимодействия  общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Программа

«Экологический практикум школьников в условиях городской школы»

Цель: воспитание экологической культуры школьников

Задачи: - сформировать определенный объем знаний по экологии

               - способствовать приобретению навыков научного анализа явлений    

                 природы

               - осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию                

                значимости своей практической помощи природе.

Методы работы

Направление

Нач.

школа.

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

9 кл

10 кл

11 кл

1

Уроки с включением экологических проблем

2

Интегрированные уроки

3

Натуралистические кружки и экологические объединения

«Цветовод»

+

+

+

+

+

+

+

+

«Аквариум»

-

+

+

+

+

+

-

-

«Алтай» (краеведческое объединение)

+

+

+

+

+

+

+

+

«Тропами Алтая» (эколого-географическое объединение)

«Дендрарий»

-

-

-

-

+

+

+

-

4

Экскурсии

По Горному Алтаю и Алтайскому краю

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Акции

«Цветник»

+

+

+

+

+

+

+

+

«Дендрарий» (планирование, устройство и уход за школьным дендрарием)

-

-

-

-

+

+

+

-

Всероссийская

«Мы против курения»

-

+

+

+

+

+

+

+

«Профилактика наркотической зависимости и СПИДа»

-

+

+

+

+

+

+

+

6

«Операции»

«Желтый лист»

+

+

+

+

+

+

+

+

«Кормушка» (изготовление кормушек и размещение их в микрорайоне школы)

+

-

-

-

-

-

-

-

«Клумба»

- сбор семян

- выращивание рассады

- высадка рассады

- уход за клумбами

+

+

+

+

+

+

+

+

Ресурсосберегающие операции

«Тепло в школе»

+

+

+

+

+

+

+

+

«Береги воду»

«Экономь электроэнергию»

«Береги лес»

Утепление окон и входных дверей

Закрытые краны

Выключение света при достаточной освещенности

Бережное отношение к учебникам и тетрадям

7

Экологический месячник

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Предметные декады с использованием экологических знаний

-

+

+

+

+

+

+

+

9

Посещение музеев школьного и г.Бийска

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Использование видео – и аудиоматериалов

11

Участие в мероприятиях на уровне города и края

Олимпиада (занимали призовые места)

-

-

-

-

-

+

+

+

Туристические слеты (старшая команда – I место, младшая команда – II место)

-

+

+

+

+

+

+

+

Соревнования МЧС (II место)

-

-

-

+

+

+

+

+

«Шаг в будущее»

-

-

-

-

-

-

+

+

Краевая краеведческая конференция «Алтай» (дипломы I, II, III степени)

-

-

-

-

+

+

+

+

12

Исследовательская работа

Экологический  проект «Чистый воздух»

-

-

-

-

-

-

+

+

Экологическая обстановка в микрорайоне и школьном здании

-

+

+

+

+

+

+

+

Функциональные резервы сердечно-сосудистой системы при физической нагрузке учащихся школы №7

-

-

-

-

-

-

+

-

13

Пропаганда экологических знаний

Конкурсы рисунков и плакатов.

Выставка рисунков и плакатов в рекреациях школы.

Конкурсы сочинений и стихотворений.

Фоторепортажи о мероприятиях, акциях и операциях

+

+

+

+

+

+

+

+

     Формирование осознанной значимости  своей практической помощи природе у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность – один из методов проблемного обучения.

     В процессе исследовательской деятельности учащиеся становятся более инициативны, воспитывается добросовестное отношение к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, школы и проблем родного края.

     Сотрудничество учителя и учеников на поприще исследовательской работы начинается уже на стадии определения целей и предмета исследований. В ходе работы ребята должны будут сделать верные выводы из их наблюдений, для этого они должны хорошо знать не только экологические понятия и законы, но и должны так же хорошо применить на практике полученные ими из смежных дисциплин. Такая методика и ход исследовательского процесса требуют от ученика интеграции полученных в школе знаний, как бы иное их освоение через практику.

     Важной составляющей исследований на завершающем этапе является внедрение его результатов в практику, чему я как руководитель уделяю  большое внимание.

     Такие действенные результаты укрепляют у детей веру в значимость собственного «я», способствуют развитию ответственной гражданской позиции, неравнодушному отношению к происходящим вокруг них событиям. Особо рассматриваю свою позицию в научно-практической деятельности учеников. Она видится мне в нескольких аспектах:

  • Направляющая. В начале я определяю общий объем работы и разбиваю его на отдельные участки по уровням сложности.
  • Воспитательная. Состав разновозрастной группы дает возможность учиться детям друг у друга.
  • Систематизирующая. Во время практической работы учитель выступает не в роли руководителя, сколько в качестве старшего товарища. И возможность самостоятельного поиска стимулирует естественную в детском возрасте любознательность.
  • Образовательная. В ходе обобщения полученных данных у ребят возникают вопросы, на которые я отвечаю.

     Осуществление учителем всех перечисленных функций возможно при наличии у него сотворческой позиции с учениками. А это значит, что он вместе с ними совершает новые открытия и приобретает новый опыт взаимодействия с природой, людьми, культурой

Результативность.

     Благодаря использованию исследовательских технологий по решению экологических проблем, я получила следующие преимущества перед традиционными методами обучения:

- доступ к большему объему учебной информации, полученной или только в процессе интеграции

- на практике осуществить применение полученных теоретических знаний

- проявляют творческий характер деятельности и совершают научные открытия

- реализация задач на стыке дисциплин предметов разных циклов (история, информатика, математика и т.д.)

- свободу исследовательской деятельности для учителя и учеников

- устойчивый интерес школьников к использованию регионального компонента

- возможность вовлечения в процесс активного обучения категории детей, характеризующихся различием способностей и стилем учения.

     Данный опыт может быть использован каждым учителем любого общеобразовательного учреждения (школы), особенно, где учебный план не включает изучение экологии, а экологические знания рассредоточены в различных учебных дисциплинах. Эффективен он будет и в классах с углубленным изучением экологии.

     Чаще всего на своих уроках я применяю исследовательскую деятельность. Это позволяет увеличить заинтересованность школьников в предмете, побуждает к творческой активности. Я считаю, что для школы оптимальным является фрагментарное использование результатов исследовательской деятельности в зависимости от цели урока. К вашему вниманию я представляю использование поисково – исследовательской деятельности на уроке биологии. Тема: «Ваше здоровье – в ваших руках».

Цель: расширение знаний о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека, довести до сознания детей о вреде курения, распитии спиртных напитков, наркомании.

      Класс был разбит на 5 групп, каждая группа – это новая страница нашего журнала, в котором были затронуты одни из главных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека. Важную роль в каждой группе играл ведущий, который готовил материал и направлял ребят на исследовательскую работу и сбор статистических данных. Учащиеся творчески подходили к этому вопросу. Я считаю, что такой подход к получению знаний и расширению своего кругозора очень удачен. Они сами могут проанализировать, оценить ненавязчивый, но содержательный материал, прочувствовать, через руки, глаза самостоятельное творчество и тогда может быть сформировано убеждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к русскому языку у учащихся предпрофильных классов через исследовательскую деятельность

Математическими способами ребенок решает поставленную задачу по русскому языку...

Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач о...

Статья Экологическое образование школьников через исследовательскую деятельность.

В статье рассмотрены основные принципы организации учебно-исследовательской деятельности в школе и мои размышления на эту тему....

Воспитание творческой личности через исследовательскую деятельность

В работе описано как на протяжениинескольких лет я создавала с ребятами проекты...

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ...

«Развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность учащихся на уроках биологии»

Любой учебный курс имеет свои проблемы, и каждый учитель ищет свои пути их разрешения. Одна из ведущих идеей - развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность как главно...