выступления на ГМО
статья по биологии по теме

Халилова Кашифа Мусафеевна

Представлены материалы выступлений на ГМО учмтелей биологии и химии, физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные формы работы с родителями

                                                      Педагогика должна стать наукой для всех –    

                                                       и для учителей, и для родителей.

                                                                                  В. А. Сухомлинский

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно.
Задумайтесь, учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. А ведь  искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя - профессионала гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание- потеря времени», «Пусть скажут: сколько денег надо;  сам  не пойду», «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо?
Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей, такими , какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.

В связи с этим считаю, что первым шагом к успеху в работе с родителями является открытие в школах  Школы классных руководителей, где основными  формами работы станут: мастер-классы, психологические тренинги, творческие мастерские… Заместители директоров должны «зажечь» своих коллег желанием учиться:  в 21 веке нельзя работать по-старому, надо искать новые формы сотрудничества с родителями.

Второй шаг. Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны. Каждый год задаю родителям один и тот же вопрос: «Чего вы ждёте от школы?»  Ответы, как правило, повторяются:

  1. Высокий уровень образования – 89 %
  2. Сохранение психологического и физического здоровья детей -   76%
  3. Повышение культуры – 43%

Мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, поэтому жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель:
объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».

Направления в работе:

  1. Повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся
  2. Пропаганда  здорового образа жизни
  3. Организация работы Академии  любящих родителей

Академия любящих родителей -  это   форма   психолого-педагогического   просвещения родителей. Она помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической  культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом.
Программа составляется с учётом интересов родителей. Формы организации занятий разнообразны .
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

  • родительские университеты;
  • конференции;
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • родительские собрания;
  • тренинги.
  • творческие мастерские

Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.

Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы: 

  1. Отношение педагога к родителям как  союзникам в воспитании детей (общение на равных)
  2. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания  родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации
  3. Самостоятельность решения творческих задач
  4. Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других
  5. Умение работать в команде

Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.

Предлагаемые  темы занятий:

Карманные деньги как средство воспитания

День рождения ребёнка. Как организовать запоминающийся праздник?

Режим дня : за и против

Искусство быть родителями: услышьте своего ребёнка

Умеете ли вы наказывать детей?

Семейные традиции

Роль отца в воспитании детей

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Темы родительских вечеров могут быть следующими:

  • Друзья моего ребенка.
  • Праздники нашей семьи.
  • Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
  • Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
  • Фотографии нашего детства.
  • Как научиться говорить спасибо своему ребенку?

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

При отсутствии психолога можно использовать так называемые «Часы откровения», которые может организовать в своем классе сам классный руководитель.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

  • Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
  • Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
  • Соблазны и пути их преодоления.
  • Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Родительское собрание на тему «Взаимодействие родителей и учителя в воспитании ребёнка».

 Вступительное слово классного руководителя. Наше родительское собрание посвящено теме сотрудничества родителей и учителя в воспитании детей. Сейчас я предоставляю слово школьному психологу.

 Выступление школьного психолога. Психолог говорит о необходимости работы по этой теме, т.к. дети часто в семье и в школе ведут себя по-разному. Некоторые дети, в силу своих индивидуальных особенностей, в школе достаточно пассивны, а дома активны, другие – гиперактивны в школе, особенно, если дома их гиперактивность некоторым образом подавляется и т.д.   В связи с чем, нами (классным руководителем и психологом было принято решение провести такое не совсем обычное родительское собрание). Сейчас я вам предлагаю провести мини-дискуссию на тему «Что такое семья» по следующим вопросам:

  • Семья – это …
  • для чего люди создают семью?
  • что такое семейное счастье?
  • Как принять общее решение в семье? и т.д.

Подумайте, пожалуйста, несколько минут, обсудите в группах и постарайтесь сделать вывод о том, что же такое семья.

По итогам обсуждения делается вывод о  том, что семья – это ячейка общества, где нас любят и ценят такими, какие мы есть.

Психолог предлагает родителям обсудить представленные их вниманию «Правила взаимоотношений между людьми»:

  1. Взаимоотношения между людьми будут нормальными, если они смогут выслушать друг друга, не перебивая, до конца, и понять желания своего собеседника.
  2. Выполняются те желания собеседника, которые соответствуют нравственным нормам и которые вы в состоянии выполнить.
  3. Если невозможно выполнить желание собеседника в данном месте, необходимо это сделать в другом месте.
  4. Если невозможно выполнить желание собеседника в данный момент, необходимо это сделать в другое время.
  5. Если вы не можете выполнить желание собеседника, посоветуйте ему обратиться к человеку, который сумеет выполнить его желание.
  6. Предлагайте человеку несколько вариантов выполнения его желания, пусть он выбирает лучший, однако не решайте вместо него.
  7. Если вы не можете выполнить своевременно поручение, заранее предупредите человека об этом и попросите перенести сроки.
  8. Хорошее о человеке можно говорить всем, плохое – только ему одному.

обсуждение происходит с точки зрения их применения в семейном общении с детьми.

3. Практический этап собрания.

1) Учащиеся  показывают родителям сценку на тему «Как убедить ребёнка выполнить то, чего от него хотят родители». Дальше проходит обсуждение возможных вариантов поведения родителей в предложенной их вниманию ситуации. К обсуждению принимаются все предлагаемые способы поведения родителей (приказ, уговор, дискуссия с достижением компромисса и т.д.), т.е.  какие способы воздействия на ребёнка можно использовать, чтобы достигнуть желаемого результата. В результате –  делается вывод о том, как взрослые могут повести себя, чтобы ситуация не закончилась конфликтом. Также родителям было предложено подумать над такой темой, как «Поощрение и наказание детей в школе и дома», для ведения дискуссии использовались следующие вопросы:

        - какие способы поощрения детей вы используете дома,

        - что может делать учитель, чтобы поощрить ребёнка,

        - можно ли наказывать детей, если да, то, как это можно делать и может ли учитель наказывать детей и каким образом.

 Родители говорят о том, как они дома наказывают детей и разрешают учителю наказывать и поощрять ребёнка, но посредством имеющихся в его распоряжении методов (например, замечания в дневник – наказание, похвалить и приобнять – поощрение и т.д.). Вывод по обсуждению –  может ли учитель наказывать детей и, если да, то, как он может это делать.

Примечание: в ходе всей этой работы психолог фиксирует все предлагаемые родителями варианты и способы поведения, подключая к обсуждению и учителя, но сам не предлагает готовых сценариев поведения в той или иной ситуации. Вместо этого он направляет дискуссию так, чтобы родители и учитель сами нашли наиболее оптимальные способы взаимодействия с детьми в школе и дома Родители рисуют эмблему взаимодействия семьи и школы  и учитель с родителями совместно принимают решение  следовать тому, что на ней изображено.

Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.

Золотые правила воспитания для родителей

Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.

Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.

Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ

Слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделал, хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности, я думаю, что ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Поддерживать можно посредством:

отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).

высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).

прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).

совместных действий (сидеть или стоять рядом и т.д.).

выражение лица (улыбка, кивок, смех, подмигивание).

Памятка для родителей.

1.не принимайтесь за воспитание ребенка в плохом настроении.

2.ясно определите для себя, что вы хотите от ребенка, и объясните ему это, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3.не подсказывайте ребенку своих готовых решений.

4.Не унижайте ребенка словами типа: « А у тебя вообще голова на плечах есть?»

5.Не угрожайте: « Если ты еще раз это сделаешь, ты у меня получишь»

6.Не вымогайте обещаний. Для ребенка они вообще ничего не значат.

7.Оцените поступок, а не личность; лучше сказать: « Ты поступил плохо», чем « Ты плохой»

8.После сделанного выговора, замечания прикоснитесь к ребенку и дайте ему почувствовать, что вы верите в него.

Наказывая ребенка, помните:

1.Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступков.

2.Наказание должно быть не нормой, а исключением.

3.Нельзя подчеркивать свою власть над ребенком.

4 наказывать следует за проступок, а не за то, что у вас плохое настроение.

Анкета для учащихся.

1.наказывают ли вас родители? За что?

2.Какое наказание вам особенно запомнилось?

3.Как вы думаете, справедливо вас наказывают или нет?

4.Если бы ты был(а) папой( мамой) , наказывал (А) бы свого ребенка? Почему?

5.Часто ли хвалят вас родители? За что?



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

Одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

 В педагогической литературе здоровьесберегающие технологии определяются следующим образом:

 По мнению В.В. Серикова, здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

 «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.  Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

 В любом случае, термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

 В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

 1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

 2.Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

 3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

 4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.

 5.Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.

 6.Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности.

 7.Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.

 8.Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям школы: снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.

 9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

 10.Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:

1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

 От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.  Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

 Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе        

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, правильно подобранная мебель, регулярная влажная уборка, рассадка учащихся с учётом медицинских показаний и т.п.

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Ориентировочная норма – 7-10 минут.

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа и т.п. Норма – не менее 3х.

Чередование видов преподавания        

 

Норма – не позже чем через 10-15 минут.

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

 Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт

 — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Анализ научно-методической литературы позволяет выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1.Правильная организация урока.

Правило 2. Использование всех каналов восприятия.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности.

Правило 4. Уместное и правильное применение физкультпауз.  Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

 Снятие эмоционального напряжения.

Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

 Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Из всего вышесказанного следует, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.



Предварительный просмотр:

Личностно – ориентированный классный час в системе воспитания школьников

«Нужно осторожными прикосновениями пробуждать и утверждать волевые силы ребенка, побуждая его думать о себе, видеть и оценивать себя. И самое главное верить в себя».

                                                                           В.А.Сухомлинский

Личностно-ориентированный подход –это общепедагогическая технология, которая дает возможность обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы:

  • идею развития личности;
  • общечеловеческие принципы гуманизма
  • идею демократизации педагогических отношений
  • углубление индивидуального подхода

           идею активизации учащихся.

Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа

Традиционный классный час 

Личностно-ориентированный

  • Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т. е. На формирование в личности ребенка социально типичного 

Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности 

  • Содержание классного часа составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправления

  • Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом
  • субъектными полномочиями обладает большинство учащихся

  • Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа

  • Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъектные
  • При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися

  • В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе

Критерии эффективности личностно-ориентированного классного часа:

  • личная значимость для учащихся
  • благоприятный психологический климат
  •  возможность для проявления и развития индивидуальных способностей школьников
  • обогащённость жизненного опыта
  • духовно-нравственная ценность
  •  вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа

придерживаться правил:

. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, верить в нее.

2. Организовать «атмосферу успеха», помогать детям обретать уверенность в своих силах и способностях.

3. Исключить принуждение, не выделять отставание и другие недостатки ребенка, а устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

4. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих.

5. Завоевывать уважение и доверие учеников.

Познай себя, мой маленький друг,

Узнай друзей и мир вокруг.

Расти Человеком! Я помогу.

К добрым делам тебя поведу.



Предварительный просмотр:

Медицинские группы обучающихся для занятий физической культурой.

В зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности дети делятся на три медицинские группы – основную, подготовительную и специальную.

Комплектование СМГ (специальной медицинской группы) имеет ряд особенностей. Оно должно проводиться каждый учебный год заново на основе возраста, показателей физической подготовленности, состояния здоровья детей. Списки групп составляются к концу учебного года по данным медицинских осмотров, проведенных в апреле–мае текущего года, визируются школьными врачами и печатями детских лечебно-профилактических учреждений. Наполняемость группы составляет 8–10 человек. В малокомплектной школе допускается комплектование группы из нескольких классов.

В СМГ рекомендуется выделять 2 подгруппы.

Подгруппа А: дети, которые имеют отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, позволяющие надеяться на перевод их в основную (подготовительную) группу через несколько лет занятий.

Подгруппа Б: дети, имеющие органические, труднообратимые изменения в состоянии органов и систем. Для них главной и вполне достижимой целью занятий должен стать переход в подгруппу А.

Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ – дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей. Это построение на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом – менее подготовленные. Перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений (ЧСС). Дети, у которых ЧСС выше 80 уд./мин, становятся на левый фланг. Такой же принцип сохраняется при проведении эстафет и игр.

Основной формой физического воспитания в СМГ являются уроки оздоровительной гимнастики, проводимые 2–3 раза в неделю по 30–40 минут. Лучше всего включать их в расписание на стыке смен или шестым уроком при односменных занятиях в школе.

Уроки должны быть построены по схеме: подготовительная, основная, заключительная части. Построение занятий СМГ не отличается от обычных уроков физического воспитания, но имеет свои принципиальные особенности.

Подготовительная часть длится 7–12 минут и состоит из общеразвивающих гимнастических упражнений, которые проводятся в медленном и среднем темпе и чередуются с дыхательными упражнениями. Нагрузка повышается постепенно, путем выполнения упражнений для различных мышечных групп и увеличения числа повторений каждого движения. Упражнения выполняются из исходных положений – стоя, сидя. Не следует давать много новых упражнений, поскольку это затрудняет период врабатывания.        Характеристика медицинских группhttp://zdd.1september.ru/2005/05/10-7.gif

Комплектование медицинских групп для занятий физической культурой должно быть завершено к 1 июня. Списки обучающихся, отнесенных к медицинским группам, утверждаются локальным актом общеобразовательного учреждения.

В списках обучающихся специальных медицинских групп должны быть указаны системы организма, в которых обнаружены отклонения.

Изменения в состоянии здоровья (функциональные нарушения, заболевания, травмы) и функциональных возможностях организма, возникшие за летний период, учитываются при распределении на медицинские группы на текущий учебный год по результатам обследования в сентябре.

Обучающиеся первых классов в начале учебного года проходят в обязательном порядке обследование на установление типа реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку. На основании результатов обследования уточняется медицинская группа для занятий физической культурой.

Медицинская группа для занятий физической культурой каждого обучающегося вносится в «Листок здоровья» классного журнала. Второй экземпляр «Листка здоровья» должен быть передан преподавателю физической культурой.

При организации занятий обучающихся специальной медицинской группы «А» следует учитывать их возраст и нозологические формы заболевания. Рекомендуется выделять следующие подгруппы: обучающиеся с заболеваниями органов кровообращения, дыхания, нервной и эндокринной системы; заболеваниями органов пищеварения и мочевыделительной системы; заболеваниями костно-мышечной системы и органов зрения.

Допуск обучающихся к занятиям физической культурой.

Перед началом занятия физической культурой преподавателю следует проконтролировать самочувствие обучающихся.

Не разрешается допускать к занятиям физической культурой обучающихся при:

наличии жалоб на боли различной локализации, головокружение, тошноту, слабость, сердцебиение;

остром периоде заболевания (повышение температуры тела, озноб, катаральные явления и др.);

травматическом повреждении органов и тканей организма (острый период): ушиб, рана, растяжение, гематома и др.;

опасности кровотечения (носовое кровотечение в день занятия, состояние после удаления зуба, менструальный период);

выраженном нарушении носового дыхания;

выраженной тахикардии или брадикардии (с учетом возрастно-половых нормативов).

Приведенные выше противопоказания относятся к обучающимся всех медицинских групп для занятий физической культурой и чаще всего носят временный характер.

 Противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений.

При проведении занятий физической культурой преподавателю следует обращать особое внимание и проявлять повышенную осторожность при использовании физических упражнений, потенциально опасных и вредных для здоровья детей

При наличии заболевания следует строго дозировать физическую нагрузку и исключить физические упражнения, противопоказанные к их выполнению по состоянию здоровья .



Предварительный просмотр:

 Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии.

Снижение интереса подростка к естествознанию вообще и к химии в частности - проблема школьного образования, общая для всех учителей. « Трудная», «опасная», «ненужная», «скучная» -вот так характеризуют школьники наш предмет. Престиж образования упал до критического предела, а химиянаука серьезная, ею невозможно заниматься кое-как. На моем отрезке времени работы учителем программа по химии перекраивалась уже много раз, и то, что мы имеем сейчас, - не лучший вариант программы.

Программа начальной химии настолько насыщена, что не остается времени для решения задач, упражнений, консультаций. А ведь в 8 классе решается судьба предмета: быть ему любимым или ненавидеть и его, и учителя, и кабинет, в котором ученик и учитель «говорят на разных языках» Поэтому перед собой ставлю задачу: раскрыть суть этой науки, ее полезность, ее красоту, ее необходимость

К первому в их жизни уроку химии я готовлюсь очень тщательно. Готовлю эффектные опыты, но говорю и о трудностях, и об особенностях этого предмета.

Конечно, первый урок никого не оставит равнодушным, но ведь более трудное - это закрепить интерес, вызванный внешними эффектами. А когда начинаются темы « Валентность», «Периодический закон или другая тема - вот здесь творчество учителя, его мастерство должно проявляться в большей степени.

Одним из сильных и верных способов поддержания интереса к химии, на мой взгляд, является создание эмоционального настроя. Я убеждена, что без человеческих эмоций никода не было, нет и быть не может искания истины. Вот тут мне помогает художественное слово, пословицы и загадки. Особенно я ценю те уроки, где могу создать эмоциональный настрой в самом начале урока. Тогда я не объявляю тему урока, а подвожу к ней через это начало.

Например, приступая к изучению темы « Вода», я читаю стихи. Это служит эпиграфом ко всей теме. А ребята получают задания оформить альбомы с загадками, пословицами, поговорками, с высказываниями великих людей о воде, с подборкой стихов. Идет целая исследовательская работа с книгами, журналами.

Вообще, связи с художественной литературой я придаю большое значение. В результате усиливается общекультурная направленность в обучении естественно-математическим дисциплинам, особенно химии. Таким путем осуществляется гуманитаризация обучения. « Наведение мостов» между химией и литературой полезно по ряду причин. Использование отрывков из художественных про изведений на уроках способствует поддержанию у учащихся интереса, оживляет урок, привлекает внимание, помогает увидеть химические явления в окружающем мире.

Примерно к четырнадцати годам у ребенка формируется логика взрослого человека. На этой' стадии мышление ребенка основано на способности оперировать утверждениями. Он может мысленно представлять и делать выводы о том, что в дальнейшем будет проверено путем эксперимента или наблюдения. На этом этапе ребенок при обретает способность к формальному выражению

конкретных идей.

Обучение основам химии начинается в 8-м классе. Это как раз тот возраст, когда у подростка изменяется отношение к познавательным задачам. Ведь понятийный, обобщенный и логически организованный характер материала требует от ученика значительной интеллектуальной активности во время первоначального объяснения учителя.

в познавательном процессе важное значение имеют логические приемы анализа и синтеза. В процессе анализа предмет познания разделяется на части и далее изучается поэлементно. В процессе последующего синтеза объединяются расчлененные знания, устанавливаются взаимосвязи, формируются общее

знание.

Развитие у школьников умений пользоваться логическими приемами должно стать задачей учителя. От этого зависит не только успеваемость, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и

способностей подростка.

Для того чтобы заинтересовать ребят, предлагаю использовать следующие виды деятельности:

_ задавать домашние задания не по учебнику или задачнику, а как маленькие творческие работы. Например, составление сказок, кроссвордов и т.д.

_ проводить на последнем уроке урок-игру, связанную с повторением изученной темы;

_ на уроках применять химические сказки, диктанты, загадки;

_ показывать занимательные опыты;

 

Жили - были сестрица Серная кислота и братец Цинк. Однажды сидели они рядом в пробирках в одном штативе. Цинк и говорит : « Сестрица Серная

кислота, можно я подышу кислородом?». « Что ты, что ты, нельзя, оксидом цинка станешь?» Подошел лаборант, переставил пробирки в разные штативы и на разные полки. Не вытерпел Цинк, и подышал кислородом, и стал оксидом цинка, белым порошком. Когда вернулась сестрица Серная кислота, увидела, что стало с братом, и горько заплакала. Слезы капали на желтый лакмусовый платочек. Потом вспомнила о своем дальнем родственнике Водороде. Попросила его помочь. Легкомысленный был Водород. Он важничал и раздувался, но помочь согласился. Вступил отважно в битву с кислородом и освободил Цинка. И с тех пор живут дружно в одном штативе Серная кислота, Цинк, Вода. Задания:

1.0бъясните, что происходит с желтым лакмусовым платочком?

2. Напишите уравнения возможных реакций.

3.Укажите тип реакций и условия их протекания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...