Конспект урока "Класс Хрящевые рыбы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Хоменко Наталья Михайловна

Разработка урока по теме: "Класс Хрящевые рыбы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_po_teme_khryashchevye_ryby.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 3

Урок биологии по теме "Хрящевые рыбы"

Цель урока: 

- Образовательные: Расширить представление обучающихся о подклассе хрящевых рыб, познакомить с их разнообразием и особенностями отрядов хрящевых рыб; научить распознавать отряды хрящевых рыб по их отличительным признакам;

 

- Развивающие: развитие приемов логико-синтетической деятельности: обобщения, сравнения, классификации, выделения главного и  переноса знаний в новую ситуацию.

- Воспитательные: воспитание творческой активности,  навыкам  взаимоконтроля и самоконтроля своей деятельности, формирование положительной мотивации к обучению, воспитание положительной Я – концепции.

Тип урока: 

 Комбинированный урок

Краткое описание: 

 Урок биологии в 7 классе по теме «Хрящевые рыбы» Учебно-методическое обеспечение: базовый учебник В.В. Пасечник, С.В. Суматохин «Биология» 7 класс. Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока.


Мотивирование к учебной деятельности.


Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас вновь, и мы можем продолжить наше увлекательное путешествие в мир биологических знаний.

Давайте с вами вспомним, где мы закончили наше путешествие на прошлом уроке. А вспомнить вам поможет загадка

Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни!

Ответ: рыбы.

А в какой сказке была такая рыбка?

Итак, мы продолжаем с вами ранее начатый разговор о надклассе Рыбы. Думаю, что и сегодня вас ждет увлекательное путешествие. Пожелаем удачи друг другу.

Проверка и  актуализация знаний.


 Биологический диктант. Вставьте пропущенное слово.

Рыбы – животные , относящиеся к Типу …….. и освоившие …. среду обитания. Тело  рыбы имеет …….. форму тела и делится на отделы: …, ……., ……. Снаружи кожа рыб покрыта …. Движение обеспечивают…….Парные плавники …. и … ,  непарные …………,…………, ………… Горизонтальное положение рыб, повороты, движение вверх и вниз осуществляют……………….. Органы дыхания рыб……..Кровеносная система рыб …... Сердце рыб состоит из …. камер: …и…. Через сердце рыбы течет …………… Дыхательная система рыб представлена…………Органы выделения рыб….,располагаются под позвоночником.

Сравните ответ с эталоном и выставьте себе отметки: 0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3».

Те, кто допустил более двух ошибок, откройте еще раз учебник и посмотрите, в чем ваши проблемы.

Какие особенности строения надкласса Рыбы связаны с особенностью среды обитания?

Какие классы Рыб вы знаете?

                                                                
 Формулировка темы урока и постановка учебной проблемы.

Я вам сейчас представлю признаки и названия рыб, а вы их попробуйте отнести либо к хрящевым, либо к костным рыбам.

Оплодотворение внутреннее, живорождение, жаберные щели, жаберные крышки, плавательный пузырь, скелет костный, скелет хрящевой, акулы, сельдь, орляк, карп, треска, скат.

При проверке выясняется, что результаты разные.

Ребята, задание было одно, а результат? (Разный)

Так чего мы с вами не знаем? (точно признаки хрящевых и костных рыб)

Так как вы думает о чем пойдет речь?

Итак, тема урока: Хрящевые рыбы.


Давайте сформулируем  цели нашего урока:

1.     познакомиться с отрядами хрящевых рыб,

2.     узнать особенности строения хрящевых рыб

3.     научиться распознавать  по внешнему виду хрящевых рыб:

4.     узнать о многообразии видов хрящевых рыб).

Откуда мы можем получить эту информацию (возможные ответы: из учебника, ресурсы интернет, рассказ учителя и т.д.)


Открытие нового знания (работа в группах).

Распределитесь пожалуйста на шесть групп.  Группы будут работать с  текстом учебника.

 1 и 4 группа – Отряд Акулы;

2 и 5 группа – Отряд Скаты;

3 и 6 группа – Отряд Химерообразные.

По мере изучения нового материала вы будете заполнять таблицу.

Как вы думаете,  из скольких колонок она будет состоять? (из 3)

Какие?

1.     Название отряда

2.     Представители

3.     Характерные признаки.

Отчеты групп. Во время отчета групп, остальные дописывают таблицу.

Применение  знаний в новой ситуации.

А теперь распределите предложенные картинки на 3 отряда.

Картинки представителей трех отрядов.

Ребята, а назовите признаки, которые позволили объединить этих рыб в один класс.

Давайте составим кластер.

http://c/DOCUME~1/9C67~1/LOCALS~1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.png

 Включение нового знания в систему знаний и повторение.

 

Верю, не верю. Верю – волна вверх, не верю – волна вниз.

1) у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками;

2) самая крупная акула — китовая;

3) большинство скатов ведут придонный образ жизни;

4) акулы и скаты ведут придонный образ жизни;

5) все акулы опасны для людей;

6) хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;

7) хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;

8) кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;

9) тело скатов имеет торпедообразную форму;

10) окраска скатов покровительственная.

А теперь составьте синквейн в группе по данной теме.

1      строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Рефлексия


Давайте вспомним, какую цели мы сегодня для себя ставили?

Достигли ли мы цели?

Продолжите предложение: Сегодня на уроке………


Мы временно прекращаем путешествие в мир биологии, но я вас обязательно буду ждать для продолжения путешествия.

Домашнее задание: параграф учебника, ответы на вопросы.

Творческое задание: составить кроссворд по теме «Хрящевые рыбы».

Список использованной литературы.

  1. Контрольно – измерительные материалы. Биология: 8 класс/ Сост. Е.В. Мулловская.- М.:ВАКО, 2011.- 112 с.
  2. Касаткина Н. А. Биология 6-7 класс. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия:- Волгоград: Учитель, 2005.- 154 с.
  3. Попова Л. А. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8 классы. – М.: ВАКО, 2009.- 192 с.
  4. Бодрова Н.Ф. Биология. 7 класс. Животные. Рабочая тетрадь.- Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2011 – 128 с.
  5. Филиппова М.В. Биология. Тематические кроссворды для уроков и внеклассной работы. 6-9 кл.- М.: ЭНАС, 2007.-72 с.
  6. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. - 224 с.
  7.  Учебник под ред. Пасечник В.В., Суматохин С.В. Биология. 7 класс.
  8. Журнал «Биология» (приложение к газете «Первое сентября»), № 42, 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии в 7 классе "Хрящевые рыбы"

Разработка урока содержит конспект и дополнительный материал для работы в группах....

Конспект урока "Хрящевые рыбы" 7 класс

краткий план- конспект к презентации по теме: Хрящевые рыбы" по зоологии 7 класс по учебнику В.В. Латюшин...

Конспект урока "Хрящевые рыбы" 7 класс

краткий план- конспект к презентации по теме: Хрящевые рыбы" по зоологии 7 класс по учебнику В.В. Латюшин...

Тема Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы и Костные рыбы. 5 урок

К разработке раздела Тема Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы и Костные рыбы. 5 урок...

Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»

Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...

Конспект урока "Хрящевые рыбы"

Хрящевые рыбы. 7 класс....

Конспект урока биологии по теме "Хрящевые рыбы"

Задачи урока:Образовательные: расширить представление обучающихся о подклассе хрящевых рыб, познакомить с их разнообразием и особенностями отрядов хрящевых рыб; научить распознавать отряды хрящевых ры...