Урок-викторина "Охрана природы"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Павленко Светлана Алексеевна

Урок - викторина будет полезен широкому кругу учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okhrana_prirody.doc272.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок – викторина «Охрана природы» 9 класс

Учитель: Здравствуйте команды, эксперты, гости.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение (слайд 1):

Кромсая лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы ещё придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого… пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

Роберт Рождественский

Учитель: Состояние окружающей среды (слайд 2)

Опасность необратимых изменений природной среды в отдельных регионах Земли стала реальной из-за возросших масштабов хозяйственной деятельности человека. За последние 500 лет полностью вымерло 844 вида животных, а 23 % млекопитающих и 16 % птиц в мире находятся под угрозой вымирания. Ежегодно сжигается около 1 млрд. тонн условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни млн. тонн оксидов азота, серы, углерода, часть из них возвращается в виде кислотных дождей, сажи, золы и пыли. Почвы и воды загрязняются промышленными и бытовыми стоками (сотни млрд. т. в год), нефтепродуктами (несколько млн. т), минеральными удобрениями (около сотни млн. т) и пестицидами, тяжёлыми металлами (ртуть, свинец и др.), радиоактивными отходами. Появилась опасность нарушения озонового экрана Земли. Способность биосферы к самоочищению близка к пределу.

            Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и вследствие этого угроза существованию на Земле живых организмов, в том числе человека, потребовали решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов. К таким мерам относятся создание безотходных технологий, очистных сооружений, упорядочение использования пестицидов, прекращение производства ядохимикатов, способных накапливаться в организме, рекультивация земель и пр., а также создание охраняемых территорий (заповедники, национальные парки и др.), центров по разведению редких и исчезающих животных и растений (в том числе для сохранения генофонда Земли), составление мировой и национальных Красных книг.

Учитель:  (слайд 3) Сегодня, вы, ребята, являетесь выпускниками. Вы еще не имеете профессий – у вас все впереди. Но кем бы вы ни были в будущем, уже сейчас вы должны иметь знания об охране природы, чтобы, работая на производстве или в других сферах, вы могли объективно оценивать вред, наносимый человеком природе и самому себе и учитывать это в своей деятельности.

Итак, начнем. Сегодня играют две команды (представление команд). Экспертная группа подготовила материалы, расширяющие ваш кругозор по данной теме.

Задание 1 (слайд 4): Решите кроссворд «Охрана природы». Время – 5 минут. За каждое угаданное слово – 1 балл.

По горизонтали: 1. Величайшая ценность для человека. 2. Туман из газовых загрязнений, периодически «повисающий» над промышленными городами. 3. Вещество, разрушающее озоновый слой Земли. 4. Совокупность видов растений и животных, населяющих определенную территорию.

По вертикали: 1. Отбросы цветных и черных металлов. 2. Отвал горных пород. 3. Природный комплекс. 4. Вещество, вызывающее злокачественное новообразование. 5. Территория, навечно изъятая из хозяйственного пользования, где запрещены любые виды деятельности человека, кроме научно-исследовательской работы. 6. Наука о взаимоотношениях между организмами и с окружающей средой. 7. Окрашенные газовые выбросы из труб промышленных предприятий.

Ответы:

По горизонтали: 1. Здоровье. 2. Смог. 3. Фреон. 4. Биом.

По вертикали: 1. Лом. 2. Террикон. 3. Ландшафт. 4. Канцероген. 5. Заповедник. 6. Экология. 7. Дым.

Задание 2 (слайд 5-30): Конкурс капитанов «И в шутку, и в серьёз». Условия: слайды будут сменяться быстро – через 5 секунд.

1. Один из результатов хозяйственной деятельности человека – увеличение углекислоты в атмосфере. Что будет, если ее количество увеличится вдвое?

  1. Прольются кислотные дожди;
  2. Земля завращается быстрее;
  3. Парником запахнет.

2. Были ли в древние времена законы об охране природы?

  1. Возможно, были;
  2. Конечно, не было;
  3. Не было в этом необходимости.

3. Альтернативные виды энергии. Что это такое?

  1. Новые, искусственно созданные;
  2. Естественные, традиционные и забытые;
  3. Старые, но преобразованные.

4. Как сохранить животных и растения на Земле?

  1. Вообще их не трогать;
  2. Пользоваться только излишками;
  3. Уметь хозяйствовать, а не хозяйничать.

5. Хватит ли нам (и всему живому) на Земле кислорода?

  1. Странный вопрос;
  2. Не стоит беспокоиться;
  3. Пора уже и побеспокоиться.

6. Можно ли избавиться от всемирной беды – скопища полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок?

  1. Невозможно;
  2. Есть надежда;
  3. Абсолютно невозможно.

7. Откуда взялись «кислые дожди»?

  1. Таких не бывает;
  2. Из дождевых туч;
  3. Из дымовых туч.

8. А были ли заповедники в царской России?

  1. Начали появляться;
  2. Не до них было;
  3. Конечно, не было.

9. Что такое рациональное природопользование?

  1. «бери, сколько можешь»;
  2. Разумный подход к «бери»;
  3. «ничего не бери».

10. На какой карте можно обозреть всю (без утайки) экологическую ситуацию в России?

  1. Нет такой карты;
  2. Сейчас уже есть;
  3. Это «большой, большой секрет».

11. … и что на ней можно увидеть?

  1. Ничего хорошего;
  2. Все самое хорошее;
  3. Все самое тревожное и опасное.

12. Надежны ли захоронения радиоактивных отходов в почве?

  1. Безусловно, надежны;
  2. Надежны, конечно;
  3. Не везде и не всегда.

13. … и безопасно ли хоронить их в воде?

  1. Абсолютно безопасно;
  2. Очень опасно;
  3. Возможно, и опасно.

14. От чего образуется «озоновая дыра»?

  1. От вулканов;
  2. От ядерных взрывов;
  3. От этого и еще кое от чего.

15. Что под аббревиатурами ПДК, ПДВ, ПДЭН и ПДУ прячется?

  1. Большой секрет;
  2. Наша бесхозяйственность;
  3. Наше остроумие.

16. Что значат для нас растения?

  1. Ничего не значат;
  2. Абсолютно все;
  3. Кое-что значат.

17. Что мы «натворили»  с почвой?

  1. Ничего особенного;
  2. Много всего;
  3. Мало чего хорошего.

18. … и как мы «поработали» в лесу?

  1. Хорошо поработали;
  2. Хуже некуда;
  3. Поработали недостаточно.

19. Сколько еще можно смещать (расшатывать) биологическое равновесие?

  1. Дальше уж некуда;
  2. Сколько угодно;
  3. Еще чуть-чуть.

20. … и вмешиваться в ход эволюции?

  1. Можно пока;
  2. Можно еще;
  3. Уже нельзя.

21. … и что нас ждет в ближайшем будущем по «большому счету»?

  1. Ничего хорошего;
  2. Светлое будущее;
  3. Никакого будущего.

22. Что в реки сливаем?

  1. Все, что попало;
  2. Определенные гадости;
  3. И не только определенные.

23. Всегда ли неприкосновенны национальные парки и заповедники?

  1. Всегда неприкосновенны;
  2. Часто и «прикосновенны»;
  3. Обычно неприкосновенны.

24. Кто на космически орбитах мусорит?

  1. Никто не мусорит;
  2. Сам космос;
  3. И люди, конечно.

25. А твой дом чист экологически?

  1. Кажется, да;
  2. Не всегда;
  3. Абсолютно чист.

Задание 3 (слайд 31): длинные названия принято скрывать под более короткими обозначениями, называемые аббревиатурой – расшифруйте аббревиатуры:                          МСОП, ПДК, ДДТ, ВООП, ВФОП, ООПТ.  Время: 3 минуты.

МСОП

Международный Союз Охраны Природы

ПДК

Предельно допустимая концентрация

ДДТ

Дихлордифенилтрихлорэтан

ВООП

Всероссийское общество охраны природы

ВФОП

Всемирный фонд дикой природы (WWF)

ООПТ

Особо охраняемые природные территории

Сообщения экспертной группы о:

  1. Международном Союзе Охраны Природы (МСОП)
  2. Всероссийском обществе охраны природы (ВООП)
  3. Всемирном фонде дикой природы (WWF) (ВФОП)
  4. Особо охраняемых природных территориях (ООПТ)
  5. Олекминском государственном заповеднике
  6. Усть – Ленском государственном заповеднике

Задание 4:      практическое.

1.  Человек съел 150г моркови. Известно, что одна морковь весом 50г на данном поле накапливает 0,2г нитратов. Будет ли отравление, если токсическая доза нитратов составляет 8-15г?

Ответ: Нет, так как будет употреблено 0,6 г нитратов.

2. Опыление крон деревьев препаратом ДДТ с целью уничтожения вредных насекомых, питающихся древесными листьями, может привести к тому, что на обработанном участке исчезнет почти ¾ особей одного из видов дроздов и других птиц. Какова взаимосвязь этих 2-х факторов, если основной корм этих птиц – дождевые черви?

Ответ: После гибели вредные насекомые попадая в почву, становятся объектом переработки дождевых червей. А ими питаются дрозды и другие птицы. Следовательно, ДДТ  по пищевой цепи попадет птицам и последние погибнут.

3. Ученые установили, что в результате нерациональной деятельности человека каждые 10 лет теряется около 7% верхнего, наиболее плодородного слоя почвы. Подсчитайте, через какое время с такими темпами исчезнут все угодья. Общую массу верхнего слоя примите за 100%.

Ответ: (10 х 100%) : 7% = 143 года.

4. Являются ли данные средства экологически чистыми? Ответ обоснуйте.

Выдаются коробки стирального порошка и флаконы освежителя воздуха.

Ответ: Да, так как на упаковках присутствует значок – трехлистный росток. Это знак экологически чистого продукта.

5. Что объединяет всех этих животных? На слайде показаны разные животные.

Ответ: Все они истреблены человеком.

Учитель:  Пока эксперты  подводят итоги, посмотрите на следующий слайд.

(слайд 44 – фото помоек) Нравится? Представьте себе следующую ситуацию: вас вежливо попросили помочь в уборке помоек. Ваши действия? Как решать такую проблему? Дискуссия.

(Или можно предложить выступить в защиту помоек – реплики команд по очереди)

Мусор – вечная тема – это интересно

200 тыс. лет до н. э.

Первые мусорные кучи, найденные археологами. Целиком состоят из костей животных и обломков каменных орудий

400 лет до н.э.

В Афинах основана первая в истории муниципальная свалка

200 г.

В Риме возникла городская служба по уборке мусора

1388 г.

Английский парламент запретил бросать мусор на улицы и в источники питьевой воды

1775 г.

В Лондоне появились первые мусорные баки

1800 г.

Муниципалитет Нью-Йорка приказал выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор

1897 г.

В Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора

1932 г.

В США изобретены машины, прессующие мусор

1948 г.

В Нью-Йорке открыта свалка Фреш – Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире

1992 г.

Международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем человечества

2000 г.

Страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50 % отходов

Учитель: подводит итог игры. Вы сегодня хорошо поработали – молодцы!

В заключении послушайте стихотворение:

Берегите эти земли, воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Желаю вам здоровья и побольше окружающей природы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

Науки о природе. Методы изучения природы

Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И  их использования в практической деятельности....

Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)

Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии  применяются несколько приёмов рисования: примакиван...

Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.

На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа  проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...