Проект «Создание инструментария для введения ФГОС в 5-х классах на уроках биологии».
проект по биологии по теме

Зотова Светлана Анатольевна

В проекте представлены рабочая программа по биологии ФГОС 5 - 9 классы И.Н.Пономаревой, В.С.Кучменко, КТП по биологии для 5го класса, банк заданий для формирования познавательных УУД на уроках биологии в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon fgos_proekt_2013.ppt2.84 МБ
Microsoft Office document icon proekt_zotovoy_s.a._2012-2013.doc661.5 КБ
Microsoft Office document icon ktp_5.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Персональный проект учителя биологии ГБОУ гимназии «Гамма» №1404 Зотовой С.А. Тема: « Создание инструментария для введения ФГОС в 5-х классах на уроках биологии».

Слайд 2

Проблема: Недостаточное количество методического и дидактического материала для реализации ФГОС в 5-х классах на уроках биологии. Гипотеза: Создание инструментария для введения ФГОС на уроке биологии позволит создать условия для их реализации. Це ль: Разработать инструментарий для активного введения ФГОС в 5-х классах на уроках биологии и апробировать его. Неграмотный будущего – это не тот, кто не умеет читать. Им станет тот, кто не умеет учиться. О.Тоффлер, американский социолог и футуролог.

Слайд 3

Конечный продукт: Рабочая программа. Календарно - тематическое планирование. Карта образования ученика по биологии. Банк заданий для формирования УУД на уроках биологии в 5 классе.

Слайд 4

Объект исследования: Предмет исследования: ФГОС в 5-х классах на уроках биологии . инструментарий для введения ФГОС в 5-х классах на уроках биологии . Задачи: изучение теории ФГОС; создание инструментария для введения ФГОС в 5-х классах на уроках биологии.

Слайд 5

План работы над проектом. Период (месяцы, триместры) Содержание деятельности Результаты деятельности Сентябрь - октябрь I триместр Выбор темы, ознакомление с теорией вопроса. Подбор программы , создание КТП и карты образования ученика. Сборник материалов по теории вопроса. Рабочая программа, КТП и карта образования по биологии для 5х классов. Октябрь – декабрь II - III триместры Изучение теоретической части. Обзор литературы. Подбор заданий на формирование различных видов УУД. Апробация методических разработок. Сбор банка заданий по формированию УУД. Январь – февраль IV триместр Работа над практической частью проекта. Разработка и апробация заданий по формированию УУД. Сбор банка заданий по формированию УУД. Март – апрель V - VI триместры Активное использование заданий на формирование УУД. Оформление результатов работы. Банк заданий по УУД. Апрель – май VI триместр Работа над созданием презентации по теме самообразования. Защита проекта.

Слайд 6

Конечный продукт: Рабочая программа «ФГОС. Биология 5-9 классы» Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Содержание. Пояснительная записка Общая характеристика курса биологии Место курса биологии в базисном учебном плане Результаты освоения курса биологии Содержание курса биологии

Слайд 7

Конечный продукт: Календарно - тематическое планирование по биологии в 5 классе. Основные разделы. Биология – наука о живом мире. Многообразие организмов. Методы изучения живого. Жизнь организмов на планете Земля. Человек на планете Земля.

Слайд 8

Карта образования ученика

Слайд 9

Банк заданий для формирования УУД на уроках биологии в 5 классе. Конечный продукт Круговорот веществ в природе - … « ? » растения «Потребители» животные «Разлагатели» ? органические вещества неорганические вещества Круговорот веществ в природе - … ?

Слайд 10

Универсальные учебные действия совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса Виды УУД. личностные регулятивные познавательные знаково-символические коммуникативные

Слайд 11

Познавательные учебные действия. общеучебные логические самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач смысловое чтение умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности действие со знаково-символическими средствами. сравнение данных; опознание; анализ; синтез; классификация; обобщение; доказательство; подведение под понятие; вывод следствий; установление аналогий.

Слайд 12

Конечный продукт Банк заданий для формирования познавательных УУД на уроках биологии в 5 классе. Содержание. Задания на анализ. Задания на сравнение. Задания на умение синтезировать. Задания на опознание. Задания на классификацию. Задания на обобщение. Задания на доказательство. Задания на умение проводить аналогии. Задания на установление причинно-следственных связей.

Слайд 13

Задания на анализ. 1. Изучите теоретический материал по теме «Строение клетки». Заполните таблицу. Часть клетки Описание Функции 2 . Исследуйте природное сообщество парка Кусково. Запишите названия растений и животных. Анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части.

Слайд 14

Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Задания на умение сравнивать. 1. Сравните строение амебы обыкновенной и инфузории-туфельки. 2. Заполните сравнительную таблицу. Растения и животные. Сходства Различия

Слайд 15

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое. Задания на умение синтезировать. О чем идет речь? Фотосинтез, неподвижность, хлоропласты, автотрофы - ? ( растения ) Производители, потребители, разрушители - ? ( биоценоз ) Воздух, вода, свет, температура - ? ( абиотические факторы )

Слайд 16

Задания на классификацию. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ. А – дождевой червь; Б – клевер; В – заяц-беляк; Г – голубь; Д – мукор; Е – бактерии; Ж – волк; З– хламидомонада; И– пшеница Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. 2. Найдите соответствие: А – Неклеточные формы Б – Безъядерные организмы В – Ядерные организмы 1. Простейшие 2.Грибы 3. Бактерии 4. Животные 5. Вирусы 6. Растения 3. Найдите соответствие: организм орган клетка биогеоценоз цветок амеба луг медведь

Слайд 17

Задания на обобщение. Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. 1. Что является лишним в данном перечне: Растения, животные, грибы, водоросли , бактерии. Яблоко , яблоня, осина, береза. 2. В предложенном наборе понятий, выбрать 2 по одному общему признаку. Жаба, тритон , лягушка, квакша, саламандра , лягушка-бык. Стрекоза, тарантул , жук, паук , бабочка, блоха.

Слайд 18

Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями . Задания на умение проводить аналогии. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие. Растение – лист = клетка - ? А – корень Б – пестик В – стебель Г – ядро 2. Нахождение закономерности: Ядро – информация, хлоропласт – фотосинтез, вакуоль -?

Слайд 19

1. В 1771 году английским химиком Джозефом Пристли был осуществлён опыт. Задания на выявление причинно-следственных связей. Почему умерла мышка? Почему мышка, находящаяся под колпаком с растением жива? Что необходимо для горения свечи? Как растение помогло выжить мышке и гореть свече?

Слайд 20

Выводы. Инструментарий для введения ФГОС на уроке биологии создает оптимальные условия для их реализации. КТП с прописанными результатами обучения позволяет четко видеть конечную цель обучения и пути ее достижения. Банк заданий по формированию УУД облегчает работу учителя и обеспечивает деятельностный подход в обучении.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ ГИМНАЗИЯ «ГАММА» № 1404

107014 Б.Оленья д.3

ТЕЛ/ФАКС 8(499) 268-46-86 E-mail: gamma1404@list.ru

________________________________________________________________

Отчёт по теме самообразования

«Создание инструментария для введения ФГОС в 5-х классах на уроках биологии».

Автор проекта

                                                                           учитель   биологии

                                                                                       Зотова С.А.

Москва, 2012-2013 учебный год.

Содержание

  • Паспорт проекта……………………………………………. 3

  • Введение…………………………………………………….. 4-8

  • План работы над проектом ………………………………... 9

  • Выводы……………………………………………………… 10

  • Рабочая программа по биологии……………………………11-22

  • КТП по биологии 5 класс.

  • Карта образования ученика.

  •  Банк типовых дифференцированных заданий

          по биологии…………………………………………………23-30

  • Библиография………………………………………………..31

                                                                                                                                         

Паспорт проекта:

Тема

Создание инструментария для введения ФГОС в 5-х классах на уроках биологии.

Автор

 Зотова С.А. учитель биологии.

Тип проекта

 Практико-ориентированный.

Проблема

Недостаточное количество методического и  дидактического материала для реализации ФГОС в 5-х классах на уроках биологии.

 Гипотез

 Создание инструментария для введения ФГОС на уроке  биологии позволит создать условия для их реализации. 

Цель

Разработать инструментарий для активного введения ФГОС  в 5-х классах на уроках биологии и апробировать его.

Конечный продукт

Рабочая программа.

Календарно - тематическое планирование по биологии.

Карта образования ученика по биологии.

Банк заданий для формирования УУД на уроках биологии в 5 классе.

Объект исследования

ФГОС в 5-х классах на уроках биологии.

Предмет исследования

инструментарий для введения ФГОС в 5-х классах на уроках биологии.

Необходимое оборудование

Компьютер, мультимедиапроектор.

Введение.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, являющийся частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», целями и задачами Федеральной целевой программы развития образования на 2006 2010 гг.

      Отличительной особенностью нового Стандарт является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

   В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Требования к результатам освоения   
основной образовательной программы основного общего образования

 Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

   В структуре основной образовательной программы начального общего образования предусмотрена программа формирования и развития универсальных учебных действий.

Классификация универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделено пять блоков:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) знаково-символический;

5) коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные действия включают общеучебные  и логические универсальные учебные действия. Общеучебные универсальные действия включают:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной). Номенклатура логических действий включает:

сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);

опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);

анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;

синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;

классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

подведение под понятие – распознавание объектов, выделение

существенных признаков и их синтез;

вывод следствий;

установление аналогий.

Знаково-символические универсальные действия, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Это действия:

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);

преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Учителю предстоит организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение школьником основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.

Что же сегодня можно сделать в соответствии с требованиями стандартов нового поколения? Прежде всего, внимательно прочитать требования стандарта, касающиеся формирования УУД и выбрать те, которые являются наиболее доступными для формирования и развития у школьников.

   

 В своей работе в этом учебном году я акцентировала свое внимание на формирование и развитие познавательных УУД и начала создавать банк заданий по биологии для учащихся 5х классов

План работы над проектом.

Период 

(месяцы, триместры) 

Содержание деятельности 

Результаты деятельности 

Сентябрь - октябрь

I триместр

Выбор темы, ознакомление с теорией вопроса. Подбор программы , создание КТП и карты образования ученика.

Сборник материалов по теории вопроса. Рабочая программа, КТП и карта образования по биологии для 5х классов.

Октябрь – декабрь

II-III триместры

Изучение теоретической части. Обзор литературы.  Подбор заданий на формирование различных видов УУД. Апробация методических разработок.

Сбор банка  заданий по формированию УУД.

Январь – февраль

IV триместр

Работа над практической частью проекта. Разработка и апробация заданий по формированию УУД.

Сбор банка  заданий по формированию УУД.

Март – апрель

V-VI триместры

Активное использование заданий на формирование УУД.

Оформление результатов работы.

Банк заданий по УУД.

Апрель – май

VI триместр

Работа над созданием презентации по теме самообразования.

Защита проекта.

Выводы.

  • Инструментарий для введения ФГОС на уроке  биологии создает оптимальные условия для их реализации. 

  • КТП с прописанными результатами обучения позволяет четко видеть конечную цель обучения и пути ее достижения.

  • Банк заданий по формированию УУД облегчает работу учителя и обеспечивает деятельностный подход в обучении.

Рабочая программа

по биологии

ФГОС

БИОЛОГИЯ 5 - 9

Москва

Издательский центр

Вентана-Граф

2012

ББК 74.264.5

Б63

Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко,

О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова

Б63 Биология : 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф,

2012. — 304 с.

ISBN

Пособие содержит программу по биологии, которая лежит

в основе учебников для 5–9 классов, выпускаемых Издательским центром «Вентана-Граф» (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.).

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.).

Адресовано учителям общеобразовательных учреждений.

ББК 74.265.5

ISBN 978-5-360-

© Коллектив авторов, 2012

© Издательский центр Вентана-Граф, 2012

Пояснительная записка

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации  вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

 •социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: •ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

•развитие познавательных мотивов, на правленых на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных

и практических умений;

•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

•формирование у обучающихся познавательной куль туры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о еe cсуществе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны

освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

 формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

 овладение научным подходом к решению различных задач;

 овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

 воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных

аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.

Место курса биологии в базисном учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изуча ется с 5 по 9 классы.

Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является

пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной

дифференциации.

Результаты освоения курса биологии

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных

ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

 

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познава-

тельных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к

живым объектам;

 формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

формирование уважительного отношения к истории, куль туре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного

поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными  результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить

эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

 усвоение системы научных знаний о живой природе ти закономерностях её развития, для формирования современных представлений о

естественнонаучной картине мира;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи

живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

 приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

 формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание курса биологии

Раздел 1

Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии,  с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие

растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные куль туры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние

животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Изучение органов цветкового растения.

Изучение строения позвоночного животного.

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Изучение строения водорослей

Изучение строения мхов (на местных видах).

Изучение строения папоротника (хвоща).

Изучение строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений.

Изучение строения плесневых грибов.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Изучение одноклеточных животных.

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.

Изучения строения моллюсков по влажным препаратам.

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Изучение строения рыб.

Изучения строения птиц.

Изучение строение куриного яйца.

Изучение строения млекопитающих.

Экскурсии

Разнообразие и роль членистоногих в природе.

Разнообразие птиц и млекопитающих.

Раздел 2

Человек и его здоровье

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.

Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы.

Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца.

Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания.

Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система.

Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме.

Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделенной системы.

Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилак тика. ВИЧ — инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие.

Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия  на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная ак тивность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Лабораторные и практические работы

Строение клеток и тканей.

Строение и функции спинного и головного мозга.

Определение гармоничности физического развития.

Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких.

Строение и работа органа зрения.

Экскурсия

Происхождение человека.

Раздел 3

Общие биологические

Закономерности

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов:

неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Лабораторные и практические работы

Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.

Выявление изменчивости у организмов.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Экскурсия

Изучение и описание экосистемы своей местности.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ ГИМНАЗИЯ «ГАММА» № 1404

107014 Б.Оленья д.3

ТЕЛ/ФАКС 8(499) 268-46-86 E-mail: gamma1404@list.ru

________________________________________________________________

Банк заданий для формирования УУД на уроках биологии в 5 классе.

Автор проекта                                                                                                                                                                              учитель биологии    

                                                                                        Зотова С.А.

Москва, 2012-2013 учебный год.

Содержание.

  • Задания на анализ.
  • Задания на сравнение.
  • Задания на умение синтезировать.
  • Задания на опознание.
  • Задания на классификацию.
  • Задания на обобщение.
  • Задания на доказательство.
  • Задания на умение проводить аналогии.
  • Задания на установление причинно-следственных связей.

Задания на анализ.

Анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части.

  1. Изучите теоретический материал по теме «Строение клетки». Заполните таблицу.

Часть клетки

Описание

Функции

2. Исследуйте природное сообщество парка Кусково. Запишите  названия растений и животных.

Задания на умение сравнивать.

Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).

1.  Сравните строение амебы обыкновенной и инфузории-туфельки.

http://chemistry-chemists.com/N5_2011/L1/amoeba-proteus.jpg   http://www.petushok.info/old_site/sites/default/files/images/Paramecium%20caudatum.jpg

2. Заполните сравнительную таблицу.

Растения и животные.

Сходства

Различия

Задания на умение синтезировать.

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

  1. О чем идет речь?

Фотосинтез, неподвижность, хлоропласты, автотрофы - ? (растения)

Производители, потребители, разрушители - ? (биоценоз)

Воздух, вода, свет, температура - ? (абиотические факторы)

  1. Рассмотрите рисунок,  какой процесс жизнедеятельности растения изображен на нем?

                                                                     

           

  1. Кому принадлежат данные признаки?

А. Одежда из шкур, охота , оледенение, мамонт.

Б. Развитая речь, наскальные рисунки, одомашнивание животных.

Задания на классификацию.

Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

  1. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ.

А – дождевой червь;       Б – клевер;        В – заяц-беляк;      Г – голубь;

Д – мукор;      Е – бактерии;     Ж – волк;    З– хламидомонада;     И– пшеница

2. Найдите соответствие:

А – Неклеточные формы

Б – Безъядерные организмы

В – Ядерные организмы    

                 

1. Простейшие     2.Грибы  

3. Бактерии           4. Животные

5. Вирусы             6. Растения

3. Найдите соответствие:

цветок      организм

амеба        орган

луг            клетка

медведь   биогеоценоз

Задание на опознавание.

  1. Подпишите части растительной клетки.

Задания на обобщение.

Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.

1. Что является лишним в данном перечне:

Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии.

 Яблоко, яблоня, осина, береза.

2. В предложенном наборе понятий, выбрать 2 по одному общему признаку.

Жаба, тритон, лягушка, квакша, саламандра, лягушка-бык. Стрекоза, тарантул, жук, паук, бабочка, блоха.

Задания на умение проводить аналогии.

Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями.

  1. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.

Растение – лист = клетка - ?

 А – корень   Б – пестик    В – стебель    Г – ядро

2. Нахождение закономерности:

Ядро – информация, хлоропласт – фотосинтез, вакуоль -?

Задания на выявление причинно-следственных связей.

1. В 1771 году английским химиком Джозефом Пристли был осуществлён опыт.

  1. Почему умерла мышка?
  2. Почему мышка, находящаяся под колпаком с растением жива?
  3. Что необходимо для горения свечи?
  4. Как растение помогло выжить мышке и гореть свече?

http://festival.1september.ru/articles/100478/img1.jpg

Библиография.

  1. Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9. – М.,»Просвещение» 2011.

  1. http://standart.edu.ru/

  1. О.А. Панкратова  пособие для учителя «ФГОС ООО: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии».

 П-К, 2012 г



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по биологии, 5 класс, (34часа)

РАЗДЕЛ/

Тема урока

Тип и форма урока

Виды деятельности на уроке

Форма контроля

Область взаимодействия

Ожидаемые  результаты

Виды и

формы

внеурочной

деятельности

личностные

предметные

метапредметные

Биология – наука о живом мире. Многообразие организмов.

10 час.

*Урок изучения нового учебного материала.

*Комбинированный урок.

*Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

*Урок обобщения и систематизации знаний.

*Урок контроля знаний и умений.

познавательная

аналитическая

сравнительно-аналитическая

практическая

наблюдение

устный опрос

тест

сообщение

творческая работа

контрольная работа

ATL

ENV

Какую роль в природе и жизни человека играют бактерии, растения, животные, грибы и лишайники?

*Познавательный интерес и мотивация, направленная на изучение живой природы.

*Осознание неоднозначности роли организмов в окружающей среде.

*Формирование бережного отношения к окружающей среде.

*Формирование бережного отношения к своему здоровью.

Знания

* признаков живых организмов

*биологических наук и их задач

*характерных признаков бактерий, растений, животных, грибов и лишайников

*представителей разных царств живой природы

*роли  выше перечисленных организмов в природе и жизни человека.

Умения

*выделять существенные признаки …

*сравнивать …

*узнавать на рис. и фото …

*объяснять роль в природе и жизни человека …

… -представителей разных царств живой природы

* выполнять творческие работы и сообщения  по инструкции

*Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

*Умение работать с источниками информации: находить, выделять главное.

*Публичное выступление.

*Умения классифицировать, наблюдать.

*Умения работать в группе, распределять обязанности, уважать точку зрения товарищей.

*Умение работать индивидуально по алгоритму.

Деловая игра «Суд над бактерией».

Экскурсия «Осенние явления в природе».

1. Наука о живой природе.

Урок изучения нового учебного материала.

Эвристическая беседа.

аналитическая

познавательная

-

ENV

Как отличить живое от неживого?

Познавательный интерес и мотивация, направленная на изучение живой природы.

Выделение существенных признаков живых организмов.

Выявление роли биологии как науки.

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

2.Многообразие организмов. Царство Бактерии.

Комбинированный урок.

Лекция + эвристическая беседа.

аналитическая

познавательная

Устный опрос.

ENV

Окружающий мир только такой, каким мы его видим?

Познавательный интерес и мотивация, направленная на изучение живой природы.

Выделение отличительных признаков бактерий.

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

3. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Семинар.

аналитическая

познавательная

Выступление с докладом.

ENV

Бактерии – кто они, враги или друзья?

Осознание неоднозначности роли организмов в окружающей среде.

Объяснение роли бактерий в природе и жизни человека.

Умение работать с источниками информации: находить, выделять главное.

Публичное выступление.

Деловая игра «Суд над бактерией».

4. Царство Растения. Признаки растений.

Комбинированный урок.

эвристическая беседа

сравнительно-аналитическая, познавательная

Самостоятельная письменная работа.

ENV

В чем заключается уникальность растений?

Формирование интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать.

Выделение отличительных признаков растений.

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

5. Многообразие растений, их роль в природе и жизни человека.

Комбинированный урок.

эвристическая беседа

аналитическая

познавательная

Тест.

ENV

Какие изменения произойдут на Земле, если исчезнут все растения?

Осознание уникальности и необходимости на Земле разных организмов на примере растений.

Знание основных групп растений.

Объяснение роли растений в природе и жизни человека.

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Умение структурировать материал.

6. Царство Животные. Признаки животных, их роль в природе и жизни человека.

Комбинированный урок.

эвристическая беседа

сравнительно-аналитическая, познавательная

Тест

Творческая работа

ENV

Почему животные, в отличие от растений, вынуждены передвигаться в пространстве?

Осознание уникальности и необходимости на Земле разных организмов на примере животных. Формирование бережного отношения к окружающей среде.

Представление о разнообразии животных. Знание характерных признаков животных. Объяснение их роли в природе и жизни человека.

Умения классифицировать, наблюдать, Использовать дополнительные источники информации.

7. Царство Грибы. Признаки грибов, многообразие, роль в природе и жизни человека.

Комбинированный урок.

эвристическая беседа

сравнительно-аналитическая, познавательная

Устный опрос

ENV

Какие признаки животных и растений можно выявить у грибов?

Осознание уникальности и необходимости на Земле разных организмов на примере грибов.

Формирование бережного отношения к своему здоровью.

Представление о разнообразии грибов. Знание характерных признаков грибов. Объяснение их роли в природе и жизни человека.

Знание несъедобных и ядовитых грибов, правил сбора грибов.

Умения классифицировать, наблюдать, использовать дополнительные источники информации

8. Лишайники.

Комбинированный урок.

эвристическая беседа

сравнительно-аналитическая, познавательная

Тест

ENV

Почему лишайники могут расти на голых камнях?

Осознание уникальности и необходимости на Земле разных организмов на примере лишайников. Формирование бережного отношения к окружающей среде.

Представление о разнообразии лишайников. Знание характерных признаков лишайников. Объяснение их роли в природе и жизни человека.

Умения наблюдать, анализировать. Сравнивать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.

9. Обобщение и систематизация знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Деловая командная игра.

исследование, наблюдение, практическая и аналитическая

Устные ответы, тест, письменные работы (в ходе игры)

ENV

В чем сходство и различие между бактериями, растениями, животными и грибами?

Осознание уникальности и необходимости на Земле разных организмов.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Знание характерных признаков представителей разных царств живой природы, их роли в природе и жизни человека.

Умения работать в группе, распределять обязанности, уважать точку зрения товарищей, аргументировать свой ответ.

10. КР №1 «Биология – наука о живом мире. Многообразие организмов».

Урок контроля знаний и умений.

аналитическая

Контрольная работа

ATL

Какие знания я приобрел за 1 и 2 триместр?

Сформированность интеллектуальных умений.

См. выше.

Умение работать индивидуально, анализировать и оценивать информацию.

Методы изучения живого.

9час.

Урок изучения нового учебного материала.

*Комбинированный урок.

*Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

*Урок обобщения и систематизации знаний.

*Урок контроля знаний и умений.

познавательная

аналитическая

сравнительно-аналитическая

практическая

наблюдение

устный опрос

тест

сообщение

творческая работа

контрольная работа

HF

Как люди изучают природу?

*Познавательный интерес и мотивация, направленная на изучение живой природы.

Осознание сложности устройства живых организмов и формирование бережного отношения к природе.

Развитие уважительного отношения к науке, ученым.

Знания

* методов изучения живых организмов

*устройства и принципа работы микроскопа

*правила проведения и оформления ЛР

*строения клетки животного и растения, функции ее частей

*о строении биологической ткани

*видах тканей животных и растений

*об органических и неорганических веществах клетки

*о процессах жизнедеятельности клетки

*об органах растения

 Умения

*различать и использовать методы изучения природы *работать с микроскопом

*проводить и оформлять ЛР

*распознавать на рисунках части клетки

*различать клетки животных и растений

*выявлять функции тканей животных и растений

 * выполнять творческие работы и сообщения  по инструкции

Умение работать по алгоритму.

Умения работать в группе, распределять обязанности, уважать точку зрения товарищей, аргументировать свой ответ.

Навыки исследовательской деятельности, посредством использования ЛО;

Умение работать индивидуально, анализировать и оценивать информацию.

дд

11.Методы изучения природы.

Комбинированный урок.

Практическая работа по формированию исследовательских навыков.

исследование, наблюдение, практическая и аналитическая

Отчет о результатах исследовательской работы «Выращивание плесени».

HF

Как люди изучают природу?

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Умение осуществлять контроль своей деятельности.

Знания методов изучения природы.

Умения наблюдать, описывать, сравнивать, измерять, проводить опыт (по алгоритму).

Умение работать по алгоритму.

Умения работать в группе, распределять обязанности, уважать точку зрения товарищей, аргументировать свой ответ.

12. Увеличительные приборы.

ЛР №1

«Изучение строения увеличительных приборов».

исследование, наблюдение, практическая и аналитическая.

HF

Как увидеть невидимое?

Умение осуществлять контроль своей деятельности.

Познавательный интерес и мотивация, направленная на изучение живой природы

Знание строения и правил работы с микроскопом, правила техники безопастности при проведении ЛР.

Умение работать по алгоритму.

Умение работать индивидуально, анализировать и оценивать информацию.

13. Строение клетки.

Урок изучения нового учебного материала.

сравнительно-аналитическая, познавательная

Письменная самостоятельная работа.

ENV

Как устроена клетка?

Осознание сложности устройства живых организмов и формирование бережного отношения к природе.

Знание строения клетки животного и растения.

Работа с учебным рисунком, таблицей.

14. Строение клетки.

ЛР №2

«Знакомство с клетками растений».

исследование, наблюдение, практическая и аналитическая.

Отчет о выполнении ЛР.

ENV

Как устроена клетка?

Осознание сложности устройства живых организмов. Развитие уважительного отношения к науке, ученым.

Умение работать с микроскопом, правила проведения и оформления ЛР.

Знание строения клетки животного и растения.

Навыки исследовательской деятельности, посредством использования ЛО;

Навыки работы по алгоритму.

15. Ткани организмов.

Урок изучения нового учебного материала.

сравнительно-аналитическая, познавательная

Тест «Клетка».

ENV            

Как устроен организм?

Развитие  познавательного интереса, направленного на изучение живой природы.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Знания о строении биологической ткани, разнообразии и особенностях тканей животных и растений.

Умения наблюдать, анализировать, сравнивать. Умения работать с текстом и таблицей.

16.Химический состав клетки.

Урок изучения нового учебного материала.

исследование, наблюдение, практическая и аналитическая

Устный опрос по теме «Ткани».

ENV            

 Из чего состоит организм?

Развитие  познавательного интереса, направленного на изучение живой природы.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Знания о химическом составе клетки и организма.

Навыки исследовательской деятельности, посредством проведения опытов;

Навыки работы по алгоритму.

17.Процессы жизнедеятельности клетки.

Урок изучения нового учебного материала.

аналитическая, познавательная

Письменная работа «Ткани. Вещества клетки».

HSE

Как живет клетка.

Развитие  познавательного интереса, направленного на изучение живой природы.

Осознание сложности устройства функционирования организмов и формирование бережного отношения к живому.

Знание процессов жизнедеятельности клетки и роли в них разных органоидов.

Умение работать с текстом: выявлять главное, отвечать на вопросы к тексту.

18.Органы.

ЛР №3.

«Изучение органов цветкового растения».

исследование, наблюдение, практическая и аналитическая

Отчет о выполнении ЛР.

ENV          

  Из чего состоит организм?

Развитие  познавательного интереса, направленного на изучение живой природы.

Знания об органах растения.

Навыки исследовательской деятельности, посредством использования ЛО;

Навыки работы по алгоритму.

19.КР №2 «Методы изучения живого».

Урок контроля знаний и умений.

аналитическая

Контрольная работа

ATL

Какие знания я приобрел за 3 и 4 триместр?

Сформированность интеллектуальных умений.

СМ. выше.

Умение работать индивидуально, анализировать и оценивать информацию.

Жизнь организмов на планете Земля.

9 час.

Урок изучения нового учебного материала.

Комбинированный урок.

Урок-экскурсия

Урок – деловая командная игра.

Урок контроля знаний и умений.

Познавательная, аналитическая, игровая, наблюдение

Устный опрос,

Самостоятельные работы, творческие работы, контрольная работа.

ENV

Как организмы приспособлены к жизни в окружающей среде?

Формирование основ экологической культуры.

Познавательный интерес и мотивация, направленная на изучение живой природы.

Широкий кругозор, осознание необъятности и многогранности природы Земли, важности сохранения ее биоразнообразия.  Ответственное отношение к труду в коллективе.

Знания.

*среды жизни, их особенности и представители

*экологические факторы среды

*приспособления организмов к жизни в окружающей среде

*функциональные группы природного сообщества и их роль

*природные зоны России, их климатические особенности и основных представителей фауны и флоры

*представителей фауны и флоры разных материков

*представителей флоры и фауны морей и океанов

Умения.

*характеризовать среды жизни

* классифицировать экологические факторы

*выявлять приспособления организмов к среде обитания

*составлять пищевые цепи

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

*Умение работать с источниками информации: находить, выделять главное.

*Публичное выступление.

*Умения классифицировать, наблюдать.

*Умения работать в группе, распределять обязанности, уважать точку зрения товарищей.

*Умение работать индивидуально по алгоритму

20.Среды жизни планеты «Земля».

Урок изучения нового учебного материала.

аналитическая, познавательная

Устный опрос

ENV

Где живут разные организмы?

Формирование основ экологической культуры.

Знания об особенностях наземно-воздушной, водной, почвенной и организменной средах жизни и ее обитателях.

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

21.Экологические факторы среды.

Комбинированный урок.

аналитическая, познавательная

тест

ENV

Как среда воздействует на организмы?

Формирование основ экологической культуры.

Знания о группах экологических факторов, их воздействии на организмы.

Умения классифицировать, наблюдать. Устанавливать причинно-следственные связи.

22.Приспособления организмов к жизни в природе.

Комбинированный урок.

аналитическая, познавательная, исследование, наблюдение

Мини сообщение

ENV

Как организмы приспособлены к жизни в окружающей среде?

Формирование основ экологической культуры.

Умения выявлять приспособления к жизни в окружающей среду у разных организмов.

Умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

23.Природные сообщества.

Урок-экскурсия.

аналитическая, познавательная, исследование

ENV

Почему организмы живут группами – сообществами?

Формирование основ экологической культуры.

Знания о круговороте веществ в природе и участии в нем функциональных групп живых организмов. Роль производителей, потребителей и разрушителей. Понятие о пищевых цепях, природном сообществе.

Умение наблюдать, анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

24.Природные зоны России.

Урок изучения нового учебного материала.

аналитическая, познавательная, исследование

ENV

Каковы особенности живой и неживой природы тундры и тайги?

Познавательный интерес и мотивация, направленная на изучение живой природы. Формирование широкого кругозора, осознание необъятности и многогранности природы нашей Родины.

Знание климатических особенностей и представителей флоры и фауны тундры и тайги. Умения выявлять черты приспособленности организмов  к жизни в данных природных зонах.

Умение анализировать, сравнивать, обощать, систематизировать, работа с таблицей.

25. Природные зоны России.

Комбинированный урок.

аналитическая, познавательная, исследование

ENV

Каковы особенности живой и неживой природы широколиственных лесов и степей?

Познавательный интерес и мотивация, направленная на изучение живой природы. Формирование широкого кругозора, осознание необъятности и многогранности природы нашей Родины.

Знание климатических особенностей и представителей флоры и фауны широколиственных лесов и степи. Умения выявлять черты приспособленности организмов к жизни в данных природных зонах.

Умение анализировать, сравнивать, обощать, систематизировать, работа с таблицей.

26. Жизнь организмов на разных материках.

Урок – деловая командная игра.

аналитическая, познавательная, исследование

Индивидуальные задания

ENV

Каковы особенности живого мира на разных материках?

 Широкий кругозор, осознание необъятности и многогранности природы Земли, важности сохранения ее биоразнообразия.  Ответственное отношение к труду в коллективе.

Знание представителей флоры и фауны разных материков.

Умения работать в группе, распределять обязанности, уважать точку зрения товарищей.

Умение работать с источниками информации: находить, выделять главное.

27.Жизнь организмов на разных материках.

Урок – деловая командная игра

аналитическая, познавательная, исследование

Индивидуальные опережающие ДЗ

ENV

Каковы особенности живого мира на разных материках?

 Широкий кругозор, осознание необъятности и многогранности природы Земли, важности сохранения ее биоразнообразия. Ответственное отношение к труду в коллективе.

Знание представителей флоры и фауны разных материков.

Умения работать в группе, распределять обязанности, уважать точку зрения товарищей.

Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

28. Жизнь организмов в морях и океанах..

Комбинированный урок.

аналитическая, познавательная, исследование

Письменные и устные задания в ходе игры

ENV

Кого можно встретить в морях и океанах?

Широкий кругозор, осознание необъятности и многогранности природы Земли, важности сохранения ее биоразнообразия.

Знание представителей морей и океанов. Выявление особенностей морских организмов, живущих в разных частях океанов и морей.

Умение анализировать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи.

29.КР №3 «Жизнь организмов на планете Земля»

Урок контроля знаний и умений.

аналитическая

Контрольная работа

Сформированность интеллектуальных умений.

Человек на планете Земля.

5 час.

Аналитическая, познавательная. Исследование, наблюдение

Устный опрос

CS

Какова роль человека на Земле?

Научное мировоззрение о появлении и развитии человека на Земле.

Осознание себя частью общества. Уважение к людям.

Осознание влияния человеческого общества на природу.

Осознание важности сохранения природы. Личная ответственность за сохранность природы.

Знания.

Как и где появился человек.

Характерные особенности жизни австралопитека, человека умелого, неандертальца и кроманьонца. Особенности современного человека.

Примеры воздействия человека на природу на разных этапах развития. Примеры отрицательного воздействия человека на природу. Животных, истребленных человеком. Меры охраны природы.

Обязанности человека перед природой. Меры по сохранению биоразнообразия на Земле.

 Умения.

Выявлять примеры положительного и отрицательного воздействия человека наприроду

Умение анализировать, систематизировать. Работа с таблицей.

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

*Умение работать с источниками информации: находить, выделять главное.

30.Как появился человек на Земле.

Урок изучения нового учебного материала.

аналитическая, познавательная

Устный опрос.

тест

HSE

Может ли человек выжить без общества?

Научное мировоззрение о появлении и развитии человека на Земле.

Осознание себя частью общества. Уважение к людям.

Как и где появился человек.

Характерные особенности жизни австралопитека, человека умелого, неандертальца и кроманьонца. Особенности современного человека.

Умение выявлять в окружающей среде примеры отрицательного и положительного влияния человека на природу.

Умение анализировать, систематизировать. Работа с таблицей.

31.Как человек изменял природу.

Урок – дисскусия.

Аналитическая, исследование

тест

HF

Как человек изменял природу?

Осознание влияния человеческого общества на природу.

Примеры воздействия человека на природу на разных этапах развития.

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

*Умение работать с источниками информации: находить, выделять главное.

32.Важность охраны живого мира планеты.

Семинар.

Аналитическая, исследование

Устный опрос

CS

Как сохранить живую природу?

Осознание важности сохранения природы. Личная ответственность за сохранность природы.

Примеры отрицательного воздействия человека на природу. Животных, истребленных человеком. Меры охраны природы.

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

*Умение работать с источниками информации: находить, выделять главное.

33.Сохраним богатство живого.

Урок – обощение.

Аналитическая, познавательная

Устный опрос

CS

Как сохранить живую природу?

Осознание важности сохранения природы. Личная ответственность за сохранность природы.

Обязанности человека перед природой. Меры по сохранению биоразнообразия на Земле?

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

*Умение работать с источниками информации: находить, выделять главное.

34.Экскурсия

Урок – экскурссия.

наблюдение

ENV

Что мы знаем о мире в котором живем?

Осознание красоты и гармонии природы.

Умение выявлять в окружающей среде примеры отрицательного и положительного влияния человека на природу.

Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

                   Утверждаю:                                                       Согласовано:                                                         Рассмотрено:

       Директор гимназии «Гамма» № 1404                                    Зам. Директора по УВР                                            на заседании М/О

____________________                                             ___________________                                        ________________________

«___» _____________________2012г.                    «___» ____________________2012г.                         «___» ___________________2012г.

Календарно-тематическое планирование

уроков биологии

Классы:    5 А, Б 

Учитель:     Зотова С.А.

Количество часов на год:   34, в неделю: 1.

Планирование составлено на основе программы    И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В.Симонова «Биология 5 -9 классы. Живые организмы».

Учебник: И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой «Биология 5 класс» Вентана-Граф 2012

Дополнительная литература:  «Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники.» методическое пособие И.Н. Пономарева, В.С.Кучменко, Л.В. Симонова, «Вентана – Граф»  2007 год, «Биология: формы и уровни жизни» Б.М.Медников, «Просвещение» 1994; «Я иду на урок. Биология 6» книга для учителя, изд. «1 сентября» 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Создание новой информационной среды саморазвития.Применение Электронного образовательного комплекса "Живой урок"

Мир постепенно становится «цифровым». Переход к информационному обществу, повлекший за собой изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость и непрерывность образования, ин...

Проект «Создание новой информационной среды саморазвития.Применение Электронного образовательного комплекса "Живой урок"»

Актуальностьпроекта заключается  в  формировании ИКТ-компетентностей  обучающихся, ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, реше...

Организация познавательной деятельности в условиях введения ФГОС (математика 5-6 классы)

Сегодня остро встал вопрос о развитии самостоятельности и творческой активности учащихся на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода, подготовки и проведения различных видов в...

Статья " Введение ФГОС.Использование технологии критического мышления на уроках русского языка"

Статья содержит теоретический и практический материал из опыта работы....

Технологическая карта урока информатики в рамках введения ФГОС. Информационное моделирование. 6 класс

В данной технологической карте подробно описаны все этапы урока, цели этапов, деятельность учителя и учащихся, УУД каждого этапа. К уроку подготовлена презентация и раздаточный материал....

Творческий проект по физической культуре по ФГОС второго поколения План-конспект проведения урока в разделе Гимнастика по теме: «Кувырок вперед, назад»

Совершенствовать строевые упражнения и навык выполнения акробатических элементов. Задачи урока: Повторить строевые упражнения, кувырки вперед и назад. Развивать ловкость, гибкость,...