Валеологические исследования младших школьников
статья по теме

Юлия Владимировна Ещенко

Работа учителей прдеметников в рамках педагогического сотрудничества с учителями и учиниками начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Валеологические исследования младших школьников

Ни для кого не секрет, что переход учащихся из начальной школы в основную всегда сложен. Сопровождается этот переходный период беспокойством учащихся, их родителей, и конечно же, учителей как начальной школы, так и среднего звена. На мой взгляд, проблема преемственности возникает по нескольким причинам. Во_первых, это недостаточно плавное, даже скачкообразное, изменение методов и содержания обучения, которое при переходе в основную, а затем в среднюю (полную) школу приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся, приводящих к формированию синдрома неудачника. Во_вторых, обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня. Однако это не значит, что выпускники начальной школы не имеют должных знаний и сформированных умений и навыков. Зачастую бывшие четвероклашки, обладают обширным кругозором, достаточно высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, у подавляющего большинства сформированы (соотвественно возрасту) основные ключевые компетенции, но компетентностыми в той или иной сфере они не являются. К сожалению, эти  проблемы значительно чаще обсуждается, нежели решаются. Ведь на пути её решения стоят объективные сложности: разные педагоги работают на разных ступенях школы, у них разный уровень образования, опыт, сложившиеся традиции организации и управления.

Однако шанс на коренное исправление ситуации появляется в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта, который существенно расширяет представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личности обучающихся, а под новым образовательным результатом понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности школьников – гражданская позиция, уровень социализации, система ценностных отношений и ориентировок – то есть, личностные качества и метапредметные результаты (универсальные учебные действия, общеучебные умения).  

Проще говоря, школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых будет зависеть от уровня  сформированности универсальных учебных действий (УУД).

Предстоящий переход на стандарты второго поколения заставляет учителей основной ступени образования   задуматься над особенностями и подходами развития  УУД,  сформированных в начальной школе, на основе которых им придется перейти к формированию ключевых компетенций и компетентностей выпускника средней школы.  Смогут ли  педагогические технологии, применяемые в настоящее время учителями обеспечить этот процесс развития.  

В основной школе я преподаю предметы естественно-научного цикла  и на практике применяю интеграцию ИКТ и проектно-исследовательского  обучения. Считаю, что использование этих технологий, предполагающих самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было будет способствовать формированию и развитию УУД, в том числе и личностных, которые  будут отражать систему ценностных ориентаций школьника, среди которых немаловажную роль играет  отношение к своему здоровью и  здоровью окружающих как жизненно важной ценности.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. К таким проектам на мой взгляд будут относится в первую очередь проекты валеологической направленности нацеленные на овладение знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье; формирование потребности применять эти знания в жизни, проявление заботы о своём здоровье и здоровье окружающих. 

В качестве примера валеологического исследования младшего школьника я хочу продемонстрировать проект, выполненный ученицей (на тот момент) 3 класса Ещенко Полиной «Чем полезно молоко».

1 этап. Определение темы. Любое исследование начинается с выбора темы, которая в свою очередь,  основывается на значимой  для ребёнка проблемы.

Полина знает с детства, что молоко полезно (данность, факт), так как это утверждают родители, бабушки и дедушки, учитель, слышала песенку «Пейте дети молоко – будете здоровы». Она, как послушный ребёнок старается следовать советам взрослых и пьёт молоко каждый день.

А вот однажды, вернулась домой из школы. И как обычно заглянула на кухню, а там уж и в холодильник. К её удивлению в холодильнике оказалось  три пакета молока разных торговых марок. С таким же выбором люди сталкиваются очень часто, например,  покупая молоко в магазине. Это неудивительно  ведь молоко является третьим по потреблению продуктом в нашей стране. Передо ней встал вопрос: какое же выбрать?  Более вкусное, а может быть более полезное? Ведь она не раз слышала от тех же взрослых, что вкусное не всегда полезно. Да и по своему опыту она знает, чаще всего,  к сожалению то, что не вкусно, то и полезно.  А так ли  полезно молоко, как утверждают взрослые? От чего зависит вкус и польза молока? И можно ли в домашних условиях определить качество молока?

И чтобы ответить на все многочисленные почему ребёнок решает провести собственное исследование.

Это всего лишь первый этап проекта, а как много УУД можно сформировать уже на этом этапе.

Личностные УУД:

  • формируется мотивационная основа деятельности.

Регулятивные УУД:

  • проявление познавательной инициативы.

Познавательные УУД:

  • построение логического рассуждения.

2 этап.  Постановка цели и задач, определение источников информации и методов исследования (с помощью учителя).

 Цель моего исследования заключается в изучении состава молока и выявлении его полезных свойств, влияющих  на  здоровье  человека.

Задачи исследования:

  • изучить литературу по данной теме и найти информацию о полезных свойствах молока;
  • выяснить  мнение одноклассников о свойствах молока и их отношение к употреблению молока;
  • исследовать  состав молока и определить его качество;
  • ознакомить одноклассников с результатами исследования в целях пропаганды здорового образа жизни;
  • составить рекомендации по правильному употреблению молока.

Мною были использованы следующие методы исследования:

  • анализ литературы и поиск информации  в сети Интернет;
  • анкетирование;
  • наблюдение и эксперимент.

Этап целеполагания достаточно труден для самостоятельного прохождения ребёнком, огромную роль играет помощь учителя, но в то же время он работает на ребенка, на формирование каких УУД он направлен.

Личностные УУД:

  • освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные УУД:

  • проявление инициативы, целеполагание, планирование деятельности.

Познавательные УУД:

  • построение логического рассуждения, осознание задач, выбор методов деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • формулирование собственных мыслей, вступать в учебный диалог с учителем, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

3 этап. Основной этап. Собственно исследование.

Анкетирование. Прежде чем приступать к изучению литературных источников, девочка решает использовать в качестве источника информации своих одноклассников и ребят других классов начальной школы. Для этого ею была разработана анкета с вопросами, позволяющими выяснить знания других детей о свойствах и пользе молока, частоте его потребления и предпочтении тех или иных торговых марок.  Обработав результаты анкеты, она обнаружила что, несмотря на то, что большинство ребят любят молоко и пьют его каждый день, очень мало знают о его пользе. А лидерами опроса стали две торговые марки молока: молоко «Простоквашино» компании  Юнимилк 3,2 % жирности (набрало 15 голосов) и молоко компании  Вим- биль-дан  «Веселый молочник» 3,2% жирности (10  голосов). Таким образом и определились объекты исследования.

На этом этапе проекта на первый план выходят:

Коммуникативные УУД:

  • формулирование собственных мыслей, вступать в учебный диалог не только с учителем, но и другими детьми, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Познавательные УУД:

  • построение логического рассуждения при составлении анкеты, осознание задач, выбор методов деятельности.

Анализ литературы. История употребления молока → Состав молока → Полезные свойства → Вывод: Изучив состав молока и его ценные свойства, я поняла, что молоко не напиток – это пища. Здоровая, полезная и питательная.   → Поставил новый вопрос, возникший перед ребёнком уже в ходе исследования: есть ли какие-либо рекомендации по употреблению молока (когда, сколько, ограничения по здоровью), если их не существует, то необходимо их разработать!

На этом этапе мы формируем и развиваем все виды УУД.

Личностные УУД:

  • освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе, положительное отношение к познавательной деятельности → возникает желание получить новые знания,  осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.

Регулятивные УУД:

  • планирование деятельности, самоконтроль, самооценка и коррекция деятельности целеполагание.

Познавательные УУД:

  • осознание познавательной задачи; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

  • формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения, выстраивание диалога с учителем.

Сформулированный ребенком вывод о том,  что молоко – это пища привел к собственно экспериментальной части исследования. А,  как известно, польза любой пищи зависит и от ее качества. Качество молока можно определить по его по внешним показателям.  Для этого используя известные методики я провела анализ популярных марок молока – Простоквашино и Веселый молочник, в качестве эталона  было использовано  цельное домашнее молоко с фермы села Турнаево Болотнинского района. Результаты представленные  в таблице,  позволили мне сделать следующие выводы:

  1. Исследованные мною  образцы молока показали, что они соответствуют стандартам  качества, которые предъявляются к молоку.
  2. Молоко российских производителей  не сильно отличаются по показателям от цельного домашнего молока. Незначительное содержание крахмала допускается в пакетированном молоке (молоко Веселый молочник). Его добавляют для создания консистенции продукта.
  3. Если у вас нет возможности пить цельное домашнее молоко, вы смело можете употреблять молоко, которое продается в магазине.
  4. Мною был решен тот интригующий вопрос «Какое молоко употребить?». Я останавливаю свой выбор на магазинном молоке, так как на практике  убедилась в его отличных показателях по всем параметрам качества.  Но это мой выбор, теперь дело за вами.

Все УУД.

4 этап. Защита проекта.

  • адекватная самооценка, сравнение себя с другими
  • чувство гордости, радости от узнавания нового, от внешней оценки результатов своей деятельности;
  • позитивное отношение к себе
  • положительное отношение к познавательной деятельности
  • мотивация
  • позиция положительного отношения к школе

Выполняя валеологические проекты, ребенок делает маленькие шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здоровьетворческой деятельности. Универсальные учебные действия, которые формируются через проектно – исследовательскую деятельность выступают как цель, результат и одновременно как  средство специально организованной учебной деятельности детей.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валеологическое исследование младшего школьника Ещенко Юлия Владимировна учитель химии и биологии МБОУ СОШ №84 г. Новосибирска

Слайд 2

Проблема преемственности Изменение методов и содержания обучения Отсутствие готовности к обучению на более сложном уровне. Есть компетенции, но нет компетентности

Слайд 3

Решение проблемы - ФГОС НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Слайд 4

Цель образования Общекультурное , личностное и познавательное развитие учащихся. Образовательный результат Личностные качества; Метапредметные результаты (УУД/ компетентности); Познавательные (учебные) результаты.

Слайд 5

Выбор педагогических технологий, форм и методов обучения. ИКТ Проектно-исследовательское обучение УУД ↓ Компетенции и компетентности

Слайд 6

Проекты валеологической направленности нацелены на: овладение знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье; формирование потребности применять эти знания в жизни; проявление заботы о своём здоровье и здоровье окружающих людей. КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Слайд 7

Валеологическое исследование младшего школьника ЧЕМ ПОЛЕЗНО МОЛОКО

Слайд 8

I этап. Определение темы ПРОБЛЕМА Как сделать выбор? Более вкусное, а может быть более полезное? Ведь она не раз слышала от тех же взрослых, что вкусное не всегда полезно. Да и по своему опыту она знает, чаще всего, к сожалению то, что не вкусно, то и полезно. А так ли полезно молоко, как утверждают взрослые? От чего зависит вкус и польза молока? И можно ли в домашних условиях определить качество молока?

Слайд 9

Личностные УУД: формирование мотивационной основы деятельности. Регулятивные УУД: проявление познавательной инициативы. Познавательные УУД: построение логического рассуждения.

Слайд 10

II этап. Постановка цели и задач ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение состава молока и выявление его полезных свойств, влияющих на здоровье человека. ЗАДАЧИ: изучить литературу по данной теме и найти информацию о полезных свойствах молока; выяснить мнение одноклассников о свойствах молока и их отношение к употреблению молока; исследовать состав молока и определить его качество; ознакомить одноклассников с результатами исследования в целях пропаганды здорового образа жизни; составить рекомендации по правильному потреблению молока.

Слайд 11

Личностные УУД: освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе. Регулятивные УУД: проявление инициативы, целеполагание , планирование деятельности. Познавательные УУД: построение логического рассуждения, осознание задач, выбор методов деятельности. Коммуникативные УУД: формулирование собственных мыслей, вступать в учебный диалог с учителем, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Слайд 12

III этап. Исследование А НКЕТИРОВАНИЕ

Слайд 13

Коммуникативные УУД: формулирование собственных мыслей, вступать в учебный диалог не только с учителем, но и другими детьми, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Познавательные УУД: построение логического рассуждения при составлении анкеты, осознание задач, выбор методов деятельности.

Слайд 14

III этап. Исследование АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ Вывод: молоко не напиток – это пища. Здоровая, полезная и питательная.

Слайд 15

Личностные УУД: освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе → возникает желание получить новые знания, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению. Регулятивные УУД: планирование деятельности, самоконтроль, самооценка и коррекция деятельности целеполагание . Познавательные УУД: осознание познавательной задачи; работа с информацией, использование знаково-символичных средств для решения различных учебных задач; осуществление логических операций для решения учебных задач. Коммуникативные УУД: формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения, выстраивание диалога с учителем.

Слайд 16

III этап. Исследование Эксперимент Польза любой пищи зависит не только от её состава, но и от её качества. Качество молока можно определить по его внешним показателям, используя известные методики.

Слайд 17

III этап. Исследование Выводы: 1. Исследованные мною образцы молока показали, что они соответствуют стандартам качества, которые предъявляются к молоку. 2. Молоко российских производителей не сильно отличаются по показателям от цельного домашнего молока. Незначительное содержание крахмала допускается в пакетированном молоке (молоко Веселый молочник). Его добавляют для создания консистенции продукта. 3. Если у вас нет возможности пить цельное домашнее молоко, вы смело можете употреблять молоко, которое продается в магазине. 4. Мною был решен тот интригующий вопрос «Какое молоко употребить?». Я останавливаю свой выбор на магазинном молоке, так как на практике убедилась в его отличных показателях по всем параметрам качества. Но это мой выбор, теперь дело за вами.

Слайд 18

IV этап. Защита проекта адекватная самооценка, сравнение себя с другими; чувство гордости, радости от узнавания нового, от внешней оценки результатов своей деятельности; позитивное отношение к себе; положительное отношение к познавательной деятельности мотивация позиция положительного отношения к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическон исследование на тему:"Техника "живопись шерстью" как способ коррекции эмоциональных состояний младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности"

Думаю, что проблема влияния занятий искусством на душевное состояние человека, ребенка является достаточно актуальной в настоящее время.С учетом того, что детей с синдромом дефицита внимания с каждым ...

Методика исследования особенностей коммуникации у младших школьников с РАС

Исследование особенностей коммуникации у младших школьников с РАС  основывается на  методику Е.С. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др .     Процедура исследования...

Статья "Исследование представлений о цвете у младших школьников с нарушением интеллекта"

В статье затронута проблема умственной отсталости у детей и ее отражение на сенсорном развитии. Здесь исследуются представления о цвете у младших школьников  с умеренной умственной отсталостью....

Результаты опытно-экспериментального исследования: "Развитие музыкального мышления у младших школьников".

Феномен музыкального мышления представляет собой сложный психический познавательный процесс....

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....