Методическая разработка урока по теме «Голосемянные»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Урок проведен  в апреле 2015 года, использованы проекты учащихся, дидактические игры по биологии, технология групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_golosemyannye_pyatkova_-.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме «Голосемянные»

для учащихся 5 класса  на основе системно-деятельностного подхода

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 81»  г. Барнаула

Индустриальный район

Разработала:

Пяткова Светлана Сергеевна,

учитель биологии

Пояснительная записка

Учащиеся на уроке овладевают  такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач,  делать выводы и умозаключения, представлять их, отстаивать свою точку зрения. Решению этих задач отвечает комбинирование на уроках групповой и  индивидуальной работы. Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Голосемянные растения» по учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2014.

 В разработке представлен один из типов уроков - урок  «открытия нового знания» с использованием поисковых методов: поисковая беседа, поисковый просмотр электронных образовательных ресурсов, представление своих проектов.

Технологическая карта урока

Тема: «Голосеменные растения»

Цель  урока: сформировать представления о голосеменных  растениях, их  многообразии, значении в природе и жизни человека, необходимости охраны лесов.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся имеют о характерных признаках и многообразии голосеменных  растений,  значении хвойных лесов и необходимости их охраны.

Метапредметные: развивается умение выделять существенные признаки, работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение публично выступать,  умение анализировать ответы других учащихся.

Личностные: формируется  научное мировоззрение на основе сравнения различных групп растений и экологическое мышление учащихся

Формы работы учащихся: групповая, работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование компьютер преподавателя с проектором, компьютеры учащихся с выходом в интернет.

На уроке используются гербарий голосеменных растений, натуральные объекты.

Этапы урока

1 этап. Мотивация (организационный момент). Учитель проверяет готовность рабочего места учащихся на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный эмоциональный настрой  обучающихся

                Учащимся предлагают отгадать загадки:

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год

(ель)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.

(сосна)

На мне колючие иголки,

Но я не пихта и не ёлка.

Стройна, прекрасна, зелена

Весь год красавица ... . (сосна).

О какой группе растений идёт речь в этих загадках?

 Ответы учащихся

- О голосеменных…

   Сегодня нам предстоит путешествие в мир голосеменных  растений. У путешественников всегда есть цель, какую цель мы выберем с вами?

      Учащиеся формулируют предметную цель урока, а также необходимость совершенствования умения слушать друг друга и быть внимательными. У путешественников есть путевые дневники, заполните, пожалуйста,  и вы свои маршрутные листы  (первые две графы в таблице: Знаю, Хочу узнать, Что узнали?)

      Учащиеся отвечают на вопросы, эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность, принимают правила работы в группе.

2 этап. Актуализация

Первая станция нашего путешествия «Игра – это серьёзно!»

Игра «Собери пословицу». Ученики получают конверты со словами , из которых складывают пословицу.(Приложение  1)

Игра «Четвёртый лишний»

          Проанализируйте ряд из четырёх растений или групп растений и назовите лишнее. Объясните свой выбор

Пихта, сосна, можжевельник, берёза

Ламинария, папоротник, кукушкин лён, хвощ

Можжевельник, кипарис, араукария, лиственница

Мхи, плауны, хвощи, голосеменные

Игра «Узнай это растение»

      Получают гербарий, натуральные шишки  и веточки сосны сибирской, ели обыкновенной и сосны обыкновенной, объясняют в чём различие этих растений

         Учащиеся вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы, делают вывод об особенностях изучаемой группы;

 1 группа: Какие растения называют голосеменными?

2 группа: Какие растения относят к голосеменным?

3 группа: Как вы думаете, за что хвойные растения получили своё название?

4 группа: В чём состоит принципиальное отличие голосеменных от споровых?

     Учащиеся, вступают в диалог, отвечая на вопросы, выявляют проблему, проговаривают и осознают её. Учитель на этом этапе актуализирует имеющиеся знания, организует осознание учащимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксированию каждой группой учащимся поставленной задачи углубления знаний по теме. Ученик учится понимать биологические термины, выражать свои мысли, строить высказывания, слушать и понимать речь другого человека.

3 этап. Станция «Творческая»

        Моделирование. Участники четырёх групп выступают с отчётами о проектах и учатся активно слушать. Учащиеся работают в группе, фиксируют достижения всех групп, анализируют и оценивают результаты работы других групп. Выражают своё отношение к высказываниям одноклассников (межгрупповое взаимодействие). Учитель организует учебное взаимодействие в группах, обсуждение полученных результатов работы. Ученик воспринимает ответы одноклассников, оценивает действий других участников групп

Используются ЭОР:

1.      http://fcior.edu.ru/card/1650/otdel-golosemennye-obshchaya-harakteristika-i-znachenie-v-prirode.html

  1. http://fcior.edu.ru/card/7711/otdel-golosemennye-obshchaya-harakteristika.html

      На этом этапе самостоятельно приходят к выводу об огромном значении голосеменных растений в природе и жизни человека

           4 этап.       Станция «Экология и лес»

       Обсуждение вопросов в группе:

Что делается в нашей стране для сохранения лесов?

В каких случаях лесной пожар возникает по вине человека?

Чем опасен лесной пожар?

В какое время чаще всего возникают пожары и почему?

Что делают в лесах для того , чтобы пожар не распространялся на большие территории?

Почему об опасности лесного пожара должен знать каждый человек?

       Инициативное сотрудничество в поиске и сборе  необходимой информации, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

5 этап. Закрепление знаний. Просмотр анимации

Отвечают на вопросы (Приложение)

Используется проблемный вопрос учебника раздела «Подумайте»: Почему многие санатории и дома отдыха расположены в сосновых борах, а на территории лечебных заведений высаживают хвойные растения?  

(страница  125    учебника)

Умение  слушать и  выделять главное.

        Переход к решению частных задач. Выполняют задания (Выберите один правильный ответ) части А в рабочей тетради страница 55 и 56  (работа в парах): индивидуальная работа, с последующей взаимопроверкой (используют учебник, таблицы, рисунки). Отвечают  на вопросы в  рабочей тетради задание   А 4, 5, 6 и А8   , используют     рабочую тетрадь.

  6 этап. Контроль на этапе окончания учебной темы. Самопроверка, осуществляют пошаговый самоконтроль.

     Отвечают на вопросы промежуточного контроля. Анализируют. Контролируют и оценивают результат (Приложение ЭОР)

Возвращаясь к цели урока, делают вывод: особенности строения голосеменных  растений, значении в природе и в жизни человека , необходимости охраны растений..

Учитель на этом этапе урока организует дифференцированную коррекционную работу, оценивает деятельность учащихся. Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, устанавливают причинно- следственных связи, осуществляют пошаговый контроль по результату.

7 этап. Рефлексия. Заполнение графы в таблице «Что узнали», проводят рефлексию своих действий,  самооценку и оценку работы группы.

Отвечают на вопросы:

 Чему я научился на уроке?

Продолжи предложение «А узнал…

Мне понравилось…

Я затруднялся…

Моё настроение…»

Нашей группе удалось найти ответы на вопросы…

 Учитель подводит итог урока вместе с учащимися, отмечает наиболее активных  учеников в каждой группе, наиболее организованных и внимательных, высказывает пожелание каждой группе. Ученики выделяют  и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, если. необходимо, то вносят корректив  в план и способ действия

8 этап. Домашнее задание: записывают домашнее задание - читать параграф № 22 (электронное приложение к учебнику www/drofa/ru),использовать ЭОР (Приложение ), для интересующихся биологией учеников «Задание для любознательных» (учебник страница 126), просмотреть дополнительный материал  «Семейства голосеменных растени» -  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37c259c2-acd1-5df6-bff6-265c43a889cb/00138475233246236.htm

Творческое задание: нарисуйте плакат на тему «Берегите лес»

 Подумайте, в каких областях своей деятельности человек использует голосеменные  растения.

Ученики могут выбрать уровень выполнения задания.

           В заключительной части урока учащиеся отмечают большой интерес к изучаемой теме,  ответы  на вопросы они находят сами,  а не получают в готовом виде.

Вопросы с выбором одного и нескольких правильных ответов:

Список использованной литературы и ресурсов Интернет

  1.  В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2014.
  2. В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2014.
  3. В.В. Пасечник методическое пособие к учебнику  «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2014.
  4. А.А.Калинина Поурочные разработки по биологии –М.:Вако, 2009
  5. Электронное приложение к учебнику - www/drofa/ru
  6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37c259c2-acd1-5df6-bff6-265c43a889cb/00138475233246236.htm
  7. http://fcior.edu.ru/card/22734/obshchaya-harakteristika-i-mnogoobrazie-golosemennyh-detalizirovannoe-predstavlenie.html
  8. http://fcior.edu.ru/card/1650/otdel-golosemennye-obshchaya-harakteristika-i-znachenie-v-prirode.html
  9. http://fcior.edu.ru/card/7711/otdel-golosemennye-obshchaya-harakteristika.html

Приложение

Пословицы и поговорки о лесе

    Возле леса жить —                                 голоду не видать.

    Какой лес                                                без чудес.

    Заблудиться                                    в трех соснах.

    Лесные дары                                для каждой поры.

    Лес поит, кормит,                      одевает, укрывает, согревает.

    Кто лес любит и знает,                       тому он помогает.

    Хорошо в лесу,                                береги его красу.

    Леса от ветра защищают,                  урожаю помогают.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.

Урок можно использовать при повторении  курса информатики в 11 классе,  учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методическая разработка урока по теме «Тема, идея, проблема текста».

Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы пр...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка урока по теме "Обобщение по теме "Имя рилагательное"

Урок групповой, очень нравится детям такая форма. За урок бывают опрошены все дети и повторена вся тема....

методическая разработка урока по теме "Повторение темы Вес тела. Невесомость"

урок был разработан в мимио (интерактивная доска). Сохранен как презентация...

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире"  (9 класс)...