Методическая разработка урока по теме «Голосемянные»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок проведен в апреле 2015 года, использованы проекты учащихся, дидактические игры по биологии, технология групповой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_golosemyannye_pyatkova_-.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме «Голосемянные»
для учащихся 5 класса на основе системно-деятельностного подхода
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 81» г. Барнаула
Индустриальный район
Разработала:
Пяткова Светлана Сергеевна,
учитель биологии
Пояснительная записка
Учащиеся на уроке овладевают такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, делать выводы и умозаключения, представлять их, отстаивать свою точку зрения. Решению этих задач отвечает комбинирование на уроках групповой и индивидуальной работы. Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Голосемянные растения» по учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2014.
В разработке представлен один из типов уроков - урок «открытия нового знания» с использованием поисковых методов: поисковая беседа, поисковый просмотр электронных образовательных ресурсов, представление своих проектов.
Технологическая карта урока
Тема: «Голосеменные растения»
Цель урока: сформировать представления о голосеменных растениях, их многообразии, значении в природе и жизни человека, необходимости охраны лесов.
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся имеют о характерных признаках и многообразии голосеменных растений, значении хвойных лесов и необходимости их охраны.
Метапредметные: развивается умение выделять существенные признаки, работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение публично выступать, умение анализировать ответы других учащихся.
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе сравнения различных групп растений и экологическое мышление учащихся
Формы работы учащихся: групповая, работа в парах, фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование компьютер преподавателя с проектором, компьютеры учащихся с выходом в интернет.
На уроке используются гербарий голосеменных растений, натуральные объекты.
Этапы урока
1 этап. Мотивация (организационный момент). Учитель проверяет готовность рабочего места учащихся на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный эмоциональный настрой обучающихся
Учащимся предлагают отгадать загадки:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год
(ель)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(сосна)
На мне колючие иголки,
Но я не пихта и не ёлка.
Стройна, прекрасна, зелена
Весь год красавица ... . (сосна).
О какой группе растений идёт речь в этих загадках?
Ответы учащихся
- О голосеменных…
Сегодня нам предстоит путешествие в мир голосеменных растений. У путешественников всегда есть цель, какую цель мы выберем с вами?
Учащиеся формулируют предметную цель урока, а также необходимость совершенствования умения слушать друг друга и быть внимательными. У путешественников есть путевые дневники, заполните, пожалуйста, и вы свои маршрутные листы (первые две графы в таблице: Знаю, Хочу узнать, Что узнали?)
Учащиеся отвечают на вопросы, эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность, принимают правила работы в группе.
2 этап. Актуализация
Первая станция нашего путешествия «Игра – это серьёзно!»
Игра «Собери пословицу». Ученики получают конверты со словами , из которых складывают пословицу.(Приложение 1)
Игра «Четвёртый лишний»
Проанализируйте ряд из четырёх растений или групп растений и назовите лишнее. Объясните свой выбор
Пихта, сосна, можжевельник, берёза
Ламинария, папоротник, кукушкин лён, хвощ
Можжевельник, кипарис, араукария, лиственница
Мхи, плауны, хвощи, голосеменные
Игра «Узнай это растение»
Получают гербарий, натуральные шишки и веточки сосны сибирской, ели обыкновенной и сосны обыкновенной, объясняют в чём различие этих растений
Учащиеся вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы, делают вывод об особенностях изучаемой группы;
1 группа: Какие растения называют голосеменными?
2 группа: Какие растения относят к голосеменным?
3 группа: Как вы думаете, за что хвойные растения получили своё название?
4 группа: В чём состоит принципиальное отличие голосеменных от споровых?
Учащиеся, вступают в диалог, отвечая на вопросы, выявляют проблему, проговаривают и осознают её. Учитель на этом этапе актуализирует имеющиеся знания, организует осознание учащимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксированию каждой группой учащимся поставленной задачи углубления знаний по теме. Ученик учится понимать биологические термины, выражать свои мысли, строить высказывания, слушать и понимать речь другого человека.
3 этап. Станция «Творческая»
Моделирование. Участники четырёх групп выступают с отчётами о проектах и учатся активно слушать. Учащиеся работают в группе, фиксируют достижения всех групп, анализируют и оценивают результаты работы других групп. Выражают своё отношение к высказываниям одноклассников (межгрупповое взаимодействие). Учитель организует учебное взаимодействие в группах, обсуждение полученных результатов работы. Ученик воспринимает ответы одноклассников, оценивает действий других участников групп
Используются ЭОР:
1. http://fcior.edu.ru/card/1650/otdel-golosemennye-obshchaya-harakteristika-i-znachenie-v-prirode.html
На этом этапе самостоятельно приходят к выводу об огромном значении голосеменных растений в природе и жизни человека
4 этап. Станция «Экология и лес»
Обсуждение вопросов в группе:
Что делается в нашей стране для сохранения лесов?
В каких случаях лесной пожар возникает по вине человека?
Чем опасен лесной пожар?
В какое время чаще всего возникают пожары и почему?
Что делают в лесах для того , чтобы пожар не распространялся на большие территории?
Почему об опасности лесного пожара должен знать каждый человек?
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе необходимой информации, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.
5 этап. Закрепление знаний. Просмотр анимации
Отвечают на вопросы (Приложение)
Используется проблемный вопрос учебника раздела «Подумайте»: Почему многие санатории и дома отдыха расположены в сосновых борах, а на территории лечебных заведений высаживают хвойные растения?
(страница 125 учебника)
Умение слушать и выделять главное.
Переход к решению частных задач. Выполняют задания (Выберите один правильный ответ) части А в рабочей тетради страница 55 и 56 (работа в парах): индивидуальная работа, с последующей взаимопроверкой (используют учебник, таблицы, рисунки). Отвечают на вопросы в рабочей тетради задание А 4, 5, 6 и А8 , используют рабочую тетрадь.
6 этап. Контроль на этапе окончания учебной темы. Самопроверка, осуществляют пошаговый самоконтроль.
Отвечают на вопросы промежуточного контроля. Анализируют. Контролируют и оценивают результат (Приложение ЭОР)
Возвращаясь к цели урока, делают вывод: особенности строения голосеменных растений, значении в природе и в жизни человека , необходимости охраны растений..
Учитель на этом этапе урока организует дифференцированную коррекционную работу, оценивает деятельность учащихся. Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, устанавливают причинно- следственных связи, осуществляют пошаговый контроль по результату.
7 этап. Рефлексия. Заполнение графы в таблице «Что узнали», проводят рефлексию своих действий, самооценку и оценку работы группы.
Отвечают на вопросы:
Чему я научился на уроке?
Продолжи предложение «А узнал…
Мне понравилось…
Я затруднялся…
Моё настроение…»
Нашей группе удалось найти ответы на вопросы…
Учитель подводит итог урока вместе с учащимися, отмечает наиболее активных учеников в каждой группе, наиболее организованных и внимательных, высказывает пожелание каждой группе. Ученики выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, если. необходимо, то вносят корректив в план и способ действия
8 этап. Домашнее задание: записывают домашнее задание - читать параграф № 22 (электронное приложение к учебнику www/drofa/ru),использовать ЭОР (Приложение ), для интересующихся биологией учеников «Задание для любознательных» (учебник страница 126), просмотреть дополнительный материал «Семейства голосеменных растени» - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37c259c2-acd1-5df6-bff6-265c43a889cb/00138475233246236.htm
Творческое задание: нарисуйте плакат на тему «Берегите лес»
Подумайте, в каких областях своей деятельности человек использует голосеменные растения.
Ученики могут выбрать уровень выполнения задания.
В заключительной части урока учащиеся отмечают большой интерес к изучаемой теме, ответы на вопросы они находят сами, а не получают в готовом виде.
Вопросы с выбором одного и нескольких правильных ответов:
Список использованной литературы и ресурсов Интернет
- В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2014.
- В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2014.
- В.В. Пасечник методическое пособие к учебнику «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2014.
- А.А.Калинина Поурочные разработки по биологии –М.:Вако, 2009
- Электронное приложение к учебнику - www/drofa/ru
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37c259c2-acd1-5df6-bff6-265c43a889cb/00138475233246236.htm
- http://fcior.edu.ru/card/22734/obshchaya-harakteristika-i-mnogoobrazie-golosemennyh-detalizirovannoe-predstavlenie.html
- http://fcior.edu.ru/card/1650/otdel-golosemennye-obshchaya-harakteristika-i-znachenie-v-prirode.html
- http://fcior.edu.ru/card/7711/otdel-golosemennye-obshchaya-harakteristika.html
Приложение
Пословицы и поговорки о лесе
Возле леса жить — голоду не видать.
Какой лес без чудес.
Заблудиться в трех соснах.
Лесные дары для каждой поры.
Лес поит, кормит, одевает, укрывает, согревает.
Кто лес любит и знает, тому он помогает.
Хорошо в лесу, береги его красу.
Леса от ветра защищают, урожаю помогают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.
Урок можно использовать при повторении курса информатики в 11 классе, учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по теме «Тема, идея, проблема текста».
Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы пр...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка урока по теме "Обобщение по теме "Имя рилагательное"
Урок групповой, очень нравится детям такая форма. За урок бывают опрошены все дети и повторена вся тема....
методическая разработка урока по теме "Повторение темы Вес тела. Невесомость"
урок был разработан в мимио (интерактивная доска). Сохранен как презентация...
Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)
Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)...