Методическая разработка урока по теме :"Плоды"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Методическая разработка урока по биологии, 6 класс, по теме "Плоды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plody.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме:  «Плоды», 6 класс

Учитель биологии Ильяшенко Наталия Евгеньевна

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: сформировать представление о плоде, как о важном генеративном органе покрытосеменного растения

Задачи:

 образовательные - сформировать понятия о плоде, как о важном генеративном органе покрытосеменного растения, о строении плода, о многообразии плодов и семян, классификации плодов и их значении.

воспитательные: расширять кругозор учащихся, формировать научную картину мира.

развивающие: развитие умения обобщать и делать выводы, применять ранее полученные знания в новой ситуации.

Оборудование: таблицы «Строение цветка»,  «Типы плодов»;

Карточка-задание,  коллекции сухих и сочных плодов (в т.ч.  плоды яблока, киви, винограда, ясеня, дуба, гороха, пшеницы, ярутки, клена),  корнеплоды моркови и свеклы, клубень картофеля, коллекции семян, муляжи плодов, проектор, презентация «Плоды».

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация. Мотивация. Формулирование целей урока.

Рассмотрите, пожалуйста, плод банана, корнеплод моркови и свеклы, клубень картофеля. Найдите  лишнее? Почему оно лишнее? Презентация. Слайд 2; натуральные объекты

(Ответы: морковь, свекла – это корнеплоды, картофель –это клубень. Лишнее здесь банан- только в  нем   есть семена, это плод)

Тема нашего урока «Плоды» Презентация. Слайд 3

3.Новый материал

К каким органам относится плод? (Ответ: к генеративным органам цветкового растения)

Где образуется плод? (Ответ: плод развивается на месте цветка)

Каковы основные функции плода? (Ответ: в нем происходит образование и созревание семян.) Презентация.  Слайд 4 

Давайте рассмотрим плод вишни. Таблица «Строение цветка вишни» Рисунок на столе обучающихся «Строение плода вишни». Презентация. Слайд 5

Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник - это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Какова основная функция околоплодника?  Он защищает формирующиеся семена от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды. Благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосеменными

Семена образуются из семязачатков.

Сделайте вывод, что такое  плод? (Ответ: Плод-это генеративный орган, который образуется на месте цветка из завязи пестика, имеет одно или несколько семян)

Записать в тетрадь: Плод-это генеративный орган, который образуется на месте цветка из завязи пестика, имеет одно или несколько семян

 

В природе существует огромное многообразие плодов. Такое разнообразие плодов связано с образованием различных приспособлений у растений к распространению семян. Эти приспособления вырабатывались длительное время в процессе эволюции. Для того чтобы разобраться в этом многообразии, существует несколько классификаций плодов.

Если в цветке только один пестик, то плод развившейся из него, называют простым (пшеница, горох).

Из цветка, имеющего несколько пестиков формируется сложный или сборный плод (малина). Из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое образуется соплодие (свекла, ананас). Презентация. Слайд 6

Рассмотрите изображения плодов (учебник стр.133- 135).

 На какие группы можно разделить эти плоды? По характеру околоплодника можно разделить плоды на сочные и сухие.

По количеству семян: односеменные и многосеменные. Презентация. Слайд 7

 Записать в тетрадь схему « Классификация плодов»

Плоды бывают вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскрывающимися  чаще всего бывают сухие плоды.

Пользуясь учебником (страницы 133-136)и презентацией, давайте дадим характеристику сочным и сухим типам типам плодов.

Характерисика сочных  плодов: костянка,  ягода, яблоко, тыквина, померанец, гранатина. Презентация. Слайды 8-14

Характерисика сухих плодов: боб, стручок, коробочки, желудь, орех, зерновка, семянка, крылатка. Презентация. Слайды 15-23 Демонстрация плодов клена, дуба, ореха, ярутки, пшеницы.

4.Закрепление

Лабораторная работа. Стр. 136

На столе обучающихся плоды растений: винограда, гороха, подсолнечника и карточка с заданием.

Задание

1.Рассмотрите имеющиеся у вас плоды. Разделите их на сочные и сухие.

2.Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью учебника определите их названия.

3.Разделите сухие плоды на односемянные или многосемянные. Определите их  названия.

4.Заполните таблицу

 

Название плода

Тип плода

Какие растения имеют такой плод

сочный или сухой

односемянный или многосемянный

ягода

сочный

многосемянной

виноград, клюква

боб

сухой

многосемянной

горох, боб

семянка

сухой

односемянной

подсолнечник

А терерь ответьте , пожалуйста, на вопрос: Что объединяет: капусту и репу? (стручок), огурец и тыкву (тыквина), малину и ежевику? (многокостянка)

Отгадайте загадку:

Плод у травки сложный,

Да притом и ложный,

А то, что в нем ложное-

Вкуснее, чем пирожное (земляника)

5. Итоги урока Подведение итогов урока, выставление оценок.

6. Домашнее задание: § 30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.

Урок можно использовать при повторении  курса информатики в 11 классе,  учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методическая разработка урока по теме «Тема, идея, проблема текста».

Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы пр...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка урока по теме "Обобщение по теме "Имя рилагательное"

Урок групповой, очень нравится детям такая форма. За урок бывают опрошены все дети и повторена вся тема....

методическая разработка урока по теме "Повторение темы Вес тела. Невесомость"

урок был разработан в мимио (интерактивная доска). Сохранен как презентация...

разработка урока по теме "Плоды"

Урок знакомит учащихся с разнообразием плодов растений и их расселением; развивает коммуникативные навыки в группах....