Урок в 8 классе. Тема: Эмоции и темперамент. УМК «СонинН.И. Сапин М.Р.»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Карташова Наталия Николаевна

Урок в 8 классе. Тема: Эмоции и темперамент. УМК «СонинН.И. Сапин М.Р.» Урок разработан с применением презентации, индивидуальной и парной работой учащихся. Урок рабочий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_urok.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Эмоции и темперамент

Цель урока: разъяснить детям новые понятия "эмоции" и "темперамент".

Задачи урока:

- познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, показать их влияние на человека;

- сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах;

-воспитать бережное отношение к себе, как к высшему организму процесса эволюции

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Тип урока: урок объяснения нового материала

Оборудование: ПК (презентация), дидактический материал

ХОД УРОКА

1.Орг.момент( слайд 1)

(приветствие класса, постановка цели и задач урока, эмоциональный настрой на урок).

- Сегодня на уроке я  предлагаю вам  поговорим о том, что влияет на каждого человека, что делает нас неповторимым. Мы  поговорим об эмоциях и темпераменте. Все, что влияет на наше настроение и наши поступки зависит от эмоций, которые в данный момент преобладают. Мы по-разному реагируем на одно и то же событие? Это зависит от нашего темперамента. (слайд 2)

Что же такое эмоции и темперамент? (слайд 3)

Человек не только воспринимает окружающий нас мир, но и воздействует на него.Ко всем предметам и явлениям у нас есть определённое отношение
Читая книгу, слушая музыку, общаясь с друзьями, мы ощущаем радость, грусть, огорчение, воодушевление. Все эмоции выражаются на лице человека с помощью глаз, бровей и рта. От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется. Часто эмоции сопровождаются выразительными движениями.

- Попробуйте сформулировать, что такое  эмоции. Вам в этом поможет учебник.

Эмоции - это переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к себе.(запись в тетради) (слайд 4)

Зачитываю  (швейцарский священник, поэт и художник Иоган Лафатер) (слайд 5)
...Только человек из всех живых существ
Открытым отличается лицом.
Имеет нос, миниатюрный рот
И очи с заострёнными углами…
И тайны изумительных пропорций.
Лик может радовать, сулить блаженство,
Дарить доверие, внушать надежды.
В нём мысли волшебство и чувств запечатлённость.
Лицо – природы дар и гордость человека.

Скажите, а что является самым выразительным на лице человека?

Верно глаза.

Михаил Булгаков писал об этом так:

Вам задают вопрос. Вы даже не вздрагиваете, в одну секунду овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину… и ни одна складка на Вашем лице не шевельнётся, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и всё кончено. Она замечена…
По выражению глаз оценивается уровень понимания происходящего. А неспособность сосредоточить взгляд на чём-то специалисты оценивают как эмоциональную неуравновешенность.
Но помимо выражения глаз, важное значение играют и мимические мышцы,  их около 100
.

Как выглядят различные эмоции?

Я буду читать, как выглядит эмоция, а вы записываете в тетрадь,  как называется такая эмоция.А затем мы проверим с вами вашу работу.(индивидуальная работа)

  1. Брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты. (Радость) 
  2. Внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.

     (Грусть).

  1. Брови приподняты, глаза расширены, рот открыт. (Страх, испуг).
  2. Брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт. (Удивление)
  3. Глаза прищурены, губы сжаты. (Обида).
  4. Брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы. (Злость).

6-17 слайды (со схемами эмоций)ПРОВЕРЯЕМ!

- Тяжело было определить эмоцию? Давайте попробуем по-другому. Когда вы общаетесь в соц. сетях, вы посылаете  друзьям смайлики, которые выражают ваши эмоции.

Работа в парах.
Составьте  схему-рисунок (смайлик) «
эмоциональное состояние» по мимическим складкам и опишите это состояние, используя части лица. Один показывает, другой описывает.

1.Удовольствие.

2.Удивление.

3.Злость, ярость.

4.Радость.

5.Обида.

6.Гнев

Обсуждаем результаты работы в группах,  сравниваем схемы с  18, 19 слайдом презентации.

Физминутка "Изобрази эмоцию". С помощью мимики и жестов ответьте на вопросы:

  • С каким настроением я проснулся утром?
  • Каким я пришел в школу?
  • Я получил двойку.
  • Я получил пятерку.
  • Я обидел друга.
  • Уроки закончились, пора домой!

Эмоциональные реакции

Слайд 20
Приведите примеры положительных и отрицательных эмоций.
Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий головного мозга и отделов промежуточного мозга.

Любая эмоция сопровождается появлением в крови биологически активных веществ – гормонов, которые изменяют деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения.
Человек может сдерживать внешнее проявление эмоционального состояния, но внутреннее проявление эмоций при этом не исчезают, а даже усиливаются.

Слайд 21

Эмоциональные отношения - называются чувствами в узком смысле. Выражают отношение человека к объектам, эмоционально его затрагивающим: людям, вещам, проблемам, к лицам другого пола (любовь, ненависть, ревность и пр.).

Слайд 22

Эмоциональные состояния - более или менее длительные состояния человека, находящегося под влиянием эмоционально-значимых событий.

  1. Настроение – мажорная или минорная окраска поведения человека на данном отрезке времени.
  2. Аффект – бурная вспышка, нередко с потерей волевого контроля.
  3. Стресс – переход на интенсивный режим деятельности. Включает состояние тревоги, устойчивой деятельности, истощения

Положительные эмоции (радость, восторг, ликование) благотворны не только для человека, который их переживает, но и для окружающих его людей. Эти эмоции несут в себе заряд энергии и как бы "заражают" другого человека хорошим настроением.

Отрицательные эмоции (злость, гнев, страх, отвращение) наоборот, могут навредить здоровью человека и его окружению, у всех появляется нервозность, обида друг на друга.

Врачи, например, считают, что оптимисты быстрее выздоравливают.

Так что же нужно делать?
Помните мультфильм про Крошку Енота?
Он боится подойти к пруду, потому что  ТОТ, КТО СИДИТ в ПРУДУ, корчит ему страшные рожи и угрожает палкой, и Енот не понимает, что это его собственное отражение.
Помните, что посоветовала ему МАМА?
Верно,  УЛЫБНИСЬ! Сам вид улыбающегося лица – уже положительная эмоция
. Слайд 23,24

А теперь давайте поговорим о темпераменте. С эмоциями они связаны неразрывно.

ТЕМПЕРАМЕНТ:

Мы с вами уже знаем, что психика каждого человека уникальна. Все люди отличаются друг от друга по личностным особенностям :способностям, интересам, убеждениям и поведению.  А нашим поведением, в большей степени, управляет темперамент.  

Любой человек, чтобы удачно выстраивать отношения с другими людьми должен уметь учитывать особенности своего темперамента и темперамента людей, с которыми ему приходиться общаться, учиться и дружить.

Темперамент - это такие особенности психики, которые проявляются в том, насколько человек быстро или медленно действует, говорит; как глубоко переживает разные события. Слайд 25

Знакомство с некоторыми специфическими чертами классических типов темперамента поможет вам найти эти черты у одноклассников и близких. А это позволит оценить своеобразие каждого и научиться взаимодействовать друг с другом.

-Сейчас мы посмотрим с вами видео, чтобы вы поняли, как можно по-разному реагировать на одну и туже ситуацию. ("YouTube" - видеохостинг. Видео Темперамент)

Мы увидели четыре типа темперамента. Давайте найдем их описание в учебнике. (слайд 26)

Сангвиник - очень общительный, любит подвижные игры. У него много друзей, но он их часто меняет. Как и свои увлечения.

Холерик - бурно выражает свои чувства, его трудно успокоить. Трудно отвлечь от игры, если она понравилась. Добивается больших успехов в любимом деле.

Флегматик - очень медлительный, но усидчив и терпелив. Друзей немного, но он верный и постоянный. Долго привыкает к новым людям и обстановке.

Меланхолик - не любит шумных игр, держится в стороне от других детей. Обидчив, долго переживает. Чувствует красоту окружающего мира и стремиться выразить ее в каком-либо виде творчества. 

Немного о темпераментах: (слайд 27,28)

Редко, чаще у людей проявляются черты 2 -3 темпераментов.

Чтобы лучше узнать к какому типу относится каждый из вас, вы выполните задание на определение вашего типа темперамента.

  1. Задание № 1. «Найди себя»

Я зачитываю вам  описание поведения людей. Найдите то описание, которое подходит вам в большей степени, запомните его.

  1. Я – человек энергичный и напористый, не всегда контролирую свои эмоции. Если выхожу из себя, то успокаиваюсь не сразу. Своим делом занимаюсь энергично и с полной отдачей, на посторонние вещи не отвлекаюсь. Прямолинеен в делах, и в отношениях. Даже самые трудные препятствия предпочитаю преодолевать, а не обходить. (Холерик).
  2. Я – человек спокойный и уравновешенный, меня очень трудно вывести из себя. По характеру терпелив, умею ждать. Медленно приспосабливаюсь к новой обстановке. В дело вникаю глубоко, работаю неторопливо, шаг за шагом продвигаясь в выбранном направлении, не люблю отвлекаться от основного занятия.(Флегматик).
  3. Я – человек гибкий и динамичный, всегда нуждаюсь в разнообразии внешних впечатлений. Хотя легко возбуждаюсь, но так же быстро и успокаиваюсь. Предпочитаю расширять круг своих контактов и легко переключаюсь с одного занятия на другое. Ни при каких обстоятельствах не падаю духом, умею находить выход из любого положения. (Сангвиник).
  4. Я – человек чувствительный и изменчивый, очень завишу от своего внутреннего состояния. Легко расстраиваюсь по пустякам и долго не успокаиваюсь. Из-за тонкой восприимчивости душевное равновесие дается мне с трудом, поэтому я нуждаюсь в эмоциональной поддержке близких. О моих перепадах настроения посторонним трудно догадаться.

     (Меланхолик).

- Поднимите руку те, кто отнес себя к 1 типу. Вы кто? Ко 2? А вы кто? К 3? К 4? ПОДВОДИТСЯ ИТОГ ЗАДАНИЯ.

Сценка – практикум ( дополнительно)

В силу своего темперамента на одну и ту же проблему люди реагируют по- разному. Одна и та же оценка, полученная школьниками, может у одного вызвать улыбку, у другого – слезы, а третий вообще сделает вид, что его это не интересует. Давайте посмотрим, как ведут себя в одной и той же жизненной ситуации представители разных темпераментов. Определите темперамент каждого из героев.

Сценка

Четыре усталых путника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю”. Вот не везёт, стоило в кои-то веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, ещё дождь пойдёт”, - приговаривал он сквозь слёзы. “ Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!”, - горячился второй, дубася кулаками в ворота. “Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем подождём, летняя ночь коротка”, - успокаивал попутчиков третий. “Зачем сидеть и ждать? Пойдёмте к воротам поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка попробуем, вдруг пролезем в неё”, - взял в свои руки инициативу четвёртый.

  1. Подведение итогов. (Сл. 37,38,39)

Мы с вами на сегодняшнем уроке  попытались не только узнать  о типах темпераментов, но и показать их сильные и слабые стороны. Надеюсь, что эта информация  поможет вам лучше замечать особенности другого человека, внимательнее и глубже понимать друг друга, строить  взаимоотношения, а также управлять своими эмоциями.  Помните о том, что каждый человек интересен по-своему. Управляя темпераментом мы формируем свой характер и учимся общению.

5. Домашнее задание.

Проведите дома исследование на выявление типов темперамента у ваших близких. § учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. 2 КЛАСС. РАЗДЕЛ "ЭМОЦИИ. ОЦЕНКА ПРОИСХОДЯЩЕГО"

Формирование у учащихся умения вести диалог с опорой на образец....