Рабочая программа по биологии 5 класс (2вариант) линия И.Н.Пономаревой
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Копосова Татьяна Борисовна

Пронгамма составлена согласно ФГОС согласно Государственной программыИ.Н.Пономаревой В.С.Кучменко и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_biologiya_5-6_klass_i.n.ponomareva.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 423

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Рекомендована

к использованию

Педагогическим Советом

ГБОУ СОШ №423

Протокол № ________

   

«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ № ____от ________

Директор ГБОУ СОШ №423

______________________

/С.А. Рыкина/

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «биология»

класс: 5 «Б,В»

учитель: Копосова Татьяна Борисовна

высшая   квалификационная категория

2015-2016 учебный год

Санкт-Петербург

Кронштадт


Пояснительная записка

         Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основании программы по биологии для 5–9 классов авторов:Пономарёвой И.Н.,Корниловой О.А. и др. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования.

         Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся изкурсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучныхзнаний в начальной школе;

- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного

исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучнымзнаниям;

- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Общая характеристика курса биологии

          Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных

особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом

культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни ипрактической деятельности.

          Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

•овладение научным подходом к решению различных задач;•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Место курса биологии в учебном плане

          Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования  

 ГБОУ СОШ №423 Кронштадтского района, г. Санкт-Петербурга

   - Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс.

   - Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся 5-6 класса по биологии

         Личностными результатами являются следующие умения:

∙ Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

∙ Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

∙ Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

∙ Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

∙ Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

∙ Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

          Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

   Регулятивные УУД:

 ∙ Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

∙ Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

∙ Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

∙ Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

∙ В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

   Познавательные УУД:

∙ Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

∙ Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

∙ Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

∙ Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

∙ Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой

(таблицу в текст и пр.).

∙ Вычитывать все уровни текстовой информации.

∙ Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

     Коммуникативные УУД:

- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

          Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь

элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности

.Содержание курса биологии в 5 классе:

«Строение и жизнедеятельность живых организмов»

Тема 1.  «Отличие живого от неживого» - 6 часов.

           Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: органические и неорганические вещества; их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Рост и развитие организмов. Размножение. Раздражимость. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Биология как наука. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Тема 2.  «Клеточное строение организмов» - 6 часов.

           Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Приготовление микропрепаратов. Изучение клеток растений на микропрепаратах и их описание. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

       

Тема 3.  «Жизнедеятельность организмов» - 20 часов.

           Рост и развитие организмов. Размножение. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Растения. Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Органы растений. Питание растений. Питание животных. Приспособления живых организмов к различным средам обитания. Роль питания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма.

Тема 4.  «Подведение итогов» - 3 часа.

Лабораторные и практические работы.

  1. Лабораторные работы:

  1. Лабораторная работа № 1 «Знакомство с микроскопом».
  2. Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения».
  3. Лабораторная работа № 3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов»
  4. Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени фасоли (гороха)»
  5. Лабораторная работа № 5 «Рассматривание корней растений»

  1. Практические работы:

  1. Опыт в домашних условиях: «Выявление свойств живых организмов в процессе прорастания семян»
  2. Опыт в домашних условиях: «Приготовление теста с использованием одноклеточных грибов — дрожжей»
  3. Опыт в домашних условиях: «Выращивание плесени на хлебе»
  4. Практическая работа: «Уход за комнатными растениями».
  5. Практическая работа: «Подкармливание птиц зимой»
  6. Опыт в домашних условиях: «Изучение испарения воды листьями»
  7. Практическая работа: «Наблюдение за расходом воды в школе и в семье»
  8. Опыт в домашних условиях: «Изучение направления роста корня».
  9. Наблюдение за движением домашних животных.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС ФГОС.

35 часов, 1 час в неделю.

№,

дата

Тема урока

Задачи.

Содержание урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся.

Лаборатор-ные работы

Освоение предметных знаний УУД

Дом. задан.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12. 

13.

14.

 

15.

16.

17.

 

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35

I.Отличие живого от неживого(6час.)

Природа вокруг нас.

Различаются ли тела живой и неживой природы?

Какие вещества содержатся в живых организмах?

Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы?

Подведём итоги. Как можно отличить живое от неживого?

Осенняя экскурсия: Изменения в живой и неживой природе в осенний период

II.«Клеточное строение орга-низмов» (6 час.)

Клеточное строение — общий признак живых организмов

Органоиды клетки

Прибор, открывающий невидимое

Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом


Одноклеточные и многоклеточ-ные организмы под микроскопом

Подведём итоги. Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?

III. Жизнедея-

тельность  ор-ганизмов. (20ч.)

Как идёт жизнь на Земле?

Как размножа-ются живые организмы?

 

Как размножаются животные?

Практическая работа

«Уход за аквариумными рыбками и домашними любимцами»

Как размножаются растения?

Лабораторная работа № 4

«Изучение строения семени фасоли (гороха)»

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

Подведём итоги. Как живые организмы производят потомство?

Как питаются растения?

Только ли лист кормит растение?

Как питаются разные животные?

Как питаются паразиты?

Подведём итоги. Одинаково ли питаются разные живые организмы?

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

Можно ли жить без воды?

Можно ли жить не питаясь?

Как можно добыть энергию для жизни?

Зачем живые организмы запасают питательные вещества?

Можно ли жить и не дышать?

Подведём итоги. Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?

IV. «Подведение итогов» - (3 ч.)

Весенняя эк -скурсия

Задания на лето

Итоговый урок

 

Познакомить со структурой и пра-

вилами работы с учебником и рабо-

чей тетрадью.

Дать понятие «опыт» и «наблюю-

дение»

Познакомить с основными приборами.

Выявить общие признаки и черты отличия тел живой и неживой природы.

Познакомить с единицами измерения массы и длины.

Выявить опытным путем основные признаки органических и неорганических веществ.

Познакомить с основными органическими и неорганическими веществами из которых состоят живые организмы.

В каких пищевых продуктах они содержатся.

Выявление общих признаков живых организмов.

Познакомит с понятиями: «наследственность» и «изменчивость».

Познакомить с требованиями, предъявляемых к исследователю природы.

Ввести понятие «биология».

Выявить сезонные изменения в природе в осенний период.

Формирование понятия оклеточ-ном строении организмов как общем признаке живого; знакомство с понятием «некле-

точная формажиз-ни».

Развитие умения проводить сравне-

ния биологических объектов.

Формировать по-нятие об организме как едином целом.

Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы

Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом.

Приготовление микропрепаратов. Изучение клеток растений на микропрепаратах и их описание. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Формирование общебиологическо-го понятия о связи строения клеток и выполняемой ими функции.

Рассматривание растительных и животных тканей под микроскопом, выявление особенностей строения ткани в связи с выполняе- мой функцией.

Закрепить основные положения темы, проверить усвоение основных биологических понятий.

Формирование умения выдвиже-ния собственных предложений.

Формирование умения объяснять методику проведе-

ния и результаты опытов, формулировать выводы

Понятие «размножение».

Знакомство с сим-

волами обознача-ющими пол.

Формирование общебиологических понятий «зигота»,

«зародыш».

Формирование общебиологическо-

го понятия о способах размноже-ния в живой

природе.

Использование эле- ментов мифологии для работы над тер- минном

Познакомить с правилами ухода за домашними любим- цами и обитателями аквариума.

Продолжить работу над общебиологи- ческим  понятием  «свойства животго».

Практическое знакомство со строением семени, несущего зародыш нового растения

Формирование понятия «бесполое размножение».

Использование личного опыта обучающихся по разведению комнатных растений»

Формирование общих понятий и выявление законно-мерностей, обобще- ние знаний.

Закрепление знаний о роли хлорофилла, умения объяснить роль пищевых свя-зей между живыми организмами. Анализ высказыва-ния К.А.тимирязева о способности рас-тений образовывать органическое веще-ство из неоргани-ческих.

Формирование понятия о связи строения и функций органов растения.

Развитие понятия о взаимосвязи орга-низма с окружаю-щей средой, поня-тия о пище как ис-точнике энергии, о значении процесса пищеварения.

Формирование понятия о призна-ках царства живот-ных.

Определение понятия «паразит» и «паразит-хозяин».

Формирование био-логического поня-тия о борьбе за су-ществование и эко-логического  поня-тия о живом орга-низме как среде обитания.

Обобщение знанийпо процессу питания.

Формулирование выводов о влиянии состава пищи на живой организм.

Формирование

понятия  о влиянии деятельности чело-века на окружаю-щую среду и здо-ровье людей.

Формировать понятие о воде как необходимом условии жизни.

Развитие понятия о пище как источнике энергии.

Формирование понятия о взаимо- связях в живой при-роде.

Формирование экологических по-нятий о круговоро-те веществ и одно-напрвленном пото-ке энергии.

Формирование понятий о призна-ках царства расте-ний и царства жи-вотных.

Развитие понятия о биоразнообразии как условии сохрв-нения устойчивой экосистемы.

Формирование понятий:о делении клеток и процессе получения энергии на клеточном уровне, понятий пост и развитие, об уровнях организации жизни.

Формирование понятия о взаимо-связи живых орга-низмов и условий окружающей среды.

Обобщить полученные знания

Выявить изменения в живой природе в весенне-летний период.

Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описа-

ние, измерение. Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Знакомство с увеличительными приборами.

Общие признаки тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и неживой природы сходных веществ. Выявление опытным путём признака органических веществ — обугливания при горении

Белки, жиры, углеводы — важнейшие органические вещества, необходимые для жизни.

Вода — необходимое условие жизни. Содержание воды и минеральных солей организмах. Источники органических веществ и минеральных солей для различных живых организмов

Свойства живых организмов — обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология — наука о живом

Обсуждать результаты собственных исследований с одноклассниками.

Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Клеточное строение бактерий, грибов, растений,живот-ных, человека. Вирусы - неклеточ-ная форма жизни. Строение  расти-тельной и животной клеток, их сходство и различия.. Понятие об органоидах клетки. Взаимосвязь стро-ения растительной и животной клеток.

 Способы питания растений и

животных.

Функции клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра. Понятие об органоидах клетки. Взаимосвязь строения растительной и животной клеток со способом питания растений и животных. Пластиды — органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Приготовление микропрепаратов. Изучение клеток растений на микропрепаратах и их описание. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Клетка одноклеточного организма как самостоятельное живое существо. Разделение клеток многоклеточного организма по функциям. Взаимосвязь строения клеток с выполняемой ими функцией. Понятие о ткани.

Продолжительность жизни разных организмов. Экспериментальные доказательства появления живого от неживого. Опыты Ф. Реди и Я. ван Гельмонта.

Половое и бесполое размножение. Мужские и женские гаметы. Образование зиготы. Развитие зародыша. Появление нового организма. Сочетание у потом-ков признаков обоих родителей при половом размножении. Появление точных копий материн-ского организма при бесполом размножении

Бесполое и половое размножение у животных. Клетки, участвующие в половом и бесполом размножении животных. Половое и бесполое размножение гидры. Обоеполые организмы. Дождевой червь и виноградная улитка — гермафродиты. Миф о Гермафродите

Цветок, плод, семя — органы, служащие для размножения растений. Понятие о половом размножении цветковых растений. Строение семени, несущего зародыш нового растения

«Изучение строения семени фасоли (гороха)»

Бесполое размножение растений: частями стебля, корня, листьями, усами и др. Знакомство с комнатными растениями, размножающимися без помощи семян.

Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение

Значение солнечно-го света в жизни растений. Образование хло-рофилла на свету. Солнце, жизнь и хлорофилл. Экспериментальные подтверждения об-разования расте-нием органических веществ из неорга-нических (опыт Я. ван Гельмонта). К.А. Тимирязев о значении зелёных растений на Земле.

Роль корней в жиз-ни растений. Корень — орган минерального пита-ния. Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения-хищники.

Питание животных и человека готовы-ми органическими веществами. Понятие о расти-тельноядных, хищ-никах и паразитах. Разнообразие при-способлений у жи-вотных, питающих-ся разной пищей. Наблюдение за питанием домаш-них животных.

Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обита-нию в организме хозяина. Паразитизм как способ питания. Общие признаки паразитов. Роль па-разитов в регулиро-вании численности других организмов

Процессы жизнедеятельности: питание, фотосин-тез. Взаимосвязь организмов и окружающей среды

Пути поступления минеральных солей в организм расте-ний, животных и человека. Минеральные соли, необходимые чело-веку. Борьба с за-грязнением почвы, воды, продуктов питания. Понятие о нитратах, их отри-цательном влиянии на организм

Вода — необходи-мое условие жизни, составная часть всех живых орга-низмов. Экспериментальные доказательства наличия воды в жи-вых организмах. Вода — раствори-тель веществ, вхо-дящих в состав живого организма. Испарение воды листьями. Значение процесса испарения в жизни живых организмов.
Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды. Охрана воды — ус-ловие сохранения жизни на Земле.

Пища — источник энергии, необхо-димой для жизни. Растения — прео-бразователи энер-гии Солнца, созда-тели органического вещества, богатого энергией. Растительная пища — источник энергии для расти-тельноядных животных. Растительноядные как источник энер-гии для хищника. Процесс питания как процесс получе-ния энергии.

Взаимосвязь спо-собов питания рас-тений и животных с их строением и об-разом жизни. Активное передви-жение — свойство животных. Разнообразие спо-собов передвиже-ния животных. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания пищи — источника энергии, необхо-димой для жизни. Сравнительная характеристика свободноживущего червя и червя-паразита.

Значение запасных питательных ве-ществ для жизнеде-ятельности орга-низма. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассив-ный отдых. Расход питательных ве-ществ в процессе роста и развития организма. Понятия о росте организма за счёт деления клеток. Потребность каж-дой живой клетки в питательных ве-ществах — источ-никах энергии.

Дыхание — общее свойство живого. Понятие о газо-обмене. Роль органов дыхания в обеспечении про-цесса газообмена. Экспериментальное доказательство раз-личия состава вды-хаемого и выдыха-емого воздуха. Приспособленность животных и расте-ний к получению необходимого для их жизни кислоро-да. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое при-менение знаний о взаимосвязи про-цессов питания и дыхания с движен-ием организма.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Составление и обсуждение «кодекса поведения» в природе (с учётом местных условий). Обсуждение содержания заданий и форм подготовки отчёта о проведённой работе.

Называть основные методы изучения природы.

Работать с рисунками учебника как источниками информации.

Осваивать разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы.

Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу.

Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации

Выявлять особенности химического состава живых организмов.

Обосновывать роль неорганических и органических веществ в живом организме.

Анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта.

Формировать выводы.

Оценивать важность полученных опытным путём результатов в повседневной жизни.

Работать с рисунком как источником информации

Определять свойства живых организмов.

Объяснять значение науки биологии в жизни человека.

Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления.

Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства.

Развивать навыки исследовательской работы при проведении самостоятельного опыта по проращиванию семян в домашних условиях

Подтверждать свою точку зрения авторским рисунком.

Определять методы биологических исследований.

Использовать рисунок как источник информации.

Объяснять значение общебиологических (системообразующих) понятий «живой организм», «свойства живого», «биология», формирующих системное мышление.

Сравнивать объекты живой и неживой природы.

Наблюдать за живыми организмами, выделяя свойства живого.

Делать выводы о различиях тел живой и неживой природы.

Оформлять отчёт о своих наблюдениях в ходе экскурсии.

Соблюдать правила поведения в природе

Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки.

Сравнивать строение растительной и животной клеток.

Устанавливать взаимосвязь строения растительной и животной клеток и разных способов питания растений и животных

Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки.

Сравнивать строение растительной и животной клеток.

Устанавливать взаимосвязь строения растительной и животной клеток и разных способов питания растений и животных

Научиться работать с микроскопом, изучить его устройство.

Соблюдать правила работы с микроскопом.

Проверять правильность подготовки микроскопа к работе.

Проводить самооценку и взаимооценку правильности настройки микроскопа.

Научиться готовить микропрепарат.
Соблюдать правила при-готовления микропрепарата, проводить взаимооценку правильности его приготовления.

Находить в клетках листа хлоропласты.
Объяснять роль хлорофилла для жизни на Земле.

Формировать систему в организации учебного труда, выполняя правилаподготов-ки рабочего места для исследования.

Соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием

Сравнивать функции клеток одноклеточного и многоклеточного организмов.

Доказывать, что клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо.

Называть признаки живого.

Доказывать взаимосвязь строения клеток и тканей с выполняемой функцией, используя рисунки учебника и собственные исследования.

Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Аргументировать важность биологических знаний для использования в повседневной жизни.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Приводить доказательства того, что клеточное строение — общий признак живых организмов.

Использовать для аргументации ответа результаты собственных исследований.

Применять ранее полученные знания в новой ситуации.

Проверять свои знания в ходе заполнения схем.

Участвовать в обсуждении результатов опыта, проведённого в домашних условиях

Решать поисковую задачу с использованием рисунка как источника информации.

Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника.

Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Оценивать свою готовность к исследовательской работе в ходе проведения домашнего опыта

Определять понятия «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гамета», «зигота», «зародыш».

Характеризовать особенности бесполого и полового размножения, приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию.

Проверять свои знания с использованием рисунка учебника

 

Проводить сравнение полового и бесполого размножения у животных на примере гидры, используя таблицы и рисунки учебника

Проводить наблюдения за ростом и развитием животных в ходе выполнения практической работы

Объяснять, для чего нужны растению цветок, плод, семя.

Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке.

Изучение органов цветкового растения

Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Научиться работать с лупой.

Находить части зародыша семени.

Делать выводы из полученных результатов исследования.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Объяснять особенности размножения растений частями тела.

Приводить примеры комнатных, дикорастущих и декоративных растений, в том числе своей местности, размножающихся частями тела.

Использовать на практике полученные знания при уходе за комнатными растениями.

Вырастить растения для кабинета биологии без помощи семян.

Доказывать, что размножение — общее свойство живого.

Определять понятия «размножение», «гамета», «зигота».

Строить схему, поясняющую образование зиготы.

Объяснять значение символов ♀ и ♂.

Приводить примеры полового и бесполого размножения растений и животных

Выделять условия, необходимые для образования растением органического вещества.

Объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений.

Комментировать высказывания учёных по изучаемой проблеме.

Участвовать в совместном обсуждении результатов проведённых экспериментов.

Осваивать навык ведения диалога с собеседником, умения учитывать мнение других людей

Объяснять значение корней в жизни растения.

Фиксировать результаты собст-венных исследований, исполь-зовать их для аргументированного ответа.

Развивать навыки работы с источ-никами дополнительной инфор-мации.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабора-торным оборудованием.

Определять по рисунку, кто чем питается.

Объяснять значение понятий «хищник», «паразит», «раститель-ноядное животное».
Выделять общий признак всех жи-отных и человека — питание гото-выми органическими веществами.

Проводить наблюдение за объек-тами живой природы.

Высказывать личную точку зре-ния, комментируя результаты наблюдений.

Оказывать практическую помощь животным, подкармливая птиц зимой.

Соблюдать правила поведения в природе

Определять понятия «паразит», «паразит — хозяин».

Работать с рисунком учебника как источником информации о многообразии паразитов.

Выделять общие признаки паразитов.

Развивать умение анализировать примеры, приведённые из дополнительных источников

Объяснять роль зелёного листа и корня в питании растений.

Называть способы питания животных.
Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле.

Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений

Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений.

Доказывать зависимость жизнеде-ятельности организмов от состоя-ния окружающей среды.

Применять знания о нитратах в повседневной жизни при исполь-зовании овощей в пищу.
Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загряз-няющих веществ в организм чело-века

Доказывать важность воды в жизни организмов.

Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов.

Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы.

Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований.

Участвовать в оценке отчётов одноклассников о проведённых опытах.

Объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке

Использовать ранее изученные понятия «хищник», «паразит», «растительноядный».

Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля — космос».

Устанавливать пищевые связи между живыми организмами.

Использовать полученные знания в новой ситуации, применимой в повседневной жизни

Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с возможностью растения жить и питаться «не сходя с места».

Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные знания.

Проводить наблюдение за движением домашних животных.

Планировать собственную деятельность при подготовке и проведении опыта в домашних условиях.

Фиксировать результаты эксперимента, делать выводы

Объяснять значение пищи как источника энергии.

Давать аргументированный ответ с использованием знаний об общих свойствах живых организмов.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни с использованием имеющихся знаний в новой ситуации

Определять понятие «газообмен».

Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена.

Оценивать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Приводить примеры приспособления живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии

Называть общие свойства живых организмов.

Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

Подтверждать приводимое доказательство рисунками.

Завершать предлагаемый текст, вписывая в него соответствующие понятия.

Составлять схемы, иллюстрирующие способы размножения живых организмов.

Строить модель пищевых связей живых организмов.

Объяснять значение биологического разнообразия на Земле

Планировать собственную деятельность.

Проводить самостоятельные исследования.
Фиксировать результаты летних наблюдений

Опыт в домашних условиях
«Выявление свойств живых организмов в процессе прорастания семян»

Лабораторная работа

№ 1

«Знакомство с микроскопом»

Лабораторная работа

 № 2

«Приготовление микропре-парата. Рассматривание под микро-скопом пу-зырьков воз-духа и клеток зелёного лис-та растения»

Лабораторная работа

 № 3

«Рассматривание под мик-роскопом клеток одно-клеточных и многоклеточных организ-мов»

Опыт в домашних условиях:

«Приготовление теста с ис-пользованием одноклеточных грибов — дрожжей»

Опыт в домашних условиях

«Выращивание плесени на хлебе»

Лабораторная работа № 4

«Изучение строения семени фасоли (гороха)»

Практическая работа

«Уход за комнатными растениями»

Лабораторная работа № 5

«Рассматривание корней растений»

Практическая работа

«Подкармливание птиц зимой»

Опыт в домашних условиях

«Изучение испарения воды листьями»

Практическая работа

«Наблюдение за расходом воды
в школе и в семье»

Опыт в домашних условиях

«Изучение направления роста корня».

Наблюдение за движением домашних животных.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совер-шенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

§1

Учебно-методический комплекс и материально-техническое обеспечение.

  1. И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко и др. Биология: 5-11 классы: программы, М. Ветана-Граф, 2014г.
  2. Сухова Т.С. Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций, М. Ветана-Граф, 2014г.
  3. Сухова Т.С. Биология: 5-6 классы: методическое пособие, М. Ветана-Граф, 2014г.
  4. Сухова Т.С. Биология: 5-6 классы: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций,, М. Ветана-Граф, 2014г.
  5. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
  6. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
  7. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
  8. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
  9. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
  10. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология»

  • Лабораторный практикум. Биология 5-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.
  • Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия  «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» Образовательный комплекс (электронное учебное издание), ООО «Кирилл и Мефодий»
  • Образовательная система «Школа 2100: электронная поддержка учебного процесса «Биология 5-9 кл». ООО «БАЛАСС» 2012г.

Лабораторное оборудование:

  1. Учебные микроскопы.
  2. Набор готовых микропрепаратов.
  3. Лабораторное оборудование для приготовления микропрепаратов.
  4. Комплект учебных таблиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 7 класс линия Пономаревой

Рабочая программа по биологии для 7 класса по линии Пономаревой.Программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы, учебно-тематиче...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа. География 9 класс. Предметная линия учебников "ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА"

Рабочая программа учителя по географии для 9  класса составлена на основе федерального   государственного образовательного стандарта общего образования,  на основе  программы ...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 кл УМК Пономарева

Рабочая программа по биологии ФГОС  5-9 кл УМК Пономарева...

Рабочая программа по биологии 8 кл " Линия жизни" - 2ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский...

Рабочая программа по биологии 5 кл "Линия жизни" - 1 ч. Пасечник В.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В. Биология. Основные закономерности жизнедеятельности организмов...

Рабочая программа по биологии 7 кл "Линия жизни" - 2 ч. Пасечник В.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова 7 класс. Учебник / М.: Просвещени...