Главные вкладки

    урок по биологии 5 класс
    план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

    Санданова Наталья Владимировна

    Цели  урока:

      1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности,направленной на изучение шляпочных грибов.              

      2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания съедобных и ядовитых грибов, навык правильного сбора грибов.

      3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры;

    Предполагаемые результаты:

    Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов

    Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами.

    Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами.

    Тип урока: изучение нового материала,.

                                                                                 Содержательная часть урока:

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Развиваемые УУД

    1.Организационный момент

    Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.

    Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

    Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

    2. Актуализация

    Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные нөдочёты.

    Проверка домашнего задания.

    Графический диктант.

      На прошлом уроке мы с вами начали изучать новое Царство Грибы.

    Утверждения:

    1. грибы поглощают пищу путём всасывания +

    2. Грибы–сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами+

    3. хитин –это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов+

    4.грибы относят к царству растения-

          5. Грибы играют только положительную роль в природе и жизни человека-

    Отвечают на вопросы

    Работа в тетради.

    Работают в паре.

    Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата

    что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?).

    Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

    Коммуникативные: оценка действий партнёра.

    3. Мотивация

    ответить на загадку.

    Под сосною у дорожки 
    Кто стоит среди травы?
    Ножка есть, но нет сапожек,
    Шляпка есть - 
    Нет головы.

    Заслушать ответы учащихся

    огласить тему  урока.

    Предполагаемый ответ:

     

    4. Изучение нового материала.

    Формулируем тему и цель урока .

    Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

    Инструктивная карта:

    1.     1. Рассмотрите  плодовое тело шляпочного гриба. Найдите пенек и шляпку.

    2.     2. Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба.

    3. Сделайте вывод к работе, укажите, где образуются споры у шляпочных грибов. Какие грибы вы рассмотрели : трубчатые или пластинчатые?          

    2.Грибы трубчатые и пластинчатые

    3.Образование спор.

    Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры . Когда споры попадут в землю, из них прорастут новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки — плодовые тела будущих грибов.

    Слайд: ведьмины круги

    Собирая грибы, люди давно обратили внимание на то, что некоторые из них растут, образуя правильной формы круг. И что самое удивительное — внутри этих кругов трава чахнет и засыхает,  словно кто ее вытоптал. Грибы, образующие странные кольца, в старину не собирали. Вот и пошло по свету название — «ведьмины круги».

    Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. По краям молодой нарастающей грибницы появляются плодовые тела — «грибы». Грибница потребляет большое количество питательных веществ, как органических, так и минеральных, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растет грибница, и пища, и вода, необходимая зеленым растениям, становятся дефицитом. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава.

    3.     Симбиоз грибов и растений

    Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой.

    Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз)

    Рассмотрите рис. 43, найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза)

    Что вы должны сделать, чтобы узнать определение и значение термина? (прочитать)

    Сформулировать определение, записать в тетрадь: микориза-нити грибницы, проникающие в корень дерева.

    Слайд: симбиоз

    Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!
    Распрямились, потянулись, 
    А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)

    Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.
    Думай, думай, голова.  (вращение головой)Хоть зарядка коротка, 
    Отдохнули мы слегка.

    5. Грибы съедобные и ядовитые.

       - Что вы знаете о съедобных грибах?                    

     -  Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах?

    - Какие грибы нельзя употреблять в пищу?

    - Какой гриб считают самым ядовитым?

                                                    Грибы

                                                /                 \

                                    Съедобные       ядовитые

                                              ?                     ?

    Самостоятельная работа: рис 44,45

     При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных. (обьяснение)

    Внимательно прочитайте правила сбора грибов, стараясь запомнить

    …воспроизведите, что запомнили.

    Записывают тему в тетрадь.

    Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели.

    Анализ текста в учебнике стр.70-71

    Самостоятельная работа.

    Слайд

    анализ

    Рис.43

    Проговаривают определение вслух

    слайд

    Самостоятельная работа: по ходу заполнять схему.

    Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

    Коммуникативные: 
    владение монологической и диалогической формами речи.
    Познавательные, логические:
    синтез как составление целого из частей;

           

      Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

    Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

    Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений.

    Познавательные, общеучебные:применение методов информационного поиска необходимой информации.,

    умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

    Коммуникативные: постановка вопросов.

    5. Первичное закрепление

    Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы

    Вопросы в конце параграфа14

     

    Регулятивныевыделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения .

    6. Рефлексия учебной деятельности

    Слайд:

    Сегодня я узнал….

    Было интересно…

    Я научился…

    Я понял,что…

    Меня удивило…

    Выбирают начало фразы и формулируют ответ

    Познавательные, общеучебные:контроль и оценка процесса и результата деяьельности.

    7. Домашнее задание

    1. В учебнике п 14, вопрос №6.

    2. Творческое: подготовить сообщение о плесневых грибах: мукор . пеницилл.

     

    Познавательные, общеучебные:выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

        Шляпочные грибы                                                          

     Цели  урока:

      1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности,направленной на изучение шляпочных грибов.              

      2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания съедобных и ядовитых грибов, навык правильного сбора грибов.

      3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры;

    Предполагаемые результаты:

    Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов

    Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами.

    Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами.

    Тип урока: изучение нового материала,.

                                                                                 Содержательная часть урока:

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Развиваемые УУД

    1.Организационный момент

    Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.

    Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

    Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

    2. Актуализация

    Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные нөдочёты.

    Проверка домашнего задания.

    Графический диктант.

      На прошлом уроке мы с вами начали изучать новое Царство Грибы.

    Утверждения:

    1. грибы поглощают пищу путём всасывания +

    2. Грибы–сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами+

    3. хитин –это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов+

    4.грибы относят к царству растения-

          5. Грибы играют только положительную роль в природе и жизни человека-

    Отвечают на вопросы

    Работа в тетради.

    Работают в паре.

    Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата

    что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?).

    Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

    Коммуникативные: оценка действий партнёра.

    3. Мотивация

    ответить на загадку.

    Под сосною у дорожки 
    Кто стоит среди травы?
    Ножка есть, но нет сапожек,
    Шляпка есть - 
    Нет головы.

    Заслушать ответы учащихся

    огласить тему  урока.

    Предполагаемый ответ:

    4. Изучение нового материала.

    Формулируем тему и цель урока .

    Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

    Инструктивная карта:

    1. 1. Рассмотрите  плодовое тело шляпочного гриба. Найдите пенек и шляпку.
    2. 2. Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба.

    3. Сделайте вывод к работе, укажите, где образуются споры у шляпочных грибов. Какие грибы вы рассмотрели : трубчатые или пластинчатые?          

    2.Грибы трубчатые и пластинчатые

    3.Образование спор.

    Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры . Когда споры попадут в землю, из них прорастут новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки — плодовые тела будущих грибов.

    Слайд: ведьмины круги

    Собирая грибы, люди давно обратили внимание на то, что некоторые из них растут, образуя правильной формы круг. И что самое удивительное — внутри этих кругов трава чахнет и засыхает,  словно кто ее вытоптал. Грибы, образующие странные кольца, в старину не собирали. Вот и пошло по свету название — «ведьмины круги».

    Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. По краям молодой нарастающей грибницы появляются плодовые тела — «грибы». Грибница потребляет большое количество питательных веществ, как органических, так и минеральных, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растет грибница, и пища, и вода, необходимая зеленым растениям, становятся дефицитом. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава.

    1. Симбиоз грибов и растений

    Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой.

    Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз)

    Рассмотрите рис. 43, найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза)

    Что вы должны сделать, чтобы узнать определение и значение термина? (прочитать)

    Сформулировать определение, записать в тетрадь: микориза-нити грибницы, проникающие в корень дерева.

    Слайд: симбиоз

    Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!
    Распрямились, потянулись, 
    А теперь назад прогнулись. 
    (наклоны вперед и назад)

    Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.
    Думай, думай, голова.  
    (вращение головой)Хоть зарядка коротка, 
    Отдохнули мы слегка.

    5. Грибы съедобные и ядовитые.

       - Что вы знаете о съедобных грибах?                    

     -  Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах?

    - Какие грибы нельзя употреблять в пищу?

    - Какой гриб считают самым ядовитым?

                                                    Грибы

                                                /                 \

                                    Съедобные       ядовитые

                                              ?                     ?

    Самостоятельная работа: рис 44,45

     При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных. (обьяснение)

    Внимательно прочитайте правила сбора грибов, стараясь запомнить

    …воспроизведите, что запомнили.

    Записывают тему в тетрадь.

    Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели.

    Анализ текста в учебнике стр.70-71

    Самостоятельная работа.

    Слайд

    анализ

    Рис.43

    Проговаривают определение вслух

    слайд

    Самостоятельная работа: по ходу заполнять схему.

    Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

    Коммуникативные: 
    владение монологической и диалогической формами речи.
    Познавательные, логические:
    синтез как составление целого из частей;

           

      Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

    Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

    Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений.

    Познавательные, общеучебные:применение методов информационного поиска необходимой информации.,

    умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

    Коммуникативные: постановка вопросов.

    5. Первичное закрепление

    Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы

    Вопросы в конце параграфа14

    Регулятивныевыделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения .

    6. Рефлексия учебной деятельности

    Слайд:

    Сегодня я узнал….

    Было интересно…

    Я научился…

    Я понял,что…

    Меня удивило…

    Выбирают начало фразы и формулируют ответ

    Познавательные, общеучебные:контроль и оценка процесса и результата деяьельности.

    7. Домашнее задание

    1. В учебнике п 14, вопрос №6.

    2. Творческое: подготовить сообщение о плесневых грибах: мукор . пеницилл.

    Познавательные, общеучебные:выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

    Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

    Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов» Учитель биологии Викулова Е.В.

    Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием  технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных  приборов»...

    Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

    Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

    Презентация к уроку по биологии 8 класс по теме "Глаз как орган зрения и оптическая система" Урок по биологии в 8 классе "Глаз как орган зрения и оптическая система"

    Аннотация к уроку биологии в 8 классе по теме «Глаз как орган зрения и оптическая система»учителя биологии  МБ ОУ Арзинской СОШБурденкова Александра Михайловича.Данный урок являетс...

    Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

    Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

    Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»

    Уникальность разработки заключается в  методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...