урок "Человек - Царь или золотарь"
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Кутаева Ольга Александровна

Урок по биологии в 11 классе, раздел экология - антропогенное влияние на природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon влияние человека на природу58 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Конституция Российской Федерации

Статья 58.

                Экологические  проблемы.

Атмосферные загрязнения.  Воздух в настоящее время не соответствует норме в 187 городах России, в которых проживают 65,4 миллиона человек. Набор веществ, загрязняющих воздух, очень широк: это жидкие и газообразные вещества (                                          и т.д.), минеральные кислоты, такие, как                                                         , простые органические вещества: альдегиды, эфиры, углеводороды, кетоны, фенолы и т.д. ; твердые вещества: сажа, зола, токсичная пыль. Эти вредные компоненты воздуха вызывают заболевания дыхательной и нервной систем, ослабление памяти, онкологические заболевания.  Такова неутешительная картина на сегодняшний день  в 66 городах, где  максимальная концентрация превышает 10 ПДК. В ХМАО одним из основных  источников загрязнения воздуха является сжигание нефти при её аварийных сбросах на рельеф местности и в водоемы – испарения легких компонентов нефтяных углеводородов с поверхности  разливов, шламовых амбаров, их резервуаров, кроме того, от общего объёма выбросов в воздух загрязняющих веществ более 55% приходится на долю  автотранспорта и других передвижных источников. Таким образом очаги загрязнения формируются в районах интенсивной нефтедобычи ( Сургут, Когалым, Нижневартовск и д.р.) и вокруг компрессорных станций на магистральных газопроводах.

 Загрязнения вод. Многие реки, ручьи превратились в сточные канавы, исчезает рыба, высыхают или становятся непригодными для питья подземные источники. Например «передовой» метод добычи нефти – закачка солёной воды в нефтяные пласты с целью повышения нефтедобычи, привел к уничтожению многих чистых родников. Загрязнителями являются химзаводы, животноводческие фермы, несанкционированные городские свалки, которые появляются в любом месте , а также у водоёмов. Человек ,потребляя неочищенную воду, подвергает своё здоровье опасности:  в водопроводах выделено более 2100 различных видов загрязнений , включая бактерии и вирусы, вызывающие серьёзные заболевания.  Обстановка в водах округа крайне неблагополучна в части  загрязнения нефтепродуктами, фенолами и железом. Положение в районах нефтедобычи попросту катастрофическое. Нельзя не отметить загрязнения вод затонувшей, полупогруженной и плавающей древесиной.

 Загрязнения земель.  В землю закапывают отходы от промышленности, сельского хозяйства, радиационные, сжигают разлившуюся нефть, сбрасывают бытовой мусор и т.д.  90 лет разлагается в земле консервная банка, от 2 до 10 лет – бумага, 100 лет – фильтр от сигарет, 200 лет – полиэтиленовый пакет.

 Опустынивание земель.  Из-за нерационального ведения сельского хозяйства (нарушений в севообороте, разведения огромных стад овец и других домашних животных), выжигания травянистого покрова земли, вырубки леса и других видов деятельности человека происходит опустынивание земель.

 Лес  - легкие планеты. Ежегодно в России сгорает от 1 до 7 миллионов га лесов, 80% лесных пожаров по вине человека.  Идет интенсивная вырубка леса на нужды людей. Гибнут животные.  По данным Международного Союза охраны природы с 1600 года на Земле вымерло 94 вида птиц, 63 вида млекопитающих. Исчезли с Земли птица моа (Новая Зеландия), бескрылая гагарка (Исландия),  дронт (о. Маврикий в Индийском океане) и многие другие;  лесные слоны и носороги, саблезубый тигр,  мамонт, тур, зебра Квага, морская корова Стеллера, сумчатый волк, тарпан и другие.  

Царское дело.                                                        Не царское это дело.

                           Царское это дело.

                        Не царское это дело.

Синквейн на тему: «Природа. Человек».

1строка - название синвейна – существительное

2строка – два прилагательных, характеризующих существительное

3строка – три глагола, три действия характерных для этого существительного

4строка –фраза на тему синквейна ,отражающая сущность описываемого существительного

5строка – существительное – антоним  к первому.

  Программа воспитания современного человека – Царя Природы.

Тема: «Человек – Царь и Золотарь». ( 11 кл.)

Задачи урока:

1. Осознать свое положение в природе.

2. Развивать экологическое мышление.

3. Формировать экологическую совесть.

4. Понимать свою роль в экологическом воспитании будущего поколения.

Цель: опираясь на приобретенные знания, показать влияние человека на природу, убедиться в бережном отношении к ней, осознать необходимость строить человеческую деятельность с учётом сохранения взаимосвязей в природе, понять необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения на планете Земля всего живого.

Тип урока: обобщающий.

 Форма обучения: педагогическая мастерская.

Методы и приёмы обучения: словесно -наглядный, самостоятельная работа индивидуально и в группах,  социализация.

Оформление доски:  Тема: (пока не пишется)

Эпиграф: « Я – человек. Я – посредине мира».   Андрей Тарковский.

Девиз:  «По земле надо ходить легко, не оставляя после себя следов». Эпос кондинских манси.

Статья Конституции Российской Федерации.

Оборудование:  дидактический материал,  календарь Международных экологических акций, фломастеры, «Экологические проблемы».

Класс поделен на группы.

                                         Ход урока.

Учитель:  Есть старинная притча о том, как одна молодая мать пришла к мудрецу и  спросила, когда ей следует начать воспитывать своего первенца. « Какого он возраста?» - поинтересовался умудрённый жизнью старец и, получив ответ: «4 года»,  с сожалением ответил: « Вы опоздали на 5 лет».

Мир стареет, а многие матери вообще не приходят к мудрым старцам с подобными вопросами, особенно в области экологического воспитания «человеческих детёнышей», возрастающих в Царей Природы.  Очень часто мы слышим с экрана телевизоров, по радио, читаем в прессе такое высказывание: «Человек - Царь Природы». Почему?

(Заслушиваем ответы учащихся).

- У каждого человека в группе имеется лист разделённый пополам. На одной половине – «Царское дело»,  на другой – «Не царское  это дело».

Каждый ученик записывает на этом листе, какие он считает дела царскими, а какие не царскими. Затем после обсуждения в группе, выписывают эти дела на общее листы, которые есть у каждой группы. В конце работы проводим социализацию. На работу 3 мин.

Учитель: (На пошедших уроках я рассказывала про золотаря. Вспомните, какую работу выполнял во времена царя золотарь? ) или  Скажите, кто из вас знает кто такой золотарь? Может быть с уроков истории или литературы, или вы где- нибудь читали о золотаре?

Ответ: Золотарь – тот, кто убирает «царское золото ночных ваз», проще говоря, ассенизатор.

-  Кстати для справки, у золотаря в царское время была одна из самых больших зарплат. А в наше время это одна из самых низко оплачиваемых и не престижных профессий. Можем ли мы, живя в современном мире, обходиться без отходов промышленных и бытовых, без последствий хозяйственной деятельности человека?  

Ответ: Нет.

У вас на столах есть материал об  экологической обстановке в природе в целом и по ХМАО на данное время,  познакомьтесь с ним.

-  Кто в природе сегодня должен быть золотарем?

( редуценты, группа людей со специальным образованием и т.д.)

А теперь выведем тему урока, исходя из того, о чём мы говорили. Кто такой человек?  «Человек – Царь и Золотарь».

Учитель: На пороге 21 века человечество вступило  в новую эпоху существования, требующую кардинальной перестройки основных ценностных шкал, новых способов мышления, и разрешения противоречий. Одним словом, все мы жители планета Земля, оказались заложниками самих себя, когда для того чтобы выжить, необходимо начинать думать и поступать по-иному, чем до сих пор. Очень важно, что бы свою причастность к защите планеты понял и осознал каждый – от ребёнка до седого старца.

Я предлагаю вам разработать программу экологического воспитания современного человека. Работаем в группах 10 мин., затем проводим  социализацию.

- Ежегодно проводится множество экологических акций. Если посмотреть на календарь Международных экологических акций и поразмыслить, то нетрудно убедиться, что эти дни не окрашены в праздничные тона. Скорее наоборот (см. календарь). Набат предупреждения звучит над планетой. Россия не стоит в  стороне от общепланетарных мероприятий, тем более что экологическая ситуация в стране весьма тревожна. В Конституции Российской Федерации есть статья 58.(см. на доску). А какую экологическую  работу мы делаем в нашем небольшом поселке?

Ответ: о чистом четверге, уборке территории автодороги Шаим – Ушья прошедшим летом, патруль по охране елового молодняка от не законных вырубок, патруль по охране леса от пожаров учащихся детского объединения  школьного лесничества «Багульник», лекции о вреде наркотиков, алкоголя и курения, выпуск стенгазет, рисунков и так далее.

- Написать каждому ученику синквейн на тему: «Природа. Человек». -3 мин.

(зачитываем несколько работ)

  Рефлексия.

- О чем вы задумались на этом уроке?

«Акция – это коллективная деятельность, предпринимаемая для достижения вполне конкретной цели, с привлечением внимания широких слоев общественности, а по возможности и с их активным участием».

 

  Календарь Международных экологических акций.

29 января   -  День мобилизации против угрозы ядерной войны.

2 февраля  -  День водно-болотных угодий.

1 марта   -   День борьбы с наркоманией.

22 марта  -   День охраны водных ресурсов (День воды).

1 апреля  -  День птиц.

7 апреля  -  День здоровья.

22 апреля  - День Земли.

31 мая   -   День без курения.

1 июня   -  День защиты детей

5 июня   -  День окружающей среды.

16 июня  -  День защиты от опустынивания.

26 июня  -  День борьбы с наркоманией и распространением наркотиков.

6 августа  -  День действий за запрещение ядерного оружия.

Неделя в сентябре  -  «Мы очистим мир». (Очистим планету от мусора).

15 сентября  -  День мира.

16 сентября  -  День борьбы за защиту озонового слоя.

16 сентября  -  День моря.

27 сентября  -  День туризма.

4 октября  -  День защиты животных.

14 октября  -  День по уменьшению опасностей стихийных бедствий.

20 ноября  -  День отказа от курения.

1 декабря  -  День борьбы со СПИДом.

29 декабря  -  День биологического разнообразия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эллины против "царя царей".

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Эллины против "царя царей"". Война греческих полисов против персидкой державы....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"

Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....

«Философские вопросы в романе В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказе Э. Хэмингуэя «Старик и море».

Конспект урока литературы в 11 классе, на котором производится сопоставительная характеристика произведений русской и зарубежной классики...

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Персидская держава "царя царей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс

Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс ...

Конспект урока "Персидская держава царя царей"

Конспект урока по истории в 5 классе по теме: "Персидская держава царя царей"...

Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека».8 класс.

Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев.  Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека&ra...