урок "Человек - Царь или золотарь"
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
Урок по биологии в 11 классе, раздел экология - антропогенное влияние на природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
влияние человека на природу | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Конституция Российской Федерации
Статья 58.
Экологические проблемы.
Атмосферные загрязнения. Воздух в настоящее время не соответствует норме в 187 городах России, в которых проживают 65,4 миллиона человек. Набор веществ, загрязняющих воздух, очень широк: это жидкие и газообразные вещества ( и т.д.), минеральные кислоты, такие, как , простые органические вещества: альдегиды, эфиры, углеводороды, кетоны, фенолы и т.д. ; твердые вещества: сажа, зола, токсичная пыль. Эти вредные компоненты воздуха вызывают заболевания дыхательной и нервной систем, ослабление памяти, онкологические заболевания. Такова неутешительная картина на сегодняшний день в 66 городах, где максимальная концентрация превышает 10 ПДК. В ХМАО одним из основных источников загрязнения воздуха является сжигание нефти при её аварийных сбросах на рельеф местности и в водоемы – испарения легких компонентов нефтяных углеводородов с поверхности разливов, шламовых амбаров, их резервуаров, кроме того, от общего объёма выбросов в воздух загрязняющих веществ более 55% приходится на долю автотранспорта и других передвижных источников. Таким образом очаги загрязнения формируются в районах интенсивной нефтедобычи ( Сургут, Когалым, Нижневартовск и д.р.) и вокруг компрессорных станций на магистральных газопроводах.
Загрязнения вод. Многие реки, ручьи превратились в сточные канавы, исчезает рыба, высыхают или становятся непригодными для питья подземные источники. Например «передовой» метод добычи нефти – закачка солёной воды в нефтяные пласты с целью повышения нефтедобычи, привел к уничтожению многих чистых родников. Загрязнителями являются химзаводы, животноводческие фермы, несанкционированные городские свалки, которые появляются в любом месте , а также у водоёмов. Человек ,потребляя неочищенную воду, подвергает своё здоровье опасности: в водопроводах выделено более 2100 различных видов загрязнений , включая бактерии и вирусы, вызывающие серьёзные заболевания. Обстановка в водах округа крайне неблагополучна в части загрязнения нефтепродуктами, фенолами и железом. Положение в районах нефтедобычи попросту катастрофическое. Нельзя не отметить загрязнения вод затонувшей, полупогруженной и плавающей древесиной.
Загрязнения земель. В землю закапывают отходы от промышленности, сельского хозяйства, радиационные, сжигают разлившуюся нефть, сбрасывают бытовой мусор и т.д. 90 лет разлагается в земле консервная банка, от 2 до 10 лет – бумага, 100 лет – фильтр от сигарет, 200 лет – полиэтиленовый пакет.
Опустынивание земель. Из-за нерационального ведения сельского хозяйства (нарушений в севообороте, разведения огромных стад овец и других домашних животных), выжигания травянистого покрова земли, вырубки леса и других видов деятельности человека происходит опустынивание земель.
Лес - легкие планеты. Ежегодно в России сгорает от 1 до 7 миллионов га лесов, 80% лесных пожаров по вине человека. Идет интенсивная вырубка леса на нужды людей. Гибнут животные. По данным Международного Союза охраны природы с 1600 года на Земле вымерло 94 вида птиц, 63 вида млекопитающих. Исчезли с Земли птица моа (Новая Зеландия), бескрылая гагарка (Исландия), дронт (о. Маврикий в Индийском океане) и многие другие; лесные слоны и носороги, саблезубый тигр, мамонт, тур, зебра Квага, морская корова Стеллера, сумчатый волк, тарпан и другие.
Царское дело. Не царское это дело.
Царское это дело.
Не царское это дело.
Синквейн на тему: «Природа. Человек».
1строка - название синвейна – существительное
2строка – два прилагательных, характеризующих существительное
3строка – три глагола, три действия характерных для этого существительного
4строка –фраза на тему синквейна ,отражающая сущность описываемого существительного
5строка – существительное – антоним к первому.
Программа воспитания современного человека – Царя Природы.
Тема: «Человек – Царь и Золотарь». ( 11 кл.)
Задачи урока:
1. Осознать свое положение в природе.
2. Развивать экологическое мышление.
3. Формировать экологическую совесть.
4. Понимать свою роль в экологическом воспитании будущего поколения.
Цель: опираясь на приобретенные знания, показать влияние человека на природу, убедиться в бережном отношении к ней, осознать необходимость строить человеческую деятельность с учётом сохранения взаимосвязей в природе, понять необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения на планете Земля всего живого.
Тип урока: обобщающий.
Форма обучения: педагогическая мастерская.
Методы и приёмы обучения: словесно -наглядный, самостоятельная работа индивидуально и в группах, социализация.
Оформление доски: Тема: (пока не пишется)
Эпиграф: « Я – человек. Я – посредине мира». Андрей Тарковский.
Девиз: «По земле надо ходить легко, не оставляя после себя следов». Эпос кондинских манси.
Статья Конституции Российской Федерации.
Оборудование: дидактический материал, календарь Международных экологических акций, фломастеры, «Экологические проблемы».
Класс поделен на группы.
Ход урока.
Учитель: Есть старинная притча о том, как одна молодая мать пришла к мудрецу и спросила, когда ей следует начать воспитывать своего первенца. « Какого он возраста?» - поинтересовался умудрённый жизнью старец и, получив ответ: «4 года», с сожалением ответил: « Вы опоздали на 5 лет».
Мир стареет, а многие матери вообще не приходят к мудрым старцам с подобными вопросами, особенно в области экологического воспитания «человеческих детёнышей», возрастающих в Царей Природы. Очень часто мы слышим с экрана телевизоров, по радио, читаем в прессе такое высказывание: «Человек - Царь Природы». Почему?
(Заслушиваем ответы учащихся).
- У каждого человека в группе имеется лист разделённый пополам. На одной половине – «Царское дело», на другой – «Не царское это дело».
Каждый ученик записывает на этом листе, какие он считает дела царскими, а какие не царскими. Затем после обсуждения в группе, выписывают эти дела на общее листы, которые есть у каждой группы. В конце работы проводим социализацию. На работу 3 мин.
Учитель: (На пошедших уроках я рассказывала про золотаря. Вспомните, какую работу выполнял во времена царя золотарь? ) или Скажите, кто из вас знает кто такой золотарь? Может быть с уроков истории или литературы, или вы где- нибудь читали о золотаре?
Ответ: Золотарь – тот, кто убирает «царское золото ночных ваз», проще говоря, ассенизатор.
- Кстати для справки, у золотаря в царское время была одна из самых больших зарплат. А в наше время это одна из самых низко оплачиваемых и не престижных профессий. Можем ли мы, живя в современном мире, обходиться без отходов промышленных и бытовых, без последствий хозяйственной деятельности человека?
Ответ: Нет.
У вас на столах есть материал об экологической обстановке в природе в целом и по ХМАО на данное время, познакомьтесь с ним.
- Кто в природе сегодня должен быть золотарем?
( редуценты, группа людей со специальным образованием и т.д.)
А теперь выведем тему урока, исходя из того, о чём мы говорили. Кто такой человек? «Человек – Царь и Золотарь».
Учитель: На пороге 21 века человечество вступило в новую эпоху существования, требующую кардинальной перестройки основных ценностных шкал, новых способов мышления, и разрешения противоречий. Одним словом, все мы жители планета Земля, оказались заложниками самих себя, когда для того чтобы выжить, необходимо начинать думать и поступать по-иному, чем до сих пор. Очень важно, что бы свою причастность к защите планеты понял и осознал каждый – от ребёнка до седого старца.
Я предлагаю вам разработать программу экологического воспитания современного человека. Работаем в группах 10 мин., затем проводим социализацию.
- Ежегодно проводится множество экологических акций. Если посмотреть на календарь Международных экологических акций и поразмыслить, то нетрудно убедиться, что эти дни не окрашены в праздничные тона. Скорее наоборот (см. календарь). Набат предупреждения звучит над планетой. Россия не стоит в стороне от общепланетарных мероприятий, тем более что экологическая ситуация в стране весьма тревожна. В Конституции Российской Федерации есть статья 58.(см. на доску). А какую экологическую работу мы делаем в нашем небольшом поселке?
Ответ: о чистом четверге, уборке территории автодороги Шаим – Ушья прошедшим летом, патруль по охране елового молодняка от не законных вырубок, патруль по охране леса от пожаров учащихся детского объединения школьного лесничества «Багульник», лекции о вреде наркотиков, алкоголя и курения, выпуск стенгазет, рисунков и так далее.
- Написать каждому ученику синквейн на тему: «Природа. Человек». -3 мин.
(зачитываем несколько работ)
Рефлексия.
- О чем вы задумались на этом уроке?
«Акция – это коллективная деятельность, предпринимаемая для достижения вполне конкретной цели, с привлечением внимания широких слоев общественности, а по возможности и с их активным участием».
Календарь Международных экологических акций.
29 января - День мобилизации против угрозы ядерной войны.
2 февраля - День водно-болотных угодий.
1 марта - День борьбы с наркоманией.
22 марта - День охраны водных ресурсов (День воды).
1 апреля - День птиц.
7 апреля - День здоровья.
22 апреля - День Земли.
31 мая - День без курения.
1 июня - День защиты детей
5 июня - День окружающей среды.
16 июня - День защиты от опустынивания.
26 июня - День борьбы с наркоманией и распространением наркотиков.
6 августа - День действий за запрещение ядерного оружия.
Неделя в сентябре - «Мы очистим мир». (Очистим планету от мусора).
15 сентября - День мира.
16 сентября - День борьбы за защиту озонового слоя.
16 сентября - День моря.
27 сентября - День туризма.
4 октября - День защиты животных.
14 октября - День по уменьшению опасностей стихийных бедствий.
20 ноября - День отказа от курения.
1 декабря - День борьбы со СПИДом.
29 декабря - День биологического разнообразия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эллины против "царя царей".
Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Эллины против "царя царей"". Война греческих полисов против персидкой державы....
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"
Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....
«Философские вопросы в романе В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказе Э. Хэмингуэя «Старик и море».
Конспект урока литературы в 11 классе, на котором производится сопоставительная характеристика произведений русской и зарубежной классики...
Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Персидская держава "царя царей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс
Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс ...
Конспект урока "Персидская держава царя царей"
Конспект урока по истории в 5 классе по теме: "Персидская держава царя царей"...
Методическая разработка урока «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека». 8 класс.
Открытый урок по родной литературе. 8 класс....
Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека».8 класс.
Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека&ra...