Учебно-тематический план "За страницами учебника"
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА»
Возраст детей – 14- 16 лет
Срок реализации – 1 года
Составитель:
п.д.о. МОУ ДОД ЦДТ
Чайченко Татьяна Анатольевна
Троицк
2012 г.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе: | |
теоретических | практических | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 |
|
| Вопросы клеточной биологии | 10 | 2 | 8 |
2 | Вопросы биохимии и молекулярной биологии | 10 | 4 | 6 |
3 | Вопросы биологии развития | 8 | 2 | 6 |
5 | Вопросы современной генетики | 16 | 4 | 12 |
8 | Вопросы экологии | 10 | 2 | 8 |
9 | Элементы биогеографии | 6 | 2 | 4 |
| Итоговое занятие. | 2 |
| 2 |
Итого часов: | 64 | 18 | 46 |
1. Вводное занятие.
Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности. Биология как комплекс наук о многообразии жизни. Предмет ее изучения.
2. Тема: Вопросы клеточной биологии.
Теория:
Предмет цитологии. Основные вехи в развитии учения о клетке. Основные положения клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена (1838 – 1839). Р. Вирхов. Формирование клеточной биологии. Понятие о гомологичности и дифференциации клеток.
Современные методы исследования клеточных органелл. Световая и электронная микроскопия. Витальное изучение клеток. Фиксирование. Авторадиография. Изучение корпускулярных объектов. Ультрамикротомия. Методы замораживания-травления, сверхвысоковольтной микроскопии, фракционирования.
Особенности строения клеток про- и эукариот. Бактериальная, растительная, грибная и животная клетки. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.
Ядро и цитоплазма как основные клеточные компоненты. Принципы классификации органоидов клетки: мембранные и белковые. Гиалоплазма и цитоплазма. Плазматическая мембрана: модель «липидного озера», ее функции. Роль межклеточных контактов. Плазмодесмы. Специализированные структуры клеточной мембраны: микроворсинки, реснички и жгутики. Строение и функции. Центриоли. Клеточная стенка, ее образование и роль. Гликокаликс. Вакуолярная система: ЭПР, аппарат Гольджи, лизосомы, пероксисомы (микротельца), сферосомы, вакуоли. Центральная вакуоль растительной клетки. Полуавтономные органеллы: пластиды и митохондрии. Скелет клетки: микрофиламенты, промежуточные филаменты, микротрубочки.
Основы физиологии клетки: виды транспорта. Осмос и диффузия. Активный транспорт. Питание клетки. Пиноцитоз и фагоцитоз.
Жизненный цикл клетки. Понятие о патологии клетки. Деление клетки: митоз. Типы митоза. Амитоз.
Мейоз как редукционное деление клетки. Сравнение митоза и мейоза. Биологическое значение мейоза. Особенности организации хромосом.
Практика
Устройство светового микроскопа и строение клеток растений и животных».
3. Тема: Вопросы биохимии и молекулярной биологии.
Теория:
Предмет биохимии. Статическая, динамическая и функциональная биохимия. Живые системы: подходы с точки зрения термодинамики (открытые) и кибернетики (относительно изолированные). Современные задачи биохимии. Молекулярная биология. Понятие о физико-химической биологии. Биофизика. Основные химические понятия: химическая кинетика, катализ и катализаторы, типы химической связи, биологические растворы.
Химическая организация клетки: неорганические (минеральные) вещества. Микро- и макроэлементы. Встречаемость и роль в клетке. Вода и минеральные соли.
Органические вещества. Понятие о мономере и полимере. Углеводы, липиды (жиры и жироподобные вещества).
Аминокислоты. Принцип образования пептидной связи.
Белки. Структура и роль в живых организмах. Ферменты как биокатализаторы.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Структура и функции. АТФ как основной источник энергии в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии в организме. Метаболизм. Пластический (анаболизм, ассимиляция) и энергетический (катаболизм, диссимиляция) обмен. Синтез ДНК (репликация), РНК (транскрипция) и белка (трансляция).
Превращение химических веществ в организме и клетке. Гликолиз, дыхание (цикл Кребса), брожение. Стадии этих процессов. Фотосинтез, история изучения. Органоиды, участвующие в процессе фотосинтеза. Фотосинтетические пигменты: хлорофилл, бактериохлорофилл, каротиноиды, фикобилины. Процесс фотосинтеза: световые и темновые реакции. Типы питания организмов: автотрофы и гетеротрофы, фототрофы и хемотрофы.
Практика:
Определение органических и неорганических веществ в растениях.
4. Тема: Вопросы биологии развития.
Теория:
Предмет эмбриологии. Основные черты ее развития. Представление о единстве онтогенеза и филогенеза. Биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера. Теория филэмбриогенеза А. Н. Северцова. О соотношении понятий онтогенез, морфогенез и жизненный цикл. Размножение организмов- важнейшее свойство живого.
Вегетативное, бесполое и половое размножение. Формы полового процесса. Типы жизненных циклов. Этапы онтогенеза тканевых организмов. Сперматогенез и оогенез у животных. Формирование растительных половых клеток. Эмбриогенез у растений и животных.
Практика.
Работа с препаратами.
5. Тема:Вопросы современной генетики.
Теория:
Предмет генетики. Наследственность и изменчивость как важные свойства организмов. Основные понятия генетики: диплоидный и гаплоидный организмы, ген и генотип, фен и фенотип, гомо- и гетерозиготы, аллель, доминантный и рецессивный, альтернативные аллели. Структура гена как сложной генетической единицы.
Основные вехи в истории генетики: И. Г. Кельрейтер, Т. Э. Найт, О. Сажрэ, Ш. Нодэн, Г. Мендель, Ч. Дарвин. Развитие генетики в XX веке. Советская генетика: Н. К. Кольцов, Н. И. Вавилов, Г. Д. Карпеченко, Н. В. Тимофеев-Ресовский, А. С. Серебровский, Ю. А. Филипченко, С. С. Четвериков, Н. П. Дубинин, С. М. Гершензон, Д. К. Беляев, И. А. Рапопорт. Менделизм. Законы Г. Менделя: единообразия гибридов, расщепления, независимого наследования. Гибридологический метод. Правило частоты гамет. Цитологическое обоснование.
Генетический анализ. Кедоминирование и анализирующее скрещивание. Обратное скрещивание. Сцепленное наследование генов. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Сцепление и кроссинговер.
Типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Генетика человека. Генеалогический и близнецовый методы. Анализ родословных. Наследственные заболевания. Критика евгеники. Внеядерная наследственность. Генетика микроорганизмов.
Изменчивость. Модификационная и мутационная изменчивости. Норма реакции. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследование качественных и количественных признаков. Типы мутаций: точечные, генные и хромосомные.
Генетика популяций. Формирование эволюционной генетики. Закон Харди-Вайнберга. Условия его выполнения. Расчет частоты аллелей и генотипов. Факторы, влияющие на выполнение закона: мутирование, отбор, миграции, дрейф генов. Популяция и дем. Анализ популяционной выборки по методу Хи-квадрат. Генетическая гетерогенность популяции.
Селекция как наука, изучающая эволюцию, направляемую человеком (Н. И. Вавилов). История селекции. Связь селекции с различными отраслями науки и практики. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Порода, сорт, штамм. Учение Н. И. Вавилова об исходном материале для селекции. Центры происхождения культурных растений и домашних животных в представлении Н. И. Вавилова. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (1920).
Системы скрещивания в селекционной практики- имбридинг и аутбридинг. Значение полиплоидии. Работы И. В. Мичурина, Н. В. Цицина. Современные методы селекции. Цель и задачи селекции на современном этапе.
Биотехнология. Основные понятия. Методы генной (генетической) и клеточной инженерии. Значение в медицине и селекции.
Практика.
Решение задач по генетике.
6. Тема: Вопросы экологии.
Предмет экологии. Задачи и методы экологических исследований. Факториальная экология. Факторы среды: абиотические и биотические. Закономерности их действия на организмы. Среда обитания. Понятие о фотопериодизме.
Аутэкология. Взаимоотношения между организмами и факторами среды или средами жизни. Демэкология. Взаимоотношения между популяциями одного вида. Структура и динамика популяций. Понятие о гомеостазе. Учение об экосистемах- синэкология. Цепи питания. Трофические, топические, форические и фабрические связи организмов (по В. Н. Беклемишеву). Мутуалистические (симбиоз) взаимоотношения, хищничество, паразитизм, конкуренция, комменсализм, аменсализм. Экологическая ниша. Структура экосистем. Биоценоз и биогеоценоз. Учение В.Н. Сукачева. Энергетика и продуктивность экосистем. Экологические пирамиды. Динамика экосистем.
Сукцессии. Понятие о климаксовом сообществе. Стабильность и устойчивость экосистем. Агроценозы.
Учение о биосфере. Структура биосферы. Биомасса живого вещества. Основные функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительная, восстановительная. Круговорот веществ и химических элементов в биосфере. Биосфера и научно-технический прогресс. Проблемы и принципы охраны природы. Красные книги. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.
Практика.
Мониторинг окружающей среды.
Тема: Элементы биогеографии.
Теория:
Биогеография как синтез биологии и географии. Флора и фауна. Биотоп (экотоп), ареал, виды-эндемики и реликты. Биомы суши и моря.
Принципы флористического и фаунистического деления суши. Царства и области, характерные группы организмов. Острова-«природные лаборатории». Элементы островной биогеографии. (3 часа).
Экскурсия в Биологический музей им. К. А. Тимирязева.
Практика.
Составление карт распределения живых организмов на Земном шаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uch.plan_.-voprosy-otvety.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Рекомендовано «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогическим советом Директор МОУ ДОД ЦДТ
Протокол № ____ _________Т.В.Миронова
От « » ________ 2012 г. « » ____________ 2012 г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА»
Возраст детей – 14- 16 лет
Срок реализации – 1 года
Составитель:
п.д.о. МОУ ДОД ЦДТ
Чайченко Татьяна Анатольевна
Троицк
2012 г.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе: | |
теоретических | практических | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
Вопросы клеточной биологии | 10 | 2 | 8 | |
2 | Вопросы биохимии и молекулярной биологии | 10 | 4 | 6 |
3 | Вопросы биологии развития | 8 | 2 | 6 |
5 | Вопросы современной генетики | 16 | 4 | 12 |
8 | Вопросы экологии | 10 | 2 | 8 |
9 | Элементы биогеографии | 6 | 2 | 4 |
Итоговое занятие. | 2 | 2 | ||
Итого часов: | 64 | 18 | 46 |
- Вводное занятие.
Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности. Биология как комплекс наук о многообразии жизни. Предмет ее изучения.
- Тема: Вопросы клеточной биологии.
Теория:
Предмет цитологии. Основные вехи в развитии учения о клетке. Основные положения клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена (1838 – 1839). Р. Вирхов. Формирование клеточной биологии. Понятие о гомологичности и дифференциации клеток.
Современные методы исследования клеточных органелл. Световая и электронная микроскопия. Витальное изучение клеток. Фиксирование. Авторадиография. Изучение корпускулярных объектов. Ультрамикротомия. Методы замораживания-травления, сверхвысоковольтной микроскопии, фракционирования.
Особенности строения клеток про- и эукариот. Бактериальная, растительная, грибная и животная клетки. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.
Ядро и цитоплазма как основные клеточные компоненты. Принципы классификации органоидов клетки: мембранные и белковые. Гиалоплазма и цитоплазма. Плазматическая мембрана: модель «липидного озера», ее функции. Роль межклеточных контактов. Плазмодесмы. Специализированные структуры клеточной мембраны: микроворсинки, реснички и жгутики. Строение и функции. Центриоли. Клеточная стенка, ее образование и роль. Гликокаликс. Вакуолярная система: ЭПР, аппарат Гольджи, лизосомы, пероксисомы (микротельца), сферосомы, вакуоли. Центральная вакуоль растительной клетки. Полуавтономные органеллы: пластиды и митохондрии. Скелет клетки: микрофиламенты, промежуточные филаменты, микротрубочки.
Основы физиологии клетки: виды транспорта. Осмос и диффузия. Активный транспорт. Питание клетки. Пиноцитоз и фагоцитоз.
Жизненный цикл клетки. Понятие о патологии клетки. Деление клетки: митоз. Типы митоза. Амитоз.
Мейоз как редукционное деление клетки. Сравнение митоза и мейоза. Биологическое значение мейоза. Особенности организации хромосом.
Практика
Устройство светового микроскопа и строение клеток растений и животных».
- Тема: Вопросы биохимии и молекулярной биологии.
Теория:
Предмет биохимии. Статическая, динамическая и функциональная биохимия. Живые системы: подходы с точки зрения термодинамики (открытые) и кибернетики (относительно изолированные). Современные задачи биохимии. Молекулярная биология. Понятие о физико-химической биологии. Биофизика. Основные химические понятия: химическая кинетика, катализ и катализаторы, типы химической связи, биологические растворы.
Химическая организация клетки: неорганические (минеральные) вещества. Микро- и макроэлементы. Встречаемость и роль в клетке. Вода и минеральные соли.
Органические вещества. Понятие о мономере и полимере. Углеводы, липиды (жиры и жироподобные вещества).
Аминокислоты. Принцип образования пептидной связи.
Белки. Структура и роль в живых организмах. Ферменты как биокатализаторы.
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Структура и функции. АТФ как основной источник энергии в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии в организме. Метаболизм. Пластический (анаболизм, ассимиляция) и энергетический (катаболизм, диссимиляция) обмен. Синтез ДНК (репликация), РНК (транскрипция) и белка (трансляция).
Превращение химических веществ в организме и клетке. Гликолиз, дыхание (цикл Кребса), брожение. Стадии этих процессов. Фотосинтез, история изучения. Органоиды, участвующие в процессе фотосинтеза. Фотосинтетические пигменты: хлорофилл, бактериохлорофилл, каротиноиды, фикобилины. Процесс фотосинтеза: световые и темновые реакции. Типы питания организмов: автотрофы и гетеротрофы, фототрофы и хемотрофы.
Практика:
Определение органических и неорганических веществ в растениях.
- Тема: Вопросы биологии развития.
Теория:
Предмет эмбриологии. Основные черты ее развития. Представление о единстве онтогенеза и филогенеза. Биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера. Теория филэмбриогенеза А. Н. Северцова. О соотношении понятий онтогенез, морфогенез и жизненный цикл. Размножение организмов- важнейшее свойство живого.
Вегетативное, бесполое и половое размножение. Формы полового процесса. Типы жизненных циклов. Этапы онтогенеза тканевых организмов. Сперматогенез и оогенез у животных. Формирование растительных половых клеток. Эмбриогенез у растений и животных.
Практика.
Работа с препаратами.
- Тема:Вопросы современной генетики.
Теория:
Предмет генетики. Наследственность и изменчивость как важные свойства организмов. Основные понятия генетики: диплоидный и гаплоидный организмы, ген и генотип, фен и фенотип, гомо- и гетерозиготы, аллель, доминантный и рецессивный, альтернативные аллели. Структура гена как сложной генетической единицы.
Основные вехи в истории генетики: И. Г. Кельрейтер, Т. Э. Найт, О. Сажрэ, Ш. Нодэн, Г. Мендель, Ч. Дарвин. Развитие генетики в XX веке. Советская генетика: Н. К. Кольцов, Н. И. Вавилов, Г. Д. Карпеченко, Н. В. Тимофеев-Ресовский, А. С. Серебровский, Ю. А. Филипченко, С. С. Четвериков, Н. П. Дубинин, С. М. Гершензон, Д. К. Беляев, И. А. Рапопорт. Менделизм. Законы Г. Менделя: единообразия гибридов, расщепления, независимого наследования. Гибридологический метод. Правило частоты гамет. Цитологическое обоснование.
Генетический анализ. Кедоминирование и анализирующее скрещивание. Обратное скрещивание. Сцепленное наследование генов. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Сцепление и кроссинговер.
Типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Генетика человека. Генеалогический и близнецовый методы. Анализ родословных. Наследственные заболевания. Критика евгеники. Внеядерная наследственность. Генетика микроорганизмов.
Изменчивость. Модификационная и мутационная изменчивости. Норма реакции. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследование качественных и количественных признаков. Типы мутаций: точечные, генные и хромосомные.
Генетика популяций. Формирование эволюционной генетики. Закон Харди-Вайнберга. Условия его выполнения. Расчет частоты аллелей и генотипов. Факторы, влияющие на выполнение закона: мутирование, отбор, миграции, дрейф генов. Популяция и дем. Анализ популяционной выборки по методу Хи-квадрат. Генетическая гетерогенность популяции.
Селекция как наука, изучающая эволюцию, направляемую человеком (Н. И. Вавилов). История селекции. Связь селекции с различными отраслями науки и практики. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Порода, сорт, штамм. Учение Н. И. Вавилова об исходном материале для селекции. Центры происхождения культурных растений и домашних животных в представлении Н. И. Вавилова. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (1920).
Системы скрещивания в селекционной практики- имбридинг и аутбридинг. Значение полиплоидии. Работы И. В. Мичурина, Н. В. Цицина. Современные методы селекции. Цель и задачи селекции на современном этапе.
Биотехнология. Основные понятия. Методы генной (генетической) и клеточной инженерии. Значение в медицине и селекции.
Практика.
Решение задач по генетике.
- Тема: Вопросы экологии.
Предмет экологии. Задачи и методы экологических исследований. Факториальная экология. Факторы среды: абиотические и биотические. Закономерности их действия на организмы. Среда обитания. Понятие о фотопериодизме.
Аутэкология. Взаимоотношения между организмами и факторами среды или средами жизни. Демэкология. Взаимоотношения между популяциями одного вида. Структура и динамика популяций. Понятие о гомеостазе. Учение об экосистемах- синэкология. Цепи питания. Трофические, топические, форические и фабрические связи организмов (по В. Н. Беклемишеву). Мутуалистические (симбиоз) взаимоотношения, хищничество, паразитизм, конкуренция, комменсализм, аменсализм. Экологическая ниша. Структура экосистем. Биоценоз и биогеоценоз. Учение В.Н. Сукачева. Энергетика и продуктивность экосистем. Экологические пирамиды. Динамика экосистем.
Сукцессии. Понятие о климаксовом сообществе. Стабильность и устойчивость экосистем. Агроценозы.
Учение о биосфере. Структура биосферы. Биомасса живого вещества. Основные функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительная, восстановительная. Круговорот веществ и химических элементов в биосфере. Биосфера и научно-технический прогресс. Проблемы и принципы охраны природы. Красные книги. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.
Практика.
Мониторинг окружающей среды.
Тема: Элементы биогеографии.
Теория:
Биогеография как синтез биологии и географии. Флора и фауна. Биотоп (экотоп), ареал, виды-эндемики и реликты. Биомы суши и моря.
Принципы флористического и фаунистического деления суши. Царства и области, характерные группы организмов. Острова-«природные лаборатории». Элементы островной биогеографии. (3 часа).
Экскурсия в Биологический музей им. К. А. Тимирязева.
Практика.
Составление карт распределения живых организмов на Земном шаре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование для 5 класса по учебнику С.М. Никольского
Данный материал может использоваться учителями математики при создании своих рабочих программ...
Учебно-тематический план по физике для 9класса по учебнику ПерышкинаА. В, ГутникЕ.М.
Класс9 Учитель : Бибикова И. Н. Количество часов :70;2 часа в неделю Учебник Перышкин...
Учебно-тематический план по физике для 10 класса ПО учебнику Л.Э.Генденштейна. Ю.И. Дика
Учитель Бибикова И.Н.10 класс, 2 часа в неделюУчебник Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. «Физика-10»...
Учебно-тематический план по физике для 11 класса по учебнику Л.Э.Генденштейна. Ю.И. Дика
Учебно-тематический план.Учитель Бибикова И.Н.;11 класс, 2 часа в неделю Учебник Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. «Физика-11»...
Учебно- тематическое планирование по физике для 7-9 классов по учебнику А.В.Перышкина
Данное учебно - тематическое планрование составлено для 7-9 классов, обучающихся по программе автора А.В. Перышкина. Рассчитано на 2 ч в неделю , всего 68 часов....
Учебно-тематическое планирование по информатике 7 класс ФГОС ( для учебника Л.Л.Босовой)
В данном материале представлено учебно-тематическое планирование в соответствие с ФГОС, планируемые результаты, УУД, виды деятельности учащихся и формы контроля....
Учебно-тематическое планирование 5 класс (учебник Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. “Rainbow English”
Учебно-тематическое планирование 5 класс (учебник Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. “Rainbow English&rdquo...