Учебно-тематический план "За страницами учебника"
календарно-тематическое планирование (9 класс) по теме

Чайченко Татьяна Анатольевна

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА»

 

 

 

 

                                                                                                                          Возраст детей – 14- 16 лет

                                                                                                                          Срок реализации –  1  года

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               Составитель:

                                                                                                               п.д.о. МОУ ДОД ЦДТ

                                                                                                               Чайченко Татьяна Анатольевна 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

Троицк

2012 г.

 

 

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

 

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во  часов

В том числе:

теоретических

практических

1

Вводное занятие.

2

2

 

 

Вопросы клеточной биологии

10

2

8

2

Вопросы  биохимии и молекулярной биологии

10

4

6

3

Вопросы биологии развития

8

2

6

5

Вопросы  современной генетики

16

4

12

8

Вопросы экологии

10

2

8

9

Элементы биогеографии

6

2

4

 

Итоговое занятие.

2

 

2

Итого часов:

64

18

46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Вводное занятие.

Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности. Биология как комплекс наук о многообразии жизни. Предмет ее изучения.

 

2.     Тема: Вопросы клеточной биологии.

Теория:

Предмет цитологии. Основные вехи в развитии учения о клетке. Основные положения клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена (1838 – 1839). Р. Вирхов. Формирование клеточной биологии. Понятие о гомологичности и дифференциации клеток.

          Современные методы исследования клеточных органелл. Световая и электронная микроскопия. Витальное изучение клеток. Фиксирование. Авторадиография. Изучение корпускулярных объектов. Ультрамикротомия. Методы замораживания-травления, сверхвысоковольтной микроскопии, фракционирования. 

          Особенности строения клеток про- и эукариот. Бактериальная, растительная, грибная и животная клетки. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.

          Ядро и цитоплазма как основные клеточные компоненты. Принципы классификации органоидов клетки: мембранные и белковые. Гиалоплазма и цитоплазма. Плазматическая мембрана: модель «липидного озера», ее функции. Роль межклеточных контактов. Плазмодесмы. Специализированные структуры клеточной мембраны: микроворсинки, реснички и жгутики. Строение и функции. Центриоли. Клеточная стенка, ее образование и роль. Гликокаликс. Вакуолярная система: ЭПР, аппарат Гольджи, лизосомы, пероксисомы (микротельца), сферосомы, вакуоли. Центральная вакуоль растительной клетки. Полуавтономные органеллы: пластиды и митохондрии. Скелет клетки: микрофиламенты, промежуточные филаменты, микротрубочки.

          Основы физиологии клетки: виды транспорта. Осмос и диффузия. Активный транспорт. Питание клетки. Пиноцитоз и фагоцитоз. 

          Жизненный цикл клетки. Понятие о патологии клетки. Деление клетки: митоз. Типы митоза. Амитоз.

          Мейоз как редукционное деление клетки. Сравнение митоза и мейоза. Биологическое значение мейоза. Особенности организации хромосом.

Практика

Устройство светового микроскопа и строение клеток растений и животных».

 

3.     Тема: Вопросы биохимии и молекулярной биологии.

Теория:

Предмет биохимии. Статическая, динамическая и функциональная биохимия. Живые системы: подходы с точки зрения термодинамики (открытые) и кибернетики (относительно изолированные). Современные задачи биохимии. Молекулярная биология. Понятие о физико-химической биологии. Биофизика. Основные химические понятия: химическая кинетика, катализ и катализаторы, типы химической связи, биологические растворы.

          Химическая организация клетки: неорганические (минеральные) вещества. Микро- и макроэлементы. Встречаемость и роль в клетке. Вода и минеральные соли.

           Органические вещества. Понятие о мономере и полимере. Углеводы, липиды (жиры и жироподобные вещества).

          Аминокислоты. Принцип образования пептидной связи.

          Белки. Структура и роль в живых организмах. Ферменты как биокатализаторы.

          Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Структура и функции. АТФ как основной источник энергии в клетке.

          Обмен веществ и превращение энергии в организме. Метаболизм. Пластический (анаболизм, ассимиляция) и энергетический (катаболизм, диссимиляция) обмен. Синтез ДНК (репликация), РНК (транскрипция) и белка (трансляция).

          Превращение химических веществ в организме и клетке. Гликолиз, дыхание (цикл Кребса), брожение. Стадии этих процессов. Фотосинтез, история изучения. Органоиды, участвующие в процессе фотосинтеза. Фотосинтетические пигменты: хлорофилл, бактериохлорофилл, каротиноиды, фикобилины. Процесс фотосинтеза: световые и темновые реакции. Типы питания организмов: автотрофы и гетеротрофы, фототрофы и хемотрофы.

Практика:

Определение органических и неорганических веществ в растениях.

 

4.     Тема: Вопросы биологии развития.

Теория:

Предмет эмбриологии. Основные черты ее развития. Представление о единстве онтогенеза и филогенеза. Биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера. Теория филэмбриогенеза А. Н. Северцова. О соотношении понятий онтогенез, морфогенез и жизненный цикл. Размножение организмов- важнейшее свойство живого.

          Вегетативное, бесполое и половое размножение. Формы полового процесса. Типы жизненных циклов. Этапы онтогенеза тканевых организмов. Сперматогенез и оогенез у животных. Формирование растительных половых клеток. Эмбриогенез у растений и животных.

Практика.

Работа с препаратами.

 

5.     Тема:Вопросы современной генетики. 

Теория:

          Предмет генетики. Наследственность и изменчивость как важные свойства организмов. Основные понятия генетики: диплоидный и гаплоидный организмы, ген и генотип, фен и фенотип, гомо- и гетерозиготы, аллель, доминантный и рецессивный, альтернативные аллели. Структура гена как сложной генетической единицы.

          Основные вехи в истории генетики: И. Г. Кельрейтер, Т. Э. Найт, О. Сажрэ, Ш. Нодэн, Г. Мендель, Ч. Дарвин. Развитие генетики в XX веке. Советская генетика: Н. К. Кольцов, Н. И. Вавилов, Г. Д. Карпеченко, Н. В. Тимофеев-Ресовский, А. С. Серебровский, Ю. А. Филипченко, С. С. Четвериков, Н. П. Дубинин, С. М. Гершензон, Д. К. Беляев, И. А. Рапопорт.          Менделизм. Законы Г. Менделя: единообразия гибридов, расщепления, независимого наследования. Гибридологический метод. Правило частоты гамет. Цитологическое обоснование.

          Генетический анализ. Кедоминирование и анализирующее скрещивание. Обратное скрещивание. Сцепленное наследование генов. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Сцепление и кроссинговер.

          Типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Генетика человека. Генеалогический и близнецовый методы. Анализ родословных. Наследственные заболевания. Критика евгеники. Внеядерная наследственность. Генетика микроорганизмов.

          Изменчивость. Модификационная и мутационная изменчивости. Норма реакции. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследование качественных и количественных признаков. Типы мутаций: точечные, генные и хромосомные.

          Генетика популяций. Формирование эволюционной генетики. Закон Харди-Вайнберга. Условия его выполнения. Расчет частоты аллелей и генотипов. Факторы, влияющие на выполнение закона: мутирование, отбор, миграции, дрейф генов. Популяция и дем.  Анализ популяционной выборки по методу Хи-квадрат. Генетическая гетерогенность популяции.

          Селекция как наука, изучающая эволюцию, направляемую человеком (Н. И. Вавилов). История селекции. Связь селекции с различными отраслями науки и практики. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Порода, сорт, штамм. Учение Н. И. Вавилова об исходном материале для селекции. Центры происхождения культурных растений и домашних животных в представлении Н. И. Вавилова. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (1920).

           Системы скрещивания в селекционной практики- имбридинг и аутбридинг. Значение полиплоидии. Работы И. В. Мичурина, Н. В. Цицина. Современные методы селекции. Цель и задачи селекции на современном этапе.

          Биотехнология. Основные понятия. Методы генной (генетической) и клеточной инженерии. Значение в медицине и селекции.

Практика.

Решение задач по генетике.

 

 

6.     Тема: Вопросы экологии.

 

          Предмет экологии. Задачи и методы экологических исследований.          Факториальная экология. Факторы среды: абиотические и биотические. Закономерности их действия на организмы. Среда обитания.  Понятие о фотопериодизме.

          Аутэкология. Взаимоотношения между организмами и факторами среды или средами жизни. Демэкология. Взаимоотношения между популяциями одного вида. Структура и динамика популяций. Понятие о гомеостазе. Учение об экосистемах- синэкология. Цепи питания. Трофические, топические, форические и фабрические связи организмов (по В. Н. Беклемишеву). Мутуалистические (симбиоз) взаимоотношения, хищничество, паразитизм, конкуренция,  комменсализм, аменсализм. Экологическая ниша.     Структура экосистем. Биоценоз и биогеоценоз. Учение В.Н. Сукачева. Энергетика и продуктивность экосистем. Экологические пирамиды. Динамика экосистем.

          Сукцессии. Понятие о климаксовом сообществе. Стабильность и устойчивость экосистем. Агроценозы.

          Учение о биосфере. Структура биосферы. Биомасса живого вещества. Основные функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительная, восстановительная. Круговорот веществ и химических элементов в биосфере. Биосфера и научно-технический прогресс. Проблемы и принципы охраны природы. Красные книги. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.

Практика.

Мониторинг окружающей среды.

 

Тема: Элементы биогеографии.

Теория:

          Биогеография как синтез биологии и географии. Флора и фауна. Биотоп (экотоп), ареал, виды-эндемики и реликты. Биомы суши и моря.

           Принципы флористического и фаунистического деления суши. Царства и области, характерные группы организмов. Острова-«природные лаборатории».  Элементы островной биогеографии. (3 часа).

          Экскурсия в Биологический музей им. К. А. Тимирязева.

Практика.

Составление карт распределения живых организмов на Земном шаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uch.plan_.-voprosy-otvety.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ  
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Рекомендовано                                                                                                                  «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогическим советом                                                                                    Директор МОУ ДОД  ЦДТ          

  Протокол № ____                                                                                                    _________Т.В.Миронова

  От   «     »  ________   2012 г.                                                                              «     »  ____________ 2012 г.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА»

                                                                                                                          Возраст детей – 14- 16 лет

                                                                                                                          Срок реализации –  1  года

                                                                                                               Составитель:

                                                                                                               п.д.о. МОУ ДОД ЦДТ

                                                                                                               Чайченко Татьяна Анатольевна  

        

Троицк

2012 г.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во  часов

В том числе:

теоретических

практических

1

Вводное занятие.

2

2

Вопросы клеточной биологии

10

2

8

2

Вопросы  биохимии и молекулярной биологии

10

4

6

3

Вопросы биологии развития

8

2

6

5

Вопросы  современной генетики

16

4

12

8

Вопросы экологии

10

2

8

9

Элементы биогеографии

6

2

4

Итоговое занятие.

2

2

Итого часов:

64

18

46

  1. Вводное занятие.

Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности. Биология как комплекс наук о многообразии жизни. Предмет ее изучения.

  1. Тема: Вопросы клеточной биологии.

Теория:

Предмет цитологии. Основные вехи в развитии учения о клетке. Основные положения клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена (1838 – 1839). Р. Вирхов. Формирование клеточной биологии. Понятие о гомологичности и дифференциации клеток.

        Современные методы исследования клеточных органелл. Световая и электронная микроскопия. Витальное изучение клеток. Фиксирование. Авторадиография. Изучение корпускулярных объектов. Ультрамикротомия. Методы замораживания-травления, сверхвысоковольтной микроскопии, фракционирования.  

        Особенности строения клеток про- и эукариот. Бактериальная, растительная, грибная и животная клетки. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.

        Ядро и цитоплазма как основные клеточные компоненты. Принципы классификации органоидов клетки: мембранные и белковые. Гиалоплазма и цитоплазма. Плазматическая мембрана: модель «липидного озера», ее функции. Роль межклеточных контактов. Плазмодесмы. Специализированные структуры клеточной мембраны: микроворсинки, реснички и жгутики. Строение и функции. Центриоли. Клеточная стенка, ее образование и роль. Гликокаликс. Вакуолярная система: ЭПР, аппарат Гольджи, лизосомы, пероксисомы (микротельца), сферосомы, вакуоли. Центральная вакуоль растительной клетки. Полуавтономные органеллы: пластиды и митохондрии. Скелет клетки: микрофиламенты, промежуточные филаменты, микротрубочки.

        Основы физиологии клетки: виды транспорта. Осмос и диффузия. Активный транспорт. Питание клетки. Пиноцитоз и фагоцитоз.  

        Жизненный цикл клетки. Понятие о патологии клетки. Деление клетки: митоз. Типы митоза. Амитоз.

        Мейоз как редукционное деление клетки. Сравнение митоза и мейоза. Биологическое значение мейоза. Особенности организации хромосом.

Практика

Устройство светового микроскопа и строение клеток растений и животных».

  1. Тема: Вопросы биохимии и молекулярной биологии.

Теория:

Предмет биохимии. Статическая, динамическая и функциональная биохимия. Живые системы: подходы с точки зрения термодинамики (открытые) и кибернетики (относительно изолированные). Современные задачи биохимии. Молекулярная биология. Понятие о физико-химической биологии. Биофизика. Основные химические понятия: химическая кинетика, катализ и катализаторы, типы химической связи, биологические растворы.

        Химическая организация клетки: неорганические (минеральные) вещества. Микро- и макроэлементы. Встречаемость и роль в клетке. Вода и минеральные соли.

         Органические вещества. Понятие о мономере и полимере. Углеводы, липиды (жиры и жироподобные вещества).

        Аминокислоты. Принцип образования пептидной связи.

        Белки. Структура и роль в живых организмах. Ферменты как биокатализаторы.

        Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Структура и функции. АТФ как основной источник энергии в клетке.

        Обмен веществ и превращение энергии в организме. Метаболизм. Пластический (анаболизм, ассимиляция) и энергетический (катаболизм, диссимиляция) обмен. Синтез ДНК (репликация), РНК (транскрипция) и белка (трансляция).

        Превращение химических веществ в организме и клетке. Гликолиз, дыхание (цикл Кребса), брожение. Стадии этих процессов. Фотосинтез, история изучения. Органоиды, участвующие в процессе фотосинтеза. Фотосинтетические пигменты: хлорофилл, бактериохлорофилл, каротиноиды, фикобилины. Процесс фотосинтеза: световые и темновые реакции. Типы питания организмов: автотрофы и гетеротрофы, фототрофы и хемотрофы.

Практика:

Определение органических и неорганических веществ в растениях.

  1. Тема: Вопросы биологии развития.

Теория:

Предмет эмбриологии. Основные черты ее развития. Представление о единстве онтогенеза и филогенеза. Биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера. Теория филэмбриогенеза А. Н. Северцова. О соотношении понятий онтогенез, морфогенез и жизненный цикл. Размножение организмов- важнейшее свойство живого.

        Вегетативное, бесполое и половое размножение. Формы полового процесса. Типы жизненных циклов. Этапы онтогенеза тканевых организмов. Сперматогенез и оогенез у животных. Формирование растительных половых клеток. Эмбриогенез у растений и животных.

Практика.

Работа с препаратами.

  1. Тема:Вопросы современной генетики.  

Теория:

        Предмет генетики. Наследственность и изменчивость как важные свойства организмов. Основные понятия генетики: диплоидный и гаплоидный организмы, ген и генотип, фен и фенотип, гомо- и гетерозиготы, аллель, доминантный и рецессивный, альтернативные аллели. Структура гена как сложной генетической единицы.

        Основные вехи в истории генетики: И. Г. Кельрейтер, Т. Э. Найт, О. Сажрэ, Ш. Нодэн, Г. Мендель, Ч. Дарвин. Развитие генетики в XX веке. Советская генетика: Н. К. Кольцов, Н. И. Вавилов, Г. Д. Карпеченко, Н. В. Тимофеев-Ресовский, А. С. Серебровский, Ю. А. Филипченко, С. С. Четвериков, Н. П. Дубинин, С. М. Гершензон, Д. К. Беляев, И. А. Рапопорт.        Менделизм. Законы Г. Менделя: единообразия гибридов, расщепления, независимого наследования. Гибридологический метод. Правило частоты гамет. Цитологическое обоснование.

        Генетический анализ. Кедоминирование и анализирующее скрещивание. Обратное скрещивание. Сцепленное наследование генов. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Сцепление и кроссинговер.

        Типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Генетика человека. Генеалогический и близнецовый методы. Анализ родословных. Наследственные заболевания. Критика евгеники. Внеядерная наследственность. Генетика микроорганизмов.

        Изменчивость. Модификационная и мутационная изменчивости. Норма реакции. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследование качественных и количественных признаков. Типы мутаций: точечные, генные и хромосомные.

        Генетика популяций. Формирование эволюционной генетики. Закон Харди-Вайнберга. Условия его выполнения. Расчет частоты аллелей и генотипов. Факторы, влияющие на выполнение закона: мутирование, отбор, миграции, дрейф генов. Популяция и дем.  Анализ популяционной выборки по методу Хи-квадрат. Генетическая гетерогенность популяции.

        Селекция как наука, изучающая эволюцию, направляемую человеком (Н. И. Вавилов). История селекции. Связь селекции с различными отраслями науки и практики. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Порода, сорт, штамм. Учение Н. И. Вавилова об исходном материале для селекции. Центры происхождения культурных растений и домашних животных в представлении Н. И. Вавилова. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (1920).

         Системы скрещивания в селекционной практики- имбридинг и аутбридинг. Значение полиплоидии. Работы И. В. Мичурина, Н. В. Цицина. Современные методы селекции. Цель и задачи селекции на современном этапе.

        Биотехнология. Основные понятия. Методы генной (генетической) и клеточной инженерии. Значение в медицине и селекции.

Практика.

Решение задач по генетике.

  1. Тема: Вопросы экологии.

        Предмет экологии. Задачи и методы экологических исследований.        Факториальная экология. Факторы среды: абиотические и биотические. Закономерности их действия на организмы. Среда обитания.  Понятие о фотопериодизме.

        Аутэкология. Взаимоотношения между организмами и факторами среды или средами жизни. Демэкология. Взаимоотношения между популяциями одного вида. Структура и динамика популяций. Понятие о гомеостазе.        Учение об экосистемах- синэкология. Цепи питания. Трофические, топические, форические и фабрические связи организмов (по В. Н. Беклемишеву). Мутуалистические (симбиоз) взаимоотношения, хищничество, паразитизм, конкуренция,  комменсализм, аменсализм. Экологическая ниша.        Структура экосистем. Биоценоз и биогеоценоз. Учение В.Н. Сукачева. Энергетика и продуктивность экосистем. Экологические пирамиды. Динамика экосистем.

        Сукцессии. Понятие о климаксовом сообществе. Стабильность и устойчивость экосистем. Агроценозы.

        Учение о биосфере. Структура биосферы. Биомасса живого вещества. Основные функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительная, восстановительная. Круговорот веществ и химических элементов в биосфере. Биосфера и научно-технический прогресс. Проблемы и принципы охраны природы. Красные книги. Учение В. И. Вернадского о ноосфере.

Практика.

Мониторинг окружающей среды.

Тема: Элементы биогеографии.

Теория:

        Биогеография как синтез биологии и географии. Флора и фауна. Биотоп (экотоп), ареал, виды-эндемики и реликты. Биомы суши и моря.

         Принципы флористического и фаунистического деления суши. Царства и области, характерные группы организмов. Острова-«природные лаборатории».  Элементы островной биогеографии. (3 часа).

        Экскурсия в Биологический музей им. К. А. Тимирязева.

Практика.

Составление карт распределения живых организмов на Земном шаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование для 5 класса по учебнику С.М. Никольского

Данный материал может использоваться учителями математики при создании своих рабочих программ...

Учебно-тематический план по физике для 9класса по учебнику ПерышкинаА. В, ГутникЕ.М.

Класс9 Учитель : Бибикова И. Н. Количество часов :70;2 часа в неделю Учебник   Перышкин...

Учебно-тематический план по физике для 10 класса ПО учебнику Л.Э.Генденштейна. Ю.И. Дика

Учитель Бибикова И.Н.10 класс, 2 часа в неделюУчебник Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. «Физика-10»...

Учебно-тематический план по физике для 11 класса по учебнику Л.Э.Генденштейна. Ю.И. Дика

Учебно-тематический план.Учитель Бибикова И.Н.;11 класс, 2 часа в неделю Учебник Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. «Физика-11»...

Учебно- тематическое планирование по физике для 7-9 классов по учебнику А.В.Перышкина

Данное учебно - тематическое планрование составлено для 7-9 классов, обучающихся по программе  автора А.В. Перышкина. Рассчитано на 2 ч в неделю , всего 68 часов....

Учебно-тематическое планирование по информатике 7 класс ФГОС ( для учебника Л.Л.Босовой)

В данном материале представлено учебно-тематическое планирование в соответствие с ФГОС, планируемые результаты, УУД, виды деятельности учащихся и формы контроля....

Учебно-тематическое планирование 5 класс (учебник Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. “Rainbow English”

Учебно-тематическое планирование 5 класс (учебник Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. “Rainbow English&rdquo...