Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Живая подлодка"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Назимкина Ольга Юрьевна

Данный урок посвящен изучению внешнего строения дождевого червя. Используется понятия метапредмет, метазадача. Данный урок - урок реализации метапредметных УУД .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_zhivaya_podlodka.doc50.5 КБ
Office presentation icon zhivaya_podlodka.ppt1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» г.о. Саранска

Технологическая карта урока по теме «Живая подлодка»

Разработала: учитель биологии

Назимкина Ольга Юрьевна.


Тема: Живая   подлодка

Цели:
1) образовательная:

- создать условия для получения обучающимися знаний о малощетинковых червях, их образе жизни, особенностях внешнего строения, связанных со средой обитания, выявить их более сложное строение по сравнению с изученными типами червей; познакомиться с новыми терминами и понятиями.
2) развивающая:

- создать условия для развития предметных компетенций посредством выделения существенных признаков малощетинковых червей, сравнения их с другими типами червей, умения делать умозаключения на основе сравнения.
3) воспитательная:

- понимание важности мер охраны дождевых червей; выявить значение дождевых червей в природе и в жизни человека.

Формирование и развитие УУД:
1) личностных: формирование способности обучающихся давать самооценку своей деятельности на уроке, личностной рефлексии, направленной на осознание своих мотивов, потребностей, стремлений; построение системы моральных ценностей;
2) регулятивных: формирование способностей обучающихся ставить учебные задачи, планировать работу, умение оценивать свою деятельность в соответствии с критериями, умение вести записи в тетради;
3) познавательных: формировать умения выделять главную мысль в тексте, ставить вопросы разного уровня к тексту, описывать, сравнивать, обобщать, соотносить изучаемый материал с уже изученным, формулировать проблему. Оперировать понятиями;
4) коммуникативных: формировать умение работать в паре, проявлять инициативу и сотрудничество в поиске верного решения, владение монологической и диалогической формами речи; осуществлять контроль и коррекцию своих действий и действий партнера.

Задачи урока: посредством развития универсальных учебных действий создать условия для формирования компетенций:
1) личностных: знание основных признаков и правил отношения к живой природе, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; эстетического отношения к живым объектам:
2) метапредметных: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности. Давать определение понятиям, наблюдать,решать метазадачи, составлять схемы, классифицировать, доказывать, делать выводы; умение работать с разными источниками биологической информации;
3) предметных – посредством выделения существенных признаков малощетинковых червей, умения классифицировать, определять значение, различать на таблицах и других наглядных пособиях представителей малощетинковых червей.


Тип урок: урок исследование

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые.
Ведущая педагогическая идея: реализация компетентностного подхода в преподавании.
Образовательная технология: развитие критического мышления.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока; раздаточный материал,лабораторное оборудование, живые объекты- дождевые черви.
УМК:

1.Константинов В. М. Биология. 7 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко ; под ред. В. М. Константинова. - М. : Вентана-Граф, 2010.

2. Константинов В. М. Биология. Животные. 7 класс [Текст] : методическое пособие для учителя / В. М. Константинов. - М.: Вентана-Граф, 2010.

 

Ход урока

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап

Приветствие. Организация рабочих мест.

- Ребята сегодня у нас необычный урок, у нас гости. Я знаю, все вы молодцы и надеюсь, что сегодня мы это увидим. Улыбнитесь друг другу и настройтесь на работу. Мы начинаем наш урок.

Приветствие. Организация рабочих мест.

Улыбаются друг другу.

2.. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

3.. Первичное усвоение новых знаний .

Историческая справка. Вопрос-размышление. Слайд №1.2,3

Каковы особенности жизни дождевых червей?

Какое строение они имеют?

Какие классы различают в типе Кольчатые черви?.

ответы детей на поставленные вопросы.

Значит, сегодня мы будем знакомиться?

Лабораторная работа: Внешнее строение дождевого червя. Слайд 4.Обсуждение выводов с учителем. Подведение итогов исследования.2.Самостоятельная работа с текстом учебника: Найдите в п.19 рисунки и определите продольный и поперечный разрезы тела дождевого червя. Слайд 53.

Слайд № 6 По рисунку 66 определите системы внутренних органов дождевого червя. Сравните с ключами, поставьте оценки. 4.Каковы отличительные особенности размножения малощетинковых от многощетинковых

Слайд № 7

- 5.Сообщение о пиявках.

—  слайд№8

—

Обучающиеся изучают инструктивную карту на стр 89.и выполняют лабораторную работу. Самостоятельно делают выводы. Взаимоконтроль в парах. Выставление оценки на листах самоконтроля.    

Обучающиеся выполняют задания.    

Обучающиеся работают с рисунком учебника , работают с ключом ставят оценку.

Обучающиеся работают с рис.67,отвечают на вопрос ,проверяют попарно и сверяют с ключом.

4. Первичная проверка понимания

5.Закрепление

Работаем с слайдом№9 задание Биологический лабиринт.

- Слайд 10 Заполните схему: «Тип Кольчатые черви»

Учитель предлагает решить метазадачу: Вычислите, сколько дождевых червей(количество и общая масса) живёт на 2 сотках пашни, если их обычная численность на 1 кв.м. составляет 450 особей, а масса одного червя в среднем 0,2г. Слайд12

На партах имеется задание» Биологический лабиринт. Обучающиеся решают, проверяют ключом. Осуществляют взаимопроверку. Обучающиеся заполняют, проверяют заполнение схемы ключом. Осуществляют взаимопроверку.

Обучающиеся решают задачу. Взаимопроверка. Ключ-слайд13

6. Рефлексия

Слайд13 Учитель предлагает отгадать загадки и объяснить, что же общего между дождевым червём и подводной лодкой. Слайд14

Проанализируйте свои оценки в листах взаимоконтроля.

Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Обучающиеся отвечают на вопрос, анализируют свои результаты.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Дом. задание: п.19,зад.4 стр.93.

Записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме: « Живая подлодка» Подготовила: учитель биологии Назимкина Ольга Юрьевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №-2 2 »

Слайд 2

Цель: Выяснить особенности внешнего строения малощетинковых червей, связанных со средой обитания, Выявить их более сложное строение по сравнению с изученными типами червей

Слайд 3

Историческая справка В 1881 году вышла в свет книга Ч. Дарвина «Образование растительного слоя земли деятельностью дождевых червей и наблюдения над их образом жизни». В этом сочинении Ч. Дарвин писал: «Дождевые черви в истории образования земной коры играли значительно более важную роль, нежели это может показаться большинству с первого взгляда … … Плуг принадлежащий к числу древнейших орудий земледельца, но еще задолго до появления плуга почва правильно обрабатывалась дождевыми червями и всегда будет обрабатываться ими…»

Слайд 4

Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя» Цель: изучить внешнее строение дождевого червя, способ его передвижения, провести наблюдения за реакцией дождевого червя на раздражение Выводы:

Слайд 5

Определить продольный и поперечный разрезы тела дождевого червя 1. 2.

Слайд 6

Определить системы внутренних органов дождевого червя Кровеносная, Выделительная, Половая, Пищеварительная Нервная

Слайд 7

Размножение червей Каковы отличительные особенности размножения малощетинковых от многощетинковых?

Слайд 8

Класс «Пиявки»

Слайд 9

Биологический лабиринт «Тип кольчатые черви» Около 12000 видов Ответы: 1 6 7 3 8 13 12 18 14 15 20

Слайд 10

Заполнить схему: «Тип Кольчатые черви» Царство: Тип: Класс Класс Класс 1. 2. 1. 2. 1. 2.

Слайд 11

Царство: Животные Тип: Кольчатые черви Класс Многощетинковые 1.Пескожил 2.Нереис Класс Малощетинковые Класс Пиявки 1.Дождевые черви 2.Трубочник 1.Рыбья 2. Медицинская

Слайд 12

Задача : Вычислите, сколько дождевых червей (количество и общая масса) живет на 2 сотках пашни, если их обычная численность на 1 м 2 составляет 450 особей, а масса одного червя в среднем 0,2 г. Решение : 2 сотки = 200 1 м 2 450 * 200 = 90 000 –особей 0,2 * 90 000 = 18 000 г = 18 кг Ответ: на 2 сотках живет 90 000 дождевых червей, общей массой 18 кг.

Слайд 13

Рефлексия Её достаточно везде, Живёт она всегда в воде: В любом пруду, в любом болоте Всегда её полно найдёте. Но к ней не надо прикасаться - Она ведь может присосаться. Любая … Крупная, малявка Укусит, это ведь - … У меня нет рук и ног, Сам я тонкий, как шнурок. Для любого рыбака Я наживка для крючка. Фрукты – вот моё жильё, И они же – пища! Червоточиной зовут Вход в моё жилище. Если бы можно было распределить по всей поверхности суши почву, перепахиваемую дождевыми червями за каждые 10 лет , то получился бы слой толщиной в 5 с м. Гусеница может поднять груз, приблизительно в 25 раз тяжелее от собственного веса, муравей в 100 раз, пиявка в 1500 раз . Пиявка, насосавшись крови курильщика, отпадает мёртвой. Самые крупные пиявки, обитающие в Южной Америке, достигают до 45 см в длину, а их хобот — 15 см. Эти пиявки могут нападать на кайманов, анаконд и других крупных животных, в том числе людей. Известен случай, когда несколько крупных особей убили корову.

Слайд 14

Что же между ними общего??? Дети, большое спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

технологическая карта урока биологии в 5 классе. Введение в биологию.

Технологическая карта содержит все разделы урока по обновленным ФГОС....