Конспект урока биологии в 8 классе по теме: "Эмоции"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Комарова Евгения Ивановна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsii_otkr_ur.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Алтайского края Шипуновского района

Бобровская средняя общеобразовательная школа

урок биологии в 9 классе

по теме: «Эмоции».

                                                                Учитель: Комарова Евгения Ивановна,

                                                                                    учитель химии и биологии

Тема: «Эмоции».

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Вид урока:  комбинированный урок.

Технология: уровневая дифференциация.

Цели:

I. Дидактические:

Познакомить учащихся с эмоциями. Выяснить, что это такое, какова природа происхождения эмоций, какие виды эмоций бывают и самое главное: какое значение имеют эмоции в жизни человека.

  1. Систематизация, обобщение и введение новых знаний в систему уже имеющихся у учащихся.
  2. Контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний учащихся.

II. Развивающие:

  1. Развивать у учащихся умение слушать, и выделять главное из сказанного.
  2. Развивать у учащихся логическое мышление, умение правильно и красиво говорить, излагать свои мысли, делать выводы.
  3. Развивать познавательный интерес к дальнейшему изучению курса биологии.

III. Воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу и к учителю.
  2. Воспитывать и развивать у учащихся чувство товарищества, взаимопомощи.
  3. Воспитывать культуру труда.

Методы:  

  • объяснение учителя – лекция;
  • беседа – обсуждение основных моментов;
  • наглядные  методы  (таблички, схема).

Средства:

  • схемы;
  • таблички;
  • дополнительный материал.

Формы:

  • коллективная – обсуждение;
  • индивидуальная – работа с учебником.

Ход урока:

Действия учителя

Действия учащихся

I этап. Организационный момент.

Приветствие.

Приветствие.

II этап. Опрос по домашнему заданию, актуализация знаний.

– Чем мы с вами занимались на прошлом уроке?

– Вопросы по домашнему заданию есть?

– Скажите, пожалуйста, каковы роль устной и письменной речи в жизни человека?

– Спасибо за ответ. Ответ был полный, были приведены примеры, поэтому оценка «5».

– Скажите, пожалуйста, что вы чувствуете, получив оценку «5», «4», «3», «2».

– Спасибо.

Учитель вешает таблички с надписями. (Радость, удовлетворение, гнев, обида, раздражение, переживание, восторг, грусть, воодушевление.)

– Какое слово объединяет в себе все эти слова, подумайте.

–Молодцы! Вы сами сформулировали тему нашего урока. Итак, открываем тетради, записываем число и тему урока «Эмоции».

– Изучали особенности высшей нервной деятельности человека.

Учащиеся отвечают.

Учащиеся рассказывают о своих чувствах.

– Эмоции (чувства).

Учащиеся оформляют тетради.

III этап. Изучение нового материала.

– Давайте поставим цели на сегодняшний урок.

Учитель записывает на доске цели урока:

1) Что такое эмоции?

2) Каково их происхождение?

3) Виды эмоций в жизни человека.

1. Рассказ учителя.

Человек является частью природы. Мы с вами не только воспринимаем окружающий мир, но и воздействуем на него. Ко всем предметам в мире, ко всем явлениям и событиям у нас с вами есть своё собственное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями мы переживаем… (возвращение к табличкам на доске «Эмоции»)

Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями (записать понятие).

Учитель зачитывает слова Анохина Петра Кузьмича (1898-1974). На доске его портрет.

2. Почему мы переживаем эмоции? В головном мозге существуют центры, возбуждение которых приводит к удовольствию или страданию. Центры формирования эмоций располагаются в височной и лобной долях коры больших полушарий, а также  на некоторых участках промежуточного мозга.  Раздражение этих центров приводит к внешнему проявлению эмоций.

3. Эмоции человека чрезвычайно сложны и многообразны. Все эмоции можно поделить на положительные и отрицательные.

Учитель оформляет схему на доске.

ЭМОЦИИ

          положительные            отрицательные

        (радость, любовь           (гнев, страх, ужас,

        восторг

– Назовите примеры этих эмоций.

Учитель записывает названные эмоции в схему.

 – Любая эмоция (положительная или отрицательная) сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, которые в сою очередь изменяют деятельность внутренних органов: кровообращения, дыхания, пищеварения, и др.

 Одним из таких биологически активных веществ является гормон надпочечников адреналин. Физиологическое значение реакций сопровождающих эмоции, очень велико. Они мобилизуют силы организма, приводят его в состояние готовности для успешной деятельности или для защиты.

Изменения в деятельности внутренних органов одинаковы при сходных эмоциях у всех людей. Поэтому всем понятны выражения: «Волосы дыбом встают, от страха в пот ударило, мурашки по коже, щемит сердце, от радости в зобу дыханье спёрло». Перед этим учитель предлагает учащимся самостоятельно привести примеры таких выражений.

Учащиеся по очереди называют цели, учитель, если требуется, корректирует их и записывает их на доске.

Учащиеся  слушают рассказ учителя.

Учащиеся записывают в тетрадь определение

Учащиеся оформляют схему в тетради.

Учащиеся называют.

Зарядка для глаз.

4. – Посмотрите, пожалуйста, на наши цели, каких мы достигли, а какой вопрос остался открытым?

–Я предлагаю вам самостоятельно найти ответ на этот вопрос. Итак, познавательная задача (!).

!  Прочитайте текст учебника на странице 207 (последний абзац) -209. Выпишите в тетрадь, в чём заключается значение эмоций в жизни человека?

1) По эмоциям можно судить о душевном состоянии человека.

2) Выразительные движения, сопровождаю-щие эмоции, дают разрядку напряжению, которое создаётся эмоцией.

3) Эмоции – являются языком общения, потому что они передают чувства и настроение другого человека.

4) Выразительные движения могут управлять эмоциями многих. Это используется в воспитании и самовоспитании.

Совместная проверка выполнения задания. Корректировка записей.

Учащиеся смотрят на доску.

– Не рассматривали 4-й вопрос.

Учащиеся записывают её в тетрадь.

IV этап. Закрепление.

– Какие чувства, эмоции ещё отображены на этой картине?

V этап. Подведение итогов. Выводы.

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
  3. Что вам не понравилось на уроке?

Д/з: § 52, ответить на вопросы к параграфу, выучить записи в тетради.

 

– Спасибо за урок. До свидания.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида

Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....

Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"

Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...

Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"

Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...