Исследовательская работа по биологии "Мой господин позвоночник"
творческая работа учащихся по биологии (5 класс) на тему

Неясова Нелли Александровна

Движение – это жизнь. В живой природе звери и птицы, лишенные возможности передвигаться, погибают. И человеческий мозг запрограммирован так же: длительная неподвижность воспринимается им как непригодность к жизни, срабатывает программа на самоуничтожение. Поэтому за возможность свободно и активно двигаться нужно бороться и драться как за саму жизнь.Человек – одно из самых прекрасных и в то же время самых загадочных творений природы. Человеческий организм – сложнейший комплекс систем и органов. Я посвятила свою исследовательскую работу физиологии и экологии позвоночника человека. Считаю эту проблему очень актуальной и достойной самого пристального внимания. О том, что здоровье является самым большим богатством, знают все. А вот как сберечь – немногие, хотя это и волнует каждого живущего на Земле. Если у человека болит все, то в первую очередь нужно обследовать позвоночник. Специалисты считают, что практически все патологии в организме, начиная с быстрой утомляемости, нарушения зрения, слуха и кончая страшными онкологическими заболеваниями, начинаются с позвоночника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Мой господин позвоночник

                                                                              «Позвоночник – господин всего тела»

                                                                                             (народная китайская мудрость)

     

         

     Движение – это жизнь. В живой природе звери и птицы, лишенные возможности передвигаться, погибают. И человеческий мозг запрограммирован так же: длительная неподвижность воспринимается им как непригодность к жизни, срабатывает программа на самоуничтожение. Поэтому за возможность свободно и активно двигаться нужно бороться и драться как за саму жизнь.

Человек – одно из самых прекрасных и в то же время самых загадочных творений природы. Человеческий организм – сложнейший комплекс систем и органов. Я посвятила свою исследовательскую работу физиологии и экологии позвоночника человека. Считаю эту проблему очень актуальной и достойной самого пристального внимания. О том, что здоровье является самым большим богатством, знают все. А вот как сберечь – немногие, хотя это и волнует каждого живущего на Земле. Если у человека болит все, то в первую очередь нужно обследовать позвоночник. Специалисты считают, что практически все патологии в организме, начиная с быстрой утомляемости, нарушения зрения, слуха и кончая страшными онкологическими заболеваниями, начинаются с позвоночника.

Актуальность

    Как ни печально это признать, но наука указывает, что 86 процентов   детей нуждаются в коррекции позвоночника, они страдают нарушением опорно-двигательного аппарата в той или иной степени. А это - предпосылка к развитию многих хронических болезней.

Гипотеза.

Предполагалось, что средства оздоровительно физической культуры (элементы спортивных и подвижных игр, корригирующие упражнения) позволят предотвратить и устранить нарушения осанки детей.

Предмет исследования. Содержание методики и организации физкультурно-оздоровительных занятий с детьми 7-17 лет, имеющими нарушения осанки.

Объект исследования. Изучение физического состояния детей младшего  и среднего школьного возраста школьного возраста.

Научная новизна заключается в том, что в процессе проведения научных исследований нами определены патологические состояния осанки детей, причины их возникновения и устранение путем проведения физкультурно-оздоровительных занятий.

Практическая значимость.

 Использования элементов спортивных и подвижных игр, корригирующей гимнастики для устранения патологий неправильной осанки и совершенствования уровня физической подготовленности детей 7-15 лет может быть рекомендована к применению в работе учителям физической культуры средних школ на уроках физкультуры, тренеров детских физкультурно-оздоровительных групп и специальных медицинских групп с детьми, имеющими нарушения осанки.

Цель моей исследовательской работы – привлечь внимание администрации города, управления образования и здравоохранения, родителей, педагогов и учащихся к здоровью  школьников вообще и позвоночника в частности посредством исследования проблемы на  примере школе №2105.

Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи:

 1. Основательно изучить документы, посвященные проблемам позвоночника человека; ознакомиться с исследованиями других авторов, их направлениями в работе над исследуемой проблемой.

 2. В процессе личных контактов с  врачами –ортопедами, хирургами ,детскими врачами    поликлиники  ,медицинской сестрой нашей школы ,учителями начальной школы учителями предметниками     ознакомиться с данной проблемой  в нашей школе  . Отследить динамику патологий позвоночника среди разных  возрастов учащихся нашей школы  .

3. С помощью трех тестов на гибкость позвоночника   протестировать учащихся 2, 5, 7  9-   классов школы №2105.

4.Выявить причины патологий позвоночника. Определить, какое влияние на состояние позвоночника оказывает городская среда, наследственность, травматизм, психическое состояние  .

5.Профилактика заболеваний позвоночника. Всех учащихся с нарушением осанки определить в группу здоровья для лечения позвоночника и исправления осанки.

6.Внести свою лепту в популяризацию здорового образа жизни, экологии человека среди учащихся школы, населения города.

Методы исследования

Анализ и обобщение научно-методической литературы

Проводилась работа по выбору методической литературы и осуществлялся ее анализ с целью выявления. В обзоре научно-методической литературы дана характеристика анатомо-физиологических особенностей опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста, описана методика корригирующей гимнастики и влиянии ее на позвоночник. Было изучено более 30 литературных источников отечественных и зарубежных авторов.

Организация исследования

Исследование проводилось на базе школы №  2105  2013-2014 .

В нем приняло участие 250 человек; Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе, был сделан выбор темы, осуществлен анализ научно-методической литературы, сформулированы цель и задачи исследования, подобраны и апробированы методы исследования.

На втором этапе были проведены предварительные исследования, разработана методика физкультурно-оздоровительных занятий для детей 7-15 лет на основе упражнений корригирующего характера.

На третьем этапе, были произведены обработка и анализ результатов .

         

2.Основная часть

       В названии работы я пишу слово «Позвоночник» с большой буквы и называю с уважением господином. Согласно йоге, восточному учению, через позвоночник проходит главный энергетический канал нашего тела «сушумна», а сам позвоночный столб является своеобразной антенной, связывающей человека с космосом, с его космической энергией.Позвоночник – основа скелета. Это самая древняя система в организме человека появилась около 500 миллионов лет назад. Вегетативная нервная система позвоночника регулирует все основные функции организма. Человек, у которого прекращена связь спинного мозга с головным – глубокий инвалид. Исследования подростков в США показали, что 13% школьников имеют сколиоз. В России эти цифры еще более удручающие. Лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 95% школьников имеют нарушения осанки. Причины этого могут быть самыми различными – от неправильного двигательного режима до чудовищного состояния экологии планеты. Половина нынешних подростков не доживет до пенсии.

 Надо отметить, что у нас особенно актуальна экологическая проблема из-за огромного сосредоточения предприятий  . От высокого уровня содержания в атмосфере свинца и других вредных веществ страдает половина жителей  Саранска. Люди если и не становятся инвалидами, то очень серьезно заболевают   Число инвалидов  постоянно растет, увеличивается и число больных детей.   Я считаю, нужно в корне менять стратегию организации физического воспитания в школе. Сегодня просто необходимо внедрять на уроках физкультуры элементы лечебных упражнений.  .

   Многочисленные исследования показали, что существует прямая зависимость роста целого ряда заболеваний от ухудшения экологической обстановки. Это обстоятельство, а также хроническая нехватка йода в  Саранске отрицательно сказывается на функционировании щитовидной железы у его населения. Около 75 % страдают этим эндокринным заболеванием. Одним из клинических признаков гипотиреоза (снижение функции щитовидной железы) является ограничение подвижности в суставах, в т.ч. и позвоночника, что напрямую ведет к возникновению различных его патологий. Ослабленное взрослое население не может произвести полноценное потомство. Практически все новорожденные  имеют те или иные отклонения в состоянии позвоночника. Ведущие специалисты здравоохранения официально констатируют, что болезни опорно-двигательного аппарата в городе занимают почетное 2-е место после заболеваний органов дыхания. Заболевания позвоночника выявляются у 90%, максимум этих выявлений приходится на школьный возраст.

2.1. Осанка

Позвоночник - это основа скелета и выполняет в организме человека две важнейшие функции. Первая функция - опорно-двигательная. Вторая - защитная. Позвоночник предохраняет спинной мозг от механических повреждений. К нему подходят многочисленные нервные окончания, которые отвечают за работу всех органов в организме человека. Образно говоря, каждый позвонок несет ответственность за работу определенного органа. Если функции позвоночника нарушены, затрудняется проведение нервного импульса к тканям и клеткам в разных участках тела. Со временем именно в этих участках тела будут развиваться различные заболевания. При правильной осанке нагрузка на позвоночник при учебе или работе распределяется равномерно и не происходит перегрузки отдельных участков. Это позволяет сохранить позвоночник здоровым до преклонного возраста. Правильная осанка характеризуется следующими показателями:

Прямое положение головы и позвоночника.

Горизонтальные линии ключиц.

Симметричное расположение лопаток.

Симметричное расположение ягодиц.

Нужно отличать нарушение осанки от искривления позвоночника. Искривление позвоночника - это состояние позвоночного столба, при котором происходит отклонение его продольной оси от вертикали. При сильном отклонении позвоночника выпуклостью назад форму искривления называют кифозом. При возникновении бокового искривления позвоночника в виде латинской буквы S форму искривления называют сколиозом. Иногда встречаются сочетания этих двух форм, и тогда говорят о кифосколиозе.

Неправильная осанка чаще всего указывает на болезни позвоночника, в том числе и на сколиоз. Этот порок развития позвоночника редко является самостоятельным. Сколиоз - вершина айсберга! С годами он влечет за собой серьезные и тяжелые последствия. Где же выход из сложившейся ситуации? Детский скелет обладает большей подвижностью, чем скелет взрослого человека, поэтому раннее обращение к врачу поможет вам решить эту проблему.

Вспомним, что происходит с нашей спиной, когда мы вынуждены долго сидеть? Через какой-то промежуток времени нетренированные мышцы спины начинают уставать. Они уже не могут обеспечивать правильную осанку, и позвоночник слегка сгибается. В этом физиологически неправильном положении происходит сдавливание передних отделов межпозвоночных дисков, в то время как задние отделы растягиваются. В таком положении межпозвоночный диск теряет свою эластичность, изнашивается. Нервные корешки ущемляются и хуже проводят сигналы от мозга к органам и тканям. Особенно чувствителен к таким перегрузкам неокрепший позвоночник подростка. Большинство детей ведут "сидячий" образ жизни. Высокая нагрузка на работе, компьютеры, телевизоры и т. д. Поэтому проблема профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата приобрела массовый характер.

Основная функция позвоночника опорная, позволяющая обеспечивать жесткость скелета и сохранять привычную форму тела. Поэтому позвоночник крепкий, обладает определенной гибкостью, обеспечивающей равновесие тела, и имеет четыре естественных изгиба (физиологические изгибы), действующих как пружина, которые смягчают резкие вертикальные нагрузки на позвоночник (прыжки и т.д.), позволяют реагировать на стрессы, связанные с весом тела и его движениями, а также поглощать толчки и удары во время ходьбы. Изгибы, обращенные выпуклостью вперед, называются лордозы (шейный и поясничный), а изгибы, обращенные выпуклостью назад – кифозы (грудной и крестцовый).

2.2.Сколиоз

       Сколиоз – это генетически обусловленное заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся боковым искривлением позвоночника (во фронтальной плоскости), со скручиванием позвонком в процессе их роста (является патологическим состоянием). Сколиоз бывает врожденным и приобретенным.

Причины возникновения сколиоза (большинство случаев сколиоза возникает по не совсем понятным причинам): врожденный сколиоз (неправильное развитие позвонков), связан с врожденными нарушениями структуры соединительных тканей с ослаблением связочных структур во всех системах организма, т.е. связки, предназначенные для удержания позвоночного столба в вертикальном положении, оказываются слишком слабыми для этого. Врожденному (первичному, наследственному) сколиозу могут сопутствовать различные врожденные изменения. Нарушение развития (дисплазия) тазобедренных суставов, челюстнолицевые аномалии (раздвоение губы, несращение твердого неба), плоскостопие, аномалии желчевыводящих и мочевыводящих путей. Приобретенный сколиоз возникает чаще всего у детей (идиопатический юношеский сколиоз) в возрасте от 5 до 15 лет (вследствие нарушения осанки). По мере того как ребенок учиться держать голову и сидеть, особенно у школьников, чему способствует неправильная поза во время учебных занятий, что ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляет и ослабляет их. В дальнейшем возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков. Также сколиоз у детей может быть следствием перенесенного рахита.

С позиции физиологических закономерностей осанка ребенка является динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Неодновременное развитие костного суставно-связочного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Такая неравномерность развития уменьшается со снижением темпов роста, а с прекращением роста человека стабилизируется. Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата человека, психики, степени развития мышечного корсета, от функционирования возможностей мышц к длительному стратегическому напряжению, эластических свойств межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительно-тканных образований суставов и полусуставов позвоночника, таза и нижних конечностей. В различные возрастные периоды жизни ребенка, осанка имеет свои особенности. Правильная осанка школьников : голова незначительно наклонена вперед, плечи – на одном горизонтальном уровне, лопатки прижаты к спине, живот еще выпячен, но менее выражен. Чем у детей 6-7 лет, физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены. Угол наклона таза увеличивается, приближаясь к таковому у взрослого человека, у девочек и девушек он больше (310), чем у мальчиков и юношей (280). Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10 годам.

Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременных оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечнососудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Нарушение осанки проявляется уже у детей раннего возраста в ясельном периоде у 2,1% , в 4 года у 15-17 %, в 7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. По данным Д.А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников.

2.3.Различают 3 степени нарушения осанки:

1 ст. – характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.

2 ст. – характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

3 ст. – характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны 1 – 2 степени нарушения осанки, для школьников – 2-3 степень.

По мере роста ребенка система профилактики нарушений осанки и сколиозов у детей состоит из нескольких этапов.

На первом этапе устраняются факторы риска в грудном возрасте: держание малыша всегда на одной руке, вождение его за одну руку в период освоения ходьбы, сон ребенка в слишком мягкой постели и на высокой подушке, сон преимущественно на одном боку. (В последнем случае опора создается на плечевой и тазобедренный суставы, а туловище провисает.) В этот период массах и гимнастика обязательны.

На втором этапе, который приходится на дошкольный и младший школьный возраст. Создаются условия для формирования здорового позвоночника. Все дети не менее двух часов в день должны посвящать активным движениям. Устраняются неблагоприятные позы при работе за столом или партой (высота стола или парты должна соответствовать росту ребенка, плечи всегда располагаются на одном уровне, а голова - на одной прямой с туловищем, ноги и спина при этом должны иметь опору, а свободная рука не должна свисать со стола).

К нарушению осанки могут привести и некоторые привычки: длительное стояние на одной ноге, перенос тяжестей (сумки, портфель) в одной руке, а также однообразные игры (например, в "классы", когда долго приходится прыгать на одной ноге).

На третьем этапе, приходящемся на средний и старший школьный возраст, закрепляются достигнутые на предыдущих этапах положительные результаты. Из видов спорта предпочтение следует отдавать разнообразным спортивным играм с мячом, бегу на лыжах, плаванию, гребле, атлетической гимнастике. Одной из важнейших задач в начале этого этапа, является выявление детей с нарушениями осанки и сколиозом (по уровню плеч и лопаток). По положению головы, по неодинаковой форме треугольников, образованных контурами талии и рук). И создание из них специальных групп, в которых под руководством специалистов (школьных учителей физической культуры, валеологов или врачей) принимаются незамедлительные меры, направленные на выпрямление позвоночника и формирование "мышечного корсета" (ЛФК, массаж спины, дыхательные упражнения, разгрузочный режим, здоровое питание).

Исследования показали, что благодаря своевременно принятым мерам нарушения осанки в большинстве случаев исправляются, а в 80 случаях из 100 развитие сколиоза приостанавливается.

Детский организм наиболее восприимчив к влиянию вредных факторов, загрязнению окружающей среды. А наши экологически вредные предприятия: ламповый завод ,завод «Резинотехника»и   ТЭЦ практически находятся в черте города. Кроме того, в общем загрязнении атмосферы доля многочисленного транспорта составляет 55% суммы всех выбросов. Поэтому значительное ухудшение осанки у юных  жителей г.Саранска наблюдается уже к 5-ти годам, но особенно резкое увеличение патологий надо отметить в 1-х классах. Количество сколиозов заметно увеличивается   к 9-му классу.    Врачи физкультурного диспансера   считают, что из всех видов спорта благоприятным для позвоночника является только плавание.  В нашей школе есть бассей.Три урока физкультуры обязательны.Один из них обязательно в бассейне. 

Результаты тестирования на определение гибкости разных отделов позвоночника в прошлом учебном году среди учащихся моей школы тоже показали, что далеко не все благополучно в позвоночнике у наших ребят. К сожалению, зимняя эпидемия гриппа не позволила охватить тестированием всех учащихся исследуемых классов. Поэтому полной картины отследить не удалось. Срез показал, что ни в одном из классов ни по одному из 3-х предложенных тестов нет 100% гибкости позвоночного столба. В младших классах наблюдается меньший процент учащихся с патологией позвоночника, чем у старших школьников. Эти результаты подтверждают мнение некоторых специалистов, что за период обучения в школе число детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного  аппарата в  Саранске увеличивается в 2 раза. Состояние позвоночника у мальчиков более стабильно, чем у девочек. Отличной гибкостью шейного отдела позвоночника порадовали мальчики-подростки 10-го класса. Данные тесты были разработаны самостоятельно на основе прочитанной литературы.

В этом учебном году локальные исследования по школе №32 были продолжены. Изучив данные медосмотров учащихся школы за последние 3 года  в детской поликлинике №4, я в очередной раз пришел к выводу, что наблюдается четко выраженный рост патологий к старшим классам. У первоклассников 2009 года он увеличился за 3 года с 8,1% до 14,4%. У второклассников 2009 года – с 7,6% до 14,8%. Наибольший рост патологий позвоночника выявился у пятиклассников – с 17,4% до 55%. Эти цифры подтверждают печальную статистику, что количество заболеваний позвоночника у подрастающих   жителей г.Саранска  особенно увеличивается  к 9-ому классу.

Противоположная картина обнаружилась только у 7-классников 2010-11 года. У них за 3 года количество патологий снизилось с 11.;% до 4,4%. Я не считаю, что ребята стали здоровее .Это связано с введением третьего урока физкультуры ,т.к.он всегда проходит в бассейне под руководством инструктора. Скорее причина в другом. Дело в том, что эти данные довольно условны, т.к. на медосмотрах зачастую отсутствовал хирург-ортопед и тогда особого акцента на позвоночник при осмотре не делалось. В настоящее время ведется осмотр школьников хирургом-ортопедом. .

В этом учебном году я вместе со специалистом  ортопедом     провел ряд бесед в школе по экологии позвоночника и продолжил наблюдения за учащимися бывшего 1-а класса в настоящее время второй класс. Результаты показали, что из 24-х учащихся только у 50% осанка в норме. Нарушения осанки имеются у 45,8% ребят. Сутулость – у 12,5%, сколиоз под вопросом – у 8,3%. При этом склонность к нарушениям осанки опять же имеют больше девочки – 33,3%, у мальчиков этот показатель составил 16,7%. Эти данные не очень существенно отличаются от результатов моего тестирования в прошлом году. Тогда из 21 учащегося норма была у 66,6%. Нарушения осанки – у 33,4%. Патологии позвоночника выявились у 23,8% девочек и у 9.5% мальчиков. Положительным результатом проделанной работы явилось то, что все ребята с патологиями осанки были взяты на учет, определены в спецгруппу для занятий лечебной гимнастикой, а некоторые получили направления на массаж. После реабилитации второклассников  в поликлинике №4 исследования будут продолжены. Кроме того, на будущий год запланировано анкетирование по школе на тему экологии позвоночника.

В процессе работы над темой я выяснил, что точной статистики по заболеваниям позвоночника не достаточно . Поэтому на основании изученного материала и проведенных исследований, которыми занимаюсь на протяжении 2-х лет, убежден, что здоровье опорно-двигательной системы (ОДС) у населения  , города и нашей школы находится в критическом состоянии. Чтобы решить проблему, необходимо привлечь внимание всего населения к данной проблеме.

Для этого надо:

  • информировать население через средства массовой информации (СМИ), проводить лекции и беседы среди учащихся, родителей, учителей;
  • привлечь в школу специалистов по ОДС   для обследования учащихся;
  • выделить в группу здоровья всех нуждающихся в реабилитации школьников;
  • организовать специальные группы ребят для занятия лечебной гимнастикой во всех классах школы и привлечь для работы профессиональных массажистов.

2.4.Оценка состояния осанки  

 Тесты на подвижность позвоночника

Для того чтобы проверить подвижность позвоночника, необходимо выполнить основные его движения — сгибание и разгибание, наклоны вправо и влево, скручивания в ту или иную сторону. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных тестов для оценки гибкости позвоночника.

Тест 1. Встать прямо, ноги вместе, наклоняться как можно ниже вперед, опустив руки вниз . В норме кончики пальцев должны коснуться пола.

Тест 2. Лежа на животе с закрепленными стопами (например, с помощью партнера), приподнять туловище за счет разгибания спины назад   В норме при поднимании туловища расстояние между грудной костью (грудиной) и полом должно составлять 10—20 см.

Тест 3. Встать спиной к стене, ноги на расстоянии 30 см друг от друга. Наклониться как можно ниже в сторону, касаясь спиной стены. То же проделать в другую сторону . В норме кончики пальцев должны опускаться чуть ниже коленной чашечки.

Тест 4. Сесть на стул лицом к спинке и упереться руками в колени разведенных ног. Не меняя положения таза и ног, повернуть голову и туловище как можно больше назад    В норме при повороте вы должны увидеть поднятые над головой руки партнера, стоящего на расстоянии двух метров сзади.

 Тест 5.
 Наклонитесь вперед (ноги вместе) и постарайтесь коснуться ладонями пола. Не смогли выполнить задание — значит, гибкость плохая, недостаточная.
Тест 6

Лежа на спине, поднимите ноги и заведите их за голову. Очень хорошо, если вы коснулись пола прямыми ногами. Согнутыми — гораздо хуже. Если не смогли коснуться совсем — нормальная гибкость отсутствует.

В основном неправильная осанка формируется в детстве. И повинна в этом не только неправильная поза на уроках. От частых наказаний, двоек, конфликтов тоже портится осанка. Вообще психологических причин неправильной осанки очень много. Вы, к примеру, замечали когда-нибудь, что дети, к которым предъявляют непомерно высокие требования (а они честно пытаются этим требованиям соответствовать), сильно поднимают плечи? Эта привычка часто остается на всю жизнь. Что и свою очередь, влияет на работу мышц, состояние позвоночника и, как следствие, на работу внутренних органов.

Нередко встречается, правда, и обратный эффект: плохая осанка заставляет человека комплексовать, создает ему психологический дискомфорт, который, в свою очередь, опять приводит к разным недугам.

Тесты на выявление нарушений осанки

Тест 1.Для выявления сутулости сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого  и правого плеча ,отступая на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается

Число, близкое к единице или больше ее, значит нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.

Тест 2.Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте  между стенкой и  поясницей просунуть кулак. Если он проходит нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

 

 

Заключение

Выводы

И в заключение, позвоночник можно сравнить с флейтой, которая требует отличной настройки, т.к. от качества этой настройки в конечном счете зависит наше с вами здоровье. В основном неправильная осанка формируется в детстве. И повинна в этом не только неправильная поза на уроках. От частых наказаний, двоек, конфликтов тоже портится осанка. Вообще психологических причин неправильной осанки очень много. Вы, к примеру, замечали когда-нибудь, что дети, к которым предъявляют непомерно высокие требования (а они честно пытаются этим требованиям соответствовать), сильно поднимают плечи? Эта привычка часто остается на всю жизнь. Что и свою очередь, влияет на работу мышц, состояние позвоночника и, как следствие, на работу внутренних органов.

Входе исследования выяснилось ,что нарушение осанки влияет на здоровье в целом. У детей возникают заболевания зрения, желудочно-кишечного тракта, нервной системы

Нередко встречается, правда, и обратный эффект: плохая осанка заставляет человека комплексовать , создает ему психологический дискомфорт, который, в свою очередь, опять приводит к разным недугам. В процессе работы над темой я выяснил, что точной статистики по заболеваниям позвоночника не достаточно . Поэтому на основании изученного материала и проведенных исследований, которыми занимаюсь на протяжении 2-х лет, убежден, что здоровье опорно-двигательной системы (ОДС) у населения  , города и нашей школы находится в критическом состоянии. Чтобы решить проблему, необходимо привлечь внимание всего населения к данной проблеме.

Для этого надо:

  • информировать население через средства массовой информации (СМИ), проводить лекции и беседы среди учащихся, родителей, учителей;
  • привлечь в школу специалистов по ОДС   для обследования учащихся;
  • выделить в группу здоровья всех нуждающихся в реабилитации школьников;
  • организовать специальные группы ребят для занятия лечебной гимнастикой во всех классах школы и привлечь для работы профессиональных массажистов.

В ходе исследовательской работы я встретилась с замечательными людьми. Они помогли мне и в организации исследования учащихся, и в предоставлении некоторых статистических данных по патологии ОДС   в  школе.

 .                 

                                       

                                                         Список литературы: 

  1. Сапин  М.  Р.,  Билич  Г.  А.  Анатомия  человека. – М.,  Высшая  школа, - 1989.
  2. Хрипкова  А.  Г.  Анатомия,  физиология  и  гигиена  человека. – М.,  Просвещение, - 1975.
  3. Борисевич  А.  И.  и  др.  Словарь  терминов  и  понятий  по  анатомии  человека. – М.:  Высшая  школа, - 1990.
  4. Тарновский  В.,  Тарновская  К.  Наше  тело. – М.,  Слово, - 1998.
  5. Доннер  К.  Тайны  анатомии. – М.,  Мир, - 1988.
  6. Дубровский  В.  И.  Лечебная  физкультура  (кинезотерапия). – М.,  ВЛАДОС, - 1998.
  7. Этиген  Л.  Е.  Как  же  вы  устроены,  господин  Тело? – М.:  ЛИНКА – ПРЕСС, - 1997.
  8. Головенкин  А.  Школьный  сколиоз. - //  Будь  здоров! – 1997. - №  4. – с.  71.
  9. Страковская  В.  Стройный  ребёнок. - //  Будь  здоров! – 2000. - №  5. – с.  39.
  10. Полковников  Ю.  Н.  Как  продлить  годы  жизни.  (Целительная  йога). – М.,  Республика, - 1995.
  11. Рюкерт  Ю.  Природная  медицина. – М.:  Белфакс, - 1994.
  12. Сапин  М.  Р.  Руководство  к  практическим  занятиям  по  анатомии  человека. – М.:  Высшая  школа, - 1992.
  13. Луиза  Л.  Хей.  Исцели  своё  тело. – М., - 1995.
  14. Васильева  И.  А.  Сам  себе  целитель. – Новосибирск, - 1994.
  15. Безлекарственные  методы  самоизлечения. – Свердловск, - 1991.
  16. Лах  Ман  Чун  Г.  Е.  Эта  замечательная  йога,  или  Взгляд  в  себя. – М., - 1992.
  17. Пеганов  Ю.  А.,  Березина  Л.  А.  Позвоночник  гибок – тело  молодо. – М., - 1991.
  18. Норбков  М.  К.,  Фотина  Л.  А.  Верни  здоровье  и  молодость. – М.:  Знание  России, - 1993.
  19. Ефремов  Д.  Дар  мне  дан  свыше,  и  я  обязан  уметь  им  воспользоваться. - //  Тайны  здоровья. – 1992. - №  4. – с.  2.
  20. Степанова  И.  Дети  доктора  Суханова. - //  Тайны  здоровья. – 1993. - №  11 – 12. – с.  4.
  21. Экарева  Ю.  Сколиоз. - //  Здоровье  “АИФ”. – 1994. - №  20. – с.  2.
  22. Фетисов  С.  Ваша  молодость – в  позвоночнике. - //  Панацея. – 1993. - №  29. – с. 6
  23. Золотова  Т.  Столб,  на  котором  все  держится. - //  Газета  для  женщин. – 1994. - №  4. – с. – 6.
  24. Ноу – хау  традиционной  медицины. - //  В  кн.:  Гармония  души  и  тела. – М.:  Знание, - 1996. – с.  120.
  25. Захаров  Ю.  Упражнения  Шена. - //  Свет. – 1995. - №  11. – с. 50.
  26. Николаев  В.  Недуг  миллионов. - //  Очаг. – 1993. - №  8. – с.  30.
  27. Жукова  Н.  Держи  спину  с  детства. - //  Спортивная  жизнь  России. – 1993. - № 9. – с. 24.
  28. Норбеков  М.  Подарок  107 – летнего  гуру. - //  Спортивная  жизнь  России. – 1995. - №  10. – с.  24.
  29. Пономарёва  Н.  Плачьте  и  смейтесь – станет  легче. - //  Спортивная  жизнь  России. – 1996. - №  1. – с.  26.
  30. Васильева  С.  Хорошо  бы  стать  коровой. - //  Будь  здоров! – 1995. - №  11. – с.  8.
  31. Брегг  В.  Ключ  к  здоровью. - //  Здоровье  детей  ”ПС”. – 1994. - №  1 – 2. – с.  12. 
  32. Верчук Е.  А древние греки «физ-ру» уважали // Областная газета. – 2001. - №42. – С.5. – (Фестиваль интеллектуалов).
  33. Панкова Е.  Доктор Корниенко настраивает «флейту». Флейту – позвоночник // Аномалия. – 2000. - №10. – С.6. – (Будем здоровы!).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Экспериментальная работа "Раннее выявление искривления позвоночника и ее коррекция"

   В раннем школьном возрасте совместно с медицинскими работниками определяем состояние позвоночника ученика. В настоящее время эта работа необходима, так как дети в раннем возрасте п...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...