Существует ли эволюция?
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

РУССКИХ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Попытки понять, как возникли растения и животные на Земле, почему они так разнообразны, появились у людей в глубокой древности. Долгое время господствовали религиозные взгляды на природу, согласно которым все виды растений и животных якобы сотворены богом и с тех пор не изменялись.Всегда ли животный мир был таким? Нет не всегда, вначале животный мир развивался в воде, а затем, когда водоемы уменьшались, животные появились на суше и дали начало новым классам животных, появились теплокровные и холоднокровные животные. Современный животный мир формировался постепенно в течение многих миллионов лет.Эволюция-процесс исторического развития животного мира от простого к сложному. (записать в тетрадь ) Эволюция животного мира связана со сменой условий (климат, рельеф, растительность) происходивших на земле. В процессе эволюции усложнялась организация животных. Можно ли наблюдать эволюцию? Жизнь человека коротка, поэтому наблюдать ее невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_perm.docx78.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                            РУССКИХ О.Н.

«Заслуженный работник общего образования Удмуртской Республики»

учитель биологии МБОУ «СОШ № 62»,

                                               г. Ижевск, Россия

       «СУЩЕСВУЕТ ЛИ ЭВОЛЮЦИЯ?», урок биологии в 7 классе

Цель:

выявить,  доказательства эволюции животных  и сформировать утверждение о  непрерывном развитии природы.

Задачи:

        Обучающая:

  • выяснить значение для науки ископаемых переходных форм как палеонтологических доказательств; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп;

Развивающая:

  • продолжение формирования умений вести диалог и работать в группе, находить и выделять главное, правильно и четко отвечать поставленные вопросы

Воспитывающая:

  • формирование бережного отношения к животному миру;

Оборудование:

проектор, ноутбук, ЭОР «Доказательства эволюции животных», карточки с заданиями и вопросами, оформление доски «Таблицы животных»

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ:  Введение в тему.

Сегодня на уроке мы  вместе с  вами, работая в группах,  постараемся выяснить  существуют ли доказательства эволюции животных,  закрепим полученные знания,  заполняя  кроссворд  «Доказательства эволюции животного мира». Учитель называет тему и цель урока (см. выше), учащиеся записывают тему в тетрадь.

Учитель:

Попытки понять, как возникли растения и животные на Земле, почему они так разнообразны, появились у людей в глубокой древности. Долгое время господствовали религиозные взгляды на природу, согласно которым все виды растений и животных якобы сотворены богом и с тех пор не изменялись.

Всегда ли животный мир был таким?  Нет не всегда, вначале животный мир развивался в воде, а затем,  когда водоемы уменьшались,  животные появились на суше и дали начало новым классам животных, появились теплокровные и холоднокровные животные. Современный животный мир формировался постепенно в течение  многих миллионов лет.

Эволюция-процесс исторического развития животного мира от простого к сложному.  (записать в тетрадь ) Эволюция животного мира связана со сменой условий (климат, рельеф, растительность) происходивших на земле.   В процессе  эволюции усложнялась организация животных. Можно ли наблюдать эволюцию? Жизнь человека коротка, поэтому наблюдать ее невозможно. Эволюция идет несколько миллионов лет, а существование человека  ограничивается тысячелетиями. Существуют науки, которые смогли представить доказательства в пользу эволюции. Доказательствами эволюции животного мира являются палеонтологические находки, сравнительно-анатомические исследования и зародышевое развитие животных - эмбриология.

Учитель: Работая в группах, изучая параграф учебника  1-группа изучает и рассказывает о палеонтологических доказательствах животного мира, 2 группа – эмбриологические  доказательства, 3 группа- сравнительно-анатомические,  на это вам дается – 10 минут.

У каждой группы есть карточка с вопросами.

Изучение нового материала учитель совместно с учащимися.

Вопросы  для  группы № 1

Прочитать п.  49,  стр. 250-252  и ответить на вопросы:

1.Что такое  палеонтология?

2.Как  образуются ископаемые останки  древних животных?

3. Приведите примеры  найденного в Европе  ископаемого животного? Какие  черты  есть у этого животного, характерные для пресмыкающихся, а какие для птиц?

4.В чем состоит значение палеонтологии?

Учащиеся отвечают:

1.Палеонтология (от греч. палео - древний; онтос - существо; логос - учение) - наука о животных и растениях прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности. Основатели палеонтологии: Ж. Кювье, Ж.-Б. Ламарк. Основы современной эволюционной палеонтологии заложил В. О. Ковалевский.

Учитель: Палеонтология решает следующие задачи:

1.выявление ранних этапов эволюции жизни;

2.выявление обособления стволов органического мира;

3.выявление основных этапов развития органического мира;

4.выявление событий на рубежах основных подразделений истории Земли.

Учащиеся отвечают:

2. Ископаемыми останками являются окаменевшие  раковины моллюсков, зубы и чешуя рыб, скорлупа яиц, скелеты  и другие части организмов, отпечатки и следы их жизнедеятельности, сохранившиеся в мягком иле, в глине, песчанике. Эти породы когда то, много лет назад затвердели и в окаменевшем состоянии сохранились в различных слоях Земли. По окаменевшем остаткам животных  ученые создают животный мир прошлых эпох.

3. В Европе найден отпечаток животного с признаками присущими одновременно  рептилиям, и птицам. Научное название реконструированного  животного- археоптерикс.  Черты, характерные для пресмыкающихся:  тяжелый скелет, мощные зубы, длинный хвост. Черты, характерные для птиц- крылья, покрытые перьями. Это животное является переходной формой от далеких предков к более современным животным.

Учитель:

Многие животные, жившие раньше, не имеют аналогов в современном  животном  мире- они вымерли. Сегодня палеонтологи  пытаются доказать причины по которым они вымерли.  

Вопрос  классу: Каких вымерших животных вы знаете, что либо слышали о них? (динозавры,  мамонты)

Следующая  группа  доказательств – это эмбриологические доказательства. Вопросы, которые стояли перед группой № 2

Прочитать п.  49, стр. 252 и ответить на вопросы(внимательно рассмотреть рис. 191):

1.В чем значение  изучения эмбрионального развития представителей различных групп позвоночных животных?

2.Что позволяет  изучение последовательных стадий развития каждого эмбриона? Приведите примеры, работая по рисунку 191.

3.Сделайте вывод  о эмбриологических доказательствах эволюции  животного мира?

Учитель:

Эмбриология - наука о зародышевом развитии организмов, индивидуальном развитии  организмов. (Запись в тетрадь). Третья группа доказательств - сравнительно-анатомические доказательства.

Учащиеся отвечают

1.Сравнение особенностей  эмбрионального развития различных групп позвоночных , рыбы, тритона, черепахи, птицы, кролика свиньи и человека показало. Что все зародыши  на ранних стадиях развития схожи между собой.  Последующее развитие эмбрионов сохраняет  сходство  только у близкородственных  групп, например,  у кролика, собаки, человека, имеющих общий план  строения во взрослом состоянии. Дальнейшее развитие приводит к исчезновению черт сходства между зародышами.

2. Изучение последовательных стадий развития каждого эмбриона позволяет восстановить  облик далекого предка. Например, ранние стадии  развития зародышей млекопитающих сходны с зародышами рыб: имеют жаберные  щели, . По видимому далекими предками зверей были рыбы. В следующей стадии развития зародыш млекопитающего  похож на зародыша тритона. Следовательно в ряду их предков были и  земноводные.

3.Вывод: изучение эмбрионального развития различных групп  позвоночных животных доказывает родство сравниваемых организмов, выясняет путь их исторического развития и служит доказательством в пользу существования  эволюции живых организмов.

Учитель:

И так мы переходим к  следующей  третья группа доказательств- это сравнительно-анатомические доказательства (или морфологические) об этом нам расскажут учащиеся группы № 3

Вопросы, которые стояли перед ними:

Прочитать п.  49, стр. 252- 255  и ответить на вопросы:

1.О чем свидетельствует сходство во внешнем строении позвоночных животных?

2.Что называется гомологичными органами?  Приведите  примеры.

3.Какие  органы называются рудиментарными? Приведите примеры.

4. Что  называется атавизмом? Приведите примеры.

Учитель:

Сравнительная  морфология - биологическая дисциплина, изучающая закономерности строения и развития органов и их систем путем сопоставления организмов разных систематических групп. (запись в тетрадь).У истоков сравнительной морфологии как науки стояли Ж. Кювье, Ж. Сент-Иллер и другие ученые.

Учащиеся  отвечают на вопросы.

1.Сравнивая позвоночных животных различных классов, установлено, что все они имеют единый план строения. Тела земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих состоят из головы, туловища, передних и задних конечностей. Для них характерны сходные кожные покровы и строение систем внутренних органов. Общность плана строения позвоночных свидетельствует об их близком родстве и позволяет утверждать, что  современные хордовые  берут начало от примитивных предковых организмов, существовавших в очень далеком прошлом.

2. Другим доказательством эволюции животных служат органы, сходные  по общему плану строения, но имеющие различные форму,  величину и приспособленность  к выполнению разнообразных функций. Такие органы называются гомологичными.

3. В пользу общности происхождения   позвоночных животных  свидетельствуют  факты частичной  или полной  утраты некоторых органов отдельными группами животных. Например,  современные киты и дельфины (класс Млекопитающие), удавы (класс Пресмыкающиеся) не имеют задних конечностей. Но небольшие косточки этих конечной есть во внутреннем строении  этих животных.  Органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения, называются рудиментарными.

4. Случаи проявления признаков предков  у современных особей называются атавизмом. Примеры:  трехпалость у современных  лошадей,  дополнительные пары молочных желез у тех, кто имел всегда одну пару;  наличие волосяного покрова на всем теле.

Учитель:  Весомым доказательством эволюции  считаются сравнительно-анатомические ряды, показывающие направление исторического  развития у видов, относящихся к одному классу, семейству, роду. Например,  способы размножения яйцекладущих, сумчатых и плацентарных показывают направления  развития систем размножения; конечности непарнокопытных показывают возникновение однопалой ноги в связи с изменившимися условиями  жизни.

Учитель:  Важное  значение для  доказательства эволюции  имеет «Биогенетический закон», сформулированный известным немецким ученым Э. Геккелем: «Онтогенез есть сжатое и сокращенное повторение филогенеза.»  Что такое онтогенез мы с вами изучили  на прошлом уроке, давайте запишем новое  определение. Филогенез-историческое развитее организма . (запишем в тетрадь, эти два новых определения.)Закрепление

Учитель:

И так  мы совместными усилиями разобрали  основные доказательства эволюции животного мира. Узнали очень много новых понятий и определений , и чтобы закрепить полученные знания на уроке заполним кроссворд, который лежит у вас на столах.

Учитель: Вспомним,  какую цель мы ставили сегодня на уроке, выявить, какие доказательства эволюции животных существуют и подтверждают ли они непрерывное развитие природы. Как вы считаете,  мы выполнили поставленную цель?

Выводы: Эволюция- это необратимый исторический процесс развития живой природы от низшего к высшему, от простого к сложному. Эволюция органического мира на Земле подтверждается множеством фактов из всех областей биологии: палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии и многими другими, о которых мы будем говорить, изучая общую биологию. Учитель комментирует ОЦЕНКИ за урок.

Учитель: домашнее задание параграф  49.

Приложение 1.  «Кроссворд «Доказательство эволюции животного мира»

           

Вопросы:

1. Доказательства особенностей эмбрионов на разных стадиях развития животного мира.(Эмбриологические)

2. Реконструированное животное с присущими признаками одновременно рептилий и птиц.(археоптерикс)

3. Индивидуальное развитие животного.(онтогенез)

4. Наука, изучающая древние организмы прошлых географических эпох.(палеонтология)

5. Органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения.(рудиментарные)

6. Органы, сходные по общему плану строения, но имеющие различные форму, величину и приспособленность к выполнению разнообразных функций.(гомологичные)

7. Историческое развитие организма. (филогенез)

8. Процесс длительного исторического развития живой природы. (эволюция)

9. Проявление признаков предков у современных особей. (атавизм)

Литература:

1. О.А. Пепеляева,  И.В.   Сунцова,«В помощь школьному учителю»

2.http://matveeva.ucoz.ru/index/urok_1_dokazatelstva_ehvoljucii_zhivotnogo_mira_quot/0-187  «Доказательства эволюции палеонтологические и эмбриологические»

3.http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=116 

 «ЕГЭ- 2013 с решениями» 

4. http://biouroki.ru/crossword/biologiya-7-klass-latushin/evolyuciya.html

«Уроки биологии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заметка "Люди существуют друг для друга".

Данная заметка была написана в районную газету "За новую жизнь". В ней рассказывается о проведённом в школе  классном часе, посвящённом приёмам, способам, помогающим одному человеку общаться с др...

Разговор с учащимися 5 класса на тему "Люди существуют друг для друга"

Люди существуют друг для друга(учимся общению)Цель: Помочь учащимся понять необходимость и ценность общения. Сформировать представления о правилах общения.Форма: Диалог с элементами тренинга....

Необыкновенное занятие "Беседа с инопланетными существами"

Открытое мероприятие ко Дню космонавтики для учащихся 6 класса....

Разработка урока "Существует ли женская поэзия"

Разработка урока по внеклассному чтению в 8 классе....

Развивающее занятие "Мыслю, значит существую"

данный материал представляет разработку учебной ситуации по развитию мыслительной деятельности учащихся...