Технологическая карта по биологии ФГОС 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Кукарцева Светлана Владимировна

5 класс Технологическая карта по биологии по программе В.В. Пасечник. Учитель Кукарцева Светлана Владимировна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя:     Кукарцева С.В.

Класс           5

УМК    В.В. Пасечник "Биология  5 класс"; рабочая тетрадь В.В. Пасечник "Биология  5 класс"

Предмет              биология

Тема                    Покрытосеменные, или Цветковые растения.

Тип  урока        изучение  нового материала.

Место и роль урока в изучаемой теме:   тема "Голосеменные " изучается после темы "Многообразие споровых растений".

Цель: Выяснения знаний о цветковых растениях о разнообразии жизненных форм растений; выявление признаков однолетних, двулетних и многолетних растений, развитие умения ставить цель и планировать  свою деятельность.

 

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Научиться приводить примеры разнообразия жизненных форм растений в природе; знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений; использовать учебник как источник информации о разнообразии покрытосеменных растений.

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; выполнять задания в соответствии с поставленной  целью; работая по предложенному плану, использовать  необходимые средства (учебник, таблицы, раздаточный материал);  делать самостоятельные выводы, оценивать свои успехи.

находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы  в другую,

перерабатывать полученную информацию, применять для решения  познавательных задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, отвечать на вопросы  по теме исследования, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь и  проявлять активность  для решения познавательных задач; слушать и понимать речь других,  вступать  в беседу  на уроке; оформлять свою мысль  в устной и письменной речи.

Развивать представление об усложнении растений; проявлять ценностное отношение к природе, осознавать  важность знаний о покрытосеменных растениях.

Ход урока

    Название

       этапа урока

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент

Организация учащихся. Приём  «Ладошка к ладошке!» Слушают, настраиваются на восприятие материала урока. Проверяют наличие  раздаточного материала для работы на уроке.

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы  урока.

Проверяет готовность к уроку.

Регулятивные: проверяют наличие Рабочего листа, раздаточного материала, управляют поведением и деятельностью. Познавательные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Положительный настрой на урок.

2

Проверка домашнего задания

Проверить наличие выполненного домашнего задания

Готовят печатные тетради к проверке.

Проходит по рядам и просматривает у учащихся выполненное  домашнее задание

3

Актуализация знаний

Целеполагание

Ставят цели занятия.

Работа в группах. Среди предложенных названий растений выбирают растения, которые   имеют  цветок. Учащиеся обсуждают, выделяют и называют  цветковые растения.

Учащиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи урока.

Направляет на формирование темы и цели урока.

Выявляет уровень знаний учащихся.

Демонстрирует слайды «Цветковые растения»

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию – Почему эти растения называют цветковыми?

Познавательные: актуализируют свои знания, устанавливают  связи между частным и общим, получают информацию о цветковых растениях.

Коммуникативные: работа в группах, вырабатывают общее решение.

Регулятивные: целеполагание  как постановка учебной задачи, выполняют задание в соответствии с поставленной целью.

 

Поставленная цель

4

Изучение нового материала

Научиться делать исследование, отстаивать свою точку зрения.

1.Учащиеся в группах проводят исследование, находят внутри плодов семена. Отвечают на вопрос: почему цветковые растения называют Покрытосеменными?

Работают с рисунком 79 учебника.

2.Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу в Рабочем листе

«Жизненные формы цветковых растений», отвечают на вопросы, формируют понятия «деревья», «кустарники», травянистые растения».

Обсуждают вопросы в группах и дают ответы.

1.Покрытосеменные растения.

Предлагает учащимся провести исследование, используя раздаточный материал и задание в Рабочем листе. Почему цветковые растения называют покрытосеменными?

Проводит инструктаж по ТБ.

Рассказывает о происхождении покрытосеменных растений.

2.Жизненные формы цветковых растений.

Предлагает работу со статьёй учебника на с.128-129 «Многообразие покрытосеменных», рис.80 «Формы растений», заполнить таблицу в рабочей тетради «Жизненные формы цветковых растений».

Ответить устно на вопросы:

-Что общего между деревьями, кустарниками и травами?

-Чем они отличаются?

Задаёт познавательные вопросы.

К какой форме растений относится банан?

К какой группе растений относится ряска?

  Познавательные: выстраивают причинно-следственные связи, выбирают наиболее эффективные способы решения  поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации,

проводят сравнение объектов.

Коммуникативные: взаимодействие в групповом коллективе, высказывают и отстаивают свою точку зрения.

Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью, по предложенному плану. Анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы

Заполнят таблицу и ответят на вопросы

5

Физминутка

Организуется для снятия напряжения в глазах, мышцах у учащихся.

Под музыку выполняют действия.

Предлагает по названию растения определить его жизненную форму.

Травы – присесть.

Кустарники –хлопаем в ладоши.

Деревья – поднимаем руки, дерево качается.

Ромашка, шиповник, береза, сирень, ландыш, василёк, липа, клён, смородина, тополь, жёлтая акация.

6

Изучение нового материала

(продолжение)

Организуется работа в группах с гербариями

3.Учащиеся работают  со статьей учебника «Многообразие покрытосеменных» и рисунком 81 «Растения разной продолжительности жизни» на с.130 учебника в Рабочем листе составляют схему «Продолжительность жизни растений» и приводят примеры.

Работая в группе  с раздаточным материалом и гербарием, определяют  растения по продолжительности жизни, обсуждают в группах и дают ответы на вопросы.

Работают с терминами: однолетние, двулетние, многолетние.

3.Продолжительность жизни растений.

Предлагает работу со статьёй учебника «Многообразие покрытосеменных» и рисунком 81 «Растения разной продолжительности жизни»,на с.130 учебника в Рабочем листе составить схему «Продолжительность жизни растений» и привести примеры растений.

Используя гербарий растений и выданные морковь, свёклу определить  к какой группе по продолжительности жизни они относятся.

Гербарий растений: одуванчик, ландыш, овёс, кукуруза, просо, пшеница, бархатцы, пастушья сумка, свёкла, морковь.


Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения  поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации,

проводить сравнение объектов.

Коммуникативные: проявляют активность

в решении познавательных задач.    

Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы

Работа в группах

Создать мини проект

4.Учащиеся называют группы растений: лекарственные, масличные, плодово-ягодные, овощные, хлебные, декоративные.

Учащиеся  выступают с проектами «Первоцветы»,

«Рекорды растительного мира»,

«Удивительные растения».

4.Значение покрытосеменных растений.

1.На каких примерах можно показать разнообразие  покрытосеменных растений?

2.Проектная деятельность учащихся.

Познавательные: определять роль растений для жизни на Земле, обосновывать своё мнение.

Находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы  в другую.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для представления результата своей деятельности, инициативное сотрудничество в поиске  и выборе информации.

Регулятивные: выполняют задание, работая в группе в соответствии с целью

Созданный проект от группы

7

Обобщение полученных на уроке сведений

Продумать свое выступление, рассказать товарищу и выслушать его.

1.Называют отличительные признаки  покрытосеменных растений, записывают в рабочей тетради.

Используют Приём «Микрофон»

2.Комментируют высказывание

Л.Н. Толстого, «Для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа».

Вопросы:

1.Каковы отличительные признаки покрытосеменных растений?

Использует Приём «Микрофон»

2.Почему эпиграфом урока было высказывание Л.Н.Толстого «Для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа».

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске  и выборе информации.

Регулятивные: внесение необходимых дополнений  в осознание  усвоенного материала.

8

Рефлексия

Проговорить полученную информацию с урока; сделать вывод.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Выставляют оценки в дневник.

Учитель - Достигнуты ли цель и задачи урока?

-Я узнал (а)...

-Меня удивило…

-Работая в группе, я…

-Мне трудно представить, что…

Выставление оценок.

Познавательные:  рефлексия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

9

Домашнее задание

Записывают задание в дневник , выставляют оценки

Задаёт домашнее задание

П.23; с. 127-132 Вопросы..

 Задания для учеников, интересующих биологией. Найти в дополнительной литературе информацию о голосеменных, покрытосеменных  в своей местности и составить

презентацию.

*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).

**Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Кукарцева С.В.

Класс           5

УМК    В.В. Пасечник "Биология  5 класс"; рабочая тетрадь В.В. Пасечник "Биология  5 класс"

Предмет              биология

Тема                     ЛИШАЙНИКИ

Тип  урока        Открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме:   тема "Лишайники " изучается после темы "Водоросли".

Цель:   Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Учащиеся знакомятся со строением лишайников, их произрастанием, значением для человека и в природе.

Узнают почему лишайники относятся к растениям -симбионтам, почему их называют индикаторами природы.

формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии.

умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Ход урока

    Название

       этапа урока

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку

Поднимают руки, кто готов отвечать на 5

Вступительное слово.(Слайд №1)

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

– Здравствуйте, ребята.

Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина: “Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса(Слайд№2)

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные слушают учителя.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

2

Проверка домашнего задания

Проверить наличие выполненного домашнего задания

Готовят печатные тетради к проверке.

Проходит по рядам и просматривает у учащихся выполненное  домашнее задание

3

Мотивация.

Демонстрация видеоролика о лишайнике на слайде. Работа в рабочей тетради на печатной основе.

Смотрят видеоролик, готовятся к ответу

Отвечают на вопросы в тетради

Для того, чтобы узнать о чем мы будем говорить на уроке, я предлагаю вам совершить путешествие на сверхзвуковом лайнере. Все готовы к путешествию? Да.  Итак отправляемся в путешествие. Уважаемые пассажиры, мы  вылетаем из аэропорта МБОУ КСОШ №2 и через несколько секунд приземлимся в первом аэропорту «Сказочный лес» .)Посмотрите внимательно на экран.(Слайд 3)

 -Ребята, с природой какой климатической зоны мы познакомились?(природа северного леса).

-Отличается ли фауна и флора северного леса от нашего региона? Чем?(черника, морошка растет, олени, хвойные растения).

Хорошо.А что вам показалось необычным ( Ученик: изучили особенности растений. Животных. Грибов, бактерий, а на последнем слайде мы увидели организм, с которым еще незнакомы.)

-А вы хотели бы узнать , что это за организмы? да

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Регулятивные: ориентируются в карте урока; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

4

Определение целей и задач урока. Целеполагание.

Работа в печатной тетради Работа по тексту учебника

Проговаривают цели урока

Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока.

А поможет нам узнать больше о лишайнике багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие.

Для этого сейчас мы отправляемся в аэропорт «Легенда».(Слайд№4) Послушайте внимательно о чем пойдет речь. Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.

(СЛАЙД№5 ) – Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.

-Что же спасло народ от голодной смерти в пустыне?

-Для этого  поработаем с дополнительной литературой (на столах у вас лежит) найдите объяснение термину «Манна небесная».

Какую информацию вы узнали?

- Что же бросились собирать люди?( лишайники)

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

5

Физминутка

Организуется для снятия напряжения в глазах, мышцах у учащихся.

Под музыку выполняют действия, упражнения.

6

Практическая работа

 Работа в группах

Организуется для учащихся ситуации успешности. Выполняют под музыку

учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

читают, заполняют таблицу в тетради

 Отчет представителей каждой группы.

Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю вам поработать в группах. Работа в группах по заданию учителя.


1 группа – строение лишайника,

2 группа – питание лишайника, значение

3 группа – размножение и рост лишайника.

Познавательные:

могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях;

умеют извлечь существенную информацию из разных источников
(материала учебника, электронного приложения)

Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Работа в группах

7

Обобщение полученных на уроке сведений

Продумать свое выступление, рассказать товарищу и выслушать его.

находят необходимую информацию читают, заполняют

таблицу в технологической карте урока, сверяют с эталоном на слайде, исправляют ошибки

отвечают

на вопросы, обосновывают своё мнение

Мы отправляемся в аэропорт “Проверочный”, предлагаю вам выполнить тест “Лишайники”(Слайд6)

– А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу и оценить себя. Рядом с суждением вы должны поставить «+» или  «–».

Верно ли суждение? (задание на слайде)

Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку. (Слайд  14)

1) –   2) +    3) +   4) +    5) +   6)    +

Поставьте себе оценку за выполненную работу:

если все задания выполнены верно – «5»;
если 1 ошибка – «4»;
если 2 ошибки – «3»;
если 3  и более ошибки – необходимо еще раз изучить материал.

Объявление своих результатов учащимися

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность

Самооценка знаний обучающихся  . Выполняют тест. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Индивид.

выступление.

8

Рефлексия

Проговорить полученную информацию с урока; сделать вывод.

Выставляют оценки в дневник.

Записывают домашнее задание по выбору: если оценка «4» или «5» - то творческое задание; оценка «3» - проработать материал ещё раз.

Какая проблема была сформулирована в начале нашего урока?

Вы достигли решения той проблемы, которая была поставлена в начале урока?

(использование методики незаконченных предложений) (Слайд №7 )

– Ребята я Вас попрошу закончить следующие предложения:

Я узнал..

Я умею…

У меня есть вопросы..

Самооценка знаний обучающихся  

Личностные  Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

9

Домашнее задание

Записывают задание в дневник , выставляют оценки

Демонстрирует слайд №8 с дифференцированным домашним заданием.

Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали на уроке, было с вами приятно полетать. Наше путешествие подошло к концу. (СЛАЙД №9 ) Спасибо всем за внимание.

*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).

**Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Кукарцева С.В.

Класс           5

УМК    В.В. Пасечник "Биология  5 класс"; рабочая тетрадь В.В. Пасечник "Биология  5 класс"

Предмет              биология

Тема                    ГОЛОСЕМЕННЫЕ  РАСТЕНИЯ

Тип  урока        изучение  нового материала.

Место и роль урока в изучаемой теме:   тема "Голосеменные " изучается после темы "Многообразие споровых растений".

Цель: Показать преимущество размножение семенами перед спорами. Распознавать представителей голосеменных растений по шишкам и хвое. Исследовать особенности строения голосеменных растений.

 

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Учащиеся узнают, почему у них такое название. Почему голосеменные растения относят к группе высших растений? В чем преимущество семенного размножения перед размножением спорами.

формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии.

умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Ход урока

    Название

       этапа урока

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку, знакомятся со структурой рабочего листа

Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности обучающихся, сообщение основных  этапов урока, знакомство с рабочим листом. Создание  эмоционального настроя обучающихся к сотрудничеству на уроке.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные слушают учителя.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Положительный настрой на урок.

2

Проверка домашнего задания

Проверить наличие выполненного домашнего задания

Готовят печатные тетради к проверке.

Проходит по рядам и просматривает у учащихся выполненное  домашнее задание

3

Мотивация. Формулирование темы урока, постановка цели

 Играют

Вступают  в дискуссию по определению темы урока.

Формулируют  цели урока. Приступают к заполнению рабочего листа.

Учитель проводит игру «Третий лишний» с использованием мультимедийной   презентации, в ходе которой обучающиеся определяют тему урока, называют цель.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные:   Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные:  Умение ставить цель, планировать деятельность.

4

Изучение нового материала

Научиться составлять схемы, кластеры.

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в  учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.

Изучают содержание параграфа, анализируют

информацию,  делают записи в рабочей тетради.

Учитель сообщает о задании 1. в рабочем листе.

Задание1. Пользуясь текстом учебника (параграф 22 стр. 119-120), выпишите основные признаки голосеменных растений.( в рабочих тетрадях)

Учитель дополняет и поясняет ответы учащихся, используя презентацию.

 Познавательные: Умение составлять кластер с выделением существенных характеристик объекта.

Осуществлять классификацию информации.  Преобразовать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные:   Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение.

Регулятивные: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям  и осуществлять коррекцию своей деятельности.

5

Физминутка

Организуется для снятия напряжения в глазах, мышцах у учащихся.

Под музыку выполняют действия, упражнения.

6

Изучение нового материала

Лабораторная  работа.

 

Организуется для учащихся ситуации успешности.

1.Распределяют роли для выполнения задания.

2. Знакомятся с информацией о строении шишек и хвои голосеменных растений, используя рисунки и текст учебника.

3. Проводят сравнение строения шишек и хвои голосеменных.

4. Отображают информацию таблице.

5. Обсуждают результаты записи в группе.

6. Делают выводы по проделанной работе

7. Используя критерии оценивают свою работу, количество баллов заносят в рабочий лист.

Учитель предлагает выполнить лабораторную работу: «Строение хвои и шишек голосеменных растений» в парах по инструкции (приложение).


Коммуникативные:   Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение.

Познавательные:  Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям  и осуществлять коррекцию своей деятельности.

Работа в парах по выполнению лабораторной работы

7

Обобщение полученных на уроке сведений

Продумать свое выступление, рассказать товарищу и выслушать его.

Работают индивидуально с последующей взаимопроверкой, используя критерии оценивания, ставят количество баллов  в рабочий лист.

В качестве закрепления учащимся предлагается выполнить задание в РЛ.

Учитель дает пояснения к выполнению задания:

1. Пронумеруйте шкалу ответов под линией.

2. Зашифруйте ответы (верно/неверно) в виде графических знаков.

3. Оцените работу используя шкалу перевода баллов в оценку.

Графический диктант

1.Только у голосеменных растений имеется  видоизмененный побег – шишка.

2. Голосеменные растения – исключительно деревья.

3. У большинства голосеменных  растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.

4. Еловые леса и сосновые боры – светлые.  

5. Хвоя ели длинная,  на побегах  по 2 игловидных листа.

6. У сосны  хвоинки живут на ветках  1 год.

7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.

9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.

10.Образование семян – важный  этап в эволюции  растений.

Правильные ответы выводятся через мультимедийный проектор

Регулятивные:  Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности     

Познавательные: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Оформленная лабораторная работа

8

Рефлексия

Проговорить полученную информацию с урока; сделать вывод.

Выставляют оценки в дневник.

Записывают домашнее задание по выбору: если оценка «4» или «5» - то творческое задание; оценка «3» - проработать материал ещё раз.

Учитель должен направить обучающихся:

  • уметь соотнести

полученный результат с

поставленной целью;

  • осуществлять

самоконтроль овладения

учебным материалом;

  • оценивать  результат

учебной деятельности;

  • оценивать свое

эмоциональное состояние.:

Я узнал..

Я умею…

У меня есть вопросы..

Самооценка знаний обучающихся  

Личностные   Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

9

Домашнее задание

Записывают задание в дневник , выставляют оценки

Сообщает домашнее задание:

1. Прочитать параграф 22, выделить основные понятия, записать их в тетрадь. Ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Творческое задание. Составить терминологический диктант для опроса одноклассников.

3. Задания для учеников, интересующих биологией. Найти в дополнительной литературе информацию о голосеменных в своей местности и составить

презентацию.

*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).

**Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.



Предварительный просмотр:

Технологические карты уроков биологии 5 класс.

Предмет: Биология  Класс: 5 класс                                               Тема урока: «Биология – наука о живой природе».

 Тип урока: Урок изучения нового материала.   Форма урока: комбинированный урок.

Цель: Формирование у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы. Раскрытие роли живых организмов в природе и в жизни человека, взаимосвязи живых организмов между собой и со средой обитания. Ознакомление с методическим аппаратом учебника и правилами работы с ним.

Результаты обучения: Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества, усвоили понятия «биология, экология, биосфера».

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Личностные: Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент.

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.

 Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (Осознание проблемной ситуации)

Учитель фиксирует на доске план изучения новой темы:1.Что изучает биология (Биология, Экология, Биосфера).2.Биологические дисциплины.3.Значение биологии.

Обучающиеся слушают рассказ учителя, записывают план урока в тетрадь

3

Изучение нового материала.

Создать условия для изучения новой темы. Рассказать новый материал, диктует определения под запись учащимся, показывает презентацию. Биология ,Биосфера, Вирусология (другие понятия)

Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя, записывают в тетрадь определения: «биология, экология, биосфера», зарисовывают схему биологических дисциплин, смотрят презентацию.

4

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организовать рефлексию в форме «вопрос - ответ»:

Что изучает биология? Что называют биосферой? Какое значение имеет биология? Что изучает экология?

Обучающиеся устно в свободной форме отвечают на вопросы.

5

Домашнее задание

Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости: п.1, определения знать.

Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Технологическая карта по биологии 6 класса по учебнику Сонина Н.И., С учетом требований ФГОС

технологическая карта с учетом требований ФГОС, каждый урок содержит интернет-ссылки на интересный материал в сети...

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...

Открытый урок с технологической картой по биологии ФГОС

Урок проводится в 5 классе по теме "Грибы" в соответствии с ФГОС ООО. Разработка урока содержит технологическую карту с УУД. Используется учебник Пономарева И.Н. Биология 5 класс....

Технологическая карта по биологии 7 класс с учетом ФГОС УМК В.В. Пасечник "Отряды: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные».

Познакомить учащихся с отрядами Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. Раскрыть их особенности, показать их приспособленность к среде обитания, значение в природе и жизни человека....

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...