Методические разработки
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Разработки к урокам в среднем и старшем звене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx20.14 КБ
Файл urok_2.docx17.74 КБ
Файл urok_5.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование уроков с использованием творческих заданий.

 

 Урок 1. Тема урока “ Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания”.

Тип урока, место его в теме. Урок изучения нового материала. Этот урок первый в теме “Дыхание”.

Цель урока: в рамках базового биологического образования учащиеся должны получить знания о сущности дыхания и его роли обмене веществ и превращении энергии в организме человека.

Задачи урока:

Образовательные: в результате урока ученики должны иметь представление о сущности дыхания; должны знать строение органов дыхания и их функции.

Развивающие: развитие и совершенствование умений и навыков учебной деятельности такие как: информационные, интеллектуальные, коммуникативные.

Воспитательные: учащиеся учатся навыкам культуры общения и доброжелательному отношению  друг к другу; создание целостной картины мира.

Средства: модель гортани, таблицы “Органы дыхания”,  “Гортань и органы полости рта”,  “Ароморфозы у животных”, учебник, тетради, дидактические карточки.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации урока: беседа, самостоятельная работа.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа, коллективная.

Хронометраж урока:

  1. Организационный момент – 1мин

  1. Письменный опрос – 10 мин

  1. Актуализация опорных знаний – 7 мин

  1. Изучение новой темы – 18 мин

  1. Закрепление изученного материала – 3 мин

  1. Домашнее задание – 1 мин

Содержание и ход урока

Деятельность учителя

(педагогическое действие)

Деятельность учащихся

(ожидаемый результат)

  1. Организационный момент

взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Письменный опрос.

1 вариант

1. Почему так долго не останавливаясь и без заметного утомления может работать сердце? Обоснуйте ответ, используя знания о сердечном цикле.

2. Нарисовать строение эритроцита и лейкоцита, надписать названия их частей.

2 вариант

1. Что такое автоматия сердца? Как регулируется работа сердца?

2. Нарисовать схему малого круга кровообращения, изобразив стенки сердца и сосуды одной линией. Написать названия отделов сердца, сосудов, стрелками и показать направление движения крови.

3 вариант

1. Нарисовать схему строения сердца, подписать названия отделов, сосудов, клапанов, стрелками показать направление движения крови внутри отделов сердца.

2. Какая физическая причина заставляет кровь течь по сосудам?

3. Актуализация опорных знаний.

Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых получает индивидуальное задание.

Задача 1. без пищи и без воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить даже десяти минут. Объясните: а) почему без воздуха, без дыхания человек жить не может;

Б) в чем заключается функция органов дыхания.

Задача2. Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в легкие. Проследите мысленно, какой путь пройдет с воздухом эта молекула от ноздрей до легких. Из перечня органов тела человека  выберите все части воздухоносного пути и соедините их линиями. (Вторая половина задания выполняется на доске).

Дыхательная система:

А) воздухоносные пути

Б) легкие

Сердце, носовая полость, желудок, артерии, носоглотка, кровь, глотка, гортань, пищевод, трахея, кишечник, бронхи

Задание 3.Используя знания, полученные при изучении курса Животные, а также таблицу  Ароморфозы животных, вспомните и расскажите у каких животных проявляются органы дыхания? Какие эволюционные преобразования произошли  в дыхательных системах позвоночных животных?

  1. Изучение новой темы.

План:

  1. Виды дыхания
  2. Строение и функции органов дыхания
  3. Значение дыхания

Работа по плану:

1.а. Рассказ учителя о внешнем и тканевом дыхании.

1.б. Определения  внешнее дыхание и клеточное дыхание  под запись.

2.а. Рассказ учителя с элементами беседы и самостоятельная работа с учебником.

Учитель при объяснении обращается к таблице.

Организуется работа в классе с учебником и его рисунками по следующему плану:

  1. рассмотрите на рис. 61 с.135 строение гортани. Определите, какие ее образования участвуют в формировании звуков.
  2. При каком положении голосовых связок и голосовой щели образуются звуки?
  3. Приведите известные вам  из жизни или самонаблюдении факты, говорящие о значении для речи различных органов ротовой и носовой полости.
  4. Ответьте на вопросы: от чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин? Почему у детей более высокий голос, чем у взрослых?
  5. С помощью учебника выясните, какие факторы приводят к заболеванию голосовых связок – ларингиту.
  1. Подведение итогов.

  1. Закрепление изученного материала.

Из перечня органов дыхательной системы (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы (I-XII) и зашифруйте их.

  1. слизистая оболочка
  2. легочные пузырьки
  3. легкие
  4. бронхит
  5. трахея
  6. надгортанник
  7. гортань
  8. хрящевые полукольца
  9. плевра
  10. носовая полость

I.Не пропускает пищу в гортань

II.Не дают трахее сужаться

III.Очищают вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его

IV.Поверхностный слой воздухоносных путей

V.Начальная часть воздухоносного пути

VI.Выстилает наружную поверхность легких

VII.Покрывает  стенку грудной полости изнутри

VIII.Внутри содержит голосовые связки

IX.Самая длинная часть воздухоносного пути

X.Путь вдыхаемого воздуха после гортани до легочных капилляров

XI.Место газообмена между легкими и кровью

XII.Место диффузии газов

  1. Домашнее задание.

§ 26, заполнить таблицу

органы

функция

строение

  1. носовая

полость

  1. гортань
  2. трахея
  3. легочный пузырек (альвеола)

Организовать учащихся: отграничить время начала урока, настроить детей на “рабочий  лад”.

Объединение учащихся в группы на основании психолого-педагогической характеристики и личных отношений детей.

Обеспечить комфортную актуализацию необходимых элементов знаний: снять напряжение с ситуации опроса, активизировать учащихся (вызвать желание отвечать).

Выслушивает и оценивает ответы учащихся.

Объявляет учащимся план работы при изучении нового материала. Обращает внимание на то, что часть материала им предстоит изучить самостоятельно.

Учитель провоцирует размышления учащихся над тем что они сегодня ожидали услышать на уроке и реальными событиями. Формируется более четкая  обратная связь на уровне личности ученика.

Задает задание соотнести понятия, ответ на который должен содержать ключевые понятия изученного материала.

Записывает задание на доске и комментирует его.

Готовность класса к работе.

Снижение тревожности при попадании в привычные условия (общение со своим обычным окружением) и возможности группового обсуждения задания.

Используя имеющий материал, припоминают необходимые сведения, приобретают уверенность в наличии собственных знаний, доброжелательном отношении со стороны учителя и одноклассников.

Заинтересованно слушают ответ  одноклассника. Оценивают достаточность своих знаний по данным вопросам

Отвечают на поставленный вопрос, при  необходимости дополняют высказывания отвечающих.

Сверяют план со своими ожиданиями, получая эмоциональный и деловой настрой на урок. Определяют будущую сферу деятельности.

Имеют возможность проанализировать значимость для себя лично информации данного урока. Осознают и дают понять учителю и товарищам, как этот материал вписывается в их систему знаний.

Выполняют задание, закрепляя изученный материал. Применяя навыки самооценки, оценивают эффективность своей работы на уроке. Выслушивают ответы одноклассников, учатся сдерживать свои эмоции. При необходимости дополняют ответы.

Записывают задание в дневник и в тетрадь.



Предварительный просмотр:

Урок 2. Дыхательные движения, их регуляция.

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи урока:

Образовательные: в результате урока ученики должны иметь представление о механизме вдоха и выдоха, а также о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха и о нейрогуморальной регуляции дыхания.

Развивающие: развивать способности правильно формулировать свои мысли, развивать монологическую речь.

Воспитательные: воспитывать умение рационально использовать учебное время; доброжелательное и уважительное отношение к одноклассникам.

 Средства: таблицы, видеофильм, приборы, дидактические карточки.

Методы обучения: репродуктивный, частично- поисковый.

Форма организации урока: беседа, самостоятельная работа.

Форма организации деятельности ученика: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Оборудование: таблица “Органы дыхания”, фильм “Регуляция дыхательных движений”, спирометр, дидактические карточки.

Хронометраж урока:

  1. Организационный вопрос – 1 мин

  1. Актуализация опорных знаний – 7 мин

  1. Изучение новой темы – 17 мин

  1. Общие выводы урока – 3 мин

  1. Закрепление изученного материала – 10 мин

  1. Домашнее задание – 2 мин

Содержание и ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозирование деятельности ученика

  1. Организационный момент

  1. Актуализация знаний

2.а. Индивидуальная работа по карточкам:

1.Объясните, почему у мужчин голос более низкий, чем у женщин? Какие особенности гортани мужчин отразились на тембре их голоса? Почему у детей голос более высокий, чем у взрослых?

2. Запишите название газов, которыми насыщена кровь при поступлении в капилляры легочных пузырьков и при выходе из них. Чем объяснить, что кровь за короткое время пребывания в капиллярах легочных пузырьков (менее 1 с) успевает насытиться кислородом и отдать углекислый газ в воздух легочных пузырьков?

2.б. Фронтальный опрос.

Примеры вопросов обязательного уровня.

1.Какую роль в организме человека играет кислород?

2.В чем заключается основная функция дыхательной системы?

3.Какими органами образована дыхательная система?

4.В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности строения этого органа?

5.Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?

Примеры вопросов и заданий повышенного уровня.

1.В чем сущность дыхания? Из каких этапов состоит этот процесс у человека?

2.Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости.

А. носовая полость

Б. трахея

В. Гортань

Г. Носоглотка

Д. Бронхи

Е. Бронхиолы

3. Как образуется звук в гортани? От чего зависят его сила и высота? Какие органы участвуют в формировании членораздельной речи?

4.В чем проявляется связь строения и функции органов дыхания?

5.Почему обычно пища не попадает в гортань? Дайте физиологическое обоснование поговорки  “Когда я ем, я глух и нем”.

3. Изучение новой темы.

План:

1.Механизм легочной вентиляции: вдох, выдох.

2.Жизненная емкость легких

3.Регуляция дыхания. Роль дыхательного центра в ритмическом чередовании вдоха и выдоха.

4.Влияние гуморальной регуляции на дыхательный центр.

5.Искусственное дыхание.

После ознакомления с планом работы учитель просит сформулировать основные задачи урока.

Рассказ учителя с элементами беседы.

При объяснении нового материала учитель обращается к таблицам.

При объяснении регуляции дыхания учитель использует видеофильм. На доске висит схема “Регуляция дыхательных движений”.

После просмотра фильма необходимо рассказать, как происходит рефлекторный механизм выдоха.

-какое влияние оказывает на работу дыхательного центра углекислый газ?

4. Общие выводы урока.

. 5. Закрепление изученного материала

Решите задачи.

1.Склько воздуха проходит через легкие человека при спокойном дыхании в минуту, в 1 ч, в сутки, если дыхательный объем воздуха равен 500 мл, а частота дыхания – 18 раз в минуту?

2.Зная, что во вдыхаемом воздухе содержится около 20% кислорода, определите, сколько кислорода человек пропускает через легкие в сутки при спокойном дыхании.

3.Зная, что вдыхаемый воздух содержит 4% углекислого газа, определите, сколько ученик выделяет углекислого газа в минуту, в 1 ч, сколько – все учащиеся класса в 1 ч.

6. Домашнее задание.

§28

Индивидуальное задание: подготовить сообщения к следующему уроку: “Дыхание на Эльбрусе”.

Дополнительная литература

Детская энциклопедия. Человек. Т.7 – М.: Педагогика, 1975

Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность к уроку.

Раздает карточки для самостоятельной работы.

Выслушивает и оценивает ответы учащихся.

Объявляет учащимся план работы при изучении материала. Обращает внимание на то, что часть материала им предстоит изучить самостоятельно.

Самостоятельная постановка целей способствует принятию учебной задачи детьми и положительной мотивации на работу.

Придает логическую завершенность работе на уроке.

Предлагает вопросы, помогающие осознать новую информацию и перевести ее из области кратковременной памяти в область долговременной.

При необходимости дополняет и уточняет ответы учащихся. Поощряет словами наиболее полные и обоснованные ответы.

Записывает задание на доске и комментирует  его.

Настраиваются на урок.

Работают самостоятельно с карточкой.

Отвечают на поставленный вопрос, при необходимости дополняют высказывания отвечающих. Оценивают достаточность своих знаний по данным вопросам.

Сверяют план со своими ожиданиями. Получая эмоциональный и деловой настрой на восприятие нового материала. Определяют будущую сферу деятельности.

Ученики сами формулируют цели, планируют свою деятельность, убеждаются в ее необходимости, испытывают чувство удовлетворенности от принятия учителем поставленных ими целей.

Сравнивают свою деятельность на уроке и ее результаты с запланированными, формулируют ответ.

Анализируя полученную информацию, опираясь на записи в тетради, включаются в работу, затем отвечают на вопросы.

Записывают задание в дневник и тетрадь. Слушают пояснения учителя.



Предварительный просмотр:

Урок 5. Обобщение по теме” Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной системы”.

Тип урока: урок обобщение

Задачи урока:

Образовательные: в результате урока у учащихся должно быть сформировано общебиологическое  понятие о взаимосвязи строения и функций органов кровообращения и дыхания .

Развивающие: развитие умения выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать.

Воспитательные: воспитывать умение рационально использовать учебное время; доброжелательное и уважительное отношение к одноклассникам.

Метод обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации урока: самостоятельная работа.

Средства обучения: таблицы, раздаточный материал.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Хронометраж урока:

  1. Организационный момент – 1 мин

  1. Актуализация опорных знаний – 35 мин

  1. Основные выводы урока – 3 мин

  1. Домашнее задание – 1 мин

Содержание и ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозирование деятельности учащихся

  1. Организационный момент

  1. Актуализация опорных знаний

Учащиеся разбиваются на группы.

2.а. Фронтальная беседа по вопросам:

- как анатомически связаны органы дыхания с органами кровообращения?

- как связаны функции кровеносной системы с функциями дыхательной системы? Приведите примеры.

- как влияет нарушение дыхания на работу сердца, на кровообращение? Приведите примеры.

- как влияет нарушение работы сердца на дыхание?

- какова роль дыхательной и кровеносной систем в поддержании постоянства состава внутренней среды?

- какие виды физической работы и спорта одновременно развивают и мышцы сердца, и дыхательные мышцы? Докажите на примерах.

Работа в группах

2.б. Решите кроссворд (см. приложение).

2. в. Биологические задачи.

1.У альпинистов на большой высоте начинается головокружение, слабость, иногда происходит потеря сознания – наступает “горная болезнь”. Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предложите, какие изменения происходят при этом в крови человека?

2.При угаре человек погибает от удушья, несмотря на то, что кислород в легкие поступает в достаточном количестве, а примесь оксида углерода в крови составляет всего 0.1%. почему возникает удушье?

3.Потребление кислорода в спокойном состоянии составляет у человека 2.5 л в 1 мин. Во время подъема груза в 20 кг на гору оно составляет 4.3 л в 1 мин. Объясните, как достигается при активной мышечной работе доставка почти удвоенного количества кислорода к работающим органам тела.

4.Водолазы могут спускаться на глубину 100 м без скафандра и до 3000 м в тяжелом скафандре, используя специальные газовые смеси. Почему на глубине нельзя дышать обычным атмосферным воздухом?  Почему поднимать водолазов с большой глубины необходимо очень медленно?

5.15 апреля 1875 г. Воздушный шар “Зенит “, на борту которого находились 3 воздухоплавателя, достиг высоты 8000м. Когда шар приземлился, то в живых остался лишь один человек. Предположите причины гибели людей.

6.Вам уже известно, что легочный обмен газов противоположен тканевому, поскольку в первом случае кислород поступает в кровь, а во втором – выходит из крови; в легких венозная кровь превращается в артериальную, а в тканях – наоборот. А как вы думаете, есть ли в этих процессах единство? Как это можно доказать?

3. Основные выводы урока.

4. Домашнее задание.

Подготовить сообщение по теме “ Питание и пищеварение“ (органы ротовой полости).

Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность учащихся к уроку.

Задает общие вопросы, позволяющие учащимся настроиться на работу и вспомнить основной материал для предстоящей работы.

Распределяет учащихся по группам, назначает ответственных за группу.

Проводит инструктаж по выполнению задания. Определяет время работы. Собирает кроссворды для проверки.

Проводит инструктаж по выполнению следующего задания. .Определяет время работы.

Благодарит учащихся за работу, отмечает тех, кто оказался наиболее организованным при выполнении различных заданий на уроке. Подводит итоги групповой работы, выставляет оценки учащимся групп.

Записывает задание на доске и комментирует его.

Настраиваются на урок. Активизируют мыслительные процессы.

Извлекают из долговременной памяти полученные ранее знания. Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы одноклассников. Дополняют услышанное.

Консультируются с учителем по мере необходимости.

Консультируются с учителем по мере необходимости.

Анализируют эффективность своей деятельности на уроке.

Записывают задание в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...