Конспект урока по теме "Закаливание"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Данный урок по теме: "Закаливание" можно использовать для учащихся 8 класса по анатомии, а также при проведении элективных курсов, которые направлены на формирование здорового образа жизни.

 Цель: сформировать знания о  действии природных факторов оздоровления.

Методы: словесный, беседа, практический.

Формы: групповая, индивидуальная

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakalivanie_.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Закаливание

Цель: сформировать знания о  действии природных факторов оздоровления.

Задачи: 

Образовательная: познакомить учащихся с основными видами закаливания, его действием на организм человека.

Развивающая: развивать гигиенические умения и навыки детей.

Воспитательная: способствовать воспитанию морально-волевых качеств, трудолюбия.

Оборудование: раздаточный печатный материал, презентация.

Методы: словесный, беседа, практический.

Формы: групповая, индивидуальная

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация темы.

(Проводится в игровой форме)

  • Какие правила сохранения здоровья вы знаете и соблюдаете?

Дети образуют круг и по очереди рассказывают о том, что они делают для своего здоровья.

3. Постановка учебной задачи.

 Но кроме этого, есть еще одно важное занятие, его нужно выполнять, как закон, тогда вы не будете бояться простуды. Я сейчас вам расскажу одну историю, а вы сами сделайте выводы.

«Представь себе, что я весь - лицо»

В Древнем Риме в холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика. На старике была только одна набедренная повязка.

- Как ты, старик, не мерзнешь в такой холод? - спросил юноша.

- Но ты же не закрываешь лицо? - вместо ответа заметил старик.

- Но то же лицо, оно привыкло! - воскликнул юноша.

- Так представь себе, что я весь - лицо, - ответил старик.

  • Как вы понимаете ответ старика? Объясните...(ответы учащихся)
  1. Изучение нового материала.

При помощи специальных мероприятий можно повысить устойчивость организма к вредным воздействиям внешней среды, даже к таким, как возбудители инфекционных заболеваний. Это достигается закаливающими процедурами. Мы часто сталкиваемся со словом «закаливание».

  • Что это такое?

(Закаливание – это приучение организма к жаре и холоду, к противостоянию заболеваниям.) запись определения в тетрадь.

Озвучивание темы и целей урока.

Избавление от заболеваний с помощью природных факторов называют оздоровлением организма.

  • Какие природные факторы помогают нам поддерживать наше здоровье?

Совместное обсуждение с последующим оформлением  схемы на доске и в тетради: «Природные факторы оздоровления».

  (солнце, вода, свежий воздух)

  • Какая народная мудрость подтверждает выше сказанное: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

  • Какие еще пословицы и поговорки вы знаете о здоровье? (Ответы учащихся с обсуждением.)

ВИДЫ  ЗАКАЛИВАНИЯ ОРГАНИЗМА

Организация групп учащихся и их работа с раздаточным материалом (текстом) с последующим выступлением и дополнением учителя.

                                               

  • Давайте поговорим подробнее о том, какими способами мы может закаляться.  

Составление схемы в тетрадь

                                               Виды закаливания

             

                   воздушные ванны     загорание     обтирание    купание

ЛАСКОВОЕ СОЛНЦЕ

Принимая солнечные ванны, следует соблюдать простые правила. Начинай загорание в кружевной тени деревьев 3 - 4 минуты, с перерывом 10 минут. Каждый день прибавляй по 2 - 3 минуты пребывания на солнце. Очень полезно чередование: несколько минут на солнце, несколько минут в тени. Загорать следует в утренние и вечерние часы, подставляя под солнечные лучи попеременно то спину, то грудь, то бока. И еще не забудь, выходя на солнце, надень на голову панаму или платок. Случается, что некоторые ребята плохо переносят солнечные лучи, тогда загорать им нужно еще осторожнее. А если врач вообще запретил загорать, не нужно унывать. Можно принимать воздушные ванны в теплую облачную погоду.

СВЕЖИЙ ВОЗДУХ

Воздух - свежий, чистый - полезен всем ребятам. Можно принимать воздушные ванны на солнце и в тени. Хороши воздушные ванны во время походов, когда маршрут лежит через лес. И вообще старайтесь во время воздушных ванн побольше двигаться. Принимать воздушные ванны следует в местах, защищенных от ветра. Начинать лучше в летнее время, при температуре +16 °; +18° . Первая ванна должна длиться 2 - 4 минуты. Затем увеличить до 20 минут. Если температура +20° - время увеличить вдвое. Можно организовать дневной сон на свежем воздухе в комнате с открытыми окнами, на веранде, под навесом. В осеннее время полезна медленная ходьба в теплой одежде по лесу, берегу речки, парку. Длина маршрута - до 1 км. Можно принимать воздушные ванны в домашних условиях, понизив температуру до +18°; +20°.

Очень хорошо устраивать сквозняк, но самим на сквозняке находиться нельзя. Необходимо постоянно следить за чистотой воздуха и обязательно проветривать комнату перед сном.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ

Главные оздоровительные свойства воды: помогает коже выделять вредные продукты обмена веществ в организме (при обтирании) и очищает от болезнетворных микробов (при купании, принятии ванн). Закаливание водой можно начинать с обтирания или обливания. Для первого обливания температура воды должна быть +32°; +33°. Через день снижай температуру на 1°. После обливания хорошо разотри тело.

Как проводится обтирание? Сначала приготовь воду. Намочи рукавичку или полотенце в воде и быстро вытри им грудь, живот, спину. Потом разотрись докрасна сухим полотенцем. Запомни: температуру воды уменьшай постепенно. Но если начал закаливаться - делай эти процедуры каждый день, иначе не получишь хорошего результата. Температуру воды можно уменьшить до +20°.

Полезен для организма контрастный душ, то есть поочередное обливание то теплой, то холодной водой. Встань под теплый душ на 1,5 минуты, затем облейся прохладной водой. Обязательно перед закаливанием посоветуйся с родителями, с какой температуры воды лучше начать. Летом закаляет купание в реке, море. Рекомендации:

  1. В воду входи сразу. Войдя по грудь, два - три раза окунись.
  2. Не окунайся слишком разгоряченным или охлажденным.
  3. Выйдя из воды, быстро разотрись до потепления.
  4. Не принимай сразу после купания солнечную ванну, посиди в тени.
  5. Не ходи и не лежи в мокрой купальной одежде.
  6. Находиться в воде можно до 10 минут и под присмотром взрослых.
  7. После купания в водоеме прими душ дома с мылом.

БОСОХОЖДЕНИЕ

Хождение босиком - отличное закаливание. На наших стопах собрано много нервных окончаний, влияющих на работу внутренних органов. Значит, занимаясь босохождением, мы помогаем нашему организму лучше работать. Где ходить босиком? В летнее время сначала по теплой прогретой солнышком дорожке, по речному мелководью, утром - по росистой траве. В сосновом бору полезно походить по опавшей хвое. Чтобы не было плоскостопия, полезно ходить по песку, по камушкам. Еще очень хорошо ходить по пашне, конечно, если там ничего не посеяно. Попроси родителей купить тебе специальный резиновый коврик.

Полезно перед сном проводить контрастное обливание ног. Можно ходить в ванне в прохладной воде, по снегу, но обязательно перед этим посоветоваться с родителями.

5. Закрепление материала.

Первичное закрепление. Совместное обсуждение и составление правил закаливания:

ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ

  1. Сначала следует приготовить воду. Температура воды должна быть 32 - 33 °С, ее можно измерить градусником.
  2. Нужно намочить в этой воде полотенце и обтереть им грудь, руки, живот, спину. Потом растереться докрасна сухим полотенцем.
  3. Каждый следующий день температура воды должна уменьшаться на один градус.
  4. Делай это обязательно каждый день!
  • Давайте подумаем, в чем состоит польза закаливания для организма?

Результатом закаливания должны быть не только стойкость к болезням, но и бодрость, хорошее настроение, работоспособность. От любой процедуры старайтесь получить максимум удовольствия.

  • Ребята, вы уже много узнали о видах закаливания и сейчас проверим реакцию  вашего организма на изменение температуры окружающей среды.

Практическая работа

«Реакция организма на изменение температуры окружающей среды».

Цель: изучение проявления множественных реакций организма на согревание и охлаждение тела.

Оборудование: часы, термометр, вентилятор, одеяла.

Ход работы:

  1. Контрольные измерения температуры тела, частоты пульса при оптимальной температуре окружающей среды. Также фиксируют окраску кожи и потоотделение.
  2. Испытуемого помещают в холодные условия, фиксируют предыдущие параметры.
  3. Испытуемого тепло одевают, фиксируют изменения.
  4. Делают выводы.

6.Обобщение. Итог урока.

Формулировка вывода, выставление оценок за урок.

7. Д/З. составить свой комплекс закаливающих процедур на 7 дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...