Занятие "Стрессы в жизни человека"
план-конспект занятия по биологии (9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Методические материалы занятия "Стресы в жизни человека" разработаны для проведения занятия в системе дополнительного естестественнонаучного образования, однако могут быть использованы при организации внеклассной работы в школе для проведения внеклассных мероприятий в старших классах. Методические материалы позволяют подробно ознакомить учащихся с протеканием стрессовой реакции в организме человека, методами профилактики нервного напряжения. Занятие проводится с целью воспитания чувства отвественности за сохранение своего здововья, здоровья своих близких.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Станция юных натуралистов

                                                                   

Конспект занятия

«Стрессы в жизни человека»

для учащихся  9 - 11 классов

по программе дополнительного образования детей

«Здоровое человечество»

Разработала:

Т.П. Лапина - педагог

дополнительного образования,

методист

Новокузнецк, 2014 г.

Занятие на тему: «Стрессы в жизни человека»

Цель занятия: 

познакомить учащихся с основными причинами развития стрессовой реакции у человека и способами снятия эмоционального напряжения.

Ход занятия:

Теоретическая часть занятия

История создания учения о стрессе

В последние десятилетия двадцатого века в повседневной жизни все чаще употребляется слово «стресс». Так называют напряженное психологическое состояние, возникающее у человека при сильном эмоциональном потрясении.

Между тем ученые вкладывают в это слово несколько иной смысл. Что же такое стресс?  Открытие этого биологического явления происходило в то время, когда известный канадский биохимик Ганс Селье (1907–1982) был студентом медицинского факультета Пражского университета. Работая в университетской клинике, он обратил внимание на то, что самые первые признаки у разных инфекционных заболеваний одинаковы: слабость, боли в суставах, потеря аппетита, апатия. Различия в симптомах болезней – их специфика – появляются позже. Именно отличительные признаки позволяют врачу поставить точный диагноз – установить, какая болезнь у пациента. Поэтому в медицине основное внимание всегда уделялось специфическим симптомам, свойственным лишь данному заболеванию. Тому факту, что все болезни начинаются практически одинаково, не придавалось должного значения. Только свежий взгляд позволил Гансу Селье увидеть проблему там, где ее никто не замечал. Студент поделился своими мыслями с преподавателем, и встретил полное непонимание.

К этой проблеме ученый вернулся через десять лет, когда он уже работал в Канаде. Изучая действие различных веществ на животных, биохимик установил закономерность, подобную той, что озадачила его в студенческие годы. Оказалось, что какое бы вещество ни вводилось животным, вначале на физиологическом уровне оно вызывало схожую реакцию. Симптомы всегда были одни и те же. Селье назвал такую реакцию организма общим адаптационным синдромом, или синдромом биологического стресса, сокращенно – стресс.

Эксперименты показали, что общий адаптационный синдром – это реакция организма на любое изменение внешней или внутренней среды.        Порождающие стресс факторы ученый назвал стрессорами. Ими могут быть перепады температуры, инфекции, травмы, физические нагрузки, умственная работа, сильное нервное возбуждение. Селье сделал вывод, что стресс – это глобальное биологическое понятие, применимое ко всему живому; его постоянно испытывают и одноклеточные организмы, и растения, и животные, и, конечно, человек. В 1936 году Г. Селье опубликовал результаты своих  исследований.

Влияние стресса на живой организм

     Стресс имеет три фазы развития. Сразу же после воздействия на организм какого-либо стрессора возникает реакция тревоги, она характеризуется резким снижением уровня сопротивляемости. Постепенно организм начинает мобилизовывать свои ресурсы: вырабатываются гормоны, антитела, т.е. принимаются необходимые физиологические меры для нейтрализации стрессора. Такая стадия может длиться несколько часов или суток. В том случае, когда защитным силам организма удается справиться с возникающим дисбалансом, начинается фаза адаптации. Уровень сопротивляемости организма восстанавливается. Но при воздействии очень сильного стрессора в течение длительного времени может наступить необратимое истощение  организма, влекущее за собой смертельный исход.         Возникали вопросы: «Почему же после стадии адаптации, когда организм приспособился к изменившимся условиям, может наступить фаза истощения?»  Селье предложил объяснение: у всех живых существ имеется некий резерв адаптации – адаптационная энергия, из которого организм черпает силы для приспособления к изменениям, эти силы не беспредельны. По его мнению, запасы адаптационной энергии даются человеку от рождения и постепенно расходуются. После каждого стресса адаптационная энергия восстанавливается, но не полностью, и, таким образом, каждый стресс в большей или меньшей степени опустошает запасы жизненных сил. «Старение – итог всех стрессов, которым подвергается организм в течение жизни», - полагал Г. Селье. После смерти ученого его последователи обнаружили, что не каждый стресс приводит к необратимому истощению резервов адаптации. Положительный физиологический стресс, который вызывают положительные эмоции, активные физическая и умственная нагрузки, необходим для нормального развития организма.

Практические выводы теории Ганса Селье о стрессе:

  • Стресс может оказывать и отрицательное, и положительное воздействие.
  • Положительный стресс, как правило, порождают положительные эмоции, регулярные физические и умственные нагрузки.
  • Отрицательный стресс вызывают отрицательные эмоции, нервное и физическое перенапряжение. «Стресс рухнувшей надежды, - говорил Ганс Селье, - со значительно большей вероятностью, чем стресс от чрезмерной мышечной работы, приводит к заболеваниям».
  • Нейтрализовать отрицательный стресс помогают условия, порождающие положительный стресс, например физические нагрузки.

Положительный стресс обычно более благотворно влияет на организм, чем полный покой. Известно, что лучший отдых – это смена деятельности. Например, если не решается задача, нужно сделать перерыв для физической нагрузки, которая вызовет положительный стресс. Он поможет восстановить силы и нейтрализовать действие отрицательного стресса.

Точка зрения современной медицины на стресс

Современная медицина подтверждает, что причиной стресса могут быть большие физические и эмоциональные нагрузки. При стрессе уровень гормонов надпочечников повышается, а когда обстановка нормализуется – падает, организм расслабляется. Если стресс длится долго и повторяется часто, уровень гормонов постоянно высок.

Основные симптомы стрессовой реакции организма: рассеянность, повышенная возбудимость, постоянная усталость, плохой ночной сон и аппетит, ухудшение памяти, возможно возникновение психосоматических болей в области головы, спины, желудка. Стрессом могут быть вызваны такие заболевания, как  гипертония, сердечные приступы, расстройства пищеварения, ожирение. Стресс ослабляет иммунную систему.

Современная медицина советует людям, страдающим от стрессов, научиться саморегуляции своего эмоционального состояния с помощью занятий аутотренингом, медитацией, йогой, физическими и дыхательными упражнениями. Если нельзя изменить события, ведущие к стрессу, необходимо изменить реакцию человека, его субъективную оценку данной ситуации.

Практическая часть занятия: ознакомление с основными методиками саморегуляции и выполнение упражнений по саморегуляции эмоционального состояния человека.

        Под саморегуляцией, прежде всего, имеется в виду умение человека контролировать и при необходимости изменять свое эмоциональное, психофизическое состояние, поведенческие реакции, мысли на более позитивные. Для регуляции собственного состояния можно использовать психологические техники, специальные физические и дыхательные упражнения, массаж, самомассаж.

        Многие приемы саморегуляции построены по принципу системы психотехнического действия, т.е. действия по изменению собственного психического состояния за счет выполнения определенных техник. Например, для контроля над собственными негативными аффективными высказываниями в ситуации, когда они не приемлемы, можно использовать психотехники «Счет до 10», «Набрать в рот воды»: внимание смещается с эмоций, мы внутренне не убеждаем себя успокоиться, а просто размеренно считаем или представляем воду у себя во рту, а в результате успокаиваемся. За счет использования психотехники происходит овладение различными аспектами своей психики, сознания, поведения, в результате значительно повышается произвольность, психические процессы становятся более осознаваемыми, соответственно их легче контролировать.

        Любой навык формируется путем специальных тренировок через автоматизацию психотехнического действия, но затем легко включается в нужный момент, поэтому для выработки и овладения навыками саморегуляции требуется тренировка в течение некоторого времени.

        Какой же должна быть идеальная методика борьбы с ежедневными стрессовыми ситуациями? Первое требование к ней – короткое время. Люди, столкнувшись с расстройством своих планов, часто имеют не более трех минут, или меньше, чтобы прийти в себя. Идеальная методика должна быть свободна от каких-либо побочных негативных эффектов. Она не должна снижать уровень энергетики или влиять на мотивацию. Она должна позволить почувствовать себя раскованным и в то же время собранным.

Методы саморегуляции эмоционального состояния

        

Самоуспокоение при помощи позитивных идей – один из приемов начала расслабления. Поощрение себя самого, напоминание себе о своих предыдущих успехах тоже помогают справиться с возникшим напряжением. Память о том, как мы преодолевали свои неприятности в прошлом, увеличивает наши шансы справиться с ними и в настоящем.

Метод самоуспокоения «Убежище»

        Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться, когда пожелаете. Это место совсем не обязательно должно быть реально существующим. Вообразите себе хижину в горах или лесную долину, о которой никто кроме вас не знает. Личный космический корабль, сад на Гаити, таинственный замок. Мысленно опишите это безопасное удобное место. Когда ложитесь спать, представьте себе, что вы направляетесь туда. Вы можете там отдыхать, слушать музыку, разговаривать с другом. После того как вы проделаете это несколько раз, можете фантазировать подобным образом в течение дня. Закройте на несколько минут глаза и войдите в свое личное убежище.

Метод самоуспокоения «Волшебное слово»

Прерывает автоматический поток мыслей при помощи успокаивающего слова или фразы. Выберите простые слова типа: мир, отдых, покой, уравновешенность. Вместо слов можно считать: 1001, 1002 и т.д. или использовать фразы: «глубокое и еще более глубокое расслабление». Пусть мысли проносятся в вашей голове, не давайте им завладеть вами. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Повторяйте слово, фразу или считайте про себя в течение 60 секунд. Дышите медленно и глубоко.

        Для лучшего усвоения способа первое время занимайтесь в тихом месте не менее 10 минут. Постепенно  ваш разум научится ассоциировать этот способ с релаксацией. И он начнет срабатывать за две-три минуты.

        Аутотренинг - один из эффективных приемов саморегуляции, однако он требует особой подготовки и более длительного времени. Более простой способ, который можно применять с этой целью – самонастрой.

Самонастрой - повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:

  • Сейчас я почувствую себя лучше.
  • Я могу полностью расслабиться, а потом полностью собраться.
  • Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
  • Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
  • Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства.
  • Чтобы не случилось, я постараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы избежать стресса.
  • Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке.

Заключительная часть: подведение итогов занятия и прощание с учащимися.

Литература

  1. Валеология. Справочник школьника. Сост. Заготова, С. Н. – Ростов-на-Дону: Баро-пресс, 2001. – 448 с.
  2. Жуков, Д. А. Поведение при стрессе. Формирование поведенческого акта. // Биология в школе, 2004. - №7. – С.5.
  3. Жуков, Д. А. Стресс. // Биология в школе, 2004. - №2. – С12.
  4. Шабалина, Н.С. Большая энциклопедия народной медицины / Шабалина Н. С. – М.: Эксмо, 2010. – 1088 с.
  5. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. Ред. Володин, В. А. – М.: Аванта+, 2001. – 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Янушкявичене Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук. «Что есть человек, что Ты помнишь его», или главная задача каждого возрастного периода жизни человека

Психологи, рассматривая возрастные особенности человека, обычно выделяют какую-то основную характеристику возрастного этапа.В статье введено понятие главной задачи духовного воспитания для каждого воз...

ОТКРЫТЫЙ УРОК элективного курса «Стиль жизни – здоровье». Занятие по теме: «Мораль и нравственность в жизни человека»

В текущем учебном году после прохождения курсов повышения квалификации на кафедре НИПКПиПРО г. Новосибирска, я взялась за апробацию программы «Стиль жизни – здоровье», авторы: И.В. Габер, М.П. Радченк...

Биография Луи Пастера (К уроку биологии в 11 классе из раздела «Клеточный уровень жизни» по теме «Бактерии в природе и жизни человека» )

К уроку биологии в 11 классе из раздела «Клеточный уровень жизни» по теме «Бактерии в природе и жизни человека»...

Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Урок № 3, 4.Тема: Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.Задачи: познакомить учащихся с общей характеристикой...