Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по биологии с использованием цифровых образовательных ресурсов»
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

Рахматуллина Эльмира Рашитовна
Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по биологии с использованием цифровых образовательных ресурсов» предназначен для учащихся предпрофильного обучения и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю в 9 классах). Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:  использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;  использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ОГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;  применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ОГЭ по биологии 2012-2015 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ОГЭ.  дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ОГЭ с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом уровне. Кроме того, прилагаемые к программе задания систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными ответами способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии. Данная программа может быть применена и при подготовке к ОГЭ на предпрофильном уровне обучения, и при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_kurs_s_ispolzov_ikt.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Берлибашская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Программа элективного курса

«Подготовка к ОГЭ по биологии

с использованием  цифровых образовательных ресурсов»

Автор программы: Рахматуллина Эльмира Рашитовна-учитель биологии и химии  МБОУ «Берлибашская ООШ».

2016 год

      Пояснительная  записка

В соответствии с Концепцией  модернизации Российского образования на период до 2010 года   и в  рамках   реализации Приоритетного  Национального Проекта «Образование» в образовательных   учреждениях    РФ  начали  широко применяться   информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Широкому внедрению ИКТ   в процесс образования способствует  оснащение школ современной  компьютерной техникой, интерактивными досками, электронными учебными пособиями, цифровыми микроскопами и т д.

         В  настоящее время разработано  множество  мультимедийных учебных пособий по биологии, которые можно   использовать на уроках, при выполнении домашних работ,  при подготовке к олимпиадам, при научно-исследовательских работах учащихся, при подготовке к ОГЭ. Применение информационных технологий  при подготовке к ОГЭ имеет много  преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности  позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками,  система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний.  Структуры  электронных учебных пособий позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия.  Несомненным достоинством применения мультимедиа технологии при подготовке к ОГЭ является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ОГЭ по биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Но, к сожалению,  среди имеющихся на сегодняшний день  учебных электронных пособий трудно найти такой, который бы позволял в полной мере  осуществлять успешную подготовку выпускников к ОГЭ. Среди большого количества электронных учебных пособий выпускникам самостоятельно трудно выбрать такие, которые бы помогли им за короткий период  с максимальной эффективностью   повторить теоретический материал по всем разделам основного школьного курса биологии, закрепить знания  и  провести самоконтроль и  объективную самооценку  знаний с помощью тестов и заданий, аналогичных содержанию ОГЭ.Теоретический материал многих мультимедийных пособий включает    много лишней информации, и    девятикласснику трудно выделить нужные для сдачи ОГЭ материалы. Содержание  и формы тестов  в них не всегда соответствуют  содержанию заданий в контрольно-измерительных материалах  (КИМ)  ОГЭ.

         Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по биологии  с использованием цифровых образовательных ресурсов» предназначен  для учащихся  предпрофильного обучения и рассчитан на 35 часов (1 час  в неделю в 9 классах).  Программа данного  элективного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:

  • использование разнообразных наглядных  материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые   сопровождают теоретический материал и способствуют  своевременному  закреплению знаний;
  • использование теоретического материала в электронной форме, который   соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов  ОГЭ, что позволяет  самостоятельно изучить  материалы в случае пропуска занятий;
  • применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по  контрольно-измерительным материалам  ОГЭ  по биологии 2012-2015 г.г.   и позволяющих   проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания  ОГЭ.
  • дифференцированный подход к выпускникам при  подготовке к ОГЭ  с учетом уровня их обучаемости,  за счет повторения  разделов биологии  на базовом уровне.

Кроме того, прилагаемые к программе задания систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными  ответами способствует углублению знаний  и расширению кругозора в области биологии.

Данная программа  может быть применена  и  при подготовке к   ОГЭ  на предпрофильном уровне обучения,  и при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.

Цели курса:

  • повышение качества  биологического образования   на основе  применения современных цифровых образовательных ресурсов.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе  работы с различными источниками информации, умений  по выполнению   типовых заданий, применяемых  в контрольно-измерительных материалах ОГЭ;
  • воспитание  культуры труда при работе с  цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

Задачи курса:

  • повторение, закрепление  и углубление знаний по основным разделам школьного  курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • формирование умения   осуществлять    разнообразные виды самостоятельной деятельности с  цифровыми  образовательными  ресурсами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы  с различными источниками информации;
  • развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью  различных форм тестирования;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
  • воспитание   культуры  труда    при использовании компьютерных технологий, ответственного  отношения  к своему здоровью.

         Содержание элективного курса и его объем определены на основе кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2010 г., стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов по ОГЭ по биологии за предыдущие годы.

Ведущие методы:  

  • словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
  • наглядный (демонстрация   натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов,  анимаций,   фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
  • частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
  • практический (выполнение  генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).

Формы обучения:

  • коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
  • групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в  парах  и т.п.);
  • индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Изучение  каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце  раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные  части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам  выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.

Основные средства  обучения:  

  • электронные учебные пособия;
  • теоретические материалы  в электронном и печатном формате;
  • презентации   уроков;
  • видеофильмы, анимации,  фотографии, таблицы, схемы в  электронном формате;
  • различные варианты контрольно-измерительных материалов ГИА по биологии;
  •  типовые  тестовые задания  ОГЭ  по всем  разделам и темам (задания части А, В и С);
  • другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).

Формы контроля:

  • текущий контроль (оценка  активности при обсуждении  проблемных вопросов, результатов выполнения   домашних заданий);
  • тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
  • итоговый контроль (оценка   результатов выполнения различных вариантов  КИМов)

Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.

        Программа элективного курса включает в себя  содержание,  планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ  по разделам,  учебно-методическое обеспечение,  перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов,  требования к знаниям и умениям учащихся,   список литературы.  

                                           Содержание курса (35 часов)

Раздел №1. Биология как наука.Методы биологии. (2 часа)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира,в практической деятельности людей.Методы изучения живых обьектов.Биологический эксперимент.Наблюдение,описание,измерение биологических обьектов.

Раздел №2. Признаки живых организмов. (3 часа)

Клеточное строение организмов, как доказательство их родства,единства живой природы.Гены и хромосомы.Нарушения в строении и функционировании клеток-одна из причин заболеваний организмов.

Вирусы-неклеточные формы жизни.

Признаки организмов.Наследственность и изменчивость-свойства организмов.

Одноклеточные и многоклеточные организмы.Ткани,органы,системы органов растений и животных,выявление изменчивости организмов.

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных,ухода за ними.

          Раздел №3.Система,многообразие и эволюция живой природы (7 часов)

Царство Бактерии.Роль бактерий в природе,жизни человека и собственной деятельности.Бактерии-возбудители заболеваний растений,животных,человека.

Царство Грибы.Роль грибов в природе,жизни человека и собственной деятельности.

Роль лишайников в природе,жизни человека и собственной деятельности.

Царство Растения.Роль растений в природе,жизни человека и собственной деятельности.

Царство Животные.Роль животных в природе,жизни человека и собственной деятельности.

Учение об эволюции органического мира.Ч.Дарвин-основоположник учения об эволюции.Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Биологическое разнообразие,как основа устойчивости биосферы и результат эволюции.

                    Раздел № 4. Человек и его здоровье. (16 часов)

          Сходство человека с животными и отличие от них.Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.Нервная система.Рефлекс.Рефлекторная дуга.Железы внутренней секреции.Гормоны.

Питание.Система пищеварения.Роль ферментов в пищеварении.

Дыхание.Система дыхания.

Внутренняя среда организма:кровь,лимфа.тканевая жидкость.Группы крови.Иммунитет.

Транспорт веществ.Кровеносная и лимфатическая системы.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.Витамины.

Выделение продуктов жизнедеятельности.Система выделения.

Покровы тела и их функции.

Размножение и развитие организма человека.Наследование признаков у человека.Наследственные болезни,их причины и предупреждение.

Опора и движение.Опорно-двигательный аппарат.

Органы чувств,их роль в жизни человека.

Психология и поведение человека.Высшая нервная деятельность.Условные и безусловные рефлексы,их биологическое значение.Познавательная деятельность мозга.Сон,его значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека.Сознание человека.Память,эмоции,речь,мышление.особенности психики человека:осмысленность восприятия,словесно-логическое мышление,способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.Значение интеллектуальных,творческих и эстетических потребностей.Цели и мотивы деятельности.Индивидуальные особенности личности:способности,темперамент,характер.Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.Переливание крови.Профилактические прививки.Уход за кожей,волосами,ногтями.Укрепление здоровья:аутотренинг,закаливание,двигательная активность,сбалансированное питание,рациональная организация труда и отдыха,чистый воздух.Факторы риска.Инфекционные заболевания.Предупреждение инфекционных заболеваний.Профилактика.

Раздел № 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. (6 часов)

Влияние экологических факторов на организмы.Приспособления организмов к различным экологическим факторам.Популяция.Взаимодействия разных видов(конкуренция,хищничество симбиоз,паразитизм).Сезонные изменения в живой природе.

Экосистемная организация живой природы.Роль производителей,потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.Пищевые связи в экосистеме.Цепи питания.Особенности агроэкосистем.

Биосфера-глобальная экосистема.Роль человека в биосфере.Экологические проблемы,их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.Последствия деятельности человека в экосистемах,влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Резервное время – 1 час (для проведения  итоговой контрольной работы)

                                            Учебно-тематическое планирование

№ и тема занятия

Применяемые  цифровые

образовательные ресурсы

Формы контроля

Раздел №1.Биология ,как наука.Методы биологии. (2 часа)

№1.Роль биологии в формировании современной картины мира,в практической деятельности людей.

№2Методы биологии.

Фотоизображения, иллюстрирующие методы  и достижения в области биологических наук (электронное учебное пособие «Общая биология»схема «Биологические науки».

Урок №1 «Введение» (электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий)

-

Раздел №2. Признаки живых организмов (3 часа)

№3. Клеточное строе-

ние организмов как до

казательство их родст

ва,единства живой природы.

Презентации «Разнообразие живых организмов», «Вирусы», видеофильмы, интерактивная модель «Бактериофаги» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»), рисунки «Одноклеточные и многоклеточные растения», «Одноклеточные и многоклеточные животные» »(электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»), натуральные объекты, Урок  №12 (электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий).

-

№4.Признаки организмов.Наследственность и изменчивость-свойства организмов.

Презентация «Моногибридное скрещивание», Урок №28 (электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий).Модель «Законы Менделя» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»)

Текущий индивидуальный

№5.Одноклеточные и многоклеточные организмы.

 рисунки «Одноклеточные и многоклеточные растения», «Одноклеточные и многоклеточные животные» »(электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»), натуральные объекты, Урок  №12 (электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий

Текущий индивидуальный

№6.

Анимация «Стадии фотосинтеза» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»), презентация «Фотосинтез», интерактивная модель «Обмен веществ у растений» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»), Уроки  №17-18 (электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий)

Текущий индивидуальный

№6. Реакции матричного синтеза. Биосинтез белков. Генетический код, свойства кода.

Текущий индивидуальный

№7. Хромосомы.

Жизненный цикл клетки.

Митоз.Мейоз.

Текущий индивидуальный

№ 8. Контрольная работа

 

Тематический фронтальный

Раздел №3. Организм как биологическая система (10 часов)

№9. Разнообразие организмов.

Вирусы — неклеточные формы жизни

Презентации «Разнообразие живых организмов», «Вирусы», видеофильмы, интерактивная модель «Бактериофаги» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»), рисунки «Одноклеточные и многоклеточные растения», «Одноклеточные и многоклеточные животные» »(электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»), натуральные объекты, Урок  №12 (электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий).

Текущий

индивидуальный

№10. Половое и бесполое размножение организмов.

Способы размножения организмов.

Презентация «Размножение организмов», анимации «Половое размножение гидры», «Почкование гидры», «Деление инфузории», рисунки вегетативных форм размножения растений и др. материалы из электронного пособия «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий». Урок №21 (электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий)

Текущий

индивидуальный

№11. Генетика, как наука, ее методы.  Основные генетические понятия.

Презентация  «Развитие генетики», словарь терминов по генетике в электронном формате. Урок №26 (электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий)

№12. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Менделя.

Презентация «Моногибридное скрещивание», Урок №28 (электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий).Модель «Законы Менделя» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»)

Текущий индивидуальный

№13. Хромосомная теория наследственности. Законы  Т. Моргана.

Презентация «Сцепленное наследование генов», Урок №31 (электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий).

Текущий индивидуальный

№14. Наследование генов, сцепленных с полом.

Презентация «Сцепленное наследование генов», Урок №32(электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий), анимация «Наследование, сцепленное с полом» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»)

Текущий индивидуальный

№15. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

Развитие знаний о генотипе.

Презентация «Взаимодействия генов», Урок №34 (электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий).анимации: «Эпистаз», «Комплементарное взаимодействие генов» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»)

Текущий индивидуальный

№16. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость.

Виды наследственной изменчивости.

Урок №35 (электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий), презентация

«Закономерности изменчивости», анимация «Модификационная изменчивость» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). «Мутационная изменчивость» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Презентация «Генетика человека»

Текущий индивидуальный

№17. Селекция, ее развитие и  основные методы. Биотехнология.

Презентация «Основы селекции». Тема №7:  уроки №37-40 (электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий).

Текущий индивидуальный

№18. Контрольная работа

Задания , аналогичные  частям А,В и С в КИМах  ОГЭ.

Тематический фронтальный

Раздел № 4. Многообразие организмов (6 часов)

№19. Систематика. Основные систематические группы живых организмов.

Бактерии,грибы,лишайники.

Интерактивный программный модуль «Систематика организмов» (полный интерактивный курс биологии «Физикон») Схемы классификации растений и животных, фото- и видеоматериалы организмов разных систематических групп (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Презентация к уроку «Бактерии». Фото - и видеоматериалы  по бактериям (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Тема 1.2. «Бактерии» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»), Урок № 31(электронное учебное пособие «Уроки биологии Кирилла  и Мефодия. «Растения. Бактерии. Грибы»)

Тематический

индивидуальный

№20. Классификация растений.

Водоросли, мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

Презентация «Основные отделы растений». Тема 2.3.»Водоросли», 4.1. «Мхи», 4.2. «Папоротники, хвощи и плауны», интерактивные модели «Жизненный цикл водорослей», «Жизненный цикл растений» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»). Рисунки, фото - и видеоматериалы  по водорослям, мхам и папоротниковидным (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»).

Текущий индивидуальный

№21. Голосеменные и Покрытосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

Презентации «Голосеменные растения». Тема 4.3. «Голосеменные» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»). Рисунки, фото - и видеоматериалы  по  голосеменным растениям (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Презентации «Покрытосеменные растения», «Двудольные», «Однодольные».

Текущий индивидуальный

№22. Царство Животные, основные признаки, классификация. Одноклеточные животные.Основные типы беспозвоночных.

Авторские презентации «Царство животные», «Тип Простейшие». Презентации по теме «Простейшие»,   Тема 2.2. «Протозои»,  интерактивная модель «Малярия». «Питание инфузории» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»). Рисунки, фотографии, анимации «Размножение амебы, инфузории –туфельки, эвглены зеленой» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Видеофильмы «Амеба обыкновенная», «Инфузория-туфелька», «Инфузория трубач», «Солнечники», «Инфузории сувойки».

Текущий индивидуальный

№23. Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых  в природе и жизни человека. Эволюция  строения и функций органов и систем органов у животных.

Авторские презентации  «Тип Хордовые. Ланцетники», «Классы рыб», «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие». Рисунки, фотографии, видеофильмы по   хордовым животным (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Глава 6. «Позвоночные» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»). Авторская презентация «Эволюция строения и функций органов и систем органов».

Текущий индивидуальный

№ 24. Контрольная работа.

Задания , аналогичные  частям А,В и С в КИМах  ОГЭ.

Тематический фронтальный

Раздел № 5. Человек и его здоровье (4 часа)

№ 25.Строение организма человека. Система органов человека.

Презентации «Организм человека и его строение», «Опорно-двигательная система», «Дыхание», «Выделение», «Строение и значение кожи», «Развитие человека»

Тема 7.2. «Строение организма», интерактивные модели «Атлас человека», «Мышечные сокращения», «Дыхание»(полный интерактивный курс биологии «Физикон»). Рисунки, фото - и видеоматериалы  по тканям и системам органов человека, анимации «Скелет головы-череп»,  3D- модель «Скелет стопы» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»). Видеофильмы «Дыхательная система», «Мочевыделительная система», «Мышцы и движения», «Кожа», «Терморегуляция».

Текущий индивидуальный

№26. Внутренняя среда организма человека. Группы крови.  Иммунитет.  Системы  органов кровообращения и лимфообращения.

Презентация «Кровь», «Кровообращение»

 Тема 7.2. «Строение организма»,  интерактивная модель «Анализ крови»

(полный интерактивный курс биологии «Физикон»).Видеофильмы «Кровь», «Сосудистая система», «Лейкоциты», «Движение крови». Рисунки, фотографии,  анимации «Модель движения эритроцитов в капиллярах», «Иммунная реакция», «Фагоцитоз», (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»).

Текущий индивидуальный

№27. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни.

Презентации  «Гигиена сердечно-сосудистой системы», «Гигиена питания», «Гигиена зрения», «Гигиена кожи  и одежды», «Закаливание», «Значение физических упражнений», «Здоровье человека и общество» .Анимация «Жизненный цикл человеческой аскариды» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»).

Текущий индивидуальный

№28. Контрольная работа

«Человек и его здоровье»

Задания , аналогичные  частям А,В и С в КИМах  ОГЭ.

Тематический фронтальный

Раздел № 6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира (4 часа)

№29. Вид, его критерии. Характеристика популяции.Основные факторы эволюции,их значение.

Презентация  «Вид. Критерии вида», презентации по теме «Эволюция» .

Рисунки,фотографии по разделу «Эволюция органического мира».

Текущий индивидуальный

№30. Микроэволюция, и макроэволюция.Результаты эволюции.

Презентации  по теме «Эволюция» . Тема  11.3. «Механизмы видообразования» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»). Рисунки, фотографии по  разделу  «Эволюция органического мира»,  (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»).

Текущий индивидуальный

№31. Происхождение человека.

Движущие силы и этапы эволюции человека.

Биосоциальная природа человека.

Презентации «Антропогенез», «Происхождение человека» ., Тема  7.1 «Происхождение человека» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»), видеофильм «Происхождение человека».

Текущий индивидуальный

№32. Контрольная работа

«Эволюция  органического мира»

Задания , аналогичные  частям А,В и С в КИМах  ОГЭ.

Тематический фронтальный

Раздел № 7. Экосистемы и присущие им закономерности  (2 часа)

№33. Среда обитания, экологические факторы. Экосистема, ее компоненты. Биотические связи в экосистемах.

Презентации по теме «Экология»»,  Тема  12 «Организм и окружающая среда» (полный интерактивный курс биологии «Физикон»), Видеофильмы из видеогалереи:  часть 1.2.1.  «Взаимоотношения организмов», часть 1.3. «Экосистемы», демонстрации «Организм и среда», «Сообщества и популяции», «Экосистемы» (электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0.), анимация «Схема действия экологических факторов» (электронное пособие «Биология. 6-9 класс «Кирилл и Мефодий»)

Текущий индивидуальный

№34. Биосфера, ее компоненты.

Проблемы устойчивого развития биосферы.

Презентация «Биосфера», демонстрации из главы 6. «Экологические проблемы и пути их решения»,  (электронное пособие «Экология» 1С: Образование3.0.).

Текущий индивидуальный

№35. Итоговая контрольная работа

Различные варианты КИМов ОГЭ.

Фронтальный

                                Требования к знаниям и умениям  учащихся:  

В результате посещения элективного курса ученик  на базовом уровне должен:

  Знать  /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная,  эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: генов и хромосом,  клетки,  тканей, органов, систем органов, организма растений, животных, человека, грибов, бактерий,; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

Уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

                               Условия реализации программы:

1.Наличие  в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.

2.Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологиии.

3.Наличие презентаций уроков  по различным разделам биологии.

4.Наличие различных вариантов  контрольно-измерительных материалов   ОГЭ по биологии  в печатном и электронном формате.

5.Наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ОГЭ по биологии.

Информационное обеспечение программы

Учебники для учащихся:

 1.Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс.  Пасечник В. В.

2.Многообразие живых организмов. 7 класс Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология..

3.Биология. Животные.7 класс.  Латюшин В. В., Шапкин В. А

4.Биология. Человек. 8 кл.  Колесов В. Д., Маш Р. Д. и др.  

5.Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. Каменский А. А., Криксунов  Е. А., Пасечник В. В.

6.Биология. Человек. 9 класс, Батуев А. С. и др.

 Учебные пособия для учащихся:

  1. Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2005.
  2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
  3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.
  4. Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.
  5. Лернер Г.И .ГИА 2010.Биология:сборник заданий :9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2009
  6. Лернер Г.И.  ГИА 2011.Биология:сборник заданий:9класс-М.:Эксмо,2010.-240с..

Электронные  учебные пособия:

  1. Учебное электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий.
  2. Учебное  электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий
  3. Полный  интерактивный курс биологии «Физикон»
  4. Учебное  электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0.
  5. Большая  энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  6.  Презентации к урокам.  
  7.  Электронное пособие  «Биология. Анатомия и физиология человека» («Просвещение»).
  8. Электронное  пособие «Биология.Животные».1С:Школа.

Видеофильмы  студии "Кварт".

1.  Общее знакомство с организмом человека.

2.  Нервная система.

3.  Опора и движение.

4.  Кровь.

5.  Кровообращение.

6.  Дыхание.

7.  Пищеварение .

8.  Размножение и развитие.

9.  Кожа.

10. Выделение.

11. Сенсорные системы.

12. Поведение (высшая нервная деятельность )

                                                         Ресурсы Интернет

www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации

www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ

www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"

www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России

http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников

www.school.mos.ru – сайт "Школьник"

http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии

http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.

http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс

http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к ГИА

Данный материал способствует пони манию того, как выстроить подготовку к гиа по русскому языку...

НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Интенсификация обучения достигается за счет создания новых способов обучения, возможности хранить, пополнять, систематизировать и оперативно использовать банк знаний в любой области, за счет более выс...

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе на уроках иностранного языка

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать расширению возможностей традиционных методов воспита...

Система подготовки к государственной итоговой аттестации с использованием цифровых образовательных ресурсов

Предметом современной педагогики является воспитание человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем обществе. И главными понятиями сегодня являются "самоактуализация че...