Грибы
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Шинкарь Лидия Ивановна

Технологическая карта урока по теме "Грибы" 5 класс УМК Пономарёва И.Н., построенная в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griby.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Грибы

Цель: создать условия для знакомства с царством грибов, установить сходство гриба с растениями и животными;

 развивать умение  описывать внешнее строение тела гриба, называть его части; определять место представителей царства Грибы среди эукариот; называть знакомые виды грибов; характеризовать питание грибов; давать определения терминам:  «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование; таблица «Строение грибов», презентация к уроку «Грибы», натуральные грибы-трутовики, муляжи шляпочных грибов, электронный учебник по УМК Пономарёва 6класс, дидактический раздаточный материал

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания) 

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.  Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке»).

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Ф

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие 

- Выберите иллюстрации растений, животных, бактерий. Как их отличить от других организмов?  (остались изображения грибов).                                                                        (Слайд 1)

- Что оказалось лишним?

-  По каким признакам вы отнесли их к грибам?

- Какие грибы вы знаете?

- Почему такие разные на вид организмы вдруг учёные объединили в одно царство – грибы? (Слайд 2)

Беседа с учителем.

Работают с информацией, представленной в виде рисунков.

Отстаивание своей точки зрения

Самооценка, взаимооценка

Ф

И

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль. коррекция,  оценка действий партнёра.

Выявление места и причины затруднения

- Что хотели бы узнать?

- Каким способом можно получить нужную информацию?

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения

Ф

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание.

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение

задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия

перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Определите  цель урока (для устранения возникшего затруднения)

- Предположите тему урока.

- Постройте  проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи).                                                                  (Слайд 3)

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.

Ф

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построечного проекта.

  1. Отличительные особенности грибов  от других организмов

- Выясните,  по каким признакам грибы отличаются от представителей других царств, используя  маршрутный лист №1, работая в парах.

Маршрутный лист №1

(изучение нового материала)

Выясните общие признаки царства Грибы.

1.  Имеют ли клетки грибов ядра? К какой группе они относятся: прокариот или эукариот?

  1. Определите черты сходства грибов с растениями.
  2. Определите черты сходства грибов с животными.
  3. Выясните, что такое грибница, гифы, плодовое тело.
  4. Чем размножаются грибы?

Маршрутный лист №2

(записи в тетради)

Грибы входят в группу …, так как в их клетках … ядро.

Черты сходства грибов с растениями

Черты сходства грибов с животными

1.

2.

3.

1.

Тело гриба называется…, которое состоит из тонких ветвящихся трубчатых нитей… . Плодовое тело гриба образует …, обеспечивающие размножение.

 2). Изучение питания грибов (рассказ учителя)

Способы питания грибов

сапрофиты   паразиты   хищники   симбионты

Самостоятельная работа в парах с информационными источниками.

Устное представление результатов совместной работы.

Самостоятельное

оформление записей в тетради.

Проверка, взаимооценка

Прослушивание объяснения, составление опорной схемы.

П

П

И

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

1). Что означает цифра 100000 относительно грибов?

2). Имеют ли клетки грибов ядра? Следовательно, они относятся к группе…

3).Чем схожи грибы с растениями? С животными?

4).Объясните термины: грибница, гифы, плодовое тело.

5). Как могут питаться грибы?

6). Что значит сапрофиты, паразиты, симбионты, хищники?

 Выполняют задания

Ф

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выберите правильные суждения                              (Слайд 5)

1.Грибы состоят из грибницы, которая представлена гифами.

2.Клетки грибов не имеют ядер, они прокариоты.

3.Грибы, как и растения, могут  образовывать органические вещества.

4.Грибы неподвижны.

5.Грибы размножаются семенами.

6.По способу питания грибы делятся на сапрофиты, паразиты, симбионты, хищники.

Проверьте правильность выполнения задания.

 Ответы (1,4,5,6)

Самопроверка  

самооценка

И

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание

качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение.

Дайте обоснованный ответ.

- Почему о грибе говорят: «Это не растение и не животное – это и то и другое»

- После дождя  шляпочные грибы растут особенно быстро. Почему?                                      (Слайд 6)

- Можно ли помочь дереву избавиться от гриба-трутовика?

                                                         (Слайд 7)

Решение биологических задач

Ф

Регулятивные: прогнозирование

Информация о домашнем задании

П.13, ответить на вопросы стр.51

Приготовить  информацию о грибах (индивидуально)                                                             (Слайд 10)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Достигнуты ли цель и задачи урока?        

- Я узнал (а)…

- Меня удивило…

- Работая в группе, я  …

- Мне трудно представить, что…                                (Слайд 11)

 Оценка деятельности учащихся.

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Ф

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

Тест разработан по материалам пп. 42-43 учебника природоведения Пакуловой В.М. для 5 класса....

Грибы как царство живой природы. Грибы нашего леса. 6 класс

1. Он в осиннике родился. Как в траве ни притаился,Все равно его найдем: шляпка красная на нем.                            ...

«Царство грибы. Отдел настоящие грибы».

раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, живо...

Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».

Урок разработан с применением  модульной технологии, по авторской программе Пасечника....

Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс

Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....