Открытый урок "Зеленая школа"
план-конспект занятия по биологии (6 класс) на тему

Урок обобщения и систематизации знаний, комплексного применения межпредметных знаний.

Форма урока: игра – конкурс.

Цели:  

- усвоение знаний и способов действий в комплексе  межпредметных  знаний: биология, экология, литература, география, история;

- выработка умений самостоятельного применения знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zelenaya_shkola.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: 14.11.2013 год Учитель Саченко О.А.

Класс 6В

Тема урока «Зеленая школа»

Урок обобщения и систематизации знаний, комплексного применения межпредметных знаний.

Форма урока: игра – конкурс.

Цели:  

- усвоение знаний и способов действий в комплексе  межпредметных  знаний: биология, экология, литература, география, история;

- выработка умений самостоятельного применения знаний.

Задачи:

Образовательные:

1.обобщение знаний по теме «Органы цветковых растений»,  

2. знание биологических особенностей деревьев и кустарников средней полосы России,

3. формирование целостного восприятия природы как исторически сложившейся сложной экосистемы, развитие которой оказывается во все большой зависимости от человека.

Развивающие: развитие представлений учащихся о взаимосвязи живых организмов.

Воспитательные: воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

Методы:

  1. Познавательная игра;
  2. Обобщение;
  3. Проблемно – поисковый;
  4. Практический;
  5. Групповой деятельности;
  6. Рефлексия деятельности.

Этапы урока:

  1. Организационный момент ( приветствие, представление гостей, представление жюри).
  2. Основная часть – игра – конкурс.
  3. Подведение итогов игры: награждение участников, активных болельщиков.

Подготовка и оформление.

Команды, готовясь к игре, оформляют эмблемы в соответствии с выбранным названием, выпускают «экзаменационную работу» — газету — призыв в защиту выбранного ими дерева или кустарника, где представляют его, рассказывают о его значимости и пользе. С содержанием газеты заранее знакомятся члены жюри, команда противника и зрители. Также заранее дети готовятся и к поэтическому конкурсу, подбирая и записывая стихи, в которых говорится о деревьях и кустарниках нашей средней полосы.

В зале устанавливают столы, за которыми будут сидеть играющие команды и члены жюри. Готовят места для гостей и зрителей. Заранее заготавливается «наградный» материал, который будет вручаться болельщикам за правильный ответ. Это осенний лист. Аттестаты будут вручаться по окончании Зеленой школы.

Для письменных конкурсов задания разложены в отдельные конверты с указанием номера конкурса и будут выдаваться ведущим игры командам. Команды обеспечены листами чистой бумаги и ручками.

Во время выполнения письменных конкурсных заданий со зрителями проводятся викторины на знание загадок о деревьях и кустарниках. Особо отличившихся зрителей, показавших глубокие знания, награждают «призом зрительских симпатий».

Членам жюри раздаются оценочные листы с указанием критериев оценивания.

Содержание (программа обучения в школе)

1.Приветствие команд:

- Название

- Эмблема

- Представление команды

Конкурсы

1-й класс.        Разминка

2-й класс.        Знание легенд

3-й класс.        Поэтический

4-й класс.        Установление взаимосвязи

5-й класс.        Природная аптека

6-й класс.        Народный календарь

7-й класс.        Устами младенца (Знакомые незнакомцы)

8-й класс.        Составь слово

9-й класс.        Приди на помощь  

10-й класс.      Защита экзаменационной работы (газета)

1-й класс. Разминка

  1. Самое популярное дерево в России? (Береза.)
  2. Какое дерево одевается листвой позже всех? (Дуб.)
  1. Какое дерево цветет летом? (Липа, белая акация.)
  1. Какие наши деревья «плачут» весной? (Клен, береза.)
  1. Какое дерево в молодом возрасте часто называют не своим именем, а путают с одной из его родственниц? (Сосна.)
  1. Какое дерево может по скорости роста состязаться с бамбуком? (Осина.)
  1. Какие деревья зацветают весной первыми и почему? (Лещина, тополь, ольха, ива.)
  1. Какие деревья и кустарники являются хорошими медоносами? (Липа, черемуха, боярышник, рябина.)
  1. Какие деревья и кустарники не меняют цвета листьев осенью? (Сирень, белая акация.)
  1. Что можно узнать по свежеспиленному пню?

 (Возраст дерева, стороны света.)


2-й класс. Знание легенд

  1. Древнегреческая легенда повествует: бог лесов и лугов Пан повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу — нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл обо всем. Решил Лан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветками. Кусты эти прекрасны ночью, когда кажется, что сама весна окунулась в их душистое море. Хороши они и на рассвете, когда пышные гроздья как бы вырастают из зари и тумана. (Сирень.)

2. Жили-были муж с женой и было у них двое детей. Старшая дочь, нелюбимая, и имя носила неласковое — Восьмуха. Была она злой, завистливой. Зато меньшого сына, доброго и приветливого, родители ласково назвали Романушкой. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела как-то его в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце и растет с тех пор по всей русской земле. В народном календаре есть день, посвященный этому растению. Это деревце считают символом счастья и мира в семье. Оно — постоянный спутник девичьих печалей, под ним встречались и расставались, у него просили совета. (Рябина.)

3-й класс. Поэтический

Прочитать стихи о деревьях (не менее 3).

4-й класс. Установление взаимосвязи

Участники команд берут конверт с цифрой «4», в котором находятся карточки с листьями и семенами деревьев и кустарников. За 1 минуту члены команды должны найти листья и семена, принадлежащие одному растению. Назвать растение, показать его листья и семена.

1 команда    Береза, Ель, Дуб

2 команда    Сосна, Клен, Тополь

5-й класс. Природная аптека

Ведущий.

В зеленой поликлинике лесной

Сестрою милосердия в халате

Наклонится березка надо мной...

Я буду пить дыханье майских елок,

Весенний лес всем сердцем обойму,

И старый дуб, как старый кардиолог,

Продлит мне жизнь...

О. Колычев

В конверте с цифрой «5» лежит карточка, на которой в левом столбике перечислены недомогания или заболевания, а в правом — растения. Задание заключается в том, чтобы сделать правильный выбор лекарственных растений и предложить ваш способ лечения – какие части растения используются при лечении заболевания. Время 1минута.

1 команда     болезни почек – береза (листья)

                       Повышенное давление – рябина (плоды)

                       При поносе – дуб (кора)

2 команда    

                      Жаропонижающее  - липа (цветы)

                      Сердечные боли – боярышник (плоды)

                      Простуда – калина (плоды)

6-й класс. Народный календарь

Старайся наблюдать различные приметы.

Пастух и земледел в младенческие леты,

 Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветер, и ясный день.

                                    А. С. Пушкин

Благодаря длительным наблюдениям человека за взаимоотношениями растений, животных и условиями их жизни, сложилась народная экология. Появились пословицы, поговорки. Есть приметы простые и сложные. Даже посевы сельскохозяйственных культур рекомендуют производить в сроки зацветания определенных дикорастущих растений. Только тогда посевы не страдают от заморозков, хорошо развиваются и дают обильный урожай. Морковь сеют при цветении осины, свеклу — когда зацветает клен. Картофель сажают, когда зацветает черемуха, огурцы — во время цветения рябины.

В конверте с цифрой «6» находятся изречения, разбитые на две смысловые части. Играющие должны за 1 минуту по принципу комплементарности составить полное высказывание.

1 команда

Коль в мае дождь — будет и рожь.

   Много желудей на дубу — к лютой зиме.

Май холодный — год плодородный.

Затянулись дожди — груздей не жди.

2 команда

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

 Рябина поздно зацвела — к долгой осени.

Соловей запел — значит, на березе лист распустился.    

Черемуха цветет — ожидай холодов.

Во время проведения этого письменного конкурса ведущий предлагает зрителям задание «Закончи предложение» на знание примет погоды

Хорошую погоду следует ожидать, если:

- облака «тают»;

- кучевые облака появляются утром, а к вечеру исчезают,

- после тихой ночи утром поднимается ветер, к полудню усиливается, а к вечеру стихает;

- днем жарко, а ночью свежо или холодно;

- сильная роса и туман утром;

- дым от костра (или из труб) поднимается столбом вверх,

- серое утро и красная вечерняя заря,

- радуга в той стороне, куда дует ветер.

Дождливую погоду следует ожидать, если:

- перистые облака движутся с запада;

- кучевые облака растут и к вечеру не исчезают;

- ветер, дующий в одном направлении, вдруг резко его меняет или к вечеру усиливается;

- вечером теплее, чем утром;

- росы нет;

- дым стелется низко;

- серый вечер и красная утренняя заря;

- радуга в той стороне, откуда дует ветер.

7-й класс. Устами младенца (знакомые незнакомцы)

  1. Оно может жить до 2000 лет.
  1. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
  2. Из него делают бочки и паркет.
  1. Пушкин писал, что там сидит русалка.

(Дуб.)

  1. Оно всегда зеленое или голубое.
  1. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
  1. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
  1. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников.

(Ель.)

  1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
  1. Из него самые лучшие дрова.
  1. Из его коры делают много полезных вещей.
  1. Это самое любимое русское дерево.

( Береза.)

  1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
  1. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
  2. Оно быстрее всех заселяет гари.
  1. Бобры его любят и заготавливают на зиму.

( Осина.)

  1. С его цветков лучший мед.
  1. Из него делают ложки и лапти.
  2. Цветет летом и очень душистое.
  3. Отвар цветков незаменим при простуде.

(Липа.)

  1. Это розоцветное.
  1. Плоды — очень мелкие яблочки.
  1. Хорошо помогает при болезнях сердца.
  1. Птички там любят вить гнезда, потому что у него много колючек.

( Боярышник.)

8-й класс. Составь слово

Из конверта с цифрой «8» нужно достать десять одинаковых карточек, на которых написаны буквы А, В, Д, Е, 3, И, К, Н, О, П. Используя их, командам необходимо составить слово ЗАПОВЕДНИК. Время 1 минута.

Это слово обозначает название одной из территорий, специально созданной человеком для охраны природы.

Какой заповедник Московской области вы можете назвать?

Приокско - Террасный

9-й класс. Приди на помощь

В конверте находятся карточки с картинками. Игроки за  1 минуту должны помочь организмам найти друг друга, установить как они связаны друг с другом.

1 команда

осина — подосиновик — лось

Осина — подосиновик растут совместно, переплетены корни и грибница, так как осина дает питательные вещества грибу, а гриб дереву – воду; лось ест подосиновик, кору и ветки осины.

2 команда

 сосна — белка — большой пестрый дятел.

Белка ест семена шишек сосны, дятел ест личинок жуков - короедов – вредителей леса, семена шишек сосны.


10-й класс. Защита экзаменационной работы

(обзор подготовленной заранее газеты)

Заключительное слово жюри для подведения итогов и награждения.

Каждому члену команды вручается «Аттестат об окончании «Зеленой школы»

               Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины.

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос,

А сумрачный навес широколапых елок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.

То духотой пахнет, то прошлогодней прелью,

То запахом грибным у срубленного пня,

Зальется иволга короткой четкой трелью,

И ветер прошумит в сухой истоме дня.

Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и все в тебе живое,

И столько у тебя загадок и чудес!

Ты испокон веков сдружился с человеком,

Берет он для себя от «щедрости» твоей

Грибы и ягоды по солнечным просекам,

И пищу, и жилье, и мачты кораблей.

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Загадки о деревьях и кустарниках.

Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков — иголки.

Назови деревья! (Елки)

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой... (осинки)

Гроздь красна, да не рябина.

Лист резной, да не калина.

Ядовитая она.

Это, братцы,... (бузина)

Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует... (сирень)

Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши... (березки)

В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб)

Ветви в воду опустила

И о чем-то

 загрустила.

Ветви в воду опустила

И о чем-то

 загрустила.

Посмотрите, как красиво

Над рекой склонилась... (ива)

Над ее густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит... (липа)

 

Шишки на зеленых лапах,

От коры смолистый запах.

Тут и там иголочки.

Что же это? (Елочки)

Кто и летом, и зимой

В колкой шубке смоляной?

В дождь осенний и в капель

Не снимает шубку... (ель)

На ветвях в весенний вечер

Белые раскрылись свечи.

Держит свечи великан.

Как зовут его? (Каштан)

Клейкие раскрылись почки —

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? — Это... (тополь)

Близнецы на тонкой ветке

 Все лозы родные детки.

 Гостю каждый в доме рад.

 Это сладкий...

 (Виноград)

Рос на ветке сундучок.

 Солнцу подставлял бочок.

 Сундучок-то не простой,

 Сундучочек костяной.

 (Орех)

В колыбельке подвесной

 Летом житель спит лесной.

 Осень пестрая придет

 На зубок он попадет.

 (Орех)

Мальчик-крошка в костяной одёжке.

 Он растет на ветке, около дорожки.

 Как задует ветер или дождик хлынет

 Шапочку зеленую до ушей надвинет.

 (Орех)

На кусте родился;

 Как под куст скатился

 На зубах очутился.

 (Орех)

Круглый, зрелый, загорелый,

 Попадался на зубок,

 Расколоться всё не мог,

 А попал под молоток,

 Хрустнул раз - и треснул бок.

 (Орех)

Прижалось тесно

 К брату брат,

 В зелёных гнёздышках сидят,

 Гнёздышки искусные,

 А братишки вкусные.

 (Орех)

Стоит высоко,

 Висит далеко,

 Кругом гладко,

 В середине сладко.

 (Орех)

Что за фрукт на вкус хорош

 И на лампочку похож,

 Бок зеленый солнцем греет,

 Он желтеет и краснеет?

 (Груша)

В садочке есть плод,

 Он сладок, как мёд,

 Румян, как калач,

 Но не круглый, как мяч,

 Он под самой ножкой

 Вытянут немножко.

 (Груша)

Все о ней боксеры знают

 С ней удар свой развивают.

 Хоть она и неуклюжа,

 Но на фрукт похожа...

 (Груша)

Сучки рогатые,

 Плоды крылатые,

 А лист - ладошкой,

 С длинной ножкой.

 (Клён)

Под моей листвою пышной

 Можно скрыться в летний зной.

 Если «К» сочтете лишним,

 Смысл получится другой.

 (Клён)

Не гусак, а лапчатый;

 Не кулик, а крапчатый.

 (Лист клёна)

Каждый год на нем с охотой

 Вырастают вертолеты.

 Жаль, что каждый вертолет

 На всего один полет.

 (Клён и его плоды)

Письмами летят крылатки

 На дорожки и площадки

 И не знает почтальон

 Для кого их пишет ...

 (Клён)

Загадки о рябине:

Платье потерялось, а пуговки остались.

***

Висят на ветке подружки,

 Прижавшись тесно друг к дружке.

***

Весною зеленела,

 Летом загорала,

 Осенью надела

 Красные кораллы.

***

Ягоды не сладость,

 Зато глазу радость

 И садам украшенье,

 А друзьям угощенье.

***

Осень в сад к нам пришла,

 Красный факел зажгла.

 Здесь дрозды, скворцы снуют.

 И, галдя, его клюют.

***

В сенокос – горька,

 А в мороз – сладка,

 Что за ягодка?

***

Что же это за девица:

 Не швея не мастерица,

 Ничего сама не шьет,

 Но в иголках круглый год.

 (Сосна или ель)

У меня длинней иголки,

Чем у самой рослой ёлки.

 Подо мной полно соседей -

 Кабанов, волков медведей.

 (Сосна)

Ее всегда в лесу найдешь –

 Пойдем гулять и встретим:

 Стоит колючая, как еж,

 Зимою в платье летнем.

 (Сосна)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока «Школа вежливости»

Проведен в рамках общешкольного дня культуры.Цель: Развитие связной речи. Развитие общих коммуникативных навыков.Задачи:Коррекционно-образовательные: Активизация, обогащение, актуализация словаря по т...

Сценарий открытия каникулярной школы

Разработка сценария открытия Летней многопрофильной смены "В преддверии олимпиад" МАОУ "Экономический лицей"...

открытый урок: "Школа была, есть и будет"

Данная работа представляет собой методическую разработку урока "Школа была, есть и будет". Цель урока- рассказать детям о школах, как учились в них ученики, как они стремились получать знани...

Открытое занятие "Школа умелого карандаша"

Открытое занятие по реализуемой мной программе "Волшебные пальчики", направленной на развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностям...

Материалы к Дню открытых дверей школы

Предлагаю Вашему вниманию материалы педагога-психолога к проведению Дня открытых дверей школы: конспект занятия с будущими первоклассниками и бланк для проведения занятия с дошкольниками, выступление ...

Сценарий открытия каникулярной школы для Молодых педагогов - Югры "ФОРМУЛА УСПЕХА"

Вашему вниманию предлагаю сценарий открытия каникулярной школы Молодой педагог - Югры. Формула Успеха....

Создание в школе инновационной образовательной модели «Открытая информационная школа»

МКОУ Охрозаводская СОШ вошла в числе победителей конкурса Школа- лидер образования Воронежской области в число 60  школ и является региональной инновационной площадкой по созданию и распространен...