Разработка открытого урока по теме "Головной мозг человека", 30.03.17 г.
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Тарасова Евгения Михайловна

Материал содержит презентацию и конспект урока по теме "Головной мозг человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golovnoy_mozg_cheloveka.rar1.01 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ п. Нивенское

Открытый урок по биологии

«Строение и функции головного мозга»

8 класс

Провела Тарасова Евгения Михайловна

2015

Урок по теме: «Головной мозг, строение и функции»

Цели урока:  создать условия для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов, способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности, содействовать осознанию учащимися изучаемого материала; формирование здорового образа жизни.

Оборудование:

Презентация  “Головной мозг”, тестовые задания; рабочая печатная тетрадь учащегося,  модели головного мозга (разборные

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний, проверка готовности к уроку и домашнего задания.

 

Фронтальный опрос:

1. Где располагается спинной мозг?

2. Главные функции, выполняемые спинным мозгом?

3. Что означает – проводящая функция?

Тест по теме «Строение спинного мозга»

1. Спинной мозг находится:

а) в позвоночном канале;

б) в спинномозговом канале;

 в) в грудном отделе позвоночника.

2. Диаметр спинного мозга равен:

а) 1 мм;

 б) 1 см;

 в) 2 см.

3. От спинного мозга отходят:

а) 30 пар спинномозговых нервов;

 б) 31 пара спинномозговых нервов;

 в) 33 пары спинномозговых нервов.

4. Спинной мозг -это часть:

             а) центральной нервной системы

              б) периферической нервной системы

5. У человека среди функций спинного мозга:

а) преобладает рефлекторная;

 б) преобладает проводниковая;

              в) обе функции равнозначны

 

3. Изучение нового материала.

 

Тема сегодняшнего урока “Головной мозг” его строение и функции.

Цель урока: (для учащихся формулируют сами)

-Познакомиться со строением головного мозга

-узнать функции его отделов

 -находить нужную информацию и отвечать на вопросы учителя

Демонстрация презентация урока. Объяснение учителя

Вот этот главный орган мы и будем сегодня изучать.

Сообщения учащихся о И.П. Павлове и И.М. Сеченове (Слайд 2)

Информация о функциях головного мозга (Слайд 3) комментирует учитель

         2.  Строение головного мозга. Рассказ учителя.

На сегодняшнем уроке мы только прикоснемся к одной из величайших загадок нашего организма – к мозгу человека.Головной мозг располагается в полости черепа и имеет сложную форму. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000г, в среднем 1300-1400г, это всего 2% от массы тела, но потребляют эти клетки25% всей энергии вырабатываемой в организме. Обычно масса тела у женщин немного меньше чем у мужчин, но на умственных способностей это не отражается.

Вопрос классу:  можно ли утверждать, что чем больше мозг, тем умнее человек? 

У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, т.к. важно соотношение веса мозга к весу тела.

3. Отделы головного мозга.  (Слайды 4,5,6)

В головном мозге различают три основные части: мозговой ствол, мозжечок и большие полушария. Мозговой ствол является продолжением спинного мозга.

К стволовой части относятся продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг. Мозжечок располагается над продолговатым мозгом и мостом. Большие полушария составляют 78% от общей массы головного мозга.

Пользуясь текстом учебника  заполните таблицу  «строение и функции головного мозга»

Отдел головного мозга

Строение

Функции

Время выполнения 15 минут. Во время выполнения учитель помогает, корректирует деятельность учащихся, поэтапно демонстрируются слайды презентации (4-12).

В учебнике имеется рисунок, где обозначены 4 части больших полушарий, так называемые доли. Перечислите их, указав функции каждой. В работе мозга различают правое и левое полушарие. У основной массы людей они делятся на: аналитическую и художественную, хотя и бывают исключения

А могут ли произойти нарушения функций головного мозга?

Вот, ребята, очень много травм происходит в школе во время перемен и на уроках физкультуры, когда вы активно двигаетесь. Бывает, что ученики ударяются затылком и их после этого тошнит- это признак сотрясения головного мозга.

4. Закрепление  материала

Что мы узнали на сегодняшнем уроке? – Что стало для вас самым интересным? – Достигли мы первоначальных целей? – Какой же главный вывод с нашего сегодняшнего урока? Ответы: мозг человека очень сложен, функции его отделов разнообразны. Кора больших полушарий – самая сложная часть головного мозга. (Слайд 13)

– Может ли мозг человека за жизнь устать? Почему? – Нет, не может. Ведь даже старые люди остаются умными, мудрыми

– Действительно, мозг человека за жизнь не устает, наоборот, мы ленимся, не нагружаем его по полной программе

Существует такая пословица:       

“И в маленькой голове

 Большому уму не тесно”.

Я желаю вам всем быть умными, талантливыми, хорошо учиться по всем предметам, не только по биологии.  

5. Подведение итогов урока, объявление оценок учащимся.

6.Домашнее задание: Приготовить сообщения: 1.Заболевания головного мозга. 2.Влияние алкоголя и никотина на головной мозг.         

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока "Человек в Антарктиде", 7 класс

Человек в Антарктиде…Мы отправляемся на зимовку!Что мы знаем об Антарктиде?...

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Разработка открытого урока на тему:"Бытовые отходы. Их влияние на здоровье человека"

Класс: 7Тема урока: Бытовые отходы. Их влияние на здоровье человека"Задачи:-  изучить влияние бытовых отходов на окружающую среду и здоровье человека, их вторичное использование;-развивать логиче...

Разработка открытого урока Тема урока: Портфолио в профессиональной деятельности человека. Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Мультимедийные технологии.Тема урока:  Портфолио в профессиональной деятельности человека.Цели урока: Учебные – закрепление основных технологий создания слайдовых презентаций с помощью программы ...

Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе по теме "Человек и экономика"

Это урок развивающего контроля по теме "Человек и экономика". Деятельностная цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделу "Человек и экономика"На уроке используется систем...

Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...