Рабочая программа курса по выбору
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Епанчинцева Наталья Владимировна

9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_1427904974_116914.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к Образовательной программе

 общего образования,

утвержденной приказом директора

от 30.08.2016г. № 934

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»

РАССМОТРЕНО

на экспертном совете

Протокол от 30.08.2016 г. № 1

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

___________________ /Т.Г. Ефименко

30.08.2016г.

ПРИНЯТО на заседании педагогического совета школы

 Протокол от 30.08.2016г. № 8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по выбору

«Решение генетических задач»

        9 класс

                                                         Составитель:

Епанчинцева Н.В.

учитель биологии

                                                                                                       

2016 г.

Пояснительная записка

         Программа предназначена для учащихся 9 класса, увлеченных биологией и сдающих ОГЭ по биологии. Она обеспечивает подготовку по данной теме. Предполагаемый курс углубляет и расширяет рамки курса биологии, имеет профессиональную направленность и направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников. Курс опирается  на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии.

         В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска  информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных  биологических наук  - генетике.

      Актуальность изучения раздела  “Решение генетических задач” возрастает, в связи с тем, что развитие науки генетика происходит быстрыми темпами и все большее значение приобретает знание генетических вопросов для медицины, а значит и для человека.

       Программа построена с  учетом принципов педагогики сотрудничества и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса.

       Программа рассчитана на 18 часов.

Цели курса:

  1. Создание условий для развития творческого мышления, умение самостоятельно применять и пополнять свои знания.
  2. Формирование и развитие интереса к биологии в целом и генетике в частности.

Задачи курса:

  1. Совершенствовать умение и навыки решения генетических задач различной степени сложности.
  2. Расширить и углублять знания данного раздела.
  3. Обеспечить высокую степень готовности учащихся к ОГЭ по биологии.
  4. Развивать логическое мышление учащихся.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать: Основные генетические понятия, генетические законы и символику, методы изучения генетики.

Учащиеся должны уметь:

  • давать аргументированную оценку новой информации;
  • применять различные генетические законы при решении задач;
  • прогнозировать вероятность передачи по наследству генетических нарушений;
  • готовить материалы по теоретическому материалу;
  • составлять родословную;
  • сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • владеть языком предмета.

Учебный план

№п/п

Название темы

Кол-во часов

Практическая часть

I.

Введение

1

II.

Моногибридное скрещивание

3

2

III.

Дигибридное скрещивание

2

1

IV.

Полигибридное скрещивание

3

2

V.

Сцепленное наследование генов

3

2

VI.

Наследование, сцепленное с полом

3

2

VII.

Взаимодействие неаллельных генов

2

1

VIII.

Итоговое занятие

1

Итого:

18

10

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. 1 ч

Теоретический курс. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.

2. Моногибридное скрещивание. 3 ч

Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Летальные аллели.

Практический курс – 2 часа. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание.

3. Дигибридное скрещивание. 2 ч

Теоретический курс – 1 час. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.

Практический курс – 1 час. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.

4. Полигибридное скрещивание. 3 ч

Теоретический курс -1 час. Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на полигибридное скрещивание.

Практический курс – 2 часа. Решение задач на нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества фенотипов и фенотипы потомков. Решение прямых и обратных задач на полигибридное скрещивание.

5. Сцепленное наследование генов. 3 ч

Теоретический курс – 1 час. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.

Практический курс – 2 часа. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.

6. Наследование, сцепленное с полом. 3 ч

Теоретический курс – 1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.

Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хро-мосом в жизни и развитии организмов.

Практический курс – 2 часа. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.

7. Взаимодействие неаллельных генов. 2 ч

Теоретический курс – 1 час. Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия.

Практический курс – 1  час. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.

8. Итоговое занятие. 1 ч

Самостоятельное решение генетических задач всех видов.

Ожидаемые результаты:

  • знание основных генетических законов;
  • владение генетической терминологией;
  • умение решать задачи повышенной сложности;
  • умение прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;
  • умение применять генетические законы при решении задач;
  • умение готовить доклады по теоретическому материалу.

Учебно-методические средства обучения

  1. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. Издательство «Лицей», 1998 г.
  2. Тренажер по общей биологии для учащихся .
  3. Тренировочные задачи. Составитель М.В.Высоцкая. Волгоград, 2006
  4. Сборник «Генетика». Москва, 2016 г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"

Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая программа курса по выбору по математике

Рабочая программа элективного кура "Решение неравенств, содержащих модуль"....

Рабочая программа курсов по выбору для 9 класса

Название курса "Способы и методы решения уравнении и неравенств"...

Рабочая программа курса по выбору "Учебно-исследовательская деятельность

Данная программа ставит  основную цель - обучить учащихся  навыкам учебного исследования. В работе представлен не только учебно-тематический план программы, но и собраны полезные памятки для...

Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс

Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс составлена на основе программы элективного курса С.Н. Чистяковой "Слагаемые профиля выбора обучения и траектрии дальнейшего образования"...