Формирование универсальных учебных действий на уроках экологии
методическая разработка по биологии (5, 6 класс) на тему

Чердакова Арина Валерьевна

Статья содержит методические рекомендации по созданию условий для достижения учащимися личностных, метапредметных и  предметных результатов на уроках экологии и биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках экологии

Чердакова Арина Валерьевна, МБОУ «Школа №91»

город Нижний Новгород

В результате дистанционного обучения  при помощи курса «Общие сведения о растениях» были созданы условия для достижения учащимися личностных, метапредметных и  предметных результатов на уроках экологии и биологии. Ученики шестых классов  научились давать научное объяснение биологическим процессам и явлениям, проводить наблюдения за живыми растениями, ставить несложные экологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать жизненные формы растений и процессы их жизнедеятельности, что способствовало формированию познавательных универсальных учебных действий.

             Для диагностики регулятивных универсальных учебных действий школьникам было предложено составить алгоритм работы над учебно-исследовательским проектом (индивидуально, затем в  парах и группах). При сравнении результатов каждый мог комментировать выбранную последовательность этапов выполнения проекта, а группа после обсуждения приходила к общему решению. Далее ребятам предлагалось выбрать тему мини-проекта или биологического исследования. Результаты приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Диагностика регулятивных универсальных учебных действий (в % от общего числа уч-ся)

Класс

Составление алгоритма деятельности

Выбор темы мини-проекта (исследования)

самостоятельно

частично самостоятельно

самостоятельно

частично самостоятельно

6 «б»

76

24

88

12

6 «м»

88

12

96

4

        Большинство учащихся умеют планировать пути достижения цели и самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. При выборе темы для исследования лишь некоторым потребовалась консультация педагога.

Диагностика регулятивного действия контроля осуществлялась с использованием текста  «Письмо Незнайки» об экологических особенностях растений. Подсчитывалось количество и качество пропущенных ошибок. Уровни сформированности внимания: 0—2 — высший уровень внимания, 3—4 — средний уровень внимания, более 5 — низкий уровень внимания. Результаты представлены в Диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Диагностика уровня сформированности внимания и самоконтроля  

Для оценки сформированности познавательных универсальных учебных действий учащимся были предложены группы заданий на извлечение и понимание информации, данной в неявном виде, кодирование и перекодирование информации об особенностях строения и жизнедеятельности, многообразии растений. При выполнении заданий в виде экологического кроссворда все учащиеся показали хорошие результаты, 24% учащихся 6 «б» и 28% учащихся 6 «м» класса не только продемонстрировали хороший результат, но и показали умение создавать собственные варианты подобных заданий.

        Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий использовались занимательные задачи по экологии растений, групповая работа со справочной литературой, выполнение творческих заданий, результаты которых ребята представляли в классе. Исследовательские проекты для любознательных по проращиванию семян и изучению влияния различных экологических факторов на рост проростков выполнили 15 учащихся 6 «б» класса, а также несколько групп из 6 «м» класса. Полученные результаты ребята используют для своих учебно-исследовательских работ в школьной секции НОУ по биологии. Данные о коллективном выполнении  заданий учащимися представлены в Диаграмме 2.

Диаграмма 2.

Количество участников групп проектных и творческих

заданий, выполненных учениками 6 «б» и 6 «м» классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Формирование Универсальных Учебных Действий на уроке иностранного языка"

Тема урока "Свободное время, досуг. Люблю не люблю". Презентация....

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Проблема формирования универсальных учебных действий на уроках геометрии в 7 классе, конспект урока на тему:"Сумма углов треугольника"

Данный конспект будет полезен учителям математики при объяснении новой темы: "Сумма углов треугольника"...

Формирование универсальных учебных действий на уроке физике по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"

Урок разработан в рамках городского семинара в 2015 года по теме: «Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность на уроках естественно – математического цикла» ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (фрагменты уроков)

статья включает в себя фрагменты уроков русского языка в 7 классе....

Конструктор учебно-практических заданий – средство оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры.Презентация

Презентация на тему оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных  действий на уроках физической культуры по средствам конструктора учебно-практических заданий....

МОДУЛЬНЫЙ УРОК – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Каждый учитель задумывался над тем как сделать так чтобы его урок, был уроком  «которого ждут». Конечно, невозможно однозначно сказать, как это сделать. Каждый из нас ищет свои пути р...