Генетика-современный подход
методическая разработка по биологии (10, 11 класс) на тему

viktoriya.koroleva

Модифицированная  программа элективного курса по биологии 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное образовательное учреждение

Гимназия №22  г.Калининград Калининградская область

 

                 

               Рассмотрено                                                                                        

на заседании методического совета                                    

               МАОУ гимназии №22        

  от  05.09.2016 г.                                                

                                                                                                 

                                                                                       

                               

                                                                                                             

 

 

Модифицированная  программа

элективного курса по биологии  

«Генетика-современный подход»

для 11класса

Разработчик  Королёва Виктория Юрьевна

учитель биологии МАОУ гимназии №22

г. Калининграда

 

20016-2017 уч.год

Пояснительная записка

Актуальность.

 Раздел  «Генетика» является одними из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения этого раздела может способствовать решение задач   разных уровней сложности. Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет важное  значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, а учитель имеет возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Несмотря на это школьные учебники содержат минимум информации по данному разделу.  В школьной программе по общей биологии отводится очень мало времени. Этот раздел изучается и в девятом, и в одиннадцатом классах, но достаточного количества часов  на отработку умения решать задачи  в программе не предусмотрено, поэтому без дополнительных занятий научить школьников решать их невозможно, а это предусмотрено стандартом биологического образования и входит в состав КИМов ЕГЭ (задания №5 и №6 в части С) Поэтому возникла необходимость в создании данного курса.

Цель курса:

  • развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам генетики;
  • научить учащихся самостоятельно решать задачи по общей биологии

 Задачи курса:

  • развитие интереса у учащихся к предмету;
  • краткое повторение материала, изученного по теме «Генетика»;
  • ликвидация  пробелов в знаниях учащихся  по темам и  в умениях решать   задачи, положенные  по школьной программе;
  • обучение учащихся решению задач по генетике повышенной сложности;
  • подготовка к биологическим олимпиадам;
  • подготовка к поступлению в ВУЗы
  • подготовка к сдаче ЕГЭ.

Программа предусматривает роведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для самостоятельного решения (для неподготовленных учащихся). Для подготовленных учащихся в начале проводится краткое повторение теоретического материала, а затем учащиеся решают задачи. Контроль за выполнением проводится учителем, либо совместно с учениками. В заключение курса будет составлен задачник, в который войдут задачи, придуманные учениками.

Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов средней общеобразовательной школы.

Учащиеся должны знать: 

  • основные понятия, термины генетики
  • генетическую символику;
  • генетические основы наследственных заболеваний
  • алгоритм решения задач

Учащиеся должны уметь:

  • решать и правильно оформлять решение генетических задач разной сложности;
  • анализировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в биологической науке;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Тематическое планирование

Наименование тем курса

Всего часов

Форма контроля

I

 

 

Введение. Основные понятия генетики

Общие методические рекомендации по решению генетических задач

Что нужно знать при решении задач

Алгоритм решения генетических задач

Оформление задач

 

 

 

 

Биологический диктант

(вводный контроль)

II.

Менделеевская генетика

1.

Решение генетических задач на применение I и II законов Г. Менделя.

Тестовая работа

2.

Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей.

Проверочная работа (решение задач)

3.

Определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков.

 Проверочная работа (решение задач)

4.

 Определение вероятности появления потомства с заданным признаком

Проверочная работа (решение задач)

5.

Дигибридное скрещивание.

Самоконтроль – тест.

6.

Полигибридное скрещивание.

1

 Проверочная работа

III.

Хромосомная теория наследственности

1.

Закон Моргана. Наследование сцепленных признаков. Решение задач

Проверочная работа

2.

Определение расстояний между генами и порядка их расположения в хромосоме.

Проверочная работа (решение задач)

3.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Проверочная работа (решение задач)

IV.

Взаимодействие неаллельных генов.

 

1.

Комплементарное взаимодействие

 Решение задач

2.

Эпистаз

3.

Полимерия

Биологический диктант

Генетика человека

 

1.

Составление родословных

Проверочная работа

(решение задач)

2.

Анализ родословных

Проверочная работа

(решение задач)

 V.

Генетика популяций

 

2.

Генетика популяций. Решение задач.

1

Тестовая работа

1.

Контрольная работа

1

 

ИТОГО:

17ч

Содержание программы.

Введение.  (1 час) 

Основные понятия генетики

Общие методические рекомендации по решению генетических задач

Что нужно знать при решении задач. Алгоритм решения генетических задач

Оформление задач

Форма. Лекция

Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, словесный (беседа, рассказ)

Методическое обеспечение  Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», « Генетическая символика»,

II. Менделеевская генетика. (6 час)

Решение генетических задач на применение I и II законов Г. Менделя. Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей.

Определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков.

Определение вероятности появления потомства с заданным признаком. Дигибридное скрещивание. III  закон Менделя. Полигибридное скрещивание.

Форма. Лекция

Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, словесный (беседа, рассказ)

Методическое обеспечение  Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», « Генетическая символика», «Основные этапы решения задач», Тест «Основные генетические понятия»

III. Хромосомная теория наследственности. (3 час)

 Закон Моргана. Наследование сцепленных признаков. Наследование сцепленных признаков. Решение задач. Наследование признаков, сцепленных с полом. 

Форма. Лекция

Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, словесный (беседа, рассказ)

Методическое обеспечение  Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», « Генетическая символика», «Основные этапы решения задач», Тест «Сцепленное наследование»

IV. Взаимодействие неаллельных генов. (3 час) Комплементарное взаимодействие. Эпистаз. Полимерия. 

Форма. Лекция

Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, словесный (беседа, рассказ)

Методическое обеспечение  Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», « Генетическая символика», «Основные этапы решения задач», Тест «Основные генетические понятия»

VI. Генетика человека. (2 час)

 Составление родословных.  Анализ родословных. Решение задач. Демонстрация презентации проектов.

Форма. Лекция

Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, словесный (беседа, рассказ)

Методическое обеспечение  Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», « Генетическая символика», «Основные этапы решения задач». Справочный материал.

V. Генетика популяций. (1 час) Генетическая структура популяций, частота встречаемости генов, генотипов.

Форма. Лекция

Методы. Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, словесный (беседа, рассказ)

Методическое обеспечение  Раздаточный материал: «Алгоритм решения генетических задач», « Генетическая символика», «Основные этапы решения задач», Тест «Генетика популяций»

VI. Контрольная работа (1час)

Рекомендуемая литература.

  I. Литература для учителя

1. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Биология: Общая биология: Учебн. для 10х кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
2. Большой справочник по биологии. – М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство ACT», 2000.
3.
Пирузян Э.С. Генетическая инженерия растений. – М.: Знание, 1988. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология», № 5).
4.
Нейфах А. Клеточные и генетические основы биотехнологии. – М.: Знание, 1987.
5. Сборник задач по общей и медицинской генетике. Учебнометодическое пособие / Бутвиловский В.А. и др. – Минск: МГМИ, 1998.
6.
Синнот Э., Денн Л. Курс генетики. Теория и задачи. Изд. 3е, перераб. и расшир., 1934.
7.
 Соколовская Б.Х. Сто задач по генетике и молекулярной биологии. – Новосибирск: Наука, 1974.
8.
Хелевин Н.В., Лобанов A.M., Колесова О.Ф. Задачник по общей и медицинской генетике. – М.: Высшая школа, 1984.
9.
Янковский Н.К., Боринская С.А. Гены и здоровье // «Биология в школе». 2001. № 5.
10.
Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Пер. с англ. В 3х т . Т. 3. – М.: Мир, 1988.
11.
Веселовский С.Б. Род и предки А.С. Пушкина в истории. – М.: Наука, 1990.
12.
Каминская Э.А. Сборник задач по генетике. – М.: Высшая школа, 1977.
13.
 Песецкая Л.Н., Гончаренко Г.Г., Острейко Н.Н. Сборник задач по генетике. 

14. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. - Саратов издательство «Лицей» 2005

II. Литература для учащихся

 1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999.
2.
Бочков Н.П. Гены и судьбы. – М.: Молодая гвардия, 1978.

  3. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике – Саратов издательство «Лицей» 2007
4.
 Максимов Г.В., Василенко В.Н., Максимов В.Г., Максимов А.Г. Краткий словарь генетических терминов. – М.: Вузовская книга, 2001.
5.
Медведев Н.Н. Беседы по биологии пола. – Минск: Вышэйша школа, 1976.
6.
Попов Б.Е. За семью замками наследственности. – М.: Агропромиздат, 1991.
7.
Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: практикум для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001


Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Понятия

Целеполагание

Форма

Диагностика и

контроль

Средства

обучения

1.

Введение

1

генетическая символика, алгоритм

  Знать:

  1. Основные понятия генетики
  2. Общие методические рекомендации по решению генетических задач
  3. Что нужно знать при решении задач
  4. Алгоритм решения генетических задач

 Уметь:

  1. Оформлять задачи
  2. Использовать генетическую символику
  3. Применять алгоритм решения генетических задач

лекция

Биологический диктант

Таблицы, фотографии, мультимедийная поддержка

 

2.

Менделеевская генетика

Решение генетических задач на применение I и II законов Г. Менделя.

6

1

 расщепление по фенотипу, расщепление по генотипу

Знать:

1. Основные закономерности генетики

Уметь:

1.Оформлять задачи

2.Использовать генетическую символику

      3.Применять алгоритм решения генетических задач

лекция

Тестовый контроль.

Таблицы, фотографии, мультимедийная поддержка

3.

 Основные этапы решения   генетических задач на определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей.

1

 

Знать:

  1. Основные  этапы решения   генетических задач на определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипуродителей

 Уметь:

1.Оформлять задачи

2.Использовать генетическую символику

 3.Применять алгоритм решения генетических задач

Тестовый контроль.

Таблицы, презентации

4.

Определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков.

1

 гомозигота

гетерозигота

аллель

Знать:

  1. Основные  этапы решения   генетических задач на определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков.

Уметь:

1.Оформлять задачи

2.Использовать генетическую символику

 3.Применять алгоритм решения генетических задач

 

Лекция с элементами беседы.

Проверочная работа  (решение генетических задач)

Таблицы,   мультимедийная поддержка

5.

  Определение вероятности появления потомства с заданным признаком

1

 

Знать:

Основные  этапы решения   генетических задач на определение вероятности появления потомства с заданным признаком 

Уметь:

1.Оформлять задачи

2.Использовать генетическую символику

 3.Применять алгоритм решения генетических задач

 

лекция

Проверочная работа  (решение генетических задач)

Справочный материал, схемы

6.

Дигибридное скрещивание.

1

дигетерозигота

фенотип

генотип

1. Изучить цитологические основы дигибридого скрещивания.

2. Закрепить навыки решения задач на дигибридное скрещивание.

Лекция с элементами беседы

Тестовый контроль

Справочный материал, схемы

7.

Полигибридное скрещивание.

1

1. Изучить цитологические основы полигибридого скрещивания.

2. Закрепить навыки решения задач на полигибридное скрещивание.

Лекция с элементами беседы.

Текущий контроль  (тест)

Справочный материал, схемы

8.

Закон Моргана. Наследование сцепленных признаков. Решение задач

1

сцепление,

группы сцепления,

полное сцепление,

неполное сцепление

морганиды

кроссинговер

Знать:

1. Основные закономерности наследования признаков, гены которых находятся в одной хромосоме

Уметь:

1.Оформлять задачи

2.Использовать генетическую символику

      3.Применять алгоритм решения генетических задач при сцепленном наследовании

Лекция с элементами беседы.

Проверочная работа  (решение генетических задач)

Таблицы, схемы, динамическое пособие «Кроссинговер».

9.

Определение расстояний между генами и порядка их расположения в хромосоме.

1

сцепление

группы сцепления,

полное сцепление,

неполное сцепление

морганиды

кроссинговер

Научить определять процент кроссинговера, локализацию гена, строить генетические карты на основе сцепленного наследования и кроссинговера.

 

Лекция с элементами беседы.

Проверочная работа  (решение генетических задач)

Таблицы, схемы.

10.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

аутосомы, половые хромосомы

Показать, что признаки, сцепленные с полом, наследуются по типу крисс- кросс ( крест- на крест)

Лекция с элементами беседы.

Таблица генетика пола

11.

Комплементарное взаимодействие

1

   

Знать:

  1. Основные  этапы решения   генетических задач на комплементарное взаимодействие

Уметь:

1.Оформлять задачи

2.Использовать генетическую символику

 3.Применять алгоритм решения генетических задач

Лекция с элементами беседы.

Проверочная работа по решению генетических задач.

Схемы

12.

Эпистаз

1

эпистатические гены, рецессивный эпистаз, доминантный эпистаз

Знать:

  1. Основные  этапы решения   генетических задач на эпистатическое взаимодействие

Уметь:

1.Оформлять задачи

2.Использовать генетическую символику

 3.Применять алгоритм решения генетических задач

Лекция

Проверочная работа  (решение генетических задач)

Справочный материал, схемы

13.

Полимерия

1

кумулятивная полимерия, некумулятивная полимерия

Знать:

  1. Основные  этапы решения   генетических задач на полимерное взаимодействие

Уметь:

1.Оформлять задачи

2.Использовать генетическую символику

 3.Применять алгоритм решения генетических задач

Лекция

Тестовый контроль

 Справочный материал, схемы

14.

Генетика человека

Составление родословных

3

1

генеалогический метод, пробанд

Знать:

  1. Основные  этапы составления родословной

Уметь:

1.Оформлять задачи

2.Использовать генетическую символику

 3.Применять алгоритм решения генетических задач

Лекция с элементами беседы.

Проверочная работа  (решение генетических задач)

Справочный материал, схемы

15.

Анализ родословных

1

 Типы наследования

Знать:

  1. Основные  этапы анализа родословной

Уметь:

1.Оформлять задачи

2.Использовать генетическую символику

 3.Применять алгоритм решения генетических задач

Лекция с элементами беседы.

Проверочная работа  (решение генетических задач)

Таблица «Кариотип человека»

16.

Генетика популяций Генетика популяций. Решение задач

1

Закон Харди- Вайнберга.

Генетическая структура, частота встречемости генов

Знать:

  1. Основные  этапы решения   генетических задач определение генетической структуры популяций.

Уметь:

1.Оформлять задачи

2.Использовать генетическую символику

 3.Применять алгоритм решения генетических задач

Лекция.  

Проверочная работа  (решение генетических задач)

Схема.

Презентация

17.

Контрольная работа

1

Осуществление контроля за усвоением  знаний по данному курсу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ С УИОП №16 Г. КОМОСОМЛЬСКА-НА-АМУРЕ)Происх...

Дифференцированный подход в обучении - новый подход к системе образования.

Огромный поток информации  сыпется на  головы наших детей. Это и новые открытия новых законов, новые знания, старые забытые учения, факты  из жизни знаменитых людей. Все это необходимо ...

Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."

Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."...

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....