Рабочая программа по биологии для обучающихся 6 классов
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Малышева Татьяна Михайловна

Рабочая программа по  биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и  программы авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой  (Биология в основной школе: Программы / сост. И.Н. Пономарева и др. – М., : Вентана-Граф, 2008.)    в соответствии  с учебником, рекомендованным  Министерством образования и науки Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко  Биология: 6 класс:  / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.,: Вентана - Граф, 2013г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malysheva_botanika_6_kl_-_1_chas.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА

Рассмотрена и одобрена

методическим объединением

Протокол №_____от «___»_____201 _г.

Согласована

с зам. директора

_____________/Т.А.Салий/

«___»_____201_ г.

Утверждена приказом

директора школы

от «__» августа 201_ года

№________________

Рабочая программа

по биологии

для обучающихся 6 классов

 

   

                                                             Составитель:

                                                            Малышева Татьяна Михайловна,

                                                            учитель химии, биологии

                                                            высшей квалификационной категории

Игрим

Пояснительная записка

Рабочая программа по  биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и  программы авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой  (Биология в основной школе: Программы / сост. И.Н. Пономарева и др. – М., : Вентана-Граф, 2008.)    в соответствии  с учебником, рекомендованным  Министерством образования и науки Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко  Биология: 6 класс:  / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.,: Вентана - Граф, 2013г.

Исходными документами для составления   рабочей программы явились:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012года;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
  • Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Цель программы: обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников,  которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

Задачи программы:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей через систему разнообразных по форме уроков
  • развитие общеучебных умений и навыков (умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради)  
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии использованы:

Формы обучения – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок,  лабораторные работы обучающего характера и т.д.

Технологии обучения – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.

Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты,    контрольные работы,  устный опрос, творческие работы  (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

Обязательному оцениванию подлежат контрольные и  тестовые работы. Лабораторные работы имеют обучающий характер и не оцениваются.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологии 6 класса имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, экологии, микробиологии, растениеводства. Курс посвящен изучению растений и продолжает развитие концепции, заложенной в учебнике «Биология» для 5 класса ( авт. И. Н. Пономарева ). В основе концепции – системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих свойств живой материи. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

Описание места учебного предмета   в учебном плане.

             Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час  в неделю)  

Год  обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

6 класс

1

35

35

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты;

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
  • эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  •  в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;
  •  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать  ошибочность своего мнения и корректировать его;
  •  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  •  уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения курса является умение обучающихся осуществлять учебные действия:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

называть:

• общие признаки живого организма;

• основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;

• причины и результаты эволюции;

 приводить примеры:

• усложнения растений и животных в процессе эволюции;

• природных и искусственных сообществ;

• изменчивости, наследственности и приспособленности растений к среде обитания;

• наиболее распространенных видов и сортов растений;

характеризовать:

• строение, функции клеток бактерий, грибов, растений;

• деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

• строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организма, лишайника как комплексного организма;

• обмен веществ и превращение энергии;

• особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов и симбионтов);

• дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

• размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений;

• среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

• природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

• искусственные сообщества, роль человека в их продуктивности;

обосновывать:

• взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

• влияние деятельности человека на многообразие видов растений, животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

• роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать:

• организмы бактерий, грибов, лишайников, растений;

• клетки, ткани, органы и системы органов растений;

• наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растений разных семейств, классов, отделов; съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать:

• строение и функции клеток растений и животных;

• организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;

• семейства, классы покрытосеменных растений, царства живой природы.

применять знания:

• о строении и жизнедеятельности растений  для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

• о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, для обоснования способов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

• о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

 • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразии видов;

 делать выводы:

• о клеточном строении организмов всех царств живой природы;

• о родстве и единстве органического мира;

• об усложнении растительного мира в процессе эволюции;

наблюдать:

• сезонные изменения в жизни растений;

• результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

соблюдать правила:

• приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

• наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

• проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений;

• бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

• профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями.

5. В эстетической сфере:

уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Учебно-тематический план.

Название темы

Кол-во часов

Кол-во  

лаб. работ

Кол-во

контрол.

работ

Кол – во экскурсий, проектов

Раздел 1

Общее знакомство с растениями

2

Раздел 2

Клеточное строение растений.

2

1

Раздел 3

Органы цветковых растений.

9

4

1

Раздел 4  

Основные процессы жизнедеятельности растений.

6

1

Раздел 5  

Основные отделы царства растений. Историческое развитие растительного мира на Земле.

9

1

Раздел 6

Царство  Бактерии.

2

Раздел 7  

Царство  Грибы. Лишайники.

1

Раздел 8

Природные  сообщества.

4

1

ИТОГО

35

6

3

Содержание учебного предмета.  

Раздел 1.   Введение  Биология – наука о живой природе. Общее знакомство с растениями.  Мир растений. Разнообразие растений. Особенности строения растений. Растение – живой организм. Условия  среды жизни растений

 

Раздел 2.  Клеточное строение организмов.  Устройство увеличительных приборов. Строение клетки. Жизнедеятельность клетки. Ткани.

Лабораторные работы.      Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.

Обучающиеся должны знать: устройство лупы, микроскопа и правила работы с ними, строение клетки и протекающие в ней жизненно важные процессы, основные виды тканей.

Обучающиеся должны уметь: пользоваться лупой и микроскопом, готовить микропрепараты, находить основные части растительной клетки на микропрепарате, в таблице, схематически изображать строение клетки.

Раздел 3.  Органы покрытосеменных растений

Строение семян растений. Прорастание семян. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней. Побег и почки. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листа. Строение стебля. Видоизменённые побеги. Строение цветка. Цветение и опыление. Соцветия. Плоды. Распространение плодов и семян. Растительный организм – живая система.

Лабораторные работы.

Виды корней и типы корневых систем.

Изучение строения листа.

Изучение видоизменённых побегов.

Изучение строения цветка.

Обучающиеся должны знать: строение семян цветковых растений, внешнее и внутреннее строение корня, стебля, листьев, их видоизменения, зависимость особенностей строения цветкового растения от среды обитания, строение цветка и основные типы соцветий, строение и классификацию плодов, роль цветковых растений в природе и жизни человека.

Обучающиеся должны уметь: распознавать органы цветкового растения и их видоизменения, устанавливать связь особенностей строения органа со средой обитания.

Раздел 4.  Основные процессы жизнедеятельности растений.  Химический состав растений. Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений.  Испарение воды. Передвижение воды по стеблю.  Растительный организм как единое целое. Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. Способы опыления у цветковых растений. Рост и развитие растительного организма.

Лабораторные работы. Химический состав растений.

Обучающиеся должны знать: основные процессы жизнедеятельности у растений, фотосинтез, рост и развитие растений, способы вегетативного размножения растений, процессы опыления, оплодотворения и образования плодов и семян.

Обучающиеся должны уметь: определять всхожесть семян, сравнивать способы размножения растений различных систематических групп,  распознавать типы плодов.

Раздел 5. Основные отделы царства растений.  Основы классификации растений. Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли. Мхи. Папоротники. Хвощи Плауны. Голосеменные. Покрытосеменные. Семейства Двудольных. Семейства Однодольных.  Основные этапы развития растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. 

Лабораторные работы.  Изучение строения мха.   Изучение строения хвои и шишек.

Обучающиеся должны знать: представителей различных отделов растительного царства и особенности их строения, приспособленность растений к различным средам обитания и различным природным условиям. основные систематические группы растений, основные признаки семейств классов однодольных и двудольных. Обучающиеся должны уметь: выделять основные признаки растений, составлять  их морфологическое описание, сравнивать растения разных систематических групп, находить сходства и различия в их строении. Распознавать растения различных отделов, сравнивать растения различных отделов, находить черты усложнения, устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания.

Раздел 6. Царства Бактерии Строение и жизнедеятельность бактерий. Значение бактерий.

  Обучающиеся должны знать: особенности строения бактерий и грибов, место и роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Обучающиеся должны уметь: распознавать представителей бактерий и грибов, отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых.

Раздел 7. Царства  Грибы. Лишайники Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники. Общая характеристика и значение.

Лабораторные работы. Строение шляпочных грибов.

Обучающиеся должны знать: особенности строения  грибов, лишайников; место и роль в природе и жизни человека.

Обучающиеся должны уметь: распознавать представителей грибов, лишайников, отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых.

Раздел 8. Природные  сообщества Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. Приспособленность растений к жизни в сообществе. Смена природных сообществ. Жизнь организмов в природе. 

Календарно-тематическое планирование учебного предмета на учебный год.

№ занятий

Календ

сроки

план/факт

Наименование разделов и тем

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Корректировка

Раздел 1.   Введение  Биология – наука о живой природе

2 часа

1

01.09

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

Знать: формы растений, значение растений, основные органы растений                                             Уметь: давать определения ботаника, находить органы у растения, определять их функцию

составлять план текста; владеть таким видом изложения текста, как повествование;  под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;   под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;   получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта.

2

08.09

Многообразие жизненных форм растений.

Знать: основные экологические факторы и их влияние на растения                                               Уметь: определять растения разных экологических зон

Раздел 2.  Клеточное строение организмов.

2 часа

3

15.09

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

знать: строение клетки; химический состав клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки. уметь: определять понятия: «клетка», «оболочка»,                                  « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли»,                                « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;работать с лупой и микроскопом ;готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.

составлять план текста; владеть таким видом изложения текста, как повествование;  под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;   под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;   получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта.                                    Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы; Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

4

22.09

Ткани растений.

знать: характерные признаки различных растительных тканей уметь: распознавать различные виды тканей

Раздел 3.  Органы покрытосеменных растений.

9 часов

5

29.10

Семя, его строение и значение.  Лабораторная работа №1 ” Строение семени фасоли”.

Знать: части семени, их функции Уметь: находить их, называть и объяснять их значение

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы

6

06.10

Условия прорастания семян

Знать: роль воды и воздуха в прорастании семян; значение запасных питательных веществ.  Уметь: объяснять зависимость прорастания семян

Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур

7

13.10

Корень, его строение и значение.  Лабораторная работа №2 “Строение корня проростка”.

Знать: части корня, их функции

Уметь: находить их, называть и объяснять их значение

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы

8

20.10

Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа №3 “Строение вегетативных и генеративных почек”

Знать: части побега, их строение и функции                                                                        Уметь: находить их, называть и объяснять их значение

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы

9

27.10

Лист , его строение и значение.

Знать: части листа, типы листьев Уметь: показывать их, называть

Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа

10

10.11

Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа №4 ” Внешнее строение корневища, клубня и луковицы”

Знать: части стебля, их строение и функции                                                        Уметь: находить их, называть и объяснять их значение

Фиксировать результаты исследований.

11

17.11

Цветок, его строение и значение.

Знать: части цветка, их строение и функции                                                       Уметь: находить их, называть и объяснять их значение, распознавать генеративные и вегетативные части цветка

Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления

12

24.11

Плод. Разнообразие и значение плодов.

Знать: части плода, их строение и функции, типы плодов                               Уметь: называть и объяснять их значение

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

13

1.12

Контрольная работа по теме «Органы покрытосеменных растений»

Знать понятия темы

Систематизация и обобщение знаний

Раздел 4.  Основные процессы жизнедеятельности растений.                                                                                                  6 часов

14

08.12

Минеральное питание растений и значение воды.

Знать: особенности корневого питания, элементы, необходимые растению, пути продвижения веществ внутри растения                          Уметь: объяснять действие элементов питания на растение

Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды

15

15.12

Воздушное питание растений – фотосинтез.

Знать: этапы фотосинтеза, вещества и условия, необходимые для этого процесса Уметь: давать определение фотосинтеза, объяснять значение фотосинтеза

Обосновывать космическую роль зеленых растений

16

22.12

Дыхание и обмен веществ у растений.

Знать: отличия фотосинтеза и дыхания                                                                     Уметь: объяснять суть дыхания и его значение

Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни

17

12.01

Размножение и оплодотворение растений.

Знать: способы бесполого и полового размножения                      Уметь: приводить примеры, сравнивать половое и бесполое размножение у растений

Доказывать обоснованность определения “двойное оплодотворение” применительно к цветковым растениям

18

19.01

Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа №5     ” Черенкование комнатных растений”

Знать: типы размножения, их отличия и значение, термины и их значение                                              Уметь: объяснять этапы полового размножения растений, значение вегетативного размножения, отличать половое и вегетативное размножение

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы

19

26.01

Рост и развитие растений.

Знать: этапы развития растения, условия прорастания семян       Уметь: объяснять причины периодичности роста растений

Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды

Раздел 5. Основные отделы царства растений.                                                                                                                                                                                          9 часов

20

02.02

Систематика растений, ее значение для ботаники.

Знать: таксоны растений, последовательность соподчинения таксонов, семейства и признаки семейств   Уметь: располагать их по порядку, объяснять смысл классификации растений, распределять семейства по классам и семействам

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

21

09.02

Водоросли, их многообразие в природе.

Знать: строение водорослей, типы их размножения, их значение, понятие цикл развития Уметь: распознавать части водорослей и объяснять их функции, перечислять этапы их развития

22

16.02

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

Знать: строение мхов, типы их размножения, их значение, понятие   Цикл развития                 Уметь: распознавать части мхов и папоротников и объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять прогрессивность данных групп

23

01.03

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

Знать: строение и размножение папоротников ,плаунов, хвощей  Уметь: объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять прогрессивность данных групп

24

15.03

Отдел голосеменные. Общая характеристика и значение.

Знать: строение голосеменных, их размножение, их значение Уметь: распознавать части, объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять прогрессивность данных групп

25

5.04

Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

Знать: строение покрытосеменных, их размножение, их значение  Уметь: распознавать части, объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять причины господства на планете

26

12.04

Семейства класса Двудольные.

Знать: основные признаки класса, отличительные признаки семейств                                                       Уметь: распознавать представителей семейств.

Применять приемы работы с определителем растений

27

19.04

Семейства класса Однодольные

Знать: основные признаки класса, отличительные признаки семейств                                                   Уметь: распознавать представителей семейств.

Применять приемы работы с определителем растений

28

26.04

Историческое развитие растительного мира. Дары Старого и Нового Света.

Знать: этапы развития растений, особенности разных групп растений, причины эволюции, центры их возникновения                                   Уметь: давать определение эволюции, естественного отбора, борьбы за существование, объяснять причины возникновения приспособлений у растений

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений. Характеризовать значение растений в жизни человека

Раздел 6. Царства Бактерии.

2 часа

29

03.05

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Знать: особенности строения бактерий и грибов, место и роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

уметь: распознавать представителей бактерий и грибов, отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых.

составлять план текста;  под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;   получать биологическую информацию из различных источников, определять существенные признаки объекта.                                    Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы; Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

30

10.05

Значение бактерий.

Раздел 7. Царства  Грибы. Лишайники.

1 час

31

17.05

Грибы.

Лишайники

знать: особенности строения  грибов, место и роль в природе и жизни человека, особенности строения  лишайников; место и роль в природе и жизни человека.

уметь: распознавать представителей грибов, отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых, распознавать представителей лишайников,  

составлять план текста;  под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;   получать биологическую информацию из различных источников, определять существенные признаки объекта.                                    Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы; Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

Раздел 8. Природные  сообщества.

4 часа

32

24.05

Итоговая контрольная работа

Знать понятии курса  

Систематизация и обобщение знаний

33

31.05

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме.

Знать: части биогеоценоза, их функции, основные биотопы планеты,                                                       особенности расположения растений в лесных сообществах, экологические группы растений, отличия агроценоза,                                         причины смены природных  Уметь: давать определения биогеоценоза, экосистемы, распределять растения по биотопам и объяснять их приспособленность к условиям местообитаний, объяснять причины ярусности, развития экосистем, объяснять причины неустойчивости агроценозов и природных сообществ                                          

Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества

Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции

Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам

34, 35

Резерв

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.

Учебное и дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Информационно-коммуникационные средства

 И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. «Вентана – Граф» 2013 г.

Дополнительная литература для учеников

А.В. Цингер «Занимательная ботаника»., «Аванта +», М., 2007 г.

В. Рохлов, А.Теремов, Р. Петросова «Занимательная ботаника», «АСТ-ПРЕСС», м., 2002Г.

В.И. Артомонов «Редкие и исчезающие растения», «Агропромиздат», М., 1989г.

А.Л. Дьяченко «Большая энциклопедия природы для детей», «Гриф-фонд» 1994 г.

А.В. Михеев «Охрана природы», «Просвещение», М., 1990 г.

Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., Просвещение, 1997.

Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по  биологии: растения. - М., Просвещение, 1988.

Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе, - М., Просвещение, 1990.

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. «Вентана – Граф» 2013 г.

И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова. Биология. 6 класс. Методическое

Пособие. «Вентана – Граф». 2013 г.

А.И. Никишов, Л.А. Косорукова. Ботаника. Дидактический материал. М., «РАУБ» - «Илекса», 1998 г.

А.В. Цингер «Занимательная ботаника». «Аванта +», М., 2007 г.

В. Рохлов, А.Теремов, Р. Петросова «Занимательная ботаника», «АСТ-

 ПРЕСС», м., 2002Г.

В.И. Артомонов «Редкие и исчезающие растения», «Агропромиздат», М.,

1989г.

Лабораторный инструментарий,  

натуральные объекты,      

учебные модели,  

мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов, электронные приложения к

учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.

Экранно-звуковые  и

электронные средства обучения.

Комплекты  печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся

учёных-биологов). Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ

Мультимедийные средства обучения

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»

Электронная поддержка курса  

Комплект цифровых образовательных ресурсов на сайте «Единая коллекция цифровых

образовательных ресурсов».  

Мега энциклопедия Кирилла и Мефодия http://mega.km/ru/

 

Сайты «Мир энциклопедий» http://www.rubricon.ru/  http://www.enciclopedia.ru/

Биология. 6 класс. В помощь учителю и ученику. Видеоуроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....

Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 классов

Рабочая  программа  по  биологии разработана  на  основе  требований  к результатам  освоения  основной  образовательной  программы  основно...

Рабочая программа по биологии для обучающихся 7 классов

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и  программы а...

Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 классов

Программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предмет...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной  образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...