Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 классов
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Малышева Татьяна Михайловна

Программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Преподавание курса биологии

в 8-м классе осуществляется по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Вентана-граф. 2006г допущенном Министерством  образования Российской Федерации.  Рабочая программа  ориентирована на использование учебника:

 

Биология - 8 класс. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д."Биология: человек"   (М., изд.  центр "Вентана-Граф» 2007 год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anatomiya_8_dragomilov_2_chasa.doc317 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА

Рассмотрена и одобрена

методическим объединением

Протокол №_____от «___»_____201 _г.

Согласована

с зам. директора

_____________/Т.А.Салий/

«___»_____201_ г.

Утверждена приказом

директора школы

от «__» августа 201_ года

№________________

Рабочая программа

по биологии

для обучающихся 8 классов

    Составитель:

   Малышева Татьяна Михайловна,

   учитель химии, биологии

  высшей квалификационной категории

Игрим

 

Пояснительная записка

 Статус документа                                                                                                                                Программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Преподавание курса биологии

в 8-м классе осуществляется по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Вентана-граф. 2006г допущенном Министерством  образования Российской Федерации.  Рабочая программа  ориентирована на использование учебника:

Биология - 8 класс. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д."Биология: человек"   (М., изд.  центр "Вентана-Граф» 2007 год)

          Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004г.
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
  • Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

   

Общая характеристика учебного предмета

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.  Логические связи данного предмета с остальными предметами.

     Материал биологии 8 класса переплетается с материалом биологии 7 класса, биологии 9 класса, ЗОЖ, географии, математики, русского языка.  Здоровый образ жизни, изучаемый на уроках ОБЖ  ,  используется при изучении каждой темы. Вычисления физических нагрузок на различные участки тела, пульса  связаны с математическими расчетами. При закреплении материала используются знания русского языка.  Знакомимся с различными видами физических упражнений при изучении опорно-двигательной системы.

Предполагаемые результаты знаний и система  оценки достижений учащихся

             Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты и контрольные работы. Курс завершается  уроком обобщения и систематизацией знаний. Для текущего контроля   используются тесты на несколько вариантов и разной уровнем сложности, индивидуальная работа по карточкам, устные ответы у доски. Инструментарий для оценивания результатов        

Изучение биологии направлено на достижение  следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

                       

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов (всего)

 Из них(количество часов)    

Контрольные работы

Лабораторные и практические работы

Проектные, тестовые, творческие, экскурсии и т.д.(учитывая специфику предмета)

1

Тема 1. Введение. Общий обзор организма человека

6

1

2

Тема 2. Опорно-двигательная система

9

1

2

3

Тема 3. Кровь и кровообращение

9

1

4

Тема 4. Дыхательная система

7

1

1

5

Тема 5. Пищеварительная система

8

1

1

6

Тема 6. Обмен веществ и энергии. Витамины.

3

7

Тема 7. Мочевыделительная система

2

8

Тема 8. Кожа

3

9

Тема 9. Эндокринная система

2

10

Тема 10. Нервная система

6

1

11

Тема 11. Органы чувств. Анализаторы.

4

12

Тема 12. Поведение и психика

5

1

13

Тема 13. Индивидуальное развитие человека

6

1

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого:

70

6

6

Содержание тем учебного курса

Тема1. Введение Общий обзор организма человека (6 ч.)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Понимание здоровья как высшей ценности. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих.  Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных.  Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный. Клетка и её строение. Органоиды клетки.  Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, рост, развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.  Основные ткани животных и человека, их разновидности.  Строение нейрона. Процессы возбуждения и торможения. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга.  Органы, системы органов, организм.

Демонстрации. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.                              Лабораторные работы: Просмотр под микроскопом различных тканей человека.

 Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч.)

Компоненты опорно-двигательной системы (кости, мышцы, сухожилия), их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей.   Основные отделы скелета. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Энергетика мышечных сокращений. Утомление, его причины. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия.  Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Распределение физической нагрузки в течение дня. Ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих. Спортивный календарь Урала для детей и взрослых: сезонные виды спорта.

Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков, строение сустава, мышц и др.                                                                                                                                 Лабораторные работы: Определение нарушения осанки и плоскостопия. Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани.

Тема 3. Кровь и кровообращение (9 ч)

Компоненты внутренней среды организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови, функции плазмы и форменных элементов. Артериальная и венозная кровь. Значение работ И.И. Мечникова для изучения процессов воспаления.  Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет.  Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Работы Э.Дженнера и Л.Пастера. Понятие вакцины и лечебной сыворотки. Типы иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье. Способы их нейтрализации. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний.  Строение сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды, их типы, особенности строения.  Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, его причины. Пульс. Артериальное давление, способы его измерения. Гипотония и гипертония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Регуляция работы сердца и сосудов (нервная и гуморальная). Автоматизм сердечной деятельности. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля.  Первая помощь при кровотечениях различного типа.

Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления и способы их использования.                                                                                                                               Лабораторные работы:   Сравнение крови человека и лягушки.

Тема 4. Дыхательная система (7 ч)

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Защитные рефлексы. Гуморальная регуляция дыхания.  Болезни органов дыхания, их профилактика. Флюорография как средство ранней диагностики лёгочных заболеваний.  Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды. Укрепление органов дыхания. Жизненная ёмкость лёгких, её измерение и зависимость от уровня тренированности человека. Дыхательная гимнастика.   Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Демонстрации. Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторные работы: Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.  

Тема 5. Пищеварительная система (8 ч.)

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов.  Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.  Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание, его рефлекторная основа. Пищеварение в желудке, состав желудочного сока. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке, роль желчи и сока поджелудочной железы. Конечные продукты переваривания питательных веществ. Всасывание. Строение и функции ворсинок. Роль толстого кишечника в пищеварении.  Наиболее опасные болезни органов пищеварительной системы.   Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные рефлексы в процессе пищеварения, их торможение.  Питание и здоровье. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа. Особенности Уральской кухни и ее роль в организации рационального питания для местных жителей. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста. Инфекционные болезни органов пищеварения, их возбудители и переносчики, меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи.

Демонстрации. Торс человека; пищеварительная система крысы (влажный препарат).

Лабораторная работа: Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал.

Тема 6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч)

Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.  Обменные процессы в организме. Стадии обмена: подготовительная, клеточная и заключительная. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания, их связь с энергетическими тратами организма. Энергоёмкость питательных веществ. Определение норм питания. Национально-культурные традиции питания населения региона. Зависимость традиций питания от места проживания и культуры народа.  Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы, их признаки. Сохранение витаминов в пище. Водо- и жирорастворимые витамины.

Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч)

Значение выделения. Пути удаления продуктов обмена из организма. Органы мочевыделения. Строение почки. Нефроны, их функции. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек.  Предупреждение заболеваний почек. Нарушения диеты и экологическая загрязнённость и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Методы профилактики заболеваний, наиболее распространённых для подросткового возраста.  Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья.

Тема 8. Кожа (3 ч.)

Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Причины кожных болезней. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний кожи. Травмы кожи. Первая помощь при травмах кожи.  Роль кожи в терморегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Теплообразование и теплопередача, их регуляция. Гигиена одежды.

Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.

Тема 9. Эндокринная система (2 ч)

Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.  Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови.

Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изображающая железы эндокринной системы.

Тема 10. Нервная система (6 ч)

Значение нервной системы, её строение и функции. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.  Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Нервы и нервные узлы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.  Головной мозг. Серое и белое вещество, кора и ядра головного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.

Демонстрации. Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлексы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.

Тема 11. Органы чувств. Анализаторы (4 ч)

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь. Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт. Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний. Основные факторы повседневной жизни, негативно влияющие на здоровье, способы их нейтрализации. Органы равновесия: вестибулярный аппарат, его строение и функции. Органы осязания, вкуса, обоняния и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации. Модели черепа, глаза, уха.

Тема 12. Поведение и психика (5 ч)

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского по изучению закономерностей работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты. Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Деятельность человека – глобальный экологический фактор. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле. Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление. Волевые процессы. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Основные виды зависимостей. Ценность свободы от любого вида зависимостей. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Их зарождение, развитие, угасание и переключение. Работоспособность. Режим дня. Стресс и его воздействие на здоровье человека. Способы выхода из стрессовой ситуации. Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям. Личность и её особенности. Выбор профессии. Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, урбосфера и агросфера. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

Демонстрации. Модель головного мозга; двойственного изображения; выработка динамического стереотипа зеркального письма; иллюзии установки.

Тема 13. Индивидуальное развитие организма (6 ч.)

Половые и возрастные особенности человека. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека. Женская половая система. Мужская половая система. Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Особенности полового созревания мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Физиологическое и психологическое регулирование процессов, сопровождающих процессы полового созревания. Планирование семьи. Охрана материнства и детства. Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным.  Развитие после рождения. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Основные характеристики и нормы здорового образа жизни и эффективные способы его сохранения.

Демонстрации. Модели зародышей человека и животных разных возрастов.

Схема календарно-тематического планирования учебного предмета на учебный год

Тема

Календ. сроки

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Практические и лабораторные работы

Тема1. Введение Общий обзор организма человека (6 ч.)

1/1

Введение.

Знать: Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитар но-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

 Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;  учебно-информационные: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание  объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц;  работа с основными компонентами учебника, наблюдение;

учебно-логические: установление причинно-следственных связей;

учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога;  выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность - понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.

2/2

Науки об организме человека.

3/3

Структура тела. Место человека в живой природе.

Знать: Строение    организма человека.  Структура  тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от живот ных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением,  развити ем  головного   мозга, трудом, соци альным образом жизни.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы орган ов, объяснять связь м/у  строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины наруше ния осанки и развития плоскостопия.

4/4

Клетка.

Знать: Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельно сть: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты,

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

5/5

Ткани.

Знать: Ткани животных  и человека:  эпителиальные, сое динительные,   мышечные, нервная.   Строение   нейрона: тело,      дендриты,      аксон, синапсы.

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты,

работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Просмотр под микроскопом различных тканей человека.

6/6

Органы. Система органов.

Знать: Уровни    организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной сис темы. Рефлекс, рефлекторная дуга,процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокрин ных   желез   и   вырабатываемых ими гормонов.

Уметь: ставить опыты, работать с учебником: с текстом, рисун ками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч.)

7/1

Скелет. Строение, состав костей.

Знать: Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных при вычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены,

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;  учебно-информационные: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание  объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц;  работа с основными компонентами учебника, наблюдение;

учебно-логические: установление причинно-следственных связей;

учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога;  выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность - понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.

Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани.

8/2

Скелет головы и туловища.

Знать: Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,оказывать первую помощь при несчастных случаях,соблюдать правила личной и общественной гигиены

9/3

Скелет конечностей.

Знать: Обзор скелета конечностей  Скелет поясов и свободных конечностей

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,оказывать первую помощь при несчастных случаях,соблюдать правила личной и общественной гигиены

10/4

Первая помощь при повреждении скелета.

Знать: Первую помощь при травмах скелета и мышц.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,оказывать первую помощь при несчастных случаях, повреждениях скелета

11/5

Мышцы.

Знать: Типы мышц, их строение и значение. Обзор основ ных мышц человека

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы орган ов, объяснять связь м/у  строением и функцией, понимать влияние физического труда на организм.

12/6

Работа мышц.

Знать: Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм

13/7

Нарушение осанки и плоскостопия.

Знать: Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы орган ов, объяснять связь м/у  строением и функцией, понимать влияние физ. труда на организм, выявлять причины наруше ния осанки и развития плоскостопия, объяснять отрицатель ное воздействие вредных привычек, оказывать первую помо щь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены,

Определение нарушения осанки и плоскостопия

14/8

Развитие опорно-двигательной системы.

Знать: Развитие опорно-двигательной системы: роль заряд ки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы орган ов, объяснять связь м/у  строением и функцией, понимать вл ияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, объяснять отрицательное воздействие вредных привычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях, соблюдать правила личной и общественной гигиены.

15/9

Контрольная работа «Общий обзор организма», «Опора и движение».

Знать: основные понятия тем, строение и функции органо в, их взаимосвязь, нарушения целостности органов, перву ю помощь при нарушениях.

Уметь: воспроизвести свои знания в письменном виде, де лать выбор, сопоставлять, сравнивать, применять свои знания.

Тема 3. Кровь и кровообращение (9 ч)

16/1

Внутренняя среда организма. Значение и состав крови.

Знать: Внутренняя среда: кровь, тканевая  жидкость, лимфа;    их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клет очные элементы.   Их   функции. Свертываемость крови.

Уметь: пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать  с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;  учебно-информационные: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание  объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц;  работа с основными компонентами учебника, наблюдение;

учебно-логические: установление причинно-следственных связей;

учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога;  выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность - понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.

17/2

Иммунитет.

Знать: Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клет-й и гумор-й иммунитеты. Работы Л. Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппарат ом ориентировки, аппаратом орг-ии усвоения материала.

18/3

Тканевая совместимость и переливание крови.

Знать: Тканевая   совместимость   и переливание   крови.   I,   II,   III,   IV группы  крови — проявление наследственного  иммуни         тета. Резус-конфликт как  следствие приобрет-го иммунитета.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппарато м  усвоения материала.

19/4

Строение и работа сердца.

Знать: Сердце и сосуды—органы кровообращения.  Строени  е  и функции сердца. Фазы сердечной  деятельности. Мал ый  и  большой круги кровообращения. Артерии, капилляры вены.        Функции венозных клапанов

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппарат ом ориентировки, аппаратом орг-и усвоения материала.

20/5

Круги кровообращения.

Знать:. Малый и большой круги кровообращения. Артерии,   капилляры,  вены.    Функции венозных клапанов.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппара то м ориентировки, аппаратом организации усвоения материала

21/6

Движение лимфы.

Знать:. Отток лимфы. Функции лимфоузлов, движение лимфы по сосудам.

Уметь: отличать виды сосудов, воспроизводить текст.

22/7

Движение крови.

Знать: Движение крови по сосудам. Давление крови на стен ки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови.

 Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппарат ом ориентировки, аппаратом организации усвоения матер-ла

23/8

Регуляция работы сердца и сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

Знать: Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сер дечной мышцы.  Болезни  сердечно-сосудистой системы и их предупреждение.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппарат ом ориентировки, аппаратом организации усвоения материа ла, проводить исследования.

Измерение артериального давления

24/9

Первая помощь при кровотечении.

Знать: Способы остановки кровотечения; виды кровотече ний

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных прив ычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены.

Тема 4. Дыхательная система (7 ч)

25/1

Значение дыхания. Органы дыхания.

Знать: Значение дыхательной системы, ее связь с кровенос ной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плев ры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппарато м ориентировки, аппаратом организации усвоения материала

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;  учебно-информационные: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание  объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц;  работа с основными компонентами учебника, наблюдение;

учебно-логические: установление причинно-следственных связей;

учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога;  выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность - понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.

Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.  

26/2

Дыхательные движения.

Знать: Дыхательные   движения. Нервная и гуморальная рег уляции дыхания.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппарато м ориентировки, аппаратом организации усвоения материала

27/3

Регуляция дыхания.

Знать: Дыхательные   движения. Нервная и гуморальная рег уляции дыхания.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппарато м ориентировки, аппаратом организации усвоения материала

28/4

Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания.

Знать: Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигие на дыхания.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привы чек,оказывать первую помощь при несчастных случаях, соб -людать правила личной и общественной гигиены,

29/5

Повторение темам «Кровь. Кровообращение», «Дыхание».

Знать: Основные понятия, термины, строение, функции орган ов, гигиенические требования для сохранения здоровья по данным темам.

Уметь:  Обобщать, сравнивать, работать с учебником, логически мыслить.

30/6

Контрольная работа «Кровь. Кровообращение», «Дыхание».

Знать: Основные понятия, термины, строение, функции орган ов, гигиенические требования для сохранения здоровья по данным темам.

Уметь:  Обобщать, сравнивать, работать с учебником, логически мыслить, выбирать ответы, давть логические письм енные ответы.

31/7

Первая помощь при поражении дыхания.

Знать: Первая        помощь        при поражении      органов      дыхания. Понятие      о      клинической      и биологической   смерти.   Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных при вычек, оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены.

Тема 5. Пищеварительная система (8 ч.)

32/1

Значение и состав пищи

Знать: Основные понятия, термины, строение, функции орган ов, гигиенические требования для сохранения здоровья по данным темам.

Уметь:  Обобщать, сравнивать, работать с учебником, логически мыслить.

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;  учебно-информационные: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание  объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц;  работа с основными компонентами учебника, наблюдение;

учебно-логические: установление причинно-следственных связей;

учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога;  выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность - понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.

33/2

Органы пищеварения

Знать: Основные понятия, термины, строение, функции орган ов, гигиенические требования для сохранения здоровья по данным темам.

Уметь:  Обобщать, сравнивать, работать с учебником, логически мыслить.

34/3

Зубы

Знать: Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

35/4

Пищеварение в ротовой полости и желудке

Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал.

36/5

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Знать: Всасывание питательных веществ. Строение и функции   тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендиц ита Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (фермен ты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении).

37/6

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

Знать: Регуляция пищеварения. Гигиенические требования к пище и питанию.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы орган ов, объяснять связь м/у  строением и функцией.

38/7

Заболевания органов пищеварения.

Знать: Заболевание органов пищеварения и их профилактик Питание и здоровье.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных прив ычек,оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены.

39/8

Контрольная работа по теме «Пищеварительная система».

Знать: Основные понятия, термины, строение, функции орган ов, гигиенические требования для сохранения здоровья по данным темам.

Уметь:  Обобщать, сравнивать, работать с учебником, логичес ки мыслить, выбирать ответы, давать логические письменные ответы.

Тема 6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч)

40/1

Обменные процессы в организме.

Знать: Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен.

 Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;  учебно-информационные: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;     описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц;  работа с основными компонентами учебника, наблюдение;

учебно-логические: установление причинно-следственных связей;

учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога;  выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений

41/2

Нормы питания.

Знать: . Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи.

Уметь: Составлять нормы питания с учетом своих энергозатрат.

42/3

Витамины.

Знать: Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы  А, В1, С, О. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота»), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), В (рахит). Их предупреждение и лечение.

Уметь: распознавать  витамины и причины авитаминозоворганов.

Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч)

43/1

Мочевыделительная система.

Знать: Строение и функции почек.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;  учебно-информационные: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;     описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц;  работа с основными компонентами учебника, наблюдение;

учебно-логические: установление причинно-следственных связей;

учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога;  выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений

44/2

Предупреждение заболеваний почек.

Знать: Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

Тема 8. Кожа (3 ч.)

45/1

Значение кожи и ее строение.

Знать: волосы, ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые железы, сальные, их функции.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;  учебно-информационные: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;     описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц;  работа с основными компонентами учебника, наблюдение;

учебно-логические: установление причинно-следственных связей;

учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога;  выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений

46/2

Роль кожи в терморегуляции.

Знать: Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах.

Уметь: оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены.

47/3

Контрольная работа по темам: «Обмен веществ и энергии», «Мочевыделительная система», «Кожа».

Знать: Основные понятия, термины, строение, функции орган ов, гигиенические требования для сохранения здоровья по данным темам.

Уметь:  Обобщать, сравнивать, работать с учебником, логически мыслить, выбирать ответы, давть логические письм енные ответы.

Тема 9. Эндокринная система (2 ч)

48/1

Железы внешней, внутренней и смешанной системы.

Знать: Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;  учебно-информационные: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;     описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц;  работа с основными компонентами учебника, наблюдение;

учебно-логические: установление причинно-следственных связей;

учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога;  выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений

49/2

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гигантизм

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

Тема 10. Нервная система (4 ч)

50/1

Значение, строение и функциони рование нервной системы.

Знать: Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;  учебно-информационные: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание  объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц;  работа с основными компонентами учебника, наблюдение;

учебно-логические: установление причинно-следственных связей;

учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога;  выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность - понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.

51/2

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

Знать: Строение и функции спинного мозга. Отделы голов ного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетичес кая функция коры больших полушарий.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

52/3

Нейрогормональная регуляция.

Знать: Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатическ   ий подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией.

53/4

Спинной мозг

Знать: строение спинного мозга

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

54/5

Головной мозг: строение и функции

Знать: строение головного мозга

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

55/6

Контрольная работа по теме: «Эндокринная система», «Нервная система».

Знать: Основные понятия, термины, строение, функции орган ов, гигиенические требования для сохранения здоровья по данным темам.

Уметь:  Обобщать, сравнивать, работать с учебником, логичес ки мыслить, выбирать ответы, давать логические письменные ответы.

Тема 11. Органы чувств. Анализаторы (4 ч)

56/1

Как действуют органы чувств и анализаторы

Орган зрения и зрительный анализатор

Знать: Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешне го мира. Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомога тельный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией.

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;  учебно-информационные: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание  объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц;  работа с основными компонентами учебника, наблюдение;

учебно-логические: установление причинно-следственных связей;

учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога;  выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность - понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.

57/2

Заболевания и повреждения глаз 

Знать: Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привы чек, оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены.

58/3

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

Знать: Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутрен него уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуково спринимающий мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией.

59/4

Органы осязания, обоняния, вкуса.

Знать: Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы Взаимосвязь ощущений — результат аналитико-синтетическо й деятельности коры больших полушарий.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией.

Тема 12. Поведение и психика (5 ч)

60/1

Врожденные  и приобретенные формы поведения.

Знать: Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Открытие И.М. Сеченовым централь ного торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения — торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динами ческий стереотип, рассудочная деятельность.

 Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией.

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;  учебно-информационные: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание  объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц;  работа с основными компонентами учебника, наблюдение;

учебно-логические: установление причинно-следственных связей;

учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога;  выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность - понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.

61/2

Закономерности работы головного мозга

Биологические ритмы. Сон и его значение.

Знать: Биологические ритмы: сои и его значение, фазы сна, сновидения. Воля, эмоции, внимание.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией.

62/3

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Воля и эмоции. Внимание

Знать: Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

63/4

Воля и эмоции. Внимание

Работоспособность. Режим дня

Знать: Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Познавательные процессы: ощущение, восприятие память, воображение, мышление Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие. Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

Уметь: распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у  строением и функцией

64/5

Контрольная работа по теме: «Анализаторы, поведение и психика» или тестирование

Знать: Основные понятия, термины, строение, функции орган ов, гигиенические требования для сохранения здоровья по данным темам.

Уметь:  Обобщать, сравнивать, работать с учебником, логичес ки мыслить, выбирать ответы, давать логические письменные ответы.

Тема 13. Индивидуальное развитие организма (6 ч.)

65 /1

Индивидуальное развитие человека. Наследственные и врожденные заболевания.

 Влияние вредных привычек на организм подростка.

Знать: Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея). Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля — Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатном. Календарный, биологический и социальный возрасты человека. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека.

Уметь: объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,оказывать первую помощь при несчастных случаях,

соблюдать правила личной и общественной гигиены

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;  учебно-информационные: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание  объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц;  работа с основными компонентами учебника, наблюдение;

учебно-логические: установление причинно-следственных связей;

учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога;  выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность - понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.

66/2

Половая система человека

Знать: систему органов размножения, рождение ребенка

уметь: выделять факторы, влияющие на здоровье потомства

67/3

Психологические особенности личности. Повторение .

Знать: Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Уметь: работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

68/4

Обобщение изученного.

Знать: Основные понятия, термины, строение, функции орган ов, гигиенические требования для сохранения здоровья по данным темам.

Уметь:  Обобщать, сравнивать, работать с учебником, логичес ки мыслить, выбирать ответы, давать логические письменные ответы.

69/5

Итоговое тестирование

Знать: Основные понятия, термины, строение, функции орган ов, гигиенические требования для сохранения здоровья по данным темам.

Уметь:  Обобщать, сравнивать, работать с учебником, логичес ки мыслить, выбирать ответы, давать логические письменные ответы.

70/6

Заключительный урок

Уметь применять знания в нестандартных ситуациях

Требования к уровню подготовки учеников

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, популяций; экосистем
  • знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,
  • знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;
  • умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
  • умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;
  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
  • умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;
  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.

Перечень учебно-методического обеспечения

 

литература для учителя:

  • Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.  «Биология: человек» (М., издательский центр «Вентана-Граф», 2005 г.)
  • Сонин Н.И.Сапин М.Р Биология человека – учебник для 8 класса (М., «Дрофа», 2007 г.)
  • Бодрова Н.Ф.. Изучение курса «Человек и его здоровье» книга для учителя (Воронеж., 2005 г.)
  • Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии «Человек и его здоровье» (М., «Просвещениеа», 1989 г.)
  • Рохлов В.С., Драгомилов В.Н.  «Тестовые задания по биологии» раздел  «Человек» (М., «Генжер», 1998 г.)
  • Бондарук М.М., Ковылина Н.В.  «Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах» 8-11 классы (Волгоград., «Учитель», 2007 г.)

   

литература для учащихся:

  • Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.  «Биология: человек» (М., издательский центр «Вентана-Граф», 2005 г.)
  • Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» (М., «Просвещение», 1983 г.)
  • Резанова Е.А., Антонова И.П. и Резанов А.А.  «Биология человека» в таблицах и схемах (М., «Издат-школа 2000», 1999 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....

Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 классов

Рабочая  программа  по  биологии разработана  на  основе  требований  к результатам  освоения  основной  образовательной  программы  основно...

Рабочая программа по биологии для обучающихся 6 классов

Рабочая программа по  биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и...

Рабочая программа по биологии для обучающихся 7 классов

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и  программы а...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной  образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...