Рабочая программа по биологии для обучающихся 7 классов
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Малышева Татьяна Михайловна

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и  программы авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой  (Биология в основной школе: Программы / сост. И.Н. Пономарева и др. – М., : Вентана-Граф, 2008.)   в соответствии  с учебником, рекомендованным  Министерством образования и науки Российской Федерации: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C.Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2006. -301с

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malysheva_zoologiya_7_kl.-_2_chasa.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА

Рассмотрена и одобрена

методическим объединением

Протокол №_____от «___»_____201 _г.

Согласована

с зам. директора

_____________/Т.А.Салий/

«___»_____201_ г.

Утверждена приказом

директора школы

от «__» августа 201_ года

№________________

Рабочая программа

по биологии

для обучающихся 7 классов

 

                                                             Составитель:

                                                            Малышева Татьяна Михайловна,

                                                            учитель химии, биологии

                                                            высшей квалификационной категории

Игрим

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и  программы авторского коллектива под руководством И. Н. Пономаревой  (Биология в основной школе: Программы / сост. И.Н. Пономарева и др. – М., : Вентана-Граф, 2008.)   в соответствии  с учебником, рекомендованным  Министерством образования и науки Российской Федерации: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C.Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2006. -301с

     Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012года;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
  • Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Цель программы: обеспечить формирование   предметных умений,   универсальных учебных действий школьников,  которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

Задачи программы:

  • Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.
  • Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания и т.д.).
  • Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.
  • Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии использованы:

Формы обучения – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок,  лабораторные работы обучающего характера и т.д.

Технологии обучения – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.

Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты,    контрольные работы,  устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д. Обязательному оцениванию подлежат контрольные и  тестовые работы. Лабораторные работы имеют обучающий характер и не оцениваются.

Общая характеристика учебного предмета.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по ГОСТ второго поколения по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7  класса построена на основе сравнительного изучения основных групп животных организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации  к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной  работы  планируется   ведение наблюдений, исследовательских проектов и т.д.

 

Описание места учебного предмета   в учебном плане.

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение биологии в учебном плане  отводиться:

Годы обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

7 класс

2

35

70

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
  • эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  •  в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;
  •  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать  ошибочность своего мнения и корректировать его;
  •  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  •  уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения курса является умение обучающихся осуществлять учебные действия:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

называть:

• общие признаки живого организма;

• основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, подцарств, типов и классов животных;

• причины и результаты эволюции.

 приводить примеры:

• усложнения  и животных в процессе эволюции;

• природных и искусственных сообществ;

• изменчивости, наследственности и приспособленности  и животных к среде обитания;

• наиболее распространенных видов и пород животных.

характеризовать:

• строение, функции клеток  животных;

• деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

• строение и жизнедеятельность животного организма как комплексного организма;

• обмен веществ и превращение энергии;

• особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов и симбионтов);

• дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

• размножение, рост и развитие животных;

• среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

• природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

• искусственные сообщества, роль человека в их продуктивности.

обосновывать:

• взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

• родство млекопитающих животных;

• влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

• роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.

распознавать:

• организмы  животных;

• клетки, ткани, органы и системы органов  животных;

• наиболее распространенные виды животных своего региона,  животных разных классов и типов.

сравнивать:

• строение и функции клеток растений и животных;

• организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;

• типы животных, классы хордовых, царства живой природы.

применять знания:

• о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

• о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

 • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразии видов.

 делать выводы:

• о клеточном строении организмов всех царств живой природы;

• о родстве и единстве органического мира;

• об усложнении животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.

наблюдать:

• сезонные изменения в жизни  и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

• результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.

соблюдать правила:

• приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

• наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

• проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности, поведения животных;

• бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

 В ценностно-ориентационной сфере:

демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

 В сфере трудовой деятельности:

демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 В сфере физической деятельности:

демонстрировать навыки оказания первой помощи при укусах  ядовитыми животными.

 В эстетической сфере:

уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы 

Межпредметные связи

Учёт межпредметных связей необходим, так как является пропедевтическим для таких предметов, как физика, химия, физической географии, экология, история, литература, краеведение.

Учебно-тематический план.

        

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов (всего)

 Из них(количество часов)    

Контрольные работы

Лабораторные и практические работы

Проектные, тестовые, творческие, экскурсии и т.д.(учитывая специфику предмета)

1

Тема 1:  Общие сведения о мире животных        

4

1

2

Тема 2 :Строение тела  животных  

2

3

Тема 3: Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные  

4

1

4

Тема 4: Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные  

3

1

5

Тема 5: Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви  

5

1

6

Тема 6: Тип Моллюски  

3

1

7

Тема 7:Тип Членистоногие    

8

1

2

8

Тема 8:  Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные  

1

9

Тема 8.1:  Подтип Черепные. Надкласс Рыбы    

5

1

10

Тема 8.2:  Класс Земноводные, или Амфибии      

4

11

Тема 8.3: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии  

5

1

12

Тема 8.4 : Класс Птицы      

6

2

1

13

Тема 8.5:  Класс Млекопитающие, или Звери

10

1

1

1

14

Тема 9:   Развитие животного мира на Земле    

10

1

итого

70

5

9

3

Содержание учебного предмета.  

Тема 1. Общие сведения о мире животных (4 ч)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы Уральского региона.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций и учреждения Среднего Урала в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных Уральского региона. Красная книга Среднего Урала.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии. Экскурсии.   Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.

 Тема 2. Строение тела животных (2 ч)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные (4 ч)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы Уральского региона.

Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторные работы: Строение инфузории-туфельки. Рассмотрение других простейших.

Тема 3. Подцарство Многоклеточные животные(3 ч)

Тип кишечнополостные

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Тема 4. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация. Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных. Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторные работы:

Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение.

Изучение внешнего строения дождевого червя.

Тема 5. Тип моллюски (3 ч.)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторные работы:

Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков.

 Наблюдение за поведением прудовика (виноградной улитки), его передвижением, ответом на раздражение.

Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.

 Тема 6. Тип членистоногие (8 ч)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых Свердловской области.

Лабораторные работы:

Изучение внешнего строения комнатной мухи (жука)

Изучение коллекций насекомых – вредителей сада, огорода, комнатных растений. Меры борьбы с ними.

Тема 8. Тип хордовые. Подтип Бесчерепные (1 ч)

Краткая характеристика типа хордовых.

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Тема 8.1. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 ч.)

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение для экономики Свердловской области. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах Уральского региона. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы:

Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения.

Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы.

Тема 8. 2. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных в Свердловской области.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Лабораторные работы:

Наблюдение за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки.

 Изучение скелета лягушки.

Тема 8. 3. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 ч)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Лабораторные работы:

Наблюдение за живыми пресмыкающимися. Изучение их внешнего строения.

Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.

Тема 8. 4. Класс Птицы (6 ч)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к  условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц на Среднем Урале. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Лабораторные работы:

Внешнее строение птицы. Перьевой покров и различные типы перьев.

Изучение строение куриного яйца.

Экскурсия.   Наблюдение за живыми птицами

Тема 8. 5. Класс Млекопитающие, или Звери (9 ч)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных на Среднем Урале. Исторические особенности развития животноводства Среднего Урала.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторные работы:

Наблюдение за животными. Внешнее строение.

 Изучение строения скелета млекопитающих.

Экскурсия. Домашние и дикие звери

Тема 9. Развитие животного мира на Земле (9 ч.)

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.

Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Памятники природы, заповедники и заказники Среднего Урала и муниципального образования.

Календарно-тематическое планирование учебного предмета на учебный год.

Календ

Сроки

план/факт

Наименование разделов и тем

Кол-во час.

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

корректировка

Тема 1.   Общие сведения о мире животных        (4 часа)

1/1

1.09

Зоология – наука о царстве Животных. Краткая история развития зоологии.

1

После изучения темы учащимся следует:

называть: основные отличи тельные признаки животных;

основные таксономические единицы животного мира (царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид);

основные среды обитания и места обитания животных;

приводить примеры: животных и других живых организмов в природе, используя таблицы, рисунки и другие пос-я; характеризовать: черты многообразия животного мира

обосновывать: взаимосвязи животных в природных                  сообществах; значение зоологии как системы наук о животных;

распознавать: животных различных таксономических   групп; выявлять: черты сходства у животных и ранее изученных живых организмов; применять знания: о строении и жизнедеятельности животных для их охраны; делать выводы: о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царства животных и царства растений; о необходимости охраны животного мир а; наблюдать: сезонные изменения в жизни животных, поведение домашних животных; выполнять:  правила по охране природных сообществ и поведения в природе; правила работы с учебным оборудованием,с текстом и рисунками

После изучения темы

 учащиеся должны уметь:

характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-след ственные связи, работать с учебником, таблицами, характеризовать, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, про водить исследования, работать в парах, группах и индивидуально, пользоваться дополнительной литературой

2/2

3.09

Среды жизни и места  обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Место и роль животных в природных сообществах.

1

3/3

8.09

Экскурсия «Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах»

1

4/4

10.09

Классификация животных. Основные систематические группы. Влияние человека на животных.

1

Тема 2. Строение тела  животных  (2 часа)

5/1

15.09

Клетка.  Ткани.

1

После изучения темы учащимся слeдуem: называть:

органоиды растительной и животной клеток; виды тканей животных; органов, систем органов; характеризовать:                   структуру, функции органоидов клетки ; функции каждого тип а тканей; деятельность органов и систем органов; выявлять: черты сходства и различия растительной и животной клеток; применять знания: о сво йствах тканей для объяснения ж/д органов и всего организма в целом;  делать выводы

о клетке как целостной биологической системе; о взаимосвязи органов и систем органов, обеспечивающих ж/д организма, связь со средой обитания.

После изучения темы учащиеся должны уметь:

. характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-след ственные связи, работать с учебником, таблицами, характеризовать, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, про водить исследования, работать в парах, группах и индивидуально, пользоваться дополнительной литературой

6/2

17.09

Органы и системы органов.

Обобщение по теме «Строение тела животных»

1

Тема 3.  Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные  (4 часа)

7/1

22.09

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Обыкновенная амеба как организм.

1

После изучения темы учащие ся следует: называть: общие признаки одноклеточных животных; приводить примеры: ▪представителей простейших; характеризовать: особенности строения и процессы ж/д одноклеточных животных; обосновывать: взаимосвязи строения и ж/д одноклеточных животных и среды обитания; распознавать; одноклеточных животных на рисунках и микропрепаратах; выявлять: черты сходства и различия в строении одноклеточных животных и одноклеточных растений;                  при менять знания: о строении и ж/д простейших для создания условий хранения продуктов профилактики заболеваний;

делать выводы: о клеточном строении живых организмов

соблюдать правила: приготовления м/п и рассматривания их под микроскопом.

После изучения  темы учащиеся должны уметь:

характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, работать с учебником, таблицами, характеризовать, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, про водить исследования, работать в парах, группах и индивидуально, пользоваться дополнительной литературой

8/2

24.09

Класс Жгутиконосцы. Эвглена зеленая.

1

9/3

29. 09

Тип Инфузории, или Ресничные. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее.  Л/р.№1«Строение и передвижение инфузории-туфельки»

1

10/4

01.10

Многообразие простейших. Обобщение                        

 знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные»

1

Тема 4.   Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные   (3 часа  )

11/1

06.10

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра.

1

После изучения темы учащимся следует: называть: характерные черты многоклеточных животных; характеризовать: особенности строения и процессов ж/д кишечнополостных как низших многоклеточных; обосновывать: взаимосвязи строения и ж/д многоклеточных животных на примере кишечнополостных; распознавать: представителей типа среди живых и фиксированных натуральных объектов, на рисунках и др. пособиях; выявлять: черты сходства кишечнополостных с одноклеточными животными, их основные отличия; применять знания:  о строении и ж/д кишечнополостных для сохранения здоровья человека; делать выводы: об усложнении органического мира в ходе его развития; объяснять результаты: ▪опытов с кишечнополостными животными; соблюдать правила работы: ▪при проведении простейших опытов.

После изучения темы учащиеся должны уметь:

характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, работать с учебником, таблицами, характеризовать, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, про водить исследования, работать в парах, группах и индивидуально, пользоваться дополнительной литературой

12/2

08.10

Морские кишечнополостные. Обобщение знаний по теме «Подцарство Много клеточные

Животные»

1

13/3

13.10

Контрольная  работа № 1 по темам «Общие сведения о мире животных», « Строение тела  животных», «Одноклеточные животные», «Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные».

1

Тема 5.   Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви   (5 часов)

14/1

15.10

Тип Плоские черви. Белая планария.

1

После изучения темы учащимся следует: называть: основные признаки плоских, круглых, кольчатых червей; черты приспособленности паразитических плоских червей к жизни в других организмах; характеризовать: особенности строения и процессов ж/д свободноживущих форм и паразитических плоских, круглых и кольчатых червей; циклы развития паразитических червей; обосновывать: значение кольчатых червей в природе, жизни и хоздеятельности человека; распознавать: представителей типа  червей среди живых и фиксированных натуральных объектов, на рисунках и др. пособиях; выявлять: черты сходства и различия в строении плоских червей и кишечнополостных; особенности строения и процессов ж/д круглых и плоских червей; черты организации кольчатых, плоских и круглых червей; применять знания:  о строении и ж/д организмов для борьбы с паразитическими плоскими и круглыми червями; соблюдать: правил а профилактики заражения гельминтозными заболеваниям и; обосновывать: роль охраны природных сообществ в сохранении биологического разнообразия.

После изучения темы учащиеся должны уметь:

характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, работать с учебником, таблицами, характеризовать, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, про водить исследования, работать в парах, группах и индивидуально, пользоваться дополнительной литературой

15/2

20.10

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

1

16/3

22.10

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

1

17/4

27.10

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

1

18/5

29.10

Класс Малощетинковые черви.

Л/р. №2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость

1

Тема 6.   Тип Моллюски   (3 часа)

19/1

10.11

Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Л/р. №3 «Внешнее строение раковин пресноводных моллюсков»

1

После изучения темы учащимся следует: называть: ▪отличи тельные признаки классов типа Моллюски; приводить примеры

наиболее распространенных видов моллюсков; характеризовать: особенности строения и процессов ж/д моллюсков  в связи со средой обитания; общие черты представителей ти па Моллюски; обосновывать: значение моллюсков в при роде и хоз. деятельности человека; необходимость и основные меры охраны моллюсков;           распознавать: представите лей типа в природе и в учебных пособиях; наблюдать: за поведением моллюсков, процессами их ж/д.      

После изучения темы учащиеся должны уметь:

характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, работать с учебником, таблицами, характеризовать, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, про водить исследования, работать в парах, группах и индивидуально, пользоваться дополнительной литературой

20/2

12.11

Класс Двустворчатые  моллюски

Класс Головоногие моллюски.

1

 

21/3

17.11

Обобщение знаний по теме: «Тип Моллюски»

1

Тема 7.  Тип Членистоногие    (8 часов  )

22/1

19.11

Класс Ракообразные.

1

После изучения темы учащимся следует: называть: основные классы и отряды типа;                                                                   характеризовать: особенности строения и процессов ж/д представителей типа Членистоногие как одного из высокоорганизованных; общие черты представителей классов и всего типа Членистоногие; обосновывать: ▪черты приспособленности членистоногих к средам обитания; значение  в природе и жизни челове ка; необходимость охраны членистоногих; распознавать: изученные виды членистоногих в природе, на таблицах и других пособиях;  выявлять: черты сходства и различия классов и видов членистоногих применять знания:  о строении и ж/д членистоногих для обоснования приемов их охран ы, борьбы с возбудителями заболеваний и вредителями с/х растений.

После изучения темы учащиеся должны уметь:

характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, работать с учебником, таблицами, характеризовать, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, про водить исследования, работать в парах, группах и индивидуально, пользоваться дополнительной литературой

23/2

24.11

Класс Паукообразные.

1

24/3

26.11

Класс Насекомые

Л/р. №4 «Внешне е строение насекомого

1

25/4

1.12

Типы развития насекомых.

1

26/5

3.12

Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насеком.

1

27/6

8.12

Насекомые – вредители культурны х растений и пере носчики заболева ний человека.

 Л/р №5  «Разнообразие членистоногих»

1

28/7

10.12

Обобщение знаний по теме: «Тип Членистоногие» и по разделу «Подцарство  Многок леточные»

1

29/8

15.12

Контрольная работа за первое полугодие

1

Тема 8.    Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные   (1 час)

30/1

17.12

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные.

1

После изучения темы

учащимся следует: характеризовать: особенности строения и процессов ж/д представителей подтипа бесчерепных животных; обосновывать: черты усложнения организации хордовых в сравнении с беспозвоночными животным и; делать выводы:  о родстве низших хордовых (на при мере ланцетника) с позвоночными животными.

После изучения темы учащиеся должны уметь:

характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, работать с учебником, таблицами, характеризовать, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, про водить исследования, работать в парах, группах и индивидуально, пользоваться дополнительной литературой

Тема 8.1.  Подтип Черепные. Надкласс Рыбы     (5 часов)

31/1

22.12

Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Л/р. №5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб»

1

После изучения темы учащимся следует: называть: основные систематические и экологические группы рыб;

характеризовать: особенности строения и ж/д рыб; обосновывать: черты приспособленности рыб к жизни в воде    распознавать: рыб на влажных препаратах и других пособиях; выявлять: черты сходства и различия у представителей различных видов рыб применять знания: для обо снования необходимости рационального использования рыбных ресурсов; соблюдать: ▪основные правила охраны рыб; делать выводы: о происхождении рыб.                

После изучения темы учащиеся должны уметь:

характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, работать с учебником, таблицами, характеризовать, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, про водить исследования, работать в парах, группах и индивидуально, пользоваться дополнительной литературой

32/2

24.12

Внутреннее строение костных рыб

1

33/3

12.01

Внутреннее строение и особенности размножения рыб.

1

34/4

14.01

Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы.

1

35/5

19.01

Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. Обобщение знаний по теме: «Надкласс Рыбы»

1

Тема 8.2.   Класс Земноводные, или Амфибии      (4 часа)

36/1

21.01

Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки

1

После изучения темы учащимся следует: называть: основные систематические группы земноводных; приводить  примеры: доказательства многообразия земноводных в природе; характеризовать: общи е черты класса Земноводные; особенности строения и ж/д                                                                                                                                                 земноводных как первых наземных позвоночных; обосновывать: значение земноводных в природе и жизни человек а; необходимость охраны земноводных; распознавать: земноводных среди других животных, на влажных препаратах и других пособиях; выявлять: черты сходства и различия у представителей земноводных; устанавливать: черты сходства и различия в строении и ж/д земноводных и

рыб; делать выводы: о происхождении земноводных.                

После изучения темы учащиеся должны уметь:

характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, работать с учебником, таблицами, характеризовать, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, про водить исследования, работать в парах, группах и индивидуально, пользоваться дополнительной литературой

37/2

26.01

Строение и деятельность систем внутренних органов.

1

38/3

28.01

Годовой цикл жизни земноводных.

1

39/4

02.02

Происхождение земноводных. Многообразие земноводных. Обобщение знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии»

1

Тема 8.3.   Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии  (5 часов)

40/1

04.02

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы).

1

После изучения темы учащимся следует: называть: основные систематические группы пресмыкающихся; приводить примеры: представителе й различных видов пресмыкющихся; характеризовать: общие черты класса  Пресмыкающиеся; особенности строения и ж/д пресмыкающихся как настоящих  наземных позвоночных; обосновывать: значение пресмыкающихся в природе и                                                                                                                           жизни человека; необходимость охраны пресмыкающихся; распознавать: пресмыкающихся среди других животных на влажных препаратах и других пособиях; выявлять: черты сходства и различия у пресмыкающихся и  земноводных; делать выводы: о происхождении современных пресмыкающихся.                

После изучения темы учащиеся должны уметь:

характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, работать с учебником, таблицами, характеризовать, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, проводить исследования, работать в парах, группах и индивидуально, пользоваться дополнительной литературой

41/2

09.02

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

1

42/3

11.02

Многообразие пресмыкающихся.

1

43/4

16.02

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человек а. Охрана пресмыкающихся.  Древние пресмыкающиеся.  

1

44/5

18.02

Контрольная работа по темам   « Под тип Черепные. Надкласс Рыбы», « Класс Земноводные, или Амфибии», « Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»    

1

Тема 8.4.    Класс Птицы       (6 часов)

45/1

25.02

Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц Л/р. №6 «Внешнее строе ние птиц. Перьевой покров и раз личные типы перьев»

1

После изучения темы учащимся следует: называть: приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды; характеризовать: общие черты класса Птицы; особенности строения и ж/д, обмена веществ птиц в связи с полетом;  обосновывать: ▪значение птиц в природе и                                                                                                                           жизни человека; необходимость системы мероприятий по охране птиц; распознавать: изученные виды птиц в природе, таблицах и других пособи ях; выявлять: ▪черты сходства и различия у птиц и пресм ыкающихся; делать выводы: о происхождении птиц от  древних пресмыкающихся.                

После изучения темы учащиеся должны уметь:

характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, работать с учебником, таблицами, характеризовать, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, про водить исследования, работать в парах, группах и индивидуально, пользоваться дополнительной литературой

46/2

01.03

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы птиц. Л/р. №7 «Строение скелета птицы»

1

47/3

03.03

Внутреннее строение птиц: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы

1

47/4

10.03

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в

жизни птиц.

1

49/5

15.03

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.

1

50/6

17.03

Значение и охрана птиц. Экскурсия   «Знакомств о с птицами парк а». Повторение и обобщение по теме «Класс птицы

1

Тема 8.5.     Класс Млекопитающие, или Звери    (10 часов)

51/1

31.03

Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.

1

После изучения темы учащимся следует: называть приспособленности представителей различных отрядов к средам обитания; характеризовать: общие черты класса Млекопитающие; особенности  строения, жизнедеятельности, обмена веществ, поведения млекопитающих как одного из наиболее высокоорганизованных классов позвоночных животных: обосновывать  значение млекопитающих в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека, необходимость сохранения численности и охраны млекопитающих; распознавать: из ученные виды млекопитающих в природе и на иллюстрациях,  системы органов млекопитающих   на таблицах, фотографиях и рисунках; выявлять черты сходства и различия у млекопитающих и представителей других классов позвоночных животных; делать выводы; о происхождении млекопитающих от древних зверозубых пресмыкающихся.

После изучения темы учащиеся должны уметь:

характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, работать с учебником, таблицами, характеризовать, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, про водить исследования, работать в парах, группах и индивидуально, пользоваться дополнительной литературой

52/2

05.04

Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы

Л/р. №8 «Строение скелета млекопитающих»

1

53/3

07.04

Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная кровеносная и выделительная системы

1

54/4

12.04

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих

1

55/5

14.04

Высшие, или Плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные

1

56/6

19.04

Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные.

1

57/7

21.04

Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих

1

58/8

26.04

Значение млекопитающих для человека

1

59/9

28.04

 Обобщение знаний по теме: «Класс Млекопитающие, или Звери»

1

60/10

03.05

Контрольная работа по темам   « Класс Птицы», «Класс Млекопитающие, или Звери»      

1

Тема 9.     Развитие животного мира на Земле    (10  часов, из них 2 часа – резерв)

61/1

05.05

Историческое развитие животного мира, доказательства.

1

После изучения темы учащимся следует:. приводить доказательства: родства и усложнения высших позвоночных животных по сравнению с низшими, применять знания: дли раскрытия основных причин эволюции живот него мим: делать выводы: об историческом развитии животного мира.

После изучения темы учащиеся должны уметь:

характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, работать с учебником, таблицами, характеризовать, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, про водить исследования, работать в парах, группах и индивидуально, пользоваться дополнительной литературой

62/2

10.05

Основные этапы развития животного мира на Земле.

1

63/3

12.05

 Современный животный мир – результат длительного исторического развития.

1

64/4

17.05

Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.

1

65/5

19.05

Повторение

1

66/6

24.05

Итоговая контрольная работа

1

67/7

26.05

Итоговый урок – игра «Зоологический калейдоскоп»

1

68/8

31.05

Летние задания

1

69, 70 – резервное время                                     2

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.

Учебное и дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Информационно-коммуникационные средства

Дольник В.Р., Козлов М. А. Зоология. Учебник. - СПб.: «Специальная Литература», 1996. -240с: ил.;

Животные /Пер. с англ. М.Я. Беньковский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: 000 «Издательство ACT», 2003. - 624с: ил.;

Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. - М.: «Росмэн», 1998. - 88с;

Секреты природы / Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. -432с;

Сладкое Н. Покажите мне их! Зоология для детей / Художн. Р.Варшамов. - М.: РОСМЭН, 1994. -183с: с ил.;

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А. X. Тамбиев; - М.: 000 «Фирма "Издательство ACT"»; ООО «Астрель», 1999. - 464с: ил.;

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. - М.: 000 «Фирма "Издательство ACT"»; ООО «Астрель», 2001 - 400с: ил.;

В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. -М.: Вентана-Граф, 2005;

Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;

Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова,  Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

Дмитриева ТА., Суматохин СВ. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с.:6 ил. - (Дидактические материалы);

Лабораторный инструментарий,  

натуральные объекты,      

учебные модели,  

мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов, электронные приложения к

учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.

Экранно-звуковые  и

электронные средства обучения.

Комплекты  печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся

учёных-биологов). Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ

Мультимедийные средства обучения

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные»

Электронная поддержка курса  

Комплект цифровых образовательных ресурсов на сайте «Единая коллекция цифровых

образовательных ресурсов».  

Мега энциклопедия Кирилла и Мефодия http://mega.km/ru/

 

Сайты «Мир энциклопедий» http://www.rubricon.ru/  http://www.enciclopedia.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....

Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 классов

Рабочая  программа  по  биологии разработана  на  основе  требований  к результатам  освоения  основной  образовательной  программы  основно...

Рабочая программа по биологии для обучающихся 6 классов

Рабочая программа по  биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и...

Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 классов

Программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предмет...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной  образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...