Игра "Путешествие по материкам"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Зайцева Елена Юрьевна

Сценарий интегрированного внеклассного мероприятия по географии и биологии для учащихся 5 классов "Путешествие по материкам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_materikam.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Игра для учащихся 5 классов «Путешествие по материкам»

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Но это не обычная прогулка, а путешествие-знакомство с необычными растениями и животными. Мы с вами сможем не только вспомнить, что мы уже знаем о жизни растений и животных на разных материках, но и узнать много нового и интересного. А проходить наше путешествие будет в форме соревнования двух команд – «…..»  и «….».

«Собираем багаж» 

Что нам надо взять с собой в дорогу? Очень много важных вещей. Но прежде всего нам потребуется карта. Перед вами пустая карта мира. Чтобы начать путешествие, нам нужно вспомнить все материки. Отгадайте по стихотворениям их названия: (за каждый материк 1 жетон)

1.   ком.

        Здесь горы-великаны –

     Тибет, Алтай, Памир,

      Карпаты и Балканы.

      Их знает целый мир.

      Здесь реки – Обь и Ангара,

      Дон, Волга, Лена и Кура.

      Лесов многообразие

      В родной для нас ...

                                   (Евразии.)

  1. ком. Это два материка
    Где нам все легко пока.
    Речки здесь большие,
    Помнить это нужно:
    Миссисипи, Амазонка

Протекают дружно.
Тянутся высокие горы –

 Кордильеры,

А на юге - Анды.

Где же мы, ребята?

Слушаю команду.

                        Сев.и Юж. Америка

  1. ком.

Раскалена от жара.

Пустынная Сахара.

Зато среди саванны –

Слоны и обезьяны,

Львы, зебры и жирафики

Гуляют в жаркой ...           (Африке.)

2 ком.

Необычный материк,

Хоть и ростом невелик.

Сумчатых зверюшек

Здесь живет немало:

Белки, крысы, кенгуру

И медведь коала.                   Австралия

1 ком.

Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Южного найдём

Материк, покрытый льдом!

  Здесь, среди полярных льдин,

Важно топчется пингвин.

                                (Антарктида.)

«Отправляемся в путь» 

Ну что, ребята, теперь наш багаж знаний собран, и мы можем отправляться в путь!                            

 1 Остановка.  Евразия.

     Ребята, на каком материке мы с вами живем? (Евразия) Вы давно знаете природу своего края, не раз читали и слышали о тех животных, которые у нас обитают. (Белка, лиса, волк, медведь- слайд).

 Поэтому, сегодня мы отправимся с вами в Азию и узнаем о том, какие интересные животные там обитают.

Конкурс «Отгадай по описанию»

1 команда: Бывает амурский, уссурийский, бенгальский. Полосатая шкура помогает ему маскироваться в зарослях и нападать внезапно. Обитает в Китае, Индии и на Дальнем Востоке России. (тигр – слайд)

2 команда: Живёт в горах Китая. Почти вся шкура белая и только ноги, уши, «очки» вокруг глаз и кончик хвоста – чёрные. Питается в основном листьями бамбука, которые жуёт до 14 часов в сутки. (панда – слайд)

2 остановка. Северная Америка.

Конкурс «Отгадай, что лишнее»

1 команда: Северный олень, лось, зебра, россомаха, ленивец

2 команда: Тигр, овцебык, гепард, койот, скунс

3 остановка. Южная Америка.

Южная Америка – самый влажный материк Земли. Здесь выпадает столько осадков, что образовалась самая полноводная река планеты – Амазонка. Южная Америка – материк загадок! Приготовьтесь отгадывать! (Загадки задаются по очереди каждой команде)

1 ком. Зубы, когти, перепонки
Не помогут в Амазонке
Против рыбки небольшой,
Но стремительной и злой.
Если плыть через водицу
Зверь решится или птица,
Стая рыбок нападёт
И бедняга пропадёт!
От неё сам крокодил
Удирает что есть сил.
Я забыл её названье,
Подскажи, дружок
…(Пиранья)

2 ком. На деревьях все лежу
Свесив лапки я гляжу
Лень такая  у  меня
И такая - вся родня    (Ленивец)

 1 ком. Из кошачьих крупный самый,
Он хвостат, пятнист, силён.
Рыщет тропиков лесами
Частый гость тенистых крон. 

В пятнах ярких, как пожар,
Спит на ветке
  …… (ягуар).
                                   

2 ком. И в море не купаются,

И нет на них щетинки,

И всё же называются

Они - морские ............ (свинки)

1 ком. Ара, лори и жако -
В жарких странах. Далеко!
Да и резвых какаду
В магазине лишь найду.
Видов много. И пускай!
Это яркий
……..(Попугай) 

2 ком. Очень шустрые, смешные
И такие озорные.
По деревьям и лианам,
Без опаски скачут рьяно.
Видов много, их не счесть
Всех размеров они есть.
(Обезьяны)

«Сделаем привал» - физминутка

Горы бывают высокие   (руки вверх), равнины – широкие   (руки в стороны).

Мы идём долго   (шагаем пальчиками).

Вершины гор высоко   (смотрим вверх), видно с них далеко   (вертим головой).

«Продолжаем путешествие»

4 остановка. Африка.

Следующая остановка э-э-э-э…….А вот какой материк мы с вами посетим следующим, вы сейчас определите сами. Задание командам - собрать карту. (Команды получают разрезанные карты Африки, побеждает та команда, которая соберёт карту быстрее и определит материк).

Африка – самый жаркий материк на Земле. И многие животные здесь тоже рекордсмены.

Итак, 1 команда, определите: «Это самое крупное сухопутное животное, ростом до 4 метров, а весом 4 – 6 тонн.» (Слон)

2 команда, определите: «Это самое высокое животное в мире ростом до 5,5 м» (Жираф)

1 команда: «Это самая крупная из современных птиц: высотой до 270 см и массой до 156 кг» (Страус)

2 команда: «Это самая большая сухопутная улитка в мире, отдельные экземпляры длиной более 20 см» (Ахатина)

В Африке обитают и другие животные, которых вы хорошо знаете (зебра, лев, горилла – слайд)

Не только животные в Африки необычные, но и растения. Итак, уважаемые игроки, определите, о каких растениях идёт речь.

1 команда: «Это самое толстое дерево на нашей планете. Ствол его похож на бочку. Его мягкая древесина, как губка может накопить за сезон дождей до 120 тонн воды. А в засушливое время дерево немного «худеет», после дождей снова «полнеет». (Баобаб)

2 команда: «У листьев этого растения есть одна удивительная особенность - способность впитывать влагу. На рассвете на пустыню Намиб накатывает туман, и в это время растение буквально всасывает влагу из воздуха, словно губка» (Вельвичия)

5 остановка. Австралия.

Мне в руки попало письмо. Но брызги от морских волн попали на бумагу и я не смогла прочитать, куда и кому нужно было отправить это письмо. Помогите мне восстановить текст письма и определите кому оно предназначалось.

1 команда

Куда …………………..

Кому ………………….

«Здравствуй, дорогой ……………….! Как ты поживаешь? Я надеюсь, что ты по-прежнему занимаешься спортом, ведь ты так хорошо прыгаешь. Как растёт твой детёныш? Наверное, он уже не помещается в ………… на твоём животе?»

2 команда

Куда …………………..

Кому ………………….

«Здравствуй, дорогой ………………...! Как ты поживаешь? Я недавно показывал твою фотографию своим друзьям. Ты им очень понравился! Мои друзья считают, что ты похож на маленького плюшевого мишку, который живет на …………… и питается его листьями.»

Действительно, ребята, мы с вами в Австралии. Это не только самый маленький, но и самый сухой материк на Земле. И, конечно, животные и растения здесь необычные. Кому предназначалось письмо 1 команды? (Кенгуру). Кому предназначалось письмо 2 команды? (Коала)

В Австралии в большом количестве водятся попугаи: крупные какаду и небольшие волнистые попугайчики.

«Верю – не верю». Верите ли вы, что в Австралии есть зверек, который откладывает яйца, как птица и выкармливает своих детенышей молоком, как млекопитающее?

Да, такие животные есть и даже двух разных видов. Это ехидна и утконос. Помимо своего необычного внешнего вида, эти животные являются яйцекладущими млекопитающими!

«Верю – не верю».  Верите ли вы, что в Австралии есть дерево- аптека, которое лечит от простуды, с разноцветной, словно радуга, корой?

Да, такое растение есть. Это австралийский эвкалипт. У эвкалиптов гладкая кора, иногда разноцветная, словно радуга, и из его листьев делают лекарства от кашля.

6 остановка. Антарктида.

Это самый суровый материк Земли. Он весь покрыт льдом и даже летом здесь температура воздуха ниже нуля. Мы приплыли к ……………(Антарктиде)

Конкурс «Найди ошибку»

Мы подплыли к берегам Антарктиды. Над берегом летали пингвины и буревестники. В водах моря плавали тюлени. На берегу бродили белые медведи. Береговые скалы покрывали мхи и лишайники.

Вот и закончилось наше путешествие! Спасибо за внимание!

Весёлых вам путешествий в страну знаний!

«Приехали домой!»     (Дополнительный заключительный конкурс – если позволяет время)

Самый внимательный. Назвать недостающее слово.

  1. Бамбуковый медведь – второе название – (панда)
  2. Растение, которое в засушливые годы «худеет», а после дождей «полнеет», называется – (баобаб)
  3. Птицы, которые не могут летать, зато отлично плавают и ныряют, живут в (Антарктиде) и называются (пингвины)
  4. Дерево, питающееся росой, называется (вельвичия)
  5. Самая большая в мире улитка, обитающая в Африке, называется (ахатина)
  6. Самые известные деревья Австралии (Эвкалипты)
  7. В Антарктиде встречаются мхи и (лишайники).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок географии в 6кл. "Материки"

методическая разработка...

Урок "Географическое положение Северной Америки. История исследования и открытия материка

Сформировать представление о размерах материка, его очертаниях и особенностях географического положения в целом....

Содержание и работа с дистанционным курсом по географии материков и океанов "Южная америка"

Дистанционное обучение - это технология индивидуальной подготовки учащихся в результате их погружения в интерактивную технотронную обучающую среду, обеспечивающую полный контроль учащегося, индивидуал...

Природа южных материков. Тесты по курсу географии материков и океанов. 7 класс.

 Учебно-методическое пособие "Природа южных материков. Тесты по курсу географии материков и океанов"(7 класс) включает тесты для итогового контроля. Работа проводится в письменной форме. В начале урок...

География материков 7 класс КВН по теме Южные материки.

Применение игровых технологий на уроках географии это самые любимые уроки обучающихся. Они  прививают любовь к знаниям....

Африка: образ материка. Практическая работа «Определение координат крайних точек материка, его протяженность по 20* в.д.».

Цели урока: Образовательная цель: создание условий для формирования  у  обучающихся  представления  о физико-географическом положении Африки;  продолжение  формирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...


 

Комментарии

Русаков Владимир Николаевич

Назовите растение, которое в засушливые годы «худеет», а после дождей «полнеет»
(понравился вопрос)