Статьи по предмету
статья по биологии (9, 10, 11 класс)

Колышкина Елена Юрьевна

Актуальность межпредметных связей сегодня в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. На грани смежных научных областей образовались новые науки - биофизика, биохимия, физическая химия, медицинская радиология, биокибернетика, бионика и другие, практическое применение которых имеет огромную роль для человека. Благодаря созданию новых наук появились и новые открытия. Поэтому существование интегрированных  наук - это необходимость сегодняшнего дня. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Система работы по профориентации в школе.

Проблемой изучения основных направлений профориентационной работы на старшей ступени школы занимались следующие авторы: Е.А. Климов, А.Д. Сазонов, Н.С. Пряжников, Н.Н. Захаров и др. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения и процессу подготовки учащихся к осознанному выбору профессии.

Целью профориентационной работы является создание условий для формирования      готовности        обучающихся        к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в условиях рыночных отношений с учетом востребованности профессий на рынке труда. Профориентационная работа строится на основе нормативно-правовой базы:

 Приказ Департамента образования и молодежной политики от 28.02.2013 г № 150 «Об утверждении Концепции развития профессиональной ориентации ХМАО-Югры и межведомственного плана по ее реализации».

 Приказ департамента образования от 27.01.2014 №25 «Об организации работы по профессиональной ориентации обучающихся в 2014 году».

 Приказ ОУ от 31.08.2016 г № 512 «Об организации работы по профессиональной ориентации обучающихся».

Администрация школы, внедряя концепцию модернизации образования, при реализации Программы по профориентации в школе ставит перед собой задачу: обеспечить полную информацию о профессиональном образовании для построения образовательной траектории каждым обучающимся.

Профориентационную работу организует совет по профориентации (утверждаемый ежегодно приказом директора школы), который:

  • составляет планы совместной работы по профориентации с различными структурами и ведомствами (Приложение 1);
  • традиционно в марте-апреле организует и проводит родительские собрания с приглашением представителей вузов и СПО,
  • организует и проводит круглые столы по проблемам профориентации для педагогов школы;
  • осуществляет трансляцию положительного педагогического опыта по вопросам реализации профориентационной работы.

Основным средством диагностики результатов и контроля выполнения программы является комплексный мониторинг. В качестве средств мониторинга        используются:        наблюдение,        анкетирование, интервьюирование, вариативные формы опроса участников образовательного процесса, изучение документальных материалов, а также контрольные срезы. Система измерителей выстраивается относительно конкретного образовательного цикла (год).

Методическим кабинетом школы разработан пакет методических материалов по организации профориентационной работы:

 методические рекомендации «Профориентационная деятельность в образовательном учреждении»;

 методические рекомендации «Портфолио образовательных достижений учащихся»;

 «План мероприятий по профориентационной работе на учебный год»;

 методические рекомендации по разработке элективных курсов профориентационной направленности.

Программа состоит из четырех ступеней психолого-педагогического сопровождения обучающихся, которая включает в себя информирование и консультирование обучающихся, психолого-педагогическое сопровождение выбора будущей профессии, ознакомление с миром профессий в рамках предпрофильного и профильного обучения, проведение встреч с представителями колледжей, вузов, предприятий.

Первая (социально-ориентированная) ступень — психолого- педагогическое сопровождение учащихся 1-7-х классов, которое предполагает оказание информационной поддержки и консультационной помощи в определении интересов обучающихся к учебным предметам, сферам профессиональной и социальной деятельности.

Основные формы деятельности на первой ступени:

  • мониторинг интересов к предметно-образовательным и профессиональным сферам;
  • тематические классные часы;

На этой ступени используются тестологические методики Л.Г. Лускановой, С.Г. Макарова, активизирующие и игровые методики Н.С. Пряжникова и С.Н. Чистяковой. Результатом курса является выявление интереса к предметно-образовательной и профессиональной сферам деятельности.

На уроках начальных классов по окружающему миру, технологии, ИЗО учащимся даются первичные представления о профессиях. Практическая направленность профориентационной работы в начальной школе обеспечивается такими формами как выставки, работа над проектом.

В 5-7 классах реализуется программа «Твой выбор» за счет часов внеурочной деятельности, а так же вопросы профориентационной тематики включены в базовую программу «Технология 5-7 классы» (автор В.Д. Симоненко). При изучении каждого раздела программы от 7% до 17% учебного времени отводится на знакомство с различными профессиями (кондитер, повар, закройщик, портной, конструктор швейного производства, модельер, художник-модельер, дизайнер одежды, технолог швейного производства).

С 8 по 11 класс 1час в неделю (34 часа в год) также освещаются вопросы  профориентационной тематики при ведении курса «Твоя профессиональная карьера». Обучающиеся простраивают свой индивидуальный образовательный маршрут, который потом воплощают в жизни.

С 1 по 8 класс обеспечивается выявление интересов и склонностей учащихся в различных сферах познавательной деятельности. Для этого в школе создана система развития способностей через факультативы, кружки, секции, дистанционные олимпиады и конкурсы, всероссийские предметные олимпиады, студенческие научные конференции в тесной взаимосвязи педагогов, родителей и учеников. На протяжении последних 3-х лет число участников стало расти, соответственно и возросло число победителей и призеров.

Дистанционные олимпиады, интеллектуальные конкурсы

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Всероссийский уровень

  • Слет НОУ
  • Конкурс «Юный эколог»
  • «Экология и мы»
  • «Знатоки природы»
  • «Крестики-нолики»
  • «Великолепная пятерка»
  • Конкурс юных чтецов

«Живая классика»

  • Научно-практическая

конференция НГГУ

  • Олимпиада на лучшего

знатока права и экономики

на базе ТюмГУ

  • «Что? Где? Когда?

(городской

интеллектуальный клуб)

  • Конкурс сочинений «Моя

будущая профессия»

  • Олимпиада  по основам

наук   УРФО

  • «Открытие мира»
  • Физико-математический

чемпионат

  • Научно-практическая

конференция по экологии

  • Олимпиада по музыке
  • Фестиваль ученических

проектов «Грани

познания»

  • Молодежный предметный

чемпионат

  • Олимпиада Челябинского

университета

  • Всероссийские

дистанционные

предметные олимпиады

  • Заочная олимпиада по

физике (МФТИ и МГУ)

  • «Олимпус» (г. Калиниград)
  • «Русский медвежонок»
  • «Кенгуру»
  • «Инфознайка»
  • «Золотое руно»
  • «Британский бульдог»
  • «Спасатель» (ОБЖ)
  • Конкурс «Лучший урок

письма»

  • Дистанционная эколого-

биологическая викторина

  • Малая академия наук

«Познание и творчество»

17.09.2017        3

Созданная в школе система работы позволила   привлечь к участию в 26 дистанционных конкурсах и олимпиадах различного уровня более 70% обучающихся и педагогов. Это более 89 призовых мест на сегодняшний день в интеллектуальных Всероссийских конкурсах: «Родное слово»- по русскому языку и литературе, «Олимпус» по русскому языку, литературе, математике, химии, английскому языку, «Инфознайка» по информатике, «Спасатель» по ОБЖ; Олимпиада по основам наук «УРФО», конечно это фестиваль исследовательских работ «Открытие мира», муниципальный и региональный этапы НОУ и предметных олимпиад. У обучающихся появилась особая необходимость в участии олимпиад  ВУЗов – НВГУ (очно), ЮРГУ (очно) и других дистанционных олимпиадах ВУЗов.

Вторая (профильно-определяющая) ступень представляет собой психолого-педагогическое сопровождение учащихся 8-9-х классов, предполагающее оказание им помощи в планировании первоначального профильного образовательного маршрута, а также развитие способностей, которые позволят успешно адаптироваться к условиям профильного обучения. Психолого-педагогическое сопровождение на данном этапе, равно как и на всех остальных, должно быть комплексным и системным. В 9 классах в учебный план введено 2 часа (70 часов) в неделю для организации предпрофильной подготовки, который осуществляется с помощью таких курсов как: «Твоя профессиональная карьера»,

«Консультативный курс».

Основными формами его осуществления являются:

  • элективные курсы;
  • презентация элективных курсов для 8-х классов;
  • классные часы;
  • участие в днях открытых дверей;
  • индивидуальные и групповые консультации для родителей и учащихся;
  • тренинговые занятия;
  • презентации профессиональных направлений;
  • профориентационные экскурсии;
  • встречи с представителями учебных заведений разных уровней;
  • медико-психолого-педагогическая диагностика;
  • диагностические и активизирующие методы и тесты;
  • адресные рекомендации учащимся.

Разнообразие форм работы дают возможность ученикам сделать свой первоначальный выбор дальнейшего образовательного пути: продолжить обучение в профильной группе, в учреждении начального или среднего профессионального образования.

Третья (профильно-адаптационная) ступень — это психолого- педагогическое сопровождение учащихся 10-11-х классов, ориентированное на формирование у школьников готовности и способности строить личную жизнь и профессиональную карьеру.

Учитывая социальный заказ учащихся и родителей школы, педагогический коллектив и администрация предложили старшеклассникам варианты профильного обучения, которое способствует достижению обучающимися высокого уровня различных (необходимых) компетенций для продолжения профессионального образования.

Созданные в школе условия: кабинеты, оборудованные современными компьютерами и подключенные к сети Интернет, дидактическим материалом, позволили организовать классы профильной направленности: информационно-технологический класс, естественнонаучный класс, социально-экономический класс.

Основными формами сопровождения являются:

  • индивидуальные        и        групповые        консультации        для        учащихся        и        их родителей;
  • психодиагностика личностных и профессиональных качеств;
  • адресные рекомендации учащимся по результатам диагностики;
  • презентации профессиональных направлений;
  • анкетирование        учащихся        по        определению        их        готовности        к профессиональному выбору;
  • встречи с выпускниками школы, являющимися студентами вузов.

В результате этой деятельности выпускник строит четкий пошаговый личный и профессиональный план, ведущий его к успешной социализации, самореализации и личностному успеху.

Итогом третьей ступени психолого-педагогического сопровождения является готовность учащихся к выбору своей дальнейшей образовательной и профессиональной карьеры, сформированные умения анализировать и корректировать свой образовательный маршрут.

Анализ мониторинга поступления выпускников показал, что почти ежегодно 100% выпускников 11-х классов поступают в высшие учебные заведения, до 32% выпускников девятых классов обучаются в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

На основании индивидуальных собеседований с выпускниками школы бывшие классные руководители выяснили, что будучи студентами, они не испытывают трудностей в процессе обучения в высших учебных заведениях. Процесс адаптация проходит успешно, большинство зачетов засчитываются автоматически.

В школе применяются компьютерные технологии и программы, позволяющие усилить мотивацию на учение, помогающие учащимся овладеть широким спектром способов полноценного усвоения знаний (организация учебного исследования, формирование устойчивых навыков умственного труда, приобретение практических навыков). Кабинеты

педагогов-психологов оснащены программным обеспечением: учебными пособиями Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии», диагностическими материалами: методика «Профиль», тесты интеллектуального потенциала АМХАУТР, «Карта интересов», дифференциально-диагностический опросник. В школе оформлен наглядный стенд, где можно получить информацию по вопросам профориентации, продолжения образования после окончания основной школы, условий приема в ВУЗы, ССУЗы.

Данные опроса обучающихся 9-х, 11-х классов        показали, что к числу наиболее эффективных форм профориентации относятся:

 проведение социологических опросов и собеседований с детьми и родителями (86% респондентов);

 классные часы по профориентации с приглашением представителей различных профессий, колледжей и профориентационные уроки (83%);

 экскурсии на предприятия (65%) ;

 психологическая диагностика профессиональной направленности личности (53%)

 встречи с выпускниками школы (100%).

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы мы относим:

1.

достаточная информация        о профессии и путях ее получения

Без чѐткого представления о содержании                и        условиях труда в избираемой профессии        школьник        не сможет                                сделать обоснованного выбора.

Показателем        достаточности информации в данном случае является ясное представление о требованиях выбранной профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества

в данных специалистах.

2.

потребность в обоснованном выборе профессии

Показатели - это самостоятельно проявляемая        школьником

активность      по                получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное        составление

своего профессионального плана.

3.

уверенность школьника в социальной значимости труда

т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.

По данным исследований жизненных ценностей - отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном

выборе профессии.

4.

степень самопознания школьника

только квалифицированный специалист предоставит школьнику        достаточно полную и адекватную информацию                о его профессионально

важных качествах

Насколько глубоко ученик сможет изучить        свои        профессионально важные качества, во многом будет зависеть                обоснованность        его выбора.

Результаты        психологических тестов в виде индивидуального маршрутного листа с личностными

характеристиками.

5.

наличие        у

учащегося обоснованного профессионального плана,        итогом реализации

которого станет поступление        в новое        учебное

заведение

Это        критерий        обусловлен реализацией                основных направлений профориентационной работы

Показателем        обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со        знаниями        своих индивидуальных особенностей, тех из них, которые непосредственно влияют на успех профессиональной деятельности

Наша дальнейшая цель – совершенствовать навыки практической деятельности через формирование исследовательской компетенции, исследовательских умений, навыков. А, материально-техническая база школы и высококвалифицированный творческий заинтересованный педагогический коллектив позволяет нам открыть классы самых разнообразных профилей.

Приложение 1

План-график

реализации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов

Планируемые мероприятия

сроки

ответственные

1

Изучение        нормативных        документов        по предпрофильной подготовке

В течение года

Зам. Директора по УВР Руководители МО

2

Участие в городских семинарах,  секциях по вопросам предпрофильной подготовки

В течение года

Кл. рук. 9 кл.

Экспертная группа

3

Участие в секциях, совещаниях, семинарах по предпрофильному обучению.

В течение года

Зам.директора по УВР

4

Ведение        профориентационной        работы

«Твой компас»

В течение года

Зам. директора по ВР

5

Анкетирование        учащихся        на консультативных курсах.

В течение года

Педагог-психолог

6

Ведение курса «Мир профессий»

В течение года

Кл. рук. 9 кл.

7

Проведение        психолого-информационных консультаций для учеников и родителей

В течение года

Педагог-психолог

8

Проведение        тестирования        «Карта интересов»

2 – 10 апреля

Педагог-психолог

9

Встречи учащихся со студентами ССУЗов и ПУ, представителями учебных заведений.

В течение года

Зам.директора по УВР

Классные руководители 9- х классов

10

Организация   встреч        с представителями различных профессий.

1 раз в четверть

  1. чет. –
  2. чет. –
  3. чет. –
  4. чет. –

11

Проведение родительских  собраний  в  9

1 раз в четверть

Кл. рук. 9 классов

классах:

  1. чет. – «Знакомство родителей с целями и задачами предпрофильной подготовки и профильного обучения»
  2. чет. – «Знакомство с профильными направлениями обучения в 10-х классах».
  3. чет. – «Знакомство родителей с информацией о выбранных профессиях учащимися»
  4. чет. – «Знакомство с положениями об итоговой государственной аттестации. Прием в 10-ые классы»

12

Рецензирование авторских программ элективных курсов на заседаниях методических объединений

сентябрь

Методический совет

13

Рассмотрение программ элективных курсов на заседании Методического Совета управления образования района.

сентябрь

Зам.директора по УВР

14

Участие        в        городской        кампании

«Абитуриент»

Октябрь, апрель

Зам. Директора по УВР Кл. руководители 9-х

классов

15

Выпуск        информационного        стенда        о предпрофильном обучении.

ноябрь

Зам.директора по УВР

6

Проведение        семинара        по        вопросу

«Портфолио учащегося»

7 – 10 декабря

Зам.директора по УВР

17

Разработка программ элективных курсов для предпрофильной подготовки на новый учебный год.

Декабрь- апрель

Экспертная группа

18

Информационный        бюллетень (информационная карта) о профильных направлениях в 10-х классах.

05 – 15 марта

Зам.директора по УВР

19

Проведение ярмарки элективных курсов (презентация) для учащихся 8-х классов.

15 – 20 марта

Зам.директора по УВР

20

Проведение        фестиваля        профильных направлений в 10-х классах.

15 – 20 марта

Классные руководители 10-х классов

21

Проведение        анкетирования        по определению профиля обучения в старшей школе.

20 – 25 марта

Педагог-психолог

22

Проведение анкетирования по выбору дальнейшего продолжения обучения, выбора профильных направлений.

5 – 10 апреля

Зам.директора по УВР

23

Комплектование 10-х классов

Июнь - август

Зам.директора по УВР

Приложение 2

АНКЕТА № 1

Профильной ориентации

Фамилия, Имя______  _   _   _   _   _   _   _   _Класс_______

  1. На какой профиль (профили) ты хотел бы пойти в 10-м классе? (нужное подчеркнуть)
  • физико-математический
  • естественнонаучный
  • химико-биологический
  • филологический
  • гуманитарный
  • социально-экономический
  • технологический
  • информационно-технологический
  • социально-правовой
  • биолого-географический
  • не знаю
  1. Почему ты выбираешь именно этот профиль?
  • мне нравятся входящие в этот профиль предметы
  • я плохо успеваю по другим предметам
  • этот профиль связан с моей будущей профессией
  • мне посоветовали родители
  • этот профиль выбрал мой друг
  • не знаю
  • другое
  1. С кем ты прежде всего посоветуешься при выборе профиля обучения:
  • с учителем
  • с классным руководителем
  • со школьным психологом
  • с родителями
  • с друзьями
  • сам решу
  • другое
  1. Какие цели ты ставишь перед собой на курсах по выбору?
  • подготовиться к экзаменам после 9-го класса
  • углубиться в предмет
  • уточнить свой выбор профиля
  • другое

Приложение 3

Анкета № 2

Курсы по выбору (ориентационные)

Фамилия, Имя______  _   _   _   _   _   __Класс                           

Выбери четыре наиболее нужных тебе курса из предлагаемых ниже, рассчитанных на 1 четверть или 2 курса, рассчитанных на 1 полугодие.

Название курса

Одна четверть

Одно полугодие

Кол-во

часов

Мой

выбор

Кол-во

часов

Мой

выбор

Дата заполнения «__» «        » 20…. г

Подпись учащегося_____  _   _   _   __

С выбором моего ребенка согласен(на) _____  _   _   _   _   _   __

(подпись родителей, законных представителей)

Приложение 4

Анкета №3 Для родителей

  1. Обсуждали ли Вы с ребенком его профессиональное будущее: А) ДА

Б) Специальность В) НЕТ

  1. Говорили ли Вы с ним о возможных путях продолжения образования: А) 10 – 11 класс

Б) Профессиональное училище В) Техникум

Г)Колледж Д) другое

  1. Доверяете ли Вы своему ребенку самостоятельно совершить первичное профессиональное самоопределение (в частности, выбрать профиль обучения)

А) да Б) нет

В) другое

  1. Считаете ли Вы, что выбор будущей профессиональной деятельнсоти вашего ребенка практически полностью зависит от Вас (вашего мнения, ваших возможностей)

А) да Б) нет

В) другое

  1. Знаете ли Вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?

А) да Б) нет

В) другое

Приложение 5

АКЕТА № 4

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ

ФИ__   _   _   _   _   _        _  _   _   _   _   _   _   _   _   _   _   _   _

  1. Выбранный ВАМИ путь продолжения образования: А) 10 – 11 профильный класс

Б) Профессиональное училище (какое)_____                  

В) Техникум (какой)_______   _   _   _   _   _   _   _   _   _   _   _   ___

Г) Колледж (какой)_____   _   _   _   _   _   _   _   _   _   _   _   _        _

Д) другое (написать)_____   _   _   _   _   _   _   _   _   _   _   _   _        _

  1. Если выбрали 10-11 профильный класс – какие предметы необходимы для поступления в вуз (нужное подчеркнуть):
  • физика
  • химия
  • биология
  • информатика и ИКТ
  • обществознание
  • история
  • английский язык
  • география
  • литература

Приложение 6

Карта индивидуального образовательного маршрута (МР) учащегося        класса

         _

         уч.год

ШКОЛА   МБОУ «СОШ № ….»

ОКРУГ Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

ГОРОД Нижневартовск

Форма

Гуманитарные знания

Физико- математические знания

Естественно- научные знания

Область искусств

Другие способности

История

Обществозн

Русский язык

Литература

Иностран язык

Право

Математ

Геометр

Физика

Биология

Химия

Географ

Музыка

Изобразит творч

Хореогр

Артистизм

Спорт

Приклад творч

Обществ деятельн

Олимпиады, конкурсы Фестивали

НОУ

Творческие работы

другое

Приложение 7

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

(профильное обучение)

ФИО          

МБОУ «СОШ № 6» г. Нижневартовска

класс

Название элективного курса

Количество часов

Подпись преподавателя

1

2

3

4

ВСЕГО

УЧАСТИЕ

Предметная область

уровень

результат

класс

Олимпиада

10

11

НОУ

10

11

Открытие мира

10

11

Дистанционные олимпиады, конкурсы

10

11

ПОСТУПЛЕНИЕ ПОСЛЕ ШКОЛЫ

Образовательное учреждение

город

факультет

Бюджет/коммерция

Зам. директора по УВР        /        _        /

Обучающийся                 /_        /

Родитель


         /        _/

Приложение 8

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

(профильное обучение)

ФИО          

МБОУ «СОШ № ….» г. Нижневартовска

класс

Название элективного курса

Количество часов

Подпись преподавателя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ВСЕГО

УЧАСТИЕ

Предметная область

уровень

результат

класс

Олимпиада

10

11

НОУ

10

11

Открытие мира

10

11

Дистанционные олимпиады, конкурсы

10

11

ПОСТУПЛЕНИЕ ПОСЛЕ ШКОЛЫ

Образовательное

учреждение

город

факультет

Бюджет/коммерция

Приложение 9

Основные понятия и термины

Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер воздействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.

Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределения с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональная производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника. Формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по предмету - Русская словесность.

Статья по предмету - Русская словесность. Данная статья направлена на повышение рейтинга этого предмета в школьном образовании....

статья "Интеграция предметов естественно-научного цикла"

В статье описывается опыт совместной работы учителя химии и физики....

Статья "Роль предмета химии в экологическом воспитании школьников"

В данной статье рассказывается о возможности применения экологического аспекта на уроках химии....

Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена".

Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена"....

статья к предмету ИЗО "Коллективная работа в проектной деятельности"

Современный урок предусматривает проектную деятельность школьников, и урок изобразительного искусства не может остаться в стороне от новых направлений в образовательном процессе. Я попыталась сов...

Статья "РОЛЬ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО РЕГИОНА"

В статье выявлены основные проблемы преподавания предмета «Музыкальное искусство» в школе, рассмотрены ключевые вопросы и противоречия в формировании поликультурной личности в учебно-воспи...

Статья"Интеграция предметов как средство повышения качества образования учащихся"

В настоящее время большое внимание уделяется межпредметной направленности в учебном процессе. Данная статья является анализом работы по данному направлению учителей истории, обществознания и биологии....