Методическая разработка урока Автор: Турова Любовь Анатольевна, учитель биологии, МБОУ Абанская СОШ № 4.Происхождение человека. 11кл
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме
Предмет: | Биология |
Класс: | 11 |
Продолжитель-ность урока: | 80 минут |
Учебник: | Биология. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2014 |
Тема: | Происхождение человека. |
Цель: | - Исследование вопроса о происхождении человека. - Овладение учащимися системными знаниями по данной теме. - Формирование познавательной и коммуникативной компетентности учащихся. |
Задачи: | - Показать родство человека с животными на основе сравнения. - Объяснить качественное отличие человека от животных. - Выяснить роль биологических и социальных факторов в антропогенезе. |
Оборудование и дидактические материалы: | Технологические карты-модули, листки учета знаний, набор дифференцированных карточек-заданий, коллекция «Происхождение человека», компьютер, проектор, презентации. |
Тип урока: | Комбинированный. |
Методы: | Исследовательский, проблемный, метод консультации, частично-поисковый. |
Технология: | Модульная. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 143 КБ |
prezentatsiya_1.ppt | 760.5 КБ |
prezentatsiya_2.ppt | 1.71 МБ |
prilozhenie_krossvord.doc | 506.5 КБ |
prilozhenie_chaynvord.doc | 334.5 КБ |
testy_i_voprosy.docx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока Автор: Турова Любовь Анатольевна, учитель биологии, МБОУ Абанская СОШ № 4. | |
Предмет: | Биология |
Класс: | 11 |
Продолжитель-ность урока: | 80 минут |
Учебник: | Биология. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2014 |
Тема: | Происхождение человека. |
Цель: | - Исследование вопроса о происхождении человека. - Овладение учащимися системными знаниями по данной теме. - Формирование познавательной и коммуникативной компетентности учащихся. |
Задачи: | - Показать родство человека с животными на основе сравнения. - Объяснить качественное отличие человека от животных. - Выяснить роль биологических и социальных факторов в антропогенезе. |
Оборудование и дидактические материалы: | Технологические карты-модули, листки учета знаний, набор дифференцированных карточек-заданий, коллекция «Происхождение человека», компьютер, проектор, презентации. |
Тип урока: | Комбинированный. |
Методы: | Исследовательский, проблемный, метод консультации, частично-поисковый. |
Технология: | Модульная. |
Время | Содержание деятельности | Цель | Организационные формы | Действия учителя | Действия ученика |
5 мин | Знакомство с модулем. Актуализация знаний. | Обобщить имеющиеся знания. Найти противоречия. Построить план исследования. | Коллективная работа. | Постановка вопроса. Демонстрация презентации. | Озвучивание своих гипотез по данному вопросу. |
10 мин | Дискуссия по вопросу «Гипотезы о происхождении человека». | Формирование умения высказывать и доказывать свою точку зрения. | Дискуссия. | Постановка проблемных вопросов. | Диспут. |
25 мин | Работа в группах по индивидуальным заданиям. | Формирование умения работать в группе, самостоятельно работать с дополнительной литературой. | Групповая работа. Самостоятельная работа с дополнительной литературой. | Консультирует группы. | Работают в группе, распределив обязанности. Проводят самооценку своей деятельности. Заполняют листок учета. |
15 мин | Презентация деятельности групп. | Развивать умение презентовать свою деятельность и монологическую речь. | Индивидуальная работа. | Держит время выступающих. Дополняет выступление. | Выступают с отчетом о работе групп. |
5 мин | Подведение итогов деятельности. | Формирование умения делать выводы. | Коллективная работа. Беседа. | Демонстрация презентации. | Заполнение таблицы по результатам исследования. |
15 мин | Закрепление знаний. Работа по дифференцированным карточкам. | Самопроверка. Проверить уровень усвоения темы. | Индивидуальная работа. | Консультирует. | Самопроверка и самооценка. Ответы у учителя. Выставление баллов в листок учета. |
5 мин | Рефлексия деятельности. Домашнее задание. | Подготовка к ЕГЭ. Презентации. | Индивидуальная работа. | Делают совместные выводы о достижении цели урока. Консультирует. | Рефлексия действий, рефлексия чувств. Записывают домашнее задание в дневник. |
Модуль «Происхождение человека»
«Свет будет пролит на происхождение человека и его историю»
Ч.Дарвин
Спасибо за хорошую работу!
Модульная технология
Использование модульной технологии позволяет модернизировать традиционные методы обучения и помогает каждому ученику достичь поставленных дидактических задач внутри законченного блока, что способствует развитию исследовательских навыков, умению анализировать и делать выводы, и дает возможность к опережающему обучению.
В центре внимания стоит учебно-познавательная деятельность и объективный контроль результатов самих учащихся, а не поурочные планы. Каждый учащийся получает индивидуальный модуль (технологическую карту) деятельности. Весь модуль намечает близкие, средние и дальние перспективы, а учебная деятельность обеспечивается многократно повторяющейся самостоятельной работой по УЭ (учебным элементам) на основе постоянного диалога учителя и учеников. Учитель выступает в роли консультанта.
Благодаря модульной технологии на уроке реализуется исследовательская деятельность, стимулирующая самостоятельную активность учеников.
Развиваются общеучебные умения:
- Рефлексивные умения - самоанализ своей деятельности.
- Поисковые умения – самостоятельно находить информацию в дополнительной литературе, Интернете и т.д. Устанавливать причинно-следственные связи, находить варианты решения проблем, проводить исследовательскую деятельность – выдвигать гипотезу, находить доказательства.
- Оценочные умения – оценивать свою деятельность по критериям, заполнять листок учета.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве – работа в группе, умение брать на себя ответственность.
- Коммуникативные – вступать в диалог, дискутировать.
- Презентационные умения и навыки – вести монолог, умение делать презентацию.
Эта методика позволяет включить каждого ученика в образовательный процесс, сделать уроки интересными, осуществить индивидуальный подход и опережающее обучение. Ученики приобретают навыки самоанализа и самооценки.
Каждый ученик может выбирать определенную схему обучения, предусматривающую самостоятельную работу с модулем при использовании технических средств, консультаций с более успешными учениками или учителем, ставить цели, планировать результаты.
В основе организации модульного обучения лежат следующие принципы:
- ориентация на развитие самостоятельной учебной деятельности;
- стимулирование познавательной активности;
- максимально эффективное использование учебного времени за счет составления технологических карт.
Оценочный лист
Класс ______________
Ф.И. ________________________________________________
№ | Тема | Дата | Итог Роспись | ||||||
Формула результата
Число правильных ответов
Коэффициент выполнения =
Количество вопросов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Откуда я ? Каждый человек в течение своей жизни ищет ответы на вечные вопросы: Кто я? Откуда? Зачем я? И куда уйду? Поэтому учитывая, что ответ на вопрос, результат некого инстинктивного чутья, внутренней уверенности, нежели научного или еще какого подхода, то просто попробуем выяснить это.
Основные группы "убежденности происхождения ": "Дарвиновское" "Божественное" ."Инопланетное" Теории происхождения
Теория Чарльза Дарвина Сейчас в нашем мире преобладает точка зрения, высказанная в прошлом веке британским ученым Чарльзом Дар-вином, - человек произошел от обезьяны.
Основные доказательства теории Дарвина 1. Люди и обезьяны имеют очень сходное внешнее и внутреннее строение. Возможно, в далеком прошлом они имели общего предка.
Доказательства теории Ч.Дарвина. 2. Периодически на Земле рождаются люди с такими особенностями, которые встречаются только у животных, - например, хвостик на месте копчика; несколько сосков на груди в ряд, как у свиньи; лицо, полностью покрытое волосами; клыки, как у хищников. Возможно, наши далекие предки имели хвосты, клыки, множество сосков, обильную шерсть. И сейчас, спустя тысячелетия, это странным образом проявляется у некоторых представителей человеческого племени.
Доказательства теории Ч.Дарвина. 3. Антропологам удалось найти несколько останков древних людей, получивших названия неандертальцев, кроманьонцев, питекантропов. Судя по этим останкам, первобытные люди имели более примитивное строение тела, чем современные, - меньший объем черепа, низкий рост...
Этапы становления человека. Три этапа в эволюции человека Древнейшие люди Древние люди Современные (новые) люди питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек неандертальцы Кроманьонцы и современные людеи
Древнейшие люди. Питекантроп. Питекантроп - <обезьяночеловек>. Останки были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест. Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился, они пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанных камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом - все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое. Древнейшие люди жили 2 млн. - 500 тыс. лет назад.
Неандерталец. Останки неандертальцев были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 - 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия.
Современные люди. Кроманьонцы. Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останки найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция) было обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современного типа, которых и назвали кроманьонцами.
Божественная теория. (Религиозная). Все религии мира содержат, хотя порой и туманные, сказания о первых днях Земли, которые весьма близки к написанному в Библии. Так, описывая сотворение земли, Библия говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю, земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Бытие 1:1—2).
Религиозное учение. Направление религиозного учения Телеологизм Креационизм
Телеологизм и креационизм Это учение, согласно которому эволюция является способом, избранным Богом для сотворения мира и человека. Это учение имеет разные самоназвания: “православный”, “творческий”, “теистический” эволюционизм, “телеологизм”, “конкордизм” и т.п. Это исконно православное учение о происхождении живого и неживого мира посредством сверхъестественного акта творения. В XIX в. креационизм составлял вполне серьёзную научную оппозицию теориям эволюции. Виднейшим из биологов-креационистов был Жорж Кювье
Телеологизм. В Православном Предании мысль об эволюции не отторгается, а, напротив, получает новое звучание“До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному”, “Было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой — и из животного стал человек”
Креационизм. Человек с самого начала был создан в нынешнем виде. Никакой эволюции, никакого постепенного изменения внешности не было. Адам и Ева выглядели почти точно так же, как и мы, современные люди. Неандертальцы, питекантропы и кроманьонцы - это не промежуточные звенья на пути от обезьяны к современному человеку, а обычные малоразвитые люди, отклонения от нормы.
«Инопланетная» теория. Примерно три миллиона лет назад где-то вблизи экватора спустился космический десант, доставивший на Землю первых посланцев.
Посланцы из космоса. Благодаря работам археологов мы знаем, что эти поселенцы имели небольшой - около полутора метров - рост и своеобразное строение черепа. Большие глазницы, как у многих животных, ведущих ночной образ жизни, и челюсти, приспособленные к пережевыванию как растительной, так и мясной пищи, широкое носовое отверстие, свидетельствующее о хорошо развитом периферическом отделе обонятельного центра,- вот главные антропологические особенности скелетных останков австралопитеков - наших истинных прародителей.
Как быть ? Как же вопрос о происхождении человека решается современной наукой? Даже сейчас, согласно опросам, большая часть американских студентов, например, продолжает верить в то, что человек сотворён Богом, как сказано в Библии. Среди биологов по этому поводу бытует такая шутка; «Десять тысяч лет спустя существа, населяющие Землю, будут с негодованием отрицать своё происхождение от человека».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Теории происхождения человека Положение человека в системе животного мира Этапы эволюции человека Австралопитек Питекантроп Синантроп Неандерталец Кроманьонец
Существует три теории происхождения человека: Теория Чарльза Дарвина Теория креационизма Инопланетная теория
В настоящее время большинство людей склоняется к теории Чарльза Дарвина (человек имел общего предка с обезьяной)
Тип: Хордовые Подтип: Позвоночные Класс: Млекопитающие Подкласс: Плацентарные Отряд: Приматы Подотряд: Человекообразные обезьяны Вид: Человек разумный Положение человека в системе животного мира
Этапы эволюции человека Парапитеки Гиббоны, Орангутанги Дриопитеки Горилла Шимпанзе Австралопитек Питекантроп Кениапитек Неандерталец Кроманьонец Современный человек Синантроп
Впервые человек стал задумываться о своём происхождении очень давно, в доисторические времена. Каждое племя имело свой тотем - священное животное, от которого, как считалось, оно вело свой род. Почитание тотемов и теперь сохранилось у некоторых племён, живущих по обычаям предков. Очевидно, что на заре своей истории человек не видел ничего зазорного в том, что произошёл от животных, и это даже являлось предметом своеобразной гордости.
Впервые кости черепа австралопитека были обнаружены в 1924 г. в пустыне Калахари в Южной Африке, в одной из каменоломен. Череп Австралопитека крупный, с укороченным лицевым отделом, клыки не выступают за уровень соседних зубов и невелики по размерам. Австралопитек
Самой замечательной особенностью австралопитеков была их двуногая походка, о чем говорит строение их тазовых костей. Австралопитеки жили на открытой местности типа саванны. Им было важно заблаговременно увидеть приближающегося врага. Большое значение прямохождение имело и для охоты. Найденные в пещерах кости копытных животных говорят о том, что австралопитеки активно охотились и употребляли мясную пищу. Переход к мясной пищи сыграл огромную роль в дальнейшей эволюции приматов.
Питекантроп Питекантропов отличает массивная челюсть со скошенным подбородком сильно выступающая вперед. На лбу имеется надглазничный валик. Высота черепа по сравнению с современным человеком мала. Доля мозга развита сильнее, чем у обезьян. По объему мозговой коробки (900 см 3 ) питекантроп занимает промежуточное положение между обезьяной и человеком. Левое полушарие мозга больше, чем правое.
Питекантропы ведут пещерный образ жизни. Развита охота, добывание растительности. Пробуют изготовлять каменные орудия и использовать их. Искусственно добывать огонь еще не умели
Синантроп Первые находки останков были сделаны в 54 км к юго-западу от г. Пекина в пещерах одного из холмов. У синантропов замечено наличие зачаточной стадии развития подбородочного выступа, особых небольших разрастаний на язычной стороне челюстей. Также наблюдается большая примитивность формы головного мозга, характеризующаяся наличием заостренной в виде “клюва” и обращенной вниз передней части лобной доли .
Синантропы были древнейшими людьми примитивного физического строения, умевшими выделывать грубые каменные орудия и охотиться на животных; они жили коллективами и вместе изготавливали в пещерах орудия труда. Кроме того, в отличии от питекантропов, синантропы умели добывать огонь и регулярно пользовались им.
Неандерталец Первый череп взрослого неандертальца был найден в 1848 г. в каменоломне на скале Гибралтар (Испания). Для неандертальцев характерен мощный надглазничный валик и сильно покатый лоб; сплющенный сверху вниз затылочный отдел; несколько притупленный сосцевидный отросток; плоские и скошенные назад скуловые кости; верхние челюсти без клыковых ямок; массивная нижняя челюсть без подбородочного выступа. Объем мозга равен объему мозга современного человека.
Рост неандертальцев был невелик. Длина рук по отношению к длине ног была немного короче, чем у современного европейца. У них, была довольно неуклюжая походка, позвоночник имел малую выраженность изгибов, характерную для людей современного типа. Селились по берегам рек, жили прочными первобытными стадами под навесами скал. Охотились на животных, сдирали с них шкуры, разделывали туши, строили жилища. изготавливали каменные орудия. Использовали развитую речь. Возникли элементарные социальные отношения.
Кроманьонец В 1868 г. была сделана находка останков кроманьонца в пещере Кро-Маньон на р. Везере, во Франции. Это были высокорослые люди: длина их тела достигала 180 см. Вместимость мозговой коробки большая. Лицо очень широкое, надбровные дуги выступают довольно сильно в области глазниц, отсутствует сплошной и сильно выраженный надглазничный валик. Черепа кроманьонцев и других ископаемых людей современного типа имеют прямой лоб.
Для кроманьонцев характерно появление полированных, просверленных орудий, употребление глиняной посуды, приручением и одомашниванием различных животных. что означает важный шаг вперед. Все эти разнообразные и полезные достижения-культуры могли появиться только благодаря прогрессивному развитию человеческих коллективов, первобытных общин. Охота на диких животных продолжалась. Пещеры перестают служить постоянным местообитанием людей. Наряду со скотоводством возникает земледелие. Началом нового перелома в хозяйстве является открытие полезных свойств металлов. Металлургия с огромным успехом была использована людьми в ходе их дальнейшего общественного развития.
И в наши дни эволюция человека продолжается…
Предварительный просмотр:
Решите кроссворд «Происхождение человека»
По горизонтали:
2. Период кайнозойской эры, в котором происходило эволюционное формирование человека.
5. Предшественник человека, останки которого найдены в Южной Африке.
7. Человекообразная обезьяна.
8. Аппендикс.
9. Первые современные люди.
По вертикали:
1. Представитель одной из больших рас.
3. "Обезьяночеловек",
4. "Китайский человек".
5. Хвостатость у человека.
Предварительный просмотр:
Решите чайнворд «Происхождение человека»
1. Название одного из признаков, свидетельствующих о родстве человека с животными. 2. Социальный фактор антропогенеза. 3. Материалистическая теория эволюции органического мира. 4. Ученый, чье учение легло в основу теории социального дарвинизма. 5. "Китайский человек". 6. "Обезьяночеловек". 7. Одна из особенностей, присущая только человеку. 8. Наука об улучшении человеческой расы. 9. Единичное появление у человека признаков далеких предков. 10. Орган, являющийся не только орудием труда, но и продуктом его. 11. Человекообразная обезьяна. 12. Последний из геологических периодов кайнозойской эры, в который происходило формирование человека. 13. Представитель одной из рас.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Город как экосистема" по курсу биологии для 9 класса
Методическая разработка урока «Город как экосистема» по курсу биологии для 9 класса. У...
Методическая разработка урока немецкого языка «Творить искусство может лишь избранник, любить и помнить – каждый человек»
Методическая разработка урока немецкого языка «Творить искусство может лишь избранник, любить и помнить – каждый человек»о жизни и творчестве Гагарина Григория Григорьевича ...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: "В чем сила и слабость человека?" (по повести Е. В. Габовой "Дуб Толик Сергеевич"
Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме: «В чем сила и слабость человека?» (по повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич») предназначена для учителей русского языка и литера...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Тема: «Здоровое питание», 8 класс Автор: Щербак Антонина Анатольевна, учитель биологии I квалификационной категории МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» Г. Мончегорск, Мурманской области
Конспект урока составлен в соответствие с программой по биологии основного общего образования для курса 8 класса "Биоология. Человек". Глава "Пищеварение"...
Методическая разработка урока истории в 10 классе учителя МБОУ ОСОШ Спасского района Болотовой Э.В. по теме «Русские земли в период феодальной раздробленности».
Цель: Развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся. Воспитывать самостоятельность, интерес к изучаемому предмету. Задачи урока: объяснить причины феодаль...
Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")
Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные ме...