Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Тюнина Ольга Александровна

ФГОС Биология, 5 класс.Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_na_zashchitu.doc498 КБ

Предварительный просмотр:

Биология, 5 класс.

Урок 1. Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней.

Цели урока: Создать условия для:

  •  Развития Умения сравнивать условия разных сред обитания организмов;
  •  выявления особенностей приспособленности организмов к окружающей среде обитания;
  • развития умения строить речевое высказывание при характеристике среды обитания;
  • развития умение оценивать правильность выполнения учебной задачи через реализацию плана
  • для развития учебно-познавательного интереса через решение проблемной ситуации, создание ситуации успеха

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • В процессе групповой работы научиться сравнивать различные среды обитания;
  • Перечислять и кратко характеризовать черты приспособленности организмов.

Метапредметные в процессе групповой работы:

 Уметь строить речевое высказывание при характеристике среды обитания;

уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи через реализацию плана

Личностные: развивать познавательные потребности на основе развития интереса к изучаемому материалу по теме «Среда обитания. Приспособленность организмов»

 

Тип урока: урок введение новых знаний

УМК:

  • Авторская программа: Программы основного общего образования по биологии. 5 – 9 классы. Концентрический курс. Авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2015.
  • Сонин Н.И. Биология: Введение в биологию.5 кл.: учебник / Сонин Н.И., Плешаков А.А. .-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
  • Кириленкова В.Н., Сивоглазова В.И. Биология. Введение в биологию 5 класс: методическое пособие.- М.:Дрофа.

Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

Для учащихся:  рабочие  карты.

Составитель:

 Тюнина Ольга Александровна

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 1. Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу.

 Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. На столах у вас лежат рабочие листы, в верхнем уголочке нарисуйте ваше настроение, с которым вы пришли на урок.

Для организации работы на уроке давайте уточним, какое качество необходимо тебе, чтобы достичь желаемого результата

2. В течение урока оценивать работу мы будем на листах самооценки. Познакомитесь с ним (приложение)

Эмоционально настраиваются на работу

Фронтальная работа

Высказывания о личных качествах

Сам.работа

Знако-во с листом самооценки

3 мин

2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Мы продолжаем путешествие по увлекательной науке биология. Работа на уроке будет проходить в ученических группах. В течении 1 минуты распределите роли участников группы, и на полях укажите, кто какую роль выполняет.

Чтобы определить тему нашего урока посмотрите на доску:

-Мы видим, что на слайде встретились различные живые организмы. В природе они не смогли собраться вместе. Как вы думаете почему?

 Слайд 1

-крот, птица, медведь, рыба. (обсуждение в группах)

Как можно назвать то место, где живут  организмы?

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока? ( На данную работу 1 мин.)
Посмотрите еще раз на слайд,

«Что помогает обитать данному организму в этой среде?

Итак, тема урока: Среда обитания. Приспособленность живых организмов

Запишите тему в свои тетради.

Учитель записывает на доске

Работая в группе обсудите, используя тему урока «Чтобы вы знаете о средах обитания, что хотели узнать?» Сформулируйте и запишите в таблицу

Знаю

Хочу узнать

Итак, ваши предложения….

Попытайтесь сформулировать цель урока исходя из темы.

Итак цель урока: сравнить среды обитания и  выяснить черты  приспособления живых организмов к среде

Оцените свою работу (на полях в баллах) критерии оценки даны в листе самооценки

Распределяют роли

Обсуждение в группах

Обсуждение в группах темы урока, высказывание свое мнение и формулирование темы

урока

запись в тетрадь

Работа в группе

Заполняют таблицу

Предлагают несколько вариантов, выбираем вместе.

 Запишите цель урока в тетрадь

самооценка

3 мин

4. ПЛАНИРОВАНИЕ

Что нам необходимо для достижения цели урока?

Работая в группе, обсудите пункты плана, в помощь вам текст учебника с.105-109

План:

  1. Среда обитания
  1. Виды сред обитания
  2. Условия жизни сред обитания.
  3. Приспособленность живых организмов к данным условиям.

Оцените свою работу (на полях в баллах)

Ответы

Составить план работы

Работа в группах

Обсуждают, высказывают свое мнение. Варианты ответов.

Записывают в тетрадь

5 мин

5. Реализация плана.

 Чтобы решить первую задачу, я предлагаю выполнить задание №1..

Используя набор слов на интерактивной доске, составьте определение Среда обитания (Слайд 3).

Запишите определение в тетрадь

 Давайте вернемся к нашей таблице и назовем среды обитания, которые известны. (на доске одновременно с правильно названным ответом открывается название с.о в таблице)

Учитель: Обратимся к рабочим тетрадям, где дана таблица, назовите характеризующие условия среды.

Ситуация выбора варианта задания для группы.

Спикеры групп возьмите конверты с заданием.

Учитель: Каждая группа представляет результат своей работы.

Учитель: Давайте вернемся к вопросу почему в природе живые организмы  не смогли собраться вместе?

- Что помогает каждому из этих организмов обитать в данной среде?

У вас в рабочих листах представлена схема «Приспособление организмов к средам обитания»

Используя тест учебника дополните схему. ( время 2 минуты)

Учащиеся составляют, сравнивают с образцом на доске и записывают в тетрадь.

проверяют правильность выполнения задания. Находят и исправляют ошибки

.

 

Фронтальная работа

Называют условия жизни.

Работа в группе

На основе текста учебника и дополнительного материала заполняют таблицу в тетради.

3 мин

Условия жизни

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

Кислород

Достаточно

Вода

Не всегда достаточно

Изменение температуры

Значительные

Свет

Достаточно

Отчет группы

Фиксируют в таблице рабочей тетради

Учащиеся работают в группах и представляет свое решение на доске

Потому что у каждого живого организма есть приспособления для обитания в данной среде

каждая группа характеризует одну среду обитания

Итог

Наводящими вопросами помогает учащимся сделать вывод (если нет вариантов у детей)

Отвечая на вопросы, формулируют вывод

2 мин

7. Рефлексия.

Учитель:  Проверим полученные знания, выполнив тест.

Оцените свою работу.

Если вы набрали 5 баллов,

 то отметка  «5»,

4 балла  – «4»,

3 балла – «3».

Домашнее задание: Если за работу на уроке Вы получили отметку «5», то освобождаетесь от теоретического задания. Если испытывали затруднения, допустили много ошибок, поработайте с учебником  стр104 - 105.

Творческое задание. Представьте, что на Землю с дружественным визитом должна прибыть инопланетная делегация. О каких особенностях жизни на суше мы, как радушные хозяева, сразу должны предупредить гостей?

Учащиеся выполняют тест, осуществляют взаимопроверку по готовым ответам на слайде.

3мин

Вот и подошел к концу наш урок. Ребята, давайте подведем итог нашему уроку. В верхнем уголочке рабочего листа нарисуйте ваше настроение на конец урока. Закончите одно из предложений на слайде:

Сегодня я узнал….

Было интересно……

Я выполнял задания….

Я понял, что….

Я получил…..

Я смог…

Я почувствовал, что...

Оценивают свою работу на уроке

 Рабочий лист

Мое настроение в начале урока

Мое настроение на конец урока

Критерии оценки:

Самостоятельно справился с заданием – 2 б

Обращался за помощью-1б

Не справился-0б

№этап

Этапы урока

Самооценка

Целеполагание

Составление плана

Оценка работы в группе

Составление таблицы «Сравнительная характеристика сред»

Составление схемы «Приспособленность организмов к среде обитания»

Общий итог:

Перевод баллов в отметку: 4 балла – отметка 3

                                                   5-7 баллов – отметка 4

                                                   8-10 баллов – отметка 5

Среда обитания____________________________________________________________________________________________________________

Общая инструкция для всех групп

План работы для группы

  1. Прочитайте текст учебника и дополнительные источники
  2. Заполните таблицу

Индивидуальное задание 1 группе

1. прочитайте текст учебника на стр. 104-105 «Наземно-воздушная среда», заполните таблицу «Сравнительная характеристика сред обитания»

Условия жизни

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

Кислород

Не всегда достаточно

Вода

Изменение температуры

незначительны

Свет

недостаточно

Индивидуальное задание 2 группе

2.прочитайте текст учебника на стр. 105 «Водная среда», заполните таблицу «Сравнительная характеристика сред обитания»

Условия жизни

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

Кислород

мало

Вода

Не всегда достаточно

Изменение температуры

незначительны

Свет

Достаточно

Индивидуальное задание 3 группе

прочитайте текст на стр. 105 «Почвенная среда», заполните таблицу «Сравнительная характеристика сред обитания»

Условия жизни

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

Кислород

мало

Вода

всегда достаточно

Изменение температуры

Свет

Достаточно

Заполните схему «Приспособленность организмов к среде»

Домашнее задание:  всем § 23, упр.166,167, 168, 169 с.57-58

Приложение

Тест «Проверь себя»

Вариант 1

  1. Главной особенностью водной среды обитания является:

а) нехватка воды и нехватка света

б) достаточное количество воды и избыток света

в) достаточное количество воды и нехватка света

г) нехватка воды и избыток света

  1. Главной особенностью почвенной среды является:

а) повышенное содержание кислорода и углекислого газа, а также отсутствие света

б) повышенное содержание кислорода и пониженное углекислого газа, а также наличие света

в) пониженное содержание кислорода и углекислого газа, а также наличие света

г) пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа, а также отсутствие света

  1. Главной особенностью наземно-воздушной среды обитания является:

а) недостаток кислорода и избыток влаги

б) достаточность кислорода и избыток влаги

в) достаточность кислорода и недостаток влаги

г) недостаток кислорода и влаги

  1. Из каждых ста обитающих в наземно-воздушной среде видов животных умеют летать:

а) 15

б) 55

в) 75

г) 6

  1. Свет проникает в толщу воды на глубину:

а) до 100 м

б) до 200 м

в) до 400 см

г) до 3 км

  1. Животные, обитающие в почве, имеют маленькие глазки, или они у них отсутствуют по причине:

а) избыток количество влаги

б) отсутствие в почве света

в) наличие в почве твердых частичек, которые могут повредить глаза

г) недостатка кислорода и избытка углекислого газа

  1. Для дыхания в водной среде животные чаще всего используют:

а) кожу и трахеи

б) жабры

в) легкие

г) трахеи

  1. Для дыхания в наземно-воздушной среде животные чаще всего используют:

а) кожу и трахеи

б) жабры

в) легкие

г) трахеи

Ваша оценка за тест:

«5» -8 верных ответов, «3»-4 верных

«4»-7-5 верных ответов, , «2»-меньше 4.        Оценка_________________________________

Вариант 2

  1. В природе насчитывается сред обитания:

а) 1

б) 3

в) 2

г) 4

  1. Главной особенность наземно-воздушной среды обитания является:

а) нехватка кислорода и значительные изменения температуры воздуха

б) достаточное количество кислорода и значительное изменения температуры воздуха

в) нехватка кислорода и незначительные изменения температуры воздуха

г) достаточное количество кислорода и незначительное изменения температуры воздуха

  1. Главной особенностью почвенной среды является:

а) пониженное содержание кислорода и повышенное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры

б) повышенное содержание кислорода и углекислого газа, а также малое колебание температуры

в) повышенное содержание кислорода и пониженное содержание углекислого газа, а также малое колебание температуры

г) пониженное содержание кислорода и углекислого газа, значительные колебания температуры

  1. Главной особенностью водной среды обитания является:  

а) нехватка воды и значительные изменения ее температуры

б) нехватка воды и незначительные изменения ее температуры

в) достаточное количество воды и значительные изменения ее температуры

г) достаточное количество воды и  незначительные изменения ее температуры

  1. Для дыхания в наземно-воздушной среде животные используют:

а) жабры

б) кожу

в) легкие и кожу

г) жабры и кожу

  1. Дышать в водной среде животные могут с помощью:

а) легких

б) трахей или легких

в) трахей

г) жабр или кожи

  1. У обитателей почвы лучше всего развиты органы:

а) зрения

б) обоняния и осязания

в) слуха и зрения

г) слуха

  1. Замор рыб возникает в следствии:

а) высокой температуры воды

б) нехватка кислорода в воде

в) отсутствия корма

г) низкой температуры воды

Ваша оценка за тест:

«5» -8 верных ответов, «3»-4 верных

«4»-7-5 верных ответов, , «2»-меньше 4.        Оценка__________________

Выберите в группе:

Председателя - следит за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, поощрять членов группы.

Секретаря - записывает  информацию аккуратно и разборчиво

Спикера - излагает ясно и лаконично информацию и предложения, выдвинутые группой

Функции таймера - следит за временем, отведенным на работу

Выберите в группе:

Председателя - следит за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, поощрять членов группы.

Секретаря - записывает  информацию аккуратно и разборчиво

Спикера - излагает ясно и лаконично информацию и предложения, выдвинутые группой

Функции таймера - следит за временем, отведенным на работу

Выберите в группе:

Председателя - следит за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, поощрять членов группы.

Секретаря - записывает  информацию аккуратно и разборчиво

Спикера - излагает ясно и лаконично информацию и предложения, выдвинутые группой

Функции таймера - следит за временем, отведенным на работу

Наземно-воздушная среда

Наземно-воздушная среда – это газовая оболочка Земли. Значительную роль в этой среде играет воздух. Воздух необходим всему живому. Потоками воздуха разносятся плоды и семена растений, бактерии, споры грибов. В воздухе передвигаются многие животные суши. Каждый живой организм наземно-воздушной среды, даже если он находится в норе или пещере, окружен воздухом.

В ходе эволюции наземно-воздушная среда была освоена значительно позднее, чем водная. Это обусловлено тем, что выход на сушу потребовал значительной перестройки организации растений и животных, приспособления их в жизни в газообразной среде с низкой плотностью, высоким содержанием О2, высокой интенсивностью освещения и значительными колебаниями температуры и влажности в зависимости от географического положения, сезона и времени суток

Особенностью наземно-воздушной среды жизни является то, что организмы, которые здесь обитают, окружены воздухом и газообразной средой, характеризующейся низкими влажностью, плотностью и давлением, высоким содержанием кислорода. Как правило, животные в этой среде передвигаются по почве (твердый субстрат), а растения укореняются в ней.        

В наземно-воздушной среде действующие экологические факторы имеют ряд характерных особенностей: более высокая интенсивность света в сравнении с другими средами, значительные колебания температуры, изменение влажности в зависимости от географического положения, сезона и времени суток.

Жизнь в каждой среде имеет свои особенности. В наземно-воздушной среде достаточно кислорода, зато часто не хватает влаги. Особенно мало ее в степях и пустынях.

Водная среда

В водной среде чего-чего, а уж воды всегда достаточно. Температура здесь меняется меньше, чем температура воздуха. Это связано с тем, что вода, в отличие от воздуха, медленнее нагревается и охлаждается. 

Обитатели водной среды дышат кислородом, растворённым в воде. Но его в водной среде значительно меньше, чем в наземно-воздушной,  зачастую не хватает. Одни организмы, например рыба форель, могут жить только в богатой кислородом воде. Другие (сазан, карась, линь) выдерживают недостаток кислорода.

Нехватка кислорода в воде приводит иногда к катастрофическим явлениям – заморам, сопровождающимся гибелью от удушья множества водных обитателей. Зимние заморы часто вызываются образованием на поверхности водоемов льда и прекращением контакта с воздухом; летние – повышением температуры удушья воды и уменьшением вследствие этого растворимости кислорода. Чтобы кислород проникал в воду, во льду прорубают лунки.

В водной среде меньше света, чем в наземно-воздушной. В океанах и морях на глубине ниже 200 м — царство сумерек, а еще ниже — вечная тьма. Ясно, что водные растения встречаются лишь там, где достаточно света. Глубже могут жить только животные. Они питаются «падающими» из верхних слоев мертвыми остатками разных морских обитателей.

В океанах на глубине более 1 км царит непроглядная темнота. Здесь живут только те организмы, которые приспособились к подобным условиям. Некоторые имеют особые светящиеся органы, которые мерцают синим, зелёным или желтоватым светом. Они ослепляют жертву и облегчают себе охоту.

                

Почвенная среда

Почва - это особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе. Почва - это та среда, где взаимодействует большая часть элементов биосферы: вода, воздух, живые организмы. Почву можно определить как продукт выветривания, реорганизации и формирования верхних слоев земной коры под влиянием живых организмов, атмосферы и обменных процессов. Почва состоит из нескольких горизонтов (слоев с одинаковыми признаками), возникающих в результате сложного взаимодействия материнских горных пород, климата, растительных и животных организмов (особенно бактерий), рельефа местности. Для всех почв характерно уменьшение содержания органических веществ и живых организмов от верхних горизонтов почв к нижним.

        Почвенная среда — дом для множества бактерий и простейших. Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Заселили почву и самые разные животные — черви, насекомые, приспособленные к рытью звери, например кроты.

        

Обитатели почвы находят в этой среде необходимые для них условия — воздух, воду, минеральные соли. Правда, здесь меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды порой бывает чересчур много. Зато температура более ровная, чем на поверхности. А вот свет в глубину почвы не проникает. Поэтому населяющие ее животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их обоняние и осязание.

Почва – стабильная среда обитания, в которой температурный режим и увлажнение всегда изменяются плавно. Почва насыщенна организмами, количество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среда обитания организмов и ее факторы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА №153 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ И ЕЕ ФАКТОРЫ»(раздел ...

Среды обитания организмов

Урок на тему "Среды обитания" в 5 классе....

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...

"Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в них". Урок природоведения в 5 классе.

Тип урока – комбинированный урок с использованием ИКТ.Оборудование: компьютер,  проектор, презентация “Среды обитания организмов".Цели урока: - закрепить знания о многообразии...

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...