разработка урока
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

пазработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prez_plesnevye_griby_i_drozhzhi.pptx1.95 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx175.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Плесневые грибы и дрожжи Выполнила: учитель биологии первой категории МБОУ «Лицей №16 г Кызыл РТ» Ооржак Чойганмаа Киим-ооловна

Слайд 2

Цель урока Обучающая: знакомить учащихся с особенностями строения мукора и дрожжей, выяснить особенности строения, размножения и условия жизни плесневых грибов и дрожжей Развивающая: развивать умение готовить микропрепараты и наблюдать их под микроскопом и лупой, показать значение и использование этих организмов в народном хозяйстве и в медицине. Воспитывающая : формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности

Слайд 3

Этапы урока 1.Организационный этап 2. Проверка домашнего задания 3. Постановка цели и задачи 4. «Открытие» новых знаний. 5. Музыкальная физминута 6 . Закрепление нового материала 7 . Контроль обсуждение допущенных ошибок 8 . Рефлексия 9. Домашняя работа...

Слайд 4

Используемая технология ИКТ (презентация и современные интерактивные материалы в помощь учителю) Проблемное обучение Смысловое чтение Технология обучения в сотрудничестве

Слайд 5

Проверка домашнего задания:

Слайд 6

Тест 1. Как размножаются грибы? а) семенами; б) почкованием; в)спорами; г)простым делением 2. Чем питаются грибы? а) готовыми органическими веществами б) образуют на свету органические вещества. 3. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? а) из волокон; б) из гиф; в) из ситовидных труб; г) из сосудов 4. Как называется часть шляпочного гриба, находящаяся в почве? а) пенек; б) корни; в) мицелий; 5. Какую часть шляпочного гриба человек использует в пищу? а) плодовое тело; б) мицелий

Слайд 7

6 . Чем отличаются трубчатые грибы от пластинчатых? а) у трубчатых грибов пенек имеет трубчатое строение; б) у трубчатых грибов трубочки на нижней стороне шляпки больше развиты, чем пластинки; в) у трубчатых грибов споры созревают в трубочках на нижней стороне шляпки 7. Как называется сожительство грибов с корнями деревьев? а) паразитизмом б) симбиозом в) фотосинтезом 8. Как питаются шляпочные грибы? а) органические вещества всасываются вместе с водой и минеральными веществами из почвы. б) Органические вещества всасываются из корней деревьев. в) Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней деревьев. 9. Что называют микоризой или грибокорнем? (полный ответ)

Слайд 8

Ответ 1.в 2.а 3.б 4.в 5.а 6.в 7.б 8.в 9. микориза это симбиотическая связь мицелия гриба с корнями высших растений

Слайд 9

Проблемный вопрос. Что произойдет с хлебом, если он несколько дней пролежит в пластиковом пакете в теплом и влажном месте? Кто видел как бабушка или мама печет пироги? Что она добавляет в тесто, после чего оно начинает увеличиваться в размерах, расти?

Слайд 10

Сформулируйте тему урока. Запишите ее в тетрадь.

Слайд 11

Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи.

Слайд 12

Какая цель будет у нашего урока?

Слайд 13

Цель урока: изучить строение, жизнедеятельность и значение плесневых грибов и дрожжей.

Слайд 14

План урока. 1. Строение плесневого гриба мукора . 2. Строение дрожжей. 3. Значение плесневых грибов и дрожжей.

Слайд 15

Новая тема Рассказ учителя Видео

Слайд 16

Мукор - относится к классу низших грибов с нечленистым, одноклеточным мицелием (весь гриб- одна клетка). Мукор образует белую плесень на пищевых продуктах. Пеницилл - плесневый гриб. Его грибница состоит из ветвящихся нитей, которые разделены перегородками, отделяющими клетки. Дрожжи - особая группа грибов, которая не имеет типичного мицелия. Существует в виде почкующихся или делящихся клеток и их колоний.

Слайд 17

Музыкальная физкультминутка

Слайд 18

Работа в парах. Лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора» 1. Внимательно прочитайте пункт 1 параграфа 15: Гриб мукор. 2.Выполните лабораторную работу «Плесневый гриб мукор» на с. 78-79. Сравните увиденное вами с фото на презентации учителя.

Слайд 19

Гриб мукор под микроскопом.

Слайд 20

Работа в парах. 3. Выполните задание №53 в рабочей тетради (с. 34) 4. Обсудите результаты работы .

Слайд 21

Работа в парах. Лабораторная работа «Строение дрожжей». 5. Внимательно прочитайте пункт параграфа 15: Дрожжи . 6. Выполните лабораторную работу «Строение дрожжей» на с.80 учебника. Сравни увиденное с фото на презентации.

Слайд 22

Работа в парах. 7. Выполните задание №54 в рабочей тетради (с. 34) 8.Обсудите результаты работы.

Слайд 23

Работа в парах. 9.Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу товарища по следующим критериям: Критерии оценивания: приготовил(ла) микропрепарат и удалось рассмотреть все части плесневого гриба в микроскоп (1б); Зарисовал(ла) и подписал(ла) все части мукора без ошибок (возможно не значительные ошибки)(1б); Рассмотрел(ла) дрожжи, зарисовал(ла) и подписал(ла) части клетки дрожжей (1б); Сделал(ла) вывод самостоятельно (2б)/ с помощью учителя или класса (1б) Шкала оценивания «5б»-5; «4б»-4; «3б» - 3 и тд.

Слайд 24

Заполним таблицу Вопрсы Шляпочные грибы Плесневые грибы Дрожжи строение Плодовое тело , грибница грибница колония размножение споры споры почкование питание Органические вещества Органические вещества Органические вещества Значение Пища для животных и человека. В медицине Кондитерская промышленность,медицина .

Слайд 25

Подведение итогов урока. 1. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Что нового узнали о грибах? 2.Оцените свою работу на уроке : « отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Слайд 26

Работа с сигнальными карточками. Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Желтая карточка. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно.

Слайд 27

Рефлексия. Сегодня я узнал…. Было интересно… Я научился… Я понял, что… Меня удивило …

Слайд 28

Домашнее задание. Всем: параграф 15, вопросы (с. 80). На выбор : Творческое задание (на выбор) 1)Подготовить сообщение об открытии пенициллина. 2 ) Написать загадки о плесени, дрожжах, пенициллине.

Слайд 29

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ОЧК 108.jpg

Предмет: Биология

Класс: 5 класс

Тип урока: «Открытие» новых знаний

Учитель биологии: Ооржак Чойганмаа Киим-ооловна  (первая категория)

Технологическая карта изучения темы «Плесневые грибы и дрожжи»

Тема

 Плесневые грибы и дрожжи

Цель и задачи урока

Воспитывать культуру поведения при групповой работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной  и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

знать-характеристики царства грибов, отличия и сходства грибов от растений и животных.

уметь- отличать плесневые грибы от других представителей грибов, уметь использовать плесневые грибы в хозяйстве.

Метапредметные:

регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы

познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.

Личностные: сформировать мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.

Основные понятия

Мукор , пеницилл, дрожжи,

Межпредметные связи

Русский язык, экология, жизненный опыт.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- В. В.Пасечник .Биология, учебник для 5-го класса, интернет ресурс( нспортал.ру), контрольно-измерительный материал 5 класс- под редакцией Л.А. Поповой, тесты В.А Воронина.

- интерактивная  доска, маркер

- фрагмент видео «Плесневые грибы и дрожжи»,

- тетрадь

-рабочая тетрадь

-карточки

- «маршрутный лист» у каждого ученика.

-Инструкция для выполнения лабораторной работы

-микроскопы, лупы, препаровальные наборы, стекла, живой объект –гриб мукор

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах.

Используемая технология

ИКТ, проблемное обучение, здоровесберегающая, технология обучения в сотрудничестве.

Этапы урока

Цели и задачи урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Мотивация  к

деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-создать благоприятный психологический настрой на работу.

 Приветствие, проверка подготовленности к уроку.

 Приветствие учителя. Подготовка класса к работе

Здравствуйте ребята ! Говорят, что улыбка –поцелуй души. посмотрим друг на друга и подарим улыбку. Спасибо.

-Садитесь. Открывайте тетради. Правильно и красиво запишите сегодняшнее число.

- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке, напомните мне? (Шляпочные грибы)

II Актуализация знаний

Цель: проверить уровень  знаний о  шляпочных грибах.

Учитель раздает тестовые задания.

Дает 5 минут для выполнения работы, после работы проверяет выставленные оценки учениками. Работа проводится в парах.

Ответы детей на тестовое задание.

По теме шляпочные грибы.

 Проверяют тест и ставят оценки.

 Давайте сделаем тестовое задание и тем самым проверим, как вы поработали дома.

-    Выполните тест. (5-7 минут)

1. Как размножаются грибы?

а) семенами; б) почкованием; в)спорами; г)простым делением

2. Чем питаются грибы?

а) готовыми органическими веществами

 б) образуют на свету органические вещества.

3. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?

а) из волокон; б) из гиф; в) из ситовидных труб;  г) из сосудов

4. Как называется часть шляпочного гриба, находящаяся в почве?                    а) пенек;  б) корни;  в) мицелий;

5. Какую часть шляпочного гриба человек использует в пищу?                   а) плодовое тело;   б) мицелий

6. Чем отличаются трубчатые грибы от пластинчатых?

а) у трубчатых грибов пенек имеет трубчатое строение;

б) у трубчатых грибов трубочки на нижней стороне шляпки больше развиты, чем пластинки; в) у трубчатых грибов споры созревают в трубочках на нижней стороне шляпки

7. Как называется сожительство грибов с корнями деревьев?

а) паразитизмом      б) симбиозом           в) фотосинтезом

8. Как питаются шляпочные грибы?

а) органические вещества всасываются вместе с водой и минеральными веществами из почвы.

б) Органические вещества всасываются из корней деревьев.

в) Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней   деревьев.

9. Что называют микоризой или грибокорнем? (полный ответ)

Индивидуальное задание: (работа со слабыми учащимися)

Карточка1 ( муляж гриба)

Нарисовать шляпочный гриб и обозначить все части гриба?

Карточка 2

Написать значение грибов?

Обменяемся тетрадями и сделаем взаимопроверку и оцениваем друг друга. Оцениваем по следующим критериям:

«5» - 9

«4»  -  7

«3»  -  4

«2»  -  3

Задание: Что мы знаем?

Сделать кластер «Шляпочные грибы»

III  Выявление места и причины затруднения

Проблемный вопрос  (1-2 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- уточнить тему урока.

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Организует постановку цели урока.

Организует уточнение темы урока.

Организует составление совместного плана действий.

Контролирует проект учащихся.

Под руководством учителя формулируют  цель и тему  урока.

Плесневые грибы и дрожжи».

  Продолжить изучения строения грибов.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

В субботу мы посетили с вами хлебозавод и вы там познакомились с процессом изготовления хлеба. Скажите, с помощью чего? (дрожжей и муки)

Молодцы!

И какое на прошлом уроке вам было дано еще задание? (Понаблюдать, что произойдет с хлебом или булочкой, если они несколько дней пролежат в пластиковом пакете в теплом и влажном месте.)   Что вы увидели, наблюдая за хлебом? Что там появилось? (плесень).

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?  (о плесени и о дрожжах)

- А где вы видели плесень и дрожжи в вашей жизни? (Ребята приготовили краткие сообщения о значении дрожжей и плесени, давайте послушаем их). Спасибо!

 Сейчас  сформулируйте тему урока (Плесневые грибы и дрожжи).

Запишите ее в тетрадь. Давайте  вместе с вами составим план, которые мы будем обсуждать на уроке. Для этого я вам предлагаю заглянуть в маршрутный лист и заполнить таблицу «Знаю – хочу узнать».

Знаю

Хочу

Строение шляпочных грибов

Хочу узнать

Строения плесневых грибов и дрожжей

Роль плесневых грибов и дрожжей в природе

Молодцы!  Что мы должны изучить?

IV «Открытие» нового знания

(Реализация плана)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

-организовать самооценку;

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

Организует устранение  затруднений,

 индивидуальную работу.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают задание.

Строение мукора и пеницилла.

Самостоятельно делают интеллектуальную карту.

Проверяют и объясняют написанное

 Смотрим на видеофрагмент из интерактивной доски, которую я вам подготовила.

А сейчас открываем учебники

1.Внимательно прочитайте,  пункт мукор и пеницилл §15 ст.78-79 .

2.Задание: сделать интеллектуальную карту в виде ромашки Блума.

А) В чем особенность строения грибницы    мукора? пеницилла?

Б) Как они размножаются?

Молодцы!

Было интересно?

V Физминутка (Музыкальная зарядка)

Цели:

- привитие здорового образа жизни

-расслабление мышечного тонуса и нервной системы.

Организует физминутку, показывает музыкальную презентацию.

Проводят музыкальную паузу. (А шу декей оо!)

VI Закрепление нового материала

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать сравнение выращенного мукора с готовым микропрепоратом.

-организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует выполнение учащимися лабораторной работы на новое знание.

Соблюдение техники безопасности во время лабораторной работы.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками, групповую работу.

Организует самооценку

(методика Цукерман)

« Шкала оценивания»

           высокий уровень

           средний уровень

            низкий уровень

Выполняют задание самостоятельно в тетради

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Выполняют проверку задания. И помогают оценить его выполнение.

Выполняют самооценку по алгоритму.

Работа в группах

Выполняют эстафету по группам, какая группа быстрее справится с заданием

Читают сообщения.

Заполняют кластер

А сейчас у нас лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора и дрожжей»

Цель: изучить строение мукора на микропрепарате.(10мин)

Работа в парах.

На столах есть инструктивные карты для выполнения лабораторной работы.

1. Внимательно прочитайте пункт 1 параграфа 15.

2.Выполните лабораторную работу «Плесневый гриб мукор» на с. 78-79

3.Сравните увиденное вами с фото на презентации учителя.

4. Обсудите результаты работы.

5. Работа с рабочей тетрадью стр 34.

6. Внимательно прочитайте  пункт параграфа 15  «Дрожжи».

7. Выполните лабораторную работу «Строение дрожжей» на с.80 учебника и сравните увиденное. Сравните увиденное с видеофрагмента на презентации.

8.Обсудите результаты работы.

9.Обменяйтесь рабочими тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу товарища по следующим критериям:

Критерии оценивания: приготовил(ла)  микропрепарат и удалось рассмотреть все части плесневого гриба в микроскоп (1б);

Зарисовал(ла) и подписал(ла) все части мукора без ошибок (возможно не значительные ошибки)(1б); Сделал(ла) вывод самостоятельно (2б).Шкала оценивания «5б»-4 высокий; «4б»-3средний; «3б» - 2 низкий и тд.

Молодцы!  Дома  каждая группе сделать  мини- проект по рисунку «Мукор», «Пеницилл и дрожжи».

У нас была поставлена задача, изучить строение, значение плесневых грибов. Как вы думаете, была ли достигнута цель урока?

Что вы узнали на уроке?

Данный материал пригодится вам в жизни?

Какими приемами и способами, мы достигли, поставленную цель урока?

Были ли у вас затруднения?

Маршрутный лист.

Знаю

Хочу узнать

   Строение шляпочных грибов

Общую характеристику грибов

1.Особенности строения плесневых грибов и дрожжей

2.Роль плесневых грибов и дрожжей в природе

3. Лабораторная работа

4. Тестовое задание

  Оценивание ученика  4 балла –«5», 3 балла- «4»,  2 балла- «3», 1 балл- «2»

VII Рефлексия

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фиксирование  нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Раздает учащимся лист самооценки. Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценки учащихся.

Отвечают на вопросы учителя, показывают мини проекты.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Рефлексия: настроения и эмоционального состояния.

1.Настроение отличное поднимем рисунок белого гриба.

2.настроение хорошее поднимаем рисунок лисичек

3.настроение удовлетворительное поднимаем рисунок мухомора.

 

VIII Домашнее задание

Цель:

-обеспечение понимания детьми, цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает домашнее задание.

Из базового уровня параграф, выучить термины из словаря юного миколога и творческое задание, опережающее задание на следующий урок по теме Грибы-паразиты

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие вопросы.

Параграф 17, выучить термины из словаря юного миколога

1)Творческое задание (которое дано в лабораторной работе).

2) Написать сообщение о значении грибов паразитах паразитов.

3) Синквейн (пятистишье) по теме: «Грибы-паразиты».

а) существительное (что?)

б) 2 прилагательных (какой?)

в) 3 глагола (Что он делает?)

г) 1 предложение (характеристика плесневого гриба)

д) синоним к теме синквейна (что это такое?)

Молодцы!!! Спасибо за урок!

Приложение 1

Лабораторная работа: Строение дрожжей и плесневых грибов.

     Цель работы: выяснить строение хлебопекарных дрожжей и плесневых грибов (мукор)

Материалы и оборудование: микроскоп, культура гриба мукор, дрожжи,предметные и покровные стекла,

 препаровальные иглы, стаканчик с водой.

Ход работы:

1.Приготовьте микропрепорат мицелия гриба мукора, рассмотрите под микроскопом и зарисуйте.

2. На предметное  стекло поместите каплю воды. Иглой перенесите в каплю кусочек неразведенных хлебопекарных дрожжей и тщательно перемешайте. Рассмотрите клетки дрожжей под микроскопом, зарисуйте.

Возьмите тупым кончиком карандаша каплю из культуры уже разведенных в сахарной среде дрожжей и мукора. Рассмотрите их клетки под микроскопом. Чем они различаются?

3. Вывод сделать в рабочей тетради.

Список используемой литературы:

      1.В.В.Пасечник учебник для общеобразовательных  организаций «Биология» 5 класс  - М. : «Дрофа» ,2013г.

      2. Биология: Бактерии, грибы, растения: рабочая тетрадь. 5 класс к учебнику В.В.Пасечника-  М: «Дрофа», 2012г.

      3. Учебно- методические материалы для проведения лабораторных работ по биологии

        к учебнику Биология В.В. Пасечника.

      4. Методическое пособие Комплект исследования микроскопических объектов к учебнику Биология В.В. Пасечника.

      5. Контрольно-измерительные материалы Биология 5 класс- ОАО «Первая Образцовая типография», 2011г.

      6. Интерне-ресурс: нспортал.ру.

                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...