разработка урока
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока:  Путешествие в мир водорослей

Предмет: биология

Класс: 5 класс

Базовый учебник: В.В.Пасечник Биология бактерии, грибы, растения.

Тип урока: изучение нового материала

Общая дидактическая цель: познакомить учащихся с характерными общими признаками строения водорослей ,одноклеточных зеленых водорослей, как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособленности к ней.

Планируемые результаты.

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к живой природе,              формирование интеллектуальных умений.

Регулятивные УУД: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать гипотезы. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Познавательные УУД: умение работать с источниками биологической информации, а также сопоставлять информацию из разных источников.

Коммуникативные УУД: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать взаимодействие при работе в группах (паре), вступать в аргументированную дискуссию.

Оборудование: учебник,  инструктивные карточки,  таблицы «одноклеточные водоросли», раздаточный материал.

Методы обучения:  частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный, научный, исследовательский, репродуктивный.

Контроль: фронтальный контроль учителя в течение урока,  самоконтроль, взаимоконтроль

Ход урока.

1. Организационный момент

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите друг на друга улыбнулись, посмотрели на меня и улыбнулись. Я не сомневаюсь в том, что сегодня вы дружно и активно поработаете.

2. Актуализация знаний.

Фронтальная работа.

Учитель:

Все разнообразие живых организмов объединяется в царства. Сколько выделяют царств живой природы?  

Учащиеся:  4

Учитель на доске начинает составлять графическую схему.

Учитель:  Какие царства живой природы мы уже с вами изучили?

Учащиеся:  бактерии и грибы.

Вот  цветы в нашем классе какому царству они относятся ребята?

Учащиеся:  Растения.

Учитель:  Вы, наверное, обратили внимание, что бактерии и грибы обозначены желтым цветом, а растения – зеленым. Это не случайно, так как большинство растений имеют зеленую окраску.

Почему?

Учащиеся:  имеют хлоропласты, идет процесс фотосинтеза.

Молодцы заполняем схему.

Работа учителя со схемой.

                                                                               

                                   

 Учитель: Это главный признак, который отличает все растения от других царств живой природы. Царства растения объединяет более 500 видов, которые объединяются в 5 отделов. А вот какой отдел мы будем изучать сегодня на уроке, вы определите сами.

3. Формулирование темы урока. Постановка целей урока.

 Видеофрагмент  ( Почему зацвел пруд)

2. Организует диалог, подводя к формулировке цели урока: «Таким образом, исходя из названия темы урока, попробуйте сформулировать задачи нашего сегодняшнего урока

Ответы учащихся.

Тема урока:  Путешествие в мир водорослей.

 А почему они зеленые? Работа учителя со схемой.                          

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                   

                                                                                                                                         

                                                                                                                                                     

                                                                                                 

Учитель:  Водоросли мы будем изучать в течение нескольких уроков. А сегодня на уроке вы познакомитесь с признаками, по которым все водоросли объединили в один отдел. И посмотрим строение одноклеточных зеленых водорослей. Наша задача в течение урока дать общую характеристику водорослям и составить графическую схему  и изучить зеленые водоросли. Какие средства нам с вами помогут для достижения нашей цели?

Учащиеся: учебник, дополнительная литература, микроскопы, таблицы…

4. Освоение нового материала.

Видеофрагмент  (одноклеточные водоросли)

Индивидуальная работа.

Используйте статью на ваших партах    и закончите схему которую мы свами начали. Работа с учебником страница 56 .                              

 

 Отдел  Водоросли - самые древние на Земле. Среди водорослей есть одноклеточные, многоклеточные и колониальные.  Водоросли размножаются бесполым путем(простым делением), половым путем.  Их относят к низшим растениям, они не имеют ни корней ,ни стеблей, ни листьев. Распространены  в пресных и соленых водоемах, в небольшой глубине в сырых участках почвы, коре деревьев  К одноклеточным относятся  хлорелла и хламидомонада. К многоклеточным  улотрикс и спирогира ,ульва,  нителла. Одноклеточные имеют тело  талом, а многоклеточные тело (слоевище) в форме нитей или плоских листовидных образований. Число видов -13 тысяч.   Запасные питательные вещества крахмал и масла.

 Хламидомонада –одноклеточная зеленая водоросль грушевидной формы. Она движется с помощью двух жгутиков .Снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой цитоплазма с ядром, красный глазок( светочувствительное тельце),крупная вакуоль, заполненная клеточным соком. Они поглощают красные и синие лучи света. Живут на небольшой глубине. Запасные питательные вещества крахмал и масла. Хлорофилл в чашевидном пластиде, которая называется хроматофор.

 Хлорелла- широко распространен в пресных водоемах на влажной почве. Они микроскопические. Снаружи покрыта оболочкой, цитоплазма с ядром, а в цитоплазме зеленый хроматофор.

 Плеврококк  наземные водоросли их можно увидеть в нижней части деревьев, на заборах.

                                              Зеленые водоросли.

        

1.Одноклеточные                          Колониальные                             Многоклеточные

Хламидомонада                           Вольвокс                                        Ламинария и спирогра                                              2.Нитчатые водоросли

Хлорелла                                                                                                                                                    

Значение зеленых водорослей.

  • Образуют тину и заросли, в которых живут обитатели водоемов;
  • Питание для водных обитателей;
  • Хламидомонада снежная окрашивает снежные склоны гор в яркие цвета;
  • Очистка сточных вод;
  • На космических станциях.

Сообщение  - презентация (творческая работа) тема «Хлорелла и её использование человеком»

Учитель организует диалог с учащимися по проблеме.

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Каким растениям относятся водоросли к низшим или к высшим? Почему их относят к низшим растениям? (низшие, нет органов)
  2. Среди водорослей различают какие растения? (одноклеточные, многоклеточные)
  3. Какое строение имеют одноклеточные водоросли (слоевище)
  4. К одноклеточным относят каких водорослей? (хлорела, хломидомонада)
  5. К многоклеточным относят каких водорослей? (ульва,нителла, улоткрикс,спирогира)

      2. На каких глубинах обитают зеленые водоросли? (небольшие)

      3. Какие лучи они поглощают? (красные и синие)

Учитель: Таким образом, зеленый пигмент усваивает только красные и синие лучи, которые не доходят на большие глубины. Это приспособление , связанное с процессом фотосинтеза.

Итак почему они зеленые? В результате фотосинтеза какой газ выделяется ?

Куда выделяется этот кислород? (атмосфера, воду)

 Учитель: этим кислородом дышат животные водной среды

Ученики:  продолжает заполнять схему на доске. Один ученик  работает на доске с таблицей.

           

                                                                              Нет органов                                                      

Хл

Давайте посмотрим  презентацию, и рассказ о Саргассовой водоросли

Ученик: Сообщение  - презентация (творческая работа) тема «Хлорелла и её использование человеком»

Рассказ о Саргассовой водоросли.

Давайте перенесёмся в центр Атлантического океана, где почти в центре у Антильских островов есть море без берегов. Его образовали водоросли. Течение здесь слабое, поэтому они скопились в большом количестве.

В 1492 году Х. Колумб плыл на своей шхуне Санта Мария в поисках короткого пути в Индию. Путь был долог и нелегок. Вдруг смотрящий с мачты крикнул «Земля!!!». Но каково было разочарование моряков, когда они увидели огромный «водяной луг» из плавающих водорослей. Их воздушные пузыри были похожи на грозди мелкого винограда сорта «Саргацо». Так это море получило название Саргассово. Эти водоросли способны жить и размножаться на плаву!

Физминутка:

Вновь у нас физкультминутка

Наклонились ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево,раз и два.

Думай,думай голова.

Работа в парах.  С помощью презентации нарисовать, из чего состоят водоросли.  

Лабораторная  работа:  1 ряд -   Рассмотреть строение  хлорелы  (1б)

                                            2 ряд -  Рассмотреть строение хламидомонады (1б)

Учащиеся самостоятельно  выполняют задание.  (Задание 61 на странице 41- рабочая тетрадь)

Учитель контролирует работу учащихся. Учащиеся проводят взаимоконтроль.

                                         

  1. Первичное закрепление.

Тест

    1.К низшим растениям относятся растения, которые:

1) имеют побег; 2) имеют корни; 3) имеют тело – слоевище; 4) имеют всё, что перечислено ранее.

2.Для водорослей характерны следующие признаки:

1) имеют листья и стебли; 2) обитают в воде и цветут; 3) размножаются семенами;     4) имеют слоевище и ризоиды.

3.Каких водорослей не существует:

1) красные; 2) зелёные; 3) бурые; 4) синие.

4.К одноклеточным зелёным водорослям относится:

1) спирогира; 2) нителла; 3) хламидомонада; 4) порфира.

5.Хроматофор – это:

1) название водоросли; 2) большой хлоропласт; 3) орган передвижения водоросли;    4) большая вакуоль.

6.По способу питания водоросли являются:

1) автотрофами; 2) гетеротрофами; 3) оба способа питания характерны; 4) не подходит ни один из этих способов.

     7.Одноклеточная зелёная водоросль шаровидной формы:

  1. ульва; 2) нителла; 3) хламидомонада; 4) хлорелла.

8. Тело водорослей хламидомонады и хлореллы представлено:

1) нитевидным слоевищем; 2) слоевищем, имеющим ризоиды; 3) слоевищем, не имеющим ризоидов; 4) одной клеткой.

9. Какое растение относят к водорослям:

1) хламидомонаду; 2) элодею; 3) стрелолист; 4) лотос.

10. Из какой группы водорослей являются питанием для водных обитателей:

1)  бурые; 2)  зелёные; 3)  красные; 4)  все водорослей.

             

 Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1)

х

2)

х

х

3)

х

х

х

4)

х

х

х

х

     

6. Подведение итогов.

7. Рефлексия

Индивидуальная работа.

Учитель предлагает оценить учащимся свою работу по листу самооценки .

Учащиеся высказывают свое мнение, анализируя свою работу на уроке.

8. Домашнее задание.

По выбору

  1. Параграф 14 стр.56(прочитать).
  2. Рабочая тетрадь стр 42 задание 63
  3. Написать сообщение о значении многоклеточных водорослях.

Лист самооценки

ученика _______________________

1. Какова была цель урока? ____________________________________

2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________

3. Правильно или с ошибкой? __________________________________

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________

5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________

Лист самооценки

ученика _______________________

1. Какова была цель урока? ____________________________________

2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________

3. Правильно или с ошибкой? __________________________________

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________

5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________

Лист самооценки

ученика _______________________

1. Какова была цель урока? ____________________________________

2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________

3. Правильно или с ошибкой? __________________________________

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________

5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________

Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на   градуснике.                                 http://festival.1september.ru/articles/522461/img1.gif                                                                           http://img-fotki.yandex.ru/get/3703/vadikuzn.0/0_11701_6e5b17b0_M                http://static.freepik.com/free-photo/emoticons-worried-face_17-317123919.jpg                    http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSjWXBf4klntRlefYxjkecm9c7Uf4oGK91dfI4HbLYzujI3AsMtDGPjYwrU

Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на   градуснике.                                 http://festival.1september.ru/articles/522461/img1.gif                                                                           http://img-fotki.yandex.ru/get/3703/vadikuzn.0/0_11701_6e5b17b0_M                http://static.freepik.com/free-photo/emoticons-worried-face_17-317123919.jpg                    http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSjWXBf4klntRlefYxjkecm9c7Uf4oGK91dfI4HbLYzujI3AsMtDGPjYwrU

Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на   градуснике.                                 http://festival.1september.ru/articles/522461/img1.gif                                                                           http://img-fotki.yandex.ru/get/3703/vadikuzn.0/0_11701_6e5b17b0_M                http://static.freepik.com/free-photo/emoticons-worried-face_17-317123919.jpg                    http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSjWXBf4klntRlefYxjkecm9c7Uf4oGK91dfI4HbLYzujI3AsMtDGPjYwrU

Индивидуальная работа.

После выполнения лабораторной работы дается время, чтобы выполнить письменные задания на инструктивной карте, отвечая на тест и заполняя текст .

Задание №1. Работа с сигнальными карточками. Да – зеленая, Нет – красная.

Раздаются бланки для выполнения работы.

№вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

  1. Водоросли  - это низшие растения?
  2. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?
  3. Водоросли имеют органы?
  4. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?
  5. По способу питания большинство водорослей автотрофы?
  6. Водоросли живут в симбиозе с грибами?
  7. Ризоиды – это корни водорослей?
  8. Клетка водоросли имеет ядро?
  9. При половом размножении образуются гаметы?
  10. Споры – это клетки помогающие водорослям перезимовать?

По результатам работы поставьте себе оценку    9 – 10 – «5» баллов

                                                                                   6 – 8 – «4» балла

                                                                                   4 – 5 – «3» балла

 

“Кроссворд”

http://festival.1september.ru/articles/636948/img1.gif

По вертикали: 

  1. Бурая водоросль.
  2. Красная водоросль, употребляемая человеком в пищу.
  3. Водоросль, которая может развиваться на поверхности льда и снега.
  4. Особые выросты водорослей, служащие для их прикрепления к грунту.
  5. Нитчатая водоросль.
  6. Колониальная зеленая водоросль.
  7. Что образуется в водоемах из зеленой водоросли спирогиры?
  8. Как еще называются красные водоросли?

По горизонтали: 

  1. Органоид передвижения одноклеточных водорослей.
  2. Какие вещества определяют окраску водорослей?
  3. Тело водорослей.
  4. Органоид водорослей, содержащий хлорофилл.
  5. Группа водорослей, клетки которых располагаются в один ряд друг за другом.
  6. Какую бурую водоросль называют “морской капустой”?
  7. Подвижные клетки со жгутиками, образующиеся при бесполом размножении водорослей.
  8. Зеленая водоросль, называемая “морской салат”.
  9. Самые глубоководные водоросли.

                                Рассказ о Саргассовой водоросли.

  1. Давайте перенесёмся в центр Атлантического океана, где почти в центре у Антильских островов есть море без берегов. Его образовали водоросли. Течение здесь слабое, поэтому они скопились в большом количестве.
  2. В 1492 году Х. Колумб плыл на своей шхуне Санта Мария в поисках короткого пути в Индию. Путь был долог и нелегок. Вдруг смотрящий с мачты крикнул «Земля!!!». Но каково было разочарование моряков, когда они увидели огромный «водяной луг» из плавающих водорослей. Их воздушные пузыри были похожи на грозди мелкого винограда сорта «Саргацо». Так это море получило название Саргассово. Эти водоросли способны жить и размножаться на плаву!
  3. Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с различными отделами водорослей. Давайте вспомним, что нового сегодня мы узнали о водорослях?
  4. Какое значение они имеют в природе? В жизни человека?
  5. Важны ли водоросли в жизни нашей планеты?
  6. А теперь я предлагаю вам поработать в парах и на основе полученных знаний отгадать кроссворд, первые три пары получают оценку.

                                           Отдел Зеленые водоросли.

Окраска таллома зеленых водорослей отражена в названии этой группы. Хроматофор содержит пигмент хлорофилл. Число видов -13 тысяч. Распространены  в пресных и соленых водоемах, местах повышенной влажности.

Запасные питательные вещества крахмал и масла.

                                              Зеленые водоросли.

        

Одноклеточные                          Колониальные                             Многоклеточные

Хламидомонада                                                        Вольвокс                                                          Нитчатые водоросли

Хлорелла                                                                                                                                                    Ульва, Хара

Значение зеленых водорослей.

  • Образуют тину и заросли, в которых живут обитатели водоемов;
  • Питание для водных обитателей;
  • Хламидомонада снежная окрашивает снежные склоны гор в яркие цвета;
  • Очистка сточных вод;
  • На космических станциях.

Сообщение  - презентация (творческая работа) тема «Хлорелла и её использование человеком»

                                       

Отдел Красные водоросли (Багрянки)

Своеобразие красных водорослей заключается в наборе пигментов. Хроматофор багрянок содержит особые пигменты: красных – фикоэритрин и синий – фикоцианид. От соотношения этих пигментов зависит окраска таллома от малиново – красной до голубовато – стальной. Запасное питательное вещество багрянковый крахмал, который откладывается вне хроматофоров. Общее число видов  - 4 тыс. видов. Слоевище в виде кустиков – многоклеточные ветвящиеся нити. Это самая большая группа бентоса (придонная растительность).

                                                          Представители

                                            Анфельция                     Порфира

                                            Делессерия                      Филлофора

Значение Красных водорослей:

  1. Употребление в пищу (страны Восточной Азии)
  2. Корм для овец в Норвегии
  3. Сырьё для получения агар - агара
  4. Основа бентоса в тропических и субтропических широтах.

Отчет по исследовательской работе « В каком виде водоросли приходят к нам на стол?»

                                        Отдел Бурые водоросли.

Это исключительно многоклеточные, сравнительно высокоорганизованные организмы различных размеров.  Численность1500 видов. Окраска от оливково – желтой до бурой. Хроматофор содержит пигменты хлорофилла и каратиноиды (цветные). Распространены в морях и океанах всего мира, как на мелководье, так и вдали от берегов.  

Представители: фукус пузырчатый, ламинария (достигает в длину 60 м), макроцист, аскофиллум, цистозейра.

Значение:

  1. Образуют обширные заросли, убежище для морских обитателей.
  2. Важный компонент фитобентоса;
  3. Источник органического вещества в прибрежной зоне ( детрит – прибрежный ил);
  4. В промышленности извлекают соли калия, йода, брома, альгиновую кислоту;
  5. Пищевое, кормовое и диетическое значение;
  6. Косметология.

                                 Рассказ о Саргассовой водоросли.

Давайте перенесёмся в центр Атлантического океана, где почти в центре у Антильских островов есть море без берегов. Его образовали водоросли. Течение здесь слабое, поэтому они скопились в большом количестве.

В 1492 году Х. Колумб плыл на своей шхуне Санта Мария в поисках короткого пути в Индию. Путь был долог и нелегок. Вдруг смотрящий с мачты крикнул «Земля!!!». Но каково было разочарование моряков, когда они увидели огромный «водяной луг» из плавающих водорослей. Их воздушные пузыри были похожи на грозди мелкого винограда сорта «Саргацо». Так это море получило название Саргассово. Эти водоросли способны жить и размножаться на плаву!

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с различными отделами водорослей. Давайте вспомним, что нового сегодня мы узнали о водорослях?

Какое значение они имеют в природе? В жизни человека?

Важны ли водоросли в жизни нашей планеты?

А теперь я предлагаю вам поработать в парах и на основе полученных знаний отгадать кроссворд, первые три пары получают оценку.

Лист самооценки

ученика _______________________

1. Какова была цель урока? ____________________________________

2. Удалось получить результат (решение, ответ)? __________________

3. Правильно или с ошибкой? __________________________________

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? ______________________

5. Какую оценку ты бы себе поставил? ___________________________

Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на   градуснике:

                                                            http://festival.1september.ru/articles/522461/img1.gif   

                                                                    http://img-fotki.yandex.ru/get/3703/vadikuzn.0/0_11701_6e5b17b0_M           http://static.freepik.com/free-photo/emoticons-worried-face_17-317123919.jpg          http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSjWXBf4klntRlefYxjkecm9c7Uf4oGK91dfI4HbLYzujI3AsMtDGPjYwrU



Предварительный просмотр:

ОЧК 108.jpg

Предмет: Биология

Класс: 5 класс

Тип урока: «Открытие» новых знаний

Учитель биологии: Ооржак Чойганмаа Киим-ооловна  (первая категория)

Технологическая карта изучения темы «Плесневые грибы и дрожжи»

Тема

 Плесневые грибы и дрожжи

Цель и задачи урока

Воспитывать культуру поведения при групповой работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной  и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

знать-характеристики царства грибов, отличия и сходства грибов от растений и животных.

уметь- отличать плесневые грибы от других представителей грибов, уметь использовать плесневые грибы в хозяйстве.

Метапредметные:

регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы

познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.

Личностные: сформировать мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.

Основные понятия

Мукор , пеницилл, дрожжи,

Межпредметные связи

Русский язык, экология, жизненный опыт.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- В. В.Пасечник .Биология, учебник для 5-го класса, интернет ресурс( нспортал.ру), контрольно-измерительный материал 5 класс- под редакцией Л.А. Поповой, тесты В.А Воронина.

- интерактивная  доска, маркер

- фрагмент видео «Плесневые грибы и дрожжи»,

- тетрадь

-рабочая тетрадь

-карточки

- «маршрутный лист» у каждого ученика.

-Инструкция для выполнения лабораторной работы

-микроскопы, лупы, препаровальные наборы, стекла, живой объект –гриб мукор

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах.

Используемая технология

ИКТ, проблемное обучение, здоровесберегающая, технология обучения в сотрудничестве.

Этапы урока

Цели и задачи урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Мотивация  к

деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-создать благоприятный психологический настрой на работу.

 Приветствие, проверка подготовленности к уроку.

 Приветствие учителя. Подготовка класса к работе

Здравствуйте ребята ! Говорят, что улыбка –поцелуй души. посмотрим друг на друга и подарим улыбку. Спасибо.

-Садитесь. Открывайте тетради. Правильно и красиво запишите сегодняшнее число.

- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке, напомните мне? (Шляпочные грибы)

II Актуализация знаний

Цель: проверить уровень  знаний о  шляпочных грибах.

Учитель раздает тестовые задания.

Дает 5 минут для выполнения работы, после работы проверяет выставленные оценки учениками. Работа проводится в парах.

Ответы детей на тестовое задание.

По теме шляпочные грибы.

 Проверяют тест и ставят оценки.

 Давайте сделаем тестовое задание и тем самым проверим, как вы поработали дома.

-    Выполните тест. (5-7 минут)

1. Как размножаются грибы?

а) семенами; б) почкованием; в)спорами; г)простым делением

2. Чем питаются грибы?

а) готовыми органическими веществами

 б) образуют на свету органические вещества.

3. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?

а) из волокон; б) из гиф; в) из ситовидных труб;  г) из сосудов

4. Как называется часть шляпочного гриба, находящаяся в почве?                    а) пенек;  б) корни;  в) мицелий;

5. Какую часть шляпочного гриба человек использует в пищу?                   а) плодовое тело;   б) мицелий

6. Чем отличаются трубчатые грибы от пластинчатых?

а) у трубчатых грибов пенек имеет трубчатое строение;

б) у трубчатых грибов трубочки на нижней стороне шляпки больше развиты, чем пластинки; в) у трубчатых грибов споры созревают в трубочках на нижней стороне шляпки

7. Как называется сожительство грибов с корнями деревьев?

а) паразитизмом      б) симбиозом           в) фотосинтезом

8. Как питаются шляпочные грибы?

а) органические вещества всасываются вместе с водой и минеральными веществами из почвы.

б) Органические вещества всасываются из корней деревьев.

в) Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней   деревьев.

9. Что называют микоризой или грибокорнем? (полный ответ)

Индивидуальное задание: (работа со слабыми учащимися)

Карточка1 ( муляж гриба)

Нарисовать шляпочный гриб и обозначить все части гриба?

Карточка 2

Написать значение грибов?

Обменяемся тетрадями и сделаем взаимопроверку и оцениваем друг друга. Оцениваем по следующим критериям:

«5» - 9

«4»  -  7

«3»  -  4

«2»  -  3

Задание: Что мы знаем?

Сделать кластер «Шляпочные грибы»

III  Выявление места и причины затруднения

Проблемный вопрос  (1-2 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- уточнить тему урока.

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Организует постановку цели урока.

Организует уточнение темы урока.

Организует составление совместного плана действий.

Контролирует проект учащихся.

Под руководством учителя формулируют  цель и тему  урока.

Плесневые грибы и дрожжи».

  Продолжить изучения строения грибов.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

В субботу мы посетили с вами хлебозавод и вы там познакомились с процессом изготовления хлеба. Скажите, с помощью чего? (дрожжей и муки)

Молодцы!

И какое на прошлом уроке вам было дано еще задание? (Понаблюдать, что произойдет с хлебом или булочкой, если они несколько дней пролежат в пластиковом пакете в теплом и влажном месте.)   Что вы увидели, наблюдая за хлебом? Что там появилось? (плесень).

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?  (о плесени и о дрожжах)

- А где вы видели плесень и дрожжи в вашей жизни? (Ребята приготовили краткие сообщения о значении дрожжей и плесени, давайте послушаем их). Спасибо!

 Сейчас  сформулируйте тему урока (Плесневые грибы и дрожжи).

Запишите ее в тетрадь. Давайте  вместе с вами составим план, которые мы будем обсуждать на уроке. Для этого я вам предлагаю заглянуть в маршрутный лист и заполнить таблицу «Знаю – хочу узнать».

Знаю

Хочу

Строение шляпочных грибов

Хочу узнать

Строения плесневых грибов и дрожжей

Роль плесневых грибов и дрожжей в природе

Молодцы!  Что мы должны изучить?

IV «Открытие» нового знания

(Реализация плана)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

-организовать самооценку;

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

Организует устранение  затруднений,

 индивидуальную работу.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают задание.

Строение мукора и пеницилла.

Самостоятельно делают интеллектуальную карту.

Проверяют и объясняют написанное

 Смотрим на видеофрагмент из интерактивной доски, которую я вам подготовила.

А сейчас открываем учебники

1.Внимательно прочитайте,  пункт мукор и пеницилл §15 ст.78-79 .

2.Задание: сделать интеллектуальную карту в виде ромашки Блума.

А) В чем особенность строения грибницы    мукора? пеницилла?

Б) Как они размножаются?

Молодцы!

Было интересно?

V Физминутка (Музыкальная зарядка)

Цели:

- привитие здорового образа жизни

-расслабление мышечного тонуса и нервной системы.

Организует физминутку, показывает музыкальную презентацию.

Проводят музыкальную паузу. (А шу декей оо!)

VI Закрепление нового материала

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать сравнение выращенного мукора с готовым микропрепоратом.

-организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует выполнение учащимися лабораторной работы на новое знание.

Соблюдение техники безопасности во время лабораторной работы.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками, групповую работу.

Организует самооценку

(методика Цукерман)

« Шкала оценивания»

           высокий уровень

           средний уровень

            низкий уровень

Выполняют задание самостоятельно в тетради

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Выполняют проверку задания. И помогают оценить его выполнение.

Выполняют самооценку по алгоритму.

Работа в группах

Выполняют эстафету по группам, какая группа быстрее справится с заданием

Читают сообщения.

Заполняют кластер

А сейчас у нас лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора и дрожжей»

Цель: изучить строение мукора на микропрепарате.(10мин)

Работа в парах.

На столах есть инструктивные карты для выполнения лабораторной работы.

1. Внимательно прочитайте пункт 1 параграфа 15.

2.Выполните лабораторную работу «Плесневый гриб мукор» на с. 78-79

3.Сравните увиденное вами с фото на презентации учителя.

4. Обсудите результаты работы.

5. Работа с рабочей тетрадью стр 34.

6. Внимательно прочитайте  пункт параграфа 15  «Дрожжи».

7. Выполните лабораторную работу «Строение дрожжей» на с.80 учебника и сравните увиденное. Сравните увиденное с видеофрагмента на презентации.

8.Обсудите результаты работы.

9.Обменяйтесь рабочими тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу товарища по следующим критериям:

Критерии оценивания: приготовил(ла)  микропрепарат и удалось рассмотреть все части плесневого гриба в микроскоп (1б);

Зарисовал(ла) и подписал(ла) все части мукора без ошибок (возможно не значительные ошибки)(1б); Сделал(ла) вывод самостоятельно (2б).Шкала оценивания «5б»-4 высокий; «4б»-3средний; «3б» - 2 низкий и тд.

Молодцы!  Дома  каждая группе сделать  мини- проект по рисунку «Мукор», «Пеницилл и дрожжи».

У нас была поставлена задача, изучить строение, значение плесневых грибов. Как вы думаете, была ли достигнута цель урока?

Что вы узнали на уроке?

Данный материал пригодится вам в жизни?

Какими приемами и способами, мы достигли, поставленную цель урока?

Были ли у вас затруднения?

Маршрутный лист.

Знаю

Хочу узнать

   Строение шляпочных грибов

Общую характеристику грибов

1.Особенности строения плесневых грибов и дрожжей

2.Роль плесневых грибов и дрожжей в природе

3. Лабораторная работа

4. Тестовое задание

  Оценивание ученика  4 балла –«5», 3 балла- «4»,  2 балла- «3», 1 балл- «2»

VII Рефлексия

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фиксирование  нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Раздает учащимся лист самооценки. Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценки учащихся.

Отвечают на вопросы учителя, показывают мини проекты.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Рефлексия: настроения и эмоционального состояния.

1.Настроение отличное поднимем рисунок белого гриба.

2.настроение хорошее поднимаем рисунок лисичек

3.настроение удовлетворительное поднимаем рисунок мухомора.

 

VIII Домашнее задание

Цель:

-обеспечение понимания детьми, цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает домашнее задание.

Из базового уровня параграф, выучить термины из словаря юного миколога и творческое задание, опережающее задание на следующий урок по теме Грибы-паразиты

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие вопросы.

Параграф 17, выучить термины из словаря юного миколога

1)Творческое задание (которое дано в лабораторной работе).

2) Написать сообщение о значении грибов паразитах паразитов.

3) Синквейн (пятистишье) по теме: «Грибы-паразиты».

а) существительное (что?)

б) 2 прилагательных (какой?)

в) 3 глагола (Что он делает?)

г) 1 предложение (характеристика плесневого гриба)

д) синоним к теме синквейна (что это такое?)

Молодцы!!! Спасибо за урок!

Приложение 1

Лабораторная работа: Строение дрожжей и плесневых грибов.

     Цель работы: выяснить строение хлебопекарных дрожжей и плесневых грибов (мукор)

Материалы и оборудование: микроскоп, культура гриба мукор, дрожжи,предметные и покровные стекла,

 препаровальные иглы, стаканчик с водой.

Ход работы:

1.Приготовьте микропрепорат мицелия гриба мукора, рассмотрите под микроскопом и зарисуйте.

2. На предметное  стекло поместите каплю воды. Иглой перенесите в каплю кусочек неразведенных хлебопекарных дрожжей и тщательно перемешайте. Рассмотрите клетки дрожжей под микроскопом, зарисуйте.

Возьмите тупым кончиком карандаша каплю из культуры уже разведенных в сахарной среде дрожжей и мукора. Рассмотрите их клетки под микроскопом. Чем они различаются?

3. Вывод сделать в рабочей тетради.

Список используемой литературы:

      1.В.В.Пасечник учебник для общеобразовательных  организаций «Биология» 5 класс  - М. : «Дрофа» ,2013г.

      2. Биология: Бактерии, грибы, растения: рабочая тетрадь. 5 класс к учебнику В.В.Пасечника-  М: «Дрофа», 2012г.

      3. Учебно- методические материалы для проведения лабораторных работ по биологии

        к учебнику Биология В.В. Пасечника.

      4. Методическое пособие Комплект исследования микроскопических объектов к учебнику Биология В.В. Пасечника.

      5. Контрольно-измерительные материалы Биология 5 класс- ОАО «Первая Образцовая типография», 2011г.

      6. Интерне-ресурс: нспортал.ру.

                                                                                                                                                                                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Плесневые грибы и дрожжи Выполнила: учитель биологии первой категории МБОУ «Лицей №16 г Кызыл РТ» Ооржак Чойганмаа Киим-ооловна

Слайд 2

Цель урока Обучающая: знакомить учащихся с особенностями строения мукора и дрожжей, выяснить особенности строения, размножения и условия жизни плесневых грибов и дрожжей Развивающая: развивать умение готовить микропрепараты и наблюдать их под микроскопом и лупой, показать значение и использование этих организмов в народном хозяйстве и в медицине. Воспитывающая : формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности

Слайд 3

Этапы урока 1.Организационный этап 2. Проверка домашнего задания 3. Постановка цели и задачи 4. «Открытие» новых знаний. 5. Музыкальная физминута 6 . Закрепление нового материала 7 . Контроль обсуждение допущенных ошибок 8 . Рефлексия 9. Домашняя работа...

Слайд 4

Используемая технология ИКТ (презентация и современные интерактивные материалы в помощь учителю) Проблемное обучение Смысловое чтение Технология обучения в сотрудничестве

Слайд 5

Проверка домашнего задания:

Слайд 6

Тест 1. Как размножаются грибы? а) семенами; б) почкованием; в)спорами; г)простым делением 2. Чем питаются грибы? а) готовыми органическими веществами б) образуют на свету органические вещества. 3. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? а) из волокон; б) из гиф; в) из ситовидных труб; г) из сосудов 4. Как называется часть шляпочного гриба, находящаяся в почве? а) пенек; б) корни; в) мицелий; 5. Какую часть шляпочного гриба человек использует в пищу? а) плодовое тело; б) мицелий

Слайд 7

6 . Чем отличаются трубчатые грибы от пластинчатых? а) у трубчатых грибов пенек имеет трубчатое строение; б) у трубчатых грибов трубочки на нижней стороне шляпки больше развиты, чем пластинки; в) у трубчатых грибов споры созревают в трубочках на нижней стороне шляпки 7. Как называется сожительство грибов с корнями деревьев? а) паразитизмом б) симбиозом в) фотосинтезом 8. Как питаются шляпочные грибы? а) органические вещества всасываются вместе с водой и минеральными веществами из почвы. б) Органические вещества всасываются из корней деревьев. в) Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней деревьев. 9. Что называют микоризой или грибокорнем? (полный ответ)

Слайд 8

Ответ 1.в 2.а 3.б 4.в 5.а 6.в 7.б 8.в 9. микориза это симбиотическая связь мицелия гриба с корнями высших растений

Слайд 9

Проблемный вопрос. Что произойдет с хлебом, если он несколько дней пролежит в пластиковом пакете в теплом и влажном месте? Кто видел как бабушка или мама печет пироги? Что она добавляет в тесто, после чего оно начинает увеличиваться в размерах, расти?

Слайд 10

Сформулируйте тему урока. Запишите ее в тетрадь.

Слайд 11

Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи.

Слайд 12

Какая цель будет у нашего урока?

Слайд 13

Цель урока: изучить строение, жизнедеятельность и значение плесневых грибов и дрожжей.

Слайд 14

План урока. 1. Строение плесневого гриба мукора . 2. Строение дрожжей. 3. Значение плесневых грибов и дрожжей.

Слайд 15

Новая тема Рассказ учителя Видео

Слайд 16

Мукор - относится к классу низших грибов с нечленистым, одноклеточным мицелием (весь гриб- одна клетка). Мукор образует белую плесень на пищевых продуктах. Пеницилл - плесневый гриб. Его грибница состоит из ветвящихся нитей, которые разделены перегородками, отделяющими клетки. Дрожжи - особая группа грибов, которая не имеет типичного мицелия. Существует в виде почкующихся или делящихся клеток и их колоний.

Слайд 17

Музыкальная физкультминутка

Слайд 18

Работа в парах. Лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора» 1. Внимательно прочитайте пункт 1 параграфа 15: Гриб мукор. 2.Выполните лабораторную работу «Плесневый гриб мукор» на с. 78-79. Сравните увиденное вами с фото на презентации учителя.

Слайд 19

Гриб мукор под микроскопом.

Слайд 20

Работа в парах. 3. Выполните задание №53 в рабочей тетради (с. 34) 4. Обсудите результаты работы .

Слайд 21

Работа в парах. Лабораторная работа «Строение дрожжей». 5. Внимательно прочитайте пункт параграфа 15: Дрожжи . 6. Выполните лабораторную работу «Строение дрожжей» на с.80 учебника. Сравни увиденное с фото на презентации.

Слайд 22

Работа в парах. 7. Выполните задание №54 в рабочей тетради (с. 34) 8.Обсудите результаты работы.

Слайд 23

Работа в парах. 9.Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу товарища по следующим критериям: Критерии оценивания: приготовил(ла) микропрепарат и удалось рассмотреть все части плесневого гриба в микроскоп (1б); Зарисовал(ла) и подписал(ла) все части мукора без ошибок (возможно не значительные ошибки)(1б); Рассмотрел(ла) дрожжи, зарисовал(ла) и подписал(ла) части клетки дрожжей (1б); Сделал(ла) вывод самостоятельно (2б)/ с помощью учителя или класса (1б) Шкала оценивания «5б»-5; «4б»-4; «3б» - 3 и тд.

Слайд 24

Заполним таблицу Вопрсы Шляпочные грибы Плесневые грибы Дрожжи строение Плодовое тело , грибница грибница колония размножение споры споры почкование питание Органические вещества Органические вещества Органические вещества Значение Пища для животных и человека. В медицине Кондитерская промышленность,медицина .

Слайд 25

Подведение итогов урока. 1. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Что нового узнали о грибах? 2.Оцените свою работу на уроке : « отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Слайд 26

Работа с сигнальными карточками. Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Желтая карточка. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно.

Слайд 27

Рефлексия. Сегодня я узнал…. Было интересно… Я научился… Я понял, что… Меня удивило …

Слайд 28

Домашнее задание. Всем: параграф 15, вопросы (с. 80). На выбор : Творческое задание (на выбор) 1)Подготовить сообщение об открытии пенициллина. 2 ) Написать загадки о плесени, дрожжах, пенициллине.

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...