Бактерии
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Бикмаева Марьям Зуфяровна

Особенности строения бактериальной клетки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc757 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Бактерии»

1

ФИО (полностью)

Бикмаева Марьям Зуфяровна

2

Место работы

МБОУ СОШ №1 с. Средняя Елюзань Городищенского района

3

Должность

учитель

4

Предмет

биология

5

Класс

7

6

Тема и номер урока в теме

Бактерии;  урок  №  4

7

Базовый учебник

В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, 7 класс, Москва: Дрофа, 2009

8

Цель  урока

расширить и углубить знания о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки.

9

Задачи

Образовательные:

  • сформировать представления учащихся о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической.
  • познакомить учащихся с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной.
  • охарактеризовать строение цианобактерий как представителей прокариотических организмов.
  • познакомить учащихся с особенностями жизнедеятельности бактерий: способами питания, размножением, значением спорообразования в жизни бактерий.
  • вспомнить значение бактерий в природе и жизни человека.

Воспитательные:

  • формировать культуру биологической речи.
  • прививать интерес к предмету биология.
  • гигиеническое воспитание (гигиенические требования при борьбе с бактериями). Профилактика осложнений гриппа.
  • эстетическое воспитание (при использовании программных продуктов).

Развивающие:

  • развивать общеучебные умения и навыки: составлять план урока, делать биологические схемы и рисунки, заполнять таблицы, самостоятельно работать с дополнительной литературой.
  • развивать интеллектуальные умения учеников: обобщать и делать выводы на основе конкретных примеров, проводить аналогии, сравнивать биологические объекты и процессы.
  • отвечать на проблемные вопросы по данной теме с использованием программных продуктов, делать презентации на компьютере по теме сообщения.
  • формировать навыки работы с тестами в рамках подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по биологии в формате ГИА.

10

Тип урока

урок изучения нового материала с применением ЦОР

11

Формы работы учащихся

ответы на вопросы, наблюдение, анализ, выполнение задания с помощью учителя и самостоятельно., работа в группах

12

Необходимое техническое оборудование

  • компьютер, Интернет, интерактивная доска,

таблицы, иллюстрирующие строение прокариотических клеток; 

13

Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Организационный момент

Везде они и всюду

Витают и кружатся

Невидимые глазом

К нам в дом попасть стремятся

Вопрос: О ком или о чем идет речь? О каких таинственных невидимках?

Тема нашего урока просвещена одним из самых примитивных клеточных организмов – бактериям. Они настолько отличаются от других живых организмов, что их выделили в отдельное Царство Бактерии, надцарство Прокариоты (безъядерные).

Постановка цели урока совместно с учащимися

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 г. голландский ученый-натуралист Антони ван Левенгук. Он назвал их «анималькули», что означает «маленькие зверушки» по- латыни. 

Приветствие учителя

Ответ: бактерии

(познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, выявить их роль в современной  биосфере и в жизни человека.)

(читать текст учебника, рассматривать микропрепараты под микроскопом, находить информацию в дополнительной литературе)

3

Актуализация знаний

Проверка знаний об особенностях строения клеток эукариот и прокариот по остаточным знаниям прошлых лет в виде фронтального опроса.

Вопросы.

  1. Как называется наука, изучающая клетки?
  2. На какие две группы можно разделить все клетки?
  3. Второе название ядерных клеток? Безъядерных?
  4. Какие царства объединяют ядерные организмы?
  5. Какое царство является безъядерным? Второе название этого царства?
  6. Авторы клеточной теории организмов? В каком году она была сформулирована?
  7. Определите, к каким царствам живой природы относятся клетки, представленные на таблицах? Свой ответ объясните.

Изучение нового материала

http://fcior.edu.ru/card/22350/bakterii-uglublennoe-izuchenie.html

http://fcior.edu.ru/card/22350/bakterii-uglublennoe-izuchenie.html

http://fcior.edu.ru/card/22350/bakterii-uglublennoe-izuchenie.html

http://fcior.edu.ru/card/22350/bakterii-uglublennoe-izuchenie.html

  Распространение бактерий, открытие, эволюция. 

Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве. В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1 г, то есть примерно 2 тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных. Бактерии – мельчайшие из организмов, обладающих клеточным строением; их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч бактерий среднего размера. Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами; микроорганизмы изучаются микробиологией. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положилАнтонии Ван Левенгук в XVII веке. Бактерии – древнейшие из известных организмов. Следы жизнедеятельности бактерий и цианобактерий относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет.

  • Строение прокариотической клетки.     
    а) Формы клеток.

Бактерии микроскопически малы, но их скопления (колонии) нередко видимы невооруженным глазом. По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий: кокки, имеющие шарообразную форму; бациллы или палочки, - вытянутые в длину бактерии, вибрионы – дугообразно изогнутые бактерии, спириллы – бактерии с вытянутой шпорообразно извитой формой. 

б) Строение прокариотической клетки. 

На доске изображён рисунок бактериальной клетки. (Приложение 1).

Работа парами  1)Нужно приготовить микропрепарат и рассмотреть его под микроскопом;

 Техника безопасности при проведении опытов с использованием горелки.

1) Нельзя зажигать свою горелку от уже зажжённой;

2) Нельзя передвигаться по классу с горелкой в руках;

3)Для того, чтобы горелку потушить нельзя на неё дуть, достаточно накрыть крышечкой.

Приготовление микропрепарата

  1. Нанесите каплю жидкости (зубного налёта) на предметное стекло Прогрейте микробную массу над огнём, пронеся 3-4 раза (зачем мы это делаем?)
  2. Нанесите 1 каплю раствора Люголя на микропрепарат, накройте покровным стеклом
  3. Через 2 минуты посмотрите под 8* и 20* увеличением.
  4. Результат увиденного(форму бактерий зарисуйте).

  • Особенности жизнедеятельности прокариотической клетки.

а) Питание: гетеротрофы и автотрофы.

- Как питается каждая группа? Привести примеры бактерий, которые так питаются. 

По способу питания бактерии делятся на две большие группы: автотрофы и гетеротрофы. К автотрофам, не нуждающимся в веществах, произведённых другими организмами, относятся фотосинтетики (например, пурпурные бактерии и цианобактерии) и хемосинтетики (железобактерии, серобактерии, азотные бактерии). К гетеротрофам относятся паразиты (возбудители гонореи, менингита и пр.) и сапрофиты (например, бактерии гниения или брожения).

б) Способ получения энергии: аэробные и анаэробные. 

По способу получения энергии бактерии делятся на аэробов (большинство бактерий) и анаэробов (возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены). Первым для получения энергии нужен кислород, для вторых кислород бесполезен или даже ядовит.

в) Размножение: деление клетки пополам, нет полового размножения. 

Бактерии размножаются путем деления примерно каждые 20 минут (в благоприятных условиях).

г) Способ перенесения неблагоприятных условий среды: образование спор. 

При неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой, её содержимое становится более густым, жизнедеятельность почти прекращается. В таком состоянии споры бактерии могут годами находиться в глубоком вакууме, переносить температуру от –240 °С до +100 °С. Их находили невредимыми не только в почти кипящих источниках, но и внутри атомных реакторов. Споры сибирской язвы сохраняли жизнеспособность в почве десятки лет.

  • Значение бактерий в природе. 

В природе роль бактерий велика. Они широко населяют почву, выполняя роль разрушителей органического вещества. Возвращают химические элементы в биологический круговорот. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений (симбиоз) и цианобактерии усваивают атмосферный N2 и превращают его в органические соединения азота. Цианобактерии обогащают атмосферу Земли кислородом в ходе фотосинтеза. По-видимому, именно эти организмы в свое время наполнили атмосферу Земли кислородом при образовании жизни на Земле. Цианобактерии являются индикаторами загрязнения H2O в водоёмах. Они размножаются в водоёмах, загрязнённых органическими веществами, так как имеют 2 способа питания: автотрофный и гетеротрофный.

- Почему бактерии называют санитарами нашей планеты?

  • Значение бактерий в жизни человека. 

И в жизни человека роль бактерий огромна. Так, получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий. В результате жизнедеятельности бактерий получают простоквашу, кефир, сыр, кумыс, квашеную капусту, уксус, вино, а так же ферменты, спирты, лимонную кислоту, антибиотики (микробиологическая промышленность). С помощью бактерий осуществляется очистка сточных вод. Встречаются бактерии симбионты, например кишечная палочка, бифидобактерии, лактобактерии живут в кишечнике человека и помогают ему переваривать клетчатку. Велика и отрицательная роль бактерий. Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые для человека. (Бактерии гниения). Наиболее опасны болезнетворные бактерии (паразитические бактерии) – источники различных заболеваний человека и животных, таких как воспаление легких, туберкулез, аппендицит, сальмонеллезы, чума, холера и др. Поражают бактерии и растения.

Профилактика осложнений гриппа.

Записывают тему урока в тетради.

Учащиеся слушают учителя.

«Последние новости»

- бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;

- некоторые архебактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;

- в 1 грамме пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий;

- в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;

- в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.

Один учащийся подписывает части клетки, остальные делают рисунок в тетради одновременно с ним

Дети выполняют лабораторную работу

Презентация ученика.

Презентация ученика.

Закрепление знаний

Тест. . (Приложение 2).

1. Наука, изучающая бактерии, называется:

а) цитология;

б) микробиология;

в) вирусология

2. Бактерии являются организмами:

а) одноклеточными;

б) многоклеточными;

в) неклеточными.

3. Бактериальная клетка включает в себя:

а) оболочку;

б) ядро;

в) цитоплазму;

г) ядерное вещество;

д) митохондрии.

4. Образование спор у бактерий необходимо для:

а) размножения;

б) переживания неблагоприятных условий;

в) питания.

5. Для бактерий характерен способ питания:

а) фотосинтез;

б) сапрофитный;

в) паразитный;

г) хемосинтез.

6. Бактерии, превращающие в перегной мертвые организмы, называются:

а) бактерии гниения;

б) молочнокислые;

в) клубеньковые;

г) почвенные.

7. Бактерии в форме палочек – это:

а) бациллы;

б) спириллы;

в) кокки.

8. Изогнутые бактерии – это:

а) кокки;

б) спириллы;

в) вибрионы.

9. Организмы, для жизнедеятельности которых не нужен кислород, называются:

а) аэробы;

б) анаэробы;

в) автотрофы.

10. Организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества:

а) автотрофы;

б) гетеротрофы.

11. Как называется массовое заболевание людей:

а) инфекция;

б) эпидемия.

12. Первым из ученых, кто  увидел и описал клетку бактерий, был:

а) Роберт Гук;

б) Антони ван Ливенгук;

 в) Луи Пастер.

Ответы. 1 – б; 2 – а; 3 – а, в, г; 4 – б; 5 – а, б, в, г; 6 – а; 7 – а; 8 – в; 9 – б; 10 – б; 11 – б;

12 - б.

Дополнительное задание.

Выберите организмы – прокариоты. К каким группам относятся остальные организмы?

Столбнячная палочка, пеницилл, трутовик, спирогира, холерный вибрион, ягель, вирус гриппа, амеба, дрожжи, хламидомонада, кисломолочные бактерии, инфузория-туфелька, железобактерии, ламинария, бацилла, клубеньковые бактерии, лишайник.

По рисунку определите правильную последовательность образования спор у бактерий. (Приложение3 )

Б

                 А                                                                                          

Г

 В                                                                                          

Выполняют тестовую работу

Работа со схемой «Образование спор у бактерий». 

Подведение итогов урока

СИНКВЕЙН

Прием «Синквейн»(можно словами и рисунками- символами)

Структура синквейна:

1-я строчка – одно существительное,

2-я строчка – 2 прилагательных,

3-я строчка – 3 глагола,

4-я строчка – вывод из слов,

5-я строчка – завершающее слово

1. Прокариоты

2. Маленькие, безъядерные

3. Питаются, размножаются, разрушают

4. Приносят пользу и вред человеку

5. «Великие могильщики»

Домашнее задание

§ 25 . заполнить таблицу «Особенности прокариотических и эукариотических клеток», (Приложение 4 )

Признаки

Прокариотическая клетка

        Эукариотическая клетка

Ядро

Оболочка ядра

Генетический материал

Клеточная мембрана

Клеточная стенка (оболочка)

Цитоплазма

Рибосомы

Все остальные органоиды клетки

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

По рисунку определите правильную последовательность образования спор у бактерий.

                 А                                                                                            Б

 В                                                                                           Г

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Приложение 4

Особенности прокариотических и эукариотических клеток.

Признаки

Прокариотическая клетка

        Эукариотическая клетка

Ядро

Оболочка ядра

Генетический материал

Клеточная мембрана

Клеточная стенка (оболочка)

Цитоплазма

Рибосомы

Все остальные органоиды клетки

Тест.

1. Наука, изучающая бактерии, называется:

а) цитология;

б) микробиология;

в) вирусология

2. Бактерии являются организмами:

а) одноклеточными;

б) многоклеточными;

в) неклеточными.

3. Бактериальная клетка включает в себя:

а) оболочку;

б) ядро;

в) цитоплазму;

г) ядерное вещество;

д) митохондрии.

4. Образование спор у бактерий необходимо для:

а) размножения;

б) переживания неблагоприятных условий;

в) питания.

5. Для бактерий характерен способ питания:

а) фотосинтез;

б) сапрофитный;

в) паразитный;

г) хемосинтез.

6. Бактерии, превращающие в перегной мертвые организмы, называются:

а) бактерии гниения;

б) молочнокислые;

в) клубеньковые;

г) почвенные.

7. Бактерии в форме палочек – это:

а) бациллы;

б) спириллы;

в) кокки.

8. Изогнутые бактерии – это:

а) кокки;

б) спириллы;

в) вибрионы.

9. Организмы, для жизнедеятельности которых не нужен кислород, называются:

а) аэробы;

б) анаэробы;

в) автотрофы.

10. Организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества:

а) автотрофы;

б) гетеротрофы.

11. Как называется массовое заболевание людей:

а) инфекция;

б) эпидемия.

12. Первым из ученых, кто  увидел и описал клетку бактерий, был:

а) Роберт Гук;

б) Антони ван Ливенгук;

 в) Луи Пастер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....

Конспект урока "Царство бактерий. Бактерии, их строение и жизнедеятельность."

Урок посвящен харктеристике Царства Бактерий, их особенностям, дается понятие науке микробиология, сравнение бактериальной клетки с растительной. Предлагаются практические работа для выполнения их уча...

Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...

Разработка урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Строение бактерий"

Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме "Бактерии". На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка : Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии

Методическая разработка по теме: Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии ...

Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."

Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...