Класс Млекопитающие
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Ситникова Людмила Владимировна

Обобщающий урок-викторина для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-viktorina_mlekopitayushchie.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок-викторина «Класс Млекопитающие»

Цели и задачи:  повторить и систематизировать знания о строении и жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания, о роли зверей в природе и жизни человека; совершенствовать умения распознавать изученных животных по признакам; научить анализировать ответы товарищей, коллективно работать и делать выводы

Оборудование: барабан с вращающейся стрелкой, 2 табло, стойки-указатели, магнитофон, песочные часы, указка

Условия викторины:

Проводится по принципу телевикторины «Счастливый случай». Игре предшествует разминка, затем следуют 4 гейма. Участвуют: 2 команды по 5 учащихся в каждой, 2 ассистента, жюри, группа консультантов, болельщики. Две команды соревнуются в знаниях в течение всех геймов. Болельщики и все присутствующие в зале участвуют в разминке и отвечают на вопросы в случае, если команды затрудняются ответить. Группа консультантов анализирует ответы всех участников викторины, формулирует выводы. Ассистенты ведут подсчёт баллов с помощью табло и оказывают помощь ведущему.

Разминка

Участникам викторины предлагается повторить систематику млекопитающих. Ведущий называет млекопитающее, а участники – отряд или семейство, к которому оно относится.

  1. Горилла – Приматы                                                  
  2. Лошадь – Непарнокопытные
  3. Суслик – Грызуны
  4. Крот – Насекомоядные
  5. Ехидна – Однопроходные, Первозвери
  6. Кролик – Зайцеобразные
  7. Кенгуру – Сумчатые
  8. Бегемот – Нежвачные Парнокопытные
  9. Лось – Жвачные Парнокопытные
  10. Вампир – Рукокрылые
  11. Ёж – Насекомоядные
  12. Дельфин – Зубатые , Китообразные
  13. Морж – Ластоногие
  14. Слон – Хоботные
  15. Человек – Приматы
  16. Крокодил – Не млекопитающее, а рептилия
  17. Медведь – Хищные, Медвежьи
  18. Лев – Хищные, Кошачьи
  19. Норка – Хищные, Куньи
  20. Лиса – Хищные, Собачьи
  21. Горбач – Усатые, Китообразные
  22. Коза – Жвачные, Парнокопытные

Первый гейм «Круг знаний»

Цель гейма: выявить круг знаний команд по областям знаний: строение, систематика, многообразие, видовой состав млекопитающих

Вращая стрелку барабана,  команды выбирают себе вопросы. Среди разноцветных частей барабана, соответствующих той или иной области знаний, есть 4 сектора (блица) – это и есть счастливый случай. Если стрелка указывает на этот сектор, команда получает 3 блиц-вопроса подряд и только при 3 правильных ответах зарабатывает 3 балла, во всех других случаях – 0 баллов. Все остальные вопросы обсуждаются 1 минуту.

Вопросы первого гейма

Строение

  1. Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащённо дышала, высунув язык. Что с ней случилось?  (на теле собаки почти нет потовых желёз, поэтому в жаркие дни охлаждение организма достигается испарением воды с поверхности языка и дыхательных путей, что возможно при учащённом дыхании и высунутом языке)
  2. Какое значение для зверей имеет волосяной покров? Почему он не развит у китов и моржей? (волосяной покров защищает тело млекопитающих от ушибов и охлаждения; у китов и моржей развит толстый слой подкожного жира, который заменяет им волосяной покров)

Систематика

  1. Отряд Яйцекладущих иногда называют однопроходные или первозвери. Назовите представителей отряда и поясните, почему все три названия верны. (утконос и ехидна: имеют клоаку – однопроходные, примитивное строение – первозвери, размножаются откладыванием яиц – яйцекладущие)
  2. К какому отряду относится кролик, а к какому – белка? Почему?  (кролик принадлежит к отряду Зайцеобразных, так как для них характерно наличие двух рядов верхних резцов, у грызунов – белка, только одна пара резцов в верхней и нижней челюсти)
  3. Чем питание кабана отличается от питания лося? К какому отряду относятся эти звери?  (кабан питается разнообразной пищей, он – нежвачное парнокопытное, лось питается исключительно грубой растительной пищей, которую отрыгивает и вторично пережевывает, принадлежит к жвачным парнокопытным)
  4. В названии каких двух отрядов есть слово «первые»? Почему они первые?  (первозвери – первые примитивные, приматы – первые высокоорганизованные)

Многообразие

  1. Местные жители Алтая утверждают, что это животное сочетает в себе качества различных домашних животных: как и  корова, даёт молоко; с него стригут шерсть, как с овцы; хвост у него лошадиный, а хрюкает, как свинья. О ком идёт речь? (як из отряда парнокопытных)
  2. Многие века короткое название этого животного звучало,  как сигнал тревоги. Его называли – бирюк, серый помещик, бич всего живого. С ним связаны мрачные народные поверья, его именем названы ядовитые растения. О ком идёт речь? (волк)
  3. Этого животного больше не существует. Описание охоты на него встречается во многих исторических документах. Дольше всего они сохранились в Польше и Литве благодаря приказу польского короля Сигизмунда. Но, к сожалению, эти животные – родоначальники крупного рогатого скота – вымерли в 1627 году, так как человек нещадно истреблял их. Ни в одной стране не сохранилось даже его чучела. Кто этот зверь? (тур)

Краеведение

  1. В Липецкую область проникла дикая собака, родиной которой является Дальний Восток. Люди пытались развести её на зверофермах для получения высококачественной продукции (меха). Сейчас этот дикий вид распространился почти повсеместно. О ком идёт речь? (енотовидная собака)

Блиц-вопросы

  1. Молодые оленьи рога (панты)
  2. Почему у двухметровой кенгуру рождается 2-сантиметровый детёныш? (не донашивается, так как слабо развита плацента)
  3. Самое маленькое млекопитающее в мире (малая бурозубка)
  4. Процесс внутриутробного развития детёнышей у млекопитающих (беременность)
  5. Выбросы земли из подземных нор крота (кротовины)
  6. Ископаемые предки млекопитающих (зверозубые ящеры)
  7. Целебный напиток из кобыльего молока (кумыс)
  8. Детёныш тюленей (белёк)

Второй гейм «Ты – мне, я – тебе»

В этом гейме команды задают друг другу вопросы и через 1 минуту дают ответы. Консультанты отмечают лучший вопрос и засчитывают команде дополнительный балл.

Третий гейм «Устами младенца»

Командам предстоит ответить на детские вопросы, но ответы должны быть верными с точки зрения биологии (Вопросы заранее записываются на магнитофон)

  1. В мультиках и сказках зайца часто называют косым. За что его так прозвали?  (глаза у зайца выпуклые и находятся по бокам головы, что даёт ему обозрение на 3600, благодаря этому зайцы спасаются от погони)
  2. В сказке «Конёк-горбунок» есть фраза «Чудо-юдо-рыба-кит». Что неверно в этой фразе с точки зрения биологии? (кит не рыба, а млекопитающее)
  3. У моей бабушки в деревне есть корова. Она пасётся на лугу и даёт молоко. А правда, что есть морские коровы? (морская, или Стеллерова,  корова существовала до 1768 года, пока её не истребили из-за вкусного мяса, она питалась водорослями «морской капустой»)

Четвёртый гейм «Дальше, дальше…»

Команды соревнуются, кто больше предложит правильных ответов на вопросы ведущего.

  1. Сумчатое яйцекладущее, питающееся термитами (ехидна)
  2. Главный признак млекопитающих (вскармливание детёнышей молоком)
  3. Особенности зубной системы у насекомоядных (все зубы одинаковые)
  4. Другое название беззубых китов (усатые)
  5. Самый крупный олень (лось)
  6. Перечислите человекообразных обезьян (гиббон, горилла, орангутанг, шимпанзе)
  7. Мускусный бык Арктики (овцебык)
  8. Почему у грызунов резцы стираются от грубой растительной пищи, но не уменьшаются в размерах? (постоянно растут)
  9. Бактерицидное вещество, входящее в состав слюны и заживляющее раны (лизоцим)
  10. Горный лев (пума)
  11. Чем лев отличается от львицы? (гривой)
  12. Самый многочисленный отряд млекопитающих (грызуны)
  13. Группа волков, во главе которой стоит старый вожак (стая)
  14. Домашнее зайцеобразное (кролик)
  15. Мускусная крыса (ондатра)
  16. Самое крупное млекопитающее (синий кит)
  17. Имя какого учёного носит дикая лошадь, которая сохранилась только в неволе? (Н.М.Пржевальского)
  18. Как иначе называют бегемота? (гиппопотам)
  19. Сколько шейных позвонков и жирафа и мыши? (семь)
  20. Самый высокоорганизованный отряд млекопитающих (приматы)
  21. Звуки, не воспринимаемые ухом человека, но воспринимаемые рукокрылыми (ультразвуки)
  22. Летучие мыши, питающиеся кровью теплокровных животных (вампиры)
  23. Мышевидный грызун, на кончике хвоста имеющий роговые чешуйки (крыса)
  24. Способ ориентации летучих мышей в пространстве (эхолокация)
  25. У кого длиннее кишечник: у овцы или собаки? (у овцы)
  26. Какой палец наиболее развит у лошадей? (третий, средний)
  27. У хищных на конечностях  – когти, у копытных – копыта, а у приматов   (ногти)
  28. Нежвачное всеядное дикое парнокопытное  с хорошо развитыми клыками (кабан)
  29. Единственный дикий вид непарнокопытных в России (кулан)
  30. Мышечная перегородка, разделяющая грудную и брюшную полость, участвующая в дыхании (диафрагма)
  31. Что значит слово «приматы»?  (первые)
  32. Самый высокоорганизованный примат (человек)
  33. Самый маленький хищник (ласка)
  34. Самый крупный хищник (белый медведь)
  35. Игольчатый грызун (дикобраз)
  36. Каких зубов нет  у грызунов?  (клыков)
  37. Дикая полосатая лошадь (зебра)
  38. Самый крупный грызун (водосвинка)
  39. Вымершее млекопитающее их отряда Хоботных (мамонт)
  40. Сыр из овечьего молока (брынза)
  41. Родоначальник пород домашних овец (муфлон)
  42. Родоначальник пород домашних лошадей (тарпан)
  43. Сумчатый медведь (коала)
  44. Самое скоростное млекопитающее (гепард)
  45. Безволосое ластоногое с длинными клыками (морж)
  46. Чем самцы оленей внешне отличаются от самок (у них есть рога)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".

Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется  при ...

МОДУЛЬНЫЙ УРОК «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»

МОДУЛЬНЫЙ УРОК  «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»...

Обобщающие уроки "Класс Птицы", "Класс Млекопитающие"

В презентации основной целью является - закрепить и углубить знания учащихся 7 класса по теме "Класс Птицы". Я предлагаю выполнить тестовые задания, ответить на фотовопросы викторины, к вопросу подобр...

Урок биологии. 7 класс. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы». (Презентация).

Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы....

Проверочная работа по биологии 7 класс по теме"Класс Млекопитающие"

Проверочная работа по биологии составлена в форме ЕГЭ. Состоит из трех видов заданий: с выбором одного правильного ответа,с выбором нескольких ответов и с развернутым логическим ответом на вопрос . Ра...

Разработки вводных уроков в технологии РКМЧП по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».

Разработки  вводных уроков по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».      Данный выбор не случаен и обусловлен тем, что на трех уроках одного...

Открытый урок "Класс Млекопитающие. Внутреннее строение млекопитающих"

В данной методической разработке представлен подробный план урока, разработаны подробно этапы урока, представлен дидактический материал....