Урок по теме "Расы" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Шамазова Наталья Сергеевна

Материал урока отвечает требованиям технологии "педагогическая мастерская". Целью урока является формирование понятия раса, выявление основных характеристик cуществующих рас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasy_cheloveka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Расы человека» 8 класс

Цель: формирование понятия раса, выявление основных характеристик cуществующих рас.

Задачи:

  1. Определить единство физиологического и генетического типа современного человека, принадлежность всех людей к одному виду. Показать вред расистских теорий.
  2.  Развивать умение работать в группе, характеризовать (описывать), сравнивать, обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы), применять знания, оценивать себя и свои знания.
  3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, эстетические чувства, интерес и любовь к предмету.

Ведущая технология: творческая мастерская.

Оборудование: листы ватмана, листы писчей бумаги, фломастеры, клей, ножницы, файлы с заданиями, карточки-инструкции. Мультимедийное оборудование. Компьютерная презентация.

(Примечание: столы в классе расставлены таким образом, чтобы было удобно работать в командах.)

Подготовка учащихся к уроку 

1. Учащимся накануне зачитываются и поясняются принципы и правила ведения мастерской.

Ход урока

I. Индукция (наведение)

Деление класса на команды.

Перед началом работы предлагается два мнения:

  1. Все расы имеют равные права.
  2. Расы делятся на высшие и низшие, более примитивные.

Учащиеся поднимают руки и соглашаются с тем или иным мнением, есть группа воздержавшихся.

II. Работа с материалом

Деконструкция 

Учитель раздает командам файлы с заданиями. В файле опоры для составления характеристики расы.

Реконструкция 

Из предлагаемых опор  необходимо выбрать те, которые имеют отношение к теме «Расы человека». 1. Определите признаки расы (составьте схемы-опоры). Выдвиньте гипотезы по возможным причинам различий между расами.  

Социализация 

Команды зачитывают выбранные слова вслух. Представляют расы. Можно использовать этот этап для побуждения к творчеству.

Реконструкция 

Сравните данные расы по основным признакам, найдите черты сходства.  Предположите, почему появились различия между расами. Прочитайте определение вида, к какому выводу вы пришли? Что такое раса? Дайте свое определение. Расположите карточки раса, народ, народность, нация в правильной последовательности, приклеив их на ватман. Дайте определение этим терминам. (Другой вариант соотнести термин и его определение).

Социализация 

Взаимодействие учащихся с другими командами. Взаимопомощь.

Афиширование 

Команды вывешивают свои работы на стенде. Учащиеся рассказывают о признаках рас по опорам. Дают определение терминам.

III. Разрыв

Ответьте на вопрос, который записан на доске. Какое мнение с точки зрения биологии является верным?

Социализация 

Работа в команде.

Афиширование 

Каждая команда предлагает обоснование выбранного мнения.

IV. Рефлексия

Вариант 1 (если времени достаточно). Приведите 2–3 аргумента в пользу того, что тему «Расы человека» необходимо изучать в курсе биологии средней школы.

Вариант 2 (если времени недостаточно). Довольны ли вы уроком; своей работой на уроке; каково ваше эмоциональное состояние? Ответы запишите на листочке и, уходя, прикрепите на стенд.

V. Домашнее задание

Заполните таблицу «Расы человека». Сделайте вывод.

Приложение

Опоры для работы по выявлению признаков рас:

черная и коричневая кожа

курчавые черные волосы

широкий нос

толстые губы

черные глаза

глаза широко открыты

желтоватая кожа

жесткие прямые волосы

широкое лицо с выдающимися скулами плоский нос

узкий разрез глаз  

верхнее веко закрыто кожной складкой

борода и усы растут слабо

светлая кожа

мягкие волнистые волосы лицо узкое узкий нос

складка верхнего века отсутствует

губы тонкие

обильно растущие волосы на лице у мужчин

смуглая кожа

ВИД HOMO  SAPIENS

Монголоидная раса

1 млрд.

(Ц. и В. Азия,

Сибирь, Индонезия

Экваториальная раса

170 млн.

(Африка, Океания)

Европеоидная раса

1,4 млрд

(Европа, Зап. Азия, Сев. Африка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....