Рабочая программа элективного курса «Азбука здоровья»
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Русанова_Людмила
Программа элективного курса «Азбука здоровья» составлена на основе программы Лопуги Е. В. «Культура здоровья» М., 2006г. Одна из главных забот, особенно характерная для юношеского возраста, — забота о физической внешности. Физическая красота несет в себе потенциал формирования духовной и душевной сфер личности взрослеющего человека. Она развивает его эстетический и художественный вкус, прививает чувство гармонии, меры, такта, учит критически оценивать себя и стремиться к самосовершенствованию. Красота неотделима от физического здоровья. Программа данного курса объединяет сведения ряда учебных дисциплин, таких как биология, физиология, гигиена и направлена на приобретение и закрепление детьми практических навыков здорового образа жизни и здоровье преумножающих стереотипов поведения.Программа курса предусматривает проведение психологической работы по принятию недостатков внешности, в результате чего приобретается чувство уверенности в себе. В ходе занятий в ненавязчивой, но убедительной форме проводится воспитательная работа по таким серьезным проблемам, как курение, алкоголизм, наркомания, подчеркивается несовместимость этих пагубных пристрастий со здоровьем и красотой. Программа элективного курса эколого-биологического направления «Азбука здоровья» рассчитана на средний школьный возраст (8 класс, 13-15 лет). Предусмотрено ознакомление воспитанников с приемами оказания доврачебной помощи, развитие у детей инициати¬вы и качеств, необходимых ответственному, милосердному человеку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Азбука здоровья» составлена на основе программы Лопуги  Е. В. «Культура здоровья» М., 2006г. Одна из главных забот, особенно характерная для юношеского возраста, — забота о физической внешности. Физическая красота несет в себе потенциал формирования духовной и душевной сфер личности взрослеющего человека. Она развивает его эстетический и художественный вкус, прививает чувство гармонии, меры, такта, учит критически оценивать себя и стремиться к самосовершенствованию. Красота неотделима от физического здоровья. Программа данного курса объединяет сведения ряда учебных дисциплин, таких как биология, физиология, гигиена и направлена на  приобретение и закрепление детьми практических навыков здорового образа жизни и здоровье преумножающих стереотипов поведения.Программа курса предусматривает проведение психологической работы по принятию недостатков внешности, в результате чего приобретается чувство уверенности в себе. В ходе занятий в ненавязчивой, но убедительной форме проводится воспитательная работа по таким серьезным проблемам, как курение, алкоголизм, наркомания, подчеркивается несовместимость этих пагубных пристрастий со здоровьем и красотой. Программа элективного курса эколого-биологического направления «Азбука здоровья» рассчитана на средний школьный возраст (8 класс, 13-15 лет). Предусмотрено ознакомление воспитанников с приемами оказания доврачебной помощи, развитие у детей инициативы и качеств, необходимых ответственному, милосердному человеку.

Цели обучения:

  • предоставить сведения по проблемам красоты и здоровья, ознакомить с оптимальными методиками обеспечения здорового образа жизни и красоты в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • содействовать формированию осознанного выбора здорового образа жизни;
  • способствовать формированию практических способностей и умений учащихся применять на практике воздействие различных советов и самим регулировать бытовой комфорт, реализуя при этом свои творческие возможности.

Задачи курса:        

                        1.образовательные:

  • овладение знаниями о биологических, физиологических, социально-психологических составляющих здоровья человека;
  • приобретение, закрепление практических навыков здорового образа жизни и здоровье преумножающих стереотипов поведения;
  • обучение умению вести себя соответственно месту и обновке.

                          2.развивающие:

  • формирование мотивации и развитие стремления быть здоровым;
  • создание условий для развития и реализации творческого потенциала школьников, достижения гармонии душевных и физических качеств, для приобретения знаний о здоровье человека, здоровом образе жизни.

                           3.воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и за здоровье окружающих;
  • воспитывать такие положительные качества личности, как взаимопомощь, умение поддержать в трудной ситуации, милосердие, уважение к себе и к окружающим.

Содержание курса

Название раздела. Методическое содержание.

1

Здоровье и его факторы. Основные правила здорового образа жизни. 

Здоровье и факторы, формирующие его. Здоровый образ жизни.

Обозначить все факторы, формирующие здоровье: психологические, социальные, личностные, бытовые и др. Дать различные определения здоровья. Выяснить, в чём заключается суть высказывания «вести здоровый образ жизни». Истоки данного высказывания. Как понимали это выражение в Древнем Риме, в Древней Греции.

Основные правила здорового образа жизни. Вред курения, алкоголя, наркотиков. Формирование мотивации здоровья. Вспомнить и, если необходимо, вывести основные правила здорового образа жизни. Беседа по основным правилам здорового образа жизни: правильное питание, занятие спортом, соблюдение гигиены, достаточный сон и т.д. Зависимость внешнего вида от внутреннего состояния организма. Несовместимость красоты и здоровья с пагубными привычками (курением, употреблением алкоголя, наркоманией). Побеседовать о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Показать наглядно, что происходит с организмом человека, когда он является рабом вредных привычек. Почему престижно быть здоровым. Беседа о зависимость благополучия, как социального, материального, так и психологического, от физического здоровья.

2

Возрастные основы здоровья.  Диагностика здоровья.  

Основные возрастные периоды развития человека. Оценка физической подготовленности. Комплексный подход к оценке состояния здоровья человека.

Подробное раскрытие особенностей каждого периода, особенно пубертатного. Темперамент, его классификация: холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики. Определение характера по психологическим данным. Как диагностировать своё здоровье, не прибегая к помощи медиков: симптомы недомогания, изменения самочувствия. Какие симптомы и чём говорят. Пульс, артериальное давление, температура тела, кардиограмма. Знакомство с измерительными приборами – термометром, тонометром, измерение температуры тела, артериального давления, пульс и его измерение.Определение физической подготовленности. Практическая работа: измерение при помощи секундомера пульса в спокойном состоянии и при физической нагрузке; физическая выносливость – прыжки со скакалкой – количество времени, темп.

3

Классификации систем, методов и средств оздоровления .

Природные средства оздоровления. Действие стихий, флоры и фауны на человека.

Вода, растения, животные, полезные ископаемые, химические соединения как природные средства оздоровления. Оздоровительная сила мягкой воды, минеральные воды. Их классификация и показания к применению. Естественные факторы природы как обязательное условие обеспечения здоровья.

Влияние погодных условий на здоровье, самочувствие человека. Перепады атмосферного давления и их воздействие на артериальное давление. Как реагирует организм на смену погоды.

Взаимодействие человека и природы. Влияние деятельности человека на природу и ответное воздействие изменений в природе на здоровье человека. Техногенные катастрофы. Последствия техногенных катастроф для природы и человека. Воздействие техногенных изменений в природе на генетический (наследственный) материал человека и проявления генетических изменений в последующих поколениях.

Действие солнца, земли, воды, воздуха, огня, флоры и фауны на человека. Качество воды - мягкая, жесткая. Температура воды и ее влияние на кожу. Качество воздуха и здоровье человека. Фаунотерапия. Лекарственные растения, которые могут нанести непоправимый вред здоровью.

4

Оздоровительные свойства движений. Движение и здоровье. 

Движение и здоровье.

Эволюционные предпосылки двигательной активности; понятие о гиподинамии, стрессе, соотношение умственного и физического труда. Мышечная ткань, ее значение; деление на гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань, ее строение и функции. Общая характеристика. Мышцы, их характеристика. Две функции мышечной ткани. Работа мышц. Основные принципы и методика использования нагрузок в оздоровительной работе. Сочетание мышечных нагрузок с другими средствами оздоровления. Пассивный и активный отдых.

Значение осанки для состояния здоровья. Методы изменения соматического здоровья путем коррекции осанки.

5

Дыхательные гимнастики.

Анатомо-физиологические особенности функции дыхания в различных возрастных периодах.

Значение дыхания. Строение органов дыхания. Воздухоносные пути - полость рта, носоглотка, гортань, бронхи. Дыхательная часть - легочные альвеолы. Гортань - орган звукообразования. Механизм вдоха и выдоха. Условия газообмена в легких, в тканях. Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Дыхание при различных условиях. Защитные свойства носовой слизи.

Типы дыхания: носовое, диафрагмальное, брюшное, глубокое, поверхностное и др.

Типы дыхания. Кашель.  Вдох-выдох - сложный нервно-мышечный акт. Типы дыхания - грудное, брюшное, смешанное. Частота дыхания у взрослых и у детей. Одышка. Удушье. Астма. Кашель - защитный рефлекторный акт.

Влияние дыхания на работу органов и систем организма.

Гигиена дыхания. Гигиена воздуха. Целительная сила чистого воздуха. Борьба с загрязнением воздуха. Вред пыли для здоровья. Профилактика заболевания гриппом. Насморк и простуда. Вред курения.

Классификация дыхательных систем, методов, и видов дыхательных упражнений. Цели и задачи дыхательных упражнений. Антистрессовая дыхательная гимнастика, зевательная гимнастика, звуковая гимнастика, закаливающая дыхательная гимнастика и др.

6

Стресс.  Иммунитет.

Понятие о стрессе. Фазы стресса. Виды стресса. Методы и средства снятия стресса. Стрессо-профилактика.  

Психологический, физиологический, гормональный стресс. Стрессо-терапия как глобальный метод выведения из глубокого стресса противоположной итиологии. Психотерапия, трудотерапия, отдых как средство против стресса, антистрессовые беседы. Понятие об иммунитете. Пути повышения иммунной защиты. Прививки. Закаливание организма. Виды иммунитета: искусственный, естественный; гуморальный, клеточный. Роль прививок в защитной реакции организма. Воспаление и его роль в самозащите организма. Воспаление - реакция всего организма. Антибиотики, их открытие и применение. Средства укрепления иммунитета, как естественные, так и созданные человеком. Понятие об ОРЗ, чем вызываются.

7

Психогигиена оздоровления.

Понятие об аутотренинге, психологической саморегуляции, активном воображении.  Психотехнические игры и упражнения.

Аутотренинг и его составляющие. Понятие и применение активного воображения в повседневной жизни. Мечта и влияние её на перспективы жизни.

8

Методы оказания скорой доврачебной помощи.

Методы оказания скорой доврачебной помощи.

Общее понятие о травме. Механическая травма. Ссадины - поверхностные повреждения кожи. Кровоподтеки - результат ушибов и повреждений подкожных сосудов с кровоизлиянием в подкожную клетчатку.

Оказание доврачебной помощи при: переломах костей, вывихах, растяжении связок. Наложение повязок. Переломы костей, их деление на травматические и патологические. Деление травматических переломов на открытые и закрытые. Оказание доврачебной помощи. Вывих - смещение суставных поверхностей костей по отношению друг к другу. Оказание доврачебной помощи при вывихах. Вред самолечения. Растяжение связок голеностопного сустава. Оказание первой помощи.

Накладывание повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы, повязка на палец руки или стопы, восьмиобразная повязка на голеностопный сустав. Косыночная повязка на предплечье или плечо. Наложение шин на верхние и нижние конечности.

Оказание первой помощи при кровотечениях.

Кровотечение наружное и внутреннее, их характеристика. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждению заражения раны. Индивидуальный перевязочный пакет первой помощи. Дезинфекция рук и перевязочного материала. Остановка кровотечения посредством прижатия артерии пальцем, наложение давящей повязки. Наложение жгута при ранении крупных сосудов.

Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа.

9

Стратегия и тактика оздоровительной работы.

Определение модели оздоровления.

Здоровье как конечная цель оздоровления. Увеличение количества здоровья как тактическая задача. Сочетание средств и методов оздоровления. Последовательность использования средств оздоровления. Обливание - как один из видов закаливания. Обтирание - как метод закаливания, лечебные обтирания и гигиенические.

Обтирание с обливанием с лечебной целью. Душ: гигиенический, лечебный, циркулярный. Компрессы: согревающие, горячие, холодные. Сухое тепло и холод.

Определение средств оздоровления.  Принципы построения программы индивидуального оздоровления.

Критерии адекватности используемых средств и методов. Принципы регламентации нагрузки при оздоровлении. Разработка программы использования средств и объемов нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями человека. Практическая работа: Разработка программы.

Тематическое планирование.

п/п

Название разделов и тем

НРК

Количество часов

1

Здоровье и его факторы.  Основные правила здорового образа жизни.

Социальные и бытовые условия жителей

г. Саяногорска как фактор формирования здоровья.

Наличие спортивных комплексов, бассейнов, спортивных школ в г. Саяногорске - путь к развитию здорового образа жизни.

5

2

Возрастные основы здоровья. Диагностика здоровья

Медицинские осмотры, диспансеризация населения в РХ и г. Саяногорске.

3

3

Классификации систем, методов и средств оздоровления

Природа Хакасии как метод оздоровления  населения.

3

4

Оздоровительные свойства движений. Движение
и здоровье

4

5

Дыхательные гимнастики

Профилактика заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём, статистика по гриппу и ОРВИ.

4

6

Стресс. Иммунитет

Статистика профилактических прививок в РХ и г. Саяногорске.

5

7

Психогигиена оздоровления

2

8

Методы оказания скорой доврачебной помощи

Наиболее травмоопасные территории в г.Саяногорске

4

9

Стратегия и тактика оздоровительной работы

4

Результаты обучения:

  • приобретение знаний о назначении и применении различных оздоровительных средств по поддержанию своего здоровья;
  • повышение уровня компетентности в области наук о человеке и его здоровье: биологии, анатомии, биомеханики, физиологии: мотивация здоровья и здорового образа жизни;
  • диагностировать и оценивать состояния индивидуальный уровень здоровья,  физической подготовленности, комплексно подходить  к оценке состояния здоровья человека;
  • овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания об оздоровительных свойствах движений;
  • повышать уровень компетентности в области наук о человеке и его
    здоровье: биологии, анатомии, биомеханики, физиологии: стресс, его  фазы, виды,  методы и средства снятия стресса, стрессо-профилактика;
  • повышать уровень мотивации здоровья и здорового образа жизни;
  • практически выполнять дыхательные гимнастики, сохранять и преумножать здоровье;
  • применять методы аутотренинга, психологической саморегуляции;
  •  применять информацию об иммунитете и прививках;
  • знать и уметь применять методы оказания скорой доврачебной помощи;
  • рационально организовывать свою жизнедеятельность, применять стратегию и тактику оздоровительной работы;
  • составлять индивидуальные программы оздоровления.

Источники информации

Список литературы для педагога:

Л. П. Анастасова, В. С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко. Формирование здорового образа жизни по

дростков. М.: «Вентана – Граф», 2005

Браун Л. Имидж — путь к успеху. СП:., 1996.

Г. А. Воронина, М. З. Фёдорова. Основы рационального питания. М.: «Вентана – Граф», 2009А. А Демезер. Домоводство М.: Селъхозизд.1956

З.А.Мельникова. Лекарственные растения в каждом доме, М., Адонис, 2004
Лопуга Е. В. Культура здоровья. М., 2006.

Н. А. Пугал, Е. В. Ворошилова, Р. Д. Маш, В. И. Беляев. Биология. Человек: практикум по гигиене. М.: «Аркти», 2002

Редфорд Д. Семейная ароматерапия. Минск, 1997.

З.Г. Татаринов. Анатомия и физиологии. М-, Медицина: 2007;

Список литературы для учащихся:

Бушер X. Какой цвет вам к лицу. М., 1997.
Вингейт Ф., Эверетт Ф. Как стать привлекательной. М., 2002.
Лид Б.И. Твой стиль. М., 1999.
М. З. Фёдорова, В. С.Кучменко, Г. А. Воронина. Экология человека. Культура здоровья: пособие для учащихся 8 класса. М.: «Вентана – Граф», 2007

Видеоматериалы и компьютерные тренажеры по анатомии и физиологии человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Азбука безопасности на дорогах"

Данная программа содержит пояснительную записку, описание содержание занятий, учебно-тематическое планирование и используемую литературу....

Программа элективного курса "Азбука исследователя" для 9 класса

Программа элективного курса "Азбука исследователя" позволяет организовать исследовательскую деятельность девятиклассников не только по химии, но и по смежным областям накки....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики" написана в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы....

Рабочая программа Элективного курса по ОБЖ «АЗБУКА ТУРИЗМА» В соответствии с ФГОС

Рабочая программаЭлективного курса по  ОБЖ«АЗБУКА ТУРИЗМА»В соответствии с ФГОС...

Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....

рабочая программа элективного курса "Азбука гражданина"

Цель программы обучения: сформировать у учащихся целостное представления о конституционном праве как отдельной отрасли права, познакомиться с его историей, источниками, нормами.Задачи программы обучен...